Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 26.11.2010

Приближение к власти губительно

 Пространство Литинститута, чудесным образом связанное с временем, да что там с временем, целой историей русской литературы, столкнуло меня в знаменитой, Долматовской, одиннадцатой аудитории с Евгением Рейном. На всё интервью – не более четверти часа. И как, спрашивается, уместить в этот временной континиум сотни, тысячи вопросов, которые интересны, которые волнуют, которые… хочется задать. Рукопожатие и мысль о том, что эту руку до меня пожимали Ахматова и Бродский. Убираю священный трепет, но, видно, оставляю излишний, по мнению мастера, пафос, когда задаю свой первый вопрос. «О роли великой личности в истории спорят. Роль вашей личности в истории литературы бесспорно велика. Вижу, вы не совсем согласны со мной?» Рейн скромен, очень скромен и сразу же пресекает разговоры о собственном величии – мол, о своей личности пусть рассуждают другие… Поэтому свожу разговор к теме успеха.

 

Евгений РЕЙН
Евгений РЕЙН

– Ев­ге­ний Бо­ри­со­вич, что есть, по-ва­ше­му, ус­пех? И что есть ме­ри­ло ус­пе­ха? Воз­мож­но ли быть ус­пеш­ным твор­цом или это вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щие по­ня­тия?

– Ко­неч­но, воз­мож­но, хо­тя для каж­до­го че­ло­ве­ка всё про­ис­хо­дит по-раз­но­му. Рус­ская ли­те­ра­ту­ра яв­ля­ет со­бой са­мые раз­но­об­раз­ные при­ме­ры, от пол­но­го при­зна­ния, как это бы­ло в слу­чае с Львом Тол­стым, Не­кра­со­вым, До­сто­ев­ским, до оцен­ки круп­ней­ших до­сти­же­ний лишь ча­с­тич­но, в уз­ком смыс­ле. Взять ис­то­рию Тют­че­ва, на­при­мер. Его твор­че­ст­во бы­ло при­зна­но и при жиз­ни, но об­щее при­зна­ние при­шло поз­же, по­то­му что Тют­че­ва как ве­ли­чай­ше­го рус­ско­го фи­ло­соф­ско­го по­эта-ли­ри­ка оце­ни­ли толь­ко сим­во­ли­с­ты, и та­ких при­ме­ров не­ма­ло… А вот круп­ней­ше­го рус­ско­го по­эта Ин­но­кен­тия Ан­нен­ско­го оце­ни­ли толь­ко по­сле его смер­ти… Тут у каж­до­го своя судь­ба, ино­гда име­на воз­вра­ща­ют­ся, не­ко­то­рых за­бы­ва­ют – вот Ле­о­нид Ан­д­ре­ев был ког­да-то не­ве­ро­ят­но зна­ме­нит, про­слав­лен, прак­ти­че­с­ки по­сле смер­ти Тол­сто­го он был са­мым из­ве­ст­ным рус­ским про­за­и­ком. Но сей­час об этом ма­ло кто го­во­рит, и ко­ли­че­ст­во его по­чи­та­те­лей све­де­но до ми­ни­му­ма. Но, мо­жет быть, к Ан­д­ре­е­ву ещё вер­нут­ся: он был да­ле­ко не бес­та­лан­ный че­ло­век. В об­щем, окон­ча­тель­ная оцен­ка при­хо­дит по­сле смер­ти. Та­ко­вая при­шла и к Бло­ку, и к Есе­ни­ну, так что это ин­ди­ви­ду­аль­ная очень про­бле­ма…

– Од­на­ко вы бы­ли, есть и бу­де­те ус­пеш­ны дол­гое вре­мя. Ва­ши про­из­ве­де­ния да­же вклю­че­ны в спи­сок по со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре, обя­за­тель­ной для изу­че­ния. Воз­мож­но, это не­кий ру­беж, сиг­нал к то­му, что мож­но уже, на­ко­нец, по­чи­вать на ла­в­рах и по­лу­чать удо­воль­ст­вие про­сто от жиз­ни?

– Ко­неч­но, это вы­зы­ва­ет у ме­ня оп­ре­де­лён­ную гор­дость. Но я не ду­маю, что да­же то са­мое скром­ное, что я сде­лал, мож­но бы­ло бы оце­нить уже сей­час. Не­об­хо­ди­мо, что­бы был за­вер­шён жиз­нен­ный путь со­чи­ни­те­ля. Ну что я мо­гу ска­зать – да, не­ко­то­рые мои сти­хи во­шли в учеб­ни­ки, ан­то­ло­гии, и тем не ме­нее я про­дол­жаю пи­сать и ду­маю, что всё это мож­но бу­дет пра­виль­но оце­нить толь­ко впос­лед­ст­вии.

– Вы ак­тив­ный тво­рец, не толь­ко про­фес­си­о­нал, но и лю­би­тель ли­те­ра­ту­ры. Ка­кая кни­га за­ни­ма­ет пер­вое ме­с­то в ва­шем спи­с­ке про­из­ве­де­ний, обя­за­тель­ных к про­чте­нию?

– Ра­зу­ме­ет­ся, это не од­на кни­га. На­чи­ная с Биб­лии, да­лее к Пуш­ки­ну и ро­ма­нам Тол­сто­го и До­сто­ев­ско­го, ли­ри­ке Бло­ка и да­лее, да­лее. В ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ре это, ко­неч­но, «Дон Ки­хот» Сер­ван­те­са, про­из­ве­де­ния Воль­те­ра, Дик­кен­са и сти­хи ве­ли­ких ан­г­лий­ских по­этов – Коль­ри­д­жа, Ворд­с­вор­та, Са­у­ти… Не мо­гу вы­де­лить од­ну кни­гу, хо­тя не­ко­то­рые я люб­лю осо­бен­но, на­при­мер, «Ро­бин­зо­на Кру­зо» – я счи­таю, что это од­на из са­мых за­ме­ча­тель­ных и ве­ли­ких книг в ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры.

– Ваш лю­би­мый ге­рой Ро­бин­зон вы­жил по­бе­ди­те­лем, и вы очень с ним схо­жи – тво­ри­те, пре­по­да­ё­те, се­е­те ра­зум­ное и веч­ное. А с ка­кой ин­тен­сив­но­с­тью вы в по­след­нее вре­мя пи­ше­те сти­хи?

– Сей­час го­раз­до ре­же, да и воз­раст уже не тот – мне в этом го­ду 75 лет… Есть ред­кие слу­чаи, ког­да по­эты пи­са­ли в ста­ро­сти ин­тен­сив­но – вот, ска­жем, Гё­те и наш ве­ли­кий Афа­на­сий Фет… А, к при­ме­ру, Тют­чев мень­ше уже пи­сал. Но боль­шин­ст­во по­этов к это­му вре­ме­ни уже ска­за­ли мно­гое из то­го, что им над­ле­жит ска­зать. Я стал пи­сать го­раз­до мень­ше.

– За по­след­ние два-три го­да сколь­ко сти­хов?

– Ну, я на­пи­сал где-то пол­то­ра де­сят­ка…

– Ко­го вы счи­та­е­те ва­ши­ми учи­те­ля­ми в ли­те­ра­ту­ре?

– Мно­гих, мно­гих… И Пуш­ки­на, и Не­кра­со­ва, и Ан­нен­ско­го, и Ах­ма­то­ву, Куз­ми­на – мно­гих. У ме­ня нет ка­ко­го-то оди­ноч­но­го учи­те­ля – я учил­ся у всей рус­ской по­эзии.

– Вро­де как учить­ся на­до у всех ве­ли­ких и всю жизнь. Од­на­ко на­чи­на­ют все в раз­ное вре­мя. «По­зд­но­ва­то на­чи­на­е­те!» – вы­крик­ну­ли ког­да-то не­мо­ло­до­му уже Смок­ту­нов­ско­му. На­чи­на­ю­щий пи­са­тель пре­клон­ных лет – это не­ле­по, смеш­но, без­рас­суд­но? Или твор­цов нуж­но взра­щи­вать с мла­дых ног­тей, учить ле­тать, пи­сать?

– Опять-та­ки, это свя­за­но толь­ко с судь­бой. Мы зна­ем очень круп­ных по­этов, ко­то­рые по­зд­но на­ча­ли тво­рить. Иван Коз­лов, на­при­мер, по мо­е­му мне­нию, вы­да­ю­щий­ся по­эт, од­на­ко он на­чал пи­сать в 44 го­да. В об­щем, ко­неч­но, по­эт – это мо­ло­дой че­ло­век, и нам из­ве­ст­ны, на­обо­рот, по­ра­зи­тель­ные слу­чаи, ис­то­рия Ар­тю­ра Рем­бо, на­при­мер, ко­то­рый в 21 год уже за­кон­чил пи­сать… Он со­здал за че­ты­ре го­да всё, что нам ка­жет­ся та­ким дра­го­цен­ным в его на­сле­дии. Но я ду­маю, что по­эзия – де­ло мо­ло­дых, двад­ца­ти­лет­них.

– Зву­чит оп­ти­ми­с­тич­но и ра­ду­ет мо­ло­дых пи­са­те­лей, ко­то­рых ве­ли­кие ча­с­тень­ко ни в грош не ста­вят, спа­си­бо. Од­на­ко чи­та­тель не про­стит мне, ес­ли в раз­го­во­ре с му­д­рым пи­са­те­лем я не за­дам во­про­сы о глу­бо­ком, о том, о чём в про­сто­те не ска­жешь. У вас есть своя, соб­ст­вен­но­руч­но со­здан­ная жиз­нен­ная фи­ло­со­фия? По­де­ли­тесь, по­жа­луй­ста.

– Нет, нет та­ко­вой. Я, во-пер­вых, по­эт, а не фи­ло­соф, я всю жизнь раз­мы­ш­ляю, ду­маю, на раз­ных эта­пах сво­ей жиз­ни. Воз­мож­но, ча­с­тень­ко оце­ни­ваю что-то по-раз­но­му в раз­ное вре­мя… Ни­ка­кой чёт­ко очер­чен­ной ог­ра­ни­чен­ной жиз­нен­ной фи­ло­со­фии у ме­ня нет. Жи­ву, как все лю­ди на бе­лом све­те.

– Спрос на куль­ту­ру, ду­хов­ность в со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве пе­ре­про­из­вод­ст­ва ма­те­ри­аль­ных цен­но­с­тей упал до кри­ти­че­с­ко­го ми­ни­му­ма. Под­ска­жи­те, по­жа­луй­ста, вы­ход из это­го без­вы­ход­но­го по­ло­же­ния. Или всё-та­ки есть свет в кон­це тон­не­ля?

– Вы зна­е­те, не ду­маю, что­бы вот так вот спрос упал… Спрос на куль­ту­ру дви­жет­ся вол­но­об­раз­но, так же как и пред­ло­же­ние. Дей­ст­ви­тель­но, мы пе­ре­жи­ва­ем эпо­ху ухо­да от чте­ния и ос­мыс­ле­ния про­чи­тан­но­го в раз­но­об­раз­ные тех­ни­че­с­кие нов­ше­ст­ва, СМИ, Ин­тер­нет и так да­лее… Но ведь яс­но, что без куль­ту­ры че­ло­ве­че­с­кое об­ще­ст­во жить не мо­жет, оно пре­вра­ща­ет­ся в ста­до – да­же не жи­вот­ных, а ещё ху­же, чем жи­вот­ные. Я ду­маю, что спрос на куль­ту­ру в Рос­сии вы­ра­с­тет, как толь­ко Рос­сия хоть не­мно­го опо­мнит­ся и вста­нет на но­ги. Куль­тур­ные по­треб­но­с­ти, бе­зус­лов­но, вы­ра­с­тут то­же, и ни­ка­кой Ин­тер­нет нам пе­чат­ные кни­ги не за­ме­нит. И ес­ли Рос­сия всё-та­ки ду­ма­ет ос­та­вать­ся стра­ной ве­ли­кой судь­бы, она долж­на опи­рать­ся на свою куль­ту­ру – тем бо­лее что мы име­ем дей­ст­ви­тель­но ве­ли­кую куль­ту­ру и ве­ли­кую ли­те­ра­ту­ру.

– Как вы ду­ма­е­те, мо­жет ли по­эт, пи­са­тель стать вли­я­тель­ным ли­цом в го­су­дар­ст­ве? Вы хо­те­ли бы не­сти на се­бе сию от­вет­ст­вен­ность?

– Нет, аб­со­лют­но. Я счи­таю, что ли­те­ра­тор, а тем бо­лее по­эт, ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к вла­с­ти не име­ет и не дол­жен иметь, он ско­рее бу­дет все­гда оп­пор­ту­ни­с­том, кри­ти­ком вла­с­ти. При­бли­же­ние к вла­с­ти гу­би­тель­но. Ис­то­рия Ма­я­ков­ско­го и Горь­ко­го – при­мер пе­чаль­ный…

– Вам нра­вит­ся жить сей­час – в эпо­ху пе­ре­мен? Тех­ни­че­с­ко­го про­грес­са? Ген­но-мо­ди­фи­ци­ро­ван­ной куль­ту­ры? Вир­ту­аль­ных от­но­ше­ний?

– У ме­ня нет дру­гой жиз­ни. Я не жи­ву в ка­те­го­ри­ях «нра­вит­ся – не нра­вит­ся»… По­ка мы до­воль­ны жиз­нью, жизнь про­дол­жа­ет­ся. Это моё вре­мя, моя эпо­ха, ни­че­го дру­го­го мне не да­но, и я дол­жен к ней, жиз­ни со­вре­мен­ной, при­спо­со­бить­ся и её по­нять, вот и всё. И, ко­неч­но, най­ти ка­кое-то своё ме­с­то в ней.


Беседу вёл Борис КУТЕНКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования