Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50. 10.12.2010

Сказание о мудром кентавре

Он рас­ска­зы­вал мне, что ча­с­то ви­дит се­бя во сне кен­та­в­ром. Ощу­ща­ет, как ран­ним но­ябрь­ским ут­ром, на­ка­ну­не сво­е­го дня рож­де­ния ска­чет по соп­кам се­дан­кин­ско­го ред­ко­ле­сья. Как сте­рео­звук шур­ша­щей ли­ст­вы и то­по­та ко­пыт да­ле­ко раз­но­сит­ся по ок­ре­ст­но­с­ти. Как поч­ву, по­лу­чив­шую му­с­куль­ный им­пульс, дрожь про­би­ра­ет до ко­с­тей… На­ту­раль­но до ко­с­тей тех не­сча­ст­ных, кто был рас­ст­ре­лян и по­хо­ро­нен на скло­нах Се­дан­ки, бли­жай­ше­го ку­рорт­но­го при­го­ро­да Вла­ди­во­с­то­ка, в да­лё­кие ста­лин­ские трид­ца­тые го­ды.

Ви­ди­мо, сно­ви­де­ния бы­ли на­ве­я­ны мно­го­лет­ней то­с­кой ин­ва­ли­да, ли­шён­но­го воз­мож­но­с­ти чув­ст­во­вать зем­лю но­га­ми. Дет­ская фан­та­зия по­эта да­ва­ла ему воз­мож­ность ощу­щать в меч­тах своё пре­уве­ли­чен­но силь­ное, с при­вку­сом го­ре­чи чет­ве­ро­но­гое сча­с­тье.

Рож­дён­ный под зна­ком Стрель­ца (30 но­я­б­ря 1940), Алек­сандр Пе­т­ро­вич Ро­ма­нен­ко и впрямь чем-то по­хо­дил на кен­та­в­ра. То ли тем, что при ходь­бе опи­рал­ся на ко­с­ты­ли и как бы имел че­ты­ре ниж­ние ко­неч­но­с­ти, то ли тем, что был до­б­рым и му­д­рым на­став­ни­ком...

Он был бо­ро­дат, лох­мат, как лев, и са­дил­ся на стул впо­ло­бо­ро­та, так, что­бы ко­с­ты­ли опе­реть о спин­ку сту­ла. Ког­да за­го­ва­ри­вал со мной, то пе­ре­дви­гал в мою сто­ро­ну свои не­по­слуш­ные но­ги при по­мо­щи рук.

Он стре­мил­ся к об­ще­нию, ему не хва­та­ло со­бе­сед­ни­ка, слу­ша­те­ля, а ког­да я к не­му при­хо­дил в гос­ти, то он всё рав­но ос­та­вал­ся во­оду­шев­лён­но оди­но­ким.

 

Алек­сан­д­ра Ро­ма­нен­ко в При­мо­рье счи­та­ли про­ро­ком. Он три го­да на­хо­дил­ся меж­ду жиз­нью и смер­тью. Но умер не от лу­че­вой бо­лез­ни, а в ав­то­ка­та­с­т­ро­фе. Се­го­дня это­го не­о­быч­но­го по­эта тер­мо­ядер­ных за­ка­тов вспо­ми­на­ет Иван Ше­пе­та.

 

Иван ШЕПЕТА
Иван ШЕПЕТА

Мне бы­ло де­вят­над­цать.

Ду­маю, что сти­хи мои ему «не по­ка­за­лись», по­то­му что он, по су­ще­ст­ву, от об­суж­де­ния мо­ей ру­ко­пи­си ук­ло­нил­ся и пе­ре­вёл раз­го­вор в те­о­ре­ти­че­с­кую пло­с­кость. По­том чи­тал свои сти­хи, ко­то­рые мне то­же «не по­ка­за­лись», но по­эт про­сил ком­мен­ти­ро­вать, и я, что-то не­о­пре­де­лён­ное, но ни­как не гре­ю­щее, про­буб­нив, умол­кал со­вер­шен­но бес­такт­но. Я на­хо­дил­ся в тот мо­мент под впе­чат­ле­ни­ем вы­чур­ных ме­та­фор Ан­д­рея Воз­не­сен­ско­го. От­сут­ст­вие та­ко­вых бы­ло рав­но­силь­но от­сут­ст­вию по­эзии.

Для Ро­ма­нен­ко по­эзия бы­ла по­лё­том ду­ши, фан­та­зии, мыс­ли, поч­ти ни­как не свя­зан­ных со сло­вом. Он ча­с­то опи­сы­вал эти по­лё­ты, сю­жет­но и от­ст­ра­нён­но. Ес­ли уб­рать ритм и риф­мы, то поч­ти так, как это де­ла­ют про­за­и­ки-эс­се­и­с­ты. Не слу­чай­но в его сбор­ни­ках ор­га­нич­но при­сут­ст­во­ва­ли про­за­и­че­с­кие ми­ни­а­тю­ры.

А для ме­ня по­эзия бы­ла ис­кус­ст­вом сло­ва, ког­да из не­о­жи­дан­ных со­че­та­ний, как по­сле ма­ни­пу­ля­ций фо­кус­ни­ка, воз­ни­ка­ет но­вая ре­аль­ность.

Че­ло­ве­ку, пе­ре­нёс­ше­му лу­че­вую бо­лезнь и три го­да на­хо­дя­ще­му­ся меж­ду жиз­нью и смер­тью, жизнь са­ма по се­бе бы­ла и чу­дом, и по­эзи­ей од­но­вре­мен­но. Сти­хи он срав­ни­вал со сле­дом от ре­ак­тив­но­го са­мо­лё­та, ре­зуль­та­том вы­со­ко­го го­ре­ния. Что сти­хи? – шлак, пар и зо­ла. Глав­ное – сам по­лёт.

Уяз­ви­мость по­зи­ции мо­е­го взрос­ло­го то­ва­ри­ща со­сто­я­ла в том, что чи­та­тель, гля­дя на не­лов­ко сриф­мо­ван­ные стро­ки, мог за­про­с­то ска­зать са­к­ра­мен­таль­ное «не ве­рю», за­сом­не­вать­ся, что по­лёт и вы­ход в ко­с­мос име­ли ме­с­то.

Сла­бым ме­с­том мо­их воз­зре­ний бы­ло то, что меж­ду ил­лю­зи­ей ис­кус­ст­ва и ре­аль­но­с­тью я вы­би­рал ил­лю­зию, а жизнь бы­ла про­сто по­во­дом для фо­ку­са пре­вра­ще­ния двух и бо­лее слов в не­что боль­шее, чем их про­стая сум­ма. Бы­ло яй­цо – оп! – цып­лё­нок. Ди­а­лек­ти­ка, фи­ло­ло­ги­че­с­кое кунг-фу.

Яс­но, что при та­ком под­хо­де к де­лу я не мог иметь учи­те­ля.

Фо­кус за­ни­мал моё во­об­ра­же­ние ров­но столь­ко вре­ме­ни, по­ка я не по­ни­мал, как он де­ла­ет­ся.

Од­на­ко не­что боль­шее, чем про­стое лю­бо­пыт­ст­во и ли­те­ра­тур­ное со­пер­ни­че­ст­во, влек­ло нас друг к дру­гу. По­хо­же, что – судь­ба. Мы оба всма­т­ри­ва­лись друг в дру­га, как в за­ту­ма­нен­ное зер­ка­ло, каж­дый – что­бы луч­ше раз­гля­деть се­бя.

Ку­ра­тор на­шей 312-й груп­пы фил­фа­ка Е.А. Пер­ву­ши­на (ка­жет­ся, это бы­ло в 1975 го­ду) при­гла­ша­ла по­эта для чте­ния сво­их сти­хов. На удив­ле­ние, Алек­сандр Ро­ма­нен­ко, за ус­пех ко­то­ро­го я уже ис­крен­не пе­ре­жи­вал, про­из­вёл впол­не бла­го­при­ят­ное впе­чат­ле­ние на мо­их со­курс­ни­ков.

По-взрос­ло­му мы ста­ли об­щать­ся с по­этом уже в вось­ми­де­ся­тых го­дах, ког­да я, вер­нув­шись из ар­мии, же­нил­ся и за­жил осед­ло в по­сёл­ке Вос­ток. По­том до­учи­вал­ся за­оч­но, бо­рол­ся на пер­вен­ст­вах го­ро­да и края, при­ез­жал с де­ть­ми на со­рев­но­ва­ния по сам­бо, каж­дый раз по­яв­ля­ясь у не­го в квар­ти­ре на Пар­ти­зан­ском про­спек­те или на Се­дан­ке, в до­ме у тё­щи по ули­це Чай­ков­ско­го. Он был един­ст­вен­ным ли­те­ра­то­ром, с кем я на­хо­дил­ся, вы­ра­жа­ясь со­вре­мен­ным язы­ком, «в кон­так­те». До­ма у ме­ня хра­нит­ся при­лич­ная пач­ка его пи­сем, по­след­нее в сво­ём ро­де эпи­сто­ляр­ное сви­де­тель­ст­во в ка­нун эпо­хи эле­к­трон­ных по­сла­ний.

Опыт, по­лу­чен­ный мною в со­вет­ской ар­мии, был срод­ни уго­лов­но­му. Ро­ман­тизм, как пыль­ца на кры­ль­ях ма­ха­о­на, пой­ман­но­го в са­чок и без­жа­ло­ст­но взя­то­го за кры­ло, слег­ка по­ис­тёр­ся. Пе­ре­чи­ты­вая Ан­д­рея Воз­не­сен­ско­го, я уже не по­лу­чал преж­не­го эс­те­ти­че­с­ко­го удо­воль­ст­вия. В нём мне уже не хва­та­ло под­лин­ной жиз­ни че­ло­ве­че­с­ко­го серд­ца. Я не за­ме­тил, как по­эзия ста­ла для ме­ня са­мой на­сто­я­щей ре­аль­но­с­тью, ку­да бо­лее ре­аль­ной, чем об­сто­я­тель­ст­ва внеш­ней жиз­ни.

Ког­да я пи­сал дип­лом по ли­ри­ке Ген­на­дия Лы­сен­ко (1983), Алек­сандр Пе­т­ро­вич с рев­ни­вым лю­бо­пыт­ст­вом сле­дил за из­ги­ба­ми мо­ей мыс­ли. Ему ка­за­лось не­ве­ро­ят­ным, что я при­знаю за пер­во­ста­тей­но­го по­эта не сто­лич­но­го ин­тел­лек­ту­а­ла, а ме­ст­но­го сти­хо­твор­ца, риф­му­ю­ще­го про об­руб­ку ста­ли. На­ши спо­ры о том, что та­кое по­эзия, пе­ре­шли в та­кую ста­дию, ког­да он, по­чув­ст­во­вав не­со­кру­ши­мую си­лу мо­ей на­тре­ни­ро­ван­ной пра­во­ты, все­рьёз за­ду­мал­ся о се­бе. Кто он? Не один ли из тех иг­ро­ков в по­эзию, ко­то­рых ви­ди­мо-не­ви­ди­мо и сво­их, и при­ез­жих.

Ещё боль­шее впе­чат­ле­ние на Ро­ма­нен­ко про­из­ве­ло моё от­но­ше­ние к Со­ю­зу пи­са­те­лей, ку­да все стре­ми­лись всту­пить, и Ро­ма­нен­ко то­же стре­мил­ся, а я – да­же не пла­ни­ро­вал. В тот мо­мент мною всё при­но­си­лось в жерт­ву поч­ти ре­ли­ги­оз­но­му слу­же­нию ям­бам, и вёл я се­бя прак­ти­че­с­ки как про­рок, но­си­тель по­след­ней ис­ти­ны.

В 1987 го­ду на вол­не но­вых де­мо­кра­ти­че­с­ких ве­я­ний Со­юз пи­са­те­лей и ме­ст­ный ком­со­мол про­ве­ли ре­ги­о­наль­ный смотр та­лан­тов, в ко­то­ром я по на­сто­я­нию Алек­сан­д­ра Пе­т­ро­ви­ча при­нял уча­с­тие.

Ког­да по­эт при об­суж­де­нии сти­хов пря­тал в бо­ро­де лу­ка­вую од­но­зу­бую улыб­ку, то чем-то на­по­ми­нал до­б­ро­го ска­зоч­но­го пер­со­нажа – гно­ма. Так не по­хож он был на лю­дей, ко­то­рые го­то­вы, «в круг схо­дясь, оп­лё­вы­вать друг дру­га».

По­мню, как он си­дел, об­хва­тив го­ло­ву ру­ка­ми, опе­шив­ший от на­ка­ла стра­с­тей. Для не­го по­эзия бы­ла от­ду­ши­ной, рай­ским ме­с­том, но ни­как не ри­с­та­ли­щем граж­дан­ских и лич­ных ам­би­ций. Я же, на­про­тив, чув­ст­во­вал се­бя как ры­ба в во­де в раз­вер­нув­шей­ся по­ле­ми­ке. В на­шем «де­мо­кра­ти­че­с­ком» се­ми­на­ре я был един­ст­вен­ным, кто пи­сал сти­хи в стол­бик, с пол­но­цен­ной риф­мой, за что и под­верг­ся друж­ной ата­ке не­фор­ма­лов. Ата­ка бы­ла лег­ко, не­при­нуж­дён­но от­би­та с боль­ши­ми мо­раль­ны­ми по­те­ря­ми для на­па­дав­ших. Ос­таль­ные риф­мо­валь­щи­ки ту­со­ва­лись в дру­гом се­ми­на­ре, над ко­то­рым хищ­но па­рил ком­со­моль­ско-пар­тий­ный кор­шун БЛа-БЛа-БЛа. На­ли­чие двух се­ми­на­ров в не­ли­те­ра­тур­ном го­ро­де Вла­ди­во­с­то­ке фик­си­ро­ва­ло про­изо­шед­ший рас­кол пи­са­тель­ской сре­ды по по­ли­ти­че­с­ким мо­ти­вам. Рас­кол об­ще­ст­ва ещё толь­ко на­ме­чал­ся.

Ка­жет­ся, в том же 1987 го­ду или чуть поз­же при­зва­ли в ар­мию сы­на Мак­си­ма, и Алек­сандр Пе­т­ро­вич, в смя­те­нии и ужа­се вспо­ми­ная мои ге­ро­и­че­с­кие бас­ни про ар­мию, со­ве­то­вал­ся, как быть. По за­ко­ну и он, и его же­на как ин­ва­ли­ды мог­ли ос­та­вить сы­на при се­бе. В кон­це кон­цов, по­сле не­сколь­ких ме­ся­цев служ­бы в мор­пе­хах, Мак­си­ма, ис­ху­дав­ше­го, за­трав­лен­но­го, вер­ну­ли ро­ди­те­лям, ну не Ахил­лес он ока­зал­ся – под­твер­ди­лось худ­шее из то­го, о чём я со сма­ком рас­ска­зы­вал.

В 1990 го­ду у Ро­ма­нен­ко вы­шла тре­тья книж­ка сти­хов с ха­рак­тер­ным на­зва­ни­ем «ТРЕ­ТЬЯ СТЕ­ПЕНЬ СВО­БО­ДЫ», и он по­да­рил мне эк­земп­ляр со сле­ду­ю­щей над­пи­сью «Ва­не Ше­пе­те – иг­ра­ю­ще­му мо­е­му тре­не­ру в это пре­крас­ное смут­ное вре­мя».

Это бы­ло ес­ли и не зна­ком при­зна­ния со сто­ро­ны стар­ше­го то­ва­ри­ща, то шут­кой, в ко­то­рой, как во­дит­ся, бы­ла до­ля ис­ти­ны.

Вре­мя и впрямь бы­ло смут­ным. В по­след­них ор­газ­ма­ти­че­с­ких су­до­ро­гах со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры я по­лу­чил удо­воль­ст­вие быть на­пе­ча­тан­ным в од­но­имён­ном её жур­на­ле «Со­вет­ская ли­те­ра­ту­ра» на ев­ро­пей­ских язы­ках, по­том в «Но­вом ми­ре» и «Ли­те­ра­тур­ной учё­бе». Мне на го­ло­ву не­ждан­но-не­га­дан­но се­ла ма­лень­кая ли­те­ра­тур­ная птич­ка слав­ка и, по обык­но­ве­нию, на­га­ди­ла. Ни­кто из пи­са­те­лей во Вла­ди­во­с­то­ке мо­е­му ус­пе­ху не об­ра­до­вал­ся. Мне по­ка­за­лось, что и Алек­сандр Пе­т­ро­вич в этот мо­мент вну­т­рен­не обо­со­бил­ся от ме­ня. Мы не ста­ли ре­же встре­чать­ся, но чёр­ная кош­ка вза­им­ной на­сто­ро­жен­но­с­ти уже тёр­лась у на­ших ног.

В пе­ри­од раз­ва­ла СССР и ель­цин­ско­го со­до­ма пер­вых лет РФ, воль­но или не­воль­но, Алек­сандр Пе­т­ро­вич стал сви­де­те­лем мо­е­го «де­мо­кра­ти­че­с­ко­го» ку­ра­жа.

В это вре­мя пла­не­та на­хо­ди­лась под силь­ным вли­я­ни­ем со­звез­дия Скор­пи­о­на.

Уви­дев ме­ня в ав­гу­с­те 1991 го­да в ком­па­нии не­кой за­муж­ней кра­са­ви­цы, по­эт, гля­дя мне в гла­за, как че­ло­век, на ко­то­ро­го сни­зо­ш­ло оза­ре­ние, ска­зал: «Те­бе – ко­нец!»

Я не по­нял тог­да по­че­му, но при­го­вор за­пом­нил.

И вправ­ду по­эт ока­зал­ся про­ро­ком. На дол­гие го­ды я умолк, сти­хи не пи­са­лись. Ес­ли рань­ше я не мог не пи­сать, то те­перь спо­кой­но об­хо­дил­ся без это­го.

Ле­том 1993 го­да, тор­гуя ки­тай­ски­ми ово­ща­ми, я сни­мал за 150 дол­ла­ров в ме­сяц квар­ти­ру по­эта на Пар­ти­зан­ском про­спек­те. Алек­сандр Пе­т­ро­вич с вы­ра­же­ни­ем не­до­уме­ния на ли­це на­блю­дал ме­ня в ок­ру­же­нии сов­сем уже юных ве­с­та­лок. До сих пор жа­лею, что поз­во­лил се­бе жить у не­го, луч­ше б я эти дол­ла­ры про­сто по­да­рил. Хо­тя… как по­да­рил бы? Ему важ­но бы­ло ощу­щать се­бя му­жи­ком, до­быт­чи­ком. Ра­ди это­го он, ин­ва­лид 1-й груп­пы, ра­бо­тал в жур­на­ле ДВНЦ. Ра­ди это­го в со­вет­ское вре­мя упор­но до­би­вал­ся ли­те­ра­тур­но­го при­зна­ния – тог­да за сти­хи пла­ти­ли.

Умер­ла же­на, вер­нул­ся из Моск­вы сын Мак­сим, окон­чив­ший Гне­син­ку, по­да­вав­ший на­деж­ды му­зы­кант и рок-пе­вец. На «Сла­вян­ском ба­за­ре» Мак­сим по­де­лил 3-е ме­с­то со сво­им од­но­курс­ни­ком На­сы­ро­вым, на всю стра­ну за­пев­шим «Маль­чик хо­чет в Там­бов». Ра­бо­ты не бы­ло ни в Моск­ве, ни во Вла­ди­во­с­то­ке, но здесь хо­тя бы был дом у ба­буш­ки, бы­ло, где жить. В кон­це кон­цов, по­сле мно­гих мы­тарств сын же­нил­ся и стал пра­во­слав­ным свя­щен­ни­ком.

Я ра­зо­ча­ро­вал­ся в ли­те­ра­ту­ре и на­по­ми­нал по­па-рас­ст­ри­гу, ко­то­ро­го за­ин­те­ре­со­ва­ла жизнь как та­ко­вая, со все­ми её бе­зо­б­ра­зи­я­ми. На по­этов я уже смо­т­рел как на не­до­де­лан­ных муж­чин, а не как на оду­хо­тво­рён­ных жре­цов свет­ско­го куль­та.

Не­сколь­ко лет, са­мых кри­ми­наль­ных в ис­то­рии стра­ны, мы не встре­ча­лись. По­мню, как в ап­ре­ле 2002 го­да я объ­я­вил­ся у Ро­ма­нен­ко на ка­зён­ной ма­ши­не, с лич­ным во­ди­те­лем. На­сто­я­щий но­вый рус­ский – из­но­сив­ший­ся, по­тол­стев­ший. Ма­с­ка ужа­са так и не со­шла с ли­ца по­эта до кон­ца на­шей бе­се­ды, как я ни пы­тал­ся снять на­пря­же­ние шут­ка­ми. По за­ко­нам ди­а­лек­ти­ки до­б­ро, об­ра­с­тая ку­ла­ка­ми, руб­ля­ми и дол­ла­ра­ми, ста­но­ви­лось не­от­ли­чи­мым от зла.

Про­ща­ясь (ещё не зная, что – на­всег­да), Алек­сандр Пе­т­ро­вич про­тя­нул мне толь­ко что вы­шед­шую книж­ку «Пись­ма с Вос­то­ка». Я по­чув­ст­во­вал лёг­кий укол рев­но­с­ти: в са­мом на­ча­ле 90-х, по­мню, со­би­рал в па­поч­ку с та­ким за­го­лов­ком сти­хи для сле­ду­ю­щей по­сле «За­по­вед­ни­ка» кни­ги.

На ти­ту­ле я уви­дел над­пись «Ва­не Ше­пе­те На­всег­да 1974–2002 гг. для про­дол­же­ния бе­сед! АР 20.04.02». Над­пись по­лу­чи­лась про­ро­че­с­кая. Лич­ное вре­мя – тер­мин, мно­го­крат­но слы­шан­ный мною от Ро­ма­нен­ко, за­кан­чи­ва­лось, и на­ши бе­се­ды плав­но пе­ре­те­ка­ли в веч­ность.

Поз­же, чи­тая сбор­ник, впер­вые за дол­гий пе­ри­од на­ше­го об­ще­ния я по­нял вдруг, что имею де­ло с на­сто­я­щим по­этом, и мне ста­ло со­ве­ст­но, как бы­ва­ет со­ве­ст­но ве­ро­от­ступ­ни­ку, осо­знав­ше­му глу­би­ну сво­е­го па­де­ния. Тем бо­лее что в ком­мер­ции мои ус­пе­хи бы­ли не­со­по­с­та­ви­мо скром­нее.

Книж­ка по­лу­чи­лась. Здесь мно­гое со­шлось. И то, что я не пи­сал и мог смо­т­реть на его сти­хи, мыс­лен­но не вы­би­ра­ясь из-под об­лом­ков сво­их соб­ст­вен­ных. И то, что Юре Ка­бан­ко­ву, ре­дак­то­ру сбор­ни­ка, на мой взгляд, уда­лось ка­ким-то об­ра­зом сде­лать то, че­го не хва­та­ло преж­ним кни­гам: при­дать в хо­ро­шем смыс­ле сло­ва ли­те­ра­тур­ность на­бо­ру но­вых и пе­ре­ра­бо­тан­ных ста­рых тек­с­тов. По­яви­лось дол­го­ждан­ное ма­с­тер­ст­во, и це­ни­мое мною изя­ще­ст­во по­эти­че­с­ких же­с­тов.

Слиш­ком мед­лен­но я до­зре­вал до мыс­ли по­ра­до­вать ста­ри­ка сво­им при­зна­ни­ем – не ус­пел. Как знать, ска­жи я ему, что мне ста­ли нра­вить­ся его сти­хи, он мог бы ос­тать­ся в жи­вых. Я по­мню его про­щаль­ный взгляд за­со­би­рав­ше­го­ся в до­ро­гу че­ло­ве­ка. Он на­столь­ко до­ве­рял мо­е­му вку­су и так ждал мо­е­го одо­б­ре­ния, что тай­но стра­дал в 80-х, от­то­го что я, не го­во­ря вслух, «про се­бя», всё же не при­зна­вал за ним зна­чи­мо­го, са­мо­сто­я­тель­но­го по­эти­че­с­ко­го да­ро­ва­ния.

Он умер не сво­ей смер­тью, слов­но про­дол­жая спор со мной и стре­мясь со­от­вет­ст­во­вать не­пи­сан­ным пра­ви­лам, под­тверж­да­ю­щим его пра­ва – по­эта.

В 80-х я при­ез­жал к Ро­ма­нен­ко на «За­по­рож­це», до­став­шем­ся по на­след­ст­ву. В ко­лё­сах имен­но это­го ав­то­мо­би­ля по­эт уви­дел бы­с­т­рые и силь­ные но­ги кен­та­в­ра, так не­до­ста­ю­щие ему в жиз­ни. Как толь­ко по­яви­лись ино­мар­ки и «За­по­рож­цы» ста­ли сто­ить 200 дол­ла­ров, по­эт, по­мня мои ге­ро­и­че­с­кие ска­за­ния о про­хо­ди­мо­с­ти мо­ей ма­ши­ны в вер­хо­вь­ях се­вер­ных за­по­вед­ных рек в тай­фун «Джу­ди», ку­пил се­бе аж 3 шту­ки, чтоб с за­па­сом, – так и ез­дил, с ри­с­ком для жиз­ни, по­ка на се­дан­кин­ском пе­ре­крё­ст­ке не по­пал в ав­то­ка­та­с­т­ро­фу в 2002.

Его отец был граж­да­ни­ном США, и по за­ко­нам этой стра­ны по­эт мог стать аме­ри­кан­цем. Од­на­ко отец вер­нул­ся из эми­г­ра­ции. Не по­то­му, что в Аме­ри­ке жи­ли пло­хо, а по­то­му что хо­те­лось на Ро­ди­ну. Трак­тор, при­ве­зён­ный из Аме­ри­ки в СССР, не при­го­дил­ся.

В 1946 го­ду, маль­чиш­кой, он вы­учил­ся по­ни­мать япон­ский, и по­мнил, как его юных дру­зей вы­се­ли­ли с Са­ха­ли­на же­с­то­кие взрос­лые. Всю жизнь по­эт то­с­ко­вал по сво­е­му япон­ско­му дет­ст­ву, ино­гда слу­шал япон­ское ра­дио, уже прак­ти­че­с­ки ни­че­го не по­ни­мая.

Не толь­ко сло­во, но и судь­ба – ма­те­ри­ал, из ко­то­ро­го на­сто­я­щий по­эт тво­рит своё ис­кус­ст­во. По­верь­те, жизнь под­лин­но­го по­эта име­ет зна­че­ние для лю­дей, ин­те­ре­су­ю­щих­ся по­эзи­ей, по­то­му что его жизнь – по­учи­тель­ная ме­та­фо­ра, об­раз, так не­об­хо­ди­мый чи­та­те­лям. Раз­мы­ш­ляя над фе­но­ме­ном по­эта Алек­сан­д­ра Ро­ма­нен­ко, это осо­бен­но зри­мо по­ни­ма­ешь.

Он лю­бил её, жизнь. Це­нил. Не вы­ле­зал из боль­ниц и на­зы­вал се­бя ма­с­те­ром спор­та по вы­жи­ва­нию. Прой­дя свой Чер­но­быль, смог со­здать се­мью, ро­дить за­ме­ча­тель­но­го сы­на, ко­то­рый в свою оче­редь про­из­вёл на свет вну­ков. Сти­хи на­чал пи­сать в 27 лет, при­ко­ван­ный к по­сте­ли, а не по­ну­ка­е­мый тще­сла­ви­ем, как мно­гие, – стре­мясь вы­жить. Это бы­ла его един­ст­вен­ная воз­мож­ность. И смысл жиз­ни, и мо­лит­ва.

По ве­че­рам из ок­на его квар­ти­ры на Пар­ти­зан­ском про­спек­те от­кры­ва­лись ко­с­ми­че­с­кие пей­за­жи Амур­ско­го за­ли­ва. Для ме­ня те­перь эти ба­г­ро­вые, тер­мо­ядер­ные за­ка­ты до скон­ча­ния мо­е­го ве­ка бу­дут ас­со­ци­и­ро­вать­ся с име­нем по­эта Алек­сан­д­ра Ро­ма­нен­ко.

 

***

На мы­се Пе­с­ча­ном, на той сто­ро­не

И мо­ре, и не­бо в за­кат­ном ог­не.

Он так же гля­дел ве­че­ра­ми ту­да,

Где не­ба огонь от­ра­жа­ла во­да.

 

По во­ле то­го, кто от­сю­да не­зрим,

И мы это не­бо с то­бой от­ра­зим,

За­пу­тав в се­тях сти­хо­твор­ных сил­ков

Стру­я­щий­ся пла­мень в раз­рыв об­ла­ков.

 

Коль па­мять по­том­ков, как воз­дух, лег­ка,

Пусть па­мят­ник бу­дет – за­кат и стро­ка

О мы­се Пе­с­ча­ном, о той сто­ро­не,

О па­мя­ти веч­ной в за­кат­ном ог­не.

 

Это сти­хо­тво­ре­ние – од­но из пер­вых, ко­то­рое бы­ло на­пи­са­но мною по­сле дол­го­го пе­ре­ры­ва, под вли­я­ни­ем очи­с­ти­тель­ных мук со­ве­с­ти. И до сих пор, про­ся вдох­но­ве­ния над чи­с­тым ли­с­том бу­ма­ги, я ощу­щаю по­мощь, при­хо­дя­щую не­из­ве­ст­но от­ку­да – так, буд­то на од­но­го ан­ге­ла у ме­ня ста­ло боль­ше.


Иван ШЕПЕТА ,
г. ВЛАДИВОСТОК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования