Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50. 10.12.2010

Очередной закат реализма

 Ког­да я уз­нал о но­вом ла­у­ре­а­те пре­мии «Рус­ский Бу­кер», ко­то­рый при­суж­да­ет­ся за луч­ший ро­ман го­да, на­пи­сан­ный на рус­ском язы­ке, – при­шёл в за­ме­ша­тель­ст­во. Дол­го не знал, об­ра­до­вать­ся мне или огор­чить­ся. Ни­же по­пы­та­юсь объ­яс­нить, по­че­му от­нёс­ся к ре­ше­нию жю­ри так слож­но.

Бо­лел я за «Ша­лин­ский рейд» Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва, счи­тал, что ре­аль­ные шан­сы есть у книг «Дом, в ко­то­ром...» Ма­ри­ам Пе­т­ро­сян и «Сча­с­тье воз­мож­но» Оле­га Зай­онч­ков­ско­го, не ис­клю­чал по­бе­ды «Кло­ц­во­га» Мар­га­ри­ты Хем­лин и «Пу­те­ше­ст­вия Ха­ну­ма­на на Лол­ланд» Андрея Иванова, но в том слу­чае, ес­ли жю­ри Бу­ке­ра ре­шит в оче­ред­ной раз уди­вить. А вот да­же о те­о­ре­ти­че­с­ких воз­мож­но­с­тях ла­у­ре­ат­ст­ва «ро­ма­на-ка­та­ва­сии» «Цве­точ­ный крест» Еле­ны Ко­ля­ди­ной не за­ду­мы­вал­ся. И зря. Ро­ма­ном го­да был при­знан имен­но он.

Елена КОЛЯДИНА
Елена КОЛЯДИНА

Над «Цве­точ­ным кре­с­том» по­сме­и­ва­лись на про­тя­же­нии по­след­них ме­ся­цев, ли­те­ра­тур­ные спе­ци­а­ли­с­ты мор­щи­лись в сво­их ста­ть­ях; ка­жет­ся, ни­кто это про­из­ве­де­ние все­рьёз не рас­сма­т­ри­вал. Тем силь­нее об­ру­ши­лись на не­го по­сле из­ве­с­тия о при­суж­де­нии пре­мии. Не­ко­то­рые за­яви­ли о том, что «Цве­точ­ный крест» – это по­след­ний гвоздь в гроб «Рус­ско­го Бу­ке­ра». Ду­маю, они по­го­ря­чи­лись – на­сту­пит но­вый пре­ми­аль­ный се­зон, Бу­кер на­бе­рёт но­вую пя­тёр­ку-ше­с­тёр­ку фи­на­ли­с­тов, и по­хо­ро­нив­шие его сно­ва бу­дут бо­леть за по­нра­вив­ше­е­ся про­из­ве­де­ние, а по­сле ог­ла­ше­ния име­ни ла­у­ре­а­та на­вер­ня­ка сно­ва ра­зо­ча­ру­ют­ся и по­хо­ро­нят пре­мию на не­сколь­ко ме­ся­цев...

В об­щем-то, поч­ти ни один ре­зуль­тат ни од­ной пре­мии в по­след­ние го­ды не был вос­при­нят в хо­ро­шем смыс­ле сло­ва спо­кой­но. Раз­ве что при­суж­де­ние «Яс­ной По­ля­ны» Ми­ха­и­лу Тар­ков­ско­му. Хо­тя и про­зу Тар­ков­ско­го мно­гие на дух не пе­ре­но­сят, да и про­сто не по­ни­ма­ют, о чём это он так упор­но пи­шет – сне­го­хо­ды, ку­лём­ки ка­кие-то, уго­ры...

Впро­чем, по­го­во­рить хо­чет­ся о «Цве­точ­ном кре­с­те» и о том, из-за че­го я не­ко­то­рое вре­мя не знал, ра­до­вать­ся мне или огор­чать­ся.

Мо­жет быть, от­крою се­к­рет, но этот ро­ман Еле­ны Ко­ля­ди­ной по­явил­ся на по­ле рус­ской ли­те­ра­ту­ры ещё в 2006 го­ду. Прав­да, на­зы­вал­ся он тог­да ина­че – на­зва­ние бы­ло длин­ное, и мне за­пом­ни­лось из не­го два сло­ва: «ог­нен­ная ел­да». Про­чи­тал я «ел­ду», бу­ду­чи чле­ном экс­перт­но­го со­ве­та «Боль­шой кни­ги»... Да, ро­ман, тог­да в ви­де ру­ко­пи­си, пре­тен­до­вал на эту глав­ную ли­те­ра­тур­ную пре­мию...

«Ел­да» ме­ня по­ра­зи­ла – она вы­би­ва­лась из всех ра­мок со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры, – и я стал упор­но ре­ко­мен­до­вать её в лонг-лист. Сна­ча­ла боль­шин­ст­во экс­пер­тов бы­ли про­тив, но в ито­ге, на­вер­ное, по­ве­рив мо­им сло­вам, что это од­но из не­мно­гих жи­вых про­из­ве­де­ний и, как ни от­но­сись к на­зва­нию и со­дер­жа­нию, факт ли­те­ра­ту­ры (а длин­ный спи­сок для то­го и со­став­ля­ет­ся, что­бы по­ка­зать срез со­вре­мен­ной про­зы), про­го­ло­со­ва­ли за вклю­че­ние «ел­ды» в чис­ло че­ты­рёх де­сят­ков не­без­дар­ных про­из­ве­де­ний. (Ка­жет­ся, в том же го­ду «Духless» Сер­гея Ми­на­е­ва, не­смо­т­ря на на­шу с Ва­си­ли­ной Ор­ло­вой за­щи­ту, в длин­ный спи­сок не по­пал.)

По­мню, воз­ник­ли тог­да, вес­ной 2007-го, слож­но­с­ти с на­зва­ни­ем – объ­яв­лять про­из­ве­де­ние, пре­тен­ду­ю­щее на на­ци­о­наль­ную пре­мию, в на­зва­нии ко­то­ро­го есть сло­во «ел­да», бы­ло про­бле­ма­тич­но, и в ито­ге оно бы­ло пе­ре­име­но­ва­но в «Ве­сё­лую га­ли­ма­тью».

Ли­те­ра­тур­ные спе­ци­а­ли­с­ты не про­яви­ли к это­му пре­тен­ден­ту ин­те­ре­са. Ни­кто не бро­сил­ся ис­кать бе­зы­мян­ную ру­ко­пись (име­на ав­то­ров ру­ко­пи­сей «Боль­шая кни­га» по­че­му-то не об­на­ро­ду­ет до са­мо­го фи­на­ла), да и мы, экс­пер­ты, фор­ми­руя ко­рот­кий спи­сок, о «Ве­сё­лой га­ли­ма­тье» не вспо­ми­на­ли. По край­ней ме­ре вслух.

Но про­шло три го­да, и «Ве­сё­лая га­ли­ма­тья», те­перь уже под, на мой взгляд, вкус­ным на­зва­ни­ем «Цве­точ­ный крест», опуб­ли­ко­ван­ная в жур­на­ле «Во­ло­год­ская ли­те­ра­ту­ра», вос­крес­ла. И не про­сто вос­крес­ла, а вклю­чи­лась в борь­бу за пра­во на­зы­вать­ся луч­шим ро­ма­ном го­да.

Я об­на­ру­жил, что «Ве­сё­лая га­ли­ма­тья» и «Цве­точ­ный крест» од­но и то же, не­о­жи­дан­но. За­шёл как-то в книж­ный ма­га­зин «Моск­ва», и на спе­ци­аль­ной по­лоч­ке уви­дел «Во­ло­год­скую ли­те­ра­ту­ру» с на­клей­кой «Здесь опуб­ли­ко­ван фи­на­лист пре­мии «Рус­ский Бу­кер». По­ли­стал и во­зо­пил: «Ни фи­га се­бе!», – ис­пу­гав на­хо­дя­щих­ся ря­дом по­ку­па­те­лей и кон­суль­тан­тов. Дей­ст­ви­тель­но изу­мил­ся. Та­ких встреч в мо­ей жиз­ни ещё не бы­ло, – что­бы ли­те­ра­тур­ная Зо­луш­ка без вся­ких пер­спек­тив по­пасть на бал че­рез ка­кое-то вре­мя ста­ла прин­цес­сой.

И вот 2 де­ка­б­ря прин­цес­са объ­яв­ле­на ко­ро­ле­вой, ско­ро ей со­шьют зо­ло­тое пла­тье – в «АСТ» го­то­вит­ся к из­да­нию кни­га на­вер­ня­ка с очень кра­си­вой об­лож­кой (ху­дож­ни­ку есть где раз­гу­лять­ся)…

«Цве­точ­ный крест» и за­од­но ав­то­ра очень силь­но ру­га­ют. Пи­шут, что это бо­го­хуль­ст­во, пор­но­гра­фия, гра­фо­ма­ния, чу­до­вищ­ное из­де­лие, вер­ши­на без­гра­мот­но­с­ти.

Но мож­но ли так стро­го су­дить эту вещь? Мож­но ли оце­ни­вать её, как мы при­вык­ли оце­ни­вать тра­ди­ци­он­но на­пи­сан­ные про­из­ве­де­ния ли­те­ра­ту­ры?

Ро­ман Ко­ля­ди­ной о про­вин­ци­аль­ной Рос­сии вре­мён Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча. По­зд­нее Сред­не­ве­ко­вье или ран­ний-ран­ний рус­ский Ре­нес­санс. Ро­ман не ис­то­ри­че­с­кий, но и не фэн­те­зий­ный. Не­что но­вое, к то­му же но­вое о том, что ли­те­ра­ту­ра до сих пор об­хо­ди­ла сто­ро­ной. Еле­на Ко­ля­ди­на ныр­ну­ла в это но­вое и не­из­ве­ст­ное и вер­ну­лась с тек­с­том, к ко­то­ро­му не­по­нят­но как от­но­сить­ся... При­ве­ду са­мое на­ча­ло ро­ма­на, ко­то­рое за­да­ёт тон всем по­сле­ду­ю­щим стра­ни­цам:

«– В афе­д­рон не да­ва­ла ли?..

За­дав­ши сей не­о­жи­дан­но вы­рвав­ший­ся во­прос, отец Лог­гин сме­шал­ся. И за­чем он спро­сил про афе­д­рон?! Но сло­во это так нра­ви­лось двад­ца­ти­од­но­лет­не­му от­цу Лог­ги­ну, так от­ли­ча­ло его от тём­ной па­ст­вы, знать не зна­ю­щей, что для под­пер­дел­ки, подбздел­ки, срач­ни­цы, жо­пы и охо­да есть гра­мот­ное, бла­го­леп­ное и бла­го­об­раз­ное на­ре­чие – афе­д­рон. В том му­д­рость Бо­жья, что для каж­до­го, да­же са­мо­го греш­но­го чле­на му­же­с­ко­го и жен­ско­го, скот­ско­го и птиц­ко­го, со­тво­рил Гос­подь, изы­с­кав вре­мя, бо­же­с­кое на­зва­ние в про­ти­во­вес – дья­воль­ско­му. Сра­ка – от лу­ка­во­го. От Бо­га – афе­д­рон! Отец Лог­гин не­пре­мен­но, как мож­но ско­рее, хо­тел упо­тре­бить древ­ле­пи­са­ный «афе­д­рон», ле­по­той сво­е­го зву­ча­ния на­по­ми­нав­ший ему ви­ды гре­че­с­кой го­ры Афон. Он ста­ра­тель­но зу­б­рил за­го­дя со­став­лен­ные вы­ра­же­ния: «В афе­д­рон не блу­дил ли?», «В афе­д­рон был ли до гре­ха?»

Да, у боль­шин­ст­ва чи­та­те­лей «Цве­точ­ный крест» вы­зы­ва­ет воз­му­ще­ние: как мож­но так пи­сать, та­кое пи­сать?! Я по­ни­маю и раз­де­ляю это воз­му­ще­ние, толь­ко вот про­ти­во­по­с­та­вить кни­ге Ко­ля­ди­ной мне не­че­го, по­спо­рить с со­дер­жа­ни­ем её кни­ги то­же вряд ли кто-то (да­же са­мый под­го­тов­лен­ный ис­то­рик) спо­со­бен... Что мы зна­ем о по­всед­нев­ной жиз­ни лю­дей в Рос­сии XVII ве­ка, о по­ло­же­нии свя­щен­ни­ков, о раз­го­вор­ном язы­ке, о сек­се, в кон­це кон­цов? Ре­а­ли­с­ти­че­с­ких про­из­ве­де­ний рус­ской ли­те­ра­ту­ры то­го вре­ме­ни мы не име­ем, за ис­клю­че­ни­ем, по­жа­луй, «Жи­тия про­то­по­па Ав­ва­ку­ма». Вро­де бы по­ка ни­кто не объ­яв­лял, что это фаль­шив­ка, по­это­му я ве­рю то­му, что там на­пи­са­но. Вот, на­при­мер:

«А ег­да ещё был в по­пех, при­иде ко мне ис­по­ве­да­ти­ся де­ви­ца, мно­ги­ми гре­ха­ми об­ре­ме­не­на, блуд­но­му де­лу и ма­ла­кии (ру­ко­блу­дию. – Р.С.) вся­кой по­вин­на; на­ча мне, пла­кав­ше­ся, по­дроб­ну воз­ве­ща­ти во церк­ви, пред Еван­ге­ли­ем стоя. Аз же, тре­о­ка­ян­ный врачь, слы­шав­ше от нея, сам раз­бо­лев­ся, вну­т­ри жгом ог­нём блуд­ным. И гор­ко мне бысть в той час. За­жёг три све­щи и при­ле­пил к на­лою, и воз­ло­жил пра­вую ру­ку на пла­мя, и дер­жал, дон­де­же во мне угас­ло злое ра­зже­ние».

По­доб­ных эпи­зо­дов про блуд, кро­во­сме­ше­ние, му­жи­ков, баб, де­виц «бе­ша­ных» и т.п. в «Жи­тии...» пре­до­ста­точ­но. И нель­зя ут­верж­дать, что ав­тор ут­ри­ру­ет... А вот что пи­шет Ав­ва­кум про от­но­ше­ние к не­му (ещё до рас­ко­ла) па­ст­вы и мир­ских на­чаль­ни­ков:

«У вдо­вы на­чаль­ник от­нял дочь. И аз мо­лих его, да же си­ро­ти­ну воз­вра­тит к ма­те­ри. И он, пре­зрев мо­ле­ние на­ше, воз­двиг на ме­ня бу­рю, и у церк­ви, при­шед сон­мом, до смер­ти ме­ня за­да­ви­ли. И аз ле­жал в за­бы­ти пол­ча­са и боль­ши, па­ки ожи­ве Бо­жи­им ма­но­ве­ни­ем. Он же ус­т­ра­ша­ся от­сту­пил­ся мне де­ви­цы. По­том на­учил ево дья­вол: при­шед во цер­ковь, бил и во­ло­чил ме­ня за но­ги по зем­ле в ри­зах, а я мо­лит­ву го­во­рю в то вре­мя».

Или:

«От­цы же з гра­мо­тою па­ки по­сла­ли ме­ня на ста­рое ме­с­то, и я при­та­щил­ся; ано и сте­ны ра­зо­ре­ны мо­их хра­мин. И я па­ки по­за­вёл­ся, а дья­вол и па­ки воз­двиг бу­рю. При­идо­ша в се­ло моё пля­со­вые мед­ве­ди з буб­на­ми и з дом­ра­ми, и я, греш­ник, по Хри­с­те рев­нуя, из­гнал их, и ха­ри и буб­ны из­ло­мал на по­ле един у мно­гих, и мед­ве­дей двух ве­ли­ких от­нял: од­но­во ушиб, и па­ки ожил, а дру­го­ва от­пу­с­тил в по­ле. И за сие ме­ня бо­я­рин Ва­си­лей Пе­т­ро­вич Ше­ре­ме­тев, еду­чи в Ка­зань на во­е­вод­ст­во в суд­не, бра­ня мно­го и ве­лел бла­го­сло­вить сы­на сво­е­го, бри­то­брат­ца. Аз же не бла­го­ло­вил, ви­дя лю­бо­дей­ный об­раз. И он ме­ня ве­лел в Вол­гу ки­нуть, и, ру­гав мно­го, столк­ну­ли с суд­на».

На­вер­ня­ка кто-ни­будь ужас­нёт­ся: как мож­но срав­ни­вать ка­кой-то гра­фо­ман­ский «Цве­точ­ный крест» с ве­ли­ким «Жи­ти­ем Ав­ва­ку­ма»! Но с чем ещё срав­ни­вать? Да и мно­ги­ми де­та­ля­ми, ин­то­на­ци­ей, пси­хо­ло­ги­ей ге­ро­ев эти про­из­ве­де­ния очень схо­жи.

Ро­ман Ко­ля­ди­ной – не без­ба­шен­ная фан­та­зия, он всё-та­ки опи­ра­ет­ся на ис­то­ри­че­с­кие фак­ты. Бы­ла, на­при­мер, та­кая «жён­ка Фе­до­сья», её в 1674 го­ду об­ви­ни­ли в пор­че и со­жг­ли в сру­бе в го­ро­де То­ть­ма. Прак­ти­че­с­ки ни­че­го боль­ше об этом со­бы­тии до нас не до­шло. У лю­бо­го че­ло­ве­ка есть пра­во до­мыс­лить, как это бы­ло, из-за че­го Фе­до­сью со­жг­ли, ка­кие лю­ди её ок­ру­жа­ли. И ав­тор «Цве­точ­но­го кре­с­та» сде­ла­ла это, по мо­е­му мне­нию, та­лант­ли­во и сме­ло.

Сме­ло по­сту­пи­ло и жю­ри «Рус­ско­го Бу­ке­ра», так вы­со­ко оце­нив этот ро­ман.

И всё же для со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры это со­бы­тие, на мой взгляд, со зна­ком ми­нус. Ны­неш­ний «Рус­ский Бу­кер» в оче­ред­ной раз (как и мно­гие дру­гие пре­мии это­го и пре­ды­ду­щих лет) де­мон­ст­ри­ру­ет, что до­стой­но­го выс­ше­го бал­ла про­из­ве­де­ния о со­вре­мен­но­с­ти у нас нет. Всё не до­тя­ги­ва­ет...

Мо­жет быть, это так. Но о со­вре­мен­но­с­ти ин­те­рес­но, яр­ко на­пи­сать непросто. Здесь мень­ше сво­бо­ды для во­об­ра­же­ния и фан­та­зии, и лю­бая фак­ти­че­с­кая не­прав­да, да­же в ин­те­ре­сах прав­ды ху­до­же­ст­вен­ной, бро­са­ет­ся в гла­за. К то­му же, пи­са­те­лю очень слож­но осо­знать, что и ка­ким об­ра­зом про­ис­хо­дит се­го­дня (он, к ог­ром­но­му со­жа­ле­нию, пло­хо ори­ен­ти­ру­ет­ся в эко­но­ми­ке, биз­не­се, по­ли­ти­ке, не зна­ет со­вре­мен­но­го язы­ка, от­но­ше­ний меж­ду людь­ми вне сво­е­го кру­га), и он пред­по­чи­та­ет пи­сать или о 50-х – 70-х го­дах про­шло­го ве­ка, или о бо­лее ран­них вре­ме­нах, или же об­ра­ща­ет­ся к жа­н­ру ан­ти­уто­пии, где мож­но по­фан­та­зи­ро­вать, не от­ры­ва­ясь от уз­на­ва­е­мой чи­та­те­ля­ми дей­ст­ви­тель­но­с­ти (пе­ре­не­с­ти дей­ст­вие на де­сять лет впе­рёд, и со­здать эко­ло­ги­че­с­кие, по­ли­ти­че­с­кие и ка­кие хо­чешь ужа­сы), а при уда­че про­слыть про­ри­ца­те­лем...

Но ка­кие про­из­ве­де­ния всё-та­ки сим­во­ли­зи­ру­ют дви­же­ние ли­те­ра­ту­ры? Про­из­ве­де­ния о со­вре­мен­но­с­ти. «Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву» – о со­вре­мен­но­с­ти, «Бед­ная Ли­за» – то­же; «Ка­пи­тан­скую доч­ку» вряд ли кто-то на­зо­вёт ис­то­ри­че­с­ким ро­ма­ном, как и «Вой­ну и мир», ко­то­рая, по за­мыс­лу Тол­сто­го, яв­ля­лась на­ча­лом про­из­ве­де­ния о де­ка­б­ри­с­тах, ко­то­рое в ито­ге впол­не мог­ло быть до­ве­де­но до 1850-х го­дов... Лер­мон­тов, Гон­ча­ров, Тур­ге­нев, Пи­сем­ский, До­сто­ев­ский, Ле­с­ков, Че­хов, Горь­кий, Шо­ло­хов, Бул­га­ков, Пла­то­нов, Три­фо­нов, Бон­да­рев, Шук­шин, Рас­пу­тин, Еки­мов рас­ска­зы­ва­ли нам о со­вре­мен­ной им жиз­ни. За­пе­чат­ле­ли её. Со­лже­ни­цы­на мы вос­при­ни­ма­ем всё-та­ки не по «Крас­но­му ко­ле­су», а по рас­ска­зам «Один день Ива­на Де­ни­со­ви­ча», «Ма­т­рё­нин двор», «Для поль­зы де­ла», по «Ра­ко­во­му кор­пу­су» и «В кру­ге пер­вом». Бо­ри­са Ва­си­ль­е­ва – не по его мно­го­чис­лен­ным ис­то­ри­че­с­ким ро­ма­нам, а по «А зо­ри здесь ти­хие», «Не стре­ляй­те в бе­лых ле­бе­дей»...

Ни­ка­кие ис­то­ри­че­с­кие до­ку­мен­ты не рас­ска­зы­ва­ют о том или ином вре­ме­ни глуб­же и прав­ди­вее про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры.

А что ос­та­ви­ли нам пи­са­те­ли о 80-х, 90-х? Поч­ти ни­че­го. Ну вот, на­при­мер, сре­ди это­го поч­ти ни­че­го – «Ша­лин­ский рейд» Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва. Ро­ман о Чеч­не 90-х. Ро­ман вро­де бы и за­ме­ти­ли, и оце­ни­ли (фи­на­лы «Боль­шой кни­ги», «Рус­ско­го Бу­ке­ра»), но не про­чи­та­ли – уже поч­ти год про­шёл с его пуб­ли­ка­ции в жур­на­ле «Зна­мя», но ни­кто из кри­ти­ков не на­пи­сал о нём по­дроб­но; ка­жет­ся, ни од­ной боль­шой ста­тьи о ро­ма­не не по­яви­лось. А ведь это та­кой от­лич­ный по­вод по­го­во­рить не толь­ко о ли­те­ра­ту­ре, а во­об­ще о том, что про­изо­ш­ло в 90-е. Де­ся­ти­ле­тие это, с его вой­на­ми, пут­ча­ми, де­фол­та­ми, с по­яв­ле­ни­ем но­вой по­ро­ды лю­дей не ос­мыс­ле­но...

Что ос­та­нет­ся в ли­те­ра­ту­ре от 00-х? То­же кру­пи­цы. Вот мы пе­ре­би­ра­ем­ся в 10-е, и вряд ли нас ожи­да­ет рас­цвет ли­те­ра­ту­ры о со­вре­мен­но­с­ти. Ско­рее все­го, про­дол­жит­ся изу­че­ние про­шло­го, со­зда­ние би­о­гра­фий за­ме­ча­тель­ных лю­дей, на­пи­са­ние фан­та­зий о бу­ду­щем... О со­вре­мен­но­с­ти ес­ли и бу­дут пи­сать, то, ско­рее все­го, в не­ком фэн­те­зий­ном ду­хе – ведь ре­зуль­та­ты тех же пре­мий яс­но по­ка­зы­ва­ют, что аб­со­лют­ный ре­а­лизм по­про­с­ту не­вы­иг­ры­шен.

На­гляд­ный при­мер – ро­ман Оль­ги Слав­ни­ко­вой «Лёг­кая го­ло­ва», вы­шед­ший в «Зна­ме­ни» (№№ 9 и 10 за этот год). Ро­ман ув­ле­ка­тель­ный, ос­т­ро­сю­жет­ный, в но­вом для ав­то­ра сти­ле. Но уже в са­мом на­ча­ле Слав­ни­ко­ва со­об­ща­ет чи­та­те­лю, что рас­ска­жет об «уди­ви­тель­ных и стран­ных со­бы­ти­ях». А как ина­че? Кто бу­дет чи­тать об обыч­ном и по­всед­нев­ном? Ко­му ну­жен ге­рой, ко­то­ро­го из ка­ко­го-ни­будь лич­но­го ин­те­ре­са на­чи­на­ют гно­бить ок­ру­жа­ю­щие (стал­ки­вать с де­неж­ной долж­но­с­ти, на­при­мер, или раз­лю­бив­шая же­на вы­жи­вать из квар­ти­ры)? Нет, ин­те­рес вы­зо­вет не­о­бык­но­вен­ный че­ло­век, чьё са­мо­убий­ст­во спа­сёт мир, и вот его уго­ва­ри­ва­ют, а он не хо­чет... И на­вер­ня­ка «Лёг­кая го­ло­ва» ста­нет бест­сел­ле­ром, в от­ли­чие от пре­ды­ду­щих ро­ма­нов Слав­ни­ко­вой, ко­то­рые бы­ли оце­не­ны в ос­нов­ном лишь со­бра­ть­я­ми-ли­те­ра­то­ра­ми...

Впро­чем, хоть «Лёг­кая го­ло­ва» и опуб­ли­ко­ва­на, го­во­рить о ней ра­но. В «Зна­ме­ни» ука­за­но, что это жур­наль­ный ва­ри­ант. Не ис­клю­че­но, что не­что важ­ное об­на­ру­жит­ся в кни­ге. Для ро­ма­нов Слав­ни­ко­вой «тол­сто­жур­наль­ная ди­е­та», ко­то­рую про­по­ве­ду­ет кри­тик На­та­лья Ива­но­ва, не по­лез­на. Да и во­об­ще, на­вер­ное, для рус­ско­го ро­ма­на, ко­то­рый тем и ин­те­ре­сен, что по­сто­ян­но от­вле­ка­ет­ся на вро­де бы ма­ло­зна­чи­мое, изо­би­лу­ет пу­та­ны­ми рас­суж­де­ни­я­ми, со­би­ра­ет не не­су­щих сю­жет­ной на­груз­ки пер­со­на­жей... «Ан­ну Ка­ре­ни­ну» уж точ­но бы се­го­дня в лю­бом тол­стом жур­на­ле со­кра­ти­ли вдвое...

На ре­а­лизм в по­след­нее вре­мя сно­ва об­ру­шил­ся шквал кри­ти­ки. Де­с­кать, он всё за­по­ло­нил, тя­нет нас в про­шлое, обед­ня­ет ли­те­ра­ту­ру, вы­мы­ва­ет из неё ли­те­ра­тур­ное ве­ще­ст­во. Вот ци­та­та из ста­тьи На­та­льи Ива­но­вой «Пусть силь­нее гря­нет Бу­кер», по­явив­шей­ся в Ин­тер­не­те в день объ­яв­ле­ния по­бе­ди­те­ля этой пре­мии:

«Ос­нов­ную мас­су так на­зы­ва­е­мо­го про­цес­са – пре­ми­аль­ную тож – об­ра­зу­ет ими­ти­ру­ю­щий про­зу на­пол­ни­тель (пи­шу, как го­во­рю, etc.) про­за.док, хо­тя не сов­сем про­за и не сов­сем док. Яв­ле­ние это при­шло на сме­ну чер­ну­хи, или фи­зи­о­ло­ги­че­с­кой про­зы, или на­ту­раль­ной шко­лы; са­мо­на­зва­ние у не­го – «но­вый ре­а­лизм». Опи­сы­ва­ет­ся/за­пи­сы­ва­ет­ся свой или близ­ле­жа­щий опыт (во­ен­ный – Чеч­ня, Се­вер­ный Кав­каз во­об­ще, Та­д­жи­ки­с­тан, Аф­га­ни­с­тан, те­перь ещё Кир­ги­зия, во­об­ще го­ря­чие точ­ки; сре­да оби­та­ния – род­ня; ре­жут-уби­ва­ют, вы­ми­ра­ют, де­гра­ди­ру­ют и т.д.). Каж­дый день что-ни­будь в этом ро­де обя­за­тель­но про­ис­хо­дит на про­сто­рах на­шей ве­ли­кой ро­ди­ны – смо­т­ри­те, как ак­ту­аль­но. Эта про­за уми­ра­ет вме­с­те с её но­си­те­лем (кни­га, жур­нал), по­то­му что здесь ма­ло са­мо­го глав­но­го – ли­те­ра­тур­но­го ве­ще­ст­ва. Ну, тог­да уж луч­ше про­сто – док., нон-фикшн, со­ци­о­ло­ги­че­с­кий ана­лиз, справ­ки, дис­кус­сия и проч. Силь­нее ба­бах­нет по моз­гам».

Я лич­но ре­а­ли­с­тов и тем бо­лее но­вых ре­а­ли­с­тов на стра­ни­цах жур­на­лов и в чис­ле фи­на­ли­с­тов пре­мий встре­чаю немного. Ре­а­лизм, по­ма­я­чив на го­ри­зон­те в се­ре­ди­не 00-х, сно­ва за­ка­ты­ва­ет­ся. А ли­те­ра­тур­ное по­ле всё яр­че ос­ве­ща­ет­ся фей­ер­вер­ка­ми, гир­лян­да­ми и са­лю­та­ми иных жа­н­ров, те­че­ний и на­прав­ле­ний.

Ли­те­ра­то­ры сно­ва, как в до­пуш­кин­ское вре­мя, стре­мят­ся пи­сать толь­ко о чём-то не­о­бык­но­вен­ном, най­ти (а ско­рее вы­ду­мать) уни­каль­но­го ге­роя, не­о­быч­ный сю­жет. «Вряд ли по­ход за хле­бом или вы­бра­сы­ва­ние му­со­ра мо­жет стать хоть ка­кой-то сто­я­щей ос­но­вой для по­ве­ст­во­ва­ния», – ут­верж­да­ет кри­тик Мар­та Ан­то­ни­че­ва в ста­тье «Зер­ка­ло для ге­роя» («Си­бир­ские ог­ни», 2007, № 5), прав­да, за­ме­ча­ет, что: – «...пе­ре­жи­ва­ние по­всед­нев­но­го опы­та, при­ми­ре­ние с по­всед­нев­но­с­тью спо­соб­но по­рож­дать каф­ки­ан­ские кар­ти­ны».

Да, спо­соб­но, и ещё как. Толь­ко вот это­го «пе­ре­жи­ва­ния по­всед­нев­но­го опы­та» мы в на­шей со­вре­мен­ной про­зе прак­ти­че­с­ки не ви­дим. Пи­са­те­ли вся­че­с­ки сто­ро­нят­ся дей­ст­ви­тель­но­с­ти, пред­по­чи­тая со­зда­вать каф­ки­ан­ские кар­ти­ны в сво­ей го­ло­ве (точ­нее – в не­ком ав­то­ном­ном от­де­ле моз­га), а за­тем пе­ре­но­сить на бу­ма­гу, а не на­хо­дить их в по­всед­нев­но­с­ти.

Пи­са­те­лей-ре­а­ли­с­тов сегодня мож­но пе­ре­счи­тать по паль­цам. Ско­рее все­го, их чис­ло бу­дет умень­шать­ся. За­чем про­пу­с­кать че­рез се­бя тя­жё­лую, ма­ло­по­нят­ную, от­рав­лен­ную ре­аль­ность 90-х, 00-х, на­ва­ли­ва­ю­щих­ся се­рым смо­гом 10-х, ког­да есть дру­гие, бо­лее лёг­кие и бо­лее до­ход­ные пу­ти: вы­ду­мы­вай, фан­та­зи­руй, ухо­ди в древ­нюю или не­дав­нюю ис­то­рию, от­кры­вай но­вые штриш­ки в би­о­гра­фи­ях ве­ли­ких лю­дей…

Уве­рен, что до­воль­но боль­шое чис­ло тех, кто ещё от­но­сит­ся к ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре се­рь­ёз­но и ищет в ней что-то кро­ме раз­вле­че­ния, интеллектуальных игрушек, от­крыв луч­ший ро­ман го­да на рус­ском язы­ке «Цве­точ­ный крест», плю­нет и ска­жет: «На хре­на мне та­кая ли­те­ра­ту­ра!» И боль­ше уже не поведётся ни на ла­у­ре­а­та, ни на фи­на­ли­с­та, а то и во­об­ще ни на чью бы то ни бы­ло кни­гу.

«Ли­те­ра­тур­ный де­фолт», о ко­то­ром лет шесть на­зад та же На­та­лья Ива­но­ва на­пи­са­ла от­лич­ную ста­тью, про­дол­жа­ет­ся. И в этом вро­де бы не ви­но­ва­то ни жю­ри «Рус­ско­го Бу­ке­ра», ни «кол­лек­тив­ное бес­соз­на­тель­ное» (как оп­ре­де­лил Ан­д­рей Нем­зер) ака­де­мии «Боль­шой кни­ги», ни тем бо­лее Вик­тор Пе­ле­вин с «t», Еле­на Ко­ля­ди­на со сво­им «Цве­точ­ным кре­с­том». На­вер­ное, в са­мой ли­те­ра­ту­ре про­ис­хо­дят ко­рен­ные из­ме­не­ния, и этот про­цесс не­о­бра­тим. В Ан­г­лии нет Дик­кен­сов, во Фран­ции Зо­лей, в Аме­ри­ке нет Фолк­не­ров, в Япо­нии – Аку­та­гав, в Гер­ма­нии – Бёл­лев. По­че­му у нас кто-то дол­жен стре­мить­ся стать но­вым Львом Тол­стым, ну или по край­ней ме­ре Ва­лен­ти­ном Рас­пу­ти­ным...

Ос­та­вим ре­а­лизм для спра­вок, со­ци­о­ло­ги­че­с­ких ана­ли­зов и то­му по­доб­но­го.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования