Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50. 10.12.2010

Изумляемся вместе с Юрием Архиповым

 Пир­ше­ст­во ду­ха

 

Вся­кий, кто бы­вал ког­да-ни­будь в Сре­ди­зем­но­мо­рье и лю­бо­вал­ся ру­и­на­ми древ­не­гре­че­с­ких хра­мов, на­вер­ня­ка вы­нес вла­ст­ное впе­чат­ле­ние от пре­об­ла­да­ния са­к­раль­но­го в той куль­ту­ре, что ста­ла пра­ро­ди­ной со­вре­мен­но­с­ти. Афи­ны и Ие­ру­са­лим толь­ко внеш­не не­при­ми­ри­мой ди­лем­мой рас­став­лен­ные вра­ги (язы­че­ст­во и хри­с­ти­ан­ст­во), на са­мом-то де­ле они со­еди­не­ны слож­ны­ми уза­ми род­ст­ва, в ко­то­ром од­но не про­сто пред­ше­ст­ву­ет дру­го­му, но и в чём-то пре­ду­га­ды­ва­ет сущ­ность по­том­ка.

Это, мо­жет быть, луч­ше всех по­ни­мал в двад­ца­том ве­ке его са­мый вли­я­тель­ный фи­ло­соф Мар­тин Хай­дег­гер. Не­да­ром он столь­ко вни­ма­ния уде­лил в сво­ём твор­че­ст­ве мыс­ли­те­лям Древ­ней Гре­ции, на­чи­ная с до­со­кра­ти­ков. Ибо по­ни­мал, что и в на­ше вре­мя фи­ло­соф­ст­во­вать – зна­чит со-бе­се­до­вать с ни­ми. В том-то и за­клю­ча­лось са­мое при­вле­ка­тель­ное в ме­то­де фрай­бург­ско­го му­д­ре­ца, что он за­ни­мал­ся не ис­то­ри­ей фи­ло­со­фии в при­выч­ном ака­де­ми­че­с­ком (все­гда су­хо­ва­то-му­зей­ном) смыс­ле это­го по­ня­тия, а вёл ди­а­лог с ве­ли­ки­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми как с жи­вы­ми парт­нё­ра­ми по по­ис­ку ис­ти­ны. Мож­но се­бе пред­ста­вить, ка­кое пир­ше­ст­во ду­ха тво­ри­лось на его лек­ци­ях в про­стор­ных ау­ди­то­ри­ях про­слав­лен­но­го уни­вер­си­те­та, вы­ст­ро­ен­но­го в при­вле­ка­тель­ном сти­ле «мо­дерн», на ка­фе­д­ре, ко­то­рую он при­нял из рук ве­ли­ко­го фе­но­ме­но­ло­га Гус­сер­ля.

Из­да­тель­ст­во «Вла­ди­мир Даль» всё де­ла­ет для то­го, что­бы при­об­щить нас к этим име­ни­нам ума. Ведь Хай­дег­гер ува­жен этим из­да­тель­ст­вом как ни­кто дру­гой из лю­бо­му­д­ров не так дав­но за­вер­шив­ше­го­ся сто­ле­тия.

На­стал че­рёд и древ­них гре­ков – в из­ло­же­нии и по­ни­ма­нии фрай­бург­ско­го про­фес­со­ра. Его «Пар­ме­нид» со­дер­жит за­пись лек­ций, про­чи­тан­ных в зим­нем се­ме­с­т­ре 1942\43 го­дов. Глав­ная те­ма здесь – её ве­ли­че­ст­во Ис­ти­на (Але­тейя), от­но­ше­ния с ко­то­рой оп­ре­де­ля­ют не толь­ко сущ­ность че­ло­ве­ка в его здесь-при­сут­ст­вии, но и в по­смерт­ном, ко­с­ми­че­с­ком все-уда­ле­нии от обы­ден­но­с­ти. Раз­ве не най­дёт здесь и хри­с­ти­а­нин глу­бин­ную ана­ло­гию с ос­но­ва­ми то­го Уче­ния, ко­то­рое ста­ло сим­во­лом его Ве­ры? Жизнь пу­с­та и об­ре­че­на, ес­ли в этой са­мой обы­ден­но­с­ти уто­ну­ла; спа­се­ние пред­по­ла­га­ет уси­лие по­ни­ма­ния.

В се­ре­ди­не ше­с­ти­де­ся­тых го­дов вось­ми­де­ся­ти­лет­ний Хай­дег­гер на­чер­тал на две­рях сво­ей ка­фе­д­ры (та­ков и сей­час там по­ря­док) в ка­че­ст­ве те­мы ве­ду­ще­го се­ми­на­ра сло­во «Ге­рак­лит». Ве­с­ти се­ми­нар, в ко­то­рый по обык­но­ве­нию во­вле­ка­лись сту­ден­ты и ас­пи­ран­ты, ему по­мо­гал ас­си­с­тент Ев­ге­ний Финк. По су­ти де­ла, эта кни­га и пред­став­ля­ет со­бой за­кон­спек­ти­ро­ван­ный кем-то из слу­ша­те­лей ди­а­лог Хай­дег­ге­ра с Фин­ком. Оба име­ни и вы­не­се­ны на об­лож­ку кни­ги в ка­че­ст­ве её ав­то­ров. Глав­ное в этой бе­се­де ис­ку­шён­ных зна­то­ков до­со­кра­ти­ков – всё тот же по­иск Ис­ти­ны, уга­дан­ной, по Хай­дег­ге­ру, од­ним из ве­ли­чай­ших му­д­ре­цов за всю ис­то­рию че­ло­ве­че­ст­ва в не­ко­ем пра-един­ст­ве при­ро­ды и че­ло­ве­ка, со­при­род­но­с­ти че­ло­ве­че­с­ко­го со­зна­ния, не­рас­тор­жи­мой связ­но­с­ти че­ло­ве­ка со-мыс­ля­ще­го и бо­же­ст­ва все-зна­ю­ще­го. И опять за­да­дим­ся во­про­сом: не пря­мой ли тут путь к во­про­су о Бо­го­че­ло­ве­ке как не­пре­лож­ной ис­ти­не по­сле­ду­ю­ще­го Уче­ния, на две ты­ся­чи лет оп­ре­де­лив­ше­го судь­бы Ев­ро­пы и все­го ми­ра?

Под­ку­па­ет в этой кни­ге жи­вая ин­то­на­ция раз­го­во­ра. За­ин­те­ре­со­ван­ность в его со­дер­жа­нии обо­их уча­ст­ни­ков, ко­то­рые ве­дут его на рав­ных, чу­ра­ясь один по­зы все­зна­ю­ще­го на­став­ни­ка, дру­гой на­ив­но­го уче­ни­ка. Ещё раз убеж­да­ем­ся: ис­тин­но ве­ли­кий че­ло­век все­гда по­мнит о том, сколь он мал, сколь мно­го все­го ве­ли­ко­го и не­из­ве­дан­но­го пре­бы­ва­ет над ним, в ма­ня­щих да­лях Тво­ре­ния.

 

Мар­тин Хай­дег­гер. Пар­ме­нид. – СПб.: Вла­ди­мир Даль, 2009.

Мар­тин Хай­дег­гер. Ге­рак­лит. – СПБ.: Вла­ди­мир Даль, 2010.


 

Луч­ше по­зд­но, чем ни­ког­да

 

Глав­ные со­бы­тия рус­ско­го ХХ ве­ка – это, бе­зус­лов­но, вой­ны. Две ми­ро­вые, од­на граж­дан­ская, две ло­каль­ные – с Япо­ни­ей и Фин­лян­ди­ей. Плюс, ко­неч­но, Аф­га­ни­с­тан. Та же Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная вой­на, хоть и за­вер­ши­лась По­бе­дой в 1945 го­ду, од­на­ко всё длит­ся и длит­ся. Ра­зы­с­ки­ва­ют­ся ос­тан­ки непо­гре­бён­ных сол­дат, до сих пор вру­ча­ют­ся за­поз­да­лые на­гра­ды ве­те­ра­нам, пуб­ли­ку­ют­ся но­вые ма­те­ри­а­лы о вой­не. Вот и ар­хив Ин­сти­ту­та ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры не ос­тал­ся в сто­ро­не. Тща­тель­но под­го­тов­лен­ный сбор­ник пред­ста­вил ин­те­рес­ней­шие ма­те­ри­а­лы, пос­вя­щён­ные обе­им ми­ро­вым вой­нам. Вы­яс­ни­лось, что ар­хив хра­нит цен­ные во мно­гих от­но­ше­ни­ях до­ку­мен­ты, без ко­то­рых от­ны­не нель­зя бу­дет обой­тись при ос­вя­ще­нии те­мы.

В до­ста­точ­но объ­ём­ной, пре­крас­но ил­лю­с­т­ри­ро­ван­ной кни­ге це­лых шесть раз­де­лов: Днев­ни­ки и пись­ма, Вы­ступ­ле­ния (по ра­дио и в пе­ча­ти), Вос­по­ми­на­ния, Тек­с­ты не­мец­ких пи­са­те­лей-ан­ти­фа­ши­с­тов, на­хо­див­ших­ся во вре­мя вой­ны в Со­вет­ском Со­ю­зе, за­пол­нен­ные в раз­ные го­ды Ан­ке­ты со­вет­ских пи­са­те­лей-фрон­то­ви­ков (от Фё­до­ра Аб­ра­мо­ва и Кон­стан­ти­на Си­мо­но­ва до Вик­то­ра Ас­та­фь­е­ва и Ар­се­ния Тар­ков­ско­го), Ху­до­же­ст­вен­ная про­за.

В пер­вых пя­ти раз­де­лах встре­ча­ем име­на клас­си­ков ве­ка, за­пе­чат­лев­ших го­ды во­ен­но­го ли­хо­ле­тья в са­мых раз­ных жа­н­рах – от пи­сем и днев­ни­ков до очер­ков и аги­та­ци­он­ных вы­ступ­ле­ний. Здесь и Алек­сей Тол­стой, и Се­ра­фи­мо­вич, и Фур­ма­нов, и Бек, и Си­мо­нов, и Со­бо­лев, и Все­во­лод Ива­нов. Не­ждан­ный гость в та­кой пи­са­тель­ской ком­па­нии – Карл Ра­дек, из­ве­ст­ный де­я­тель меж­ду­на­род­но­го ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го дви­же­ния, не ли­шён­ный ли­те­ра­тур­ных ин­те­ре­сов и да­же ам­би­ций. В ян­ва­ре 1933 го­да он сде­лал в Со­ю­зе со­вет­ских пи­са­те­лей до­клад на те­му «Ев­ро­па пе­ред вто­рым ту­ром им­пе­ри­а­ли­с­ти­че­с­кой вой­ны». По­лу­за­бы­тый текст это­го до­кла­да пе­ча­та­ет­ся в сбор­ни­ке впер­вые. Ду­ма­ет­ся, он ста­нет на­ход­кой для ис­то­ри­ков и по­ли­то­ло­гов.

Ещё боль­шие сюр­при­зы та­ит в се­бе раз­дел ше­с­той, по­след­ний. По­ми­мо не­из­ве­ст­ных ме­му­а­ров не­ког­да по­пу­ляр­ней­ше­го фе­ль­е­то­ни­с­та Ле­о­ни­да Ли­хо­де­е­ва, здесь пуб­ли­ку­ет­ся и по­весть во­ен­ных лет (1943–1944) Алек­сан­д­ра Ма­ка­ро­ва «Ка­са­ясь серд­ца». Ма­ка­ров сни­с­кал в своё вре­мя ре­пу­та­цию од­но­го из ве­ду­щих кри­ти­ков по­сле­во­ен­ных лет, он был, в ча­ст­но­с­ти, лю­бим­цем Твар­дов­ско­го и гор­до­с­тью «Но­во­го ми­ра». Но вот о том, что на его сче­ту бы­ли и опы­ты в про­зе, ши­ро­кой ли­те­ра­тур­ной пуб­ли­ке до сих пор не бы­ло из­ве­ст­но. Меж­ду тем, эта по­весть на­пи­са­на не про­сто про­фес­си­о­наль­но – бли­с­та­тель­но. Ещё раз под­твер­ди­лось, что ис­тин­ный ли­те­ра­тур­ный та­лант ни­ког­да не за­мы­ка­ет­ся в рам­ках од­но­го жа­н­ра. От­мен­но­го ка­че­ст­ва про­зой нас ра­ду­ют вре­мя от вре­ме­ни и пе­ре­вод­чи­ки, и дра­ма­тур­ги, и кри­ти­ки. А в дан­ном слу­чае убеж­да­ет не толь­ко слог, но и боль – при­знак на­сто­я­ще­го да­ра, осо­бен­но ког­да речь идёт о том, «че­го нет же­с­то­че», по Твар­дов­ско­му, – о вой­не. Со­про­вож­да­ет пуб­ли­ка­цию сво­им яр­ким очер­ком из­ве­ст­ный кол­ле­га Ма­ка­ро­ва по кри­ти­че­с­ко­му це­ху Лев Ан­нин­ский.

Ввод­ные ста­тьи, ком­мен­та­рии, при­ме­ча­ния, сно­с­ки и ссыл­ки, раз­но­об­раз­ные ука­за­те­ли – всё здесь на ме­с­те, как и по­ло­же­но из­да­нию, вы­шед­ше­му под гри­фом ав­то­ри­тет­но­го ака­де­ми­че­с­ко­го ин­сти­ту­та.

 

Пи­са­тель и вой­на. Ар­хив­ные ма­те­ри­а­лы От­де­ла ру­ко­пи­сей ИМ­ЛИ РАН. – М.: ИМ­ЛИ РАН, 2010.


 

За­иг­ры­ва­ние с Ни­что

 

Про­ст­ран­но-ка­пи­таль­ное ис­сле­до­ва­ние од­но­го из ве­ду­щих гер­ма­ни­с­тов со­вре­мен­но­с­ти яви­лось как нель­зя во­вре­мя. Мо­жет быть, да­же с не­ко­то­рым за­поз­да­ни­ем.

Ак­ту­аль­ность кни­ги обес­пе­чи­ли кон­цеп­ту­а­ли­с­ты, пост­мо­дер­ни­с­ты и про­чие «пост». То есть лов­ка­чи, вну­ша­ю­щие обы­ва­те­лю свою рас­пи­а­рен­ную пре­тен­зию на не­бы­ва­лую (и ча­ще все­го мни­мую) но­виз­ну. А на са­мом-то де­ле, как убе­ди­тель­но по­ка­зы­ва­ет ав­тор, «всё это бы­ло, бы­ло, бы­ло…» Сто лет на­зад и в ку­да как луч­шем, ку­да бо­лее сущ­но­ст­ном и эф­фект­ном ви­де. Тог­да вся­че­с­кие «дыр-бул-щи­лы» дей­ст­ви­тель­но про­гре­ме­ли бом­бой на фо­не не толь­ко к на­ту­ре склон­но­го ми­ме­си­са, но и в кон­тек­с­те ку­да бо­лее се­рь­ёз­ных и ос­мыс­лен­ных мо­дер­нист­ских ис­ка­ний. Ны­не же они вы­гля­дят при­чу­дой толь­ко для упо­ён­ных по­тре­би­те­лей мас­со­вой куль­ту­ры. Мно­гие псев­до­куль­тур­ные ка­рь­е­ры обя­за­ны сво­им про­ис­хож­де­ни­ем толь­ко то­таль­ной за­быв­чи­во­с­ти че­ло­ве­че­ст­ва, веч­но изо­б­ре­та­ю­ще­го один и тот же ве­ло­си­пед (или на­сту­па­ю­ще­го на од­ни и те же граб­ли). Как Ма­ле­вич и Кан­дин­ский об­на­ру­жи­ли и с не­о­бык­но­вен­ной яр­ко­с­тью за­фик­си­ро­ва­ли один из оче­вид­ных ту­пи­ков на раз­ветв­лён­ной до­ро­ге изо­б­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва, так при­мер­но то же са­мое про­де­ла­ли не­мец­кие и швей­цар­ские да­да­и­с­ты в на­ча­ле двад­ца­то­го ве­ка. Чем и об­рек­ли тьмы по­сле­до­ва­те­лей на уны­ло мо­но­тон­ные по­вто­ре­ния, ли­шён­ные под­лин­но­с­ти пер­во­на­ча­ла.

Чте­нию и ус­во­е­нию ма­те­ри­а­ла этой мо­но­гра­фии весь­ма спо­соб­ст­ву­ет её чёт­кая си­с­тем­но-ти­по­ло­ги­че­с­кая струк­ту­ра. Во вве­де­нии вы­яс­ня­ют­ся мно­го­чис­лен­ные воз­мож­но­с­ти и ва­ри­ан­ты оп­ре­де­ле­ний са­мо­го по­ня­тия и яв­ле­ния да­да­из­ма как од­ной из за­мет­ных па­ра­дигм ис­кус­ст­ва ХХ ве­ка. Ос­нов­ной кор­пус кни­ги де­лит­ся на две ча­с­ти. В пер­вой ис­сле­ду­ет­ся ге­не­а­ло­гия, ис­то­рия и те­о­рия дви­же­ния, опи­сы­ва­ют­ся ти­по­ло­ги­че­с­кие свой­ст­ва его по­эти­ки. Кро­ме то­го, да­ют­ся «про­филь­ные» пор­т­ре­ты ве­ду­щих да­да­и­с­тов то­го вре­ме­ни – Бал­ля, Хюль­зен­бе­ка, Ар­па, Зер­не­ра, Пи­ка­биа, Ха­у­с­ма­на, Ме­рин­га, Швит­тер­са, Тца­ра. И ещё на­ме­ча­ют­ся про­ек­ции в бу­ду­щее, вплоть до на­ше­го вре­ме­ни.

Вто­рая часть кни­га от­да­на При­ло­же­нию, со­дер­жа­ще­му ма­ни­фе­с­ты, днев­ни­ки, вос­по­ми­на­ния и про­чие «эм­пи­ри­че­с­кие» ма­те­ри­а­лы са­мих уча­ст­ни­ков дви­же­ния. Все они, кста­ти го­во­ря, от­мен­но пе­ре­ве­де­ны са­мим ис­сле­до­ва­те­лем. Эти жи­вые ил­лю­с­т­ра­ции ра­зо­бран­ных в пер­вой ча­с­ти идей де­ла­ют кни­гу цен­ней­шим ис­точ­ни­ком зна­ния пред­ме­та и для по­сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний. Ведь преж­де су­дить о по­доб­ных яв­ле­ни­ях на­шим сту­ди­о­зу­сам при­хо­ди­лось за­оч­но, с чу­жих слов. Не го­во­ря уже о том, что пе­ри­пе­тии «борь­бы» с ру­ти­ной та­и­ли в се­бе мно­же­ст­во дра­ма­ти­че­с­ких кол­ли­зий и пря­мо-та­ки ро­ман­ных сю­же­тов, пред­став­ля­ю­щих са­мо­до­ста­точ­ный ис­то­ри­ко-эс­те­ти­че­с­кий ин­те­рес.

«Ду­ра­ш­ли­вое за­иг­ры­ва­ние с Ни­что» (Ху­го Балль) ко­го-то при­ко­ва­ло к се­бе до кон­ца жиз­ни, а для ко­го-то из от­цов да­да­из­ма ста­ло толь­ко эпи­зо­дом, так ска­зать, «гре­хом мо­ло­до­с­ти». Это слов­цо осо­бен­но под­хо­дит са­мо­му Бал­лю, по­жа­луй, са­мо­му вы­да­ю­ще­му­ся пи­са­те­лю и мыс­ли­те­лю сре­ди да­да­и­с­тов. На ис­хо­де пер­вой ми­ро­вой вой­ны он вне­зап­но по­ки­нул своё да­да­ист­ское вой­ско; бро­сив ему на про­ща­ние что-то вро­де «по­шу­ти­ли – и бу­дя!», он ри­нул­ся в гу­щу ис­то­ри­ко-пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кой по­ли­то­ло­гии под фла­гом То­ма­са Мюн­це­ра, Фран­ца фон Ба­а­де­ра и Ми­ха­и­ла Ба­ку­ни­на (син­тез, как ви­дим, не ме­нее при­чуд­ли­вый, чем да­да­ист­ский). А за­тем, все­го го­да че­рез че­ты­ре, ум­ни­ца Балль ото­шёл и от га­зет­но-жур­наль­но­го де­ла; сле­дуя по­зы­вам и тре­бо­ва­ни­ям сво­е­го вну­т­рен­не­го ду­хов­но­го рос­та, он по­гру­зил­ся в уг­луб­ле­ния хри­с­ти­ан­ской ас­ке­зы, в уче­ния пер­вых и са­мых ав­то­ри­тет­ных от­цов церк­ви. Его кни­га «Ви­зан­тий­ское хри­с­ти­ан­ст­во» – это, ес­ли угод­но, и очерк ис­то­рии пра­во­сла­вия, впол­не со­по­с­та­ви­мый, на­при­мер, с тру­да­ми на­ших Ман­су­ро­ва, Фло­ров­ско­го, Вла­ди­ми­ра Лос­ско­го и дру­гих ис­то­ри­ков-бо­го­сло­вов. Сум­ма по­ис­ков Бал­ля вы­гля­де­ла так, как ес­ли бы Ве­ли­мир Хлеб­ни­ков про­шёл путь до Пав­ла Фло­рен­ско­го. По­нят­но, что на та­кой путь бы­ли спо­соб­ны не­мно­гие. Твор­че­ст­во боль­шин­ст­ва да­да­и­с­тов име­ло ку­да бо­лее ло­каль­ное зна­че­ние. Од­на­ко без не­го нет ни ис­кус­ст­ва двад­ца­то­го ве­ка, ни ис­тин­но­го по­ни­ма­ния куль­тур­ных или око­ло­куль­тур­ных (бо­лее все­го – ры­ноч­ных) про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в на­ши дни.

 

В.Д. Се­дель­ник. Да­да­изм и да­да­и­с­ты. – М.: ИМ­ЛИ им. Горь­ко­го РАН, 2010.


 

 

 

 

 

 

 

 


Юрий АРХИПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования