Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50. 10.12.2010

Змей

Светлана ВАСИЛЕНКО
Светлана ВАСИЛЕНКО

 По­сле дол­го­го от­сут­ст­вия он опять объ­я­вил­ся. Вдруг на неё – дох­ну­ло. Один раз и дру­гой. По­ня­ла, что это он, ды­шит из сво­е­го юж­но­го да­ле­ка в её сто­ро­ну. Та­кие ве­щи она чув­ст­во­ва­ла. Опять ве­т­ром го­ря­чим об­да­ло по­сре­ди хо­лод­ной, снеж­ной, уже ус­та­но­вив­шей­ся зи­мы. Про­сто змей ка­кой-то, – ог­не­ды­ша­щий.

Пред­ста­ви­ла, что там, в ас­т­ра­хан­ской сте­пи, зи­мы нет, и так же яро­ст­но, как тем да­лё­ким ле­том, го­рит, не сго­рая, раз­ве­дён­ный кем-то в не­бе, сло­жен­ный из ко­ряг вет­лы, вы­сох­ших до­бе­ла, ко­с­тёр солн­ца, а по пе­с­ча­но­му бе­ре­гу ре­ки Ах­ту­бы хо­дит брон­зо­вый от за­га­ра че­ло­век, по­хо­жий на бо­га.

Бог ло­вит ры­бу, иг­ра­ет с людь­ми в во­лей­бол, за­ле­за­ет на спа­са­тель­ную де­ре­вян­ную, по­став­лен­ную по­сре­ди пля­жа, вы­шку и смо­т­рит на неё. Смо­т­рит как на бо­ги­ню, не скры­вая сво­е­го вос­хи­ще­ния, – она на­блю­да­ет за ним из-под по­лу­при­кры­тых век, лё­жа на го­ря­чем пе­с­ке. Бог лю­бу­ет­ся бо­ги­ней, бо­ги­ня лю­бу­ет­ся бо­гом.

По­том они зна­ко­мят­ся, сме­ют­ся, он сол­дат, его зо­вут Али, он из Да­ге­с­та­на. Её зо­вут Юля, она учит­ся на бух­гал­тер­ских кур­сах, при­еха­ла до­мой на ка­ни­ку­лы. Ему двад­цать, она мо­ло­же его на пол­го­да, и он на­зы­ва­ет её слад­ким сло­вом – са­ла­га.

Они ре­жут­ся в кар­ты, а по­том идут в во­ду. Во­да от их го­ря­чих тел за­ки­па­ет, слов­но от всу­ну­то­го в во­ду ки­пя­тиль­ни­ка. Он учит её пла­вать (она до сих пор не на­учи­лась), ос­то­рож­но до­тра­ги­ва­ясь до её об­на­жён­но­го те­ла (его ка­са­ния на­по­ми­на­ют ос­то­рож­ные не­уме­лые ла­с­ки), на­прав­ляя её те­ло, как ма­лень­кую лод­ку по те­че­нию. Она ра­до­ст­но ко­ло­тит во­ду ру­ка­ми и но­га­ми, под­ни­мая брыз­ги. Сквозь смех и свои от­ча­ян­ные кри­ки она чув­ст­ву­ет его ла­донь, ко­то­рой он её при­дер­жи­ва­ет.

Его ла­донь как что-то от­дель­ное от не­го, всё вре­мя со­скаль­зы­ва­ет вдоль её жи­во­та то ли слу­чай­но, то ли нет. Она вся со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся на этих ка­са­ни­ях его паль­цев, его ру­ки. Она вож­де­ле­ет к его ру­ке, и ру­ка слов­но по­ни­ма­ет это, – паль­цы пол­зут всё ни­же и ни­же...

Они ухо­дят с го­ло­вой в во­дя­ную яму, и он на се­кун­ду вы­пу­с­ка­ет её из рук. Её не­сёт те­че­ни­ем, раз­во­ра­чи­ва­ет, уда­ря­ет го­ло­вой о пе­сок так, что она чуть не те­ря­ет со­зна­ние. Вы­ныр­нув, она ртом хва­та­ет гло­ток воз­ду­ха: он твёр­дый, слов­но она от­ку­сы­ва­ет его от об­ще­го ка­ра­вая воз­ду­ха, и опять идёт на дно. С вы­пу­чен­ны­ми гла­за­ми, со­шед­шая с ума от стра­ха, она бьёт­ся в во­де, как боль­шая ры­ба, по­ка он не ло­вит её. Он об­хва­ты­ва­ет её ру­ка­ми так, слов­но весь со­сто­ит из од­них толь­ко рук, и, при­жи­мая её те­ло к сво­е­му, вы­но­сит на бе­рег.

Они ле­жат на пе­с­ке у са­мой во­ды, тя­же­ло ды­шат. Он про­во­дит ру­кой по её го­ло­ве с мо­к­ры­ми спу­тан­ны­ми во­ло­са­ми – той са­мой ру­кой – и она на­чи­на­ет пла­кать. Бе­зу­держ­но, как ре­бё­нок. Он об­ни­ма­ет её, ус­по­ка­и­ва­ет. За­крыв гла­за, она ты­чет­ся ему мо­к­рым от слёз ли­цом ку­да-то в пле­чо. Он ак­ку­рат­но под­ни­ма­ет её ли­цо и мол­ча це­лу­ет в гу­бы. Она на всю жизнь за­по­ми­на­ет мо­лоч­ный вкус его губ.

По­том они ухо­дят да­ле­ко в пе­с­ки, где ни­ко­го нет, и ло­жат­ся там. Она от­да­ёт­ся ему, лё­жа на го­ря­чем пе­с­ке и гля­дя в не­бо на рас­ка­лён­ное солн­це. Ей ка­жет­ся, что она от­да­ёт­ся са­мо­му солн­цу. Бо­гу солн­ца.

Воз­вра­ща­ясь, они чуть не на­сту­па­ют на ог­ром­ную змею, мед­лен­но пе­ре­пол­за­ю­щую че­рез до­ро­гу. Змея, под­няв свою ма­лень­кую се­рую го­ло­вку и гля­дя на них ма­лень­ки­ми злы­ми гла­за­ми, жар­ко, стра­ст­но ши­пит на них ог­не­ды­ша­щим зме­ем, а по­том, пре­по­дав им ка­кой-то важ­ный жиз­нен­ный урок, с чув­ст­вом ис­пол­нен­но­го зме­и­но­го дол­га, из­ви­ва­ясь всем те­лом, не­то­роп­ли­во упол­за­ет.

По­том са­ма со­бой раз­ру­ши­лась стра­на, Али уе­хал к се­бе на ро­ди­ну, там на­ча­лась вой­на, го­во­ри­ли, что он стал бо­е­ви­ком, она да­же ви­де­ла его од­наж­ды по те­ле­ви­зо­ру: об­рос­ший, с бо­ро­дой, – он дол­го и пря­мо смо­т­рел на неё с эк­ра­на, слов­но уз­нав.

По­том она по­те­ря­ла его из ви­ду, счи­та­ла уби­тым, уе­хав­шим из стра­ны, про­пав­шим, и, на­вер­ное, так оно и бы­ло.

Но ино­гда дох­нёт вдруг с юга по­сре­ди зи­мы на неё ог­не­ды­ша­щим зме­ем, жар­ко, стра­ст­но, и она по­ни­ма­ет, что то ле­то ос­та­лось, оно ни­ку­да не де­лось, ни­ку­да не ис­чез­ло.


Светлана ВАСИЛЕНКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования