Архив : №50. 10.12.2010
В эпоху упадка
В эти дни исполняется 80 лет журналу «Литературная учёба», основанному А.М. Горьким в 1930 году. Год назад журнал претерпел серьёзные изменения, окончательно перестав публиковать поэзию и прозу на своих страницах и полностью перейдя в заявленный несколько ранее формат литературно-критического издания, каким он и был при своём основании. Текущие преобразования связаны прежде всего с деятельностью нового главного редактора – Максима Лаврентьева.
С ним мы и побеседовали о сегодняшней «Литучёбе».
|
Максим ЛАВРЕНТЬЕВ |
– Ваш журнал занял достойную нишу в пресс-реале, пространство которого убойно монополизировано глянцем с его бумажным блеском и интеллектуальной нищетой. Расскажите, как вам удаётся держать лицо в этом безумном-в-кубе мире?
– С трудом. Я пришёл в журнал из «Литературной газеты», где творческая инициатива подавлялась на корню, но кое-что полезно было усвоить. Тогдашний ответственный редактор литературного отдела газеты Александр Неверов (тут обратная ситуация: он когда-то работал в «Литучёбе»), снова и снова исправляя мои рецензии, говорил приблизительно так: «Вот опять ты раскритиковал такого-то, а вдруг он завтра возьмёт и повесится? И будешь ты мучаться всю жизнь от мысли: не я ли виноват? Тебе это надо?». С одной стороны, почему бы и нет. От повсеместно расплодившегося у нас хулиганья приходится защищать свои идеалы в том числе и с критической рапирой в руках. Но я никогда не участвовал в общей свалке, ведущейся за чужой и чуждый интерес, и, совершив в последние годы несколько не совсем рассчитанных выпадов, теперь уже хорошо знаю: в любой ситуации нужно сохранять выдержку и некоторую отстранённость. Поэтому, перефразируя Заболоцкого, лицо журнала также должно оставаться спокойным. Не хитрым, не наглым, не размалёванным и не пафосным. Но и не бессмысленным, и не безучастным, как у многих сейчас.
– Согласен и с вами, и с великим Антоном Павловичем, который считал, что «равнодушие – это паралич души и преждевременная смерть». Однако ваш журнал называется «Литературная учёба». Кого и чему вы учите?
– Насильно никого ничему мы не учим. «Литучёба», как это было и во времена Горького, существует главным образом для поддержки литературного самообразования. Мы живём в эпоху, когда потребность в достойной литературе гораздо меньше, чем потребность в достойной зарплате. Но я всё-таки ещё верю, что когда-нибудь будет достигнут приемлемый баланс и достойная жизнь начнёт ассоциироваться не только с материальным, но и с духовным достатком. Только тогда, по-моему, человек и пребудет в гармонии с самим собой. Хотя есть люди, уже сейчас отчасти достигшие такой гармонии. Конечно, очень немногие из тех, кого таковыми считают. В первую очередь это люди, что называется, творческие. И мы здесь, в журнале, аккумулируем необходимую для них жизненную энергию, бережно собираем всё то, что представляет интерес для творческого человека на любом уровне его развития.
– А учитесь ли вы у своих авторов сами?
– Конечно. Мне самому оказываются полезными многие сведения, сообщаемые в наших статьях. Как виночерпий в царском дворце, я прежде проверяю на себе всё то, чем собираюсь потчевать других. Иногда питьё оказывается весьма крепким. Так, например, недавно я чуть не сделался воинствующим антиершовцем. Довольно известная история. В нескольких номерах мы публиковали шумную и получившую огласку в прессе дискуссию вокруг авторства сказки «Конёк-Горбунок», и зачинщик этой дискуссии, литературовед Владимир Козаровецкий, был весьма, на мой взгляд, убедителен в своих доводах относительно того, что подлинным автором здесь может являться Пушкин. Кстати, нынешний редактор Ожеговского словаря Лев Скворцов, публикующий у нас свои заметки «Из дневника лингвиста», во многом согласен с этой гипотезой, которую, между прочим, ещё в восьмидесятые годы поддерживал другой сотрудник тогдашней «Литучёбы» – Вадим Перельмутер. Так что я и тут продолжаю традицию.
– А школьной «литучёбы», т.е., говоря попросту, уроков литературы, по-вашему, недостаточно современному человеку? Каково ваше мнение об этой школьной литучёбе?
– Негативное. Правда, я учился в основном ещё в советской школе, которую некоторые теперь превозносят и ставят в образец нынешней. Однако именно в той распрекрасной школе у меня едва не отбили охоту к чтению, бубня мне в уши идеологически выверенные глупости и заставляя зубрить то, к чему не умели и, пожалуй, не хотели пробудить подлинного интереса. Так что в Литературный институт я поступил, имея весьма искажённое представление о русской классике, – такое отвращение внушила к ней школа. Впрочем, в одиннадцатый класс я пошёл, когда страна уже развалилась и начался период ужасного хаоса и чертовщины, тянущийся по сию пору. А то, что сейчас творится с преподаванием литературы, я имел возможность отчасти наблюдать минувшим летом на Всероссийском форуме школьных библиотекарей, куда был приглашён в качестве гостя. Можно долго и мучительно пересказывать всё услышанное там, но скажу кратко: дела обстоят хуже некуда.
– Однако вам всё-таки удалось качественно «литобучиться», стать не только успешным писателем, но и возглавить серьёзное издание. Руководство таким делом, как литературный журнал – это бизнес с его жёсткими законами или увлекательный творческий процесс?
– Не знаю. Иногда мне кажется, что для кого-то это только бизнес. Впрочем, можно ли всерьёз рассуждать о нищенстве как о прибыльном деле? Кто-то, образно говоря, собирает и сдаёт пустую тару, кто-то шакалит, цыганит и напёрсточничает. Но я-то не один из этих «бизнесменов», за что большинство из них меня и ненавидит, потому что занимаюсь в журнале тем, что мне близко – творчеством, ибо сам процесс редактирования, работа с авторами и всё прочее стало для меня своего рода хобби. Филателист собирает новую коллекцию марок, а я – статьи для очередного номера. Однако тут можно впасть в другую крайность – начать заниматься посторонними делами, выдаивать себе всевозможные льготы, пользуясь положением. Из редакции одного очень плохого журнала, сохранившего от былого величия одно только громкое название, мне передавали совет не зацикливаться на работе и вообще вести богемную жизнь. Но я пока не раскатываю на халяву по сомнительным фестивалям, не получаю консервные медальки на грудь и не участвую ни в каких писательских попойках, хотя такие предложения поступают всё чаще.
– И всё же – какой вы руководитель? Насколько жёсткий и насколько творческий?
– Сложно об этом судить самому. Я видел, например, как руководит своей газетой Юрий Поляков. Это похоже на театр Карабаса-Барабаса. Вы, возможно, сочтёте употреблённое мною сравнение детским, но позвольте спросить: а как ещё, кроме как к детсадовской возне, может взрослый человек относиться к установившимся там порядкам?
Наблюдал я и Евгения Лесина в его «НГ Ex libris». Там уже, безусловно, есть и творчество, и происходит какая-то суетливая привокзальная жизнь. Но долго жить такой жизнью я бы не смог – здоровье не позволяет.
Моё руководство, надеюсь, почти не заметно. Я ведь не печатал своих стихов в журнале, когда мы ещё публиковали здесь стихи, т.е. до конца прошлого года. Не найдёт никто и благодарственных молебнов главному редактору на страницах «Литучёбы».
– Но ведь жизнь, простите за банальность, не стоит на месте. Журналы толстеют, матереют, обзаводятся семьями… Каким вы видите перспективное развитие своего детища?
– Журналы сейчас умирают. Иногда перед смертью примыкают к какой-нибудь нечистой своре, что для нас было бы бесчестьем и предательством. Ведь «Литучёба» вовсе не моё детище, поскольку журнал был и основан и возобновлён в 1978 году совсем другими людьми, и я отношусь к этому изданию скорее как к своему дедушке – ухаживаю за ним, чтобы не умер преждевременно, продержался, возможно, до возрождения в ином – более высоком – качестве.
– Ваши авторы – кто они? Есть у вас «любимчики»?
– Наши авторы – энтузиасты. Бескорыстные люди, служащие русской культуре в эпоху её упадка. А поскольку все они таковы, то я и люблю их всех. Вот, например, Наталья Вишнякова. Мы когда-то с ней вместе окончили Литинститут. Наташа – тонкий, умный литературовед. Цикл её статей «Сады русской поэзии» непременно должен выйти отдельной книгой в скором будущем. Арсений Замостьянов – блестящий специалист по русской литературной, да и не только литературной героике. Владислав Пронин, Валерий Даниленко, Пётр Пустовалов, Геннадий Муриков… Я называю только постоянных, из номера в номер публикующихся авторов. Для упомянутого Владимира Козаровецкого «Литературная учёба» стала ареной его борьбы с косностью современных пушкинистов. Я сам нашёл его в Интернете и предложил публиковаться у нас. Анастасия Харитонова – крупнейшая, но почти неизвестная поэтесса 1990-х, погибшая в 2003 году. Недавно в «Литературной учёбе» были впервые опубликованы её эссе о Пушкине и Платонове, первое из которых вызвало восхищение рецензента даже в «Новом мире». Андрей Рудалёв, Алиса Ганиева, Елена Погорелая, Владимир Козлов… Всех трудно и незачем здесь перечислять, но упомяну ещё о студентах Литературного института и Института журналистики и литературного творчества. Несколько молодых людей активно публикуются у нас, другие проходят практику, рецензируя книги. Вот для таких людей в первую очередь и существует наш журнал. Без них он всё равно тихо умер бы где-то после кризиса, в начале 2009 года. А если бы не Людмила Ивановна Карханина, самоотверженно работающая в «Литучёбе» с конца 1980-х, смерть наступила бы гораздо раньше.
– Политика поиска талантливых специалистов, поддержка и помощь. Ведь бездарность, как известно, сама пробивается. Политика, достойная глубочайшего уважения. А какими критериями руководствуетесь при отборе материалов в номер? Что превалирует – разум или чувства? И что в результате побеждает?
– Представьте, что вы решили выбирать себе жену. Разумом или чувствами вы будете руководствоваться при этом? Если только чувствами, то вы можете второпях жениться на инвалиде детства, сиамском близнеце. Из чувства жалости, например. Если будете выбирать только разумом, рискуете получить в жёны глуповатую мымру – дочку директора близлежащего продуктового рынка. А если говорить серьёзно, то любого редактора побеждает автор – силой и мастерством своего текста.
– И, как результат, побеждает читатель. Кстати, как вы считаете, Россия по-прежнему самая читающая страна планеты всей? Если так, то что читающая?
– Вы знаете, я получил не так давно письмо от заключённого в тюрьму человека. Он просил разобрать его чудовищные, полуграмотные стихи. Если вспомнить, сколько народу сейчас сидит у нас по тюрьмам, то можно нарисовать себе приблизительную картину по этим тюремным стихам. Получается, что наши люди не читают ничего, кроме титров в сериалах про всяких глухарей, упырей и других дрянных созданий. Конечно, не читают они и опусы Виктора Ерофеева, но назвать их «чистыми листами» нельзя – ими, прошу прощения, подтирается вся наша власть.
А зэку я ответил, что обязательно разберу его творения в нашей рубрике «Письма из редакции». Иначе – какой я к чёрту редактор!
Беседу вёл Борис КУТЕНКОВ