Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50. 10.12.2010

В эпоху упадка

 В эти дни исполняется 80 лет журналу «Литературная учёба», основанному А.М. Горьким в 1930 году. Год назад журнал претерпел серьёзные изменения, окончательно перестав публиковать поэзию и прозу на своих страницах и полностью перейдя в заявленный несколько ранее формат литературно-критического издания, каким он и был при своём основании. Текущие преобразования связаны прежде всего с деятельностью нового главного редактора – Максима Лаврентьева.

С ним мы и побеседовали о сегодняшней «Литучёбе».

 

Максим ЛАВРЕНТЬЕВ
Максим ЛАВРЕНТЬЕВ

– Ваш жур­нал за­нял до­стой­ную ни­шу в пресс-ре­а­ле, про­ст­ран­ст­во ко­то­ро­го убой­но мо­но­по­ли­зи­ро­ва­но глян­цем с его бу­маж­ным бле­с­ком и ин­тел­лек­ту­аль­ной ни­ще­той. Рас­ска­жи­те, как вам уда­ёт­ся дер­жать ли­цо в этом бе­зум­ном-в-ку­бе ми­ре?

– С тру­дом. Я при­шёл в жур­нал из «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты», где твор­че­с­кая ини­ци­а­ти­ва по­дав­ля­лась на кор­ню, но кое-что по­лез­но бы­ло ус­во­ить. Тог­даш­ний от­вет­ст­вен­ный ре­дак­тор ли­те­ра­тур­но­го от­де­ла га­зе­ты Алек­сандр Не­ве­ров (тут об­рат­ная си­ту­а­ция: он ког­да-то ра­бо­тал в «Ли­ту­чё­бе»), сно­ва и сно­ва ис­прав­ляя мои ре­цен­зии, го­во­рил при­бли­зи­тель­но так: «Вот опять ты рас­кри­ти­ко­вал та­ко­го-то, а вдруг он за­в­т­ра возь­мёт и по­ве­сит­ся? И бу­дешь ты му­чать­ся всю жизнь от мыс­ли: не я ли ви­но­ват? Те­бе это на­до?». С од­ной сто­ро­ны, по­че­му бы и нет. От по­все­ме­ст­но рас­пло­див­ше­го­ся у нас ху­ли­га­нья при­хо­дит­ся за­щи­щать свои иде­а­лы в том чис­ле и с кри­ти­че­с­кой ра­пи­рой в ру­ках. Но я ни­ког­да не уча­ст­во­вал в об­щей свал­ке, ве­ду­щей­ся за чу­жой и чуж­дый ин­те­рес, и, со­вер­шив в по­след­ние го­ды не­сколь­ко не сов­сем рас­счи­тан­ных вы­па­дов, те­перь уже хо­ро­шо знаю: в лю­бой си­ту­а­ции нуж­но со­хра­нять вы­держ­ку и не­ко­то­рую от­ст­ра­нён­ность. По­это­му, пе­ре­фра­зи­руя За­бо­лоц­ко­го, ли­цо жур­на­ла так­же долж­но ос­та­вать­ся спо­кой­ным. Не хи­т­рым, не на­глым, не раз­ма­лё­ван­ным и не па­фос­ным. Но и не бес­смыс­лен­ным, и не бе­зу­ча­ст­ным, как у мно­гих сей­час.

– Со­гла­сен и с ва­ми, и с ве­ли­ким Ан­то­ном Пав­ло­ви­чем, ко­то­рый счи­тал, что «рав­но­ду­шие – это па­ра­лич ду­ши и преж­де­вре­мен­ная смерть». Од­на­ко ваш жур­нал на­зы­ва­ет­ся «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба». Ко­го и че­му вы учи­те?

– На­силь­но ни­ко­го ни­че­му мы не учим. «Ли­ту­чё­ба», как это бы­ло и во вре­ме­на Горь­ко­го, су­ще­ст­ву­ет глав­ным об­ра­зом для под­держ­ки ли­те­ра­тур­но­го са­мо­об­ра­зо­ва­ния. Мы жи­вём в эпо­ху, ког­да по­треб­ность в до­стой­ной ли­те­ра­ту­ре го­раз­до мень­ше, чем по­треб­ность в до­стой­ной зар­пла­те. Но я всё-та­ки ещё ве­рю, что ког­да-ни­будь бу­дет до­стиг­нут при­ем­ле­мый ба­ланс и до­стой­ная жизнь нач­нёт ас­со­ци­и­ро­вать­ся не толь­ко с ма­те­ри­аль­ным, но и с ду­хов­ным до­стат­ком. Толь­ко тог­да, по-мо­е­му, че­ло­век и пре­бу­дет в гар­мо­нии с са­мим со­бой. Хо­тя есть лю­ди, уже сей­час от­ча­с­ти до­стиг­шие та­кой гар­мо­нии. Ко­неч­но, очень не­мно­гие из тех, ко­го та­ко­вы­ми счи­та­ют. В пер­вую оче­редь это лю­ди, что на­зы­ва­ет­ся, твор­че­с­кие. И мы здесь, в жур­на­ле, ак­ку­му­ли­ру­ем не­об­хо­ди­мую для них жиз­нен­ную энер­гию, бе­реж­но со­би­ра­ем всё то, что пред­став­ля­ет ин­те­рес для твор­че­с­ко­го че­ло­ве­ка на лю­бом уров­не его раз­ви­тия.

– А учи­тесь ли вы у сво­их ав­то­ров са­ми?

– Ко­неч­но. Мне са­мо­му ока­зы­ва­ют­ся по­лез­ны­ми мно­гие све­де­ния, со­об­ща­е­мые в на­ших ста­ть­ях. Как ви­но­чер­пий в цар­ском двор­це, я преж­де про­ве­ряю на се­бе всё то, чем со­би­ра­юсь пот­че­вать дру­гих. Ино­гда пи­тьё ока­зы­ва­ет­ся весь­ма креп­ким. Так, на­при­мер, не­дав­но я чуть не сде­лал­ся во­ин­ст­ву­ю­щим ан­ти­ер­шов­цем. До­воль­но из­ве­ст­ная ис­то­рия. В не­сколь­ких но­ме­рах мы пуб­ли­ко­ва­ли шум­ную и по­лу­чив­шую ог­ла­с­ку в прес­се дис­кус­сию во­круг ав­тор­ст­ва сказ­ки «Ко­нёк-Гор­бу­нок», и за­чин­щик этой дис­кус­сии, ли­те­ра­ту­ро­вед Вла­ди­мир Ко­за­ро­вец­кий, был весь­ма, на мой взгляд, убе­ди­те­лен в сво­их до­во­дах от­но­си­тель­но то­го, что под­лин­ным ав­то­ром здесь мо­жет яв­лять­ся Пуш­кин. Кста­ти, ны­неш­ний ре­дак­тор Оже­гов­ско­го сло­ва­ря Лев Сквор­цов, пуб­ли­ку­ю­щий у нас свои за­мет­ки «Из днев­ни­ка линг­ви­с­та», во мно­гом со­гла­сен с этой ги­по­те­зой, ко­то­рую, меж­ду про­чим, ещё в вось­ми­де­ся­тые го­ды под­дер­жи­вал дру­гой со­труд­ник тог­даш­ней «Ли­ту­чё­бы» – Ва­дим Пе­рель­му­тер. Так что я и тут про­дол­жаю тра­ди­цию.

– А школь­ной «ли­ту­чё­бы», т.е., го­во­ря по­про­с­ту, уро­ков ли­те­ра­ту­ры, по-ва­ше­му, не­до­ста­точ­но со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку? Ка­ко­во ва­ше мне­ние об этой школь­ной ли­ту­чё­бе?

– Не­га­тив­ное. Прав­да, я учил­ся в ос­нов­ном ещё в со­вет­ской шко­ле, ко­то­рую не­ко­то­рые те­перь пре­воз­но­сят и ста­вят в об­ра­зец ны­неш­ней. Од­на­ко имен­но в той рас­пре­крас­ной шко­ле у ме­ня ед­ва не от­би­ли охо­ту к чте­нию, буб­ня мне в уши иде­о­ло­ги­че­с­ки вы­ве­рен­ные глу­по­с­ти и за­став­ляя зу­б­рить то, к че­му не уме­ли и, по­жа­луй, не хо­те­ли про­бу­дить под­лин­но­го ин­те­ре­са. Так что в Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут я по­сту­пил, имея весь­ма ис­ка­жён­ное пред­став­ле­ние о рус­ской клас­си­ке, – та­кое от­вра­ще­ние вну­ши­ла к ней шко­ла. Впро­чем, в один­над­ца­тый класс я по­шёл, ког­да стра­на уже раз­ва­ли­лась и на­чал­ся пе­ри­од ужас­но­го ха­о­са и чер­тов­щи­ны, тя­ну­щий­ся по сию по­ру. А то, что сей­час тво­рит­ся с пре­по­да­ва­ни­ем ли­те­ра­ту­ры, я имел воз­мож­ность от­ча­с­ти на­блю­дать ми­нув­шим ле­том на Все­рос­сий­ском фо­ру­ме школь­ных биб­ли­о­те­ка­рей, ку­да был при­гла­шён в ка­че­ст­ве гос­тя. Мож­но дол­го и му­чи­тель­но пе­ре­ска­зы­вать всё ус­лы­шан­ное там, но ска­жу крат­ко: де­ла об­сто­ят ху­же не­ку­да.

– Од­на­ко вам всё-та­ки уда­лось ка­че­ст­вен­но «ли­то­бу­чить­ся», стать не толь­ко ус­пеш­ным пи­са­те­лем, но и воз­гла­вить се­рь­ёз­ное из­да­ние. Ру­ко­вод­ст­во та­ким де­лом, как ли­те­ра­тур­ный жур­нал – это биз­нес с его жё­ст­ки­ми за­ко­на­ми или ув­ле­ка­тель­ный твор­че­с­кий про­цесс?

– Не знаю. Ино­гда мне ка­жет­ся, что для ко­го-то это толь­ко биз­нес. Впро­чем, мож­но ли все­рьёз рас­суж­дать о ни­щен­ст­ве как о при­быль­ном де­ле? Кто-то, об­раз­но го­во­ря, со­би­ра­ет и сда­ёт пу­с­тую та­ру, кто-то ша­ка­лит, цы­га­нит и на­пёр­сточ­ни­ча­ет. Но я-то не один из этих «биз­не­с­ме­нов», за что боль­шин­ст­во из них ме­ня и не­на­ви­дит, по­то­му что за­ни­ма­юсь в жур­на­ле тем, что мне близ­ко – твор­че­ст­вом, ибо сам про­цесс ре­дак­ти­ро­ва­ния, ра­бо­та с ав­то­ра­ми и всё про­чее ста­ло для ме­ня сво­е­го ро­да хоб­би. Фи­ла­те­лист со­би­ра­ет но­вую кол­лек­цию ма­рок, а я – ста­тьи для оче­ред­но­го но­ме­ра. Од­на­ко тут мож­но впасть в дру­гую край­ность – на­чать за­ни­мать­ся по­сто­рон­ни­ми де­ла­ми, вы­да­и­вать се­бе все­воз­мож­ные льго­ты, поль­зу­ясь по­ло­же­ни­ем. Из ре­дак­ции од­но­го очень пло­хо­го жур­на­ла, со­хра­нив­ше­го от бы­ло­го ве­ли­чия од­но толь­ко гром­кое на­зва­ние, мне пе­ре­да­ва­ли со­вет не за­цик­ли­вать­ся на ра­бо­те и во­об­ще ве­с­ти бо­гем­ную жизнь. Но я по­ка не рас­ка­ты­ваю на ха­ля­ву по со­мни­тель­ным фе­с­ти­ва­лям, не по­лу­чаю кон­серв­ные ме­даль­ки на грудь и не уча­ст­вую ни в ка­ких  пи­са­тель­ских по­пой­ках, хо­тя та­кие пред­ло­же­ния по­сту­па­ют всё ча­ще.

– И всё же – ка­кой вы ру­ко­во­ди­тель? На­сколь­ко жё­ст­кий и на­сколь­ко твор­че­с­кий?

– Слож­но об этом су­дить са­мо­му. Я ви­дел, на­при­мер, как ру­ко­во­дит сво­ей га­зе­той Юрий По­ля­ков. Это по­хо­же на те­атр Ка­ра­ба­са-Ба­ра­ба­са. Вы, воз­мож­но, со­чтё­те упо­треб­лён­ное мною срав­не­ние дет­ским, но поз­воль­те спро­сить: а как ещё, кро­ме как к дет­са­дов­ской воз­не, мо­жет взрос­лый че­ло­век от­но­сить­ся к ус­та­но­вив­шим­ся там по­ряд­кам?

На­блю­дал я и Ев­ге­ния Ле­си­на в его «НГ Ex libris». Там уже, бе­зус­лов­но, есть и твор­че­ст­во, и про­ис­хо­дит ка­кая-то су­е­тли­вая при­вок­заль­ная жизнь. Но дол­го жить та­кой жиз­нью я бы не смог – здо­ро­вье не поз­во­ля­ет.

Моё ру­ко­вод­ст­во, на­де­юсь, поч­ти не за­мет­но. Я ведь не пе­ча­тал сво­их сти­хов в жур­на­ле, ког­да мы ещё пуб­ли­ко­ва­ли здесь сти­хи, т.е. до кон­ца про­шло­го го­да. Не най­дёт ни­кто и бла­го­дар­ст­вен­ных мо­леб­нов глав­но­му ре­дак­то­ру на стра­ни­цах «Ли­ту­чё­бы».

– Но ведь жизнь, про­сти­те за ба­наль­ность, не сто­ит на ме­с­те. Жур­на­лы тол­сте­ют, ма­те­ре­ют, об­за­во­дят­ся се­мь­я­ми… Ка­ким вы ви­ди­те пер­спек­тив­ное раз­ви­тие сво­е­го де­ти­ща?

– Жур­на­лы сей­час уми­ра­ют. Ино­гда пе­ред смер­тью при­мы­ка­ют к ка­кой-ни­будь не­чи­с­той сво­ре, что для нас бы­ло бы бес­че­с­ть­ем и пре­да­тель­ст­вом. Ведь «Ли­ту­чё­ба» во­все не моё де­ти­ще, по­сколь­ку жур­нал был и ос­но­ван и во­зоб­нов­лён в 1978 го­ду сов­сем дру­ги­ми людь­ми, и я от­но­шусь к это­му из­да­нию ско­рее как к сво­е­му де­душ­ке – уха­жи­ваю за ним, что­бы не умер преж­де­вре­мен­но, про­дер­жал­ся, воз­мож­но, до воз­рож­де­ния в ином – бо­лее вы­со­ком – ка­че­ст­ве.

– Ва­ши ав­то­ры – кто они? Есть у вас «лю­бим­чи­ки»?

– На­ши ав­то­ры – эн­ту­зи­а­с­ты. Бес­ко­ры­ст­ные лю­ди, слу­жа­щие рус­ской куль­ту­ре в эпо­ху её упад­ка. А по­сколь­ку все они та­ко­вы, то я и люб­лю их всех. Вот, на­при­мер, На­та­лья Виш­ня­ко­ва. Мы ког­да-то с ней вме­с­те окон­чи­ли Ли­тин­сти­тут. На­та­ша – тон­кий, ум­ный ли­те­ра­ту­ро­вед. Цикл её ста­тей «Са­ды рус­ской по­эзии» не­пре­мен­но дол­жен вый­ти от­дель­ной кни­гой в ско­ром бу­ду­щем. Ар­се­ний За­мо­с­ть­я­нов – бле­с­тя­щий спе­ци­а­лист по рус­ской ли­те­ра­тур­ной, да и не толь­ко ли­те­ра­тур­ной ге­ро­и­ке. Вла­ди­слав Про­нин, Ва­ле­рий Да­ни­лен­ко, Пётр Пу­с­то­ва­лов, Ген­на­дий Му­ри­ков… Я на­зы­ваю толь­ко по­сто­ян­ных, из но­ме­ра в но­мер пуб­ли­ку­ю­щих­ся ав­то­ров. Для упо­мя­ну­то­го Вла­ди­ми­ра Ко­за­ро­вец­ко­го «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба» ста­ла аре­ной его борь­бы с кос­но­с­тью со­вре­мен­ных пуш­ки­ни­с­тов. Я сам на­шёл его в Ин­тер­не­те и пред­ло­жил пуб­ли­ко­вать­ся у нас. Ана­с­та­сия Ха­ри­то­но­ва – круп­ней­шая, но поч­ти не­из­ве­ст­ная по­этес­са 1990-х, по­гиб­шая в 2003 го­ду. Не­дав­но в «Ли­те­ра­тур­ной учё­бе» бы­ли впер­вые опуб­ли­ко­ва­ны её эс­се о Пуш­ки­не и Пла­то­но­ве, пер­вое из ко­то­рых вы­зва­ло вос­хи­ще­ние ре­цен­зен­та да­же в «Но­вом ми­ре». Ан­д­рей Ру­да­лёв, Али­са Га­ни­е­ва, Еле­на По­го­ре­лая, Вла­ди­мир Коз­лов… Всех труд­но и не­за­чем здесь пе­ре­чис­лять, но упо­мя­ну ещё о сту­ден­тах Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та и Ин­сти­ту­та жур­на­ли­с­ти­ки и ли­те­ра­тур­но­го твор­че­ст­ва. Не­сколь­ко мо­ло­дых лю­дей ак­тив­но пуб­ли­ку­ют­ся у нас, дру­гие про­хо­дят прак­ти­ку, ре­цен­зи­руя кни­ги. Вот для та­ких лю­дей в пер­вую оче­редь и су­ще­ст­ву­ет наш жур­нал. Без них он всё рав­но ти­хо умер бы где-то по­сле кри­зи­са, в на­ча­ле 2009 го­да. А ес­ли бы не Люд­ми­ла Ива­нов­на Кар­ха­ни­на, са­мо­от­вер­жен­но ра­бо­та­ю­щая в «Ли­ту­чё­бе» с кон­ца 1980-х, смерть на­сту­пи­ла бы го­раз­до рань­ше.

– По­ли­ти­ка по­ис­ка та­лант­ли­вых спе­ци­а­ли­с­тов, под­держ­ка и по­мощь. Ведь без­дар­ность, как из­ве­ст­но, са­ма про­би­ва­ет­ся. По­ли­ти­ка, до­стой­ная глу­бо­чай­ше­го ува­же­ния. А ка­ки­ми кри­те­ри­я­ми ру­ко­вод­ст­ву­е­тесь при от­бо­ре ма­те­ри­а­лов в но­мер? Что пре­ва­ли­ру­ет – ра­зум или чув­ст­ва? И что в ре­зуль­та­те по­беж­да­ет?

– Пред­ставь­те, что вы ре­ши­ли вы­би­рать се­бе же­ну. Ра­зу­мом или чув­ст­ва­ми вы бу­де­те ру­ко­вод­ст­во­вать­ся при этом? Ес­ли толь­ко чув­ст­ва­ми, то вы мо­же­те вто­ро­пях же­нить­ся на ин­ва­ли­де дет­ст­ва, си­ам­ском близ­не­це. Из чув­ст­ва жа­ло­с­ти, на­при­мер. Ес­ли бу­де­те вы­би­рать толь­ко ра­зу­мом, ри­с­ку­е­те по­лу­чить в жё­ны глу­по­ва­тую мы­м­ру – доч­ку ди­рек­то­ра близ­ле­жа­ще­го про­дук­то­во­го рын­ка. А ес­ли го­во­рить се­рь­ёз­но, то лю­бо­го ре­дак­то­ра по­беж­да­ет ав­тор – си­лой и ма­с­тер­ст­вом сво­е­го тек­с­та.

– И, как ре­зуль­тат, по­беж­да­ет чи­та­тель. Кста­ти, как вы счи­та­е­те, Рос­сия по-преж­не­му са­мая чи­та­ю­щая стра­на пла­не­ты всей? Ес­ли так, то что чи­та­ю­щая?

– Вы зна­е­те, я по­лу­чил не так дав­но пись­мо от за­клю­чён­но­го в тюрь­му че­ло­ве­ка. Он про­сил ра­зо­брать его чу­до­вищ­ные, по­лу­гра­мот­ные сти­хи. Ес­ли вспом­нить, сколь­ко на­ро­ду сей­час си­дит у нас по тюрь­мам, то мож­но на­ри­со­вать се­бе при­бли­зи­тель­ную кар­ти­ну по этим тю­рем­ным сти­хам. По­лу­ча­ет­ся, что на­ши лю­ди не чи­та­ют ни­че­го, кро­ме ти­т­ров в се­ри­а­лах про вся­ких глу­ха­рей, упы­рей и дру­гих дрян­ных со­зда­ний. Ко­неч­но, не чи­та­ют они и опу­сы Вик­то­ра Еро­фе­е­ва, но на­звать их «чи­с­ты­ми ли­с­та­ми» нель­зя – ими, про­шу про­ще­ния, под­ти­ра­ет­ся вся на­ша власть.

А зэ­ку я от­ве­тил, что обя­за­тель­но раз­бе­ру его тво­ре­ния в на­шей ру­б­ри­ке «Пись­ма из ре­дак­ции». Ина­че – ка­кой я к чёр­ту ре­дак­тор!


Беседу вёл Борис КУТЕНКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования