Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №51. 17.12.2010

Я прессую материал до афоризма

 Иван Зорин – признанный лидер гиперинтеллектуального направления в современной прозе. Сан-Франциский журнал «Terra Nova» назвал Зорина «самым загадочным автором, который пишет по-русски».

Меня предупреждали, что брать интервью у Зорина сложно, он отличается парадоксальностью и пессимизмом.

А что получилось – судите сами.

 

Иван ЗОРИН
Иван ЗОРИН

– Ко­го вы мо­же­те на­звать в чис­ле сво­их ли­те­ра­тур­ных учи­те­лей?

– Все име­ют пред­ше­ст­вен­ни­ков, ни на ко­го не по­хож толь­ко без­ли­кий. В раз­ное вре­мя на ме­ня ока­зы­ва­ли вли­я­ние раз­ные ав­то­ры. Од­на­ко тро­их я от­но­шу к чис­лу сво­их яв­ных пред­ше­ст­вен­ни­ков. Это Бор­хес, Па­вич и Бу­нин. При­чём по­след­ний в боль­шей ме­ре, что и ес­те­ст­вен­но, ведь он при­над­ле­жит рус­ской куль­ту­ре. А на­ша ли­те­ра­ту­ра зо­ло­то­го ве­ка, на мой взгляд, не име­ет рав­ных, и в этом смыс­ле, что­бы до­стичь вер­ши­ны, нуж­но стре­мить­ся стать хо­ро­шим пи­са­те­лем де­вят­над­ца­то­го ве­ка... Хо­тя кто-то мо­жет уви­деть в этой фра­зе боль­ше па­ра­док­са, чем ис­ти­ны.

– Как бы вы оха­рак­те­ри­зо­ва­ли свой стиль пись­ма?

– Па­мя­туя че­хов­ское «крат­кость се­с­т­ра та­лан­та», я стрем­люсь не зло­упо­треб­лять вни­ма­ни­ем чи­та­те­ля, ста­ра­ясь сде­лать ин­фор­ма­тив­ной и не­о­рди­нар­ной каж­дую фра­зу. Воз­мож­но, в этом про­яви­лось моё фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­с­кое об­ра­зо­ва­ние. Я прес­сую ма­те­ри­ал до афо­риз­ма, мак­си­маль­но на­сы­щая его па­ра­док­са­ми, не­о­жи­дан­но вы­све­чи­ва­ю­щи­ми смысл, моё кре­до со­сто­ит в том, что про­за долж­на при­бли­жать­ся к по­эзии, как по ме­та­фо­рич­но­с­ти, так и по ла­ко­нич­но­с­ти вы­ра­же­ний. Воз­мож­но, я не­сколь­ко пе­ре­усерд­ст­во­вал в этом на­прав­ле­нии, один кри­тик на­звал та­кую ма­не­ру из­ло­же­ния «фор­муль­ным пись­мом», но это мой стиль, и тут уж ни­ку­да не де­нешь­ся. Во вся­ком слу­чае, как го­во­рят, я уз­на­ва­ем, а это сов­сем не ма­ло.

– Как вы ра­бо­та­е­те над рас­ска­за­ми?

– Боль­шин­ст­во сю­же­тов я вы­ду­мы­ваю, бе­ру из го­ло­вы, а не из жиз­ни, и в этом смыс­ле я не жа­н­ро­вый, не бы­то­вой пи­са­тель. Для ме­ня идея важ­нее пер­со­на­жа, фи­ло­со­фия – пси­хо­ло­гии и тем бо­лее де­ко­ра­ций, по­это­му я лег­ко по­ме­щаю дей­ст­вие в Рос­сию де­вят­над­ца­то­го ве­ка, или Ки­тай эпо­хи Хань. Ведь в от­сут­ст­вие де­ко­ра­ций лю­бая ат­мо­сфе­ра – ус­лов­ность.

– Над чем вы сей­час ра­бо­та­е­те?

– В этом го­ду у ме­ня вы­шла кни­га «Ге­ний вче­раш­не­го дня». Сей­час го­то­вит­ся к из­да­нию сбор­ник «Сек­та Прав­ды». Но у книг ни­чтож­ные ти­ра­жи, по­это­му боль­шая часть мо­их чи­та­те­лей на­хо­дят ме­ня че­рез Ин­тер­нет.

– Ус­ту­па­ет ли «бу­маж­ная ли­те­ра­ту­ра» се­те­вой?

– Я не ви­жу меж­ду ни­ми раз­ни­цы. Это всё рав­но, что Го­мер, пе­ре­пи­сан­ный от ру­ки, или из­дан­ный Гут­тен­бер­гом.

– Тог­да, ес­ли мож­но, не­сколь­ко слов о ва­шем «Ли­те­ра­тур­ном жур­на­ле»?

– Как за­яв­ле­но на сай­те, жур­нал име­ет дер­зость пой­ти враз­рез с глав­ным прин­ци­пом со­вре­мен­но­го ми­ра – по­го­не за по­тре­би­те­лем. Ре­дак­ция ори­ен­ти­ру­ет­ся преж­де все­го на свой вкус, не стре­мясь сде­лать ли­те­ра­тур­ный жур­нал ни мод­ным, ни со­вре­мен­ным. Чте­ние – та­кая же ра­бо­та, как труд ка­мен­щи­ка, а про­фес­си­о­наль­ных чи­та­те­лей в на­ши дни ста­ло не боль­ше, чем про­фес­си­о­наль­ных пи­са­те­лей. И «Ли­те­ра­тур­ный жур­нал» имен­но для них.

За два го­да у нас бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны ма­ло­из­ве­ст­ные, но очень та­лант­ли­вые ав­то­ры – Сер­гей Шу­ми­лов, Ан­д­рей Шуль­гин, Ири­на Ба­та­ко­ва, Ири­на Ко­мис­са­ро­ва, Алек­сандр Грог…

– Как вы оце­ни­ва­е­те со­вре­мен­ный ли­те­ра­тур­ный про­цесс?

– Ощу­ща­ет ли ин­ди­вид та­ин­ст­вен­ность сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния, пы­та­ет­ся ли он по­стичь его смысл, ищет ли своё пред­наз­на­че­ние, или мир ка­жет­ся ему ес­те­ст­вен­ным, как во­да ры­бе? Вот где ко­ре­нит­ся глав­ное раз­де­ле­ние лю­дей, об­ре­кая од­них на ду­хов­ные ис­ка­ния, дру­гих – на бы­то­вые. А важ­ней­шая те­ма «ос­мыс­ле­ния бы­тия» не на­хо­дит, на мой взгляд, долж­но­го от­ра­же­ния в со­вре­мен­ном ис­кус­ст­ве. Вре­мя ци­ви­ли­зо­ван­но­го ме­щан­ст­ва глу­хо от­ри­ца­ет са­мо стрем­ле­ние вы­рвать­ся за рам­ки би­о­ло­ги­че­с­ко­го «я». На­ша «куль­ту­ра» на­прав­ле­на на от­вле­че­ние от «чёр­ных» мыс­лей, яв­ляя со­бой худ­ший ва­ри­ант эпи­ку­рей­ст­ва, она го­то­ва за­бол­тать лю­бые на­мё­ки на му­чи­тель­ный по­иск смыс­ла.

– В ка­ком со­сто­я­нии сей­час на­хо­дит­ся, по ва­ше­му мне­нию, рус­ская ли­те­ра­ту­ра?

– В ужа­са­ю­щем. Бо­лее пла­чев­ное со­сто­я­ние труд­но во­об­ра­зить. Да­же в эпо­ху Кан­те­ми­ра, ког­да она ед­ва за­рож­да­лась, де­ло об­сто­я­ло луч­ше. Тог­да она бы­ла скуд­на, те­перь это цар­ст­во буй­ст­ву­ю­щих сор­ня­ков. Ес­ли в пу­с­том по­ле ещё мо­жет по­явить­ся ро­за, то сре­ди хво­щей и пла­у­нов – ни­ког­да. Её по­про­с­ту раз­да­вят.

Се­го­дня Рос­сия вме­с­те с ос­таль­ным ми­ром пе­ре­жи­ва­ет не луч­шие вре­ме­на. На каж­дом бо­ло­те те­перь свой ку­лик, а де­мо­кра­тия при­ве­ла к од­но­му: не­важ­но, о чём го­во­рить, глав­ное – с ка­фе­д­ры. В эпо­ху бест­сел­ле­ров на пер­вое ме­с­то вы­шел ти­раж, а ка­че­ст­во кни­ги свя­за­но с ти­ра­жом так же, как ско­рость трам­вая с ко­ли­че­ст­вом про­дан­ных би­ле­тов.

И, воз­мож­но, за­слу­га се­го­дняш­ней ли­те­ра­ту­ры в том, что её нет.

– Где вы ви­ди­те своё ме­с­то?

– Я не при­над­ле­жу ни к од­ной ли­те­ра­тур­ной пар­тии, ячей­ке, сек­те. Ес­ли ис­поль­зо­вать тер­ми­но­ло­гию Ка­мю, я по­сто­рон­ний. Я счи­таю, что та­ким и дол­жен быть объ­ек­тив­ный на­блю­да­тель, не вме­ши­ва­ю­щий­ся в экс­пе­ри­мен­ты. Хо­тя, об­рат­ная связь, бе­зус­лов­но, су­ще­ст­ву­ет все­гда. А ста­ло быть, и моё мне­ние субъ­ек­тив­но.

– Ка­кие бы вы мог­ли дать со­ве­ты на­чи­на­ю­щим ав­то­рам? Что де­лать мо­ло­до­му пи­са­те­лю, что­бы его за­ме­ти­ли?

– На­вер­но, ча­ще за­го­лять зад и лезть во все ще­ли. Или тан­це­вать впри­сяд­ку. Но луч­ше все­го иметь зна­ко­мо­го из­да­те­ля, же­ла­тель­но род­ст­вен­ни­ка. Или бо­га­то­го спон­со­ра. На ху­дой ко­нец, мож­но и са­мо­му иметь ку­чу де­нег. Дру­гих со­ве­тов я дать не мо­гу, ведь та­лант сей­час ни­че­го не сто­ит. При­не­си Тол­стой «Вой­ну и мир», его бы на­вер­ня­ка «за­вер­ну­ли». 


Беседу вёл Олег ЖЕЛЕЗКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования