Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 24.12.2010

Комплекс Калигулы

 Гай Калигула был остроумным человеком. Когда жители города Трои поздравили его с восшествием на престол с годичным опозданием, он им в ответ отправил соболезнование по поводу безвременной кончины их героя Гектора. Через двенадцать веков после события.

Но я буду говорить о другом эпизоде из жизни этого императора. Широко известном.

Однажды он ввёл в римский сенат своего коня.

Кто-то считает – просто выходка самовластного безумца. Мне кажется, что это было, помимо всего прочего, ещё и некое высказывание. Упрощённо говоря, сенаторы так его достали, что своё отношение к ним, а заодно и к положению дел в этом грёбаном мире он выразил столь экстравагантным способом.

Присудив премию роману «Цветочный крест», жюри Букера высказалось в манере римского императора. Разумеется, посланием в данном случае является не роман госпожи Колядиной как таковой. И не такие романы выходили и увядали без всякого внимания. «Цветочный крест» – это «конь», и он мало кому интересен, пока кто-то не ввёл его в сенат. Роман Колядиной оказался у всех на устах, после того как за него вдруг дали престижную премию. Критики, хором ополчившиеся на роман, играют роль римских сенаторов, возмущённо тыкающих пальцем – «конь!», «конь!». Им обидно за свой литературный сенат, им заплевали тоги, они оскорблены. Не знаю, осознавало ли себя букеровское жюри коллективным Калигулой, но поступило по-императорски.

Причём, никакое это не ноу-хау, это поступок вполне в духе времени.

Примеров много.

Взять хотя бы случай с оперой «Дети Розенталя».

Допускаю, что это сочинение интересно с музыкальной точки зрения, не говоря уж о том, что либретто писал квалифицированный литератор. Но ни буквы Сорокина, ни ноты Десятникова в данном случае никак не на первом месте. Художественный смысл события в том, что опера эта исполняется в Большом театре. Постановка её в любом другом месте не дала бы искомого эффекта. А тут «конь» введён в наш отечественный музыкальный сенат. Плюнули в лицо нашей Могучей кучке. И даже, думаю, в морды коням из квадриги на фронтоне.

Или вот ещё история: не так давно известный Невзоров демонстрировал на 1-м канале свой фильм, доказывающий научными и художественными способами, что лошади умнее людей. Вообще-то со времён Свифта никто в этом и не сомневается. Научная сторона невзоровского произведения невразумительна, а художественная ничтожна. Но, опять-таки, тут дело не в произведении, а в том, что собравшиеся в студии у А.Гордона авторитетные граждане всерьёз и в присутствии миллионов телезрителей его, произведение, обсуждают. Невзоров поставил не фильм. Он поставил спектакль телеобсуждения. И все участвовавшие в обсуждении невольно играли по его сценарию. В данном случае «конь» прокрался в сенат контрабандой.

Кстати, лучшие роли в этом спектакле сыграли те, кто отнёсся к поделке Невзорова всерьёз и более всего возмущался. Так же точно именно молодые люди с унитазом у Большого более всего способствовали успеху Сорокина-Десятникова.

Ужасно ли всё это?

Эстетика «оскорбления чувств» вещь известная, с давней историей. «Госпожа Бовари» вызвала к жизни целый судебный процесс. Но там возмущались исключительно скандальностью самого текста. Теперь голого текста мало. Теперь, чтобы оскорбить чьи-то чувства, нужны дополнительные средства. Никакие привычные способы воздействия не действуют. Можно намалевать, написать, снять что угодно – никого это не заденет.

Вот и ищут люди другие пути.

И находят.

Очень интересно посмотреть, что ещё можно придумать в этом направлении.


Михаил ПОПОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования