Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 24.12.2010

Перевёрнутая земля

 или Два точечных удара по российскому образованию

 

Все мы помним обещание Архимеда перевернуть землю в случае обнаружения точки опоры. Если представить культуру в виде огромной планеты, то такой точкой опоры станет для неё образование, как аккумулятор, генератор и ретранслятор человеческого опыта.

Но метким ударом под названием «ЕГЭ» подкосили у нас среднее образование, и вот уже без малого десять лет оно вынуждено балансировать из последних сил. Я сам отношусь к тому поколению, которое первым ощутило на себе абсурдность этого эксперимента. Полгода в выпускном классе мы готовились к обычным сочинениям и контрольным работам и только весной узнали об обязательной сдаче ЕГЭ по русскому языку, а также по другим дисциплинам на усмотрение вуза. В итоге абсурд дошёл до того, что на филологический – самый «говорливый» – факультет я не сдавал ни одного устного экзамена. Но всё же нас в школьные годы учили грамотно писать и последовательно рассуждать, призывали много читать и получать «удовольствие от текста».

В вузах страны в этом году с определённым опасением ждали первокурсников, потому что именно сейчас впервые со школьной скамьи сошли те, кого учителя с самого 5 класса вынуждены были целенаправленно натаскивать на ЕГЭ. Результат налицо – у нынешних вузовских «новобранцев» сформировалось тестовое мышление: метафорически говоря, умение указать на дверь, но при этом неумение её открыть. Они знают, как звали куклу Наташи Ростовой, но впервые слышат о «мысли семейной» и «мысли народной»; они могут сказать, что подала мать бедной Лизы Эрасту, когда тот попросил напиться, но не понимают, что свидетельствует в творчестве Карамзина о его принадлежности к сентиментализму.

Но несмотря на это, радостно видеть, как горят глаза новоиспечённых студентов, как их память жаждет новой информации, сознание – новых сомнений и открытий – на tabula rasa поколения после школы осталось очень много свободного места, и вот уж, казалось бы, где можно разгуляться вузовским преподавателям… Но высшее образование получило свой удар.

Безоговорочный переход на болонскую систему, которая никак не соотносима с нынешний системой профессиональной подготовки, в результате чего остаётся непонятен статус наших докторов наук, оказавшихся как бы на ступень выше магистров. Магистратуры будут не бесплатны и, кроме того, откроются, как и привычные аспирантуры, далеко не во всех вузах. Учебный план бакалавров напоминает строки классика «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»: доминирование общеобразовательных дисциплин при минимуме специалитета. И какая здесь, спрашивается, может быть не сходящая сегодня с языков «компетентность», которая по природе своей должна ориентироваться в образовании на профилирование и практические умения? Компетентность будущих бакалавров можно уложить в формулу: «если не знаешь, сделай вид, что ты знаешь».

Всякий эксперимент на то и эксперимент, что в случае негативных результатов предполагает отказ от нововведений. Очевидно, что эксперимент с ЕГЭ провалился и никак себя не оправдал: прежде всего мы теряем культурный код, связующий поколения. Если болонская система априори видится диссипативной структурой для российского высшего образования, то зачем так настоятельно её внедрять? В педагогическом сообществе я не встретил ни одного здравомыслящего коллегу, который с восторгом отнёсся бы к ЕГЭ и болонской системе, кроме тех, кто, уловив конъюнктурность момента, понял, что на волне реформ можно наплодить множество педагогических диссертаций.

Но больше всего пугает, что проводимые реформы не кажутся хаотичной серией просчётов, а представляют собой именно нацеленные, подготовленные удары, объяснить которые можно лишь стремлением уничтожить генофонд нации и обеспечить максимально комфортную утечку мозгов.

Л.И. Бородин однажды сказал, что интеллигент – это человек, «подготовленный образованием к творчеству», потому развалить образование – значит лишить страну творческого потенциала, что не менее опасно, чем остаться без регулярной армии.

Вся надежда теперь на тех бессребреников от образования, которые, не боясь отступать от минобразовских директив в пользу здравого смысла и экологии культуры, на факультативных занятиях будут давать подлинные знания, не сводя их к крестикам в бланках. Именно эти бессребреники обеспечивают сегодня культурное притяжение, благодаря чему мы ещё удерживаемся на перевёрнутой земле и не срываемся в бездну. 


Михаил КИЛЬДЯШОВ,
г. ОРЕНБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования