Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 14.01.2011

Тень, знай своё место

 Главное преимущество телевизора перед театром в том, что если не хочется смотреть, то нажимаешь кнопку. Из зрительного зала можно только выйти. Либо терпи, если заплатил большие деньги и стесняешься выглядеть невежей.

С телеэкрана частенько услышишь созвучное твоему пониманию. Известный театральный художник И.Бируля сказала в какой-то передаче, что ушла из театра, как только поняла, что он движется не туда.

 А я корил себя за то, что совсем опустился, потому что, считая себя театралом, в последнее десятилетие не желал ходить в сей храм искусства, хоть убейте. Раза три в год вынудишь себя на посещение, но только ещё раз убедишься, что верно чувствовал. Хвала телевизионным богам, что существует канал «Культура», дающий кое-какое представление о театральном процессе. Посмотрев с экрана несколько спектаклей М.Захарова, а ведь когда-то ходил смотреть Ленком вживую, я понял, чем его фильмы более завлекательны, чем творенья на подмостках.

Начался тут как-то показ спектакля с телеэкрана. Вступительных титров я не видел и через минуту насторожился, звучат знакомые фразы, но актёры как-то нелепо разодеты и ходят вычурно в странной декорации, что за чёрт? А когда И.Ургант в форме офицера английской колониальной армии произнёс фразы из Островского, я схватил программку. Господи, да это же «Бешеные деньги»! И тут же переключил канал. Вспомнилось описание авангардного спектакля из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Ранее прочёл рецензию, что в одном из московских «Ревизоров» персонажи разгуливают по сцене на ходулях и творятся подобные чудеса.

Да, процесс идёт уже валом, и надо об этом говорить, потому что создателей подобных «шедевров» только хвалят и награждают.

 

Вся­кая фор­ма с те­че­ни­ем вре­ме­ни стре­мит­ся

к са­мо­сто­я­тель­но­му су­ще­ст­во­ва­нию...

И.Брод­ский. Не­от­прав­лен­ное пись­мо

 

Я о том, что нам уже не про­сто на­вя­зы­ва­ют, а за­став­ля­ют ве­рить в то, что со­вре­мен­ные те­а­т­раль­ные по­ста­нов­ки – это са­мое вер­ное во всех от­но­ше­ни­ях раз­ви­тие дан­но­го ви­да ис­кус­ст­ва. Что со­вре­мен­ная ре­жис­су­ра пра­вит бал и её не ос­та­но­вить. Я слы­шал не­сколь­ко оп­ре­де­ле­ний та­ко­вой ре­жис­су­ры, мне бли­же сло­во «то­таль­ная», по­это­му бу­ду этим опе­ри­ро­вать. Про­сят­ся дру­гие оп­ре­де­ле­ния, на­при­мер, «дик­та­ту­ра», что оз­на­ча­ет из­бран­ная власть с не­о­гра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­с­тя­ми, или «ти­ра­ния», за­хва­чен­ная власть с те­ми же функ­ци­я­ми, но ду­маю, что по­ка ра­но, до этих ста­дий про­цесс ещё дой­дёт. Ко­неч­но, и сло­во «то­таль­ная» не сов­сем вер­ное, дви­же­ние по­ка не все­об­щее и не все­по­гло­ща­ю­щее, про­вин­ци­аль­ные те­а­т­ры ещё дер­жат­ся на тра­ди­ци­он­ных ус­та­рев­ших фор­мах по­да­чи те­а­т­раль­но­го дей­ст­ва, но в сто­лич­ных те­а­т­рах да­же упо­ми­на­ние о чём-то преж­нем счи­та­ет­ся уже не­до­пу­с­ти­мым ар­ха­из­мом. Про­вин­ци­аль­ные те­а­т­ры за­ви­сят от кас­сы, для них важ­но, что­бы пуб­ли­ка хо­ди­ла как мож­но боль­ше, а зна­чит, по­ни­ма­ла, о чём идёт речь. Но для сто­лич­ных те­а­т­ров глав­ное, что­бы при­шли смо­т­реть кри­ти­ки и ис­кус­ст­во­ве­ды, от мне­ния ко­то­рых за­ви­сят до­та­ции, гран­ты и рас­пре­де­ле­ние спон­си­ру­е­мых средств, а по­то­му долж­но быть по­за­мыс­ло­ва­тее, а зри­тель ни­ку­да не де­нет­ся, по­то­му что по вет­хо­за­вет­ной ис­ти­не «пуб­ли­ка – ду­ра». Спек­так­ли пи­тер­ско­го де­ми­ур­га те­а­т­ра А.Мо­гу­че­го, на­при­мер, на про­сто­го зри­те­ля да­же не рас­счи­та­ны, ему важ­но, что при­дут кри­ти­кес­сы, ко­то­рые обя­за­тель­но бу­дут в вос­тор­ге или от спек­так­ля, или от внеш­не­го ви­да ре­жис­сё­ра, по­сле че­го рас­хва­лят, что не­пре­мен­но при­ве­дёт к на­гра­дам и пре­ми­ям, да и мо­гу­ще­ст­вен­ный па­трон все­гда бу­дет сла­во­сло­вить его аван­гар­дизм и при­кро­ет бю­д­жет­ным кры­лыш­ком. А тот факт, что от раз­рек­ла­ми­ро­ван­но­го спек­так­ля то­го же гос­по­ди­на В.Фо­ки­на про Ксе­нию Бла­жен­ную пи­тер­ские те­а­т­ра­лы ос­та­лись, мяг­ко го­во­ря, не в вос­тор­ге, это на кас­су те­а­т­ра ни­как не по­вли­я­ет, ес­ли не при­дёт ме­ст­ный зри­тель, то за­та­щим при­ез­же­го, по­то­му как од­но по­ме­ще­ние че­го сто­ит, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры, здесь ах­нешь, как в му­зее, и про­ис­хо­дя­щее на сце­не сой­дёт за экс­по­нат. Да и пре­ды­ду­щие спек­так­ли глав­но­го ре­жис­сё­ра Алек­сан­д­рин­ско­го те­а­т­ра по­мнят­ся боль­ше гром­ки­ми анон­са­ми.

Но ес­ли хва­лят и на­граж­да­ют, зна­чит, есть за что? Бес­спор­но, и в этом глав­ная суть. Спек­так­ли бро­с­ки, шум­ны, ко­ло­рит­ны эф­фект­ной не­по­нят­но­с­тью в по­ве­де­нии ге­ро­ев, да и про­ис­хо­дя­ще­го во­об­ще, а чем бо­лее не­по­нят­но, тем ши­ре по­ле для трак­то­вок, на фор­му­ли­ро­ва­ние ко­то­рых есть спе­ци­аль­но за­то­чен­ные спе­ци­а­ли­с­ты, а чем боль­ше они бу­дут разъ­яс­нять, тем бо­лее по­яв­ля­ет­ся смыс­лов. Ана­ло­гич­ные про­цес­сы идут в жи­во­пи­си и скульп­ту­ре, до­ста­точ­но упо­мя­нуть все­мир­но из­ве­ст­ные име­на Ше­мя­ки­на и Це­ре­те­ли, в ли­те­ра­ту­ре и му­зы­ке да­же за­труд­ня­юсь точ­но на­звать ко­го-то, в ар­хи­тек­ту­ре стро­ят­ся ос­ле­пи­тель­ные мон­ст­ры, один чуть не вы­рос у Смоль­но­го со­бо­ра, а уж на те­ле­ви­де­нии са­ми бо­ги ве­ле­ли, син­те­зи­ру­ю­щие все ви­ды ис­кус­ст­ва. Та­ко­во ве­ле­ние вре­ме­ни, гло­ба­ли­за­ция и пред­по­ла­га­ет кра­соч­ность форм, мно­го­ва­ри­ант­ность, ког­да раз­но­смыс­ли­ем гу­с­то за­кры­ва­ет­ся суть, или ис­ти­на, глав­ное или важ­ное, здесь то­же мно­же­ст­вен­ность. Но­вая эпо­ха тре­бу­ет зре­лищ­ных шоу, соч­ных оформ­ле­ний, ди­зай­на, кра­соч­ной упа­ков­ки, гла­мур­ной одёж­ки, по ко­то­рой встре­ча­ют, и, к со­жа­ле­нию, про­во­жа­ют, со­блю­дая пра­ви­ла на­шей же эпо­хи. Здесь глав­ное тво­ря­ще­му удер­жи­вать фан­та­зию, или да­вать ей во­лю, в оп­ре­де­лён­ных рам­ках, за­ко­нах и стан­дар­тах. По­то­му что ес­ли ты нач­нёшь вя­кать что-то не­со­вре­мен­ное, гнуть что-то своё, по­ка­зы­вать не ту­да, то ри­с­ку­ешь вы­ле­теть на бе­рег заб­ве­ния, и шум­ная ре­ка вре­ме­ни уне­сёт­ся в ту­ман­ные да­ли без те­бя. При­чём это ка­са­ет­ся не толь­ко твор­цов, но и вос­при­ни­ма­ю­щих, ко­то­рым ука­зы­ва­ет­ся, где нуж­но сме­ять­ся, где ап­ло­ди­ро­вать, где раз­ма­хи­вать ру­ка­ми и всем, что име­ет­ся, как тан­це­вать и ка­кие по­сы­лать же­с­ты, ина­че ты «ре­аль­но не со­вре­мен­ный зри­тель», как вы­крик­нул из то­го же вол­шеб­но­го ящи­ка один из сча­ст­ли­вых уча­ст­ни­ков яр­кой жиз­ни.

О стан­дар­ти­за­ции хо­чу ска­зать осо­бо. О том, как она обез­ли­чи­ва­ет, что для те­а­т­ра осо­бен­но пла­чев­но. Хо­дил я тут в кои ве­ки в БДТ, по­то­му что слу­чи­лось не­ве­ро­ят­ное, по­ста­ви­ли пье­су со­вре­мен­но­го дра­ма­тур­га И.Шпри­ца, что для ака­де­ми­че­с­ко­го те­а­т­ра со­бы­тие не­о­рди­нар­ное, и я хо­тел по­ра­до­вать­ся ус­пе­ху то­ва­ри­ща по ма­с­тер­ской, хоть ко­му-то по­вез­ло. О пье­се и о при­чи­нах вни­ма­ния те­а­т­ра к та­ко­му ма­те­ри­алу ска­жут дру­гие, на­вер­ня­ка уже ска­за­ли, а я уви­дел вот что. На сце­не в не­при­тя­за­тель­ных де­ко­ра­ци­ях и ды­мах функ­ци­о­ни­ро­ва­ли в за­дан­ных об­сто­я­тель­ст­вах с де­ся­ток мо­ло­дых не­зна­ко­мых ар­ти­с­тов, из ко­то­рых не за­пом­нил­ся ни­кто. Ни од­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­с­ти! Это в БДТ с его тра­ди­ци­я­ми!

Год или два на­зад в те­ле­ин­тер­вью лю­би­мая мной мос­ков­ская ак­т­ри­са Ю.Рут­берг объ­яс­ни­ла свой уход из те­а­т­ра В.Мир­зо­е­ва тем, что там рас­сма­т­ри­ва­ют ак­тё­ра на уров­не фо­но­грам­мы. Точ­нее не ска­жешь. То есть со­вре­мен­ная ре­жис­су­ра, со­зда­вая ге­ни­аль­ные по­ста­нов­ки яр­кой фор­мы, ору­ду­ет ис­пол­ни­те­ля­ми как по­слуш­ны­ми ли­це­де­я­ми, ко­то­рые мог­ли бы вы­ра­зить чув­ст­ва­ми со­дер­жа­ние, но в дан­ной фор­ме про­яв­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­с­ти не­до­пу­с­ти­мо, они уже ра­бы, им стан­дар­та­ми той же фор­мы за­да­ны при­ёмы, как вы­ра­жать те или иные чув­ст­ва, из ко­то­рых мож­но трак­то­вать не­кое со­дер­жа­ние, но то­же в за­дан­ных рам­ках. Со­вре­мен­ная ре­жис­су­ра на­по­ми­на­ет кам­ла­ние ша­ма­нов, чем боль­ше яр­ко­с­ти, гро­хо­та и не­о­быч­ных дви­же­ний, тем оп­ре­де­лён­нее по­явят­ся ду­хи, а в трак­тов­ке ны­неш­не­го те­а­т­раль­но­го ис­кус­ст­ва дан­ная по­да­ча обес­пе­чи­ва­ет мер­ца­ние не­сколь­ких смыс­лов, по­боль­ше, но без кон­кре­ти­ки. Толь­ко на те­а­т­ре хи­т­рость в том, что сам ша­ман на гла­за не яв­ля­ет­ся, он вый­дет лишь на по­клон и за ова­ци­я­ми в слу­чае вос­тор­жен­но­го при­ня­тия спек­так­ля зри­те­лем, а слу­чае про­ва­ла не­га­тив­ное от­но­ше­ние пуб­ли­ки до­ста­нет­ся ис­пол­ни­те­лю.

Яр­кий при­мер вла­ст­во­ва­ния фор­мы над со­дер­жа­ни­ем, или стан­дар­тов над ин­ди­ви­ду­аль­но­с­тя­ми, лег­ко при­ве­с­ти бла­го­да­ря то­му же те­ле­ви­зо­ру. Ког­да в на­ча­ле ве­ка ва­лом по­ш­ли оте­че­ст­вен­ные се­ри­а­лы, не­воль­но бро­са­лось в гла­за, как яр­ко они оформ­ле­ны, цве­та­с­то сня­ты, сколь­ко кра­си­вых ак­тё­ров и ак­т­рис, вот толь­ко все они ка­кие-то оди­на­ко­вые. А ес­ли мельк­нёт кто-то из ста­рой гвар­дии, вы­де­ля­ю­щий­ся сво­ей от­ли­чи­тель­но­с­тью, не­воль­но воз­ни­ка­ет во­прос: а те­бя-то как за­нес­ло в эту мыль­ную по­мо­еч­ную? Мос­ков­ские ре­жис­сё­ры дав­но уло­ви­ли не­об­хо­ди­мость ис­поль­зо­ва­ния звёзд в спек­так­лях, по при­ме­ру гол­ли­вуд­ских филь­мов, где яр­кая, рас­кру­чен­ная из­ве­ст­ность за­ву­а­ли­ру­ет пу­с­то­ту со­дер­жа­ния. Как уло­ви­ли и оп­ре­де­лён­ность в вы­бо­ре пер­во­ос­но­вы спек­так­лей, луч­ше все­го пье­сы Че­хо­ва, где не­по­нят­но­с­ти и мно­го­знач­но­с­ти са­ми про­сят­ся к ти­ра­жи­ро­ва­нию, от­че­го и по­яв­ля­ет­ся «ти­па смысл». Вспом­ни­те, в 60–70–80-е боль­ше ста­ви­ли Шек­с­пи­ра, там-то по­нят­но, о чём речь, как ни вы­кру­чи­вай фор­му. Тог­да же хоть как-то раз­ви­ва­лась со­вре­мен­ная дра­ма­тур­гия, ко­то­рая сей­час нуж­на лишь как тол­чок для про­яв­ле­ния фан­та­зии по­ста­нов­щи­ка, его по­ис­ков но­вых форм, а хо­ро­шие пье­сы с вну­т­рен­ним со­дер­жа­ни­ем не тре­бу­ют­ся, ре­жис­сё­ру ни к че­му, что­бы по­сле спек­так­ля го­во­ри­ли о ка­ком-то дра­ма­тур­ге, ведь ав­тор спек­так­ля он.

Для со­зда­ния яр­кой фор­мы го­дят­ся лю­бые сред­ст­ва. Это ког­да-то су­ще­ст­во­ва­ли кри­те­рии «до­пу­с­ти­мо-не­до­пу­с­ти­мо», все­гда под­вер­га­ю­щи­е­ся со­мне­нию, а по ры­ноч­ным стан­дар­там доз­во­ля­ет­ся всё, цеп­ля­ю­щее вни­ма­ние и га­ран­ти­ру­ю­щее ус­пех без вся­ких со­мне­ний. Пе­чаль­но бы­ло слу­шать объ­яс­не­ния К.Се­ре­б­рян­ни­ко­ва, по­че­му он ис­поль­зу­ет в спек­так­лях не­нор­ма­тив­ную лек­си­ку. Я-то ду­мал, что та­ко­ва дан­ность пьес, ко­то­рые он ста­вил, а он ска­зал, что ес­ли это­го нель­зя бу­дет де­лать, то он во­об­ще уй­дёт из те­а­т­ра. Жаль, что та­ко­во мне­ние од­но­го из луч­ших, вер­нее, при­знан­ных, мод­ных, де­я­те­лей ис­кус­ст­ва воз­вы­шен­но­го, ме­та­фи­зи­че­с­ко­го, ку­да та­щить ре­а­лии бы­то­вой жиз­ни про­сто не­эс­те­тич­но, а уж с мер­ка­ми эти­ки, мо­ра­ли и при­ли­чия – это, по­нят­но, не к не­му.

И.Брод­ский ещё в 60-х пи­сал на эту те­му так: «мы бы во­об­ще не упо­треб­ля­ли ма­тер­щи­ну, ес­ли б на­хо­ди­ли её на стра­ни­цах га­зе­ты «Прав­да». Это я к то­му, что бла­го­да­ря сме­лым про­из­ве­де­ни­ям на­ших аван­гар­ди­с­тов в жи­вом, оби­ход­ном язы­ке мо­гут быть за­мо­ре­ны ес­те­ст­вен­ные вы­ра­же­ния. А вы­вод та­ков, что со­вре­мен­ная ре­жис­су­ра, до­стиг­нув оп­ре­де­лён­ных вы­сот в про­яв­ле­нии фор­мы, ста­но­вит­ся её со­став­ной ча­с­тью, функ­ци­о­ни­ру­ет уже по её пра­ви­лам, за­хва­че­на в по­лон. По ве­ле­нию со­вре­мен­но­с­ти фор­ма дав­но вы­ра­жа­ет ес­ли не всё со­дер­жа­ние, то его боль­шую часть в ки­но, на те­ле­ви­де­нии, в гло­баль­ной се­ти, и об­ще­ст­во по­треб­ле­ния ра­ду­ет­ся при­ят­но­му раб­ст­ву. Но где же те­а­т­раль­ный дух про­ти­во­ре­чия?

Ли­тов­ская те­а­т­раль­ная ре­жис­су­ра идёт в аван­гар­де по­сти­же­ния раз­но­об­ра­зий фор­мы, мож­но ска­зать, про­фес­си­о­на­лы в этом де­ле, да и по­нят­но, у них при­ме­ров за­пад­но­е­в­ро­пей­ско­го прак­ти­циз­ма до­ста­точ­но, как в жиз­ни, так в ис­кус­ст­ве и ре­ли­гии, есть на что ори­ен­ти­ро­вать­ся. По­нят­но, что и у нас мно­го че­го пе­ре­ни­ма­ет­ся от них, ти­ра­жи­ру­ет­ся, пе­ре­ва­ри­ва­ет­ся и де­ла­ет­ся не­мно­го по-сво­е­му. Но по­че­му же не раз­ви­ва­ют­ся на те­а­т­ре преж­ние тен­ден­ции на­шей ду­хов­но­с­ти, ведь они же бы­ли. По­мню сви­де­тель­ст­во из­ве­ст­но­го пуб­ли­ци­с­та, рас­ска­зы­ва­ю­ще­го, как на спек­так­лях ран­не­го «Со­вре­мен­ни­ка» зри­тель млел от вос­тор­га, ког­да ак­тё­ры на сце­не го­во­ри­ли по­лу­шё­по­том, их поч­ти не бы­ло слыш­но, но это про­би­ва­ло в са­мое серд­це. Ког­да же по­явит­ся де­я­тель­ная лич­ность, ин­ди­ви­ду­аль­ность, ге­рой, ко­то­рый про­из­не­сёт в ад­рес раз­гу­ляв­шей­ся фор­мы клас­си­че­с­кую фра­зу: «Тень, знай своё ме­с­то!»

Та­кие ге­рои есть, не­со­мнен­но. Пре­ды­ду­щие стро­ки на­пи­са­ны ра­ди крас­но­го слов­ца фи­на­ла. Сла­ва Бо­гу, в Моск­ве есть те­атр О.Та­ба­ко­ва, про­из­во­дя­щий на­сто­я­щих звёзд, в от­ли­чии от мно­го­чис­лен­ных фа­б­рик, с кон­вей­е­ра ко­то­рых вы­хо­дят лишь стан­дарт­ные об­раз­цы, а у нас в Пе­тер­бур­ге есть те­атр С.Спи­ва­ка, спек­так­ли ко­то­ро­го ос­но­ва­ны на чув­ст­вен­ном вы­ра­же­нии со­дер­жа­ния. Есть и дру­гие, ме­нее из­ве­ст­ные твор­цы, ко­то­рым ме­ша­ет из­лиш­няя скром­ность, а ведь они долж­ны быть людь­ми пуб­лич­ны­ми, от­че­го их ме­с­та, бла­го­да­ря сча­ст­ли­вым слу­чай­но­с­тям, за­ни­ма­ют дру­гие.

Ни­че­го, пе­ре­жи­ли цар­скую цен­зу­ру, пе­ре­жи­ли со­вет­ский иде­о­ло­ги­че­с­кий пресс, пе­ре­жи­вём и де­мо­кра­ти­че­с­кое ути­ли­тар­ст­во, риф­му­ю­ще­е­ся с цар­ст­вом.


Тарас ДРОЗД,
драматург,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования