Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 21.01.2011

Реальные пацаны реальной России

 2010 год по­да­рил нам два вы­звав­ших не­ма­лый шум и спо­ры се­ри­а­ла – в на­ча­ле го­да на Пер­вом ка­на­ле по­ка­за­ли «Шко­лу» Ва­ле­рии Гай Гер­ма­ни­ки, а в кон­це на ка­на­ле «ТНТ» про­шли «Ре­аль­ные па­ца­ны» Жан­ны Кад­ни­ко­вой.

О «Шко­ле» на стра­ни­цах «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» со­сто­я­лось не­что вро­де дис­кус­сии, – дей­ст­ви­тель­но ли в со­вре­мен­ной шко­ле про­ис­хо­дит то, что мы уви­де­ли на эк­ра­не. Мне­ния бы­ли раз­ные, но боль­шин­ст­во ав­то­ров всё же вы­ска­зы­ва­лись за то, что это ут­ри­ро­ва­ние и, в об­щем, не­прав­да.

Не ду­маю, что это так. Се­го­дняш­нюю шко­лу (да и во­об­ще шко­лу, мир под­ро­ст­ков, при­чём не толь­ко в Рос­сии) взрос­лые зна­ют пло­хо. Вро­де бы всё это ря­дом – учи­те­ля и уче­ни­ки, де­ти и ро­ди­те­ли (са­ми вче­раш­ние де­ти), – но су­ще­ст­ву­ют они слов­но бы в раз­ных из­ме­ре­ни­ях, на раз­ных, хотя и со­сед­них, пла­не­тах.

Про­бле­мы, по­ка­зан­ные в се­ри­а­ле Гер­ма­ни­ки, вряд ли вре­мен­ные, воз­ник­шие, так ска­зать, в но­вой Рос­сии, в но­вом по­ко­ле­нии под­ро­ст­ков. Вспо­ми­ная свои школь­ные го­ды (де­ся­ти­ле­тие 1980-х), я на­шёл мно­же­ст­во па­рал­ле­лей с тем, что уви­дел в «Шко­ле». Са­мое боль­шое от­ли­чие, на­вер­ное, лишь в том, что для под­ро­ст­ков со­вет­ско­го вре­ме­ни учё­ба в шко­ле яв­ля­лась чем-то обя­за­тель­ным и не­из­беж­ным (ни­ка­кой аль­тер­на­ти­вы не бы­ло, кро­ме ПТУ, ко­то­рым пу­га­ли), а те­перь по­след­ние два-три-че­ты­ре го­да за пар­той ка­жут­ся мно­гим школь­ни­кам чем-то лиш­ним, и они лиш­ни­ми в этом школь­ном ми­ре. От­сю­да и уже впол­не взрос­лые кон­флик­ты, том­ле­ние, ску­ка. Школь­ни­кам ку­да ин­те­рес­ней си­дя­щий на вхо­де му­жик-ох­ран­ник, чем учи­тель, – их вы­дав­ли­ва­ет из шко­лы взрос­лая жизнь... Не­да­ром бук­валь­но в по­след­нее вре­мя та­кое рас­про­ст­ра­не­ние по­лу­чи­ли экс­тер­нат и до­маш­нее обу­че­ние...

Поч­ти все ге­рои «Шко­лы» хо­дят на уро­ки бо­лее или ме­нее ис­прав­но, но, по су­ще­ст­ву, за­чем? Уже лет трид­цать на­зад ут­верж­де­ние: ре­бё­нок хо­дит в шко­лу за зна­ни­я­ми, – вы­зы­ва­ло иро­ни­че­с­кую улыб­ку. Се­го­дня – хо­хот. Ес­ли и не у всех по­ка от­кро­вен­ный, то вну­т­рен­ний – на­вер­ня­ка.

Се­ри­ал Гер­ма­ни­ки на­зы­ва­ли вред­ным, по­сту­па­ли тре­бо­ва­ния пре­кра­тить по­каз. И это при том, что каж­дый день мы ви­дим де­сят­ки филь­мов со стрель­бой, тру­па­ми, по­то­ка­ми кро­ви (в од­но вре­мя со «Шко­лой», на­при­мер, и то­же на цен­т­раль­ном ка­на­ле по­ка­зы­ва­ли се­ри­ал про де­во­чек-убийц, и ни­кто по его по­во­ду не воз­му­щал­ся, – это же при­ду­ма­но). Да, де­ло здесь в до­сто­вер­но­с­ти – «Шко­ла» сня­та поч­ти как до­ку­мен­таль­ный фильм, в про­ис­хо­дя­щее ве­ришь, да­же ут­верж­дая, что ви­дишь ложь. И от­сут­ст­вие ос­т­ро­го сю­же­та, мед­лен­ность про­ис­хо­дя­ще­го толь­ко уси­ли­ва­ет впе­чат­ле­ние.

 

Ещё один се­ри­ал это­го го­да, пре­тен­ду­ю­щий на до­ку­мен­таль­ность, – «Ре­аль­ные па­ца­ны».

Пер­вые се­рии я не ви­дел (точ­нее – по­смо­т­рел их в на­ча­ле это­го го­да, ког­да се­ри­ал ста­ли по­вто­рять). На­ты­кал­ся, блуж­дая по по­лу­сот­не до­ступ­ных те­ле­ка­на­лов, ви­дел ка­ких-то мы­ча­щих, де­биль­но­ва­тых, и пе­ре­клю­чал. Но од­наж­ды ус­лы­шал яр­кое но­вое сло­во, за­дер­жал па­лец на кноп­ке...

Пер­вое впе­чат­ле­ние – ко­ме­дия. Че­ре­да за­бав­ных при­клю­че­ний не­да­лё­ких, не­об­ра­зо­ван­ных па­ца­нов и де­виц. Вче­раш­них-по­за­вче­раш­них школь­ни­ков. Ино­гда они по­па­да­ют в опас­ные си­ту­а­ции, ино­гда в аб­со­лют­но ко­ми­че­с­кие, а ча­ще в про­сто глу­пые. К сме­ху рас­по­ла­га­ет и го­во­рок пер­со­на­жей – они оби­та­ют в Пер­ми, об­ща­ют­ся с не­под­ра­жа­е­мой пер­мяц­кой ин­то­на­ци­ей.

Но за ко­ме­дий­но­с­тью про­све­чи­ва­ет на­сто­я­щая тра­ге­дия жиз­ни ге­ро­ев. Ко­лян, Ан­то­ха и Во­ван – гоп­ни­ки. Этот сорт мо­ло­дых лю­дей, так буй­но рас­цвет­ший в по­зд­не­со­вет­ское вре­мя, вро­де бы ис­чез­нув­ший в 90-е и 00-е (тог­да цве­ли сна­ча­ла бан­ди­ты, а по­том клер­ки, пе­ре­ро­див­ши­е­ся очень бы­с­т­ро в офис­ный планк­тон), вер­нул­ся в са­мом кон­це ми­нув­ше­го де­ся­ти­ле­тия, вме­с­те с фи­нан­со­вым кри­зи­сом. Сно­ва ке­поч­ки, спор­тив­ные шта­ны, ко­жа­ные курт­ки до ко­лен, не­связ­ная речь, а глав­ное – аг­рес­сия к тем, кто вы­де­ля­ет­ся...

Ко­лян ра­бо­та­ет в са­ло­не свя­зи (счи­та­ет, что ему по­вез­ло), двое дру­гих уби­ва­ют дни в пу­с­ту­ю­щей ав­то­ма­с­тер­ской, ожи­дая би­тую ма­ши­ну или лю­бую хал­ту­ру на сто­ро­не. Они мо­гут и что-ни­будь ук­расть, но по ме­ло­чи, что и свой­ст­вен­но гоп­ни­кам.

У ге­ро­ев есть зна­ко­мые де­вуш­ки – Маш­ка, Валь­ка и про­чие. Не­ко­то­рые ра­бо­та­ют про­сти­тут­ка­ми, и это вос­при­ни­ма­ет­ся впол­не нор­маль­но – нуж­но же как-то жить. Ещё один их не то что­бы при­ятель, а зна­ко­мый, Ба­за­нов, са­мый ту­пой и за­мо­ро­жен­ный, но до­б­рый и на­ив­ный, ус­т­ро­ил­ся по­мощ­ни­ком уча­ст­ко­во­го. К не­му (мент всё-та­ки) у гоп­ни­ков то­же нет не­при­яз­ни, – ну хо­дит в фор­ме, по­лу­ча­ет зар­пла­ту, зла им не при­но­сит.

Мать Ко­ля­на, её со­жи­тель (Ар­мен, не по­мня­щий род­ст­ва), со­се­ди – все лю­ди од­но­го со­ци­аль­но­го слоя, ко­то­рые на­се­ля­ют це­лые квар­та­лы пя­ти­эта­жек в лю­бом рос­сий­ском го­ро­де. Стар­шие по­ко­ле­ния по­сте­пен­но де­гра­ди­ру­ют, а но­вые вы­ра­с­та­ют с уве­рен­но­с­тью, что это един­ст­вен­но воз­мож­ная жизнь. Да так оно, по су­ти, и есть... Ес­ли в один пре­крас­ный день все эти лю­ди вдруг вы­мрут, ни­ко­му не ста­нет от это­го ху­же – они эта­кий бал­ласт и для го­су­дар­ст­ва, и для то­го слоя, ко­то­рый хо­чет, чтоб всё бы­ло чи­с­то, яр­ко и пра­зд­нич­но...

Из пер­со­на­жей вы­де­ля­ет­ся ме­т­ро­сек­су­а­ли­с­тый Эдик (с ним Ко­лян ра­бо­та­ет в са­ло­не) и Ле­ра Обо­ро­и­на, од­но­класс­ни­ца Ко­ля­на, не­сколь­ко лет на­зад пе­ре­ехав­шая в дру­гой рай­он го­ро­да (её отец стал биз­не­с­ме­ном).

Мяг­ко­го Эди­ка бы­с­т­ро под­ми­на­ет под се­бя жут­кая Валь­ка. Ко­лян, бро­сив, впро­чем, до­воль­но-та­ки ци­ви­ли­зо­ван­но, быв­шую по­дру­гу, на­чи­на­ет дру­жить с Ле­рой (что мож­но счи­тать поч­ти чу­дом, хо­тя процесс чуда по­ка­за­н впол­не ре­а­ли­с­тич­но). Ба­за­нов уха­жи­ва­ет за од­но­класс­ни­цей-про­сти­тут­кой На­стей Иван­чук.

У Эди­ка с Валь­кой и у Ба­за­но­ва с На­стей де­ло до­хо­дит до заг­са. Но во вре­мя за­сто­лья все три па­ры со скан­да­лом рас­сы­па­ют­ся. На этом и за­кан­чи­ва­ет­ся се­ри­ал. (На­де­юсь, что ус­пех не спро­во­ци­ру­ет ав­то­ров сни­мать про­дол­же­ние.) Впрочем, на­вер­ня­ка за­ре­ги­с­т­ри­ро­вав­ши­е­ся па­ры всё-та­ки бу­дут жить вме­с­те – сви­де­тель­ст­ва о бра­ке есть, день­ги на пра­зд­ник по­тра­че­ны, что уж тут, как го­во­рит­ся.

Как-ни­будь ус­т­ро­ят­ся с жи­ль­ём на пер­вое вре­мя, ро­дят де­тей, по­му­ча­ют­ся, ко­неч­но, в тес­но­те, дож­дут­ся, по­ка ум­рут ро­ди­те­ли, за­се­лят в их ком­нат­ки до­чек и сы­ни­шек. Зар­плат, яс­но, бу­дет всё вре­мя не хва­тать, но, эко­но­мя и под­кап­ли­вая, ку­пят в кон­це кон­цов но­вый те­ле­ви­зор, мо­жет быть, ког­да-ни­будь и ав­то­мо­биль. Вы­да­дут до­че­рей за­муж, а сы­но­вей же­нят, про­ве­дут ста­рость, ко­неч­но, не в рос­ко­ши, но в сво­ём уг­лу, и в по­ло­жен­ный час ум­рут. Это, в прин­ци­пе, схе­ма иде­аль­ной жиз­ни.

«Так бы­ло все­гда», – мо­гут мне воз­ра­зить. Бы­ло и ху­же, на­вер­ное. Да на­вер­ня­ка. Но этим ус­по­ка­и­вать­ся вряд ли сто­ит. Тем бо­лее, что бы­ва­ло, мо­жет, и не луч­ше, но по­свет­лее...

В на­ча­ле 90-х нас убеж­да­ли, что всё в на­ших ру­ках, что нуж­но про­яв­лять ини­ци­а­ти­ву, быть ком­му­ни­ка­бель­ным (поз­же – кре­а­тив­ным), и всё по­лу­чит­ся. Жизнь удаст­ся.

Ка­кой-то про­цент до­бил­ся этой удач­ной жиз­ни, ка­кой-то про­цент рань­ше вре­ме­ни от­вез­ли на клад­би­ще. А боль­шин­ст­во ос­та­лось за чер­той той жиз­ни, ко­то­рую мож­но на­зы­вать дей­ст­ви­тель­но че­ло­ве­че­с­кой. Нет, ос­нов­ная мас­са это­го боль­шин­ст­ва не го­ло­да­ет, где-то ра­бо­та­ет ра­ди зар­пла­ты, пло­дит­ся (не­ред­ко слу­чай­но), об­ла­да­ет не­сколь­ки­ми до­сти­же­ни­я­ми тех­ни­ки вро­де те­ле­ви­зо­ра, хо­ло­диль­ни­ка, пы­ле­со­са, мо­биль­ни­ка. Но по су­ще­ст­ву это боль­шин­ст­во ни­ко­му не нуж­но. И чув­ст­вуя эту не­нуж­ность, оно стре­ми­тель­но ди­ча­ет.

Дми­т­рий Бы­ков лю­бит по­вто­рять, что ес­ли че­ло­ве­ка по­сто­ян­но не за­став­лять взле­теть, он очень бы­с­т­ро вста­нет на чет­ве­рень­ки. Вер­но. Фи­лип­пок, ко­то­рый не­смо­т­ря ни на что пой­дёт в шко­лу, най­дёт­ся в ре­аль­ной жиз­ни один из ты­ся­чи. Да и тот на­вер­ня­ка сло­ма­ет­ся и по­гру­зит­ся в ок­ру­жа­ю­щее его род­ное бо­ло­то... Я был зна­ком с не­сколь­ки­ми та­ки­ми маль­чи­ка­ми и де­воч­ка­ми и в де­рев­нях, и в го­род­ках. Го­дам к пят­над­ца­ти они ста­но­ви­лись са­мы­ми страш­ны­ми ху­ли­га­на­ми, горь­ки­ми пья­ни­ца­ми, са­мы­ми до­ступ­ны­ми шлюш­ка­ми. При­ро­дой в них бы­ло за­ло­же­но не­что боль­шое, но ни­кто не за­став­лял взле­тать...

Се­го­дня у нас мно­го об­ра­зо­ван­ных, куль­тур­ных, бы­с­т­ро мыс­ля­щих, бы­с­т­ро счи­та­ю­щих, уме­ю­щих склад­но вы­ра­жать свои мыс­ли (в том чис­ле и пись­мен­но) лю­дей. Их да­же пе­ре­из­бы­ток для тех де­сят­ков ты­сяч офи­сов, что пуль­си­ру­ют день­га­ми, то­ва­ра­ми, цен­ны­ми бу­ма­га­ми в Рос­сии. Стро­ят зда­ния, ме­тут ули­цы, чи­с­тят бун­ке­ры му­со­ро­про­во­дов при­ехав­шие из-за гра­ни­цы мо­ло­дые, вы­нос­ли­вые, не­при­хот­ли­вые пар­ни. Тор­гу­ют их жё­ны, ма­те­ри, сё­с­т­ры. А что де­лать тем ре­аль­ным па­ца­нам, их де­вуш­кам и ос­таль­ным оби­та­те­лям пя­ти­эта­жек? Моз­гов в го­ло­ве не­мно­го, упор­ст­ва то­же, це­ли в жиз­ни осо­бой нет. И это нор­маль­но, – не все долж­ны быть кре­а­тив­ны­ми. Тем бо­лее ка­кой кре­а­тив, ес­ли и ро­ди­те­лей этих па­ца­нов, и де­дов их, и пра­де­дов го­су­дар­ст­во вос­пи­ты­ва­ло так, что­бы они зна­ли своё ме­с­то. Ес­ли и не за­став­ля­ло взле­тать, то и не да­ва­ло вста­вать на чет­ве­рень­ки – ра­бо­чие ру­ки бы­ли го­су­дар­ст­ву нуж­ны... И вот этих па­ца­нов нын­че ни­кто ни­че­го не за­став­ля­ет де­лать. Ни­че­го не тре­бу­ет и ни­че­го не да­ёт. Пол­ная сво­бо­да.

В Рос­сии не­сколь­ко мил­ли­о­нов пен­си­о­не­ров по воз­ра­с­ту, не­сколь­ко мил­ли­о­нов пен­си­о­не­ров по ин­ва­лид­но­с­ти (ин­ва­лид­ность по­лу­чить не так уж слож­но да­же от­но­си­тель­но здо­ро­во­му (а кто аб­со­лют­но здо­ров?), – го­су­дар­ст­ву, ви­ди­мо, вы­год­ней пла­тить че­ло­ве­ку ты­сяч две­над­цать в ме­сяц, чем иметь по­тен­ци­аль­но­го раз­бой­ни­ка; не­вы­год­но толь­ко всю эту мас­су ку­да-то тру­до­ус­т­ра­и­вать). Ещё не­сколь­ко мил­ли­о­нов си­дит. Си­дят в ос­нов­ном за раз­но­го ро­да кра­жи и гра­бе­жи. А как им не во­ро­вать и не гра­бить, ког­да ус­т­ро­ить­ся на ра­бо­ту (осо­бен­но глу­по­ва­то­му, в по­ко­ле­ни­ях отуп­лён­но­му) прак­ти­че­с­ки не­воз­мож­но.

Ге­рою «Ре­аль­ных па­ца­нов» Ко­ля­ну по­вез­ло – взя­ли в тёп­лый и чи­с­тень­кий са­лон свя­зи по­ка­зы­вать по­се­ти­те­лям те­ле­фо­ны. Сколь­ко он там по­лу­ча­ет? По край­ней ме­ре, де­вуш­ку в до­ро­гом ре­с­то­ра­не, где ста­кан со­ка сто­ит две­с­ти руб­лей, он на­кор­мить не в со­сто­я­нии. Впол­не ре­а­ли­с­ти­че­с­кая си­ту­а­ция... Дру­зья Ко­ля­на от­ра­ба­ты­ва­ют маг­ни­то­лы из ма­шин, пы­та­ют­ся их про­да­вать. Но ко­му они нуж­ны? Те, у ко­го есть день­ги – не ку­пят бэ­уш­ное, тем бо­лее яв­но во­ро­ван­ное, а дру­гим маг­ни­то­лы и да­ром не нуж­ны. Ку­да их встав­лять?

Ра­но или по­зд­но дру­зья Ко­ля­на ся­дут, и на­вер­ня­ка во­об­ще по­гиб­нут мо­ло­ды­ми, не ус­пев про­дол­жить свой ни­ко­му не нуж­ный род. Сам Ко­лян (а он чуть по­ра­зум­ней их, тем бо­лее уже име­ет ус­лов­ный срок и пы­та­ет­ся ис­пра­вить­ся), ско­рее все­го, же­нит­ся на быв­шей по­дру­ге Маш­ке. Мо­жет быть, они ос­та­вят по­том­ст­во, про­жи­вут жизнь до­стой­но для сво­е­го слоя. Да­же на­фан­та­зи­ро­вать, что вот Ко­лян идёт на за­вод, ра­бо­та­ет на шли­фо­валь­ном стан­ке, в трид­цать пять лет ста­но­вит­ся ма­с­те­ром, а в со­рок пять... да, на­фан­та­зи­ро­вать не по­лу­ча­ет­ся. Не бу­дет так. И в са­ло­не свя­зи до пен­сии он не до­ра­бо­та­ет. И с доч­кой биз­не­с­ме­на Ле­рой ему вновь не за­дру­жить. Был шанс (хо­до­вое ны­не слов­цо), а он его про.рал... Нет, ту­пик, Ко­лян, ту­пик. Ждать из­ме­не­ний к луч­ше­му в сво­ей судь­бе ты мо­жешь с тем же ус­пе­хом, с ка­ким при­го­во­рён­ный к по­жиз­нен­но­му за­клю­че­нию ждёт ре­во­лю­ции, ко­то­рая рас­пах­нёт дверь его ка­ме­ры.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования