Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 21.01.2011

Изумляемся вместе с Сергеем Шаргуновым

 У но­во­го Пе­ле­ви­на ни­че­го не удив­ля­ет

 

Я люб­лю Пе­ле­ви­на. Как ни стран­но, за ху­до­же­ст­вен­ность. Ран­ние рас­ска­зы, по­весть «Жёл­тая стре­ла», «Ча­па­ев и Пу­с­то­та» – это, не­со­мнен­но, кра­соч­ные и ду­ши­с­тые ху­до­же­ст­вен­ные ми­ры. Ещё Пе­ле­вин чу­де­сен вне­зап­но­с­тя­ми. Эф­фект­ны­ми, как в цир­ке, сю­жет­ны­ми по­во­ро­та­ми и раз­вяз­ка­ми.

Все­го это­го нет в его но­вой кни­ге. Есть юмор, ко­то­рый мож­но бы­ло бы на­звать фир­мен­ным пе­ле­вин­ским, ес­ли бы не гру­ст­ное по­ни­ма­ние, что и здесь да­ле­ко до преж­ней ис­кро­мёт­но­с­ти. На­при­мер, шут­ку о том, что «рас­пя­тие – это вну­т­рен­нее ев­рей­ское де­ло», мож­но бы­ло ещё че­ты­ре го­да на­зад ус­лы­шать от те­ле­ве­ду­ще­го Вла­ди­ми­ра Со­ло­вь­ё­ва.

Тем не ме­нее, на шут­ках всё и дер­жит­ся. Ша­ла­мов го­во­рил о Ба­бе­ле: убе­ри ме­та­фо­ры и эпи­те­ты – всё про­па­дёт. В слу­чае но­во­го Пе­ле­ви­на – убе­ри хох­моч­ки и шу­тей­ные ре­флек­сии – ни­че­го не ос­та­нет­ся. То есть это не сов­сем про­за, или, вер­нее, про­за осо­бо­го ти­па.

Кни­га Пе­ле­ви­на за­нят­на про­пор­ци­о­наль­ным со­от­но­ше­ни­ем кра­сок и суж­де­ний. Кни­га ин­тел­лек­ту­аль­ная, но ма­ло­ху­до­же­ст­вен­ная. Лю­ди не изо­б­ра­жа­ют­ся, а обо­зна­ча­ют­ся. Кни­га ос­т­ро­ум­ная, но сю­жет­но схе­ма­тич­ная. Со­бы­тия не изо­б­ра­жа­ют­ся, а на­зы­ва­ют­ся.

Кни­га ос­тав­ля­ет впе­чат­ле­ние по­спеш­но­с­ти. Воз­мож­но, сро­ки, обо­зна­чен­ные из­да­тель­ст­вом, под­жи­ма­ли. Ко­неч­но, ед­ва ли всё бы­ло на­пи­са­но сра­зу на­бе­ло. По­сто­ян­ные от­сыл­ки к сай­ту «Ви­ки­ликс» ав­тор мог вста­вить в текст уже пе­ред под­пи­са­ни­ем в пе­чать. Ак­ту­аль­но по­лу­чи­лось с «Ви­ки­лик­сом»? Ну да. Ос­т­ро­ум­но? На преж­нее ос­т­ро­умие вре­ме­ни, по­хо­же, не ос­та­ва­лось.

Чи­тать Пе­ле­ви­на с его ком­пью­тер­ны­ми и тех­ни­че­с­ки­ми по­ст­ро­е­ни­я­ми мне бы­ло слож­но­ва­то и скуч­но­ва­то. Ку­с­ки, со­став­ля­ю­щие кни­гу, не­пло­хо смо­т­ре­лись бы в жур­на­лах ти­па «Тех­ни­ка – Мо­ло­дё­жи» или «Зна­ние – Си­ла». Ве­ро­ят­но, он и сам это по­ни­ма­ет, и ря­дом с вос­по­ми­на­ни­ем об этих жур­на­лах не­о­жи­дан­но воз­вра­ща­ет­ся к ли­риз­му, да­ёт ху­до­же­ст­вен­но оба­я­тель­ное опи­са­ние де­рев­ни с го­ря­щи­ми ок­на­ми. Пе­ле­вин тут и то­нок, и тих, и изя­щен, и то­с­к­ли­во-прон­зи­те­лен. На­сто­я­щий. Ху­дож­ник, как и ког­да-то. И мысль, как и бы­ва­ло рань­ше, сле­ду­ет за об­ра­зом, а не на­обо­рот.

«Шёл бу­хой че­ло­век по за­сне­жен­но­му дво­ру к вы­греб­ной яме, за­смо­т­рел­ся на блеск лам­пад­ки в окон­ной на­ле­ди, под­нял го­ло­ву, уви­дел чёр­ную пу­с­ты­ню не­ба с ос­т­ры­ми точ­ка­ми звёзд – и вдруг до та­кой бо­ли, до та­кой то­с­ки рва­ну­ло его к этим ог­ням пря­мо с еже­днев­ной сса­ной тро­пин­ки, что поч­ти до­ле­тел».

А во­об­ще, у но­во­го Пе­ле­ви­на ни­че­го не удив­ля­ет. Раз­вле­ка­ет не­по­лит­кор­рект­ная, хо­тя и ам­би­ва­лент­ная, по­ли­ти­че­с­кая са­ти­ра. Но нет ни­ка­ких вне­зап­но­с­тей. Да­же в ос­т­ро­сю­жет­ном рас­ска­зе «Тха­ги», уже пуб­ли­ко­вав­шем­ся жур­на­лом «Сноб».

А всё же са­мый че­ло­веч­ный текст в кни­ге – «Отель хо­ро­ших во­пло­ще­ний». Гру­ст­ный, жа­ло­ст­ный, без­жа­ло­ст­ный. Быть мо­жет, се­к­рет Пе­ле­ви­на в ма­с­тер­ст­ве че­ло­веч­но, то уба­ю­ки­ва­ю­ще-мяг­ко, то взрыв­ча­то-ве­се­ло из­ла­гать бес­че­ло­веч­ные кон­цеп­ции. За это я его лю­бил.

Но­вый Пе­ле­вин, увы, не та­кой.

 

Вик­тор Пе­ле­вин. Ана­нас­ная во­да для пре­крас­ной да­мы. – М.: Экс­мо, 2011.


Кни­га Аст­ва­ца­ту­ро­ва пол­на за­па­хов

 

Это вто­рая кни­га пи­тер­ца, чью фа­ми­лию так слож­но вы­го­во­рить. Но у ме­ня по­лу­ча­ет­ся. Вот, по­жа­луй­ста: «Аст­ва­ца­ту­ров, Аст­ва­ца­ту­ров, Аст­ва­ца­ту­ров»! В фа­ми­лии слы­шат­ся «ас­т­ры» и «Ват­сон». Не бу­ду уг­луб­лять­ся в ас­со­ци­а­ции, ска­жу толь­ко, что ав­тор со­еди­ня­ет в се­бе две ипо­с­та­си: куль­тур­но­го че­ло­ве­ка и за­бул­ды­ги-вер­то­пра­ха. Он и про­фес­си­о­наль­ный фи­ло­лог, и за­ме­ча­тель­ный рас­сказ­чик.

Вот про­хо­жий об­ра­ща­ет­ся на пи­тер­ской ули­це:

«– Вы не под­ска­же­те, где тут у вас эта… ка­ме­ра скун­сов?

– Ка­кая ка­ме­ра?

– Да этих, блин, скун­сов. Хо­жу тут уже пол­ча­са, всех спра­ши­ваю… ни­кто не зна­ет».

Ока­за­лось, спра­ши­вал о кун­ст­ка­ме­ре.

Соб­ст­вен­но, кни­га эта пред­наз­на­че­на всем, кто лю­бит слу­шать ув­ле­ка­тель­ные ис­то­рии. Они здесь ко­рот­кие, пре­иму­ще­ст­вен­но – жи­тей­ские и ли­те­ра­тур­ные анек­до­ты. Я чи­тал и ус­ме­хал­ся. И это уже вто­рая кни­га Ан­д­рея (по­сле де­бют­ной «Лю­ди в го­лом»), ко­то­рую, чи­тая, по­сме­и­ва­юсь че­рез каж­дые две стра­ни­цы.

Кни­га про­во­ци­ру­ет осо­бый смех – скри­пу­чий и ос­тав­ля­ю­щий при­вкус го­ре­чи. Мир Аст­ва­ца­ту­ро­ва – мир ны­тья, су­ту­ло­го су­ще­ст­во­ва­ния – мир или ми­рок, лич­но ме­ня ча­ру­ю­щий.

Ге­роя бро­си­ла же­на, в дет­ст­ве ро­ди­те­ли об­суж­да­ли на кух­не злых ка­гэ­бэш­ни­ков, а ры­же­го мяс­ни­ка из со­сед­не­го ма­га­зи­на в шут­ку про­зва­ли «Ося Брод­ский». Ге­рой по взгля­дам буд­то бы ле­вый, но впол­не ра­фи­ни­ро­ван­ный, и яв­но чу­ра­ю­щий­ся той за­га­доч­ной ко­с­ма­той жиз­ни, ко­то­рая ры­чит за ок­на­ми. От­клик на эту чуж­дую тре­во­жа­щую ре­аль­ность – скеп­ти­че­с­кий смех. Смех дроб­ный, вер­нее, дро­бя­щий ре­аль­ность. Смех оди­ноч­ки.

«Фраг­мен­ты жиз­ни уво­ра­чи­ва­ют­ся, ког­да пы­та­ешь­ся их сло­вить не­ук­лю­жим пин­це­том и су­нуть под ми­к­ро­скоп. Спа­се­ние – в оди­но­ком би­е­нии серд­ца».

В кни­ге Аст­ва­ца­ту­ро­ва – мно­го за­па­хов. Низ­ких. Аро­ма­ты пи­ва, мо­че­вой под­во­рот­ни, та­бач­но­го ды­ма. И ря­дом с их вос­про­из­ве­де­ни­ем ав­тор вдруг пе­ре­хо­дит на неж­ней­шую ли­ри­ку. Всё пря­мо-та­ки по Бах­ти­ну, ло­ги­ка кар­на­ва­ла, низ­кое за­ме­ща­ет вы­со­кое. Но кар­на­вал бо­рет­ся с ре­аль­ность – вот в чём ме­тод. Осо­бен­но это яр­ко вид­но в глав­ке, где на­пи­са­но про хлеб. Сна­ча­ла ге­рой, ус­лы­шав в дет­са­ду, что Иван-ца­ре­вич но­сил хлеб в «ши­рин­ке» (ста­рин­ное сло­во, оз­на­ча­ю­щее по­ло­тен­це), дол­го пред­став­лял се­бе, как же это бы­ло. По­том он пу­с­ка­ет­ся в раз­мы­ш­ле­ния о том, мо­жет ли хлеб во­нять. По­том вспо­ми­на­ет раз­нос, ко­то­рый им ус­т­ро­и­ли в том же са­ду, ког­да де­ти ста­ли ле­пить из не­про­пе­чён­но­го хле­ба пи­с­то­лет и фо­то­ап­па­рат. Со­вет­ские вос­пи­та­тель­ни­цы кри­ча­ли о ко­щун­ст­ве и бло­ка­де.

На са­мом де­ле, хлеб – это, бе­зус­лов­но, сим­вол. Аст­ва­ца­ту­ров сим­вол по­беж­да­ет, на­гра­див изящ­ны­ми от­пе­чат­ка­ми иро­нии. Во­об­ще те­ма борь­бы с хле­бом и вы­сме­и­ва­ния хле­ба мог­ла бы по­слу­жить от­лич­ным по­со­би­ем для пси­хо­ана­ли­ти­ка. И од­но­вре­мен­но лю­бо­пыт­на ав­тор­ская те­ма сор­тир­ных по­зы­вов и про­ис­ше­ст­вий, пе­ре­хо­дя­щая из преж­ней кни­ги в но­вую.

Го­во­рю всё это без осуж­де­ния. По­то­му что со­зна­ние столь ред­ко­го в на­ши дни ин­тел­ли­ген­та (ко­неч­но, ни­ка­ко­го не ле­во­го, а впол­не ли­бе­раль­но­го) мне внят­но и не вы­зы­ва­ет раз­дра­же­ния. На­про­тив, с кни­гой Аст­ва­ца­ту­ро­ва – уют­но. Тут есть ло­ги­ка не­ве­сё­ло­го по­ве­ст­во­ва­ния, чем ще­д­рее рас­сы­па­ны сме­шин­ки, тем ещё бо­лее гру­ст­но­го. Та­кой мо­но­лог блед­но­го со­ро­ка­лет­не­го пи­тер­ско­го Пье­ро над круж­кой пи­ва «Бал­ти­ка» и то­ми­ком Сар­т­ра. И всё рав­но, при всей строй­но­с­ти по­ве­ст­во­ва­ния, Аст­ва­ца­ту­ро­ва мож­но от­кры­вать на лю­бой глав­ке. От­крыв, я на­слаж­да­юсь, от­ды­хаю, по­сме­и­ва­юсь. Про­тив мо­ей фи­зи­о­ло­гии эта кни­га не идёт, хо­тя боль­ше по­ло­ви­ны ре­флек­сий и ме­ло­дий в ней мне ед­ва ли близ­ки.

Жду от Ан­д­рея про­дол­же­ния ин­те­рес­ных ба­ек и тон­ких рас­суж­де­ний.

 

Ан­д­рей Аст­ва­ца­ту­ров. Скун­ска­ме­ра. – М.: Ад Мар­ги­нем, 2010.


Оле­ся Ни­ко­ла­е­ва пи­шет о чу­де­сах

 

По­весть «Кор­фу», вы­пу­шен­ная от­дель­ной кни­гой и хо­ро­шим ти­ра­жом, о люб­ви и чу­де­сах. Пи­са­тель­ни­ца от­прав­ля­ет­ся с му­жем на гре­че­с­кий ос­т­ров Кор­фу. Там они то па­лом­ни­ча­ют к не­тлен­ным мо­щам свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на и свя­той ца­ри­цы Фе­о­до­ры, то взби­ра­ют­ся к гор­ным вер­ши­нам, то спу­с­ка­ют­ся к бе­ре­гам Ио­ни­че­с­ко­го мо­ря.

Я чи­тал эту по­весть в жур­на­льном ва­ри­ан­те, и гла­за ув­лаж­ня­лись. Сей­час че­рез па­ру лет рас­крыл книж­ку, и всё по­вто­ри­лось.

Сквоз­ной сю­жет по­ве­с­ти – вот ка­кой. Ав­то­ру по­ру­че­но мос­ков­ским из­да­ни­ем на­пи­сать две­над­цать лю­бов­ных ис­то­рий, и, пу­те­ше­ст­вуя по ос­т­ро­ву, Оле­ся Ни­ко­ла­е­ва пе­ре­би­ра­ет в го­ло­ве раз­ные ис­то­рии. И всю­ду от­кры­ва­ет­ся чу­до. На­при­мер, сво­е­го бу­ду­ще­го му­жа она встре­ти­ла в по­ли­кли­ни­ке Лит­фон­да ещё школь­ни­цей – то­же школь­ни­ка.

«На­прав­ля­ясь к гар­де­ро­бу по су­ме­реч­но­му уны­ло­му ко­ри­до­ру, я за­ме­ти­ла в его кон­це си­лу­эт че­ло­ве­ка. И в этот са­мый мо­мент пря­мо воз­ле мо­е­го пра­во­го уха раз­дал­ся (или так: спра­ва от ме­ня про­зву­чал) не­ве­до­мый го­лос: «Этот че­ло­век бу­дет тво­им му­жем».

По­том они встре­ти­лись в Ли­тин­сти­ту­те, по­том ста­ли об­щать­ся, по­том по­лю­би­ли друг дру­га. Оле­ся пи­шет о не­пре­лож­ном за­ко­не воз­да­ния. Жен­щи­на, вы­шед­шая по рас­чё­ту за не­при­ят­но­го ей бо­га­ча и его от­ра­вив­шая, сго­ре­ла вме­с­те с до­че­рью в рос­кош­ном особ­ня­ке с ре­шёт­ка­ми на ок­нах. Пи­шет Ни­ко­ла­е­ва тон­ко, с боль­шим вку­сом и так­том, но и го­ря­чо. Рас­ска­зы­ва­ет о том, как с юных лет во­ро­ти­ло её от муж­чин, про­из­но­сив­ших за­вле­ка­тель­ное: «По­едем ко мне, по­си­дим, у ме­ня фрук­ты, ви­но, хо­ро­шая му­зы­ка».

Кни­га Ни­ко­ла­е­вой мог­ла бы по­ка­зать­ся из­лиш­не ро­ман­тич­ной, и да­же так – по-ин­тел­ли­гент­ски ро­ман­тич­ной – ес­ли бы не об­жи­га­ю­щие жи­тей­ские опы­ты, о ко­то­рых она пи­шет.

На­при­мер, рас­ска­зы­ва­ет о том, как в де­ка­б­ре 1941-го ше­ст­над­ца­ти­лет­ний её отец ехал на по­ез­де из Моск­вы с та­ки­ми же, как и он, кур­сан­та­ми. В том же ва­го­не её ба­буш­ка уво­зи­ла в эва­ку­а­цию сво­их до­че­рей. На га­зет­ном об­рыв­ке кур­сант на­пи­сал один­над­ца­ти­лет­ней де­воч­ке: «Вер­нусь с по­бе­дой – ты бу­дешь мо­ей же­ной». Та взя­ла ка­ран­да­шик и на­пи­са­ла: «Ду­рак».

Че­рез че­тыр­над­цать лет фрон­то­вик ужи­нал с же­ной и тё­щей. Вспом­нил тот ва­гон.

«Ба­буш­ка из­ме­ни­лась в ли­це, по­смо­т­ре­ла на не­го ка­ким-то но­вым взгля­дом и ах­ну­ла. Па­па мол­ча встал, где-то по­рыл­ся и из­влёк кро­шеч­ную бу­маж­ку – га­зет­ный срез. Он раз­вер­нул её и про­тя­нул мо­ло­дой же­не. Она про­чи­та­ла: «Вер­нусь с по­бе­дой – ты бу­дешь мо­ей же­ной».

Та­кая кни­га. Я же вам го­во­рю, о чу­де­сах.

 

Оле­ся Ни­ко­ла­е­ва. Кор­фу. – М.: Из­да­тель­ст­во хра­ма свя­той му­че­ни­цы Та­ти­а­ны, 2010.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сергей ШАРГУНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования