Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 28.01.2011

Вспоминая Владимира Турбина

 Вот уже семь лет как нет с на­ми, ны­не жи­ву­щи­ми и по­мня­щи­ми его, Вла­ди­ми­ра Ни­ко­ла­е­ви­ча Тур­би­на. Мо­ло­дое по­ко­ле­ние вряд ли его зна­ет. Хо­чет­ся про­тя­нуть ни­точ­ку из то­го, очень да­лё­ко­го вре­ме­ни, в ны­неш­нее, очень бур­ное, слож­ное, не­од­но­знач­ное вре­мя, по­ка­зать, с ка­ким ин­те­ре­сом Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич от­но­сил­ся к лю­дям, как ис­кал еди­но­мы­ш­лен­ни­ков, на­хо­дил их и ос­тав­лял след в их жиз­ни.

1956 год. Юг РСФСР, но не СССР, так как юж­нее бы­ло За­кав­ка­зье, ку­да че­рез твой за­хо­лу­ст­ный го­ро­док с ос­та­нов­кой на две-три ми­ну­ты шли ско­рые по­ез­да из да­лё­ких Моск­вы и Ле­нин­гра­да. Бы­ло ощу­ще­ние бес­ко­неч­но­с­ти стра­ны, про­ст­ран­ст­ва во­круг те­бя. Те­перь эти по­ез­да дав­но уже не спе­шат в Тби­ли­си, Ере­ван, Ба­ку, Су­ху­ми, Ба­ту­ми. Ре­же идут к Чёр­но­му мо­рю и на Ми­не­раль­ные Во­ды. И ты не­воль­но чув­ст­ву­ешь, как сжи­ма­ет­ся про­ст­ран­ст­во, как бы от­ры­ва­ет­ся твоя ма­лая ро­ди­на от боль­шой стра­ны, что это уже, в об­щем-то, – по­гра­нич­ная зо­на.

Но вер­нём­ся в 50-е го­ды. Школь­ни­ки, на­чи­ная с 3-го – 4-го клас­са, по 1-2 ме­ся­ца ра­бо­та­ют в по­ле. Не по­мню, что­бы кто-то от­лы­ни­вал от ра­бо­ты. Бы­ло труд­но, го­лод­но, но ча­с­то и ве­се­ло. И вот мы, де­ся­ти­класс­ни­ки, за­го­рев­шие, воз­буж­дён­ные, вер­ну­лись в ок­тя­б­ре с убор­ки ку­ку­ру­зы. Учи­тель­ни­ца ли­те­ра­ту­ры Мар­га­ри­та Фран­цев­на До­ми­ни­ков­ская по­сы­ла­ет од­ну из нас (в клас­се из 32 че­ло­век бы­ло толь­ко 4 маль­чи­ка, сов­сем не­дав­но от­ме­ни­ли раз­дель­ное обу­че­ние) в школь­ную биб­ли­о­те­ку при­не­с­ти га­зе­ту «Ком­со­моль­ская прав­да» за 13 ок­тя­б­ря. При­но­сят. И учи­тель­ни­ца чи­та­ет нам ста­тью «Лю­ди и за­пя­тые». Ав­тор её – В.Н. Тур­бин. Ста­тью слу­ша­ли ти­хо, а по­том дол­го и мед­лен­но об­суж­да­ли, це­лых два уро­ка под­ряд. Она за­де­ва­ла. Да­же её на­зва­ние ка­за­лось сме­лым, све­жим, не­о­быч­ным. Мне ка­жет­ся, ка­кие-то мыс­ли в этой ста­тье о пре­по­да­ва­нии ли­те­ра­ту­ры в шко­ле, о всту­пи­тель­ных эк­за­ме­нах в вуз ак­ту­аль­ны и сей­час. На­при­мер, та­кое пред­ло­же­ние: «...кон­чать кон­курс долж­но крат­кое со­бе­се­до­ва­ние по спе­ци­аль­но­с­ти – луч­ший из су­ще­ст­ву­ю­щих ви­дов про­вер­ки при­зва­ния юно­ши или де­вуш­ки. Оно поз­во­ли­ло бы со­ста­вить об «аби­ту­ри­ен­те» до­ста­точ­но пол­ное мне­ние, от­де­лить бой­ко­го на язык, но под­час пу­с­то­ва­то­го «на­брав­ше­го­ся вер­ху­шек» крас­но­бая от «ра­бо­тя­ги», от­но­ся­ще­го­ся к де­лу ос­но­ва­тель­но и ис­то­во, но на пер­вых по­рах, мо­жет быть, не очень го­раз­до­го по ча­с­ти внеш­не­го бле­с­ка... Мы долж­ны ак­тив­но ис­кать путь, ко­то­рый обес­пе­чи­вал бы пе­да­го­ги­че­с­ки гра­мот­ный ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход к каж­до­му по­сту­па­ю­ще­му в выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния на­шей стра­ны».

 

Учи­тель­ни­ца пред­ло­жи­ла каж­до­му из нас из­ло­жить своё мне­ние, а за­тем обоб­щить и от­пра­вить ав­то­ру ста­тьи свои пред­ло­же­ния. Но по­лу­чи­лось так, что обоб­щать бы­ло не­че­го – ни­кто, кро­ме ме­ня, не на­пи­сал. И в ре­дак­цию «Ком­со­мол­ки» на имя ав­то­ра по­ш­ло пись­мо, ко­то­рое на­чи­на­лось та­ки­ми сло­ва­ми: «Ес­ли бы Вы зна­ли, как мы об­ра­до­ва­лись и уди­ви­лись. Мы ни­ког­да не ду­ма­ли, что та­кую ста­тью при­дёт­ся чи­тать в га­зе­те, как всё это со­звуч­но на­шим мыс­лям и меч­там...».

Даль­ше пи­са­лось, как пре­по­да­ёт­ся ли­те­ра­ту­ра в на­шей шко­ле, как это не­ин­те­рес­но, и что в этом ча­с­то ви­на не пре­по­да­ва­те­ля, а не­из­ве­ст­но ко­го, кто да­ёт ус­та­нов­ки о по­ло­жи­тель­ных и от­ри­ца­тель­ных ге­ро­ях. И даль­ше вы­ска­зы­ва­лось мне­ние о ро­ма­не Максима Горь­ко­го «Мать» и прось­ба от­ве­тить на са­мый глав­ный во­прос «В чём смысл жиз­ни».

Пись­мо че­рез ка­кое-то вре­мя ото­дви­ну­лось в сто­ро­ну, а по­том про не­го за­бы­лось – в 16 лет так мно­го все­го ин­те­рес­но­го, вре­мя та­кое длин­ное. И вот уже осень, дождь, грязь. На­вст­ре­чу идёт поч­та­ль­он­ша, она ос­та­нав­ли­ва­ет ме­ня: «Те­бе пись­мо». В от­вет: «Это не мне, мне не долж­но быть ни­ка­ких пи­сем». Она, не­до­воль­ная, су­ёт под дож­дём мне ма­лень­кий кон­вер­тик, да, там моя фа­ми­лия. Но я ещё не ви­жу, от ко­го это пись­мо, и раз­ры­ваю кон­верт. И вот это пись­мо. Хо­те­ла про­ци­ти­ро­вать от­ры­вок из пись­ма, но, про­чи­тав, по­ня­ла, что его на­до при­ве­с­ти пол­но­стью.

 

Моск­ва, 24.10.56

До­ро­гая то­ва­рищ Го­ло­вня!

По­лу­чил и с боль­шим вни­ма­ни­ем про­чи­тал Ва­ше ум­ное, че­ст­ное и се­рь­ёз­ное пись­мо...

На не­ко­то­рые из за­дан­ных Ва­ми во­про­сов от­ве­тить я, по со­ве­с­ти го­во­ря, не в со­сто­я­нии. «В чём, – спра­ши­ва­е­те Вы, – цель жиз­ни, для че­го жить?» Не знаю. Сам бы до­ро­го за­пла­тил за от­вет.

Не на­мно­го лег­че от­ве­тить и на дру­гой Ваш во­прос: «...Бу­дут ли ка­кие сдви­ги или это про­сто раз­го­во­ры?» Не уве­рен, что сдви­ги бу­дут. Сей­час всё вре­мя ду­маю: на­пи­сал ста­тью... взбу­до­ра­жил не­сколь­ких учи­те­лей и школь­ни­ков в раз­ных кон­цах стра­ны... на­жил но­вых вра­гов и об­рёл но­вых еди­но­мы­ш­лен­ни­ков... А даль­ше-то?..

По­пы­тай­тесь си­с­те­ма­ти­зи­ро­вать Ва­ши пред­ло­же­ния об из­ме­не­нии школь­ной про­грам­мы и на­пи­ши­те в ре­дак­цию «Ком­со­моль­ской прав­ды». Там скап­ли­ва­ют­ся пись­ма, пол­ные очень дель­ных по­же­ла­ний, тре­бо­ва­ний, мне­ний. Их на­ме­ре­ва­ют­ся пуб­ли­ко­вать, и мо­жет быть, «всем ми­ром» че­го-ни­будь и удаст­ся до­бить­ся.

С тою же прось­бой я хо­чу об­ра­тить­ся к Ва­шей пре­по­да­ва­тель­ни­це – че­рез Ва­ше по­сред­ст­во. Ме­ня, ес­те­ст­вен­но, очень рас­по­ло­жи­ло к ней до­ве­рие, ока­зан­ное мо­е­му вы­ступ­ле­нию, и хо­те­лось бы, что­бы она по­про­бо­ва­ла во все­ус­лы­ша­ние рас­ска­зать до­б­рым лю­дям о ре­зуль­та­тах бе­се­ды, про­ве­дён­ной со школь­ни­ка­ми. Прав­да, на­чаль­ст­во от её по­ступ­ка вряд ли при­шло бы в осо­бен­ный вос­торг, но вол­ков бо­ять­ся – в лес не хо­дить.

Не­ко­то­рые из рас­ска­зан­ных Ва­ми эпи­зо­дов про­из­во­дят впе­чат­ле­ние, без пре­уве­ли­че­ния, по­дав­ля­ю­щее. «Но в со­чи­не­нии я, ко­неч­но, на­пи­са­ла не так, как ду­ма­ла...» До че­го же мы до­ве­ли лю­дей, ко­то­рых нам до­ве­ря­ют рас­тить! Ес­ли бу­ду ког­да-ни­будь ещё раз вы­сту­пать в пе­ча­ти с ана­ло­гич­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, – не­пре­мен­но при­ве­ду два-три ме­с­та из ва­ше­го пись­ма, не на­зы­вая, ра­зу­ме­ет­ся, име­ни ав­то­ра. Вы не бу­де­те воз­ра­жать?

Не­сколь­ко слов по по­во­ду Ва­ше­го ере­ти­че­с­ко­го мне­ния о ро­ма­не Горь­ко­го «Мать». Не­пре­мен­но про­чи­тай­те ста­тью В.В. Во­ров­ско­го «Две ма­те­ри» и ста­тьи Г.В. Пле­ха­но­ва «К пси­хо­ло­гии ра­бо­че­го дви­же­ния» и «Ис­по­ведь» как про­по­ведь «но­вой ре­ли­гии». По­смо­т­ри­те и кни­гу Б.Бур­со­ва «Мать» Горь­ко­го как про­из­ве­де­ние со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма». И раз­бе­ри­тесь са­ми. Я не бу­ду ни в чём ни убеж­дать Вас, ни ра­зу­беж­дать.

Боль­шое спа­си­бо Вам за под­держ­ку, за вни­ма­ние.

Ис­крен­не же­лаю все­го хо­ро­ше­го.

С при­ве­том,

В.Тур­бин

 

Хо­чет­ся об­ра­тить вни­ма­ние, что пись­мо бы­ло на­пи­са­но все­го че­рез 10 дней по­сле пуб­ли­ка­ции ста­тьи в га­зе­те, а по­лу­чи­ла я его, ви­ди­мо, в кон­це ок­тя­б­ря. Кста­ти, тог­да пись­ма из Моск­вы на юж­ную ок­ра­и­ну Рос­сии шли ров­но 4 дня, те­перь – 8–10 дней.

Что ка­са­ет­ся со­дер­жа­щей­ся в пись­ме прось­бы обоб­щить вме­с­те с учи­тель­ни­цей пред­ло­же­ния об из­ме­не­нии пре­по­да­ва­ния ли­те­ра­ту­ры в шко­ле и на­пра­вить их в ре­дак­цию «Ком­со­мол­ки», то это­го, ко­неч­но, не бы­ло сде­ла­но. Учи­тель­ни­ца, мне ка­жет­ся, со­жа­ле­ла, что де­ло при­ня­ло та­кой обо­рот. Она бы­ла очень хо­ро­шей учи­тель­ни­цей, но вре­мя бы­ло та­кое, ког­да от­ступ­ле­ние от об­ще­при­ня­тых норм, мяг­ко го­во­ря, не при­вет­ст­во­ва­лось. Хо­тя, ко­неч­но, уже не ка­ра­лось, как в пре­ды­ду­щие де­ся­ти­ле­тия.

Это пись­мо, воз­мож­но, так не по­вли­я­ло бы на по­сле­ду­ю­щие со­бы­тия мо­ей на­чи­на­ю­щей­ся жиз­ни, ес­ли бы че­рез пол­го­да не при­шли ещё два пись­ма от В.Н. Тур­би­на. При­во­жу оба пись­ма.

 

Моск­ва – 8.04.57

До­ро­гая то­ва­рищ Го­ло­вня!

Слу­чи­лось так, что те­перь я об­ра­ща­юсь к Вам за со­ве­том и по­мо­щью, бес­по­коя Вас од­ной про­за­и­че­с­кой прось­бой.

Ви­ди­те ли, в чём де­ло... В уни­вер­си­те­те я ру­ко­во­жу груп­пой сту­ден­тов, ко­то­рые изу­ча­ют жизнь и твор­че­ст­во Лер­мон­то­ва. В на­ча­ле мая вся на­ша груп­па – око­ло 30 че­ло­век – со­би­ра­ет­ся дви­нуть­ся в Пя­ти­горск – на ав­то­бу­се. Мы бу­дем про­ез­жать че­рез Ваш го­род.

Так вот, не по­мо­же­те ли Вы нам не­мно­го? Не смо­же­те ли за­ра­нее, за­бла­го­в­ре­мен­но под­го­то­вить нам ка­кое-ни­будь са­мое скром­ное ме­с­то для ноч­ле­га – в гос­ти­ни­це или да­же в шко­ле? Воз­мож­но, на­до бу­дет об­ра­тить­ся к ди­рек­то­ру Ва­шей шко­лы, спро­сить его раз­ре­ше­ния. Сло­вом, очень про­шу Вас – по­хло­по­чи­те. Ва­ша учи­тель­ни­ца – мне по­че­му-то ка­жет­ся – Вам по­мо­жет: нель­зя не под­дер­жать мос­ков­ских сту­ден­тов, Ва­ших, по су­ти де­ла, ро­вес­ни­ков.

Будь­те до­б­ры, на­пи­ши­те, воз­мож­но ли вы­пол­нить мою не очень обыч­ную и не очень де­ли­кат­ную прось­бу.

И во­об­ще не про­па­дай­те из ви­ду. Хо­те­лось бы знать, как раз­ви­ва­лись даль­ше Ва­ши от­но­ше­ния с твор­че­ст­вом Горь­ко­го и Ва­ши – про­сти­те ме­ня – немно­го на­ив­ные по­ис­ки смыс­ла жиз­ни. Я его до сих пор не на­шёл.

Бу­ду очень рад по­ви­дать Вас.

С при­ве­том,

В.Тур­бин

 

Моск­ва, 20.04.57

До­ро­гая то­ва­рищ Го­ло­вня!

Сер­деч­но бла­го­да­рю Вас за вы­ра­жен­ную Ва­ми го­тов­ность по­ды­с­кать кров для мо­ло­дых пи­ли­гри­мов-ли­те­ра­ту­ро­ве­дов. На­род у нас очень не­при­хот­лив, и гос­те­при­им­ная шко­ла всех, ра­зу­ме­ет­ся, ус­т­ро­ит.

Воз­мож­но, с на­ми по­едут двое пре­по­да­ва­те­лей-ин­ва­ли­дов, и для них по­на­до­бит­ся за­бро­ни­ро­вать ме­с­та в гос­ти­ни­це. Пе­ред отъ­ез­дом я Вам на­пи­шу о со­ста­ве на­шей экс­пе­ди­ции бо­лее точ­но.

И ещё. Не за­хо­ти­те ли Вы с кем-ни­будь из Ва­ших од­но­класс­ни­ков при­со­е­ди­нить­ся к нам и про­ехать­ся до лер­мон­тов­ских мест? В на­шем ав­то­бу­се лиш­ний уго­лок, ко­неч­но, на­шёл­ся бы, и мы уп­ро­си­ли бы ру­ко­вод­ст­во шко­лы Вас от­пу­с­тить. Жаль толь­ко, что по­езд­ка на­ша за­пла­ни­ро­ва­на на се­ре­ди­ну мая, на са­мую страд­ную по­ру. Сло­вом, по­ду­май­те. Мне ка­жет­ся, ри­ск­нуть сто­и­ло бы.

О смыс­ле жиз­ни и твор­че­ст­ве Горь­ко­го на­де­юсь с Ва­ми по­го­во­рить. Толь­ко не оби­жай­тесь на мой чуть-чуть иро­ни­че­с­кий тон и не спе­ши­те за­мы­кать­ся в ка­кую-то скор­лу­пу, ра­ко­ви­ну – ещё ус­пе­е­те...

С ис­крен­ним при­ве­том,

В. Тур­бин

 

Да, и они при­еха­ли в наш го­род и но­че­ва­ли в на­шей шко­ле. Ди­рек­тор раз­ре­шил это, но не бы­ло встре­чи и бе­се­ды учи­те­лей и уче­ни­ков с воль­но­ду­ма­ю­щим пре­по­да­ва­те­лем МГУ. И во­об­ще, как-то чув­ст­во­ва­лось не­до­воль­ст­во ад­ми­ни­с­т­ра­ции шко­лы про­ис­хо­дя­щим. Но был май, ещё не бы­ло из­ну­ря­ю­щей юж­ной жа­ры, и бы­ло не­сколь­ко ча­сов про­гул­ки и бе­се­ды с Вла­ди­ми­ром Ни­ко­ла­е­ви­чем. О по­езд­ке по лер­мон­тов­ским ме­с­там не­че­го бы­ло и ду­мать, че­рез не­сколь­ко дней на­чи­на­лись вы­пу­ск­ные эк­за­ме­ны. А по­том на­чи­на­лась Жизнь, и в ней 35 лет пе­ре­пи­с­ки и встреч с Вла­ди­ми­ром Ни­ко­ла­е­ви­чем.

Те­перь о дру­гой ис­то­рии, ко­то­рая про­изо­ш­ла то­же в кон­це 50-х го­дов, но на дру­гом кон­це стра­ны – на за­пад­ной её ок­ра­и­не. Но сна­ча­ла ко­рот­ко пре­ды­с­то­рия.

В 1989 го­ду в Моск­ве мне до­ве­лось ус­лы­шать, как Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич со сво­им быв­шим ас­пи­ран­том (зва­ли его Алек­сей) вспо­ми­на­ли о сво­ей по­езд­ке в Виль­но (так они на­зы­ва­ли Виль­нюс), как их во­дил по Тра­каю То­мас Венц­ло­ва. В то вре­мя я жи­ла в Виль­ню­се. Про­шло один­над­цать лет. В мар­те 2000 го­да в Виль­ню­се про­хо­ди­ла Меж­ду­на­род­ная книж­ная яр­мар­ка. Т.Венц­ло­ва при­ле­тел для уча­с­тия в ней из США, где он сей­час жи­вёт. С по­мо­щью Е.П. Бах­ме­ть­е­вой, док­то­ра гу­ма­ни­тар­ных на­ук, из­ве­ст­ной об­ще­ст­вен­ной де­я­тель­ни­цы рус­ской куль­ту­ры в Виль­ню­се, нам уда­лось ра­зы­с­кать Т.Венц­ло­ву. Он охот­но со­гла­сил­ся встре­тить­ся с на­ми и за­пи­сать на плён­ку свои вос­по­ми­на­ния о той встре­че с В.Н. Тур­би­ным. Он так лег­ко и бы­с­т­ро всё вспом­нил, что это для ме­ня ока­за­лось при­ят­ной не­о­жи­дан­но­с­тью. Вот что рас­ска­зал Т.Венц­ло­ва.

«Бы­ла кни­га В.Н. Тур­би­на «То­ва­рищ вре­мя и то­ва­рищ ис­кус­ст­во» (М.: Ис­кус­ст­во, 1961). Её тог­да все чи­та­ли. Я её то­же знал. Кни­га вы­зва­ла спо­ры, дис­кус­сии, хо­тя сей­час она ка­жет­ся не­сколь­ко на­ив­ной. Ка­жет­ся, в Тра­кае я встре­тил­ся с груп­пой сту­ден­тов из Моск­вы. Это был се­ми­нар Вла­ди­ми­ра Ни­ко­ла­е­ви­ча. Я тог­да был как бы ги­дом, и да­же под­ра­ба­ты­вал этим. Я по­ка­зал им в Тра­кае угол­ки, ко­то­рые не все зна­ли. Де­нег с них, ко­неч­но, не взял. В груп­пе уже тог­да бы­ло не­сколь­ко яр­ких лич­но­с­тей, впос­лед­ст­вии как-то про­явив­ших се­бя. На­и­бо­лее за­мет­ным из них был Бо­рис Оги­бе­нин. Поз­же он уча­ст­во­вал в се­ми­на­рах Ю.Лот­ма­на в Тар­ту, а за­тем я его встре­чал в Па­ри­же. Он, ка­жет­ся, жи­вёт там до сих пор.

Мне на­до бы­ло ехать в Моск­ву, ме­ня при­гла­си­ли по­ехать на ав­то­бу­се вме­с­те с этой груп­пой сту­ден­тов. До Моск­вы мы еха­ли двое су­ток. Но­че­ва­ли где-то под Смо­лен­ском. Там бы­ла ка­кая-то со­бач­ка по клич­ке Бо­сый, так как у неё бы­ли бе­лые ла­пы. Шу­ти­ли по это­му по­во­ду, что это ан­ти­со­вет­ская клич­ка, так как мож­но по­ду­мать, что у нас все со­ба­ки бо­сые. Раз­го­ва­ри­ва­ли обо всём на све­те. И вот тог­да-то я бли­же со­шёл­ся с Вла­ди­ми­ром Ни­ко­ла­е­ви­чем. Он тог­да ув­ле­кал­ся М.Ю. Лер­мон­то­вым. Чи­та­ли мно­го сти­хов. Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич чи­тал сти­хи по­этес­сы, но это бы­ла не Б.Ах­ма­ду­ли­на и не Р.Ка­за­ко­ва, но не­пло­хо­го уров­ня. (Я по­ла­гаю, что это бы­ла М.Бо­ри­со­ва. – З.Г.).

В Моск­ве я по­шёл но­че­вать к ка­ким-то сво­им зна­ко­мым. Но Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич пред­ло­жил мне на сле­ду­ю­щий день по­ехать вме­с­те с ни­ми в Бе­лые Стол­бы, где на­хо­дил­ся Гос­фильмфонд. Тог­да ту­да бы­ло очень труд­но по­пасть, но Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич су­мел это сде­лать. Там мы смо­т­ре­ли три филь­ма. Один из них – край­не аван­гард­ный, что ме­ня при­ят­но уди­ви­ло. Это был фильм Жа­на Кок­то «Кровь по­эта». Вто­рой – фильм Мар­се­ля Кар­но «Ве­чер­ние гос­ти», где при­сут­ст­во­вал Лю­ци­фер соб­ст­вен­ной пер­со­ной. Тре­тий фильм – «День рас­све­та­ет» с Жа­ном Га­бе­ном в глав­ной ро­ли, где он в кон­це бес­смыс­лен­но гиб­нет. Пе­ре­во­дил нам с фран­цуз­ско­го Бо­рис Оги­бе­нин. Он уже тог­да это пре­крас­но де­лал.

Да, ещё мы про­ез­жа­ли Бо­ро­ди­но, где ос­мо­т­ре­ли Бо­ро­дин­ское по­ле. На­до за­ме­тить, что Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич был стро­гим учи­те­лем. Сту­ден­ты хо­те­ли по­се­тить му­зей в Бо­ро­ди­но, но он не раз­ре­шил им это­го сде­лать, так как счи­тал му­зей пло­хим, и что по­се­ще­ние его раз­ру­шит впе­чат­ле­ние от Бо­ро­дин­ско­го по­ля.

Вот и всё, то есть мы об­ща­лись два-три дня. Боль­ше я с ним не встре­чал­ся. В го­ды пе­ре­ст­рой­ки, мо­жет быть, в 1989 го­ду, мы об­ме­ня­лись пись­ма­ми. Его пись­мо долж­но быть в мо­ём ар­хи­ве в США, а моё – в его ар­хи­ве, ес­ли он до­сту­пен».

Хо­чу не­мно­го уточ­нить да­ты. По сло­вам Т.Венц­ло­вы, в 1961 го­ду он уже жил в Моск­ве, кни­га то­же вы­шла в 1961 го­ду. Ви­ди­мо, опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия от­но­сят­ся к 1959–1960 го­дам, то есть до вы­хо­да кни­ги. И, ду­маю, впе­чат­ле­ние о боль­шом шу­ме во­круг кни­ги у Т.Венц­ло­вы бы­ло имен­но по­то­му, что он уже жил в Моск­ве. Имен­но там ки­пе­ли стра­с­ти во­круг кни­ги, ко­то­рые в кон­це кон­цов при­ве­ли к от­ка­зу В.Н. Тур­би­на от сво­ей кни­ги, что­бы не быть вы­слан­ным из стра­ны. Но это уже дру­гой раз­го­вор.

Эти за­пи­с­ки сдела­ны по на­сто­я­нию и с по­мо­щью Е.П. Бах­ме­ть­е­вой, за что вы­ра­жаю ей глу­бо­кую бла­го­дар­ность.


Зинаида ГОЛОВНЯ,
ст. УБЕЖЕНСКАЯ,
Краснодарский край




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования