Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 28.01.2011

СТРАХ ПЕРЕД БУДУЩИМ

 или Иг­ра в ис­то­ри­че­с­кие прят­ки

 

«К чёр­ту жа­ло­бы! К чёр­ту скорб­ные и по­гре­баль­ные пес­но­пе­ния! До­лой жиз­не­опи­са­ния и ис­то­рию, му­зеи и биб­ли­о­те­ки! Пусть мёрт­вые по­жи­ра­ют мёрт­вых. И пусть жи­вые не­сут­ся в тан­це на краю кра­те­ра – это их по­след­няя пред­смерт­ная пля­с­ка. Но – пля­с­ка!» – про­воз­гла­сил Ге­н­ри Мил­лер в «Тро­пи­ке Ра­ка». Он взы­вал к по­ис­ку Кни­ги, её ве­ли­кой стра­ни­це или хо­тя бы клоч­ку, ко­то­рый бы мог «вос­кре­сить те­ло и ду­шу». Но­во­му сло­ву, ко­то­рое бы вы­ве­ло блуж­да­ю­щий ка­ра­ван че­ло­ве­че­ст­ва в мёрт­вых ла­би­рин­тах ис­то­рии. Из­ба­вить от клей­ма кон­ста­та­то­ров ухо­дя­ще­го мо­мен­та, по­гру­жён­ных во вче­ра.

Вос­кре­шать те­ло и ду­шу на­до и нам сей­час.

Не так дав­но мне по­сча­ст­ли­ви­лось по­бы­вать в од­ном бла­го­род­ном со­бра­нии, где то­с­ты и реп­ли­ки за здра­вие свер­ну­лись во что-то за­упо­кой­ное. Об ак­ту­аль­ном, на­сто­я­щем смог ска­зать лишь Алек­сандр Про­ха­нов, со свой­ст­вен­ной ему ки­пу­чей энер­ги­ей он не по­бо­ял­ся за­гля­нуть и впе­рёд, го­во­ря о на­ра­с­та­ю­щем пред­чув­ст­вии бун­та, о том, что «кон­чи­лось вре­мя за­стоя. Всё за­ше­ве­ли­лось, за­ды­ша­ло, за­ды­ми­ло, сдви­ну­лось со сво­их ос­нов». А раз­ве ху­дож­ник не дол­жен пред­ре­кать, пред­чув­ст­во­вать, жить мно­ги­ми дис­тан­ци­я­ми впе­рёд?!.. С ним мож­но спо­рить, но он не бо­ит­ся го­во­рить о ста­но­вя­щем­ся, а для это­го на са­мом де­ле нуж­на боль­шая сме­лость.

Этот па­фос и мо­ло­дец­кий за­дор на­пу­гал бла­го­род­ней­шее со­бра­ние. По­сле­ду­ю­щие вы­сту­пан­ты ста­ли го­во­рить о по­эти­че­с­ких про­ха­нов­ских за­но­сах. О том, что пред­ре­ка­е­мая кар­ти­на да­ле­ка от воз­мож­ной ре­аль­но­с­ти. И в каж­дой ре­чи чув­ст­во­ва­лась дрожь от на­сто­я­ще­го и ми­с­ти­че­с­кий страх пе­ред бу­ду­щим. Этот страх по­сте­пен­но за­гнал клу­бок ре­чей в но­ру про­шло­го, где мож­но рас­пу­шить пе­рья, го­во­рить с вос­тор­гом и па­фо­сом, по­ка­зать свою эру­ди­ро­ван­ность и глу­бо­ко­мыс­лен­ность. По­ш­ли рас­суж­де­ния о рус­ских куль­тур­ных до­ми­нан­тах, о Льве Тол­стом, буд­то бы су­деб­ный про­цесс ка­кой-то не­дав­но при­клю­чил­ся по об­ви­не­нию его чуть ли не в экс­тре­миз­ме... Охи-вздо­хи – мно­го­зна­чи­тель­ные по­зы и за­ка­ты­ва­ние глаз. При­ня­лись в мил­ли­он­ный раз ре­шать спор: от­лу­чи­ли ли его от Церк­ви или бы­ло лишь оп­ре­де­ле­ние Си­но­да, по­де­лом ему или по­го­ря­чи­лись. Быв­ший в упо­треб­ле­нии наф­та­лин из­ба­вил от стра­ха, и этот страх уже ка­зал­ся не­до­ра­зу­ме­ни­ем, по­ш­лым анек­до­том, рас­ска­зан­ным не к ме­с­ту...

А я вот ни­как не мог от­де­лать­ся от мыс­ли: за­чем нуж­на эта бес­ко­неч­ная ма­с­тур­ба­ция про­шлым. Это при­бе­жи­ще ау­тич­ных сер­дец. Что с то­го: от­лу­чи­ли Тол­сто­го или нет, пра­виль­но или нет? Ка­кая раз­ни­ца: по­че­му бе­жал он из Яс­ной По­ля­ны?! На­вер­ное, каж­дый об этом при слу­чае мо­жет за­ду­мать­ся и вы­брать для се­бя ва­ри­ант, но с ка­кой ста­ти му­со­лить весь этот бред, про­кру­чи­вая его на за­ез­жен­ной пла­с­тин­ке бес­ко­неч­ное ко­ли­че­ст­во раз. Что даст вся эта иг­ра в ис­то­ри­че­с­кие прят­ки, ведь к уро­кам ис­то­рии мы всё рав­но ос­та­ём­ся глу­хи?!

Че­го сто­ит весь этот сун­дуч­ный скарб по срав­не­нию с тем, что про­ис­хо­дит в на­шем на­сто­я­щем, здесь и сей­час?! По срав­не­нию с тем, что су­лит нам бу­ду­щее, от ко­то­ро­го мы пря­чем­ся под кро­вать, за­би­ва­ем­ся в угол с па­у­ти­на­ми и мы­ши­ны­ми но­ра­ми?! Всё это то­пит ко­рабль со­вре­мен­но­с­ти, де­ла­ет его не­спо­соб­ным со­вер­шать ма­нёвр.

Бес­смыс­лен­ное ко­по­ше­ние в про­шлом де­ла­ет бли­зо­ру­ки­ми, не спо­соб­ны­ми адек­ват­но вос­при­ни­мать на­сто­я­щее. «...Го­ры на­ва­лен­ной на че­ло­ве­ка лож­ной ви­ны – за не­ус­пеш­ность, за жизнь в сов­ке, за ста­лин­ские ре­прес­сии и ок­ку­па­цию При­бал­ти­ки – не да­ют им до­брать­ся до ре­аль­ных соб­ст­вен­ных гре­хов» – это рас­суж­да­ет один из ге­ро­ев ро­ма­на Оль­ги Слав­ни­ко­вой «Лёг­кая го­ло­ва». От ча­да про­шло­го пер­шит в гор­ле и сле­зят­ся гла­за. Где уж тут и что тут мож­но раз­гля­деть ре­аль­ное?! Вот и бе­жим мы ре­аль­но­с­ти, убы­ва­ет ре­а­лизм на­шей жиз­ни, и по­лу­ча­ем мы ре­аль­ность – «пла­с­ти­лин с изю­мом», как в но­вой кни­ге Вик­то­ра Пе­ле­ви­на.

А ведь ре­аль­ных соб­ст­вен­ных гре­хов – бес­ко­неч­ное мно­же­ст­во. Ко­неч­но, от них лег­че от­мах­нуть­ся, не за­ме­чать, бе­жать. Но что от это­го из­ме­нит­ся?

Что из­ме­нит­ся в си­ту­а­ции, ког­да по те­лу стра­ны про­хо­дят ги­гант­ские тек­то­ни­че­с­кие раз­ло­мы, а мы их толь­ко ко­с­ме­ти­че­с­ки внеш­не ре­ту­ши­ру­ем в на­шем роб­ком со­зна­нии? Что из­ме­нит­ся, ког­да фак­ти­че­с­ки те­ло стра­ны свёр­ты­ва­ет­ся ша­г­ре­не­вой ко­жей, а её ги­гант­ское един­ст­во всё бо­лее вир­ту­аль­но. Оно ещё кое-как при­сут­ст­ву­ет в но­во­ст­ных лен­тах и бло­ках по ТВ и в Ин­тер­не­те, о нём что-то по инер­ции пи­шут в га­зе­тах, де­ла­ют за­пи­си в Твит­те­ре. Оно об­ве­де­но еди­ной гра­ни­цей на кар­те. По­ка ещё в си­ле ри­ту­ал го­во­ре­ния о един­ст­ве, в моз­гах ещё тле­ют уголь­ки ши­ро­кой ду­ши и ос­тат­ки им­пер­ских ам­би­ций. А по­том про­изой­дёт всё ти­хо, по­ш­ло и как бы са­мо со­бой. Про­сто из ути­ли­тар­ных со­об­ра­же­ний нуж­но бу­дет при­ве­с­ти всё в со­от­вет­ст­вие с ре­аль­но­с­тью. И в оче­ред­ной пу­ще бу­дет не­спеш­но на­ри­со­ва­на но­вая кар­та. Мы же все бу­дем ин­фан­тиль­но пре­да­вать­ся но­с­таль­гии по преж­ним кон­ту­рам. Но как за­ста­вить нас об этом ду­мать, ес­ли бо­им­ся да­же мыс­ли. Нам про­ще су­дить ис­то­рию, чем че­ст­но го­во­рить про на­ше се­го­дня и за­в­т­ра, стоя на гни­лом ло­с­кут­ном оде­я­ле.

«А ес­ли рас­суж­дать «во­об­ще», то я очень на­де­юсь, что ког­да Си­бирь ста­нет дру­гим, от­дель­ным от Моск­вы го­су­дар­ст­вом (а я все­рьёз уве­рен, что Рос­сии в ны­неш­них гра­ни­цах су­ще­ст­во­вать очень не­дол­го), ре­жим пе­ре­се­че­ния гра­ни­цы бу­дет без­ви­зо­вым» – так вы­ска­зал­ся в од­ном из сво­их ин­тер­вью жур­на­лист Олег Ка­шин (http://tayga.info/details/2010/12/31/~101904). Но вот как-то не вы­зы­ва­ют от­тор­же­ния эти сло­ва, по­то­му что от­да­ют они ре­аль­но­с­тью, ко­то­рую мы все ин­ту­и­тив­но осо­зна­ём, но бо­им­ся се­бе в этом при­знать­ся. Для ог­ром­ной тер­ри­то­рии, прак­ти­че­с­ки не ос­во­ен­ной и не за­се­лён­ной, со сме­хо­твор­ным ко­ли­че­ст­вом жи­те­лей сце­на­рий мно­го­чис­лен­ных аля­сок бо­лее чем ре­а­лен. Объ­ек­тив­но ре­а­лен. Про­изой­дёт всё это, ско­рее все­го, са­мо со­бой, ес­те­ст­вен­но, бес­кров­но и без мощ­ных по­тря­се­ний. Соб­ст­вен­но, это по­ни­ма­ет и власть, по ме­ре сил под­го­тав­ли­вая все эти про­цес­сы. Вме­с­то ос­во­е­ния тер­ри­то­рий, что все­гда про­ис­хо­ди­ло в до­ре­во­лю­ци­он­ный и со­вет­ский пе­ри­од, при­вет­ст­ву­ет­ся уход с них. Вме­с­то раз­ви­тия про­вин­ци­аль­ной Рос­сии вы­на­ши­ва­ют­ся пла­ны её но­во­го тер­ри­то­ри­аль­но-ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но­го де­ле­ния на двад­цать круп­ных аг­ло­ме­ра­ций. Вслед за де­рев­ней бу­дут по­про­с­ту съе­де­ны ма­лые го­ро­да – скре­пы боль­шой стра­ны.

«Са­мо­лик­ви­да­ция на мен­таль­ном уров­не, / На­ция пры­га­ет в про­пасть с кри­ком «чур ме­ня» – как по­ёт в сво­ей ком­по­зи­ции «Огонь» из­ве­ст­ная ом­ская рэп-груп­па «25/17».

Страш­но?.. Но это ре­аль­ность. Ко­неч­но, бо­лее ком­форт­но рас­суж­дать о Льве Тол­стом, пу­с­кать стре­лы гнев­ных плев­ков в спи­ну Ива­ну Гроз­но­му, Пе­т­ру, Ле­ни­ну, Ста­ли­ну. Мы раз­ло­ма­ли свою ис­то­рию, ра­зо­бра­ли её по га­еч­кам, ра­зо­ри­ли свой род. Что те­перь со стра­ной? Да по­про­с­ту при­дёт в со­от­вет­ст­вие это­му ра­зо­бран­но­му со­сто­я­нию.

Что впе­ре­ди? 17-й, 37-й, 41-й год, а мо­жет быть, 1453-й – вре­мя па­де­ния Вто­ро­го Ри­ма, и за ним уже по­спел Тре­тий?..

Всё, что мы сей­час на­блю­да­ем – это при­зна­ки этой де­кон­ст­рук­ции. Та же кор­руп­ция здесь – жи­вот­ный ре­флекс, ин­стинкт трюм­ной кры­сы, го­то­вя­щей­ся к по­след­не­му по­хо­ду из мест бед­ст­вия. Что мож­но про­ти­во­по­с­та­вить это­му ин­стинк­ту, это­му па­ни­че­с­ко­му ре­флек­су? Толь­ко ког­да во­да бу­дет за­пол­нять лёг­кие, в моз­гу мельк­нёт от­блеск ра­зу­ма. По­след­ний...

«Го­ры лож­ной ви­ны» и «по­гре­баль­ные пес­но­пе­ния» – это удоб­ный фут­ляр. Инер­ция ис­то­рии для нас от­лич­ное оп­рав­да­ние не­уда­чам на­сто­я­ще­го. Вир­ту­аль­ная яма ис­то­рии за­са­сы­ва­ет и не да­ёт жить на­сто­я­щим и обу­с­т­ра­и­вать бу­ду­щее.

По­че­му тот или иной че­ло­век со­вер­ша­ет не­бла­го­вид­ные по­ступ­ки, а по­рой ве­дёт се­бя как ред­ко­ст­ная мразь? Да всё очень про­сто: ге­ны, пред­ки, от ко­то­рых он, как яб­лоч­ко от ви­шен­ки, пре­сло­ву­тые тём­ные стра­ни­цы про­шло­го... Ещё мож­но ска­зать, что мен­та­ли­тет та­кой, сло­жив­ший­ся мно­ги­ми ве­ка­ми, и с ним ни­че­го не сде­лать, его уже не из­ме­нить. Здесь ли­бо за­быть, на­чать жизнь с чи­с­то­го ли­с­та, по­пы­тать­ся пе­ре­фор­ма­ти­ро­вать се­бя под иную куль­тур­ную тра­ди­цию, дру­гую мен­таль­ную па­ра­диг­му, при­нять но­вое ос­во­бож­да­ю­щее от ста­рых гре­хов иго, ли­бо со­кру­шать­ся о ли­нии сво­ей ис­то­ри­че­с­кой судь­бы, ко­то­рая за­ве­ла в се­го­дняш­ние ту­пи­ки. Не­уже­ли нам дей­ст­ви­тель­но нуж­но сно­ва ид­ти в по­лон, что­бы ста­ли жить на­сто­я­щим для бу­ду­ще­го, а не спол­за­ли на са­нях ис­то­ри­че­с­ко­го фа­та­лиз­ма не­ве­до­мо ку­да?

Уже двад­цать лет на­ша но­вая и со­вер­шен­но не офор­мив­ша­я­ся стра­на ме­ди­ти­ру­ет над сво­ей ис­то­ри­ей. Над раз­ру­шен­ным ис­то­ри­че­с­ким про­ст­ран­ст­вом. Эта ме­ди­та­ция ста­ла за­тяж­ным спи­ри­ти­че­с­ким се­ан­сом, ко­то­рый всё бо­лее ор­га­ни­зу­ет раз­рыв меж­ду про­шлым и бу­ду­щим, вы­ст­ра­и­ва­ет мощ­ный про­вал. Ба­наль­но, но ис­то­рия – род, ге­не­ти­че­с­кий код, над ко­то­рым си­лят­ся ве­с­ти вся­че­с­кие опы­ты, вы­во­дят ове­чек дол­ли, за­бы­вая, что нель­зя рас­суж­дать об ис­то­рии всуе. Это то же са­мое, что мо­чить­ся на мо­ги­лы сво­их пред­ков.

Та­кая ис­то­рия – на­ше мо­раль­ное али­би. В жиз­ни нуж­но об­ст­ра­и­вать­ся, а зна­чит, ид­ти на ком­про­мис­сы, ло­мать се­бя под «из­мен­чи­вый мир», впи­сы­вать­ся в си­с­те­му. Раз­го­во­ры об ис­то­рии – сво­е­об­раз­ная суб­ли­ма­ция. Ино­ска­за­тель­ный про­го­вор о том, что мы не мо­жем се­бе поз­во­лить сде­лать, вы­ска­зать сей­час.

Враг наш – ис­то­рия – ре­гу­ляр­но со­зда­ва­е­мый но­вый-ста­рый миф о ней, её об­лом­ки, ко­то­рые мы ещё бо­лее дро­бим ка­мен­ным то­по­ром. По­гру­жа­ясь в неё, всвер­ли­ва­ясь в неё, каж­дый раз мы до­ка­зы­ва­ем, что у нас её не бы­ло, по край­ней ме­ре, об­щей. Она ха­о­тич­на, тем­на и не­пред­ска­зу­е­ма, а зна­чит, – про­кля­тие бу­ду­ще­го, ко­то­рое так и бу­дет уны­ло бре­с­ти под во­зом «лож­ной ви­ны».

Враг наш – ми­фо­твор­че­ст­во во­круг ис­то­рии, в ко­то­ром мы пре­крас­но под­на­то­ре­ли. Мы пы­та­ем­ся су­дить её, оце­ни­вать, вы­би­рать, как из ре­с­то­ран­но­го ме­ню, что по ду­ше. Так от­чуж­да­ем­ся от неё, мы её про­сто пре­кра­ща­ем вос­при­ни­мать, чув­ст­во­вать, как еди­ный жи­вой про­цесс.

Рас­суж­дая об ис­то­рии, мы не пы­та­ем­ся по­гру­зить­ся в неё, а лишь толь­ко рас­чле­ня­ем на свои ком­мен­та­рии. Спе­ку­ля­ция ком­мен­ти­ро­ва­ни­ем ис­то­рии раз­ры­ва­ет со­зна­ние, де­ла­ет его ха­о­тич­ным и эк­лек­тич­ным. Че­ло­век пе­ре­ста­ёт ви­деть еди­ный об­щий строй, а до­воль­ст­ву­ет­ся лишь от­све­та­ми и по­до­би­я­ми.

Ис­то­рия – тря­си­на, зы­бу­чие пе­с­ки, вы­ст­ра­и­ва­ю­щие ми­раж­ные го­ло­грам­мы. Ис­то­рия – это сим­во­ли­ко-ал­ле­го­ри­че­с­кая си­с­те­ма, на­гру­жа­е­мая на­ми все­воз­мож­ным со­дер­жа­ни­ем. И чем боль­ше его, тем глуб­же мы по­гру­жа­ем­ся в её склеп, по­сте­пен­но пе­ре­ста­вая во­об­ще что-ли­бо вос­при­ни­мать. Об­ще­ст­во же на­ше всё боль­ше по­хо­дит на ком­пот кон­спи­ро­ло­ги­че­с­ких групп с осо­бой ис­то­ри­че­с­кой ма­с­кой-па­ро­лем.

Нуж­но пре­одо­леть ис­то­рию, при этом лю­бя и по­чи­тая её, что­бы вос­кре­сить еди­ное те­ло и ду­шу. Вме­с­то ис­то­рии, мно­го­чис­лен­ных её из­во­дов – не­об­хо­ди­мо воз­ро­дить ощу­ще­ние ис­то­риз­ма, жи­во­го пе­ре­жи­ва­ния еди­но­су­щия с ты­ся­че­лет­ним пу­тём Оте­че­ст­ва. Ис­то­ризм – кон­стан­та, но в его пре­де­лах – бес­ко­неч­ное сво­бод­ное по­ле для твор­че­ст­ва, как в Тро­ич­ном дог­ма­те.

По­это­му вон из ис­то­ри­че­с­ких нор для жиз­ни се­го­дня! Не­об­хо­ди­мо снять эти вет­хие по­вяз­ки, тем бо­лее что бро­дим мы по краю. На­до на­чи­нать жить се­го­дня и го­во­рить о бу­ду­щем. Быть мо­жет, так мы смо­жем смо­де­ли­ро­вать раз­лич­ные не­ра­до­ст­ные сце­на­рии и обе­речь от них ре­аль­ность.


Андрей РУДАЛЁВ,
г. СЕВЕРОДВИНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования