Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 28.01.2011

Скорбный путь

 За­ки Зай­нул­лин. Жен­щи­ны 41-го го­да с ар­бой. Та­тар­ский Го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­че­с­кий те­атр име­ни Г.Ка­ма­ла. Га­с­т­роль­ный спек­такль в Ма­лом те­а­т­ре. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Фа­рит­Бик­чан­та­ев.

 

В преж­ние го­ды од­ни­ми из са­мых ин­те­рес­ных спек­так­лей ка­ма­лов­ско­го те­а­т­ра бы­ли ин­сце­ни­ров­ки за­ме­ча­тель­ных про­за­и­че­с­ких по­ве­с­тей «Судь­ба та­тар­ки» (по Га­лим­джа­ну Иб­ра­ги­мо­ву) и «Три ар­ши­на зем­ли» (по Ая­зу Ги­ля­зо­ву). Вот и пье­са «Жен­щи­ны 41-го го­да с ар­бой» За­ки Зай­нул­ли­на на­пи­са­на по ма­те­ри­а­лам его по­лу­до­ку­мен­таль­ной по­ве­с­ти «За хол­ма­ми».

В ав­гу­с­те 1941 го­да, уз­нав, что мо­би­ли­зо­ван­ные на фронт од­но­сель­ча­не уже дол­гие дни то­мят­ся и стра­да­ют от го­ло­да на сбор­ном пунк­те на круп­ной же­лез­но­до­рож­ной стан­ции, жен­щи­ны се­ла Стер­ли­баш, в Баш­кор­то­с­та­не, впря­га­ют­ся в ар­бу, что­бы уви­деть, воз­мож­но, в по­след­ний раз, и до­сы­та на­кор­мить сво­их му­жей. По­жи­лой пред­се­да­тель кол­хо­за Ха­ди (Ас­хат Хи­с­ма­тов) не име­ет пра­ва дать им ло­шадь – да­ёт лишь справ­ку, что­бы не при­ди­ра­лись к ним в до­ро­ге пред­ста­ви­те­ли вла­с­тей.

Дол­гий путь в шесть­де­сят ки­ло­ме­т­ров рас­тя­ги­ва­ет­ся на це­лый дол­гий лет­ний день. Тя­жесть но­ши усу­губ­ля­ет­ся тем, что од­на из жен­щин – Ми­ни­я­мал (Иль­сия Ту­хва­тул­ли­на), взя­ла с со­бой мла­ден­ца, а дру­гая – Рай­хан (Ми­ля­у­ша Шай­хут­ди­но­ва), от рож­де­ния хро­ма­ет.

Об­раз длин­но­го и труд­но­го пу­ти че­рез го­ри­с­тую степь ре­жис­сёр Фа­рит Бик­чан­та­ев и ху­дож­ник Сер­гей Ско­мо­ро­хов со­зда­ли весь­ма изо­б­ре­та­тель­но. Ис­поль­зу­ет­ся вра­ща­ю­ща­я­ся сце­ни­че­с­кая кон­ст­рук­ция из двух пе­ре­се­ка­ю­щих­ся под уг­лом пло­с­ко­стей. Она на­по­до­бие рас­кры­той кни­ги, на­кло­ня­ясь под тя­же­с­тью ге­ро­инь с ар­бой то в од­ну, то в дру­гую сто­ро­ну, со­зда­ёт ил­лю­зию взго­рий и ве­ре­ни­цы жен­щин, то по­яв­ля­ю­щих­ся из-за хол­мов, то ис­че­за­ю­щих за ни­ми.

По пу­ти ге­ро­и­ни ус­пе­ва­ют вспом­нить ис­то­рии сво­их за­му­жеств, са­мые яр­кие эпи­зо­ды сво­ей до­во­ен­ной жиз­ни.

Вот Сар­вар (Гуль­ча­чак Гай­фет­ди­но­ва) вспо­ми­на­ет, как свё­кор Зай­нул­ла (Габ­дель­фарт Ша­ра­фи­ев) вы­гнал её с мо­ло­дым му­жем Гай­фул­лой (Эмиль Та­ли­пов) из до­му. Под вли­я­ни­ем вто­рой же­ны, ма­че­хи Гай­фул­лы, ста­рик по­про­сил мо­ло­дых жить от­дель­но, вы­дав им на про­ща­ние не­боль­шой, пу­да на пол­то­ра, ме­шо­чек ржа­ной му­ки с по­лын­ным при­вку­сом. И это не­смо­т­ря на то, что весь год сын ра­бо­тал на­рав­не с Зай­нул­лой. Отец мо­ло­дой жен­щи­ны, Чёр­ный Гу­бай (Ра­виль Ша­ра­фи­ев), об­ра­ща­ет­ся за по­мо­щью к двум сво­им тёз­кам – пред­се­да­те­лю сель­со­ве­та Бам­быр-Гу­баю (Иль­дус Ах­мет­зя­нов), про­зван­но­му так, по­то­му что в Пер­вую ми­ро­вую слу­жил он бом­бар­ди­ром, и ста­ри­ку Гу­бай­дул­ле (Ирек Баг­ма­нов) – стар­ше­му бра­ту Зай­нул­лы. Име­нем Со­вет­ской вла­с­ти ста­ри­ки за­став­ля­ют Зай­нул­лу от­дать сы­ну треть сво­е­го иму­ще­ст­ва.

Ко­миз­мом на­сы­ще­на ис­то­рия за­му­же­ст­ва хро­мо­нож­ки Рай­хан, вы­рос­шей в за­жи­точ­ной се­мье в ми­шар­ском се­ле Ами­ро­во (ми­ша­ри тра­ди­ци­он­но счи­та­ют­ся бо­лее шу­с­т­ры­ми и пред­при­им­чи­вы­ми пред­ста­ви­те­ля­ми та­тар­ско­го на­ро­да). В зим­нюю сту­жу, в бу­ран, в до­мик, где увеч­ная де­вуш­ка без сна ко­ро­та­ет ночь с со­сед­ской ба­буш­кой – Тол­сту­хой Гай­шой (Ал­су Гай­нул­ли­на), на един­ст­вен­ный све­тя­щий­ся в де­рев­не ого­нёк при­хо­дит в их дом в по­ис­ках спа­се­ния за­блу­див­ший­ся мо­ло­дой бо­га­тырь Мин­ле­бай (Мин­ва­ли Габ­дул­лин). Па­рень лю­бит по­есть, а ра­бо­тя­щая Рай­хан уме­ет вкус­но го­то­вить. Де­вуш­ка и сме­ка­ли­с­тая ба­буш­ка ото­гре­ва­ют и от­карм­ли­ва­ют за­мёрз­ше­го и из­го­ло­дав­ше­го­ся Мин­ле­бая, и на­столь­ко за­па­да­ет ему в ду­шу эта за­бо­та, что, не об­ра­щая вни­ма­ния на уве­чье, бе­рёт он тру­до­лю­би­вую и ми­ло­вид­ную хро­мо­нож­ку в жё­ны.

Об­ра­зы де­ре­вен­ских лю­дей, по­рой чу­да­ко­ва­тых, за­став­ля­ют вспом­нить рас­ска­зы Шук­ши­на. Вот Са­ля­хет­дин (Ис­кан­дер Хай­рул­лин), по про­зви­щу «ко­ст­ро­вой». Его лю­би­мое за­ня­тие – хо­дить с ло­ша­дя­ми в ноч­ное, раз­во­дить ко­ст­ры и печь в них кар­тош­ку. Он и в сы­не вос­пи­тал лю­бовь к ло­ша­дям и уже бе­рёт маль­чу­га­на в ноч­ное. А во­ди­тель един­ст­вен­но­го в се­ле гру­зо­ви­ка Аб­дул­ла (Ра­иль Шам­су­а­ров), да­же ос­те­пе­нив­шись и же­нив­шись на бой­кой Му­на­ва­ре (Ал­су Ка­ю­мо­ва), ни­как не из­ба­вит­ся от ре­пу­та­ции баб­ни­ка.

…Лишь к ве­че­ру ус­та­лые ге­ро­и­ни до­би­ра­ют­ся до стан­ции Ра­ев­ка, что­бы толь­ко ис­пы­тать горь­кое ра­зо­ча­ро­ва­ние: по­езд с мо­би­ли­зо­ван­ны­ми толь­ко что отъ­е­хал в сто­ро­ну фрон­та.

По ком­по­зи­ции спек­такль на­по­ми­на­ет и «А зо­ри здесь ти­хие» Бо­ри­са Ва­си­ль­е­ва, и «Три ар­ши­на зем­ли», и где-то да­же «У вой­ны не жен­ское ли­цо» Свет­ла­ны Алек­си­е­вич. Та­кие спек­так­ли бы­ва­ли и рань­ше, на­при­мер, «Ма­те­ри ждут сы­но­вей» по дра­ме Ас­ха­та Мир­за­ги­то­ва в Уфе и т.п. Те­атр мно­го по­мог ав­то­ру в до­ве­де­нии про­из­ве­де­ния до сце­ны, в ча­ст­но­с­ти, по­кой­ный за­ме­ча­тель­ный ре­жис­сёр Пра­зат Исан­бет, ко­то­рый и на­до­умил З.Зай­нул­ли­на на­пи­сать по по­ве­с­ти пье­су.

Это про­из­ве­де­ние – не про­сто «дат­ский» спек­такль к 65-ле­тию по­бе­ды. Здесь нет по­бед­но­го и ура-па­т­ри­о­ти­че­с­ко­го па­фо­са, а че­ре­ду­ют­ся тра­ги­че­с­кие и тра­ги­ко­ми­че­с­кие эпи­зо­ды обы­ден­ной сель­ской жиз­ни вре­мён кол­лек­ти­ви­за­ции и пред­во­ен­ных лет. Дей­ст­вие про­ис­хо­дит в Баш­ки­рии, меж­ду Ра­ев­кой и Стер­ли­та­ма­ком, обы­чаи и по­вад­ки ти­пич­ны для то­го ре­ги­о­на.

Каж­дый эпи­зод на­сы­щен че­ло­ве­че­с­ки­ми судь­ба­ми, дра­ма­ти­чен. Прав­да, по­ка­за­лось, что ес­ли бы «за­ка­д­ро­вый» го­лос по­яс­нял, что поч­ти ни один из муж­чин, с ко­то­ры­ми так спе­ши­ли уви­деть­ся жен­щи­ны, не вер­нёт­ся со страш­ной вой­ны, эмо­ци­о­наль­ное зву­ча­ние спек­так­ля ста­ло бы ещё силь­нее.

Ра­зу­ме­ет­ся, нель­зя ска­зать, что мо­ло­день­кие ак­т­ри­сы впол­не до­сто­вер­ны в ро­лях сель­ских про­сту­шек и пол­но­стью «на­ра­бо­та­ли» в во­пло­ща­е­мых ро­лях жиз­нен­ное со­дер­жа­ние. Од­на­ко, иг­рая ря­дом с та­ки­ми опыт­ны­ми ма­с­те­ра­ми, аса­ми те­а­т­раль­но­го ис­кус­ст­ва, как Ра­виль Ша­ра­фи­ев, Ас­хат Хи­с­ма­тов, Ирек Баг­ма­нов, Ха­лим Джа­ля­лов, Зуль­фи­ра За­ри­по­ва и Ал­су Гай­нул­ли­на, они при­об­ре­та­ют не­об­хо­ди­мые для та­ких слож­ных ра­бот опыт и об­ще­ние. По­это­му пред­став­ля­ет­ся, что спек­такль и ещё бу­дет рас­ти и на не­ко­то­рое вре­мя ос­та­нет­ся важ­ной ве­хой в раз­ви­тии те­а­т­ра.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования