Архив : №04. 28.01.2011
Пошлость и попсовость
В театр я хожу редко, нравится увиденное там ещё реже. Но от недавнего спектакля «Рыжий» в Мастерской Петра Фоменко о моём любимом поэте Борисе Рыжем впечатление осталось более чем удручающее. К судьбе поэта спектакль не имеет ровно никакого отношения, скорее – к опошлению его памяти. Собственно, в рамках театрального представления, занимательного и рассчитанного на массовую публику, практически невозможно показать трагизм стихов Рыжего и выразить серьёзное отношение к ним. Вот и не получилось (да тут, похоже, и задачи такой не стояло), но пошлость и попсовость, частая для современных театральных постановок, и здесь не «подвела».
С самого начала нелепо размалёванная проводница и зрительный зал, оформленный под поезд «Екатеринбург–Москва», задали комическую атмосферу. Больше всего возмутило то, что спектакль о легендарном поэте начался с эпизода, в котором проводница гонит поэта, как обыкновенного пьяницу: «Рыжий, а ну-ка пошёл отсюда! Тебе что, одного шрама недостаточно?»
Собственно, весь образ Рыжего, явствующий из спектакля – алкаша, радостного идиота, который только и делает, что пьянствует и читает стихи заплетающимся голосом. Насколько же далека подобная интерпретация от его стихов и истинной сути! Иноязычные вкрапления, упоминания классиков и прочие маркеры интеллигентности, разбросанные по стихам Рыжего и свидетельствующие о его поэтической маске лучше всяческих воспоминаний, настолько контрастировали с этим стереотипным обликом, что вывод напрашивался один – спектакль показал полнейшее непонимание сути творчества поэта режиссёрами. Где деятельность аспиранта Института геофизики (защитившего, между прочим, диссертацию), где взаимодействие с лучшими литературными журналами – тоже не вяжущееся с этим обликом радостного бомжары?..
Добавляли «перчика» к алкогольному фону бабы в застиранных нелепых халатах (призванные, видимо, воссоздать атмосферу общежития), исполнявшие песни под гитару в традициях кабацкого шансона. (Вообще, давно заметил, что на хорошие стихи не следует сочинять музыку – она любой текст так или иначе снижает, т.к. очень сложно передать через неё интонацию поэта. Хорошее стихотворение самодостаточно. В данном случае – не мешало бы хотя бы перед спектаклем послушать, как Б.Р. читал свои стихи – благо все возможности есть). Во время этих песен актёр, исполнявший роль Рыжего, пьяный спит на скамейке, рядом – бутылка пива. Затем размалёванная проводница бегает по рядам и предлагает пиво.
Далее – актёр (к слову – совершенно не похожий на реального Б.Р.) жадно бухает это самое пиво из бутылки с закрытыми глазами. На лицах у людей – смешки. Мне почему-то смеяться не хочется. Разудалая весёлая пляска, мент играет на гитаре. «Рыжий» пытается сунуться в гущу, его выпихивают.
Кретинизм достигает апогея, когда перед стихотворением «Помнишь дождь на улице Титова» общежитская баба окатывает «Рыжего» с ног до головы водой. В таком виде он и читает стихотворение. На лицах людей опять смешки, мне тошно.
Песню «В России расстаются навсегда» поёт всё та же размалёванная проводница, обтянутая белым платком, размазывающая тушь по щекам и после этого как ни в чём не бывало спрашивающая: «Чаю не хотите?» Люди в зале откровенно хохочут.
Следующий эпизод – опять пляска, дискотека, цветомузыка, в глазах рябит, звучит «Sexual revolution». Далее – Рыжий в куртке маляра (??) и с кисточкой зачитывает отрывки из эссеистики, опубликованные в «Оправдании жизни», их никто не слышит – всё заглушает шум, баба разговаривает по телефону, рядом два кента дерутся, при этом зрительские кресла вращаются по кругу.
В конце зрители бурно аплодируют, на лицах улыбки, всем весело – поэт побухал, потанцевал, повеселился, круто. Мне опять тошно.
Вывод – если планируете сходить на спектакль, не рекомендую делать этого из уважения к памяти поэта. Лучше посмотрите фильм «Борис Рыжий», снятый голландскими кинематографистами – получите реалистичное, а не вульгарно-попсовое представление и о екатеринбургской жизни, и о поэте. Или просто читайте стихи.
Самое интересное: уже потом нашёл на сайте www.smotr.ru шесть рецензий на спектакль – все, как одна, положительные и расписывающие представление под хохлому словами вроде «литературная игра мешается с гиперреальностью» или «театр имеет свойство откликаться на какой-то таинственный зов времени». Что ж, насчёт зова времени – всё видно из моего рассказа. Ну а направленность рецензий в который раз доказывала лишь одно – как можно с помощью казуистичных «умных» слов неверно интерпретировать любое произведение. В этом, собственно, и заключается одна из опасностей критики.
Борис КУТЕНКОВ