Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 28.01.2011

Пошлость и попсовость

 В те­атр я хо­жу ред­ко, нра­вит­ся уви­ден­ное там ещё ре­же. Но от не­дав­не­го спек­так­ля «Ры­жий» в Ма­с­тер­ской Пе­т­ра Фо­мен­ко о мо­ём лю­би­мом по­эте Бо­ри­се Ры­жем впе­чат­ле­ние ос­та­лось бо­лее чем уд­ру­ча­ю­щее. К судь­бе по­эта спек­такль не име­ет ров­но ни­ка­ко­го от­но­ше­ния, ско­рее – к опо­ш­ле­нию его па­мя­ти. Соб­ст­вен­но, в рам­ках те­а­т­раль­но­го пред­став­ле­ния, за­ни­ма­тель­но­го и рас­счи­тан­но­го на мас­со­вую пуб­ли­ку, прак­ти­че­с­ки не­воз­мож­но по­ка­зать тра­гизм сти­хов Ры­же­го и вы­ра­зить се­рь­ёз­ное от­но­ше­ние к ним. Вот и не по­лу­чи­лось (да тут, по­хо­же, и за­да­чи та­кой не сто­я­ло), но по­ш­лость и по­псо­вость, ча­с­тая для со­вре­мен­ных те­а­т­раль­ных по­ста­но­вок, и здесь не «под­ве­ла».

С са­мо­го на­ча­ла не­ле­по раз­ма­лё­ван­ная про­вод­ни­ца и зри­тель­ный зал, оформ­лен­ный под по­езд «Ека­те­рин­бург–Моск­ва», за­да­ли ко­ми­че­с­кую ат­мо­сфе­ру. Боль­ше все­го воз­му­ти­ло то, что спек­такль о ле­ген­дар­ном по­эте на­чал­ся с эпи­зо­да, в ко­то­ром про­вод­ни­ца го­нит по­эта, как обык­но­вен­но­го пья­ни­цу: «Ры­жий, а ну-ка по­шёл от­сю­да! Те­бе что, од­но­го шра­ма не­до­ста­точ­но?»

Соб­ст­вен­но, весь об­раз Ры­же­го, яв­ст­ву­ю­щий из спек­так­ля – ал­ка­ша, ра­до­ст­но­го иди­о­та, ко­то­рый толь­ко и де­ла­ет, что пьян­ст­ву­ет и чи­та­ет сти­хи за­пле­та­ю­щим­ся го­ло­сом. На­сколь­ко же да­ле­ка по­доб­ная ин­тер­пре­та­ция от его сти­хов и ис­тин­ной су­ти! Ино­языч­ные вкрап­ле­ния, упо­ми­на­ния клас­си­ков и про­чие мар­ке­ры ин­тел­ли­гент­но­с­ти, раз­бро­сан­ные по сти­хам Ры­же­го и сви­де­тель­ст­ву­ю­щие о его по­эти­че­с­кой ма­с­ке луч­ше вся­че­с­ких вос­по­ми­на­ний, на­столь­ко кон­тра­с­ти­ро­ва­ли с этим сте­рео­тип­ным об­ли­ком, что вы­вод на­пра­ши­вал­ся один – спек­такль по­ка­зал пол­ней­шее не­по­ни­ма­ние су­ти твор­че­ст­ва по­эта ре­жис­сё­ра­ми. Где де­я­тель­ность ас­пи­ран­та Ин­сти­ту­та ге­о­фи­зи­ки (за­щи­тив­ше­го, меж­ду про­чим, дис­сер­та­цию), где вза­и­мо­дей­ст­вие с луч­ши­ми ли­те­ра­тур­ны­ми жур­на­ла­ми – то­же не вя­жу­ще­е­ся с этим об­ли­ком ра­до­ст­но­го бом­жа­ры?..

До­бав­ля­ли «пер­чи­ка» к ал­ко­голь­но­му фо­ну ба­бы в за­сти­ран­ных не­ле­пых ха­ла­тах (при­зван­ные, ви­ди­мо, вос­соз­дать ат­мо­сфе­ру об­ще­жи­тия), ис­пол­няв­шие пес­ни под ги­та­ру в тра­ди­ци­ях ка­бац­ко­го шан­со­на. (Во­об­ще, дав­но за­ме­тил, что на хо­ро­шие сти­хи не сле­ду­ет со­чи­нять му­зы­ку – она лю­бой текст так или ина­че сни­жа­ет, т.к. очень слож­но пе­ре­дать че­рез неё ин­то­на­цию по­эта. Хо­ро­шее сти­хо­тво­ре­ние са­мо­до­ста­точ­но. В дан­ном слу­чае – не ме­ша­ло бы хо­тя бы пе­ред спек­так­лем по­слу­шать, как Б.Р. чи­тал свои сти­хи – бла­го все воз­мож­но­с­ти есть). Во вре­мя этих пе­сен ак­тёр, ис­пол­няв­ший роль Ры­же­го, пья­ный спит на ска­мей­ке, ря­дом – бу­тыл­ка пи­ва. За­тем раз­ма­лё­ван­ная про­вод­ни­ца бе­га­ет по ря­дам и пред­ла­га­ет пи­во.

Да­лее – ак­тёр (к сло­ву – со­вер­шен­но не по­хо­жий на ре­аль­но­го Б.Р.) жад­но бу­ха­ет это са­мое пи­во из бу­тыл­ки с за­кры­ты­ми гла­за­ми. На ли­цах у лю­дей – смеш­ки. Мне по­че­му-то сме­ять­ся не хо­чет­ся. Ра­зу­да­лая ве­сё­лая пля­с­ка, мент иг­ра­ет на ги­та­ре. «Ры­жий» пы­та­ет­ся су­нуть­ся в гу­щу, его вы­пи­хи­ва­ют.

Кре­ти­низм до­сти­га­ет апо­гея, ког­да пе­ред сти­хо­тво­ре­ни­ем «По­мнишь дождь на ули­це Ти­то­ва» об­ще­жит­ская ба­ба ока­ты­ва­ет «Ры­же­го» с ног до го­ло­вы во­дой. В та­ком ви­де он и чи­та­ет сти­хо­тво­ре­ние. На ли­цах лю­дей опять смеш­ки, мне тош­но.

Пес­ню «В Рос­сии рас­ста­ют­ся на­всег­да» по­ёт всё та же раз­ма­лё­ван­ная про­вод­ни­ца, об­тя­ну­тая бе­лым плат­ком, раз­ма­зы­ва­ю­щая тушь по ще­кам и по­сле это­го как ни в чём не бы­ва­ло спра­ши­ва­ю­щая: «Чаю не хо­ти­те?» Лю­ди в за­ле от­кро­вен­но хо­хо­чут.

Сле­ду­ю­щий эпи­зод – опять пля­с­ка, дис­ко­те­ка, цве­то­му­зы­ка, в гла­зах ря­бит, зву­чит «Sexual revolution». Да­лее – Ры­жий в курт­ке ма­ля­ра (??) и с ки­с­точ­кой за­чи­ты­ва­ет от­рыв­ки из эс­се­и­с­ти­ки, опуб­ли­ко­ван­ные в «Оп­рав­да­нии жиз­ни», их ни­кто не слы­шит – всё за­глу­ша­ет шум, ба­ба раз­го­ва­ри­ва­ет по те­ле­фо­ну, ря­дом два кен­та де­рут­ся, при этом зри­тель­ские крес­ла вра­ща­ют­ся по кру­гу.

В кон­це зри­те­ли бур­но ап­ло­ди­ру­ют, на ли­цах улыб­ки, всем ве­се­ло – по­эт по­бу­хал, по­тан­це­вал, по­ве­се­лил­ся, кру­то. Мне опять тош­но.

Вы­вод – ес­ли пла­ни­ру­е­те схо­дить на спек­такль, не ре­ко­мен­дую де­лать это­го из ува­же­ния к па­мя­ти по­эта. Луч­ше по­смо­т­ри­те фильм «Бо­рис Ры­жий», сня­тый гол­ланд­ски­ми ки­не­ма­то­гра­фи­с­та­ми – по­лу­чи­те ре­а­ли­с­тич­ное, а не вуль­гар­но-по­псо­вое пред­став­ле­ние и о ека­те­рин­бург­ской жиз­ни, и о по­эте. Или про­сто чи­тай­те сти­хи.

Са­мое ин­те­рес­ное: уже по­том на­шёл на сай­те www.smotr.ru шесть ре­цен­зий на спек­такль – все, как од­на, по­ло­жи­тель­ные и рас­пи­сы­ва­ю­щие пред­став­ле­ние под хох­ло­му сло­ва­ми вро­де «ли­те­ра­тур­ная иг­ра ме­ша­ет­ся с ги­пер­ре­аль­но­с­тью» или «те­атр име­ет свой­ст­во от­кли­кать­ся на ка­кой-то та­ин­ст­вен­ный зов вре­ме­ни». Что ж, на­счёт зо­ва вре­ме­ни – всё вид­но из мо­е­го рас­ска­за. Ну а на­прав­лен­ность ре­цен­зий в ко­то­рый раз до­ка­зы­ва­ла лишь од­но – как мож­но с по­мо­щью ка­зу­и­с­тич­ных «ум­ных» слов не­вер­но ин­тер­пре­ти­ро­вать лю­бое про­из­ве­де­ние. В этом, соб­ст­вен­но, и за­клю­ча­ет­ся од­на из опас­но­с­тей кри­ти­ки.


Борис КУТЕНКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования