Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 28.01.2011

Бастион и все-все-все

 Я по­ехал к фан­та­с­там на кон­вент «Ба­с­ти­он». Тут нуж­но ого­во­рить­ся, что с фан­та­с­та­ми всё, на са­мом де­ле,слож­но – это од­на из са­мых ор­га­ни­зо­ван­ных – и рань­ше, и сей­час – чи­та­тель­ско-пи­са­тель­ских общ­но­с­тей, и од­но­вре­мен­но од­на из са­мых кри­зис­ных. Есть не­сколь­ко важ­ных по­ня­тий – фен­дом (это, соб­ст­вен­но, и есть со­во­куп­ность ав­то­ров фан­та­с­ти­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры, её из­да­те­лей, ил­лю­с­т­ра­то­ров и, соб­ст­вен­но, лю­би­те­лей – та­кое не­фор­маль­ное об­ла­ко). За­тем – кон­вент, то есть не­что сред­нее меж­ду фе­с­ти­ва­лем и кон­фе­рен­ци­ей (ме­ро­при­я­тие ли­те­ра­тур­ной груп­пы «Ба­с­ти­он», соб­ст­вен­но, и на­зы­ва­лось «Один­над­ца­той ли­те­ра­тур­но-прак­ти­че­с­кой кон­фе­рен­ци­ей»). На ней но­во­си­бир­цу Ген­на­дию Праш­ке­ви­чу как раз да­ли пре­мию «Меч Ба­с­ти­о­на», а кни­гам ти­па «Ски­фы: ис­чез­нув­шие вла­ды­ки сте­пей» или «Не­стор-ле­то­пи­сец» и «Па­де­ние Со­фии» – на­гра­ды си­с­те­мы «Ка­рам­зин­ский крест». Это по­нят­но – кон­фе­рен­ция, в от­ли­чие от про­чих, ор­га­ни­зо­ва­на ис­то­ри­ка­ми-про­фес­си­о­на­ла­ми и пи­са­те­ля­ми-фан­та­с­та­ми, впро­чем, не чуж­ды­ми экс­пе­ри­мен­тов с ис­то­ри­ей.

Сре­ди про­че­го там об­суж­дал­ся и во­прос о том, по­те­рял ли обы­ва­тель ин­те­рес к бу­ду­ще­му. (Фан­та­с­тов тра­ди­ци­он­но за­го­ня­ют в од­ну ком­на­ту с фу­ту­ро­ло­га­ми.) Это очень ин­те­рес­но – к бу­ду­ще­му лю­ди сей­час во­все не рав­но­душ­ны. Бо­лее то­го, апо­ка­лип­си­че­с­кие кар­ти­ны поль­зу­ют­ся не­ма­лым спро­сом. И не толь­ко те, что сей­час, здесь и за­в­т­ра, но и те, что че­рез де­сять-пять­де­сят лет. При­чём со­ци­аль­ные кон­ст­рук­ции, ко­то­рые пло­дят пев­цы по­стя­дер­но­го ми­ра, то­же бы­ва­ют очень ин­те­рес­ны. На­при­мер, у ро­ма­нов о бу­ду­щих по­тря­се­ни­ях есть за­бав­ное свой­ст­во: как и со­вет­ские ро­ма­ны о гря­ду­щем цар­ст­ве со­ци­аль­ной гар­мо­нии, они мо­би­ли­зу­ют. Толь­ко рань­ше нуж­но бы­ло со­вер­шить тру­до­вой по­двиг, что­бы при­бли­зить ком­му­низм, а те­перь – со­вер­шить его, что­бы на­брать ре­сур­сы на слу­чай ка­та­ст­ро­фы.

Но есть дру­гое об­сто­я­тель­ст­во – че­ло­ве­че­с­кая ци­ви­ли­за­ция тех­ни­че­с­ко­го тол­ка дви­жет­ся рыв­ка­ми. В на­ча­ле ХХ ве­ка уже бы­ли са­мо­лё­ты, ра­дио, те­ле­фон, цен­т­раль­ное отоп­ле­ние, хи­ми­че­с­кое ору­жие и под­вод­ные лод­ки. Во Вто­рую ми­ро­вую вой­ну боль­шин­ст­во стран во­е­ва­ло те­ми же вин­тов­ка­ми, что и в Пер­вую. А по­том слу­чил­ся рез­кий ры­вок во вре­мя по­ко­ре­ния ко­с­мо­са – и опять: всё, что во­круг нас, бы­ло уже в кон­це ше­с­ти­де­ся­тых. Ес­ли сей­час, че­рез та­кой же по­лу­ве­ко­вой пе­ри­од, про­изой­дёт ры­вок, об­ще­ст­вен­ный ин­те­рес к это­му «бу­ду­ще­му» и его но­вым тех­но­ло­ги­ям (а зна­чит, к имен­но «на­уч­ной» фан­та­с­ти­ке) вновь бу­дет вы­ше – а по­том вновь ни­же.

Од­ним сло­вом, бы­ло мно­го че­го ин­те­рес­но­го, но нуж­но рас­ска­зать об од­ном по­учи­тель­ном ти­пе дис­кус­сий. Я очень люб­лю уча­ст­во­вать в от­вле­чён­ных раз­го­во­рах, и по­то­му с ра­до­с­тью от­пра­вил­ся на ме­ро­при­я­тие: «Умер­ла так умер­ла? Че­го мы хо­тим от фан­та­с­ти­ки в бли­жай­шие 20 лет». Я во­об­ще чрез­вы­чай­но люб­лю та­кие дис­кус­сии – уча­ст­во­вать в них мож­но веч­но, со­вер­шен­ст­вуя ло­ги­че­с­кие до­во­ды и соб­ст­вен­ное ос­т­ро­умие. Тут ра­бо­та­ет прин­цип, из­ло­жен­ный в сказ­ке «Алень­кий цве­то­чек»: от­прав­ля­ясь в путь за од­ним, ты по до­ро­ге мо­жешь об­на­ру­жить иное, и за­ча­с­тую бо­лее важ­ное, чем то, что ты же­лал най­ти, пу­с­ка­ясь в путь.

Го­во­ри­ли о ги­бе­ли фан­та­с­ти­ки все­гда мно­го – толь­ко эти раз­го­во­ры срод­ни вы­го­ва­ри­ва­нию. Но не то­му вы­го­ва­ри­ва­нию, про ко­то­рое я ска­зал вы­ше, а пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­ко­му вы­го­ва­ри­ва­нию, об­лег­ча­ю­ще­му тре­вож­ное со­сто­я­ние го­во­ря­щих. Так вот, эс­ха­то­ло­ги­че­с­кие раз­го­во­ры, и во­об­ще – раз­го­во­ры о ги­бе­ли че­го-то, до­воль­но стан­дарт­ны.

Во-пер­вых, все­гда на­хо­дит­ся че­ло­век, что го­во­рит «А, опять хо­ро­ним? Сколь­ко раз хо­ро­ни­ли, а оно (это яв­ле­ние) ещё жи­во». От­ча­с­ти это ход бес­про­иг­рыш­ный – по­то­му что есть не­о­кон­чив­ши­е­ся ещё, срав­ни­мые по дли­тель­но­с­ти с че­ло­ве­че­с­кой жиз­нью про­цес­сы. Я че­ло­век не слиш­ком мо­ло­до­го воз­ра­с­та и хо­ро­шо по­мню, как в со­вет­ских кни­гах и филь­мах из­де­ва­лись над за­пад­ны­ми со­ве­то­ло­га­ми и эми­г­ран­та­ми, что пред­ре­ка­ли Со­вет­ско­му Со­ю­зу ги­бель. Из­де­ва­лись и над ка­ки­ми-то при­бал­тий­ски­ми дип­ло­ма­та­ми, не при­знав­ши­ми СССР и год за го­дом, как япон­ские сол­да­ты, за­бы­тые на ти­хо­оке­ан­ских ос­т­ро­вах, хра­ни­вшими свои гра­мо­ты и пе­ча­ти. Ис­то­рия по­ка­за­ла, что СССР всё же пал, власть боль­ше­ви­ков кон­чи­лась, а гор­дые дип­ло­ма­ты да­же до­жи­ли до это­го.

Или вот го­во­рят: «Ну, по­смо­т­ри­те, вот все пред­ре­ка­ли смерть те­а­т­ру, то, что его убь­ёт ки­не­ма­то­граф, но вот смо­т­ри­те – ни­кто не убил те­атр». То есть, это толь­ко ка­жет­ся про­стым и бью­щим на­по­вал ар­гу­мен­том. Ар­гу­мент этот слож­ный, как го­во­рят хо­ро­шие и не­глу­пые лю­ди из пре­крас­ных рус­ских го­ро­дов, не­ко­то­рые из них про­жи­ли без те­а­т­ра де­вя­но­с­тые го­ды, и ни­че­го. А им пе­ре­чат иные – что вот у них-то в го­ро­де де­сять но­вых от­кры­лось. А тре­тьи и во­все го­во­рят, что в сто­ли­це сей­час пе­ре­про­из­вод­ст­во те­а­т­ров и не пой­мёшь, что с ни­ми те­перь де­лать. Кста­ти, есть мне­ние, что ки­не­ма­то­граф отъ­ел у те­а­т­ра имен­но ту ау­ди­то­рию, ко­то­рая к не­му тут же до­ба­ви­лась в ре­зуль­та­те все­об­щей гра­мот­но­с­ти и от­ме­ны со­сло­вий.

Так что ар­гу­мент – слож­ный.

Но яв­ле­ния всё же уми­ра­ют. Не так бы­с­т­ро, как лю­ди, прав­да.

Де­ло-то в том, что сло­во «уми­ра­ет» мож­но за­ме­с­тить сло­вом «пе­ре­рож­да­ет­ся». Ну, к при­ме­ру: «Наш про­тив­ный ста­ри­чок пе­ре­ро­дил­ся в чу­дес­ный кра­си­вый па­мят­ник». Не­ко­то­рое пе­ре­рож­де­ние на­ли­цо – в год вы­хо­дит шесть со­тен ро­ма­нов, ко­то­рые кни­го­тор­гов­ца­ми мар­ки­ру­ют­ся как «фан­та­с­ти­че­с­кие», но ни­ка­ко­го рус­ско­го Ле­ма или рус­ско­го Брэд­бе­ри сре­ди них не об­на­ру­жи­ва­ет­ся, а об­на­ру­жи­ва­ет­ся вал книг ти­па «Стал­ке­ры про­тив Ко­с­ми­че­с­ких па­у­ков».

Та­ко­ва ны­неш­няя си­с­те­ма ма­те­ри­аль­но­го вспо­мо­ще­ст­во­ва­ния ав­то­рам, так ус­т­ро­е­на из­да­тель­ская де­я­тель­ность – мно­го что так сей­час ус­т­ро­е­но. В ли­те­ра­ту­ре же и во­все сто­ит во­прос об ис­чез­но­ве­нии чте­ния как вре­мя­про­вож­де­ния. Кста­ти, чте­ние ста­ло мас­со­вым толь­ко сто лет на­зад – от­че­го бы ему не вер­нуть­ся об­рат­но в преж­нее не­мас­со­вое со­сто­я­ние?

Во-вто­рых, это все­гда тер­ми­но­ло­ги­че­с­кая пу­та­ни­ца. По­ло­ви­на со­бе­сед­ни­ков ду­ма­ют «фен­дом», а го­во­рят «фан­та­с­ти­ка», дру­гая по­ло­ви­на го­во­рит «фан­та­с­ти­ка», а под­ра­зу­ме­ва­ет «фан­та­с­ти­че­с­кий эле­мент в ли­те­ра­ту­ре», а го­во­рят всё то же – «фан­та­с­ти­ка». Не го­во­ря уж о тех, что опе­ри­ру­ют фан­та­с­ти­че­с­ким в филь­мах и ком­пью­тер­ных иг­рах.

Это как с дис­кус­си­я­ми об эле­к­трон­ных кни­гах – на­чи­на­ют до хри­по­ты спо­рить о ги­бе­ли кни­ги, а по­том ока­зы­ва­ет­ся, что че­ло­век те­бе про­сто хо­тел со­об­щить не­но­вую мысль об ис­чез­но­ве­нии бу­маж­но­го кни­го­из­да­ния. Или ду­гой со­бе­сед­ник рвёт ру­баш­ку и кри­чит о ги­бе­ли ли­те­ра­ту­ры, а по­том ока­зы­ва­ет­ся, что он имел в ви­ду сни­же­ние по­пу­ляр­но­с­ти чи­с­то ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, а с тем, что би­о­гра­фи­че­с­кая, ис­то­ри­че­с­кая и вся­ко по­зна­ва­тель­ная ли­те­ра­ту­ра за­ни­ма­ет в умах всё боль­ше ме­с­та, очень да­же и со­гла­сен.

Эле­мент не­о­бы­чай­но­го, фан­та­с­ти­че­с­ко­го в ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ни­ях раз­но­го ро­да ни­ку­да не про­пал. Бо­лее то­го, ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во фан­та­с­ти­че­с­ких филь­мов имен­но что «фан­та­с­ти­ка», да и сде­лан­ная с при­ме­не­ни­ем но­вей­ших «объ­ём­ных» тех­но­ло­гий. Ко­ли­че­ст­во фан­та­с­ти­че­с­ких ро­ма­нов, из­да­ю­щих­ся в год, оце­ни­ва­ет­ся при­мер­но в пять-шесть со­тен. То есть, бур­ле­ние жид­ко­с­тей под­дер­жи­ва­ет­ся на уров­не, но пи­са­тель Ле­о­нид Ка­га­нов, что си­дел во вре­мя этой дис­кус­сии в пре­зи­ди­у­ме, опи­сы­вал си­ту­а­цию в фан­та­с­ти­ке, буд­то ат­мо­сфе­ру в со­вет­ском НИИ – часть ак­тив­ных учё­ных дав­но бе­жа­ла за гра­ни­цу (эми­г­ри­ро­ва­ла в иные жа­н­ры), ста­ри­ки до­ра­ба­ты­ва­ют на сво­их ме­с­тах, и не­уве­рен­но по ко­ри­до­рам бро­дят мо­ло­дые сту­ден­ты – при­ки­ды­вая: по­дать на ви­зу или всё же обо­ждать.

Впро­чем, я бы срав­нил со­ци­аль­ную кон­ст­рук­цию во­круг фан­та­с­ти­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры не с НИИ, а с впол­не из­ве­ст­ным яв­ле­ни­ем – Клу­ба­ми са­мо­де­я­тель­ной пес­ни (КСП). У них, как и у фан­та­с­тов, су­ще­ст­во­ва­ла эс­те­ти­че­с­кая оп­по­зи­ция со­вет­ской вла­с­ти, из ко­то­рой они вы­рос­ли, у них, как и у фан­та­с­тов, су­ще­ст­во­ва­ла струк­ту­ра – слё­ты, объ­е­ди­не­ния, ме­ро­при­я­тия, ри­ту­а­лы и на­гра­ды. Точ­но так же, и те и дру­гие, они двад­цать лет на­зад на­ча­ли стре­ми­тель­ное рас­сло­е­ние – кто в шан­сон, кто на эс­т­ра­ду. Кто в вод­ку, а за­тем – на клад­би­ще, кто по гри­бы, из­ви­ни­те. Кто к мрач­но­му тру­ду в ком­мер­че­с­ком за­бое, кто к ве­сё­лой де­неж­ной ка­тор­ге, а кто и во­все в ни­ку­да.

И те­перь при­зна­вать­ся в без­за­вет­ной люб­ви к ал­ко­го­ли­че­с­ким три­пам на кон­вен­тах так же не­лов­ко, как и в том, что «Ми­лая моя, сол­ныш­ко лес­ное» яв­ля­ет­ся для те­бя Глав­ной Пес­ней жиз­ни.

Как го­во­рил пи­са­тель и ис­то­рик Дми­т­рий Во­ло­ди­хин, ко­то­рый, соб­ст­вен­но, и ко­ор­ди­ни­ро­вал всю ра­бо­ту «Ба­с­ти­о­на»: «Преж­де все­го, нет сколь­ко-ни­будь мас­штаб­но­го чи­та­тель­ско­го ин­те­ре­са к той ча­с­ти фан­та­с­ти­ки, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой на­сто­я­щую, без ски­док, хо­ро­шую ху­до­же­ст­вен­ную ли­те­ра­ту­ру. И те пре­вос­ход­ные ав­то­ры-ин­тел­лек­ту­а­лы, ко­то­рые ещё ра­бо­та­ли не­сколь­ко лет на­зад, со­зда­вая но­вые чу­дес­ные, ум­ные, кра­си­во сде­лан­ные с точ­ки зре­ния эс­те­ти­ки и язы­ко­вых экс­пе­ри­мен­тов тек­с­ты, ны­не ухо­дят в се­ри­а­лы, и ухо­дят ту­да на­дол­го. Там – день­ги, там – ин­те­рес чи­та­те­лей, там – сла­ва. Ху­до...

Не имею пред­став­ле­ния, как си­ту­а­ция мо­жет из­ме­нить­ся в луч­шую сто­ро­ну. Не то важ­но, что ис­че­за­ет НФ. Важ­но дру­гое: хо­ро­шая ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра ухо­дит. В це­лом. Вне за­ви­си­мо­с­ти от то­го, о ка­кой её ча­с­ти мы го­во­рим...»

Но са­ма струк­ту­ра, ро­див­ша­я­ся ещё в со­вет­ские вре­ме­на, уже не про­сто со­ста­ри­лась.

Пусть она, на­ко­нец, бу­дет па­мят­ни­ком.


Владимир БЕРЕЗИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования