Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 04.02.2011

Изумляемся вместе с Сергеем Шаргуновым

 Ка­ли­нин зна­ет, что та­кое го­лод

 

Ге­ор­гию Ка­ли­ни­ну уже за во­семь­де­сят лет. Это пи­са­тель не­до­оце­нён­ный и по-на­сто­я­ще­му не про­чи­тан­ный. Его кни­ги вы­хо­ди­ли и в со­вет­ское вре­мя, и по­зд­нее, но, ко­неч­но, он до­сто­ин го­раз­до боль­ше­го вни­ма­ния и при­зна­ния.

Кни­га «День един» со­став­ле­на из трёх ча­с­тей, в каж­дой из ко­то­рых по­ве­с­ти и рас­ска­зы о раз­ном. Пер­вая часть – са­мая прон­зи­тель­ная – вос­по­ми­на­ния о ле­нин­град­ской бло­ка­де, пе­ре­жи­той в де­сять лет. Вто­рая – так ска­жем: лю­бов­но-пси­хо­ло­ги­че­с­кая. Тре­тья часть – ре­ли­ги­оз­ная.

Нач­нём с по­след­ней ча­с­ти. Пи­са­тель раз­мы­ш­ля­ет над еван­гель­ски­ми сю­же­та­ми, а в очер­ке «Пой­ди и по­смо­т­ри» пи­шет о зна­ме­ни­том Зей­тун­ском чу­де – яв­ле­ни­ях Бо­го­ро­ди­цы под Ка­и­ром, слу­чив­ших­ся в 1968 го­ду. И здесь же тро­га­ю­щая серд­це ис­то­рия о ста­ри­ке, в го­ды без­бо­жия уми­ра­ю­щем в сред­не­рус­ском го­ро­диш­ке. Тот тре­бу­ет от сы­на «сы­с­кать по­па». На­ко­нец, уда­ёт­ся при­вез­ти свя­щен­ни­ка. Сын вы­хо­дит, что­бы не ме­шать ис­по­ве­ди, но под­слу­ши­ва­ет.

«И до­нёс­ся к не­му го­ря­чий, хрип­лос­лёз­ный шё­пот от­ца. Уло­вил лишь от­дель­ные его сло­ва, но ка­кие – смерть, рас­ст­рел, рас­ст­ре­лять».

Вто­рая часть кни­ги впе­чат­ли­ла ме­ня мень­ше: по­весть о сё­с­т­рах-близ­няш­ках, ко­то­рые в зер­каль­ном под­ра­жа­нии до­шли до то­го, что пра­вые ру­ки свои на­гра­ди­ли оди­на­ко­вы­ми ца­ра­пи­на­ми. Или гал­лю­ци­но­ген­ный рас­сказ: ге­рой си­дит в ки­но­те­а­т­ре вдво­ём с ро­зо­во-зо­ло­ти­с­той ба­рыш­ней, но не­о­жи­дан­но вла­мы­ва­ет­ся танк, и при­хо­дит­ся с тан­ком бить­ся, и ког­да танк вспы­хи­ва­ет, из не­го вы­пры­ги­ва­ет чер­ви­вый монстр-фа­шист, а по окон­ча­нии вой­ны се­анс про­дол­жа­ет­ся, сча­ст­ли­вый и яр­кий, да толь­ко вме­с­то ба­рыш­ни ока­зы­ва­ет­ся ста­ру­ха – ведь утек­ло слиш­ком мно­го вре­ме­ни.

Са­мая силь­ная часть в кни­ге – пер­вая, бло­кад­ная. Её бы на­до из­дать от­дель­но и хо­ро­шим ти­ра­жом. Ка­ли­нин зна­ет, что та­кое пыт­ка го­ло­дом. В бло­кад­ных по­ве­с­тях – борь­ба ма­лень­ко­го ре­бён­ка за жизнь. Го­род-при­зрак. Уми­ра­ют зна­ко­мые, це­лы­ми се­мь­я­ми. Мать бы­ва­ет не­сколь­ко раз в не­де­лю, по­то­му что ра­бо­та­ет на за­во­де сут­ка­ми. Маль­чиш­ка по­стар­ше ук­рал хлеб­ные кар­точ­ки. Смер­тель­ная схват­ка с этим га­дом, от ко­то­ро­го ещё пах­нет во­ро­ван­ным хле­бом: двое ба­рах­та­ют­ся, сце­пив­шись, как жут­кие кар­ли­ки. Обе­зу­мев­ший лю­до­ед-про­хо­жий во­рвал­ся в дом. До­б­рые ста­руш­ки про­сят спи­чек, ре­бё­нок злоб­но от­шил, и свою ви­ну вспо­ми­на­ет со сты­дом. Пре­ле­ст­ная де­воч­ка за­ин­де­ве­лы­ми гу­ба­ми про­сит без­на­дёж­но од­но: «Хле­буш­ка!». Го­ры из дет­ских го­лов (те­ла съе­ли).

Бло­кад­ный цикл Ка­ли­ни­на на­по­ми­на­ет по­лот­на Бо­с­ха. По ху­до­же­ст­вен­но­с­ти эту про­зу мож­но по­ста­вить ря­дом с «Го­ло­дом» Кну­та Гам­су­на, толь­ко го­лод и па­де­ние че­ло­ве­ка тут го­раз­до мас­штаб­нее и страш­нее. И здесь же, в бло­кад­ном цик­ле, ко­рот­кий рас­сказ «Та­кая ры­ба с хво­с­том», ко­то­рый я бы вклю­чил в школь­ную про­грам­му. Отец идёт с ма­лень­ким сы­ном по бес­край­не­му по­лю. Ре­бё­нок за­чах в го­ро­де, и ра­до­ст­но ска­чет, рас­тво­ря­ясь в при­ро­де. Отец не ду­ма­ет уж точ­но о не­дав­нем про­шлом – о той об­ле­де­не­лой ело­вой чур­ке, ко­то­рую рас­ка­лы­вал то­по­ром, во­об­ра­жая, что это го­ло­ва глав­но­го вра­га, объ­я­вив­ше­го нам вой­ну. И вдруг ре­бё­нок вы­кри­ки­ва­ет зна­ко­мое, «от­ры­ви­с­тое, как удар то­по­ра» имя. Отец про­сит по­вто­рить.

«С гри­ма­с­кой удив­лён­но-ве­сё­ло­го не­до­уме­ния, вжав го­ло­ву в пле­чи и от­вер­нув её в сто­ро­ну – По­жа­луй­ста! – ты от­та­ра­то­рил:

– Се­го­дня ут­ром под мос­том пой­ма­ли Гит­ле­ра с хво­с­том.

– От­ку­да это у те­бя?

– Это мы в са­ди­ке со­чи­ни­ли.

– А кто та­кой Гит­лер, зна­ешь?

Слов­но бы мо­ля о сни­с­хож­де­нии, ты под­нял на ме­ня до­вер­чи­вые про­зрач­но-го­лу­бые гла­за и ти­хо, упав­шим го­ло­сом про­из­нёс:

– Это та­кая ры­ба».

Глав­ное в на­сто­я­щей ли­те­ра­ту­ре – это стра­да­ние. Кни­гу Ге­ор­гия Ка­ли­ни­на «День един» оп­ре­де­ля­ет бло­кад­ная часть. Кни­га с лом­тём чёр­но­го хле­ба на об­лож­ке.

 

Ге­ор­гий Ка­ли­нин. День един. – М.: Си­бир­ская Бла­го­звон­ни­ца, 2011.


 

Ка­шин на­пи­сал сказ­ку по мо­ти­вам жиз­ни

 

Олег Ка­шин – из­ве­ст­ный жур­на­лист, чья из­ве­ст­ность мно­го­крат­но уве­ли­чи­лась по­сле страш­но­го но­ябрь­ско­го на­па­де­ния, ког­да двое не­из­ве­ст­ных из­би­ли его же­лез­ны­ми пру­та­ми.

Эта кни­га бы­ла на­пи­са­на ещё до из­би­е­ния. Кста­ти, у Ка­ши­на вы­хо­дил уже сбор­ник очер­ко­вой пуб­ли­ци­с­ти­ки «Всю­ду жизнь» и сбор­ник пор­т­ре­тов пре­ста­ре­лых бонз и ку­ми­ров «Дей­ст­во­вав­шие ли­ца». На этот раз вы­шел ро­ман.

Но и тут Ка­шин ве­рен се­бе. Воз­мож­но, се­к­рет Ка­ши­на был раз­га­дан за­дол­го до его рож­де­ния в сти­хо­тво­ре­нии со­вет­ско­го якут­ско­го по­эта Се­мё­на Да­ни­ло­ва «Маль­чик-всё-на­обо­рот». «Во дво­ре у нас жи­вёт / Маль­чик-всё-на­обо­рот./ Ска­жешь: «На, возь­ми кон­фе­ту»./ Он, ко­неч­но, не возь­мёт». Во­пре­ки уп­рё­кам не­до­б­ро­же­ла­те­лей, Ка­шин все­гда про­тив. Он всё вре­мя от­тал­ки­ва­ет­ся – от по­ш­лых кли­ше, от ус­то­яв­ших­ся под­лых пра­вил, от ма­ло­ду­шия и фаль­ши, от пред­рас­суд­ков. Ра­ди под­лин­но­го нон­кон­фор­миз­ма, са­мо­сто­я­тель­но­с­ти оди­ноч­ки, Ка­шин ино­гда мо­жет за­нять по­зи­цию, ко­то­рая ко­му-то по­ка­жет­ся «ре­ак­ци­он­ной». И ос­та­нет­ся всё в той же ло­ги­ке сво­бод­но­го че­ло­ве­ка – ду­мать от про­тив­но­го, бун­то­вать про­тив ум­ст­вен­ной инер­ции. Соб­ст­вен­но, толь­ко в этом – быть «Маль­чи­ком-всё-на­обо­рот» – ре­цепт на­сто­я­щей жур­на­ли­с­ти­ки. И имен­но по­это­му, а не во­все не из-за бой­ко­го, ско­ро­го­вор­кой язы­ка или ак­ту­аль­ных при­мет, про­за Ка­ши­на вос­при­ни­ма­ет­ся как про­дол­же­ние его ре­пор­та­жей и ста­тей. Не­ко­то­рым про­дол­же­ни­ем ав­то­ра ви­дит­ся и ге­рой ро­ма­на, ко­то­ро­го же­на тро­га­тель­но на­зы­ва­ет «пре­дель­ной сущ­но­с­тью».

Кни­гу Ка­ши­на уже на­зва­ли про­из­ве­де­ни­ем «но­во­го ре­а­лиз­ма», что ме­ня, ко­неч­но, гре­ет. Но я бы на­звал ро­ман и фан­та­с­ти­кой, и со­ци­аль­ным пам­ф­ле­том. И страш­ной сказ­кой на ночь. И пост­мо­дер­нист­ским тек­с­том со мно­же­ст­вом за­дор­ных под­ми­ги­ва­ний и пе­чаль­ных ци­тат. При­об­ре­тя кни­гу, вы уз­на­е­те о судь­бе со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го учё­но­го-са­мо­уч­ки Кар­по­ва, столк­нув­ше­го­ся с хо­зя­е­ва­ми жиз­ни. Он изо­б­рёл сы­во­рот­ку, под воз­дей­ст­ви­ем ко­то­рой все, в ко­го её ни впрыс­ни – лю­ди ли, кош­ки ли – стре­ми­тель­но вы­ра­с­та­ют. От­лич­ная сце­на: упо­ро­то­го вак­ци­ной цир­ка­ча вы­звал ди­рек­тор.

«Его ин­те­ре­со­ва­ло толь­ко, по­ни­ма­ет ли Ва­ся, что ес­ли в его тру­до­вой книж­ке на­пи­са­но «кло­ун (ли­ли­пут)», то он и дол­жен ос­та­вать­ся ли­ли­пу­том, а ес­ли не хо­чет, то ка­ко­го чёр­та он во­об­ще в этом цир­ке ра­бо­та­ет».

При­клю­че­ния чу­до-учё­но­го мно­го­об­раз­ны: вла­с­ти, биз­нес, кри­ми­нал, и все они вме­с­те, на­ва­ли­лись на бед­но­го и при­ня­лись сра­жать­ся за не­го и не­ве­ро­ят­ную жид­кость. Кар­по­ву сжи­га­ют са­рай, его бьют, вы­би­ва­ют зуб, ку­да ж без это­го.

«Кар­пов ле­жал в ко­ри­до­ре на ли­но­ле­у­ме, ко­то­рый сте­лил ещё дед, и пы­тал­ся же­с­та­ми по­ка­зать, что он го­тов раз­го­ва­ри­вать, но, ког­да на ка­ды­ке сто­ит де­сант­ный бо­ти­нок, сло­ва за­ст­ре­ва­ют в гор­ле».

Впро­чем, близ­ко­му к эли­там ин­ст­рук­то­ру в за­кры­том пан­си­о­на­те, где плен­ные де­ти от инъ­ек­ций вы­гля­де­ли, как взрос­лые, по­ве­зёт мень­ше – он по­па­дёт под ма­ши­ну и «ум­рёт от бо­ле­во­го шо­ка вслед­ст­вие пе­ре­ло­ма хреб­та». Рас­сказ­чик дер­жит в на­пря­же­нии до по­след­ней стра­ни­цы. Кро­ме за­ни­ма­тель­ной фа­бу­лы, из­ло­жен­ной лег­ко и де­ло­ви­то, кни­га важ­на дру­гим. В ней рас­ска­за­но о на­шем об­ще­ст­ве и «ге­ро­ях вре­ме­ни», пре­иму­ще­ст­вен­но не­при­ят­ных, го­раз­до боль­ше, чем мог­ли бы рас­ска­зать ре­пор­таж или ста­тья.

И пу­с­кай это про­зву­чит ди­ко­ва­то, но, про­чи­тав эту кни­гу, да­же не бу­ду­чи сле­до­ва­те­лем, вы, мо­жет быть, со­ста­ви­те для се­бя фо­то­ро­бо­ты на­пав­ших на Оле­га Ка­ши­на.

 

Олег Ка­шин. Ро­ис­ся впер­де. – М.: Ад Мар­ги­нем, 2011.


 

Мам­ле­ев меч­та­ет об ино­пла­нет­ной Рос­сии

 

В но­вом ро­ма­не пре­крас­но­го пи­са­те­ля Юрия Мам­ле­е­ва он ста­ра­ет­ся, как и в пер­вых сво­их ве­щах, со­че­тать тон­кий язык, жё­ст­кую до­сто­вер­ность и за­пре­дель­ную ме­та­фи­зи­ку. И всё-та­ки – это ме­с­та­ми фи­ло­соф­ский, ме­с­та­ми со­ци­аль­но-ис­то­ри­че­с­кий текст, а ху­до­же­ст­вен­ная ре­аль­ность – здесь толь­ко фон.

Дей­ст­вие но­во­го ро­ма­на Мам­ле­е­ва про­ис­хо­дит в Моск­ве 21 ве­ка. В цен­т­ре ро­ма­на – кру­жок эзо­те­ри­ков, сло­жив­ший­ся во­круг ми­с­ти­ка Алек­сан­д­ра Мер­ку­ло­ва, ма­с­те­ра ви­деть иные ми­ры. Ми­ры от­ли­ча­ют­ся от на­ше­го преж­де все­го ду­хов­ны­ми свой­ст­ва­ми, жи­ву­щие там об­ла­да­ют спо­соб­но­с­тя­ми, ко­то­рые не­до­ступ­ны зем­ля­нам. Что-то со­зда­но по ошиб­ке, и от­то­го на­и­бо­лее при­вле­ка­тель­но.

«То, что у нас не­воз­мож­но, там – нор­ма. И ми­ры то­же там про­яв­ля­лись, в этой по­лу­бе­зум­ной все­лен­ной, не­су­щей­ся, как ло­шадь, осёд­лан­ная Ве­ли­ким Не­из­ве­ст­ным».

В ро­ма­не есть не­о­жи­дан­ное про­зре­ние. Мам­ле­ев с при­су­щей ему стра­с­тью к ос­т­рой фан­та­с­ма­го­рии вдруг пред­по­ла­га­ет, что Рос­сия не оди­но­ка. В не­по­сти­жи­мо да­лё­ких, от­се­чён­ных от нас ми­рах есть ана­ло­ги зем­ных тер­ри­то­рий. Зна­чит, там есть и своя Рос­сия. Свои Рос­сии. Про­кляв зем­ную юдоль и по­ле­тев прочь на ко­с­ми­че­с­кой ка­ре­те, ты всё рав­но бу­дешь при­тя­нут Рос­си­ей, пу­с­кай не­бес­ной, по­ту­с­то­рон­ней. В ро­ма­не Мам­ле­е­ва боль­шое ко­ли­че­ст­во ди­а­ло­гов и го­во­ря­щих фа­ми­лий – Су­г­ро­бов, Шу­мов, Стро­гов. И в каж­дой реп­ли­ке, ко­рот­кой и от­то­чен­ной, зву­чит буд­то бы за­кли­на­ние. По су­ти, кни­га за­пол­не­на от­ры­ви­с­ты­ми, не­мно­го за­га­доч­ны­ми ло­зун­га­ми.

«Мы не­пред­ска­зу­е­мы, и по­то­му нас не раз­да­вить».

Но Мам­ле­ев не­со­мнен­но умы­ш­лен­но куль­ти­ви­ру­ет за­га­доч­ность. Од­наж­ды он ска­зал, что об­раз идёт даль­ше, чем мысль. Хо­тя все мыс­ли в кни­ге яс­ны, не­ко­то­рая оча­ро­ва­тель­ная ту­ман­ность, вздо­хи вме­с­то ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­то­ка, со­зда­ют впе­чат­ле­ние имен­но что об­раз­но­с­ти, да­же по­этич­но­с­ти. Ведь и ло­зунг мо­жет быть та­ин­ст­вен­ным ши­ф­ром.

Ди­кие сце­ны и кар­ти­ны со­вре­мен­ной жиз­ни да­ют­ся в ро­ма­не вспыш­ка­ми, слов­но ад­ский огонь бро­са­ет ко­рот­кие от­бле­с­ки. Ав­тор ув­ле­чён дру­гим – ве­рой в луч­шее. Ве­ра в то, что ес­ли Рос­сия ос­та­нет­ся са­ма со­бой, то ни­че­го ей не гро­зит, пе­ре­ли­ва­ет­ся со стра­ни­цы на стра­ни­цу. Эта ве­ра то тро­га­тель­но-ме­щан­ская, бы­то­вая, то со­вер­шен­но вне­зем­ная, ли­тур­ги­че­с­кая.

Один из сю­же­тов ро­ма­на – по­иск средств для боль­ной де­воч­ки. Уда­ёт­ся про­рвать ин­фор­ма­ци­он­ную бло­ка­ду (сим­во­лич­ное со­бы­тие), и, к сча­с­тью, день­ги на­чи­на­ют по­сту­пать. Ге­рой Су­г­ро­бов убеж­да­ет боль­ную де­воч­ку, что «жить так же ин­те­рес­но, как и уме­реть». В этом весь Мам­ле­ев! Боль­шая часть его преж­ней про­зы – яр­кой и умо­по­мра­чи­тель­ной – бы­ла про слад­кий ин­те­рес уми­рать. С не­дав­них пор он взял­ся за го­раз­до бо­лее труд­ную и не­бла­го­дар­ную те­му – све­та и на­доб­но­с­ти «жить, жить и жить, во что бы то ни ста­ло».

Из это­го при­ятия жиз­ни рас­тёт и оп­ти­мизм в от­но­ше­нии бу­ду­ще­го стра­ны. Имен­но кон­цеп­ция мам­ле­ев­ской Рос­сии Веч­ной оп­рав­ды­ва­ет и объ­яс­ня­ет лю­бые стра­да­ния и бе­зум­ст­ва, вы­па­да­ю­щие ей. Ина­че и быть не мо­жет – с бла­го­сло­вен­ной ро­ди­ной, где сво­бо­да да­ёт­ся че­рез боль, сви­щет ве­тер, кри­чат и по­ют, гло­та­ют об­жи­га­ю­щие на­пит­ки и со­зда­ют ве­ли­кое ис­кус­ст­во. И по­сто­ян­но меч­та­ют.

Ра­зу­ме­ет­ся, для ев­ро­пей­ских кри­ти­ков Юрий Мам­ле­ев, не­смо­т­ря на его по­чтен­ный воз­раст, – это пыл­кий меч­та­тель. И кни­га его для меч­та­те­лей. Но для меч­та­те­лей – зна­чит для ре­а­ли­с­тов, ес­ли пе­ре­во­дить с фран­цуз­ско­го на рус­ский.

 

Юрий Мам­ле­ев. Им­пе­рия Ду­ха. – М.: Terra Foliata, 2010.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сергей ШАРГУНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования