Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 04.02.2011

Живая литература

 Сайт встречи для неравнодушных к проблемам литературы

 

У 1 сен­тя­б­ря мно­го пра­зд­нич­ных и не­пра­зд­нич­ных дат, к при­ме­ру, день зна­ний и на­ча­ло вто­рой ми­ро­вой вой­ны, и та­ких ана­ло­гий мож­но при­ве­с­ти и при­ве­с­ти, но не о них речь.

1 сен­тя­б­ря 2010 го­да – день рож­де­ния но­во­го ли­те­ра­тур­но­го сай­та «Жи­вая ли­те­ра­ту­ра». Я с удо­воль­ст­ви­ем при­нял при­гла­ше­ние Ан­д­рея Ру­да­лё­ва уча­ст­во­вать в фор­ми­ро­ва­нии струк­ту­ры сай­та.

За про­шед­ших че­ты­ре ме­ся­ца сайт до­ка­зал не толь­ко свою жи­ву­честь, что в на­ше бы­с­т­ро­ме­ня­ю­ще­е­ся вре­мя не­ма­ло­важ­но, но и стал вос­тре­бо­ван­ным. Мно­гие гос­ти при­зна­ют­ся, что ис­поль­зу­ют его ма­те­ри­а­лы для сво­ей ра­бо­ты, сту­ден­ты линг­ви­с­ти­че­с­ких ву­зов так­же ча­с­тые гос­ти «ЖЛ», где по сво­ей во­ле, а где и по тре­бо­ва­нию сво­их пре­по­да­ва­те­лей.

Сто со­рок дней ра­бо­ты сай­та – ли­те­ра­тур­но­го не­о­ди­но­че­ст­ва – хо­ро­ший по­вод по­го­во­рить с его от­ца­ми-ос­но­ва­те­ля­ми. Мозг «ЖЛ» кри­тик Ан­д­рей Ру­да­лёв и его тех­ни­че­с­кий ге­ний Мо­ше Ша­нин со­гла­си­лись от­ве­тить на мои во­про­сы.

 

– Ан­д­рей, идея со­зда­ния сай­та при­над­ле­жит те­бе? Или это груп­по­вой про­ект, тог­да пе­ре­чис­ли «ро­ди­тель­ский ко­ми­тет»…

– «Жи­вая ли­те­ра­ту­ра» – это всё же кол­лек­тив­ный про­ект, моя функ­ция ско­рее ад­ми­ни­с­т­ра­тор­ская. В ию­ле при­шла спон­тан­ная мысль, что нуж­на пло­щад­ка для вы­ска­зы­ва­ния. По­де­лил­ся этим с дру­зь­я­ми, на­ча­ли об­суж­дать, вы­ска­зы­вать идеи. В ре­зуль­та­те это­го про­го­ва­ри­ва­ния и сло­жил­ся про­ект «ли­те­ра­ту­ры кол­лек­тив­но­го дей­ст­вия». То есть каж­дый, кто вы­кла­ды­ва­ет свои тек­с­ты на сай­те, и вхо­дит в его «ро­ди­тель­ский ко­ми­тет». Вир­ту­аль­но-ви­зу­аль­ное во­пло­ще­ние все­му это­му сде­лал мой зем­ляк Мо­ше Ша­нин, и у не­го это не­пло­хо по­лу­чи­лось.

– За об­ра­зец брал­ся ка­кой-то оп­ре­де­лён­ный сайт или ты пре­до­ста­вил Мо­ше Ша­ни­ну пол­ную сво­бо­ду?

Андрей РУДАЛЁВ
Андрей РУДАЛЁВ

– Ес­те­ст­вен­но, мно­гие про­сма­т­ри­ва­ли, о мно­гих ду­ма­лось: вот бы так! Но ка­ких-то кон­крет­ных об­раз­цов, на­вер­ное, не бы­ло. Всё про­ис­хо­ди­ло в про­цес­се об­суж­де­ния и об­точ­ки. На­де­юсь, что этот про­цесс бу­дет по­сто­ян­ным, тем бо­лее что Мо­ше Ша­нин – про­фес­си­о­нал.

– Меж­ду за­дум­кой и во­пло­ще­ни­ем про­изо­ш­ли ли ка­кие-то из­ме­не­ния?

– Он же «жи­вой», по­это­му ме­та­мор­фо­зы, как уже ска­зал, долж­ны быть здесь нор­мой...

– Те­перь мод­но го­во­рить: кон­цеп­ция и на­но­тех­но­ло­гии, про­сто я имею воз­мож­ность чи­тать рос­сий­скую прес­су, чи­тать рос­сий­ские ли­те­ра­тур­ные сай­ты, и да­же слу­шать по спут­ни­ку ва­ше те­ле­ви­де­ние…

– Ко­неч­но, и «Жи­вую ли­те­ра­ту­ру» мож­но на­звать на­но­тех­но­ло­гич­ной, ес­ли это по­мо­жет при­влечь гло­баль­ные ин­ве­с­ти­ции. Мож­но обо­звать ли­те­ра­тур­но-крем­ни­е­вой до­ли­ной, куль­ти­ви­ро­вать здесь на­но­ли­те­ра­ту­ру, как угод­но. А ес­ли по кон­цеп­ции, то это долж­на быть сво­бод­ная дис­кус­си­он­ная пло­щад­ка с воз­мож­но­с­тью опе­ра­тив­ной ре­ак­ции на те или иные лит­со­бы­тия, про­цес­сы, да­бы по­пы­тать­ся про­щу­пать лит­пульс.

– Сайт от­крыт для лю­бой дис­кус­сии или всё же есть оп­ре­де­лён­ная вы­бор­ность тем, та­бу и т.д.?

– Мы из­на­чаль­но фор­му­ли­ро­ва­ли, что этот пор­тал дол­жен быть пре­дель­но от­кры­тым для вы­ска­зы­ва­ний. В од­ной из сво­их ста­тей на «Ча­ст­ном кор­ре­с­пон­ден­те» Сер­гей Бе­ля­ков за­явил, что ху­дож­ни­ку всё поз­во­ле­но. Хо­те­лось бы ду­мать, что на «Жи­вой ли­те­ра­ту­ре» так, хо­тя во­прос об этом «всё», ко­неч­но же, от­крыт.

Во-вто­рых, мне бы хо­те­лось, что­бы здесь струк­ту­ри­ро­вал­ся ли­те­ра­тур­ный пор­т­рет мо­е­го по­ко­ле­ния. Моё по­ко­ле­ние – это все мои со­вре­мен­ни­ки, и здесь воз­раст не ва­жен. Воз­ра­ст­ные спо­ры в сти­ле «от­цов-де­тей», как у нас при­клю­чил­ся с Ка­пи­то­ли­ной Кок­ше­нё­вой, ко­неч­но, так­же не­об­хо­дим, но это ско­рее по­до­бие иг­ры в пинг-понг. Это нуж­но для драй­ва, что­бы мыс­ли-мыш­цы не за­ста­и­ва­лись, что­бы че­рез по­доб­ный моз­го­вой штурм вы­хо­ди­ли на дей­ст­ви­тель­но сто­я­щее. Мне не важ­но, сколь­ко пи­са­те­лю лет: двад­цать или шесть­де­сят, для ме­ня глав­ное, что­бы в на­ше вре­мя ли­те­ра­ту­ра за­зву­ча­ла на пер­вых ро­лях и не толь­ко в уз­ком кру­гу ли­те­ра­ту­ро­цен­т­рич­ной пуб­ли­ки.

Вот и на­де­юсь, что че­рез по­буж­де­ние к спо­рам, дис­кус­си­ям, реп­ли­кам, че­рез пор­т­рет в ди­а­ло­гах кри­ти­ков, по­этов, про­за­и­ков «Жи­вая ли­те­ра­ту­ра» что-то для это­го сде­ла­ет. Хо­чет­ся быть ро­ман­ти­ком...

– Те­бе лич­но нра­вит­ся, что по­лу­чи­лось?

– Я ис­крен­не ве­рю, что этот про­ект бу­дет в по­сто­ян­ном раз­ви­тии, эво­лю­ции и при­ра­ще­нии людь­ми, по­это­му очер­чи­вать сей­час ка­кую-то ли­нию ед­ва ли име­ет смысл.

– «Лю­би­мый мой дя­дя», те­перь толь­ко так о кри­ти­ке То­по­ро­ве, в сво­ём па­не­ги­ри­ке, на­де­юсь, не со зла, а ско­рее по не­зна­нию, ляп­нул, что «Жи­вая ли­те­ра­ту­ра» – это драм­кру­жок при ПТУ, сла­ва Бо­гу, не при боль­ни­це име­ни Ка­щен­ко, во Льво­ве – это «ин­те­рес­ное» уч­реж­де­ние на ули­це Куль­пар­ков­ской. У те­бя нет же­ла­ния от­сто­ять честь и до­сто­ин­ст­во сво­е­го «вир­ту­аль­но­го ди­тя­ти»?

– Ну, это бы­ло в за­па­ле дис­кус­сии на пи­ке спо­ра, по­это­му ду­маю, что впол­не мож­но по­пу­с­тить. С дру­гой сто­ро­ны, я был бы сча­ст­лив, ес­ли бы при ПТУ бы­ли та­кие круж­ки.

Вик­тор То­по­ров – хо­ро­ший кри­тик, и он от­лич­но дер­жит в то­ну­се. Его я чи­таю ре­гу­ляр­но, а вот, к при­ме­ру, Ан­д­рея Нем­зе­ра уже дав­но об­хо­жу сто­ро­ной... Но вот пе­ре­ход на лич­но­с­ти, пе­ри­о­ди­че­с­кое раз­ма­хи­ва­ние чу­жим бе­ль­ём, вре­ме­на­ми по­вы­шен­ная эмо­ци­о­наль­ность – это та­кие жен­ские вклю­че­ния в кри­ти­ку, ког­да их мно­го, раз­го­вор лег­ко мо­жет пе­рей­ти в обыч­ную склоч­ность.

– Ко­го бы ты хо­тел при­влечь в «ЖЛ»?

– Ко­неч­но, в пер­вую оче­редь, кри­ти­ков, что­бы по­сте­пен­но кон­со­ли­ди­ро­вать экс­перт­ное про­ст­ран­ст­во. У этих ре­бят все­гда есть что ска­зать...

– В бу­ду­щем не мо­жет так про­изой­ти, что сайт по­сте­пен­но пре­вра­тит­ся в еже­не­дель­ную ли­те­ра­тур­ную га­зе­ту?

– Вна­ча­ле я так и ду­мал, что не­об­хо­ди­мо ли­те­ра­тур­ное пе­ри­о­ди­че­с­кое из­да­ние. Ин­ту­и­тив­но ощу­щал это. Но по ме­ре ра­бо­ты по­ни­ма­ешь, что ин­тер­нет-пло­щад­ка бо­лее пер­спек­тив­на, осо­бен­но для на­шей про­стор­ной стра­ны. Да, и вся лит­пе­ри­о­ди­ка по­сте­пен­но пе­ре­ко­чу­ет ту­да. Хо­тя мож­но го­во­рить, что она уже вся там. На пе­ри­фе­рии в га­зет­ных ки­о­с­ках та­ких из­да­ний не ку­пишь, вы­пи­сы­ва­ют их лишь биб­ли­о­те­ки, да не­сколь­ко на каж­дый го­род пре­дан­ных ли­те­ра­ту­ре пра­вед­ни­ков.

– Ан­д­рей, на днях я по­лу­чил пись­мо от близ­ко­го че­ло­ве­ка со Льво­ва, быв­шей мо­ей ма­лень­кой ро­ди­ны. При­ве­ду те­бе ци­та­ту из пись­ма це­ли­ком. «Ар­тур! Вот ре­ши­ла срав­нить, что пред­ла­га­ют по­чи­тать на на­ших сай­тах (укр), рус­ских и бе­ло­рус­ских – сред­не­ста­ти­с­ти­че­с­кий че­ло­век чи­та­ет поч­ти од­но и то же (!). И там и там есть ссыл­ки на за­ру­беж­ных Дэ­на Бра­у­на, Тер­ри Прат­чет­та и Эли­за­бет Гил­берт. У нас из рус­ских (име­ет­ся в ви­ду Ук­ра­и­на) чи­та­е­мые Аку­нин, Пе­ле­вин, Гриш­ко­вец. Ме­ня это «от­кры­тие» очень по­ра­зи­ло, так как за 2 ме­ся­ца я не встре­ча­ла ни од­но­го сло­ва о них на стра­ни­цах «Жи­вой ли­те­ра­ту­ры», у ме­ня сло­жи­лось впе­чат­ле­ние, что вы мно­го уде­ля­е­те вни­ма­ния мо­ло­дым да­ро­ва­ни­ям, а вот ма­с­ти­тые пи­са­те­ли как-то вас не ин­те­ре­су­ют. Но­вая кни­га Пе­ле­ви­на на­де­ла­ла уже шу­ма, а у вас же шу­ми­ха из-за бу­ке­ров­ской пре­мии. Я не пре­тен­дую на роль стро­го­го су­дьи, так как к ли­те­ра­ту­ре имею очень от­да­лён­ное от­но­ше­ние, но че­го-то я тог­да не­до­по­ни­маю». Ан­д­рей, что ска­жешь на это не­до­по­ни­ма­ние?

– Во­прос тут не в не­до­по­ни­ма­нии... Вот Мо­ше Ша­нин дав­но го­во­рит о не­об­хо­ди­мо­с­ти об­ще­до­с­туп­но­го пу­те­во­ди­те­ля в на­ше ли­те­ра­тур­ное се­го­дня. Не­про­фес­си­о­нал при­хо­дит – и ему слож­но ори­ен­ти­ро­вать­ся. Ему ка­жет­ся, что те, кто в но­во­ст­ном то­пе – ма­с­ти­тые, а про­чие – на­чи­на­ю­щие, бли­же ко вто­ро­му сор­ту. Нуж­ны ори­ен­ти­ры, си­с­те­ма ука­за­те­лей, кар­та-схе­ма, рас­кры­ва­ю­щая струк­ту­ру на­ше­го ли­те­ра­тур­но­го се­го­дня. Ина­че по­лу­ча­ет­ся, что Аку­нин, Пе­ле­вин, Гриш­ко­вец для всех, а всё про­чее для уз­ко­го про­фес­си­о­наль­но­го со­об­ще­ст­ва, ко­то­рое к то­му же са­мо силь­но дез­ор­га­ни­зо­ва­но.

С дру­гой сто­ро­ны, эти сло­ва – хо­ро­шая и пра­виль­ная кри­ти­ка «ЖЛ». Зна­чит, ещё не про­щу­пы­ва­ем пульс, толь­ко под­сту­па­ем к это­му, раз в на­шей «жи­вой ли­те­ра­ту­ре» не на­шлось ме­с­та Пе­ле­ви­ну.

 

По­сле Ан­д­рея во­про­сы ад­ре­су­ют­ся Мо­ше Ша­ни­ну.

 

– Мо­ше, как рож­да­лась идея, вир­ту­аль­ное про­ст­ран­ст­во «ЖЛ»?

– Идея при­над­ле­жит Ан­д­рею Ру­да­лё­ву. Но это бы­ла очень раз­мы­тая идея – сде­лать не­кое не­за­ви­си­мое ли­те­ра­тур­ное ин­тер­нет-из­да­ние. Ду­маю, ко­неч­ный ре­зуль­тат силь­но от­ли­ча­ет­ся от его пер­во­на­чаль­ных пред­став­ле­ний, ка­ки­ми бы не­яс­ны­ми они тог­да ни бы­ли. Ка­кие-то идеи, воз­мож­но, по­яви­лись в на­шем с ним ди­а­ло­ге: Ан­д­рей – опыт­ный жур­на­лист, я – опыт­ный, ска­жем так, ин­тер­нет-юзер.

Моше ШАНИН
Моше ШАНИН

– Чем «ЖЛ» от­ли­ча­ет­ся по оформ­ле­нию от дру­гих ли­те­ра­тур­ных сай­тов, есть ка­кая-то своя осо­бен­ная изю­мин­ка?

– По внеш­не­му ви­ду вряд ли есть осо­бые от­ли­чия. Мы лишь по­ста­ра­лись сде­лать всё мак­си­маль­но удоб­ным, и про­дол­жа­ем это де­лать. Что ка­са­ет­ся про­грамм­ной ча­с­ти, то тут сто­ит от­ме­тить «бло­го-со­ци­аль­ные» воз­мож­но­с­ти. Прав­да, пол­но­цен­ной блог-плат­фор­мой «Жи­вую ли­те­ра­ту­ру» не на­зо­вёшь, ведь от пер­со­наль­ных бло­гов мы от­ка­за­лись. Изю­мин­кой мож­но счи­тать си­с­те­му рей­тин­гов ру­б­рик и ав­то­ров. Что ка­са­ет­ся со­дер­жа­ния, то это во­прос боль­ше к Ан­д­рею, он от­сле­жи­ва­ет все ли­те­ра­тур­ные из­да­ния. Ещё при об­суж­де­нии «ЖЛ» я лишь про­сил сде­лать из­да­ние мак­си­маль­но от­кры­тым для всех. И оно дей­ст­ви­тель­но от­кры­то.

– Сим­вол – зе­лё­ное яб­ло­ко. Это твоё ноу-хау?

– Чи­с­то нью­то­нов­ский слу­чай. Сна­ча­ла яб­ло­ко бы­ло вре­мен­ным ва­ри­ан­том, а сей­час оно уже в ста­ту­се офи­ци­аль­но­го ло­го­ти­па. Яб­ло­ко – от­лич­ный сим­вол. Тем бо­лее – зе­лё­ное. Зна­ния, вкус, све­жесть. Мне ка­жет­ся, оно от­лич­но под­хо­дит про­ек­ту «Жи­вая ли­те­ра­ту­ра».

– Ещё раз рас­ска­жи о рей­тин­ге, мно­гие ме­ня спра­ши­ва­ют об этом.

– Рей­тинг рас­счи­ты­ва­ет­ся по хи­т­рой фор­му­ле и учи­ты­ва­ет оцен­ки, по­став­лен­ные поль­зо­ва­те­ля­ми, ко­ли­че­ст­во пуб­ли­ка­ций и про­чие ха­рак­те­ри­с­ти­ки. Пред­по­ла­га­лось, что это по­мо­жет вы­явить на­и­бо­лее ин­те­рес­ных ав­то­ров, пуб­ли­ка­ции, ру­б­ри­ки и, со­от­вет­ст­вен­но, сы­г­рать и в дру­гую сто­ро­ну.

– Мо­жет, луч­ше его уб­рать?

– Да, эта функ­ция дей­ст­ви­тель­но не поль­зу­ет­ся по­пу­ляр­но­с­тью. Мо­жет быть, он бу­дет уб­ран, и мы вер­нём­ся к «тра­ди­ци­он­ным» фор­мам оцен­ки ин­те­рес­но­с­ти – к ко­ли­че­ст­ву про­смо­т­ров и ком­мен­та­ри­ев. По­ка про­шло слиш­ком ма­ло вре­ме­ни для из­ме­не­ний, по­смо­т­рим. В лю­бом слу­чае ос­но­ва «Жи­вой ли­те­ра­ту­ры» – это ав­тор и текст, а не ка­кие-то кноп­ки и ци­ф­ры.

– Сколь­ко вре­ме­ни уш­ло на раз­ра­бот­ку «ЖЛ»?

– Ду­ма­ли, ме­сяц, а ос­но­ву де­ла­ли око­ло двух не­дель. На са­мом де­ле, мно­гое ещё в раз­ра­бот­ке, как по тех­ни­че­с­кой ча­с­ти, так и по со­дер­жа­тель­ной. Что-то но­вое по­сто­ян­но по­яв­ля­ет­ся, и бу­дет по­яв­лять­ся, в этом нет со­мне­ний. «По­че­му нет?» – это тот во­прос, ко­то­рый мы за­да­ём се­бе на­мно­го ча­ще, чем «По­че­му да?».

– Вик­тор То­по­ров на­звал «ЖЛ» «круж­ком для ПТУ», нет же­ла­ния воз­ра­зить пи­тер­ско­му дядь­ке Чер­но­мо­ру?

– Нет. Вре­мя воз­ра­зит.

– Дей­ст­ви­тель­но: вре­мя воз­ра­зит и рас­ста­вит всё на свои ме­с­та. 


Беседу вёл Артур АКМИНЛАУС




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования