Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 04.02.2011

Тень цветочного креста

 Кто и за что в ушед­шем го­ду по­лу­чил «Рус­ский Бу­кер», зна­ют мно­гие. Еле­на Ко­ля­ди­на, ав­тор ро­ма­на «Цве­точ­ный крест», вряд ли ког­да-ни­будь слы­ша­ла столь­ко уп­рё­ков, на­сме­шек и ос­кор­б­ле­ний в свой ад­рес. Она «не зна­ет поч­ти ни­че­го о вре­ме­ни, о ко­то­ром пи­шет» (Мар­тын Га­нин), «де­ла­ет ка­кие-то сов­сем дет­ские, не­воз­мож­ные ошиб­ки» (Сер­гей Ход­нев). «Цве­точ­ный крест» – «эн­цик­ло­пе­дия сра­ма» (свя­щен­ник Алек­сий Мо­ки­ев­ский), «по­лу­бред» (Алек­сандр Ха­ба­ров), «чу­до­вищ­ное из­де­лие» (Ан­д­рей Нем­зер), «по­зор Рус­ско­го Бу­ке­ра» (Сер­гей Бе­ля­ков). Свя­щен­ник Ни­ко­лай Тол­сти­ков «боль­ше­го бо­го­хуль­ст­ва не встре­чал ещё ни­где». «Пре­ми­ро­ван­ный текст ду­рен», – уве­ре­на Майя Ку­чер­ская.

Ко­ля­ди­ну об­ви­ня­ют в том, что она не зна­ет ис­то­рии, не по­ни­ма­ет за­ко­нов язы­ка, на ко­то­ром пы­та­ет­ся го­во­рить с чи­та­те­лем, не чув­ст­ву­ет свя­то­с­ти Церк­ви, сме­ши­ва­ет са­к­раль­ное и вуль­гар­но-бы­то­вое, упи­ва­ет­ся те­ле­сным ни­зом и вре­ме­на­ми не мо­жет го­во­рить ни о чём дру­гом, кро­ме по­ло­вых ор­га­нов и свя­зан­ных с ни­ми от­но­ше­ний, на­зван­ных не­при­стой­ны­ми сло­ва­ми. Мне не нра­вит­ся ро­ман Еле­ны Ко­ля­ди­ной: со­зна­ние и ду­ша уни­же­ны в нём об­наг­лев­шей те­ле­сно­с­тью, рас­кре­по­с­тив­шим­ся ин­стинк­том. Про­гор­к­лый быт тес­ной ком­на­ты, где бы­ва­лые баб­ки от­рав­ля­ют со­зна­ние бес­ко­неч­ны­ми ис­то­ри­я­ми о при­клю­че­ни­ях ел­ды и ман­ды, не вы­зы­ва­ет эн­ту­зи­аз­ма. В цен­т­ре ко­ля­дин­ско­го ро­ма­на – те­ло с его гру­бой прав­дой. Оно здесь царь и бог, по­это­му ис­тин­ная ре­ли­гия за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы жрать, со­во­куп­лять­ся, го­во­рить на язы­ке пло­ти, с его по­мо­щью вы­ст­ра­и­вать об­ра­зы рая и ада, при­го­ва­ри­вать к смер­ти и жад­но смо­т­реть за со­жже­ни­ем, жить и мо­лить­ся в тес­ной ком­на­туш­ке на­до­ев­ше­го анек­до­та. Но по­ки­нуть тёп­лый са­рай нель­зя, по­то­му что тог­да от че­ло­ве­ка ни­че­го и не ос­та­нет­ся. Ли­шён­ный воз­мож­но­с­ти под­пи­ты­вать­ся соб­ст­вен­ным ни­зом и сло­ва­ми о его воз­мож­но­с­тях, он ис­та­ет, ис­чез­нет, как при­зрак.

Имен­но этим – от­кро­вен­ной дик­та­ту­рой сра­ма – ин­те­ре­сен «Цве­точ­ный крест». Нра­вит­ся/не нра­вит­ся – пло­хой кри­те­рий для оцен­ки ху­до­же­ст­вен­но­го тек­с­та. Жизнь со­сто­яв­ше­го­ся ро­ма­на зна­чи­тель­нее, чем нам по­рой ка­жет­ся. Ро­ман – не про­по­ведь, не ил­лю­с­т­ра­ция спа­си­тель­но­го уче­ния, не оче­ред­ная кон­ста­та­ция зна­чи­мо­с­ти по­ве­ден­че­с­кой нор­мы, а мир, со­здан­ный для пе­ре­жи­ва­ний и раз­мы­ш­ле­ний, спо­соб­ных от­крыть кон­тек­с­ты, и не снив­ши­е­ся ав­то­ру. «Цве­точ­ный крест» не слиш­ком хо­ро­шо го­во­рит о сво­ём со­зда­те­ле, хо­тя и опу­с­кать­ся до брез­г­ли­во­с­ти не сто­ит. На­до об­ра­тить­ся к «Цве­точ­но­му кре­с­ту», что­бы уви­деть и оце­нить его тень – вы­ст­ра­и­ва­е­мые про­из­ве­де­ни­ем кон­тек­с­ты. Кон­ту­ры про­блем, ко­то­рые здесь от­кры­ва­ют­ся, зна­чи­тель­нее са­мо­го тек­с­та. Ро­ман ещё и симп­том. Пи­са­тель бы­ва­ет хо­ро­шим ди­а­гно­с­том и тог­да, ког­да стре­мит­ся к бо­лее про­стым дей­ст­ви­ям.

Воз­мож­но, Еле­ну Ко­ля­ди­ну есть за что бла­го­да­рить. «Цве­точ­ный крест» – не знак гра­фо­ман­ст­ва или без­на­дёж­но пу­с­то­го ав­тор­ско­го ми­ро­воз­зре­ния, а яв­ный на­мёк на ре­аль­ность со­вре­мен­но­го со­зна­ния, ко­то­рое, да­же об­ра­ща­ясь к Древ­ней Ру­си, чер­па­ет в ней воз­мож­но­с­ти для но­вых слен­го­вых дви­же­ний, для сти­ли­за­ций, при­зван­ных оп­рав­дать «нас-кар­на­валь­ных» пе­ред те­ми си­ла­ми в соб­ст­вен­ной ду­ше, ко­то­рые ещё спо­соб­ны от­де­лить кар­на­вал от жиз­ни.

В ро­ма­не два цен­т­ра. Пер­вый – путь глав­ной ге­ро­и­ни Фе­о­до­сьи, пре­бы­ва­ю­щей в То­ть­ме XVII ве­ка. Фе­о­до­сья – яв­ле­ние судь­бы жен­щи­ны в мно­го­об­ра­зии её сю­же­тов. Сна­ча­ла она хи­т­рая дев­чон­ка, ис­поль­зу­ю­щая рве­ние свя­щен­ни­ка на ис­по­ве­ди, что­бы по­го­во­рить об ин­те­рес­ном. Де­вуш­кой она уз­на­ёт лю­бовь, из­бран­ни­ком ста­но­вит­ся ско­мо­рох и раз­бой­ник, ус­пев­ший пе­ред смер­тью сде­лать ей ре­бён­ка и при­об­щить к меч­те о сча­с­тье. Да­лее – брак без люб­ви. Ма­те­рин­ст­во бы­ло не­дол­гим, и по­те­ря сы­на, уси­лив­шая не­на­висть к му­жу и греш­но­му те­лу, тол­ка­ет к пра­вед­но­с­ти. До­но­сят­ся слу­хи о це­ли­тель­ской си­ле Фе­о­до­сьи. Сме­шав по­уче­ния от­ца Лог­ги­на, по­все­ме­ст­ное упо­е­ние со­во­куп­ле­ни­ем и ре­ча­ми о нём с соб­ст­вен­ным пре­зре­ни­ем к пло­ти, стре­мясь по­пасть в рай к сы­ну, Фе­о­до­сья, как мо­жет, ос­коп­ля­ет се­бя. Те­перь она – юро­ди­вая. Об­на­ру­жив в ле­су ме­с­то под­зем­но­го оби­та­ния не­до­би­тых языч­ни­ков, «со­тво­ри­ла над под­зем­ной де­рев­ней чу­дей ог­ром­ный крест из по­ле­вых цве­тов». Лог­ги­ном бы­ла об­ви­не­на в ко­щун­ст­ве и ере­си. Пе­ред тем, как стать му­че­ни­цей, Фе­о­до­сья на­хо­дит се­бя в твор­че­ст­ве – «со­став­ля­ет кни­гу с рас­ска­за­ми о звёз­дах, о цве­тах, о чу­дях и о сво­ём жи­тии». Жен­щи­на в ди­на­ми­ке её про­ти­во­ри­ту­аль­ной судь­бы и есть «хри­с­ти­ан­ст­во», она же – «ин­тел­ли­ген­ция», ге­ро­и­ня, спо­соб­ная стать цен­т­ром тек­с­та, сов­ме­ща­ю­ще­го жи­тие с анек­до­том, фарс с ди­дак­ти­че­с­ким по­ве­с­тво­ва­ни­ем.

Вто­рой центр – речь, ши­ре – стиль. К не­му глав­ная ге­ро­и­ня то­же при­ча­ст­на: «– Пья­ной быть грех, – со­гла­си­лась Фе­о­до­сия. – Ел­да пья­ная и та не сто­ит, на­бок ва­лит­ся. Но за­чем тог­да Гос­подь наш, Хри­с­тос, во­ду в ви­но пре­вра­тил, а не в квас? Мо­жет, он хо­тел на­ку­де­сить её в ки­сель ли­бо в сби­тень, а дья­вол под ру­ку толк­нул, и вы­шло ви­но хмель­ное?» При­ме­ры сти­ля – смо­т­ри на лю­бой стра­ни­це ро­ма­на: он уже не толь­ко в Се­ти, но и в от­дель­ной кни­ге. Жрать, мо­лить­ся, со­во­куп­лять­ся, уби­вать, зло­сло­вить, ве­щать при этом о Бо­ге – еди­ный акт при­сут­ст­вия ко­ля­дин­ско­го ге­роя в ми­ре. Меж­ду цер­ков­ным и бы­то­вым, ду­хов­ным и те­ле­сным нет гра­ни­цы. Еди­ный стиль не­раз­ли­че­ния из­де­ва­ет­ся над че­ло­ве­ком в про­ст­ран­ст­ве без­на­дёж­но­с­ти ни­за. Лю­бая мысль ста­но­вит­ся пред­ме­том, ча­с­тью те­ла, на­халь­но иг­ра­ю­щей че­ло­ве­ком. Свя­щен­ник Лог­гин, по за­мыс­лу ав­то­ра, – не ис­клю­че­ние: «де­мон по­хо­ти его был ду­шев­ный и об­ра­щён был на сры­ва­ние по­кро­вов с ду­ши Фе­о­до­сьи. Ах, как ал­ка­лось ему до­брать­ся до са­мых ляд­вий ду­хов­ных, вверг­нуть уд и ис­ти­цать лю­бо­ст­ра­с­ти­ем, гля­дя, как со­дро­га­ет­ся чре­во на­ив­ной ду­ши от слад­ких мук люб­ви к Бо­гу!» Всё во­ня­ет гиб­лой, про­кис­шей ма­те­ри­ей. Все го­во­рят о Бо­ге. Все стра­ст­но бол­та­ют о со­во­куп­ле­нии. Все бо­ят­ся ле­ших. Все чув­ст­ву­ют, что ад ре­аль­нее рая. Жизнь есть язы­че­ст­во. Свя­щен­ная речь для то­го, что­бы всё объ­яс­нить и по­до­гнать, но пра­вит ин­стинкт. «– А об чём бы ба­ба ни го­во­ри­ла, кон­чит­ся ман­дой, – за­ко­лы­ха­лась Ма­т­рё­на». В ми­ре ко­ля­дин­ско­го ро­ма­на эта мысль вер­на.

Русь – мир са­диз­ма на сек­су­аль­ной поч­ве с при­вле­че­ни­ем ду­хо­вен­ст­ва и го­су­дар­ст­вен­ной вла­с­ти, с ис­поль­зо­ва­ни­ем лю­то­го мо­ро­за и ди­ких зве­рей для уси­ле­ния стра­да­ний. Всех объ­е­ди­ня­ет же­с­то­кость, лю­бовь к со­зи­да­нию ада как важ­ней­шей ча­с­ти Бо­жь­е­го ми­ра. Во­е­во­ды жгут ви­нов­ных и без­вин­ных. По­пы при­го­ва­ри­ва­ют к веч­ным му­кам. Вол­ки и мед­ве­ди рвут лю­дей на ча­с­ти. Ди­кий хо­лод не ос­тав­ля­ет шан­сов. Со­ро­кин мог бы по­за­ви­до­вать, хоть и на­пи­сал «День оп­рич­ни­ка». Ду­ша в же­лез­ном коль­це те­ла. Фе­о­до­сья пы­та­ет­ся спа­с­ти на ско­мо­ро­шь­ем пред­став­ле­нии кук­лу, изо­б­ра­жа­ю­щую Хри­с­та. Лог­гин объ­яс­ня­ет, что Хри­с­тос дол­жен уме­реть: « – Аз, ба­тюш­ка, всё по­ня­ла и ка­юсь. И в сле­ду­ю­щий раз, еже­ли слу­чай та­кой и под­вер­нёт­ся, Хри­с­та спасать аз не бу­ду. Пу­щай се­бе ви­сит на кре­с­те на ра­дость лю­дям. – Ис­тин­но, дочь моя, – со­гла­сил­ся отец Лог­гин. – Пу­с­кай пра­во­слав­ный люд с уми­ле­ни­ем в серд­це ра­ду­ет­ся, зря Ии­су­са, при­няв­ше­го му­ки». Стра­да­ния по­лез­ны, их со­зда­ют. Тут уже сто­ит вспом­нить ро­ма­ны Вла­ди­ми­ра Ша­ро­ва.

Же­с­то­ко­с­ти мно­го, но это не эпи­че­с­кая су­ро­вость, а жуть то­таль­ной ис­те­ри­ки. Ро­ман Ко­ля­ди­ной – о смер­ти муж­ско­го на­ча­ла, спо­соб­но­го раз­ли­чать свет и тьму без двой­ст­вен­но­с­ти/ам­би­ва­лент­но­с­ти, ко­то­рая по­ка­зы­ва­ет ру­и­ны ми­ра, по­ст­ро­ен­но­го на кар­на­ва­ле. Всё есть кар­на­вал, – мысль мно­гих со­вре­мен­ных му­д­ре­цов. Они оши­ба­ют­ся. Кар­на­вал хо­рош тог­да, ког­да он зна­ет вре­мя и ме­с­то. Те, кто за­пу­та­лись в сво­их пред­став­ле­ни­ях о пра­зд­ни­ке, мо­гут вы­пля­сы­вать, по­ка тан­цу­ет­ся. Но они долж­ны знать: име­ет пол­ное пра­во прий­ти тот, кто за­кро­ет ка­бак и вы­ме­тет из не­го за­быв­ших­ся тан­цо­ров, к то­му же ис­тра­тив­ших свои день­ги пол­но­стью. Ког­да в баш­ке за­се­ла ел­да, ну­жен не парт­нёр по сов­ме­ст­но­му хо­хо­ту, а врач, и бу­дет он ско­рее хи­рур­гом, чем те­ра­пев­том. В «Цве­точ­ном кре­с­те» нет ни Церк­ви, ни вла­с­ти, ни свя­то­с­ти, есть со­зна­ние, скон­цен­т­ри­ро­ван­ное на те­ле­сном ни­зе, ко­то­рый про­сит ис­кать но­вые сло­ва для сво­е­го ри­то­ри­че­с­ко­го оформ­ле­ния. Ро­ман Ко­ля­ди­ной – до­ве­де­ние «Бах­ти­на» (не ве­ли­ко­го мыс­ли­те­ля, а его об­ра­за-штам­па) до аб­сур­да: эх, без­гра­нич­ность кар­на­ва­ла, слу­чи­лось во­ца­ре­ние «Раб­ле», ут­ра­тив­ше­го про­ст­ран­ст­вен­но-вре­мен­ные гра­ни­цы. Кош­мар не­раз­ли­че­ния пе­ре­пол­ня­ет «Цве­точ­ный крест»: до­ма вся­кая тварь смач­но бе­се­ду­ет о те­ле; при­хо­дишь в храм, там спра­ши­ва­ют о том же.

Кар­на­вал и смерть свя­за­ны не толь­ко тем, что страх пре­одо­ле­ва­ет­ся сме­хом. Ког­да кар­на­вал длит­ся слиш­ком дол­го, не­ко­то­рым хо­чет­ся уме­реть. Мно­го стра­ниц Ко­ля­ди­на по­свя­ща­ет встре­чам Фе­о­до­сьи со Смер­тью, ко­то­рая ока­зы­ва­ет­ся при­ят­ной со­бе­сед­ни­цей, за­бот­ли­вой по­мощ­ни­цей, прав­да, то­же оза­бо­чен­ной гру­бым эро­сом, как и все зем­ля­ки глав­ной ге­ро­и­ни. Ино­гда, при­слу­ши­ва­ясь к прось­бам об­ре­чён­ных, она при­кан­чи­ва­ет их в лю­бов­но-смер­тель­ном со­еди­не­нии. «Зна­ет смерть: нет та­ко­го пра­во­слав­но­го на Ру­си, кто не меч­тал бы по­ско­рее из­ба­вить­ся от тя­гот и за­бот зем­ной жиз­ни и об­ре­с­ти жи­тие не­бес­ное», – тут мысль об ис­чез­но­ве­нии из ми­ра «зло­го кар­на­ва­ла» силь­нее идеи веч­ной жиз­ни в раю. И ко­ля­дин­ская Фе­о­до­сья – ге­ро­и­ня ис­хо­да, из­му­чен­ная Ру­сью, вос­соз­дан­ной в ро­ма­не.

Ис­то­ма, воз­люб­лен­ный Фе­о­до­сьи, по­тен­ци­аль­но са­мый силь­ный об­раз «Цве­точ­но­го кре­с­та». Но он не слиш­ком ин­те­ре­сен ав­то­ру. В нём – си­ла не­пред­ска­зу­е­мой жиз­ни: Ис­то­ма – во­ин, ско­мо­рох, оди­но­кий волк, на­силь­ник, убий­ца, ми­ро­не­на­ви­ст­ник, силь­ный ак­тёр. Ко­ля­ди­на пред­по­чи­та­ет ра­бо­тать с «се­ре­дин­но­с­тью». Нет ни силь­ных ут­верж­де­ний, ни мощ­ных от­ри­ца­ний. Всех при­ми­ря­ют ел­да и ман­да в сов­ме­ст­ном про­ек­те «жизнь как твор­че­ст­во ин­стинк­та». Ис­то­му бы­с­т­ро уби­ра­ют из тек­с­та. Кру­тить­ся во­круг ум­но­го ду­ра­ка Лог­ги­на и сред­не­ве­ко­вой ин­тел­ли­гент­ки Фе­о­до­сьи го­раз­до про­ще. «Эка крас­но ба­ет! – вос­хи­тил­ся в серд­це Оре­фа Ва­си­ль­е­вич. – Что ел­дой вы­во­дит!». Дав­но за­ме­че­но (Джо­ном Бар­том, на­при­мер), что со­бы­тие рас­ска­зы­ва­ния и со­бы­тие со­во­куп­ле­ния мо­гут сбли­жать­ся. Су­дя по «Цве­точ­но­му кре­с­ту», двой­ной «ка­тар­сис» – бол­тать обо всём, что по­сы­ла­ет в мозг сиг­на­лы о по­ло­вой люб­ви.

Сред­не­ве­ко­вье изо­б­ра­же­но как мир, чуж­дый Еван­ге­лию. В ро­ма­не Ко­ля­ди­ной мно­го чрез­мер­но­го, но нет ни­че­го не­о­жи­дан­но­го, по-на­сто­я­ще­му но­во­го. «Цве­точ­ный крест» – гро­те­ск­ный сте­рео­тип со­вре­мен­но­го ро­ма­на: ге­рой про­тив то­та­ли­тар­ной си­с­те­мы; ос­во­бож­де­ние язы­ка в слен­ге; не­нор­ма­тив­ность в ри­то­ри­ке пор­но­гра­фии; обя­за­тель­ность сме­ха; глав­ной иде­ей ока­зы­ва­ет­ся от­ри­ца­ние лю­бой ус­той­чи­вой идеи; власть – урод­ст­во и фа­ри­сей­ст­во. Пе­ле­вин – иной, бо­лее яр­кий, иде­о­ло­гич­ный, та­лант­ли­вый, но ра­бо­та­ет на по­хо­жем по­ле. Это и есть ре­ли­гия ро­ма­на. У Пе­ле­ви­на она – как бы буд­дизм, у Ко­ля­ди­ной – как бы юрод­ст­во. Вра­гом мо­жет быть сред­не­ве­ко­вье, го­су­дар­ст­во, ус­той­чи­вая ре­ли­гия, ФСБ, ли­бе­раль­но-то­та­ли­тар­ный дис­курс. Дав­но из­ве­ст­но, что ли­те­ра­ту­ра под­ни­ма­ет че­ло­ве­ка над си­с­те­мой. Ге­рой прав, си­с­те­ма дрянь. «Хри­с­ти­а­не» – все­гда пло­хо. Толь­ко оди­ноч­ка, во­ю­ю­щий со все­ми, – «хри­с­ти­а­нин». Та­ко­ва стан­дарт­ная фи­ло­со­фия со­вре­мен­но­го ху­до­же­ст­вен­но­го тек­с­та.

Дей­ст­ви­тель­ная про­бле­ма вре­ме­ни, ко­то­рой ка­са­ет­ся «Цве­точ­ный крест», – ут­ра­та дис­тан­ции меж­ду ду­хом и те­лом, уси­ле­ние вну­т­рен­ней пыш­но­те­ло­с­ти со­вре­мен­но­го хри­с­ти­а­ни­на, весь­ма до­воль­но­го сво­им сов­па­де­ни­ем с ри­ту­а­лом, ка­лен­да­рём, дав­ни­ми бы­то­вы­ми тра­ди­ци­я­ми. «Бы­то­вой хри­с­ти­а­нин», по­бе­див­ший дух, рас­ши­ря­ю­щий­ся те­ле­сно­с­тью же­ла­ний, по­ступ­ков и ре­чи, вновь гро­зит пре­вра­тить пра­во­сла­вие в объ­ект ос­ме­я­ния. Вряд ли к это­му те­зи­су стре­ми­лась Ко­ля­ди­на. Но один из по­зи­тив­ных мо­ти­вов тек­с­та – мысль об ис­чез­но­ве­нии хри­с­ти­ан­ст­ва в бы­то­вом язы­че­ст­ве, под­ска­зы­ва­ю­щем: чем боль­ше го­во­ришь о ни­зе, тем боль­ше при­бли­жа­ешь верх. Это не жен­ское с его чи­с­то­той, а баб­ское, ко­то­рое до­го­во­рит­ся с лю­бой ре­ли­ги­ей и ми­фо­ло­ги­ей, лишь бы да­ли воз­мож­ность длить свою бес­ко­неч­ную речь о ел­де в раз­но­об­раз­ных кон­тек­с­тах, ты­кая ею во все уг­лы ми­ро­зда­ния. Не важ­но, ко­го каз­ним се­го­дня, дай толь­ко о ро­ди­мом те­ле по­ба­за­рить, пи­ро­ги съесть, да плот­но за­крыть две­ри, что­бы ни­щие и вол­ки не ме­ша­ли слад­ко спать под за­щи­той об­ра­зов свя­тых и вез­де­су­щих до­мо­вых. Мож­но ска­зать, что Ко­ля­ди­на ко­щун­ст­ву­ет. Но есть смысл и в дру­гой оцен­ке: она по­ка­зы­ва­ет, что де­ла­ет­ся с хри­с­ти­ан­ст­вом, ког­да оно за­мы­ка­ет­ся в душ­ном про­ст­ран­ст­ве до­ма-кре­по­с­ти и го­су­дар­ст­ва-тюрь­мы, что про­ис­хо­дит с че­ло­ве­ком, ког­да он сов­сем не раз­ли­ча­ет быт и бы­тие.

Хри­с­ти­ан­ст­во там, где мысль мо­жет ра­бо­тать без дав­ле­ния ни­за. Хри­с­ти­ан­ст­во – не суб­ли­ма­ция, а мысль о ду­ше, ко­то­рая зна­ет свою жизнь. В «Цве­точ­ном кре­с­те» го­ря­чая по­хоть пра­вит сво­им кар­на­ва­лом. Она – в бы­то­вых раз­го­во­рах, в ис­ко­ре­не­нии от­ступ­ни­ков, в та­ин­ст­ве ис­по­ве­ди, в раз­го­во­рах за обе­ден­ным сто­лом. Здесь (но это не толь­ко про­бле­ма рас­сма­т­ри­ва­е­мо­го на­ми ро­ма­на) че­ло­век при­го­во­рён к те­лу – не в еже­днев­ном ха­рак­те­ре су­ще­ст­во­ва­ния, а в ус­т­рой­ст­ве го­ло­вы. Так бы­ва­ет. Но невер­но, что ре­ли­ги­оз­ная жизнь есть по­сто­ян­ная вой­на на по­ле об­наг­лев­ше­го ни­за, ко­то­рый толь­ко и зна­ет, что под­чи­нять ду­шу об­ра­зам со­во­куп­ле­ния.

Ког­да че­ло­век ви­дит, как сли­ва­ют­ся в од­ном по­то­ке го­су­дар­ст­во, быт и Цер­ковь, ему не­ку­да деть­ся. Впро­чем, ос­та­ёт­ся ещё соб­ст­вен­ное со­зна­ние, где мож­но его об­ла­да­те­лю ук­рыть­ся от аг­рес­сии еди­но­го сти­ля. И вер­ный ход де­ла­ет Еле­на Ко­ля­ди­на, ко­то­рая по­ка­зы­ва­ет, что путь ге­ро­и­ни ле­жит че­рез са­мо­о­скоп­ле­ние. Хи­рур­гия в дан­ном слу­чае не пре­одо­ле­ва­ет власть те­ла, а лишь кон­ста­ти­ру­ет си­лу на­ча­ла, во­круг ко­то­ро­го стро­ит­ся «Цве­точ­ный крест».


Алексей ТАТАРИНОВ,
г. КРАСНОДАР




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования