Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 11.02.2011

Романтик родимых дорог

Го­во­рят, есть во Все­лен­ной пла­не­ты, ко­их ве­ще­ст­во об­ла­да­ет боль­шой плот­но­с­тью. При­вык­шим к зем­ным по­ня­ти­ям, нам поч­ти не­воз­мож­но пред­ста­вить се­бе, что, ска­жем, на­пёр­сток этой суб­стан­ции ве­сит не при­выч­ных не­сколь­ко грам­мов, а уже сот­ни. На­вер­ное, так же труд­но пред­ста­вить се­бе и вос­пи­тан­но­му на тра­ди­ци­он­ной по­эзии, что мир Юрия Куз­не­цо­ва – это уже не­кие дру­гие из­ме­ре­ния, они, как пра­ви­ло, не ук­ла­ды­ва­ют­ся в при­выч­ные по­ня­тия.

Да, у не­го не­ред­ко и спра­вед­ли­во об­на­ру­жи­ва­ют­ся свой­ст­вен­ный тют­чев­ской по­эзии ко­с­мизм и все­лен­ский раз­мах. И рус­ской сказ­кой так и ве­ет от мно­гих сти­хов на­ше­го зем­ля­ка. Да толь­ко и сам он, ро­ман­тик ро­ди­мых до­рог, зна­ет, ка­кое «вре­мя на дво­ре». А по­то­му поч­ти тют­чев­ское на­ча­ло кон­ча­ет­ся буд­нич­ной прав­дой ра­зу­ве­рив­ше­го­ся во мно­гих цен­но­с­тях че­ло­ве­ка, жи­ву­ще­го в по­след­ней чет­вер­ти XX ве­ка:

 

Слё­зы ве­чер­ние, слё­зы глу­бо­кие...

Боль­но, о боль­но смо­т­реть!

Что-то та­кое в вас есть оди­но­кое.

Взял да за­бро­сил я сеть.

 

Но тя­же­ло её бы­ло вы­та­с­ки­вать,

Вид­но, что чем-то пол­на.

Вы­та­щил рыб­ку и стал её спра­ши­вать,

Толь­ко не­мая она.

 

Сегодня исполнилось бы 70 лет  великому поэту Юрию КУЗНЕЦОВУ
Сегодня исполнилось бы 70 лет
великому поэту Юрию КУЗНЕЦОВУ

Пер­вый сбор­ник сти­хов Юрия Куз­не­цо­ва вы­шел в Крас­но­да­ре, и на­зы­вал­ся он «Гро­за». Это бы­ло в 1966 го­ду. За­тем в Моск­ве бы­ли из­да­ны кни­ги «Во мне и ря­дом даль» (1974), «Край све­та – за пер­вым уг­лом» (1976), «Вы­хо­дя на до­ро­гу, ду­ша ог­ля­ну­лась» (1977), «Рус­ский узел» (1983), «Ду­ша вер­на не­ве­до­мым пре­де­лам» (1986)… Но я все­гда по­мнил, что Куз­не­цов – мой зем­ляк, что его дет­ст­во про­шло на ку­бан­ской зем­ле, в Ти­хо­рец­ке. По­мни­те, он как-то пи­сал: «За­тем мы пе­ре­еха­ли в Ти­хо­рецк к де­ду и баб­ке, у ко­то­рых бы­ли са­ман­ная ха­та с уча­ст­ком. В ис­то­рии он ни­чем не при­ме­ча­те­лен, этот ти­хий го­ро­док... Дед мой лю­бил вы­хо­дить по ве­че­рам во двор и смо­т­реть в не­бо. Он дол­го гля­дел на звёз­ды, ка­чал го­ло­вой и за­дум­чи­во про­из­но­сил: «Му­д­рё­но!» Да­лее Куз­не­цов за­ме­тил: «В этом сло­ве зву­ча­ла та­кая пол­но­та со­зер­ца­ния, что его за­пом­ни­ли не толь­ко его де­ти, но и вну­ки. А мне он дал по­нять, что сло­во зна­чит боль­ше, чем оно есть, ес­ли им мож­но объ­ять бес­пре­дель­ное».

Вду­ма­ем­ся в сло­ва Юрия Куз­не­цо­ва, и тог­да нам по­нят­нее и бли­же ста­нет его по­эзия. С его при­хо­дом на оте­че­ст­вен­ный Пар­нас из­ме­ни­лось и пред­став­ле­ние о воз­мож­но­с­тях по­эзии. Он за­ста­вил го­во­рить о се­бе как тех, кто при­нял его сра­зу и бе­зо­го­во­роч­но, так и сво­их нис­про­вер­га­те­лей и не­до­б­ро­же­ла­те­лей. В стрем­ле­нии «объ­ять бес­пре­дель­ное» по­эту уда­лось в луч­ших сво­их ве­щах пу­тём со­еди­не­ния, ка­за­лось бы, не­со­по­с­та­ви­мых по­ня­тий, их столк­но­ве­ния, вы­сечь та­кие ис­кры, от ко­то­рых ста­ло свет­ло да­ле­ко во­круг. Его по­эзия раз­дви­га­ла рам­ки при­выч­ных по­ня­тий, как это и свой­ст­вен­но боль­шо­му та­лан­ту, он встал в ней особ­ня­ком и ему труд­но под­ра­жать.

Как-то на пе­ре­дел­кин­ской да­че Юрий Се­лез­нёв ска­зал: «Ви­дишь тот фли­ге­лёк? Там всё ле­то Юра Куз­не­цов пи­сал по­эму «Зо­ло­тая го­ра»! Сей­час он за­по­ем чи­та­ет «По­эти­че­с­кие воз­зре­ния сла­вян на при­ро­ду» А.Афа­на­сь­е­ва».

 

Мне ду­ма­ет­ся, мощь и ори­ги­наль­ность куз­не­цов­ско­го сти­ха, его ко­с­мизм, спо­соб­ность по­эта раз­ли­чать ещё ни­ко­му не­внят­ные зву­ки на­рож­да­ю­ще­го­ся ха­о­са – всё это, по­ми­мо ин­ту­и­ции и стрем­ле­ния «объ­ять бес­пре­дель­ное» – идут от рус­ской поч­вы, рус­ско­го на­род­но­го эпо­са, столь сво­е­об­раз­но пре­лом­лён­ных в по­эти­че­с­ком со­зна­нии.

И ещё. Ког­да я чи­таю сти­хи Куз­не­цо­ва, не мо­гу удер­жать­ся от мыс­ли, что он всё же не оди­нок. В чём-то его ис­ка­ния бы­ли срод­ни и ху­дож­ни­ку Кон­стан­ти­ну Ва­си­ль­е­ву. Пред­ста­вим на миг его кар­ти­ны «Се­вер­ный орёл» и «Ал­ле­го­рию» (о судь­бе ху­дож­ни­ка). Как близ­ки им по ду­ху сво­е­му сти­хо­тво­ре­ния «Во­ют ду­хи по­ляр­но­го кру­га...», «Ве­ли­кий ин­кви­зи­тор» и дру­гие.

Ко­неч­но, Куз­не­цов вре­ме­ни пер­вой сво­ей ли­те­ра­тур­ной сла­вы – это «сол­дат­ский сын», и всем па­мят­ны став­шие поч­ти хре­с­то­ма­тий­ны­ми его «Воз­вра­ще­ние», «Гим­на­с­тёр­ка», «Его по­ве­си­ли»... Юрий Куз­не­цов ос­тал­ся бы в рус­ской по­эзии, да­же ес­ли бы он на­пи­сал лишь од­но сти­хо­тво­ре­ние об от­це. Ну что сто­ит, ка­за­лось бы, за лич­ной дра­мой? Но при­тронь­тесь к сжа­той до пре­де­ла пру­жи­не – и на вас об­ру­шит­ся весь ди­на­мит вой­ны, вы­плес­нут­ся все слё­зы, стра­да­ния на­ро­да:

 

Шёл отец, шёл отец не­вре­дим

Че­рез мин­ное по­ле,

Пре­вра­тил­ся в клу­бя­щий­ся дым –

Ни мо­ги­лы, ни бо­ли.

 

...Вся­кий раз, ког­да мать его ждёт,

Че­рез по­ле и паш­ню

Столб кру­тя­щей­ся пы­ли бре­дёт

Оди­но­кий и страш­ный.

 

Не­ма­ло сти­хов у Юрия Куз­не­цо­ва вы­зва­ны ощу­ще­ни­ем апо­ка­лип­тич­но­с­ти на­ше­го вре­ме­ни. От­сю­да и ги­гант­ский плав­ник, про­ре­за­ю­щий су­шу в по­ис­ках во­ды, и поч­ти биб­лей­ское «Се по­след­ние ко­ни. Я ви­жу по­след­них ко­ней». По­сле по­доб­но­го ро­да ви­де­ний ста­но­вит­ся по­ис­ти­не страш­но за на­шу не­ра­зум­ную ци­ви­ли­за­цию, ли­ша­ю­щую се­бя еже­ми­нут­но ис­по­кон ве­ку при­выч­но­го ок­ру­же­ния. И всё это в уго­ду не­на­сыт­ным пре­тен­зи­ям на ком­форт и удо­воль­ст­вия. Вот по­то­му Куз­не­цов и пи­сал:

 

Я ви­дел: во­рон в не­бе­сах

Ле­тел с хол­мом зем­ли в ког­тях...

А с не­ба сы­па­лась зем­ля.

На ос­леп­лён­ные по­ля.

 

Ле­жит пе­ре­до мною ещё од­на кни­га по­эта «По­сле веч­но­го боя». Не­боль­шой, как и все его сбор­ни­ки, этот со­дер­жит в се­бе не­ма­лый за­ряд энер­гии, и по­сле то­го как в со­зна­нии чи­та­те­ля воз­ник­нут те са­мые вспыш­ки искр, вы­се­ка­е­мых по­эти­че­с­ким сло­вом – это бу­дет уже дру­гой че­ло­век. Или вот это сти­хо­тво­ре­ние «Рус­ская баб­ка». Оно про­дол­жа­ет рус­скую те­му по­эта, ко­то­рая с го­да­ми ста­но­вит­ся од­ной из цен­т­раль­ных в его твор­че­ст­ве. И здесь по­эт до­сти­га­ет вы­сот, свой­ст­вен­ных сво­е­му та­лан­ту. В его сти­хах ды­шат стра­с­ти вре­ме­ни, ког­да «в ду­ше и ря­дом бьёт­ся тьма со све­том», «рас­ка­ты гро­ма слы­шат­ся в кро­ви». Как вер­ны пред­чув­ст­вия его пе­ред кра­хом Со­вет­ско­го Со­ю­за в сти­хо­тво­ре­нии «Я ви­дел рож­де­нье цик­ло­на...». По­доб­но­го ро­да оза­ре­ния свой­ст­вен­ны лишь та­лан­там, от­ме­чен­ным свы­ше.

Пусть оп­по­нен­там по­эта ка­жет­ся, что в сво­ей по­эзии Куз­не­цов толь­ко тем и за­ни­мал­ся, что пу­гал до­вер­чи­во­го чи­та­те­ля, а то­му, мол, во­все и не страш­но. А нам ос­та­лись стро­ки, та­кие, как эти: «Рос­сия-мать, Рос­сия-мать. До­ны­не сын твер­дит…» или:

 

Бы­ва­ет у рус­ско­го в жиз­ни

Та­кая ми­ну­та, ког­да

Раз­ду­мье его об от­чиз­не

Си­я­ет в ду­ше, как звез­да.

* * *

Сла­гая стро­ки о сво­ём про­вин­ци­аль­ном го­род­ке, где «ули­цы вы­хо­дят пря­мо в степь», по­эт пи­сал и та­кое: «Был го­род дет­ст­ва мо­е­го – ды­ра, Ды­ра зе­лё­ная и го­лу­бая...». Ска­за­но хлё­ст­ко и по-куз­не­цов­ски раз­ма­ши­с­то.

Меж­ду про­чим, в до­ку­мен­тах про­шло­го и раз­ных спра­воч­ни­ках мне уда­лось раз­до­быть кое-ка­кие све­де­ния об этой ге­о­гра­фи­че­с­кой точ­ке на кар­те Рос­сии. Так со вре­ме­нем я уз­на­вал, что к кон­цу XIX при стан­ции Ти­хо­рец­кой на зем­ле ста­ни­цы с од­но­имён­ным на­зва­ни­ем был рас­по­ло­жен ху­тор. Аренд­ная пла­та, по­лу­ча­е­мая ста­ни­цей от не­го, со­став­ля­ла 60 ты­сяч руб­лей еже­год­но. С са­мо­го ос­но­ва­ния стан­ция, бу­ду­чи уз­ло­вой, име­ла важ­ное зна­че­ние в ря­ду дру­гих на Вла­ди­кав­каз­ской же­лез­ной до­ро­ге. Не­уди­ви­тель­но, что здесь бы­ли со­сре­до­то­че­ны же­лез­но­до­рож­ные ма­с­тер­ские, ко­то­рые об­слу­жи­ва­лись до­воль­но вну­ши­тель­ны­ми ка­д­ра­ми ра­бо­чих и слу­жа­щих. От­сю­да и вы­рос­ший близ стан­ции ог­ром­ный по тем вре­ме­нам по­сё­лок с кир­пич­ны­ми кор­пу­са­ми, об­ра­зо­вав­ши­ми пра­виль­ные ули­цы с мос­то­вы­ми. Уже в то вре­мя в при­стан­ци­он­ном по­сёл­ке бы­ли хо­ро­шая биб­ли­о­те­ка, клуб, боль­ни­ца, ста­ли го­то­вить ка­д­ры же­лез­но­до­рож­ни­ков, ком­мер­че­с­кое учи­ли­ще, здесь про­жи­ва­ли жан­дарм­ский пол­ков­ник, врач и на­чаль­ник де­по. Был раз­бит парк.

На са­мом ху­то­ре Ти­хо­рец­ком бы­ли двух­класс­ное учи­ли­ще (муж­ское) и ча­ст­ная жен­ская про­гим­на­зия.

В 1905 го­ду бы­ла за­ло­же­на Ни­ко­ла­ев­ская же­лез­но­до­рож­ная цер­ковь, на по­ст­рой­ку ко­то­рой же­лез­ная до­ро­га «от­пу­с­ти­ла по­со­бие в 10 000 руб­лей, ос­таль­ные сред­ст­ва изы­с­ка­ны цер­ков­но-при­ход­ским по­пе­чи­тель­ст­вом». Цер­ковь бы­ла ос­вя­ще­на в 1908 го­ду. Как опи­сы­ва­ли её: «Ико­но­стас бе­тон­но-мра­мор­но-мо­за­ич­ный, пол из цвет­ных бе­тон­ных ле­ща­ток, вну­т­ри цер­ковь ош­ту­ка­ту­ре­на и ча­с­тью рас­пи­са­на»*. Ис­сле­до­ва­те­ли твор­че­ст­ва Юрия Куз­не­цо­ва об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, что те­ма же­лез­ной до­ро­ги, те­ма по­ез­дов иг­ра­ет важ­ную роль в его твор­че­ст­ве. Те­перь мы ви­дим, что но­та эта у по­эта не воз­ник­ла вдруг, из ни­че­го, а яв­ля­ет­ся весь­ма ор­га­нич­ной. Та­ко­вы, к при­ме­ру, сти­хи «Де­ре­во у же­лез­ной до­ро­ги», «Меж­ду двух по­ез­дов», «Где-то в по­ез­де еха­ли двое», «Зме­и­ные тра­вы», «От­цеп­лен­ный ва­гон» и дру­гие.

* * *

По­мнит­ся, в го­ды учё­бы на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­с­ком фа­куль­те­те я не раз слы­шал от Ва­ле­рия Гор­ско­го о ка­ком-то Юр­ке Куз­не­цо­ве: «Ты не зна­ком с ним? Он то­же пи­шет сти­хи. Это мой друг, он из Ти­хо­рец­ка. На­до вам по­зна­ко­мить­ся»... По­том наш об­щий зна­ко­мый Сла­вик Аку­ла­ев поз­вал как-то к се­бе на ули­цу Ка­за­чью, что близ Ка­ра­су­нов, пол­дня жда­ли Куз­не­цо­ва из Моск­вы, во­круг ку­с­ты си­ре­ни, сад раз­рос­ся, по­эта на­ше­го всё не бы­ло и не бы­ло, а хо­зя­ин рас­ска­зы­вал, как он каж­дой вес­ной к 9 мая во­зил в Моск­ву бу­ке­ты этой са­мой си­ре­ни – Юр­ке, в Моск­ву. Не дож­да­лись мы тог­да Куз­не­цо­ва. По­мню, бы­ла ми­мо­лёт­ная встре­ча в трам­вае – Ва­дим Не­по­до­ба, си­я­ю­щий от ра­до­с­ти, по­тя­нул ме­ня за ру­ку и по­зна­ко­мил с по­этом. По­том все на­пра­ви­лись в ка­фе на уг­лу Ми­ра и Се­ди­на. Еха­ли по­эты в рай­он, вы­сту­пать...

А од­наж­ды Юрий Се­лез­нёв, вый­дя из сво­е­го мос­ков­ско­го до­ма на уг­лу улиц Крас­ной Ар­мии и Три­фо­нов­ской, ука­зал на бли­жай­шую мно­го­этаж­ку, и про­мол­вил: «Ви­дишь, вон на том эта­же свет в ок­не? Это Юра Куз­не­цов ра­бо­та­ет, пи­шет сти­хи...»

Бы­ло вре­мя, ког­да в Крас­но­да­ре про­хо­дил вы­езд­ной се­к­ре­та­ри­ат Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии. Я по­до­шёл к оди­но­ко сто­яв­ше­му Юрию Куз­не­цо­ву, на­пом­нил о се­бе. За­ме­тил, меж­ду про­чим, что не­дав­но встре­чал Аку­ла­е­ва. «Слав­ка!.. – про­тя­нул он за­дум­чи­во. – Да, это бы­ла на­ша мо­ло­дость... И она ни­ког­да не вер­нёт­ся».

«Да, это бы­ла на­ша мо­ло­дость, и она ни­ког­да не вер­нёт­ся». Он ска­зал это так, слов­но толь­ко что пе­ред ним про­мельк­нул Ти­хо­рецк, поч­ти по­лу­ве­ко­вой дав­но­с­ти, гуд­ки па­ро­во­зо­ре­монт­но­го за­во­да по ут­рам, ог­ром­ный гли­ня­ный ан­гар для зе­нит­ных ус­та­но­вок близ во­ен­но­го аэ­ро­дро­ма с яс­треб­ка­ми на лёт­ном по­ле, ма­га­зин на Шты­ко­вой и «круг­лые по­рож­ки», при­стан­ци­он­ный па­ром с хру­с­тя­щи­ми ра­ку­шеч­ны­ми до­рож­ка­ми, клум­ба­ми пе­ту­ний, ду­ши­с­то­го та­ба­ка и вер­бе­ны. А по вы­ход­ным – фла­ни­ро­ва­ние по­рос­ли мла­дой по Боб­кин-стри­ту, где бы­ли свои у каж­до­го из­люб­лен­ные сто­ро­ны – зда­ние Боб­кин-Стрит и Габ­кин-Штрас­се. Сов­сем на одес­ский ма­нер! И, ко­неч­но, тан­цы с за­ез­жим ор­ке­с­т­ром, где взвы­ва­ли тру­бы, тром­бо­ны и сак­со­фо­ны… За­прав­лял этой му­зы­кой му­зы­кант не­кто Ва­дим из Крас­но­дар­ско­го ме­дин­сти­ту­та. Как бы­ло тог­даш­ним мод­ни­кам не по­хва­с­тать­ся сво­им «ёжи­ком», чёр­ной пе­ре­кра­шен­ной ру­баш­кой ли­бо бе­лы­ми, а то и крас­ны­ми, вхо­дя­щи­ми в мо­ду, но­с­ка­ми!

И се­го­дня, ког­да я вспо­ми­наю его, то ви­жу гла­за че­ло­ве­ка мно­го пе­ре­жив­ше­го, не­за­щи­щён­но­го, мно­го по­ви­дав­ше­го, гла­за гру­ст­ные и в то же вре­мя спо­кой­ные от уве­рен­но­с­ти в се­бе. Это на­ши ме­ст­ные вы­со­ко­ло­бые «це­ни­те­ли» его твор­че­ст­ва ни­че­го луч­ше­го у не­го не оты­с­ка­ли, кро­ме стро­ки о том, как в лун­ную ночь ло­шадь вы­щи­пы­ва­ет свою тень. «Ста­рик! А ведь здесь что-то есть! Что-то есть!» Дру­гие, так те и во­все ве­ли­ко­душ­ни­ча­ли: «А мы его в Моск­ву от­пра­ви­ли. Пусть там по­ду­чит­ся». Вспо­ми­наю тот раз­го­вор, и в та­кие ми­ну­ты мне пред­став­ля­ет­ся по­сле­во­ен­ное дет­ст­во, пыль­ная бу­ря на­но­сит су­г­ро­бы в ок­ра­ин­ные дво­ри­ки, за­сы­па­ет за­бо­ры, их от­ка­пы­ва­ют, а во­круг – бес­край­ние хлеб­ные по­ля с ле­со­по­ло­са­ми, длин­ные скир­ды со­ло­мы во­круг го­ро­да, объ­езд­чи­ки на ло­ша­дях – стра­жи от рас­хи­ще­ния ко­ло­с­ков, по­до­б­ран­ных со стер­ни... И как пра­зд­ник – при­ез­жий зве­ри­нец, боль­шие ба­за­ры по осе­ни с во­за­ми се­на, под­во­да­ми яч­ме­ня, пше­ни­цы, пти­цей жи­вой, сви­нь­я­ми, ну и, ко­неч­но, то, что ма­ни­ло и да­ва­ло кры­лья ду­ше – сви­ст­ки па­ро­во­зов, пе­ре­стук ко­лёс эше­ло­нов и звёз­ды, звёз­ды над сте­пью. И ощу­ща­лось, ког­да гля­де­ли на бе­лые таб­лич­ки ос­ты­ва­ю­щих по­сле дол­го­го бе­га ва­го­нов, про­ст­ран­ст­во – Си­бирь, Урал, Кав­каз, а там – го­ро­да – Омск, Ста­лин­град, Кис­ло­водск, Дзау-Джи­кау... По кры­шам ва­го­нов бе­га­ют от­ча­ян­ные со­рви­го­ло­вы, по пер­ро­ну сну­ют с чай­ни­ка­ми – за ки­пят­ком... И де­дов до­мик са­ман­ный на ули­це Мень­ши­ко­ва, 98, раз­ве мог он ус­то­ять, со­хра­нить­ся, по­ка тот, кто вы­рос в нём, об­ла­чив­шись в ру­баш­ку-ков­бой­ку и в мод­ных баш­ма­ках, спа­са­ет от атом­но­го смер­ча паль­мы Ку­бы, а по­до­шло вре­мя – и Ро­ди­ну-мать? Ког­да по­лых­ну­ло бы так, что ма­ло не по­ка­за­лось ни­ко­му... И то лад­но, что на ме­с­те до­ма по­эта те­перь му­зы­каль­ная шко­ла и до­с­ка па­мят­ная, на­по­ми­на­ю­щая о том, что здесь ког­да-то про­жи­вал наш по­эт...

До­ве­лось мне как-то по­бы­вать в гос­тях у ре­дак­то­ра га­зе­ты «Ти­хо­рец­кие ве­с­ти» Ев­ге­ния Си­до­ро­ва. Си­де­ли мы, си­де­ли за сто­лом, и вдруг хо­зя­ин и го­во­рит, об­ра­ща­ясь ко мне: «А вы, ока­зы­ва­ет­ся, мо­же­те не про­ро­нить ни сло­ва, хо­тя си­дим мы тут боль­ше ча­са. Не­сколь­ко дней на­зад на этом же сту­ле (и он ука­зал на моё ме­с­то) – си­дел Юрий Куз­не­цов. Я по­ду­мал тог­да: «Ка­кой мол­ча­ли­вый зем­ляк наш! Но вы ме­ня удив­ля­е­те – очень!» При­шлось мне со­слать­ся на не­здо­ро­вье. А вско­ре про­чи­тал в га­зе­тах не­кро­лог о без­вре­мен­ной кон­чи­не Ев­ге­ния Си­до­ро­ва – сов­сем ещё мо­ло­до­го и, ка­за­лось, пол­но­го сил и здо­ро­вья...

* * *

Не пер­вый день там и сям слы­шишь за­ве­ре­ния «зна­то­ков» о том, что рус­ская ли­те­ра­ту­ра, мол, умер­ла, в луч­шем слу­чае до­пу­с­ка­ет­ся, что-де Юрий Куз­не­цов как раз и был по­этом ко­неч­но­го её пе­ри­о­да, т.е. вре­ме­ни смер­ти её. По­на­прас­ну тщи­тесь, гос­по­да из по­хо­рон­ной ко­ман­ды. Бли­зок час, ког­да сло­вес­ность на­ша вос­пря­нет, а сти­хи Юрия Куз­не­цо­ва ста­нут ра­зу­чи­вать в шко­лах, и книж­ки его возь­мут с со­бой ко­с­мо­нав­ты, к даль­ним со­звез­ди­ям. По­то­му что хо­дят уже по рус­ской зем­ле маль­чиш­ки, ко­то­рых вот-вот по­зо­вёт род­ная зем­ля – Рос­сия, по­то­му что ещё не все по­ез­да про­сви­с­те­ли и не от на­шей звез­ды по­гас свет.

Нын­че о Юрии Куз­не­цо­ве на­пи­са­но, ка­жет­ся, боль­ше, чем им са­мим. И толь­ко Ку­бань по­ка­зы­ва­ет вя­ло­те­ку­щий гра­дус оцен­ки его твор­че­ст­ва. Ме­с­то в му­зее для его книг, биб­ли­о­те­ка его име­ни на Ги­д­ро­ст­рое – это всё? В Моск­ве за­ду­ман па­мят­ник ему, есть эс­киз. Са­мый круп­ный, мас­штаб­ный по­эт ра­кет­но­го, ко­с­ми­че­с­ко­го вре­ме­ни – и уже «по­эт кон­ца рус­ской ли­те­ра­ту­ры»? За­блуж­да­ют­ся те, кто вы­му­чил фор­му­ли­ров­ку: «В XX ве­ке ли­те­ра­ту­ра не тер­пит при­ла­га­тель­ных». Не толь­ко тер­пит, но и нуж­да­ет­ся в них, ког­да речь за­хо­дит о не­по­вто­ри­мо­с­ти та­лан­та. И по­то­му, ког­да зву­чит имя Юрия Куз­не­цо­ва, все эпи­те­ты вос­тор­жен­но­го ха­рак­те­ра не толь­ко уме­ст­ны, но и не­об­хо­ди­мы. По­то­му и по­вто­ря­ем: «Юрий Куз­не­цов – вы­да­ю­щий­ся, за­ме­ча­тель­ный, уди­ви­тель­ный рус­ский по­эт!» Не­ко­то­рые ут­верж­да­ют, что и ве­ли­кий он. Мо­жет быть, но об этом ска­жут уже сле­ду­ю­щие по­ко­ле­ния в Рос­сии. Вре­мя рас­су­дит.

По­доб­но сво­им со­рат­ни­кам Юрию Се­лез­нё­ву и Ва­ди­му Ко­жи­но­ву, Юрий Куз­не­цов стал яв­ле­ни­ем эпо­хи. «Ос­таль­ные – об­ман и под­дел­ка», – го­во­рил он, яв­но драз­ня и раз­за­до­ри­вая бес­чис­лен­ных ту­сов­щи­ков, осо­бен­но ан­га­жи­ро­ван­ных «ши­ф­ро­валь­щи­ков пу­с­тот» на Пар­на­се, будь то так на­зы­ва­е­мые пост­мо­дер­ни­с­ты, ис­по­ве­ду­ю­щие ан­де­г­ра­унд или ма­нь­е­ризм.


Александр ФЕДОРЧЕНКО,
г. КРАСНОДАР




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования