Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 11.02.2011

Следы Античности в поэзии Юрия Кузнецова

 Ан­тич­ность – это ко­лы­бель ми­ро­вой по­эзии, её ду­хов­ная ро­ди­на. Ког­да Пер­сей от­сёк го­ло­ву Ме­ду­зе Гор­го­не, из ка­пе­лек её кро­ви ро­дил­ся Пе­гас. Этот кры­ла­тый ми­фи­че­с­кий конь вы­сек ис­точ­ник на го­ре Ге­ли­кон – Ип­по­кре­ну – да­ю­щий вдох­но­ве­ние всем по­этам. Но Пе­гас во­все не бе­зо­бид­ное ли­ри­че­с­кое су­ще­ст­во. На­пом­ню, что имен­но он под­но­сил Зев­су гро­мы и мол­нии.

Поэт Юрий КУЗНЕЦОВ. 18.01.1989
Поэт Юрий КУЗНЕЦОВ. 18.01.1989

Все ве­ли­кие по­эты во все вре­ме­на со­при­ка­са­лись с Ан­тич­но­с­тью, чер­па­ли в ней свои ду­хов­ные, твор­че­с­кие си­лы и вдох­но­ве­ние. Шек­с­пир, Гё­те, Бай­рон, Дан­те, Пуш­кин, Дер­жа­вин, Жу­ков­ский, Тют­чев, Фет, Блок… По­то­му что имен­но там, в Ан­тич­но­с­ти – ис­то­ки эпо­са, ли­ри­ки, тра­ге­дии, ко­ме­дии. Там за­ро­ди­лись да­же та­кие по­эти­че­с­кие жа­н­ры, как эпи­грам­ма, эпи­та­фия, ди­фи­рамб. Там те­ни ве­ли­ких Го­ме­ра, Эс­хи­ла, Со­фок­ла, Ев­ри­пи­да, Ари­с­то­фа­на, Лу­к­ре­ция, Ка­тул­ла, Вер­ги­лия, Го­ра­ция, Ови­дия… Прой­ти ми­мо Ан­тич­но­с­ти и не за­ме­тить её про­сто не­воз­мож­но. На­до быть сле­пым, глу­хим к по­эти­че­с­ким зву­кам и кра­с­кам.

Не был ис­клю­че­ни­ем в этом смыс­ле и Юрий По­ли­кар­по­вич Куз­не­цов, ис­тин­но рус­ский по­эт, чьё имя сто­ит в пер­вом ря­ду ми­ро­вой по­эзии. Сле­ды Ан­тич­но­с­ти про­яв­ля­ют­ся в его твор­че­ст­ве. На­пом­ню лишь не­ко­то­рые его сти­хи, в ко­то­рых он об­ра­ща­ет­ся не пря­мо, но ко­с­вен­но к этой те­ме: «От­ри­ца­ние», «Но­вый Ге­ро­ст­рат», «Аф­ро­ди­та», «Еле­на» и, ко­неч­но же, «По­эт». Но преж­де чем ос­та­но­вить­ся на них, при­ве­ду сло­ва Шил­ле­ра из его ра­бо­ты «О на­ив­ной и сен­ти­мен­таль­ной по­эзии», где он срав­ни­ва­ет по­эзию ан­тич­ную, на­зы­вая её ина­че – на­ив­ной, и со­вре­мен­ную. Со­вре­мен­ную, ра­зу­ме­ет­ся, его вре­ме­ни, но, ду­маю, и на­шим дням. «Ан­тич­ная по­эзия, – пи­сал этот ве­ли­кий не­мец­кий по­эт, – воз­ник­ла в ус­ло­ви­ях не­по­сред­ст­вен­но­го един­ст­ва иде­а­ла и дей­ст­ви­тель­но­с­ти, а со­вре­мен­ная – раз­ви­ва­ет­ся на ос­но­ве их пол­но­го раз­ры­ва». Это ста­ло осо­бен­но за­мет­но имен­но сей­час, ког­да угас­ли и уга­са­ют по­след­ние рус­ские по­эты. На сме­ну им при­хо­дит бес­чис­лен­ная рать пост­мо­дер­ни­с­тов и кон­цеп­ту­а­ли­с­тов с их язы­ко­вым ха­о­сом. Ещё Ф.Шел­линг в сво­ей «Фи­ло­со­фии ис­кус­ст­ва» пи­сал, что «язык сам по се­бе есть толь­ко ха­ос, из ко­то­ро­го по­эзия долж­на по­ст­ро­ить те­ло для сво­их идей», а по­эти­че­с­кое ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние долж­но быть «не­ко­то­рым уни­вер­су­мом, не­бес­ным те­лом». Да­лее он срав­ни­вал сло­вес­ную по­эти­че­с­кую речь с му­зы­кой, уде­ляя осо­бое вни­ма­ние рит­му, пла­с­ти­ке, от­тал­ки­ва­ясь от ан­тич­ной по­эзии. Мож­но при­ве­с­ти мно­го при­ме­ров по­доб­ных «не­бес­ных тел» как в ев­ро­пей­ской, так и в клас­си­че­с­кой оте­че­ст­вен­ной по­эзии. А из со­вре­мен­ных нам по­этов на­и­бо­лее мощ­но и вла­ст­но ус­ми­рил язы­ко­вой ха­ос и ов­ла­дел му­зы­кой ре­чи Юрий Куз­не­цов, у ко­то­ро­го поч­ти каж­дое сти­хо­тво­ре­ние, осо­бен­но по­след­ние по­эмы, яв­ля­ют­ся этим «уни­вер­су­мом». Его по­ко­ле­ние по­этов – как гас­ну­щие звёз­ды на по­эти­че­с­ком не­бо­с­кло­не, и как бы вско­ре не на­сту­пи­ла кро­меш­ная тем­но­та, ха­ос. 

Ин­но­кен­тий Ан­нен­ский так­же на­хо­дил зер­но всей со­вре­мен­ной по­эзии в ан­тич­ной ли­те­ра­ту­ре. Он пи­сал, что «толь­ко бла­го­да­ря ан­тич­ным ми­фам воз­ник­ла та ка­те­го­рия ге­ро­из­ма, без ко­то­рой в на­шем твор­че­ст­ве, ве­ро­ят­но, не об­ра­зо­ва­лось бы ни по­эмы, ни тра­ге­дии, ни ро­ма­на». Он меч­тал о том вре­ме­ни, ког­да имен­но сла­вя­не про­бьют но­вые пу­ти для не­увя­да­е­мо­го ста­ро­го ми­ра. Вот его сло­ва: «Не бу­дет ли судь­ба – о, не по­ли­ти­ка, ко­неч­но! – ког­да-ни­будь бла­го­с­клон­нее к эл­ли­но-сла­вян­ско­му не со­ю­зу да­же, а син­те­зу? Не вне­сут ли сла­вян­ские куль­ту­ры и сла­вян­ский тем­пе­ра­мент но­вой и ин­те­рес­ной но­ты в вос­кре­са­ю­щие гим­ны ан­тич­но­с­ти?» Та­кие но­ты, не­со­мнен­но, вно­сил Юрий Куз­не­цов, по­эт с глу­бо­ким ми­фи­че­с­ким со­зна­ни­ем. Он сам ска­зал о се­бе имен­но так, во всту­пи­тель­ной ста­тье «Воз­зре­ние» к сбор­ни­ку «Кре­ст­ный ход», ока­зав­ше­му­ся по­след­ним в его твор­че­ст­ве. Ста­тья-за­ве­ща­ние, в ко­то­рой ни­че­го не при­ба­вить и не уба­вить:

«Я по­эт с рез­ко вы­ра­жен­ным ми­фи­че­с­ким со­зна­ни­ем. Оно про­яви­лось не сра­зу, хо­тя свой пер­вый сим­вол уви­дел весь­ма ра­но. Ему я обя­зан пер­вым вос­по­ми­на­ни­ем. Мне бы­ло с не­боль­шим два го­да. По­мню, как дол­го от­кры­вал тя­жё­лую ка­лит­ку с вы­со­ким коль­цом. Вый­дя на ули­цу, уви­дел сы­рой, мгли­с­тый, с се­ре­б­ри­с­той по­во­ло­кой воз­дух. Ни ули­цы, ни за­бо­ра, ни лю­дей, а толь­ко этот воз­душ­ный сгу­с­ток, ли­шён­ный очер­та­ний. Ко­неч­но, та­кое вос­по­ми­на­ние не слу­чай­но. Это бы­ло то са­мое ту­ман­ное дрем­лю­щее се­мя, из ко­то­ро­го по­том вы­рос­ло ощу­ще­ние еди­но­го про­ст­ран­ст­ва ду­ши и при­ро­ды». Не то ли един­ст­во иде­а­ла и дей­ст­ви­тель­но­с­ти, о ко­то­ром пи­сал Шил­лер?

Хо­чу при­ве­с­ти ещё не­ко­то­рые сло­ва из той же ста­тьи Юрия Куз­не­цо­ва, про­яс­ня­ю­щие его твор­че­с­кое кре­до. «Твор­ца­ми ми­ро­во­го эпо­са бы­ли пев­цы. Ес­те­ст­вен­но пред­по­ло­жить, что пер­вы­ми пев­ца­ми бы­ли ан­ге­лы. Они пе­ли хва­лу Бо­гу. Тон­чай­шей ин­ту­и­ци­ей это уло­вил юный Лер­мон­тов:

 

По не­бу по­лу­но­чи ан­гел ле­тел,

И ти­хую пес­ню он пел…

 

Лю­ди же на зем­ле пе­ли гим­ны бо­гам, тво­ри­ли ми­фы и сказ­ки. Ми­фи­че­с­кое со­зна­ние не­ис­тре­би­мо. На­ро­ды ми­ра до­ны­не жи­вут ми­фа­ми, да­же лож­ны­ми, вплоть до га­зет­ных «уток»… Итак, миф не вы­дум­ка и не ложь. К на­сто­я­ще­му ми­фу нуж­но от­но­сить­ся се­рь­ёз­но». А что та­кое миф, до­бав­лю, как не во­пло­ще­ние в пер­вую оче­редь Ан­тич­но­с­ти?

Да­лее он при­во­дит сло­ва А.Ф. Ло­се­ва из «Ди­а­лек­ти­ки ми­фа», ко­то­рые, оче­вид­но, креп­ко впе­ча­та­лись в его серд­це: «Для ми­фи­че­с­ко­го со­зна­ния всё яв­лен­но и чув­ст­вен­но ощу­ти­мо. Не толь­ко язы­че­с­кие ми­фы по­ра­жа­ют све­жей и по­сто­ян­ной те­ле­сно­с­тью и ви­ди­мо­с­тью, ося­за­е­мо­с­тью. Та­ко­вы в пол­ной ме­ре и хри­с­ти­ан­ские ми­фы, не­смо­т­ря на об­ще­приз­нан­ную и не­срав­нен­ную ду­хов­ность этой ре­ли­гии. И ин­дий­ские, и еги­пет­ские, и гре­че­с­кие, и хри­с­ти­ан­ские ми­фы от­нюдь не со­дер­жат в се­бе ни­ка­ких спе­ци­аль­но фи­ло­соф­ских и фи­ло­соф­ско-ме­та­фи­зи­че­с­ких ин­ту­и­ций или уче­ний, хо­тя на их ос­но­ва­нии воз­ни­ка­ли и мо­гут воз­ник­нуть со­от­вет­ст­ву­ю­щие фи­ло­соф­ские кон­ст­рук­ции. Возь­ми­те са­мые ис­ход­ные и цен­т­раль­ные пунк­ты хри­с­ти­ан­ской ми­фо­ло­гии, и вы уви­ди­те, что они то­же суть не­что чув­ст­вен­но яв­лен­ное и фи­зи­че­с­ки ося­за­е­мое. Как бы ду­хов­но ни бы­ло хри­с­ти­ан­ское пред­став­ле­ние о Бо­же­ст­ве, эта ду­хов­ность от­но­сит­ся к са­мо­му смыс­лу это­го пред­став­ле­ния; но его не­по­сред­ст­вен­ное со­дер­жа­ние, то, в чём да­на и чем вы­ра­же­на эта ду­хов­ность, – все­гда кон­крет­но, вплоть до чув­ст­вен­ной об­раз­но­с­ти. До­ста­точ­но упо­мя­нуть «при­ча­ще­ние пло­ти и кро­ви», что­бы убе­дить­ся, что на­и­бо­лее «ду­хов­ная» ми­фо­ло­гия все­гда опе­ри­ру­ет чув­ст­вен­ны­ми об­ра­за­ми, не­воз­мож­на без них…»

Ми­фи­че­с­кое со­зна­ние, пи­сал Юрий Куз­не­цов, бы­ло при­су­ще и Пуш­ки­ну, на чьём по­эти­че­с­ком не­бо­с­кло­не ца­рил Апол­лон с му­за­ми, а ког­да ста­ру­ха из «Пи­ко­вой да­мы» ус­мех­ну­лась – и Гер­ман со­шёл с ума, то это «ус­мех­нул­ся миф». Ми­фи­че­с­кое со­зна­ние Лер­мон­то­ва мощ­но про­яви­лось в по­эме «Де­мон». Оно бы­ло у Го­го­ля, где в его по­ве­с­ти «Вий» про­ст­ран­ст­во Хо­мы Бру­та и про­ст­ран­ст­во Вия «сов­ме­ще­ны и пред­став­ля­ют од­но зри­мое и ося­за­е­мое це­лое». И Тют­чев в пол­ной ме­ре об­ла­дал этим ми­фи­че­с­ким со­зна­ни­ем, взять хо­тя бы од­но его сти­хо­тво­ре­ние «Моя ду­ша – Эли­зи­ум те­ней…». И Гон­ча­ров, у ко­то­ро­го «гран­ди­оз­ная лень Об­ло­мо­ва вы­рос­ла не на пу­с­том ме­с­те. Её на­ци­о­наль­ные кор­ни ухо­дят вглубь к двум ле­же­бо­кам: Илье Му­ром­цу и Еме­ле. Пер­вый ле­жал на пе­чи трид­цать лет и три го­да, а вто­рой ле­жит с не­за­па­мят­ных вре­мён и по­ны­не, прав­да, в ином про­ст­ран­ст­ве. Но ес­ли Илья Му­ро­мец всё-та­ки про­снул­ся и со­ско­чил с пе­чи уже бо­га­ты­рём, то Об­ло­мов ос­тал­ся ле­жать, и его бо­га­тыр­ские воз­мож­но­с­ти так и за­глох­ли на ди­ва­не». Ес­ли про­дол­жать, то ми­фи­че­с­кое со­зна­ние мож­но об­на­ру­жить и у До­сто­ев­ско­го, и у Тур­ге­не­ва, и у Бу­ни­на.

Од­на­ко в двад­ца­том ве­ке, го­во­рит Юрий Куз­не­цов, ми­фи­че­с­кое (чи­тай – ан­тич­ное) со­зна­ние в рус­ской по­эзии из­мель­ча­ло. «Пе­чать вы­рож­де­ния ле­жит на всех сти­хах Ф.Со­ло­гу­ба… В эк­зо­ти­че­с­ких ту­ма­нах Гу­ми­лё­ва миф мельк­нул че­ты­ре ра­за: «Жи­раф», «Па­мять», «Сло­во», «За­блу­див­ший­ся трам­вай». Не­мно­го боль­ше у Есе­ни­на: «Шёл Гос­подь пы­тать лю­дей в люб­ви…»… Один раз мельк­нул у Сме­ля­ко­ва – «Пря­ха». У Клю­е­ва ми­фи­че­с­кое со­зна­ние за­сты­ло в дог­ма­те. Оно в сущ­но­с­ти мерт­во и ра­бо­та­ло на хо­ло­с­том хо­ду». Но за­то в пол­ной ме­ре оно про­яви­лось у са­мо­го Юрия По­ли­кар­по­ви­ча. Осо­бен­но в по­эмах «Кре­ст­ный путь», «Со­ше­ст­вие в ад» и не­за­кон­чен­ной по­эме «Рай».

 

В го­ру мы шли. Путь был тор­ным.

                                             И зна­чит, до нас

Мы­кал­ся кто-то, как ма­ят­ник,

здесь мно­го раз.

Это был он! И мы вско­ре его уви­да­ли.

Мед­лен­но ка­мень ка­тил он на го­ру

пе­ча­ли.

– Это Си­зиф! – я вос­клик­нул.

                                       И вздрог­нул Си­зиф,

И обер­нул­ся. Во­ис­ти­ну, жизнь –

это миф!

– Ух­нем, Си­зиф! – кряк­нул я,

                                   и вка­ти­ли мы вме­с­те

Ка­мень на го­ру, и ка­мень ос­тал­ся

на ме­с­те.

И улыб­нул­ся Хри­с­тос и во сла­ву Свою

Мол­вил Си­зи­фу: – И ты ско­ро бу­дешь

в Раю…

 

Или же вот это, оче­вид­но, по­след­нее сти­хо­тво­ре­ние Юрия Куз­не­цо­ва, ди­а­лог меж­ду свя­щен­но­му­че­ни­ком По­ли­кар­пом, уче­ни­ком апо­с­то­ла Ио­ан­на, и хри­с­ти­ан­ским ере­ти­ком вто­ро­го ве­ка Мар­ки­о­ном:

 

Встре­ти­лись в Ри­ме од­наж­ды му­д­рец

и свя­той,

И за­вя­зал­ся ко­нец меж­ду ни­ми та­кой:

– Эй, По­ли­карп! Ты ме­ня уз­на­ёшь? –

                                       мол­вил

                                                             гно­с­тик,

И за­дро­жал его дух, как над про­па­с­тью

мос­тик.

– Я уз­наю са­та­нин­ско­го пер­вен­ца.

Сгинь! –

Так По­ли­карп Мар­ки­о­ну от­ве­тил.

Аминь!

 

Каж­дое сло­во его как зве­ня­щая медь,

Каж­дое сло­во сбы­лось или сбу­дет­ся

впредь.

 

Я ду­маю, во­все не слу­чай­но в сво­ём по­след­нем сти­хо­тво­ре­нии Юрий По­ли­кар­по­вич об­ра­тил­ся к фи­гу­ре и об­ра­зу свя­то­го По­ли­кар­па, отож­де­ств­ляя свою не­раз­рыв­ную связь с от­цом, воз­ме­щая свои из­ве­ст­ные стро­ки «Я пил из че­ре­па от­ца…». Он «пил» его ду­хов­ную си­лу. И каж­дое сло­во са­мо­го Юрия Куз­не­цо­ва – это «зве­ня­щая медь», сбы­ва­ю­ще­е­ся сей­час и в гря­ду­щем.

Ещё не­мно­го о сле­дах Ан­тич­но­с­ти в твор­че­ст­ве по­эта. Вот сти­хо­тво­ре­ние «Еле­на»:

 

Ты кто, Еле­на?.. Стар и млад

Из-за те­бя в ог­не.

Пу­с­кай ца­ри по­вре­ме­нят,

Ты вспом­ни обо мне.

Го­мер, сле­пой пе­вец бо­гов,

До­нёс из пу­с­то­ты

Вздох по­тря­сён­ных ста­ри­ков,

Но не твои чер­ты…

 

…Ког­да дру­гая за меч­ты

Ме­ня со­жг­ла лю­бя,

Ты при­ня­ла её чер­ты –

Я по­те­рял те­бя.

 

Или «Аф­ро­ди­та», где иде­ал и дей­ст­ви­тель­ность не­раз­рыв­ны:

 

…Встал ду­рак на вы­со­кую соп­ку,

Одол­жил у со­се­да ру­жьё.

Оп­ро­ки­нул для вер­но­с­ти стоп­ку:

«У, со­ба­ка!» И встре­тил её!

Пе­на без­дны из па­с­ти све­ти­лась…

Су­мас­шед­ший на ули­це пел,

Как из бе­ше­ной па­с­ти яви­лась

Аф­ро­ди­та…

                          А он не ус­пел!

 

И, на­ко­нец, са­мое ха­рак­тер­ное для его ми­фи­че­с­ко­го со­зна­ния сти­хо­тво­ре­ние «По­эт». При­ве­ду за­клю­чи­тель­ную стро­фу:

 

…И с тех пор я не по­мню се­бя:

Это он, это дух с не­бо­с­кло­на!

Но­чью вы­та­щил я изо лба

Зо­ло­тую стре­лу Апол­ло­на.

 

Юрий Куз­не­цов, объ­яс­няя это сти­хо­тво­ре­ние, пи­сал: «В 1967 го­ду у ме­ня, на­ко­нец, про­ре­за­лось ми­фи­че­с­кое со­зна­ние в «чи­с­том ви­де». Я на­пи­сал свой пер­вый миф: стул в пи­д­жа­ке сдви­нул­ся с ме­с­та сам и стал хо­дить, и да­же го­во­рить по те­ле­фо­ну.

 

Стул в мо­ём пи­д­жа­ке по­дой­дёт

к те­ле­фо­ну,

Ска­жет: – Вы­шел. Весь вы­шел!

Не знаю, ког­да и при­дёт.

 

Так я от­крыл свою по­эти­че­с­кую все­лен­ную. К это­му вре­ме­ни я про­чи­тал три то­ма А.Н. Афа­на­сь­е­ва «По­эти­че­с­кие воз­зре­ния сла­вян на при­ро­ду», и уве­рил­ся в се­бе. И, сам то­го не со­зна­вая, по­слал вы­зов бо­гу ис­кусств Апол­ло­ну: на­пи­сал сти­хо­тво­ре­ние «По­эт». Апол­лон не стал сди­рать за­жи­во с ме­ня ко­жу, как с Тер­си­та, но удо­с­то­ил ме­ня от­ве­том: по­слал смер­то­нос­ную стре­лу. От од­но­го сви­с­та его стре­лы под­ни­ма­лась бу­ря и ло­ма­ла де­ре­вья. Удар был со­кру­ши­тель­ным, но я ус­то­ял… Очень важ­но, что я ус­то­ял. Че­ло­век с обы­ден­ным со­зна­ни­ем ус­мех­нёт­ся и ска­жет: «Ка­кая че­пу­ха! Это всё про­изо­ш­ло на бу­ма­ге». Не на бу­ма­ге, а вну­т­ри по­эта. И вы­ра­зи­лось в сло­ве. Нель­зя же чи­тать сти­хи, как га­зе­ту».

Но всё же Юрий Куз­не­цов по­эт в боль­шей сте­пе­ни не ан­тич­но­го, а рус­ско­го ми­фа. Он го­во­рил: «Как по­эт я боль­ше был бы у ме­с­та в до­пись­мен­ный пе­ри­од, ха­жи­вал бы по до­лам и го­рам и вос­пе­вал по­дви­ги Свя­то­го­ра. Но на всё про­мысл Бо­жий. Я ро­дил­ся в про­за­и­че­с­ком двад­ца­том ве­ке. Впро­чем, он то­же ге­ро­и­че­с­кий, по-сво­е­му. И в нём ока­зал­ся толь­ко один бо­га­тырь – рус­ский на­род. Он бо­рол­ся с чу­до­ви­ща­ми и да­же с соб­ст­вен­ной те­нью. Но это бо­га­тырь, так ска­зать, рас­сре­до­то­чен­ный. Его нуж­но бы­ло сфо­ку­си­ро­вать в сло­ве, что я и сде­лал. Че­ло­век в мо­их сти­хах ра­вен на­ро­ду… Из ме­ня по­ва­ли­ли бо­га­ты­ри, ге­рои, му­жи­ки, ца­ри, сол­да­ты, ле­же­бо­ки, де­ти, ста­ри­ки, – и всё это был один че­ло­век. Мир за­пол­ни­ли жен­щи­ны, ру­сал­ки, зем­ля, не­бе­са, до­ли­ны, ку­с­ты, вет­ки, ли­с­тья, пти­цы, ба­боч­ки, пчё­лы, змеи, до­ма, хра­мы, све­чи, ико­ны, об­ла­ка, без­дны, ще­ли, до­ро­ги, кам­ни, пыль, ды­мы, ту­ма­ны, те­ни, звёз­ды, по­ез­да, ко­лё­са, об­рыв­ки га­зет, за­бо­ры, сте­ны, ок­на, стёк­ла, ста­ка­ны, стоп­ки, бу­тыл­ки, дождь, снег, и мно­гое дру­гое, и всё в об­ра­зах… Всё, что ка­са­ет­ся ме­ня, я пре­вра­щал в по­эзию и миф. Где про­хо­дит меж ни­ми гра­ни­ца, мне как по­эту без­раз­лич­но. Сна­ча­ла я впи­ты­ваю мир и ве­щи ми­ра, как во­ду губ­ка, а по­том вы­жи­маю их об­рат­но, но они уже ста­но­вят­ся дру­го­го ка­че­ст­ва. Я ос­ва­и­вал по­эти­че­с­кое про­ст­ран­ст­во, в ос­нов­ном, в двух на­прав­ле­ни­ях: на­род­но­го эпо­са (ча­с­тич­но гре­че­с­ко­го), рус­ской ис­то­рии и хри­с­ти­ан­ской ми­фо­ло­гии». И ещё: «В мо­их сти­хах мно­го че­го есть: фи­ло­со­фия, ис­то­рия, соб­ст­вен­ная би­о­гра­фия, но глав­ное – рус­ский миф, и этот миф – по­эт. Ос­таль­ное ле­ген­да». До­ба­вить к этим сло­вам не­че­го. За­ме­чу лишь, что по­дви­ги Свя­то­го­ра, столь близ­кие ду­ше и серд­цу Юрия Куз­не­цо­ва – это та же Ан­тич­ность, толь­ко рус­ская.

Ари­с­то­тель в сво­ей зна­ме­ни­той «По­эти­ке» обо­зна­чил за­да­чу по­эта (на все вре­ме­на): го­во­рить не о про­ис­шед­шем, а о том, что мог­ло бы слу­чить­ся по ве­ро­ят­но­с­ти или не­об­хо­ди­мо­с­ти. Юрий Куз­не­цов и не пи­сал о про­ис­шед­шем, он об­ле­кал это в ми­фи­че­с­кую фор­му, как в по­эмах о Хри­с­те. Но зву­ча­ло это в выс­шей сте­пе­ни ве­ро­ят­но и уж тем бо­лее не­об­хо­ди­мо для лю­дей. Как сплав иде­а­ла и дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Ещё Ари­с­то­тель за­ме­тил, что до­сто­ин­ст­во сло­вес­но­го вы­ра­же­ния (имея в ви­ду по­эзию) – быть яс­ным и не быть низ­ким. И эти его сло­ва мож­но пол­но­стью от­не­с­ти к твор­че­ст­ву Юрия Куз­не­цо­ва. Вся его по­эзия про­ни­за­на выс­шим и яс­ным ис­тин­ным смыс­лом, и у не­го нет ни од­ной низ­кой строч­ки. Сти­хи его ус­т­рем­ле­ны к гор­не­му све­ту. И тут мне вспо­ми­на­ют­ся сло­ва на­ше­го за­ме­ча­тель­но­го ху­дож­ни­ка Ива­на Би­ли­би­на, ко­то­рый, на­хо­дясь в эми­г­ра­ции в 1922 го­ду, ска­зал, что на­прас­но ли­те­ра­ту­ро­ве­ды всё спо­рят о раз­лич­ных на­прав­ле­ни­ях в ли­те­ра­ту­ре, в по­эзии, в ча­ст­но­с­ти. Есть все­го два: од­но раз­ла­га­ет ду­шу чи­та­те­ля, дру­гое воз­вы­ша­ет её. Что все­гда бы­ло свой­ст­вен­но ан­тич­но­с­ти, ми­фи­че­с­ко­му со­зна­нию Юрия Куз­не­цо­ва.

Воз­вра­ща­ясь к Шел­лин­гу и его «Фи­ло­со­фии ис­кус­ст­ва», хо­чу за­клю­чить сле­ду­ю­щей ци­та­той: «По­эзия или по­эт ца­рит на­до всем как выс­шее, не­до­ступ­ное чув­ст­ву су­ще­ст­во. Толь­ко в пре­де­лах то­го кру­га со­бы­тий, ко­то­рое опи­сы­ва­ет­ся в его ху­до­же­ст­вен­ном про­из­ве­де­нии, од­но со­бы­тие тол­ка­ет и вы­тес­ня­ет дру­гое, од­на страсть – сам он ни­ког­да не вхо­дит в этот круг и бла­го­да­ря это­му ста­но­вит­ся бо­гом и со­вер­шен­ным об­ра­зом бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды. Его ни­что не тес­нит, он пред­став­ля­ет все­му со­вер­шать­ся, он не пре­ду­преж­да­ет хо­да со­бы­тий, по­сколь­ку сам ими не за­хва­чен». Не о том ли са­мом пи­сал Юрий Куз­не­цов, ког­да го­во­рил о взрос­шем в нём из дре­мот­но­го ту­ма­на ощу­ще­нии еди­но­го про­ст­ран­ст­ва ду­ши и при­ро­ды? Ког­да ца­рил над все­ми дру­ги­ми по­эта­ми, как ан­тич­ный ге­рой.


Александр ТРАПЕЗНИКОВ
Фото Николая КОЧНЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования