Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 11.02.2011

Стоять до конца

 Неизвестное интервью Юрия Кузнецова

 

Не­дав­но, пе­ре­ры­вая свои ар­хи­вы (же­на с доч­кой за­те­я­ли ре­монт квар­ти­ры), я на­тк­нул­ся на дав­нее моё ин­тер­вью с По­ли­кар­пы­чем для перм­ской мо­ло­дёж­ной га­зе­ты «Мо­ло­дая гвар­дия». Ма­те­ри­ал был уже под­го­тов­лен к пе­ча­ти, сто­ит и да­та – 17 фе­в­ра­ля 1992 год, но по ка­ким-то при­чи­нам (я сей­час уже и не вспом­ню) он не был на­пе­ча­тан. Про­шло де­вят­над­цать лет, но всё, что свя­за­но с име­нем Юрия Куз­не­цо­ва, пред­став­ля­ет чи­та­тель­ский ин­те­рес. Вот я и ре­шил пред­ло­жить этот ма­те­ри­ал, не ис­прав­ляя в нём ни од­но­го сло­ва в уго­ду ны­неш­ним об­сто­я­тель­ст­вам и вре­ме­нам.

 

Ю.КУЗНЕЦОВ на юбилее  поэта И.ТЮЛЕНЕВА. Май 2003 г.
Ю.КУЗНЕЦОВ на юбилее
поэта И.ТЮЛЕНЕВА. Май 2003 г.

Имя по­эта Юрия Куз­не­цо­ва «за­гре­ме­ло» око­ло двад­ца­ти лет на­зад и ста­ло весь­ма, по­рой да­же скан­даль­но, из­ве­ст­но, и не толь­ко в ли­те­ра­тур­ных кру­гах. Сти­хи, по тем вре­ме­нам, он пи­сал не­о­быч­ные. Юрий Куз­не­цов не вос­пе­вал ре­а­лии эпо­хи «раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма». Его по­эзия ос­но­вы­ва­лась на ис­кон­но рус­ских фоль­к­лор­ных мо­ти­вах, бы­ла про­ни­за­на под­час ус­лож­нён­ным и по-но­во­му ос­мыс­лен­ным, ми­фо­ло­ги­че­с­ким со­зна­ни­ем древ­них сла­вян – на­ших пред­ков.

И кри­ти­ки, и чи­та­те­ли вос­при­ня­ли сти­хи и са­му лич­ность по­эта рез­ко про­ти­во­по­лож­но. Кто-то им вос­хи­щал­ся, да­же бо­го­тво­рил его, а кто-то на­бра­сы­вал­ся чуть ли не с пло­щад­ной бра­нью. Куз­не­цов вы­дер­жал всё: и сла­ву, и трав­лю, – и ос­тал­ся ве­рен се­бе и глав­но­му на­ст­рою сво­ей ду­ши. Ка­ков этот на­ст­рой, вы, до­ро­гие чи­та­те­ли, пой­мё­те из пред­ла­га­е­мо­го ин­тер­вью с по­этом. Мыс­ли, им вы­ра­жа­е­мые, за­ча­с­тую весь­ма и весь­ма спор­ны. И ре­дак­ция со­глас­на да­ле­ко не со все­ми из них. Но, как го­во­рит­ся, сколь­ко лю­дей – столь­ко и мне­ний.

И каж­дый име­ет пра­во на свою точ­ку зре­ния. А те­перь ещё и воз­мож­ность из­ла­гать её на стра­ни­цах га­зе­ты.

 

– Юрий По­ли­кар­по­вич, се­го­дня не­ког­да пре­стиж­ные из­да­тель­ст­ва вме­с­то сти­хо­твор­ных сбор­ни­ков и до­б­рот­ной рус­ской про­зы из­да­ют «пор­но»– и ком­мер­че­с­кую ли­те­ра­ту­ру. Та­лант­ли­вая мо­ло­дёжь ухо­дит в биз­нес. Что вы мо­же­те ска­зать о ны­неш­нем со­сто­я­нии рус­ской по­эзии и что её ждёт в гря­ду­щем?

– На зем­ле есть три «чи­та­бель­ных» стра­ны: Ки­тай, Ин­дия и Рос­сия, где все­гда чи­та­ли сти­хи. Но де­ло до­шло до то­го, что сей­час в Рос­сии сти­хи вы­бра­сы­ва­ют­ся из чи­та­тель­ско­го со­зна­ния, а вне­д­ря­ют­ся Чейз, Ага­та Кри­с­ти и т.д. Кто за этим сто­ит – мне не­из­ве­ст­но, но по­ла­гаю – это вре­мен­ное яв­ле­ние, и всё луч­шее вер­нёт­ся «на кру­ги своя». Вам не ка­жет­ся, что се­го­дня не­ко­то­рые, ска­зав лю­бое сло­во в за­щи­ту рус­ских и Рос­сии, тут же кое-кем на­граж­да­ют­ся яр­лы­ка­ми «шо­ви­нист», «чер­но­со­те­нец» и т.д. А ведь ещё Ми­ха­ил Юрь­е­вич Лер­мон­тов сло­во «по­эт» ста­вил на вто­рое ме­с­то по­сле сло­ва – па­т­ри­от. Ки­та­ец мо­жет быть ки­тай­цем, япо­нец – япон­цем, и толь­ко рус­ско­му за­пре­ще­но быть рус­ским. Как мож­но, жи­вя в Рос­сии, на­зы­вать её «этой» стра­ной»?..

Яр­лы­ков не на­до стра­шить­ся. Ме­ня са­мо­го клей­ми­ли не раз, но я был спо­ко­ен. Ну, до­пу­с­тим, ка­кой-то «шо­ви­нист» ска­зал: «Рос­сия, Русь, хра­ни се­бя, хра­ни!» Ну и что... Кри­ча­щие на каж­дом уг­лу «шо­ви­нист», «чер­но­со­те­нец» – бо­ят­ся здо­ро­во­го па­т­ри­о­ти­че­с­ко­го чув­ст­ва.

– Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­нин в сво­ём сти­хо­тво­ре­нии «Я па­мят­ник се­бе воз­двиг не­ру­ко­твор­ный» вспом­нил фин­на, тун­гу­са и «дру­га сте­пей», но ни сло­ва не ска­зал о рус­ском?..

– Это сти­хо­тво­ре­ние име­ет бо­га­тую тра­ди­цию и идёт от Го­ра­ция: «Нет, весь я не ум­ру...» – чи­с­тый Го­ра­ций. Пуш­кин на­пи­сал это сти­хо­тво­ре­ние за год до сво­ей ги­бе­ли. На­пи­сал очень про­ти­во­ре­чи­во:

 

И сла­вен бу­ду я, до­коль в под­лун­ном ми­ре

Жив бу­дет хоть один пи­ит.

 

Он не на­пи­сал, что «жив бу­дет хоть один…» – рус­ский! Он крест по­ста­вил на всей рус­ской на­ции. За­крыл рус­скую те­му, на мой взгляд, ещё в 1836 го­ду.

«Что чув­ст­ва до­б­рые я ли­рой про­буж­дал», – ни­ка­ких он до­б­рых чувств не про­буж­дал. «Пол­та­вой», что ли?

– Ваш под­ход к Пуш­ки­ну не­о­бы­чен, как и всё, что вы де­ла­е­те. Наш ве­ли­кий по­эт был мо­нар­хи­с­том. Мо­нар­хия, де­мо­кра­тия. То­та­ли­тар­ный ре­жим? Ка­кая фор­ма прав­ле­ния под­хо­дит Рос­сии и что её мо­жет сей­час спа­с­ти, вы­та­щить из ямы?

– По­эту всё рав­но, при ка­ком ре­жи­ме жить, лишь бы он спо­соб­ст­во­вал Сло­ву. Пи­са­ли и при страш­ных вос­точ­ных ре­жи­мах, Пуш­кин и Лер­мон­тов жи­ли при ца­ре, а ис­кус­ст­во про­цве­та­ло. Один ре­жим про­ти­во­по­ка­зан по­этам – де­мо­кра­ти­че­с­кий. Не бу­ду за­хо­дить да­ле­ко, ска­жу о сво­бо­де. Рус­ский че­ло­век по­ни­ма­ет её как сво­бо­ду сво­ей ду­ши, а не сво­бо­ду сло­во­го­во­риль­ни. В этом и со­сто­ит раз­ни­ца меж­ду за­пад­но-­е­в­ро­пей­ским и рус­ским под­хо­дом к ней. В Ев­ро­пе, да и в Аме­ри­ке лю­бой граж­да­нин име­ет пра­во го­во­рить на ули­це что угод­но. А у нас вый­ди на ули­цу – мор­ду на­бьют. Как уже не раз слу­ча­лось на ми­тин­гах и де­мон­ст­ра­ци­ях. Мож­но быть сво­бод­ным да­же в тюрь­ме. В этом от­но­ше­нии нам бли­зок об­раз сво­бод­но­го ис­пан­ца Сер­ван­те­са, ко­то­рый, си­дя в тюрь­ме, боль­ной и увеч­ный, пи­сал ве­ли­чай­шую кни­гу о Дон Ки­хо­те, по­то­му что он был сво­бо­ден ду­хов­но. Нам та­кая сво­бо­да близ­ка. А та «сво­бо­да», ко­то­рая вы­хо­дит на ули­цы и кри­чит, ру­гая то или это пра­ви­тель­ст­во, рус­ско­му че­ло­ве­ку не под­хо­дит. Ибо это сво­бо­да сло­вес, а не сво­бо­да ду­ха!

– Юрий По­ли­кар­по­вич, вы на­пи­са­ли сти­хо­тво­ре­ние, ко­то­рое до сих пор вы­зы­ва­ет спо­ры: «От­дай­те Гам­ле­та сла­вя­нам». Про­сти­те за ба­наль­ность, что вы хо­те­ли ска­зать этим сти­хо­тво­ре­ни­ем?

– Во­прос Гам­ле­та «быть или не быть» счи­таю сла­вян­ским во­про­сом. Так же, как чи­с­то сла­вян­ские «рус­ские» во­про­сы «что де­лать» и «кто ви­но­ват». Все они сто­ят че­рез за­пя­тую в од­ном ря­ду.

– Ког­да с ма­лень­кой сво­ей до­чур­кой На­та­шей я подъ­ез­жал к Моск­ве, она не­о­жи­дан­но спро­си­ла: «Па­па, а в Моск­ве го­во­рят по-рус­ски?» Я от­шу­тил­ся, ска­зав, ког­да Ку­ту­зов вы­вел из Моск­вы рус­ских, так они боль­ше там и не по­яв­ля­лись… А как вы счи­та­е­те, в Моск­ве го­во­рят по-рус­ски?

– Я сам го­во­рю на ка­ком-то ва­ри­ан­те рус­ско­го-эс­пе­ран­то. Со­хра­ни­лись рус­ская ин­то­на­ция, ми­ми­ка, же­с­ты, ко­то­рые со­зда­ют не­кую труд­но­уло­ви­мую ат­мо­сфе­ру об­ще­ния. Один го­во­рит на ла­гер­ном жар­го­не, дру­гой на га­зет­ном язы­ке, тре­тий во­об­ще от кан­це­ляр­ско­го до аб­бре­ви­а­ту­ры НЛО – СССР – НКВД, кто-то об­ща­ет­ся ино­ст­ран­ны­ми бло­ка­ми кон­сен­сус-плю­ра­лизм, но, встре­ча­ясь, все по­ни­ма­ют друг дру­га. К со­жа­ле­нию, на бы­то­вом уров­не о ду­хов­ном об­ще­нии не мо­жет быть ни­ка­кой ре­чи!

– До­сто­ев­ский го­во­рил: быть рус­ским зна­чит быть пра­во­слав­ным. Про­изо­шёл ра­с­кол не толь­ко в стра­не, но и в церк­ви: Ка­та­комб­ная, За­ру­беж­ная враж­ду­ют с Мос­ков­ской Па­т­ри­ар­хи­ей. Под шу­мок, как па­у­ки, по всей стра­не рас­полз­лись аме­ри­кан­ские бап­ти­с­ты, со­би­рая на свои вы­ступ­ле­ния ста­ди­о­ны на­ших до­вер­чи­вых со­граж­дан. По­сте­пен­но пре­вра­щая Рос­сию в Ва­ви­лон, по­вы­ла­зи­ли все­воз­мож­ные буд­ди­с­ты, криш­на­и­ты… Поч­ти век ате­из­ма не про­шёл да­ром. Где же ду­шу спа­сать?

– В пра­во­слав­ный храм я хо­жу ред­ко – со­хра­нил пси­хо­ло­гию пра­во­слав­но­го че­ло­ве­ка. Ког­да ви­жу ста­руш­ку, кре­с­тя­щу­ю­ся на об­ра­за – чув­ст­вую, что это моя мать или ба­буш­ка; это моё род­ное... Ког­да ви­жу криш­на­и­та с вос­па­лён­ны­ми гла­за­ми, про­да­ю­ще­го ли­те­ра­ту­ру, мне так и хо­чет­ся ска­зать: «Изы­ди, са­та­на!» Я не мо­гу смо­т­реть в его мут­ные гла­за.

– Юрий По­ли­кар­по­вич, вам ча­с­то при­хо­дит­ся ез­дить по не­объ­ят­ной (по­ка ещё) на­шей Ро­ди­не. Не­дав­но вы с Ва­си­ли­ем Бе­ло­вым бы­ли в При­дне­с­т­ро­вье. Боль­шин­ст­во де­мо­кра­ти­че­с­ких га­зет лгут о во­ен­ных со­бы­ти­ях, про­ис­шед­ших в этом ре­ги­о­не. Вы там бы­ли, ви­де­ли, раз­го­ва­ри­ва­ли…

– Ти­ра­с­поль ос­но­вал ещё рус­ский пол­ко­во­дец Су­во­ров две­с­ти лет на­зад. По­ст­ро­ил здесь кре­пость... На­ст­рой лю­дей – сто­ять до кон­ца!

– И по­бе­дить! Го­во­ря сло­ва­ми клас­си­ка – рус­ский от по­бед не ус­та­ёт. Нам, де­тям сво­е­го вре­ме­ни, труд­но ос­та­вать­ся в сто­ро­не от по­ли­ти­ки се­го­дня. Сам Бог ве­лел. Пуш­кин, Лер­мон­тов, Тют­чев, Есе­нин, По­эзия и... по­ли­ти­ка. На­но­сит ли ущерб по­эзии по­ли­ти­че­с­кая те­ма?

– На­но­сит. Я по­шёл на боль­шое сни­же­ние, став пи­сать  пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кие сти­хи. Но сде­лал это со­зна­тель­но. По­ли­ти­ка де­ло се­рь­ёз­ное, но не на­столь­ко, как по­эзия…

– В ва­шей жиз­ни мно­го за­га­доч­но­го. Да­же рож­де­ние бы­ло пред­ска­за­но ас­т­ра­хан­ской га­дал­кой в 1917 го­ду – в год ве­ли­ких по­тря­се­ний…

– Че­ло­ве­че­с­кий по­эт со­сто­ит из двух по­лу­ша­рий: ле­вое от­ве­ча­ет за ло­ги­че­с­кое, ра­ци­о­наль­ное, пра­вое по­лу­ша­рие – центр ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва, во­об­ра­же­ния, ми­фо­ло­гии, ин­ту­и­ции. Мир «по­шёл» по ле­во­му, ло­ги­че­с­ко­му по­лу­ша­рию, встал, так ска­зать, на путь тех­ни­че­с­ко­го про­грес­са, пре­не­брёг пра­вым по­лу­ша­ри­ем. Лю­ди пре­вра­ща­ют­ся в му­тан­тов. И я, как по­эт, тре­во­жусь. Что я мо­гу ока­зать о бу­ду­щем? Чи­тай­те Еван­ге­лие, всё уже ска­за­но в «От­кро­ве­ни­ях» Ио­ан­на.


Беседу вёл Игорь ТЮЛЕНЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования