Архив : №06. 11.02.2011
От героя молнии к герою радуги
Владимиру Бондаренко – 65 лет
О значимости и знаковости фигуры Владимира Бондаренко для критического и, шире, – литературного процесса современности сказано много и справедливо. Лишним подтверждением тому служат и вышедшие только за последний десяток лет увесистые тома: «Дети 1937 года», «Трубадуры имперской России», «Поколение одиночек», «Трудно быть русским», «Живи опасно», «Серебряный век простонародья», «Пламенные реакционеры. Три лика русского патриотизма»… Каждая из этих книг добавляет новые штрихи к «портрету» русской словесности ХХ века, и делается это точно, мастерски, талантливо. Критика Бондаренко являет собой и обращение к устоявшимся «забронзовевшим» стереотипам восприятия классиков, к именам «проходным» в школьной, да порой и в вузовской программе, знакомым «без имени-отчества»; и открытие новых имён, порой вовсе неизвестных читателю, живущему в нынешней отлучаемой от литературы стране…
Правда, не все готовы принять и даже признать позицию критика, как, например, Евгений Ермолин, который в одной из книг Бондаренко видит только «характерный памятник современного культурного упадничества». Александр Разумихин, назвавший критика «вечным полемистом» (что стоит за данным определением? Позиция «вечного соглашателя»? Весьма достойно!).
Беспокоит творчество Владимира Бондаренко и тех, кто поименован им «либеральными критиками», как, например, Илья Кукулин, которого возмутило определение «лохотрон», данное современному премиально-литературному процессу.
Подобная реакция – тоже свидетельство того, что творчество Владимира Григорьевича – явление в литературном мире, а не средство, как у многих, увы, его оппонентов, – заполнить дежурной статьёй нишу в журнальной вёрстке.
Отличительной чертой критического стиля Бондаренко можно назвать то, что в его оценках-репликах место скрупулёзного, «по косточкам» разбора произведения занимает порой только яркая, подобная тонкой метафоре характеристика, брошенная словно вскользь, между прочим. Или всего одна деталь, незаметный «штришок», который определит и «цветовую палитру», и настрой создаваемого критического полотна. И стоит вдуматься: сколько за видимой лёгкостью стоит прочитанного и осмысленного, как, и это ещё более значимо, нужно владеть чутьём истинного, с большой буквы, критика, насколько глубоко понимать литературу, чтобы уметь «бросить» это вскользь, чтобы эту деталь распознать и осознать. Чтобы сказать о Михаиле Ворфоломееве, что он «застаёт мир врасплох»? Назвать «крестьянским шлемоносцем» Евгения Носова? «Последним олимпийцем» – Юрия Кузнецова? Статье об Анатолии Передрееве дать заглавие «Русская душа, зацепившаяся за корягу»? А в творчестве Веры Галактионовой увидеть, как она в каждом новом произведении «делает свой самый первый шаг, забывая о предыдущем»?
В своих книгах Бондаренко постоянно задумывается: что же ожидает нас дальше, – и стремится уловить в сегодняшней смуте едва намечающуюся тенденцию возрождения русского национального идеала. Он замечает её и в строках президентского послания, в появлении национально ориентированных политиков, в тенденции присуждения литературных премий, перечёркивающей «литературную моду на Евгения Гришковца и Дмитрия Быкова», в освещаемой телепрограммами презентации книги Александра Проханова. За всем этим видно другое – желание хоть по крупицам, но собрать всё то, что обозначается не определяемым даже компьютером словом «русскость».
Возможно, это предвидение утопично, но в его пользу говорит исследовательская чуткость Бондаренко. В литературе критик находит закольцованность русской истории. А разве это не есть повод для оптимизма?.. «…Мы должны сначала приобщиться Крестной скорби Христовой… а потом уже начать радоваться пасхальному Воскресению». Но, как утверждает сам Бондаренко, «имперскость не может быть бутафорской», имперскость – понятие качественное.
Творчество Бондаренко уже есть творчество осознающей себя новой имперской эпохи. Как говорит сам критик, в своих книгах он пишет о «героях молнии». Но и они, и он сам, к таковым относясь, будем верить, приближают то время, когда в воскресшей России наступит пора говорить о «героях радуги», «соборных героях радуги» народа, сменившего «россиянство» на русскость.
Наталья ФЕДЧЕНКО,
г. АРМАВИР
17 февраля в 18 часов 30 минут в Малом зале ЦДЛ состоится творческий вечер Владимира Бондаренко, а также презентация его новой книги «Русский вызов».