Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 11.02.2011

От героя молнии к герою радуги

 Владимиру Бондаренко – 65 лет

 

О зна­чи­мо­с­ти и зна­ко­во­с­ти фи­гу­ры Вла­ди­ми­ра Бон­да­рен­ко для кри­ти­че­с­ко­го и, ши­ре, – ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са со­вре­мен­но­с­ти ска­за­но мно­го и спра­вед­ли­во. Лиш­ним под­тверж­де­ни­ем то­му слу­жат и вы­шед­шие толь­ко за по­след­ний де­ся­ток лет уве­си­с­тые то­ма: «Де­ти 1937 го­да», «Тру­ба­ду­ры им­пер­ской Рос­сии», «По­ко­ле­ние оди­но­чек», «Труд­но быть рус­ским», «Жи­ви опас­но», «Се­ре­б­ря­ный век про­сто­на­ро­дья», «Пла­мен­ные ре­ак­ци­о­не­ры. Три ли­ка рус­ско­го па­т­ри­о­тиз­ма»… Каж­дая из этих книг до­бав­ля­ет но­вые штри­хи к «пор­т­ре­ту» рус­ской сло­вес­но­с­ти ХХ ве­ка, и де­ла­ет­ся это точ­но, ма­с­тер­ски, та­лант­ли­во. Кри­ти­ка Бон­да­рен­ко яв­ля­ет со­бой и об­ра­ще­ние к ус­то­яв­шим­ся «за­брон­зо­вев­шим» сте­рео­ти­пам вос­при­я­тия клас­си­ков, к име­нам «про­ход­ным» в школь­ной, да по­рой и в ву­зов­ской про­грам­ме, зна­ко­мым «без име­ни-от­че­ст­ва»; и от­кры­тие но­вых имён, по­рой во­все не­из­ве­ст­ных чи­та­те­лю, жи­ву­ще­му в ны­неш­ней от­лу­ча­е­мой от ли­те­ра­ту­ры стра­не…

Прав­да, не все го­то­вы при­нять и да­же при­знать по­зи­цию кри­ти­ка, как, на­при­мер, Ев­ге­ний Ер­мо­лин, ко­то­рый в од­ной из книг Бон­да­рен­ко ви­дит толь­ко «ха­рак­тер­ный па­мят­ник со­вре­мен­но­го куль­тур­но­го упад­ни­че­ст­ва». Алек­сандр Ра­зу­ми­хин, на­звав­ший кри­ти­ка «веч­ным по­ле­ми­с­том» (что сто­ит за дан­ным оп­ре­де­ле­ни­ем? По­зи­ция «веч­но­го со­гла­ша­те­ля»? Весь­ма до­стой­но!).

Бес­по­ко­ит твор­че­ст­во Вла­ди­ми­ра Бон­да­рен­ко и тех, кто по­име­но­ван им «ли­бе­раль­ны­ми кри­ти­ка­ми», как, на­при­мер, Илья Ку­ку­лин, ко­то­ро­го воз­му­ти­ло оп­ре­де­ле­ние «ло­хо­трон», дан­ное со­вре­мен­но­му пре­ми­аль­но-ли­те­ра­тур­но­му про­цес­су.

По­доб­ная ре­ак­ция – то­же сви­де­тель­ст­во то­го, что твор­че­ст­во Вла­ди­ми­ра Гри­го­рь­е­ви­ча – яв­ле­ние в ли­те­ра­тур­ном ми­ре, а не сред­ст­во, как у мно­гих, увы, его оп­по­нен­тов, – за­пол­нить де­жур­ной ста­ть­ёй ни­шу в жур­наль­ной вёр­ст­ке.

От­ли­чи­тель­ной чер­той кри­ти­че­с­ко­го сти­ля Бон­да­рен­ко мож­но на­звать то, что в его оцен­ках-реп­ли­ках ме­с­то скру­пу­лёз­но­го, «по ко­с­точ­кам» раз­бо­ра про­из­ве­де­ния за­ни­ма­ет по­рой толь­ко яр­кая, по­доб­ная тон­кой ме­та­фо­ре ха­рак­те­ри­с­ти­ка, бро­шен­ная слов­но вскользь, меж­ду про­чим. Или все­го од­на де­таль, не­за­мет­ный «штри­шок», ко­то­рый оп­ре­де­лит и «цве­то­вую па­ли­т­ру», и на­ст­рой со­зда­ва­е­мо­го кри­ти­че­с­ко­го по­лот­на. И сто­ит вду­мать­ся: сколь­ко за ви­ди­мой лёг­ко­с­тью сто­ит про­чи­тан­но­го и ос­мыс­лен­но­го, как, и это ещё бо­лее зна­чи­мо, нуж­но вла­деть чу­ть­ём ис­тин­но­го, с боль­шой бук­вы, кри­ти­ка, на­сколь­ко глу­бо­ко по­ни­мать ли­те­ра­ту­ру, что­бы уметь «бро­сить» это вскользь, что­бы эту де­таль рас­поз­нать и осо­знать. Что­бы ска­зать о Ми­ха­и­ле Вор­фо­ло­ме­е­ве, что он «за­ста­ёт мир врас­плох»? На­звать «кре­с­ть­ян­ским шле­мо­нос­цем» Ев­ге­ния Но­со­ва? «По­след­ним олим­пий­цем» – Юрия Куз­не­цо­ва? Ста­тье об Ана­то­лии Пе­ре­дре­е­ве дать за­гла­вие «Рус­ская ду­ша, за­це­пив­ша­я­ся за ко­ря­гу»? А в твор­че­ст­ве Ве­ры Га­лак­ти­о­но­вой уви­деть, как она в каж­дом но­вом про­из­ве­де­нии «де­ла­ет свой са­мый пер­вый шаг, за­бы­вая о пре­ды­ду­щем»?

В сво­их кни­гах Бон­да­рен­ко по­сто­ян­но за­ду­мы­ва­ет­ся: что же ожи­да­ет нас даль­ше, – и стре­мит­ся уло­вить в се­го­дняш­ней сму­те ед­ва на­ме­ча­ю­щу­ю­ся тен­ден­цию воз­рож­де­ния рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го иде­а­ла. Он за­ме­ча­ет её и в стро­ках пре­зи­дент­ско­го по­сла­ния, в по­яв­ле­нии на­ци­о­наль­но ори­ен­ти­ро­ван­ных по­ли­ти­ков, в тен­ден­ции при­суж­де­ния ли­те­ра­тур­ных пре­мий, пе­ре­чёр­ки­ва­ю­щей «ли­те­ра­тур­ную мо­ду на Ев­ге­ния Гриш­ков­ца и Дми­т­рия Бы­ко­ва», в ос­ве­ща­е­мой те­ле­про­грам­ма­ми пре­зен­та­ции кни­ги Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва. За всем этим вид­но дру­гое – же­ла­ние хоть по кру­пи­цам, но со­брать всё то, что обо­зна­ча­ет­ся не оп­ре­де­ля­е­мым да­же ком­пью­те­ром сло­вом «рус­скость».

Воз­мож­но, это пред­ви­де­ние уто­пич­но, но в его поль­зу го­во­рит ис­сле­до­ва­тель­ская чут­кость Бон­да­рен­ко. В ли­те­ра­ту­ре кри­тик на­хо­дит за­коль­цо­ван­ность рус­ской ис­то­рии. А раз­ве это не есть по­вод для оп­ти­миз­ма?.. «…Мы долж­ны сна­ча­ла при­об­щить­ся Кре­ст­ной скор­би Хри­с­то­вой… а по­том уже на­чать ра­до­вать­ся па­с­халь­но­му Вос­кре­се­нию». Но, как ут­верж­да­ет сам Бон­да­рен­ко, «им­пер­скость не мо­жет быть бу­та­фор­ской», им­пер­скость – по­ня­тие ка­че­ст­вен­ное.

Твор­че­ст­во Бон­да­рен­ко уже есть твор­че­ст­во осо­зна­ю­щей се­бя но­вой им­пер­ской эпо­хи. Как го­во­рит сам кри­тик, в сво­их кни­гах он пи­шет о «ге­ро­ях мол­нии». Но и они, и он сам, к та­ко­вым от­но­сясь, бу­дем ве­рить, при­бли­жа­ют то вре­мя, ког­да в вос­крес­шей Рос­сии на­сту­пит по­ра го­во­рить о «ге­ро­ях ра­ду­ги», «со­бор­ных ге­ро­ях ра­ду­ги» на­ро­да, сме­нив­ше­го «рос­си­ян­ст­во» на рус­скость.

 

На­та­лья ФЕД­ЧЕН­КО, 

г. АР­МА­ВИР

 

17 фе­в­ра­ля в 18 ча­сов 30 ми­нут в Ма­лом за­ле ЦДЛ со­сто­ит­ся твор­че­с­кий ве­чер Вла­ди­ми­ра Бон­да­рен­ко, а так­же пре­зен­та­ция его но­вой кни­ги «Рус­ский вы­зов».





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования