Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 18.02.2011

Режим – это люди

– «А ес­ли ока­жет­ся, что не он, не­уже­ли, зная это, я его по­са­жу?» – за­да­ёт­ся во­про­сом юный сле­до­ва­тель ми­ли­ции, ге­ро­и­ня ва­шей по­ве­с­ти «Све­точ­ка».

Да, лю­ди ос­та­ют­ся людь­ми, та­ки­ми, как есть на дан­ный мо­мент жиз­ни, да­же в том слу­чае, ес­ли по­сту­па­ют на служ­бу в ор­га­ны об­ще­ст­вен­но­го по­ряд­ка. Да, она уже «ра­бо­та­ет» сле­до­ва­те­лем, но она ещё мо­ло­да и, как это свой­ст­вен­но мо­ло­дё­жи, по­ка что не зна­ет се­бя, не пред­став­ля­ет, как по­сту­пит в том или ином кон­крет­ном слу­чае – не об­ла­да­ет ещё ус­то­яв­ши­ми­ся прин­ци­па­ми и не име­ет по­ка что твёр­дых убеж­де­ний.

«Ко­неч­но, по­са­жу, не­че­го им на сво­бо­де де­лать», – от­ве­ча­ет она тут са­мой се­бе, ни на ми­ну­ту не за­ду­мав­шись. А в кон­це по­ве­с­ти она не толь­ко не при­вле­ка­ет его, не­ви­нов­но­го по­до­зре­ва­е­мо­го, к уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти, а са­ма по­па­да­ет под стра­жу – и, ра­зу­ме­ет­ся, про­тив сво­ей во­ли... Как тут не вспом­нить сло­ва Ми­ти Ка­ра­ма­зо­ва: ка­кие толь­ко ужас­ные шту­ки не вы­де­лы­ва­ет с людь­ми ре­а­лизм!..

Соб­ст­вен­но, вся ва­ша по­весть, на мой взгляд, в ка­кой-то ме­ре и яв­ля­ет­ся ху­до­же­ст­вен­ным ис­сле­до­ва­ни­ем дан­но­го про­цес­са – граж­дан­ско­го ста­нов­ле­ния лич­но­с­ти. Это очень важ­ный мо­мент со­вре­мен­ной об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Тем бо­лее что у нас се­го­дня за­мет­но пре­об­ла­да­ние (и про­цве­та­ние!) не граж­дан, а их пол­ной про­ти­во­по­лож­но­с­ти – обы­ва­те­лей. Да­же в выс­ших эше­ло­нах об­ще­ст­ва – да­же, ска­жем, в сре­де хо­ро­шо из­ве­ст­ных всей стра­не жур­на­ли­с­тов вы­сту­пить с та­ким за­яв­ле­ни­ем, с ка­ким не так дав­но про­гре­мел Ле­о­нид Пар­фё­нов, – это уже не ря­до­вой, а ис­клю­чи­тель­ный, ред­кий, ге­ро­и­че­с­кий слу­чай.

Вы со­глас­ны, Ана­с­та­сия, что мо­ло­до­му го­су­дар­ст­вен­но­му слу­жа­ще­му сов­сем не про­сто со­сто­ять­ся че­ст­ным и не­под­куп­ным, ес­ли са­мой этой ие­рар­хи­че­с­кой си­с­те­ме, го­су­дар­ст­ву, сто­я­ще­му в ка­че­ст­ве осо­бо­го ме­ха­низ­ма над об­ще­ст­вом, про­сто не свой­ст­вен­на че­ст­ность и по­ря­доч­ность?

– Нет, не со­глас­на.

– Оп-па! Со­вер­шен­но не­о­жи­дан­ный от­вет. В га­зе­тах, на­при­мер, пи­шут: «про­рвать­ся во власть мож­но ча­ще все­го пу­тём ин­триг, под­ло­с­ти, от­ка­за от се­бя как че­ло­ве­ка». Вы не раз­де­ля­е­те дан­ную точ­ку зре­ния?

Анастасия ПОПОВА – открытие премии  «Дебют». В прошлом году издательство  «Водолей» выпустило в свет её первую  книжку прозы – «Политэкстрим».
Анастасия ПОПОВА – открытие премии
«Дебют». В прошлом году издательство
«Водолей» выпустило в свет её первую
книжку прозы – «Политэкстрим».

– Нет, не раз­де­ляю. Я не со­глас­на с тем, что го­су­дар­ст­вен­ная си­с­те­ма лю­бо­го пре­вра­тит в мон­ст­ра. Лю­ди в ос­нов­ной мас­се по­ря­доч­ные. Про­сто со­про­тив­лять­ся не­лег­ко в прин­ци­пе. Ес­ли те­бя кто-то тол­ка­ет на пре­ступ­ле­ние, это пре­ступ­ле­ние слож­но не со­вер­шить и слож­но со­вер­шить. Да и не толь­ко. Я са­ма ра­бо­та­ла в га­зе­те «Вла­ди­во­с­ток», ко­то­рую че­рез аф­фе­ли­ро­ван­ных лиц при­об­рёл мэр Вла­ди­во­с­то­ка Пуш­ка­рёв. Зар­пла­ту за­дер­жи­ва­ли по три ме­ся­ца, в ко­неч­ном ито­ге мэр ска­зал: «Мы здесь ра­бо­та­ем на Пу­ти­на. Ко­му не нра­вит­ся – ухо­ди­те». Я на сле­ду­ю­щий день объ­я­ви­ла об ухо­де. В раз­гар кри­зи­са. Уш­ла боль­шая часть жур­на­лист­ско­го со­ста­ва. Лю­ди, ко­то­рые ра­бо­та­ли в га­зе­те с мо­мен­та её ос­но­ва­ния. Мо­ло­дёжь уш­ла вся. Че­ло­век хо­чет быть по­ря­доч­ным. Это лег­ко. Это вы­год­но. Ес­ли че­ло­ве­ка на­чи­на­ют за­став­лять де­лать что-то для си­с­те­мы, тем бо­лее про­ти­во­прав­ное, он идёт на со­про­тив­ле­ние. Ра­но или по­зд­но. Это нор­маль­но. Про­сто что­бы не чув­ст­во­вать се­бя уни­жен­ным... «Све­точ­ка», соб­ст­вен­но, об этом.

– По­че­му же тог­да Пуш­ка­рёв не идёт на со­про­тив­ле­ние? По­че­му не чув­ст­ву­ет се­бя уни­жен­ным? По­смо­т­реть на его фэйс в те­ле­ви­зо­ре – сча­ст­ли­вей­ший, впол­не удов­ле­тво­рён­ный жиз­нью че­ло­век! У его пред­ше­ст­вен­ни­ков – по­пав­ше­го под суд Ко­пы­ло­ва и на­хо­дя­ще­го­ся се­го­дня в меж­ду­на­род­ном ро­зы­с­ке Ни­ко­ла­е­ва бы­ли точ­но та­кие же ли­ца...

– Я не люб­лю Пуш­ка­рё­ва. Мне он по­ка­зал­ся очень сла­бым че­ло­ве­ком. В от­ли­чие от Ни­ко­ла­е­ва. Кста­ти, сам Ни­ко­ла­ев, ког­да в от­но­ше­нии не­го как мэ­ра воз­буж­да­ли уго­лов­ное де­ло, от­кро­вен­ни­чал, что его вы­зва­ли в Моск­ву и пред­ло­жи­ли по­ки­нуть пост в об­мен на тёп­лое мос­ков­ское ме­с­то. Он от­ка­зал­ся. След­ст­вие мы все зна­ем. Я не го­во­рю, что он хо­ро­ший в от­ли­чие от Иго­ря Сер­ге­е­ви­ча. По мне, они все од­ним ми­ром ма­за­ны. Но у ко­го-то точ­ка ки­пе­ния вы­со­ка, а у ко­го-то – нет.

– Ну да, од­ним ми­ром ма­за­ны. Как в «Ре­ви­зо­ре» Го­го­ля...

– Я не про­во­ди­ла бы па­рал­ле­ли с «Ре­ви­зо­ром». Суть мо­е­го про­из­ве­де­ния – не по­каз ту­пой чи­нов­ни­чь­ей (пра­во­о­хра­ни­тель­ной) мас­сы, а де­мон­ст­ра­ция то­го, что че­ло­век не тварь дро­жа­щая, и ес­ли его за­гнать в угол, он спо­со­бен на са­мое от­ча­ян­ное со­про­тив­ле­ние. Бро­сая на кар­ту всё. Вы ду­ма­е­те, не­ре­аль­но? Но есть Ды­мов­ский, Пам­фи­ло­ва, Пар­фё­нов. Это толь­ко сей­час их ма­ло. Я уве­ре­на, со вре­ме­нем тан­дем­ный ре­жим до­пе­чёт всех. Мо­жет, че­рез год, мо­жет, че­рез три го­да...

– И что тог­да про­изой­дёт? Вме­с­то од­но­го тан­де­ма – дру­гой? Или – три­ум­ви­рат? Или вме­с­то пре­зи­ден­та Бо­на­пар­та – им­пе­ра­тор Бо­на­парт, как это слу­чи­лось в своё вре­мя во Фран­ции?.. Я-то речь ве­ду не о лю­дях, а о ме­ха­низ­ме, сто­я­щем над об­ще­ст­вом и пре­вра­ща­ю­щем вся­ко­го, кто по­па­дёт на долж­ность, нет, не в ту­пых – при чём здесь ту­пость? – а в ото­рван­ных от об­ще­ст­ва, жи­ву­щих уже сво­и­ми соб­ст­вен­ны­ми обо­соб­лен­ны­ми ин­те­ре­са­ми, лю­дей – лю­дей, всё бо­лее и бо­лее от­чуж­да­ю­щих­ся от ос­нов­ной об­ще­ст­вен­ной мас­сы. Я-то речь ве­ду о том, что кто бы ни под­ви­зал­ся на по­при­ще го­су­дар­ст­вен­ной служ­бы, кто бы ни со­вал­ся на долж­ность в этот ие­рар­хи­че­с­кий ме­ха­низм, вся­ко­му – да хоть вам или мне, без раз­ни­цы, – не так-то про­сто бы­ло бы ос­та­вать­ся че­ст­ным и не­под­куп­ным, ибо са­мо­му го­су­дар­ст­ву как ору­дию по­дав­ле­ния боль­шей ча­с­ти об­ще­ст­ва её мень­шей ча­с­тью про­сто не свой­ст­вен­на по­ря­доч­ность... Или вы счи­та­е­те, что вот ес­ли пре­зи­ден­том бы­ли бы вы, то ваш ре­жим ни­ко­го не до­пёк бы?

– Ре­жим – это лю­ди. Каж­дый че­ло­век в от­дель­но­с­ти. За­меть­те, в «Све­точ­ке» по­че­му всё так по­роч­но? По­то­му что вы­со­ко­по­с­тав­лен­ный ге­не­рал Се­рё­жин за­ни­ма­ет­ся кон­тра­бан­дой, ко­то­рую дру­гие ге­рои за пре­ступ­ле­ние не счи­та­ют. И для то­го, что­бы его не по­са­ди­ли за эту кон­тра­бан­ду, тол­ка­ет на пре­ступ­ле­ния аб­со­лют­но всех и сам их со­вер­ша­ет в очень боль­шом ко­ли­че­ст­ве.

Я не счи­таю аб­со­лют­но все ре­жи­мы пре­ступ­ны­ми и на­прав­лен­ны­ми на по­дав­ле­ние лю­дей. Ес­ли бы это бы­ло так, вся ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва бы­ла бы од­ним боль­шим пре­ступ­ле­ни­ем. Я про­тив по­сто­ян­ной борь­бы со все­ми под­ряд. По мне, бо­роть­ся на­до не про­тив че­го-то, а за что-то.

В на­ча­ле тек­с­та Све­точ­ка бе­рёт взят­ки, во­ло­ки­тит чьи-то де­ла. И я как ав­тор это не осуж­даю, по­то­му что это адек­ват­но. Так же адек­ват­но, как, на­при­мер, по­лу­чать зар­пла­ту в кон­вер­тах.

Со­глас­на ли я, что все власть иму­щие (мэ­ры, гу­бер­на­то­ры, пре­зи­ден­ты) во­ру­ют и раз­ба­за­ри­ва­ют ка­зён­ное до­б­ро? Да, со­глас­на. Со­глас­на ли я с тем, что все во­ру­ю­щие мэ­ры, гу­бер­на­то­ры, пре­зи­ден­ты уг­ро­жа­ют мо­им пра­вам и со­зда­ют ус­ло­вия, в ко­то­рых мне, как граж­да­ни­ну, не­воз­мож­но ос­тать­ся по­ря­доч­ным? Нет, не со­глас­на. Во-пер­вых, я есть я. Я во­ро­вать не со­би­ра­юсь. И пе­ре­сту­пать че­рез се­бя не со­би­ра­юсь. Во-вто­рых, пре­зи­дент пре­зи­ден­ту и мэр мэ­ру – рознь. Про од­но­го мож­но спо­кой­но тра­вить анек­до­ты по те­ле­ви­зо­ру. Дру­гой счи­та­ет, что на не­го все долж­ны ра­бо­тать. Вто­рой опас­нее, да­же ес­ли во­ру­ет мень­ше (да­же, ес­ли не во­ру­ет во­об­ще, во что я не ве­рю). И его на­до ста­вить на ме­с­то.

Ска­же­те, лю­дей от­прав­лял в ла­ге­ря, рас­ст­ре­ли­вал, пи­сал до­но­сы Ста­лин? Нет, это де­ла­ли лю­ди, ко­то­рые счи­та­ли, что не­воз­мож­но ос­тать­ся по­ря­доч­ным. Это де­ла­ли лю­ди, ко­то­рые не смог­ли по­сту­пить так, как Све­точ­ка. Я на­де­юсь, что сей­час лю­ди не та­кие.

– Что вам по­ка не уда­ёт­ся?

– У ме­ня иной раз пло­хо вы­хо­дит круп­ная про­за.

– А в чём про­бле­ма?

– В том, что слож­но про­та­щить жё­ст­кий сю­жет и идею че­рез боль­шое про­из­ве­де­ние, не рас­пле­с­кав.

– Пи­са­тель­ст­во для вас – это ка­тор­га или на­слаж­де­ние?

– На­слаж­де­ние. Я этим всю жизнь за­ни­ма­юсь и не мыс­лю се­бя без твор­че­ст­ва.

– Всю жизнь?!.. Да вы ещё не жи­ли. Это всплы­ли в па­мя­ти сти­хи Вы­соц­ко­го:

 

Нам бу­дут дол­го пред­ла­гать

не про­га­дать:

«Ах, – ска­жут, что вы!

Вы ещё не жи­ли!

Вам на­до толь­ко-толь­ко

на­чи­нать!..» –

Ну а по­том пред­ло­жат:

или – или...

Че­ло­век все­гда пе­ред вы­бо­ром. Но это так, к сло­ву. Наш при­мор­ский про­за­ик Дми­т­рий Стар­цев – слы­ша­ли о та­ком? чи­та­ли? – на мой во­прос: «Что по­со­ве­ту­е­те на­чи­на­ю­щим ли­те­ра­то­рам?» от­ве­тил: «По­ле­чить­ся в дур­до­ме! Вы­ле­чить­ся и ни­ког­да не за­во­дить шаш­ни с Му­зой, ес­ли хо­ти­те жить нор­маль­ной жиз­нью». Вы, ко­неч­но, не при­ме­те та­кой со­вет?.. Во­об­ще, как слу­чи­лось, что вы сту­пи­ли на сте­зю ли­те­ра­тур­но­го твор­че­ст­ва?

– В семь лет я уз­на­ла, что есть та­кой очень ува­жа­е­мый дядь­ка Алек­сандр Пуш­кин. По­чи­та­ла его сти­хи, они ме­ня не впе­чат­ли­ли, ре­ши­ла, что на­пи­шу луч­ше. А о вся­ких «пи­са­тель­ских му­ках» ска­жу – это чушь со­ба­чья. Пи­сать при­ят­но. Не­при­ят­но, ког­да те­бя кри­ти­ку­ют, не­при­ят­но ис­кать день­ги на книж­ку, не­при­ят­но, ког­да пи­са­ла-пи­са­ла, про­чла – та­кая хрень. А са­мо по се­бе пи­сать – при­ят­но.

– Ка­кие но­вые за­мыс­лы ро­ят­ся в ва­шей го­ло­ве (ду­ше или серд­це)?

– Я сей­час пи­шу ро­ман «...И мы по­ш­ли по об­ла­кам». Он о том, как в од­ном го­род­ке гли­ня­ные лю­ди мог­ли хо­дить по об­ла­кам, по­том они ста­ли скла­ды­вать­ся в ги­д­ру и по­те­ря­ли эту воз­мож­ность. Глав­ная ге­ро­и­ня от­ка­за­лась вой­ти в ги­д­ру, по­то­му что бо­я­лась ут­ра­тить эту спо­соб­ность. Тог­да ги­д­ра за­ста­ви­ла её прой­ти че­рез огонь. Ге­ро­и­ня про­шла, за­твер­де­ла и рас­сы­па­лась. В ги­д­ре воз­ник­ло бро­же­ние, она са­ма ре­ши­ла пой­ти по об­ла­кам, но у неё ни­че­го не по­лу­чи­лось – она раз­ле­те­лась на мил­ли­он по­ко­рё­жен­ных че­ло­веч­ков. Один из них был лю­би­мым глав­ной ге­ро­и­ни, при­шёл к ней, скле­ил её, и они по­ш­ли по об­ла­кам.

– А что та­кое «ги­д­ра»? Что зна­чит «скла­ды­вать­ся в ги­д­ру»?

– Там, в про­из­ве­де­нии, пла­с­ти­ли­но­вые лю­ди ста­ли при­ли­пать друг к дру­гу и сло­жи­лись в од­ну боль­шую ги­д­ру – жи­вот­ное, ко­то­рое по­жи­ра­ет всех, в том чис­ле и се­бя.

– Кто ваш лю­би­мый пи­са­тель? Что се­го­дня чи­та­е­те?

– Па­у­ло Ко­э­льо. Но он при­ел­ся. Лю­би­мое про­из­ве­де­ние – Аги­нал­ду Сил­ву «Неж­ный яд» (бра­зиль­ский се­ри­ал с офи­ген­ной дра­ма­тур­ги­ей). На днях чи­та­ла «Кэ­жу­ал» Роб­ски, но мне не по­нра­ви­лось. На мой вкус уго­дить слож­но – клас­си­ка не­со­вре­мен­на, а то, что со­вре­мен­но, да­ле­ко по ка­че­ст­ву от клас­си­ки.


Беседу вёл Александр ТУРЧИН,
г. ВЛАДИВОСТОК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования