Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 18.02.2011

Творчество – невротичная сублимация эротоманов

ДИ­А­ЛОГ  КАМЧАТ­СКИХ  СТО­РО­ЖЕЙ

Ва­си­лий Ши­ря­ев: Итак, Де­нис Ана­то­лич, под­во­дим ито­ги лит­го­да.

Де­нис Пи­ку­лин: А чё там под­во­дить, и так всё по­нят­но.

В.Ш.: Ну и чё те­бе по­нят­но?

Денис ПИКУЛИН
Денис ПИКУЛИН

Д.П.: Да чё, Пле­ве со Сра­ке­ным ру­лят. Всё ос­таль­ное со­сёт. Тут тан­дем ти­по Мед­ве­дев–Тол­стой, Пу­тин–До­сто­ев­ский – дань, так ска­зать ста­ри­не. А име­на ос­таль­ных пи­са­те­лей зна­ют толь­ко кри­ти­ки, со­став­ля­ю­щие спи­с­ки по­ми­нан­тов.

В.Ш.: Ты име­ешь в ви­ду?..

Д.П.: Ага.

В.Ш.: Я те­бя по­нял. Что ты мо­жешь ска­зать кон­крет­но по Бу­ке­ру?

Д.П.: Ну что Бу­кер, ну… всё по­нят­но. Вы­ход кни­ги дав­но не со­бы­тие, так? За­прет кни­ги – бо­лее зна­чи­мый факт в её су­ще­ст­во­ва­нии, чем по­яв­ле­ние.

В.Ш.: Так.

Д.П.: А пре­мия – со­бы­тие. Пре­мия – это и есть ли­те­ра­ту­ра, а книж­ки, ко­то­рые в неё вхо­дят – это так, стёр­ший­ся iерог­лиф. Их мож­но, в об­щем-то, не чи­тать. Глав­ное, чтоб пре­мия рва­ну­ла. По­след­не­го Бу­ке­ра кто по­лу­чил? Афе­д­рон. Пре­мию да­ли по су­ти за од­но сло­во – вот где про­рыв. Раз­рыв шаб­ло­на. Это как у нас в Кам­чат­ском те­а­т­ре с «Зо­луш­кой» по­лу­чи­лось. То есть, ну Зо­луш­ка и Зо­луш­ка. Что Кам­чат­ке Зо­луш­ка? А тут так хо­ро­шо по­шу­ти­ли с пе­ре­во­дом по­ясов.

В.Ш.: Ты хо­чешь ска­зать, что всё идёт по пла­ну?

Д.П.: Да, всё идёт по пла­ну. Чем ху­же – тем луч­ше. При­кинь, сколь­ко лю­дей из-за Ко­ля­ди­ной вспом­ни­ло за ао­рист и про­чую ап­па­ра­ту­ру?..

В.Ш.: Из­ряд­но.

Д.П.: По­это­му на­до не кни­ги пи­сать, а пре­мии со­зда­вать. На­до из­ну­т­ри си­с­те­мы ид­ти к це­ли и од­но­вре­мен­но сна­ру­жи…

В.Ш.: А по­том под свои же пре­мии пи­сать кни­ги.

Д.П.: Точ­но. Кста­ти, я пе­ре­смо­т­рел свой взгляд на за­каз­ную ли­те­ра­ту­ру, ну ты по­нял.

В.Ш.: Угу.

Д.П.: По­ни­ма­ешь, чу­вак пи­шет что-то, не дай Бог, что­бы не ус­мо­т­ре­ли за­каз. А это и есть за­каз.

В.Ш.: А кто ус­мо­т­рит?.. Кто смо­т­ря­щий?

Д.П.: Ну, мы или они.

В.Ш.: Ага, мы-они.

Д.П.: Да, мы, они, ка­кая раз­ни­ца.

Василий ШИРЯЕВ
Василий ШИРЯЕВ

В.Ш.: Пусть луч­ше пи­са­тель ра­бо­та­ет на внят­ный за­каз. Ты, кста­ти, ма­том не ру­гай­ся, вы­ре­жут.

Д.П.: Чёрт с ним. Пи­са­ли же рань­ше в книж­ках по­свя­ще­ния на де­сять стра­ниц. Гра­фу там, гер­цо­гу та­ко­му-то. Сей­час мож­но не юлить, пи­сать в ан­но­та­ции: книж­ка на­пи­са­на на та­кую-то те­му, за­каз №. Ли­цен­зия та­кая-то. Про­сто ес­ли чу­вак пи­шет яко­бы без за­ка­за, ориен­ти­ру­ясь на по­полз­но­ве­ния «нас-их», «верх­ним чу­ть­ём», вы­хо­дит ещё хре­но­вей.

В.Ш.: Ты пра­виль­но те­му под­нял. Я дав­но всем го­во­рю, что ли­те­ра­ту­ра – это бо­лезнь язы­ка. У чу­ва­ков двой­ные ви­лы вы­хо­дят: во-пер­вых, они за­блуж­да­ют­ся, что всё мож­но опи­сать че­ло­ве­че­с­ким язы­ком, во-вто­рых, они за­блуж­да­ют­ся, что всё мож­но опи­сать точ­но.

Д.П.: Ну я в кур­се тво­их идей по язы­ку.

В.Ш.: Уже лет пять­сот ру­лят ис­кус­ст­вен­ные, фор­маль­ные язы­ки. Ес­те­ст­вен­ные язы­ки, лю­бые, – это ка­мен­ный век, пе­ри­фе­рия. Они по-лю­бо­му опи­сы­ва­ют хре­но­во и не­точ­но очень не­боль­шой фраг­мент ре­аль­но­с­ти. Ка­кие ещё во­про­сы мо­гут быть к ли­те­ра­ту­ре?..

Д.П.: Это ти­па ри­то­ри­че­с­кий во­прос?..

В.Ш.: А ты в кур­се, кто от­ве­ча­ет ри­то­ри­че­с­ким во­про­сом на ри­то­ри­че­с­кий во­прос?..

Д.П.: За ри­то­ри­че­с­кий во­прос во­об­ще ни­кто не от­ве­ча­ет.

В.Ш.: Ну за ри­то­ри­ку. (Па­у­за.) Так на чём я ос­та­но­вил­ся?.. По­ни­ма­ешь, по­след­нее при­бе­жи­ще ли­те­ра­ту­ры – это та­кой Ака­кий Ака­ки­е­вич с за­про­са­ми ти­па «Ду­шу мою уга­дай!»

Д.П.: Ну да, чи­та­тель ти­па хо­чет, чтоб в книж­ке бы­ло на­пи­са­но про не­го, про жизнь, про «что де­лать?», и что­бы до­ступ­но. Та­кой са­мо­учи­тель жиз­ни.

В.Ш.: Во-во, ти­па пи­са­тель – это врач, ад­во­кат и пси­хо­ана­ли­тик в од­ном фла­ко­не по­де­шев­ле. Толь­ко врач, ад­во­кат и пси­хо­ана­ли­тик – это до­ро­го. Да у нас и нет нор­маль­ных-то – баб­ки толь­ко де­рут.

Д.П.: Ещё свя­щен­ник и за­го­вор­щик для ком­плек­та, зу­бы за­го­ва­ри­вать. То есть, ес­ли б ад­во­ка­ты и пси­хо­ана­ли­ти­ки бы­ли дё­ше­вы, все во­про­сы к ин­же­не­рам чел. душ от­па­ли са­ми со­бой, ты это хо­чешь ска­зать?..

В.Ш.: Да. «И все по­ш­ли до­мой». То есть ки­но сни­мать.

Д.П.: Во­об­ще, я те ска­жу, пись­мо во­об­ще па­то­ло­гия. Да во­об­ще лю­бое твор­че­ст­во – не­вро­тич­ная суб­ли­ма­ция эро­то­ма­нов и по­тен­ци­аль­ных са­мо­убийц. Я вот не пи­шу, по­то­му си­жу и с то­бой адек­ват­но ба­за­рю, как нор­маль­ный па­цан, так?

В.Ш.: Ты на что на­ме­ка­ешь?

Д.П.: Да по­го­ди, я сей­час не про те­бя. Мы ж гло­ба­лим без подъ...бок. Тьфу, сбил. Ну. Это мой ста­кан? То есть, я что хо­чу ска­зать-то… а, ну да. Ну все ведь зна­ют, что лю­бые как­бе твор­че­с­кие лю­ди – это по су­ти пси­хи, с раз­ным ус­пе­хом при­тво­ря­ю­щи­е­ся нор­маль­ны­ми. Но сле­ду­ю­щий вы­вод-то из это­го ка­кой?

В.Ш.: А ка­кой из это­го мо­жет быть вы­вод, кро­ме как?..

Д.П.: Ко­ро­че, вы­вод та­кой, что бли­же всех к воз­вы­шен­ной идее ис­кус­ст­ва – гра­фо­ма­ны и про­чие са­мо­ду­ры. Они ведь всё бес­ко­ры­ст­но, из люб­ви к фе­но­ме­ну кре­а­ти­вят, не за баб­ки там, сла­ву, ус­пех у баб… Хо­тя по сте­рео­ти­пу меч­та­ют об этом – ти­по так по­ло­же­но, но дви­га­тель у них ре­аль­но дру­гой. Они ведь бук­валь­но пы­та­ют­ся кло­ни­ро­вать ка­нон, тем са­мым как бы об­на­жа­ют его, но за­то бли­же к прав­де под­хо­дят. По­треб­лять та­кие куль­тур­ные про­дук­ты, прав­да, ге­мор­рой, но по су­ти на­до тре­ни­ро­вать­ся и изу­чать.

В.Ш.: Ну ты за­гнул, ё-маё. А при­ме­ры есть?

Д.П.: Ну про ли­те­ра­ту­ру за­мол­чу, а вот за ки­но па­жа­лу­с­та. Вот я те ска­жу, что Ми­хал­ков сей­час ге­ни­аль­но сни­ма­ет. Вот его УС-2 не­ре­аль­ный ше­девр. Смо­т­реть не­воз­мож­но, но ки­но вос­хи­ти­тель­но. Хо­тя все ру­га­ют и плю­ют­ся, но это го­раз­до луч­ше, чем всё, что он там рань­ше сни­мал. У не­го как кры­ша на поч­ве мес­си­ан­ст­ва отъ­е­ха­ла, так сра­зу ге­ни­ем стал. А то, что рань­ше бы­ло, это так, про­фес­си­о­наль­ные штуч­ки. Что ты со сво­ей сто­ро­ны мо­жешь ска­зать за «Ов­сян­ки»?

В.Ш.: Ну что, это ки­но пра­виль­но бы­ло на­звать «Ов­сян­ки, сэр». Это та­кой шот­ланд­ский юмор, ко­то­рые при­ка­лы­ва­ют­ся над ту­пы­ми сак­са­ми. Два ге­роя эти – это Шер­лок Холмс, а фо­то­граф – это Ват­сон. Лю­бое ки­но фаль­си­фи­ци­ро­ва­но – это ак­си­о­ма, так?..

Д.П.: Ну.

В.Ш.: То есть на са­мом де­ле это ис­то­рия о том, как два му­жи­ка уби­ли ба­бу, и кон­цы в во­ду. То­по­ри­ща эти ду­рац­кие по­ку­па­ют, че­рен­ки для ло­пат. А вся эта ахи­нея про ме­рю – это их соб­ст­вен­ная кон­фа­бу­ля­ция, ну, ты по­нял…

Д.П.: Ну по­про­с­ту вра­ньё, ми­фо­ма­ния, да...

В.Ш.: Да, сло­во та­кое. Ну и они зад­ним чис­лом на­вра­ли три ко­ро­ба всей этой ми­фо­ло­гии. Под пред­ло­гом, что­бы ба­бу из­на­си­ло­вать и труп унич­то­жить. Че­рен­ком ло­па­ты. Чи­с­той во­ды кри­ми­нал, толь­ко на фе­с­ти­валь­ный ма­нер, чтоб ти­по кра­си­во. Раз­вод шиб­ко ум­ных ло­хов на вздо­хи. И ведь спе­ци­аль­но нуд­но под арт-ха­ус сня­ли – сра­зу ведь и не за­по­доз­ришь, ти­по ки­но­по­э­ти­ка, язык, де­с­кать, та­кой. А вот как он ба­бу вод­кой про­тёр пе­ред упо­треб­ле­ни­ем, так у ме­ня как пе­ле­на с глаз и ка­тар­сис.

Д.П.: Ти­по «не до­ста­вай­ся же ты ни­ко­му»?..

В.Ш.: Да это не важ­но. «И за борт её бро­са­ет». Ну, не по­де­ли­ли, пред­по­ло­жим, да.

Д.П.: А у Холм­са с Ват­со­ном, кста­ти, с ба­ба­ми бы­ло хре­но­ва­то. Там мис­сис Хад­сон, Ирэн Ад­лер.

В.Ш.: Ну тем луч­ше, ещё два мо­ти­ва плюс на­мёк на лон­дон­ских си­дель­цев. По­смо­т­ри на эти ли­ца, на этих ак­тё­ров! Это ж ти­пич­ные сак­сон­ские ря­хи, в ан­г­лий­ских ко­с­тю­мах, с юмо­ром. Юмор – это, кста­ти, «мо­к­ру­ха» по-ла­ты­ни.

Д.П.: Ну?

В.Ш.: Ну. По­том же все смо­т­ре­ли «Шер­ло­ка Холм­са». Ват­сон в Аф­га­не во­е­вал, зна­чит, во­ен­ный пре­ступ­ник. Холмс – нар­ко­ман, зна­чит, драг-ди­лер. А где он брал дурь?.. Ра­зу­ме­ет­ся, у Ват­со­на. А Ват­сон где брал?.. А у Ват­со­на был тра­фик с Аф­га­на. Это же эле­мен­тар­но! Кон­фликт с про­фес­со­ром Мо­ри­ар­ти – ти­пич­ная раз­бор­ка двух ОПГ. Ну вот в «Ов­сян­ках» это всё по­ка­за­но от­кры­тым тек­с­том.

(Смех, не­пе­чат­ные ру­га­тель­ст­ва.)

В.Ш.: По­том, все же в кур­се, что это ки­но экс­порт­ное. То есть это ки­но ти­па «мы сде­ла­ем вид, что мы ве­рим, что вы нам по­ве­ри­ли, что мы ве­рим в то, что вы по­ве­ри­те в то, что мы вам по­ка­за­ли». Чо я ска­зал-то!

Д.П.: Ага, «кто ж на Плю­ке прав­ду ду­ма­ет».

В.Ш.: Оно са­мое. Вооб­ще рус­ское ки­но очень про­сто сни­мать. Рус­ское ки­но – это ги­б­рид ико­ны и анек­до­та. Зна­ешь, ико­на с жи­ти­ем?.. В цен­т­ре лик, а во­круг кар­ти­нок штук 20 – жи­тие. Вот рус­ское ки­но и скла­ды­ва­ет­ся из этих жи­тий­ных длин­ных пла­нов ми­нут по пять, и лик па­ру раз мель­ка­ет. Вот и вся лю­бовь.

Д.П.: По­мнишь, как про­то­по­па Ав­ва­ку­ма п...зди­ли при­хо­жа­не, за то что он им служ­бу дол­го чи­тал, на два ча­са? Всем же не­ког­да. То же с ки­ном.

В.Ш.: Я и го­во­рю, на­ше ки­но на­до на по­ли­экра­не да­вать, как это уме­ли де­лать на Моск­ве при Ав­ва­ку­ме. Они же служ­бу чи­та­ли сра­зу все­ми ку­с­ка­ми, по-бы­с­т­ро­му. И ки­но на­до по­ка­зы­вать на по­ли­экра­не все­ми ку­с­ка­ми. В ка­че­ст­ве сю­же­та бе­рёт­ся лю­бой анек­дот…

Д.П.: Рань­ше из ки­на анек­до­ты со­чи­ня­ли. Штир­лиц там, Шер­лок Холмс тот же.

В.Ш.: Дык пра­виль­но. А сей­час на­обо­рот, анек­до­ты ста­ли эк­ра­ни­зи­ро­вать. Кон­вер­сия. Бе­рёшь лю­бой анек­дот, на­при­мер, «Ва­си­лий Ива­ныч, бе­ло­го при­вез­ли!» «Сколь­ко ящи­ков?» И тя­нешь его на два ча­са. Час пусть те­ле­ги ве­зут что-то та­кое, при­кры­тое ро­гож­кой. Ну и ки­но то­же всё при­кры­то ро­гож­кой. А кру­гом степь, Азия-с. На 40 ми­ну­те подъ­ез­жа­ют они к ка­кой-то ха­лу­пе. И Петь­ка (но мы не зна­ем, что это Петь­ка) го­во­рит: «Ва­си­лий Ива­ныч, бе­ло­го при­вез­ли!» И Ва­си­лий Ива­ныч шу­тит (по­то­му что он за­ра­нее зна­ет, что о нём бу­дут рас­ска­зы­вать анек­до­ты): «Сколь­ко ящи­ков?»

(Смех. Гряз­ные не­пе­чат­ные ру­га­тель­ст­ва.)

В.Ш.: По­том ми­нут на 10 бес­пред­мет­ный раз­го­вор с язы­ком о жиз­ни. Его по-бы­с­т­ро­му рас­ст­ре­ли­ва­ют. Ва­си­лий Иванч с Петь­кой и Ан­кой бы­с­т­ро вы­пи­ва­ют всю бе­лую. По­том ха­ту спа­лить. Всё как у лю­дей.

Д.П.: Хо­ро­шее ки­но, кста­ти, по­лу­чи­лось бы. Ска­жи те­перь ты за ли­те­ра­ту­ру.

В.Ш.: Дми­т­рий Да­ни­лов. Осо­бен­но нра­вит­ся то, как он го­нит гу­сей имен­но. По­том со­ав­тор­ст­во Алё­на Чур­ба­но­ва и Ев­ге­ний Ни­ки­тин.

Д.П.: Ты мне ски­ды­вал.

В.Ш.: Ты по­ни­ма­ешь, со­ав­тор­ст­во во­об­ще ве­ли­кая вещь. Ты за­меть, они пи­шут вдво­ём, но ко­рот­ко.

Д.П.: Ну.

В.Ш.: Я по­нял. По идее, ког­да пи­шут двое или бо­лее, то долж­ны вы­да­вать боль­ше. В еди­ни­цу вре­ме­ни. А тут по­лу­ча­ет­ся на­обо­рот. По­лу­ча­ет­ся, что­бы обо­юд­но по­до­гнать стиль, при­хо­дит­ся уда­лять в ге­о­ме­т­ри­че­с­кой про­грес­сии. Ну, ты по­нял…

Д.П.: Ага. И твор­че­с­кое ши­зо не на­до ими­ти­ро­вать. Од­на го­ло­ва хо­ро­шо, две луч­ше.

В.Ш.: Один при­ду­ма­ет од­но, дру­гой дру­гое – и путь от­крыт к ус­пе­хам, как го­во­рил Швейк.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования