Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 18.02.2011

Покаяние под крики птиц

 Что такое наша теперешняя жизнь, каково её фиксирование, преломление, отражение (не исключено, и искажение) в нашей литературе? Вопросы не из лёгких, скорее, из категории вечных, больных, а судя по подборкам литературных журналов-толстяков, ещё и весьма животрепещущих.

В начале стоит оговориться: в этом обзоре мною не рассмотрены стихи и рассказы, повествующие о вечном, поэтическом, прекрасном, ибо эти тексты – совсем другая история и тема для иного разговора…

 Первый но­мер «Ура­ла» (креп­ко на­чав­ше­го этот год) по­ра­до­вал ста­ть­ёй кам­чат­ско­го кри­ти­ка Ва­си­лия Ши­ря­е­ва «1001 нож в спи­ну но­во­го ре­а­лиз­ма». Впро­чем, речь шла не столь­ко о но­вом и не столь­ко ре­а­лиз­ме, сколь­ко о спо­со­бе ото­б­ра­же­ния и пе­ре­да­чи дей­ст­ви­тель­но­с­ти в ус­лов­ном фор­ма­те про­из­ве­де­ния. При­мер­но об этом же не­ког­да го­ва­ри­вал Ум­бер­то Эко в сво­ей книж­ке «Шесть про­гу­лок в ли­те­ра­тур­ных ле­сах», ког­да рас­суж­дал о на­сло­е­нии то­чек ви­де­ния по­ве­ст­во­ва­те­ля, рас­сказ­чи­ка и ге­роя, по­до­зре­вая за все­ми не­ко­е­го все­ве­ду­ще­го, в тек­с­те фак­ти­че­с­ки не про­яв­ля­ю­ще­го­ся ав­то­ра. Хо­тя Эко ни про ка­кой но­вый ре­а­лизм и не по­мы­ш­лял, у не­го тог­да дру­гие эс­те­ти­че­с­кие фиш­ки бы­ли.

Ши­ря­ев же рос­сказ­ням о точ­ном ко­пи­ро­ва­нии в ис­кус­ст­ве не ве­рит. И ре­а­лизм в его по­ни­ма­нии не есть до­ку­мен­таль­ное пе­ре­не­се­ние жиз­ни на бу­ма­гу или ки­но­экран. Мол, «кто был при этом? Ни­кто не был. Кто зна­ет? Ни­кто не зна­ет. А ес­ли кто-то и зна­ет, то он мак­си­маль­но за­ин­те­ре­со­ван, что­бы ни­кто ни­че­го не уз­нал». По­то­му в тек­с­те все­гда при­сут­ст­ву­ет все­ви­дя­щее око, да про­ек­ти­ру­ет­ся Все­лен­ная, со­сто­я­щая из бе­сов-ча­с­тиц.

Что, ду­ма­ет­ся, от­ча­с­ти вер­но. По­след­ний рас­сказ про­за­и­ка (и при­вер­жен­ца но­во­го ре­а­лиз­ма) Ро­ма­на Сен­чи­на «Пусть этот ве­чер не ос­та­нет­ся…», опуб­ли­ко­ван­ный в ян­вар­ской книж­ке «Друж­бы на­ро­дов», то­му яв­ное до­ка­за­тель­ст­во и од­но­вре­мен­ное оп­ро­вер­же­ние. С од­ной сто­ро­ны, Сен­чин очень точ­но пе­ре­да­ёт жен­скую, со­ци­аль­ную пси­хо­ло­гию оди­но­кой де­вуш­ки, ко­то­рой без пя­ти ми­нут стук­нет трид­цать. Жизнь её, в об­щем-то, не сло­жи­лась и, от­кро­вен­но го­во­ря, вряд ли сло­жит­ся. Тор­гу­ет кол­ба­са­ми в ларь­ке, ни­где не бы­ва­ла, ро­ди­те­ли умер­ли, му­жа нет, по­дру­га – и та раз­дра­жа­ет. Ни осо­бых ус­т­рем­ле­ний, ни меч­та­ний. С ра­бо­ты – до­мой, из до­ма – на ра­бо­ту. Пе­ред сном те­ле­ви­зор – вот и весь до­суг. Силь­ней­шее пе­ре­жи­ва­ние ве­че­ра, и то воз­ни­ка­ет буд­то по под­сказ­ке…

С дру­гой сто­ро­ны, в сен­чин­ской про­зе, как все­гда, силь­на бы­то­пи­са­тель­ная сто­ро­на, фик­си­ру­ю­щая всё до мель­чай­ших де­та­лей, по­след­ней мыс­ли и фи­наль­но­го дей­ст­вия. По­ш­ла, взя­ла, се­ла, по­ду­ма­ла и так да­лее.

И ес­ли ис­хо­дить из ло­ги­ки Ши­ря­е­ва, то Сен­чи­ну эти по­дроб­но­с­ти ли­бо бес дол­жен был на­шеп­тать, ли­бо пи­са­тель сам всё уз­рел и за­кон­спек­ти­ро­вал (че­го опять же по вы­клад­ке Ши­ря­е­ва быть не мог­ло). Впро­чем, ре­а­лизм (но­вый или ста­рый) ни­ког­да осо­бо и не пре­тен­до­вал на пол­ную пе­ре­да­чу жиз­ни и то­таль­ное её ото­б­ра­же­ние. До­ку­мен­та­лизм на бу­ма­ге – это уже не ли­те­ра­ту­ра, а жур­на­ли­с­ти­ка, по­это­му но­вый ре­а­лизм (как и лю­бой дру­гой «изм») есть весь­ма ис­кус­ная под­дел­ка под на­сто­я­щую жизнь (при этом со­вер­шен­но не пре­тен­ду­ю­щая на пол­ную до­сто­вер­ность), там, где по­яв­ля­ет­ся пи­са­тель, все­гда воз­ни­ка­ет эле­мент вы­мыс­ла – об этом нуж­но по­мнить. Впро­чем, и ус­т­ра­и­вать охо­ту на ведьм то­же не сто­ит, да­же ес­ли сен­чин­ской про­дав­щи­цы ни­ког­да не бы­ло, на­пи­са­но-то (или всё же спи­са­но?) ём­ко и точ­но!

Кста­ти, о пи­са­те­ле (его об­ра­зе и про­ек­ции). В том же но­ме­ре «Ура­ла» в ру­б­ри­ке «Сло­во и куль­ту­ра» зна­чит­ся эс­се сти­хо­твор­ца и линг­ви­с­та Юрия Ка­за­ри­на «О сла­бо­с­ти по­эта». До­ста­точ­но чёт­ко (а по­рой и бе­за­пел­ля­ци­он­но) фор­му­ли­ру­ю­ще­го та­кие весь­ма тра­ди­ци­он­ные (и в то же вре­мя все­гда вол­ну­ю­щие) те­мы, как «на­зна­че­ние по­эта», про­за­и­ка, дра­ма­тур­га. «Пи­са­тель оди­нок и не оди­нок од­но­вре­мен­но», «ху­до­же­ст­вен­ный текст – это все­гда пись­мо. Пись­мо се­бе, по­слан­ное в мир и воз­вра­ща­ю­ще­е­ся об­рат­но к ав­то­ру (хо­ро­шо бы – что­бы при жиз­ни со­чи­ни­те­ля, хо­тя…). Пись­мо это (или message, как го­во­рят се­го­дня) мо­жет и за­те­рять­ся, и за­блу­дить­ся, и во­все про­пасть», и толь­ко «по­эт (не сти­хо­ими­та­тор!) пи­шет пись­мо Бо­гу. По­эту не с кем по­го­во­рить в этой жиз­ни и в этой смер­ти».

Ка­за­рин раз­мы­ш­ля­ет о том, кто и ка­ким об­ра­зом стре­мит­ся ото­б­ра­зить ре­аль­ность. И тог­да воз­ни­ка­ет по­ня­тие под­лин­но­с­ти: «По­ш­ло­с­ти все­гда про­ти­во­сто­ит под­лин­ность. Не ак­ту­аль­ность и со­ци­аль­ность, не эко­но­мич­ность и це­ле­со­об­раз­ность, не праг­ма­тич­ность и бес­со­ве­ст­ность, – а под­лин­ность. Под­лин­ность пред­ме­та ху­до­же­ст­вен­но­го/по­эти­че­с­ко­го по­зна­ния. Пред­мет не­из­ме­нен уже в те­че­ние 16 ты­сяч лет: не­вы­ра­зи­мое, не­изъ­яс­ни­мое, но – глав­ное и не­из­мен­ное – жизнь, смерть, лю­бовь, Бог, ду­ша, вре­мя, ко­с­мос, бес­ко­неч­ность, веч­ность и центр все­го это­го – серд­це ми­ра, ми­ро­зда­ния, Все­лен­ной…»

Ду­ма­ет­ся, что имен­но под­лин­ность ищет и про­тив все­об­щей по­ш­ло­с­ти вос­ста­ёт ле­нин­град­ский про­за­ик Сер­гей Но­сов, де­бю­ти­ро­вав­ший в пер­вом но­ме­ре жур­на­ла «Но­вый мир» за 2011 год с под­бор­кой «Пол­то­ра кро­ли­ка». Од­на­ко Но­сов в сво­их рас­ска­зах с ре­аль­но­с­тью об­хо­дит­ся весь­ма ли­хо. Она у не­го не­на­вяз­чи­во не то что­бы транс­фор­ми­ру­ет­ся, но впол­не осо­знан­но пе­ре­те­ка­ет в ир­ре­аль­ность. Бо­лее то­го, сам ав­тор в оп­ре­де­лён­ный мо­мент нас чуть ли не за ру­ку под­во­дит, вот, мол, по­смо­т­ри­те, сюр­ре­а­лизм, да и толь­ко.

Хо­тя на­чи­на­ет­ся всё про­сто. Не­мо­ло­дой про­фес­сор (рас­сказ «Хо­ро­шая вещь») по­ца­пал­ся с же­ной из-за ме­ло­чи, но от­то­го и обид­нее этот раз­лад и не­по­ни­ма­ние. Ещё и Но­вый год ско­ро. А по­дар­ка же­не нет, да он его и не ку­пит (хоть че­ст­но едет за ним) – не за­слу­жи­ла. Но де­ло в дру­гом. Этот не­мо­ло­дой ин­тел­ли­гент­ный че­ло­век не­до­во­лен жиз­нью, всё его рас­ст­ра­и­ва­ет и да­же раз­дра­жа­ет. Глян­це­вый жур­нал с ин­тим­ны­ми объ­яв­ле­ни­я­ми – мер­зость, лю­ди на ули­цах – иди­о­ты, ма­ши­ны – хлам, ма­не­ке­ны в ви­т­ри­нах – вы­ли­тые им­бе­ци­лы, жизнь – ну ка­кая жизнь мо­жет быть у нас в Рос­сии? По­ш­лость так и вста­ёт пе­ред на­ми во весь рост. Вот толь­ко Но­сов с со­вер­шен­но се­рь­ёз­ным ви­дом за та­кие мыс­ли (очень по-со­ро­кин­ски, но без ин­тим­ных из­ли­шеств) из­во­лит по­роть сво­е­го брюз­жа­ще­го пер­со­на­жа по го­лой зад­ни­це мо­к­ры­ми роз­га­ми. И тем про­фес­сор­скую де­прес­сию как ру­кой сни­ма­ет. Весь­ма по­ка­за­тель­ный спо­соб. А как ещё гнать дурь из го­ло­вы (меж­ду тем, по­ш­лей­шей го­ло­вы)?

Даль­ше. По­еха­ли дру­зья в лес («Бе­лые лен­точ­ки») от­дох­нуть. Тут-то де­вуш­ку Ксю­шу и уку­сил клещ. Она и су­пруг её Глеб идут в бли­жай­ший рай­центр вы­яс­нять, был ли изъ­я­тый из те­ла вре­ди­тель эн­це­фа­лит­ным. И всё вро­де как обыч­но в глу­ши: до­ро­га раз­би­тая и разъ­е­тая дож­дя­ми, ав­то­бу­сы поч­ти не хо­дят, по­пут­ки не под­би­ра­ют, за­то при­ро­да кра­си­вая: тра­вы па­ху­чие, солн­це жа­рит, пти­цы ще­бе­чут, све­жий воз­дух. В го­ро­де, ес­те­ст­вен­но, при­хо­дит­ся мо­тать­ся из травмпунк­та в боль­ни­цу, от­ту­да в гос­ти­ни­цу… И вдруг на­чи­на­ешь не­до­б­ро ог­ля­ды­вать­ся, бес­по­ко­ить­ся, что это и не сред­не­рус­ская по­ло­са, а ес­ли по­ло­са на­ша, то дей­ст­ви­тель­ность па­рал­лель­ная. Сна­ча­ла по­па­да­ют­ся лю­ди с бе­лы­ми лен­точ­ка­ми (на ма­нер ге­ор­ги­ев­ских), раз­го­во­ры о пра­зд­ни­ке, речь про ка­кие-то от­кре­пи­тель­ные та­ло­ны, штам­пы в па­с­пор­те… А по­том и во­все пе­ред то­бой уча­с­ток, как для го­ло­со­ва­ния, толь­ко там не бюл­ле­те­ни, а не­что вро­де ан­ке­ты. И ме­ро­при­я­тие зо­вёт­ся День Все­на­род­но­го Граж­дан­ско­го По­ка­я­ния. Ста­вишь га­лоч­ки, под­пи­сы­ва­ешь, вза­мен – штамп в па­с­пор­те. И тут уж кто за ко­го: од­ни за Ива­на Гроз­но­го, дру­гие за Мо­но­ма­ха, тре­тьи за боль­ше­вист­ский тер­рор про­ще­ния про­сят. Но всё оди­на­ко­во лег­ко и не­мно­го фор­маль­но, при­мер­но как и вы­бо­ры в на­шей стра­не.

То же ощу­ще­ние ир­ре­аль­но­с­ти воз­ни­ка­ет и по­сле про­чте­ния сти­хо­тво­ре­ния На­та­лии Чер­ных «Рос­сия-Са­ло­мея» (та же книж­ка «Но­во­го ми­ра»): «Так утоп­лен­ни­ца хо­дит по дну,/ Са­ло­мея,/ то пя­точ­кой дна до­ста­нет,/ а что та пя­точ­ка дну:/ по­жи­вее, со­ня, жи­вее». При­чуд­ли­вость ме­та­фо­ры со­сто­ит в том, что в этой мед­ли­тель­ной Са­ло­мее не про­сто сли­лись во­еди­но иу­дей­ская прин­цес­са и утоп­лен­ни­ца, но од­но­вре­мен­но со­еди­ни­лись грех и на­ка­за­ние за не­го. И по­то­му от ца­ре­вны за вер­сту ве­ет смер­тью. А уж ес­ли учи­ты­вать, что Са­ло­мея – ипо­с­тась Рос­сии, то ни­че­го хо­ро­ше­го нам та­кое со­по­с­тав­ле­ние не обе­ща­ет: «Та­нец стра­ны-Са­ло­меи:/ утоп­лен­ни­ца в ому­те так/ пля­шет,/ не рас­тёт из ран мак,/ ни­кто це­ли­ны не па­шет». И по-преж­не­му ни­ко­му не ве­до­мо, что та­кое со­вре­мен­ная Рос­сия, ка­ко­ва на­ша жизнь и что ожи­да­ет нас в бу­ду­щем.

При­мер­но об этом же пи­шет и по­эт Сер­гей Ару­тю­нов (№ 1 «Де­ти Ра» за 2011), рас­сма­т­ри­вая про­бле­му не­сколь­ко под дру­гим уг­лом, в сво­ём до­ста­точ­но не­од­но­знач­ном сти­хо­тво­ре­нии «Де­ти Мак­до­нальд­са»: «Го­лод и мглу вам про­ро­чи­ли еже­днев­но,/ Го­лод и мгла вас по жиз­ни со­про­вож­да­ла». И даль­ше: «Это по вам, на­вер­но, пла­чут ико­ны./ Кас­са сво­бод­ная дет­ст­ва не от­ме­ни­ла,/ Де­ти Мак­до­нальд­са – гам­бур­ге­ра и ко­лы,/ Ма­лой кар­тош­ки. Наг­гет­са. Хэп­пи-ми­ла». И дей­ст­ви­тель­но, что та­кое те­пе­реш­няя жизнь? Сплош­ной бы­с­т­ро­пит. И ка­са­ет­ся он, к со­жа­ле­нию не толь­ко всех сфер жиз­ни, но и по­гло­ща­ет ду­шу. Прав Ару­тю­нов, кон­ста­ти­ру­ю­щий этот факт.

И, в об­щем-то, по­нят­но, что се­го­дняш­них по­этов и про­за­и­ков объ­е­ди­ня­ет об­щее бес­по­кой­ст­во о на­сто­я­щем и бу­ду­щем. Ма­ло ко­му нра­вит­ся те­пе­реш­няя жизнь, и, как пра­ви­ло, чёт­кость вос­про­из­ве­де­ния (по­ша­го­вое фик­си­ро­ва­ние) де­мон­ст­ри­ру­ет весь её ужас.

И с этой точ­ки зре­ния на­и­бо­лее по­ка­за­те­лен опуб­ли­ко­ван­ный в ян­вар­ском но­ме­ре «Зна­ме­ни» очерк «Крик до­маш­ней пти­цы» та­рус­ско­го вра­ча-кар­дио­ло­га Мак­си­ма Оси­по­ва (став­ше­го ла­у­ре­а­том пре­мии име­ни Юрия Ка­за­ко­ва за рас­сказ «Моск­ва–Пе­т­ро­за­водск»).

Здесь не про­сто ото­б­ра­жа­ет­ся на­ша жизнь, но от­пе­ча­ты­ва­ет­ся са­мая её суть. Про­вин­ция как дом и на­ча­ло Рос­сии. Ведь все мы на са­мом де­ле от­ту­да, жи­вём ли те­перь в Моск­ве и Ле­нин­гра­де (или ро­ди­лись в од­ной из сто­лиц), так как стра­на на­ша в ду­ше сво­ей боль­шая про­вин­ци­ал­ка. Пусть для Оси­по­ва ещё су­ще­ст­ву­ет фор­маль­ное раз­де­ле­ние на до­маш­нюю пти­цу (лю­дей близ­ких) и ди­кую (со­сем иную по ха­рак­те­ру и ук­ла­ду жиз­ни), как есть столь же по­верх­но­ст­ное де­ле­ние на про­вин­цию и сто­ли­цу. «Пусть Моск­ва не ве­рит сле­зам, у нас толь­ко им и ве­рят». В об­щем-то, и Моск­ва, по­сте­пен­но стря­хи­вая гля­нец, с не­ко­то­рых пор ста­ла вгля­ды­вать­ся в чу­жие слё­зы.

Мак­сим Оси­пов ска­зал до­ста­точ­но важ­ные ве­щи, не но­вые, но вре­мя от вре­ме­ни тре­бу­ю­щие про­го­ва­ри­ва­ния. Опять же за­нял­ся фик­си­ро­ва­ни­ем (а в дан­ном слу­чае, не ис­клю­че­но, что и до­ку­мен­ти­ро­ва­ни­ем) про­ис­хо­дя­ще­го: «В Моск­ве ли, в Пе­тер­бур­ге, в про­вин­ции – жизнь страш­на. Ска­жем так – и страш­на. В ней есть ве­щи, о ко­то­рых пи­сать не­воз­мож­но: ги­бель без­вин­ных жертв, в том чис­ле мо­ло­дых и сов­сем де­тей. Страш­ный, не­о­бя­за­тель­ный опыт пе­ре­жи­ва­ния их смер­ти – все­гда с на­ми, его не вы­кри­чишь, не раз­го­нишь кри­ком».

По­это­му-то кри­ки до­маш­них птиц – при­выч­нее и в не­ко­то­рых слу­ча­ях без­бо­лез­нен­нее для рус­ско­го уха. Са­ми по­су­ди­те, од­но де­ло кри­чат свои, и ты зна­ешь, как их унять, чем ус­по­ко­ить. А дру­гое чу­жие… то-то же.

Впро­чем, и до­маш­ние вскри­ки не все­гда спа­си­тель­ны.

На­при­мер, рас­сказ «Вор» Оле­га Пав­ло­ва (№ 1 «Зна­мя», 2011) так на­зы­ва­е­мых до­маш­них ри­су­ет сов­сем в ином ви­де. Опу­с­тив­ше­го­ся му­жа, пьян­чу­гу и ин­ва­ли­да, в ми­ли­цию сда­ёт же­на. Её мож­но по­нять – ус­та­ла от пья­нок, бед­ла­ма, веч­но­го без­де­не­жья. А муж – ал­каш… да­же по­сле при­ез­да на­ря­да твер­дит не­ус­тан­но: «Брать – брал, но не во­ро­вал». И дей­ст­ви­тель­но на про­тя­же­нии все­го по­ве­ст­во­ва­ния его пре­ступ­ле­ние ка­жет­ся ка­ким-то не­на­сто­я­щим, не­се­рь­ёз­ным, что ли. Са­ми по­су­ди­те, по­шёл му­жик за пи­вом но­чью, ви­дит, про­дав­щи­ца за­сну­ла, а он на­хва­тал все­го то­го, че­го хо­те­лось: вод­ки да сни­кер­сов доч­ке – вот и всё ог­раб­ле­ние. И ма­ло то­го, что кас­су не вскрыл, а ещё и за всё за­пла­тил (по­ло­жил на при­ла­вок ос­тав­ши­е­ся ко­пей­ки), мень­ше, ко­неч­но, чем сле­до­ва­ло, но всё-та­ки. И во­ро­вать-то он не пла­ни­ро­вал, пья­но­го бес по­пу­тал. А те­перь, вы­хо­дит, тру­бить ему на зо­не…

Но же­на-то! Ка­кое спо­кой­ст­вие и удов­ле­тво­ре­ние кар­ти­ной. Ещё и доч­ку пла­чу­щую вы­ве­ла, по­смо­т­реть на та­ко­го-рас­та­ко­го па­па­шу. Да­же один из ми­ли­ци­о­не­ров не вы­дер­жал: «Ну, что ты за жен­щи­на та­кая… <…> Ты му­жа по­жа­лей или се­бя, ну или хоть ре­бён­ка, ре­бён­ка… Что, ни­ко­го те­бе не жал­ко, да?» А ос­таль­ное без ком­мен­та­ри­ев.

Да и ка­кие тут мо­гут быть рас­суж­де­ния? Оп­рав­ды­вать? Ко­го и в чём? Пья­ное ху­ли­ган­ст­во раз­ду­ли до раз­ме­ра ог­раб­ле­ния. Пят­над­цать бы су­ток му­жич­ку, а же­не по­дать на раз­вод, раз уж боль­ше тер­пе­ния нет. Вот и вся ис­то­рия. Но на­шим мен­там ис­по­кон ве­ку на­до вы­пол­нять план, да и ал­ка­шом в го­род­ке бу­дет мень­ше – пло­хо ли? А то, что жиз­нью му­жи­чок этот был до­ве­дён до та­ко­го скот­ско­го со­сто­я­ния, ни­ко­го не вол­ну­ет, рав­но как ни­ко­му и де­ла нет до то­го, на что и ка­ким об­ра­зом жи­вёт ин­ва­лид в на­шей стра­не.

У нас кто не уме­ет де­лать день­ги, тот, что на­зы­ва­ет­ся, сам ду­рак. Не­ве­сё­лая та­кая фи­ло­со­фия.

И, в об­щем-то, не уди­ви­тель­но, что мно­гие се­го­дняш­ние по­эты, про­за­и­ки, кри­ти­ки, пуб­ли­ци­с­ты уде­ля­ют се­рь­ёз­ное вни­ма­ние про­блем­ной сто­ро­не сво­их про­из­ве­де­ний. И за­ча­с­тую ста­ра­ют­ся дей­ст­ви­тель­ность не про­сто фик­си­ро­вать в каж­дом про­яв­ле­нии, что на­зы­ва­ет­ся, на ну­ле­вом гра­ду­се, но, уве­ли­чи­вая мощ­ность, не­сколь­ко ги­пер­бо­ли­зи­руя, до­во­дить её до аб­сур­да. И тог­да без то­го чу­до­вищ­ные ре­а­лии ста­но­вят­ся ещё страш­нее…

И при­хо­дит мысль о по­ка­я­нии… А пти­цы до­маш­ние и ди­кие про­дол­жа­ют кри­чать. И как за­ме­тил Мак­сим Оси­пов: «Мир не ло­ма­ет­ся, что ни слу­чись, так он ус­т­ро­ен».


Алёна БОНДАРЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования