Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 18.02.2011

За поверхность холста

 Ре­флек­си­ро­вать на те­му твор­че­ст­ва Иго­ря Сне­гу­ра дол­жен, по­жа­луй, толь­ко ис­кус­ст­во­вед, ибо ин­тел­лек­ту­а­лу – ин­тел­лек­ту­а­ло­во. Всё, что на­пи­шет­ся здесь ни­же, бу­дет ук­ла­ды­вать­ся в фор­му­лу «Сне­гур плюс бес­ко­неч­ность», и на­хо­дить­ся в боль­шом от­да­ле­нии от са­мой аль­фы.

В га­ле­рее «На Чи­с­тых пру­дах» про­хо­дит тре­тья вы­став­ка ху­дож­ни­ка, ко­то­рую я ви­де­ла. По­до­зре­ваю, что встре­чи мои с эти­ми по­лот­на­ми, кол­ла­жа­ми кем-то за­рит­мо­ва­ны, по­то­му что в пер­вый и тре­тий раз смо­т­ре­ла ра­бо­ты вы­да­ю­ще­го­ся аван­гар­ди­с­та, уча­ст­ни­ка гром­ких вы­ста­вок аб­ст­рак­ци­о­ни­с­тов в Моск­ве в сту­дии Элия Бе­лю­ти­на, ор­га­ни­за­то­ра груп­пы «20 Мос­ков­ских ху­дож­ни­ков», в пол­ном оди­но­че­ст­ве – «двое в ком­на­те: я и Сне­гур…»

Игорь СНЕГУР
Игорь СНЕГУР

Впро­чем, пы­та­лась по­пасть на от­кры­тие в га­ле­рее «На Чи­с­тых пру­дах», но я про­сто не смог­ла дваж­ды свер­нуть и зай­ти в зда­ние Тор­го­во-Про­мы­ш­лен­ной Па­ла­ты с не­фа­сад­ной сто­ро­ны. При­шлось уй­ти ни с чем, и все три­с­та че­ло­век, при­шед­шие по­з­д­ра­вить Сне­гу­ра с 50-ле­ти­ем твор­че­с­кой жиз­ни, ока­за­лись со мной в тот день как бы за­па­рал­ле­ле­ны. Всё это бы­ло мне в на­ка­за­ние за то, что дав­но не за­хо­ди­ла в ма­с­тер­скую, и по­за­бы­ла, что к Иго­рю Гри­го­рь­е­ви­чу во­об­ще-то по пря­мой не хо­дят, а толь­ко по за­пу­тан­ным ал­ле­ям-ла­би­рин­там.

Я при­шла на Чи­с­то­пруд­ный спу­с­тя не­де­лю, и уви­де­ла, на­сколь­ко точ­но кар­ти­ны Сне­гу­ра об­ре­ли здесь вре­мен­ный дом. Дву­ху­ров­не­вое про­ст­ран­ст­во с пре­вос­ход­ным ос­ве­ще­ни­ем, кое-ка­кие ра­бо­ты в ни­шах, а са­мое ин­те­рес­ное – в цен­т­ре пер­во­го яру­са есть «оцеп­ле­ние», где вы­став­ле­ны скульп­ту­ры и ин­стал­ля­ции. За оцеп­ле­ние не прой­ти, и са­мым пра­виль­ным ре­ше­ни­ем ку­ра­то­ров бы­ло бы по­ме­с­тить сре­ди все­го са­мо­го Иго­ря Сне­гу­ра вер­ной ци­та­той про­из­не­сён­но­го им в эс­се «Сквоз­ное дей­ст­вие»: «Так вот, ре­бя­та, меж­ду мной и ва­ми есть гра­ни­ца…»

Ди­рек­тор га­ле­реи Ва­ле­рий Но­ви­ков, уз­нав, что бу­ду пи­сать о вы­став­ке, по­со­ве­то­вал по­чи­тать ка­ких-ни­будь зна­чи­тель­ных пер­со­на­лий, что­бы иметь по­ни­ма­ние, кто же та­кой Сне­гур. Я ска­за­ла: «Игорь Гри­го­рь­е­вич очень лю­бит сло­во «за­шум­ля­ет», он да­же Ми­ха­и­ла Шварц­ма­на пе­ре­стал смо­т­реть, что­бы «не за­шум­лял»…» На это Ва­ле­рий Пав­ло­вич ска­зал: «В та­ком слу­чае вам на­до сде­лать со Сне­гу­ром ин­тер­вью»….

Ин­тер­вью с ху­дож­ни­ком я де­ла­ла не­сколь­ко, и каж­дый раз не за­пи­сы­ва­ла на бу­ма­гу, за­то от­ве­ты его за­пи­ва­ла ко­нь­я­ком, за­ку­сы­ва­ла сы­ром, кон­фе­та­ми… Тот, кто был у не­го в ма­с­тер­ской, рас­по­ла­га­ю­щей­ся сра­зу за Вах­тан­гов­ским те­а­т­ром, зна­ет эту кух­ню для ин­тер­вью, где кле­ён­ча­тый стол и чай­ник по ста­рин­ке ки­пит на кон­фор­ке….

Сне­гур – тот са­мый, ко­го он на­ри­со­вал в кар­ти­не «Ге­о­ме­т­ри­че­с­кий но­у­мен». И о ко­то­ром ска­зал: «Но­у­мен – это не­ко­то­рая сущ­ность – объ­ект, субъ­ект – она не впи­сы­ва­ет­ся ни­ку­да. Она са­ма в се­бе са­мо­до­ста­точ­на. Но­у­мен – это яв­ле­ние уни­каль­ное и един­ст­вен­ное. Кон­фи­гу­ра­ция. Его нель­зя фи­зи­че­с­ки со­здать. Всё ос­таль­ное мож­но вос­ста­но­вить. Но­у­мен – он про­ти­во­ре­чи­вый, ало­гич­ный, не­по­нят­ный, а это зна­чит – ме­та­фи­зи­че­с­кий. Его нель­зя ос­мыс­лить…»

Есть у де­тей та­кая за­ба­ва – да­вить с уси­ли­ем на гла­за и смо­т­реть дру­гую ре­аль­ность, мер­ца­ю­щую сте­рео­ме­т­рию, дви­жу­щу­ю­ся и не­по­сти­жи­мую. Вспом­ним сло­ва Ма­ле­ви­ча, при­зы­ва­ю­ще­го за­кры­вать гла­за, что­бы не со­блаз­нял ок­ру­жа­ю­щий мир. Сне­гу­ру руч­ки, нож­ки, до­ми­ки не нуж­ны, не нуж­на ви­зу­а­ли­за­ция ми­ра, он под­тверж­да­ет: ин­те­ре­сен толь­ко вну­т­рен­ний, ду­хов­ный мир че­ло­ве­ка, для ху­дож­ни­ка стре­мя­щий­ся в свой «алеф». Ту­да, где пе­ре­се­ка­ют­ся все ли­нии жиз­ни, судь­бы, твор­че­ст­ва, в «ноль про­ст­ран­ст­ва», ку­да шёл Ма­ле­вич. Но и у ре­нес­санс­но­го Ле­о­нар­до Сне­гур ви­дит мир ду­хов­ный (его нет у Ра­фа­э­ля), тот, что толь­ко уга­ды­ва­ет­ся в не про­пи­сан­ной (не слу­чай­но) «Тай­ной ве­че­ре». Зна­ме­ни­тое ле­о­нар­дов­ское «сфу­мат­то», дым­ка, по­кры­ва­ю­щая зем­ное, вещ­ное, стре­мя­ще­е­ся лечь на кар­ти­ну ме­та­фо­рой или ана­ло­ги­я­ми, это и есть воз­мож­ность ус­кольз­нуть, вы­рвать­ся из ви­ди­мых гра­ниц, об­ма­нуть, но явить­ся по­свя­щён­но­му.

Кни­гу «Тран­зи­ты. Ди­а­го­на­ли» мож­но чи­тать с лю­бо­го ме­с­та, как Биб­лию, как шпен­г­ле­ров­ский фо­ли­ант, она не­ли­ней­на. Ав­тор ре­а­ни­ми­ру­ет жанр «бе­се­ды», при­чём, за­меть­те, не по­уче­ния. В сво­ём эс­се «По­дой­дя к за­бро­шен­ной ал­лее» я уже пи­са­ла о том, что Сне­гур-пи­са­тель очень по­хож на Со­кра­та: го­во­рит поч­ти все­гда сам. Сер­гей Аве­рин­цев так точ­но уло­вил, что са­мый глав­ный ге­рой ди­а­ло­гов Пла­то­на сам не ди­а­ло­ги­чен, в пы­лу спо­ра все­це­ло не­про­ни­ца­ем, не­до­сти­жим для вся­ко­го ино­го «я»… Но Сне­гур всё же от­ли­ча­ет­ся от Со­кра­та – его мож­но на вре­мя сдви­нуть с ме­с­та сво­им во­про­сом, уточ­не­ни­ем, но толь­ко на вре­мя.

Глав­ная, на мой взгляд, идея твор­че­ст­ва Иго­ря Сне­гу­ра – за­коль­це­вать и тут же ра­зо­рвать, сфо­то­гра­фи­ро­вать ди­а­лек­ти­ку. В ра­бо­те «Воз­мож­ность ир­ре­аль­но­го» он ло­вит миг па­де­ния ге­о­ме­т­риз­мов, стре­мя­щих­ся од­но­вре­мен­но и к зем­ле, и в ко­с­мос. Вся ком­по­зи­ция за­ви­са­ет на ос­т­рие уг­ла, чуть под­дер­жи­ва­ет­ся бо­ком ко­ну­са. Это ви­де­ние на­по­ми­на­ет сце­ну из «Со­ля­ри­са» Ан­д­рея Тар­ков­ско­го – за­ко­ны дви­же­ния и гра­ви­та­ции от­кры­ты вновь, и они не­здеш­ние. Опять же ис­кус­ст­во­вед­че­с­кие за­маш­ки ко­ло­ри­с­ти­ку и ком­по­зи­цию по­ни­мать от­дель­но в слу­чае со Сне­гу­ром бес­смыс­лен­ны: для не­го цвет – это часть ком­по­зи­ции, а кра­с­ка бла­го­ст­на и вкус­на. Сне­гур не зря так нра­вит­ся де­тям, ес­ли он за­хо­чет по­ста­вить пло­с­кость на шар, так и по­ста­вит, хоть на се­кун­ду, но удер­жит.

Мно­го­мер­ность – иде­аль­ное су­ще­ст­во­ва­ние жи­во­го и не­жи­во­го ми­ра. Впро­чем, что здесь жи­во, а что нет? Уголь­ни­ки – муж­чи­ны и аморф­ное – жен­щи­ны, тя­ну­щие ова­лы губ для по­це­луя, – лю­би­мые ге­рои ху­дож­ни­ка. Фи­гу­ры или толь­ко их аб­ри­сы, ед­ва впи­сав­шись в дру­гие, тут же на­пря­жён­но про­ры­ва­ют так дол­го ис­ко­мые гра­ни­цы. У Сне­гу­ра это хо­ро­шо вид­но: аван­гард вы­хо­дит из ан­тич­но­с­ти, из его уче­ния о ди­а­лек­ти­ке, из не­по­топ­ля­е­мых «эй­до­сов». Не по­лу­чит­ся у нас пу­с­тить эти два ло­ко­мо­ти­ва по па­рал­ле­лям. Шар, на ко­то­ром сто­я­ла де­воч­ка Пи­кас­со, тот же са­мый, что сим­во­ли­зи­ро­вал ко­с­мос у древ­них. Сне­гур вы­ка­ты­ва­ет им вдо­гон­ку свои ка­ран­даш­ные – с блуж­да­ю­щи­ми в них от­све­та­ми, ис­пе­щ­рён­ные на­сеч­ка­ми, де­ла­ю­щи­ми по­хо­жи­ми эле­мен­тал на жи­вой воль­вокс. Всё схо­дит­ся: тво­рец, при­ло­жив­ший ру­ку к со­зда­нию Ма­ни­фе­с­та ре­цеп­ту­а­лиз­ма, бе­рёт из ди­а­хро­ни­че­с­ки раз­ных ря­дов раз­ви­тия куль­ту­ры.

Кар­ти­на «Сра­же­ние с со­бой» – буд­то две пла­не­ты, скреп­лён­ные меж­ду со­бой тон­ким стерж­нем, раз­во­ра­чи­ва­ют ли­ца-по­верх­но­с­ти друг к дру­гу «я как це­лое» и «я как кол­лаж». Та­ков Сне­гур, пре­ло­мив­ший про­ст­ран­ст­во на три эле­мен­та: фи­зи­че­с­кое про­ст­ран­ст­во – над по­верх­но­с­тью (сов­па­да­ет со зри­те­лем), по­верх­ность хол­ста и тре­тий – вир­ту­аль­ное про­ст­ран­ст­во за пло­с­ко­стью, где рит­мы, энер­гии, ре­зо­нан­сы, зна­ки.


Валерия ОЛЮНИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования