Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 25.02.2011

Как Бог на душу положил

 – Сколь­ко баш­ма­ков ис­топ­тал по ми­ру пи­са­тель Ана­то­лий Омель­чук?

– Не счи­та­но, не счи­та­но… Не ме­ре­но, не ме­ре­но... Сей­час и по­дош­вы креп­кие, и до­ро­ги… И мы, блуд­ные сы­но­вья ли­те­ра­ту­ры, бы­ва­ло, и бо­си­ком по По­ляр­но­му кру­гу, и пеш­ком, а сей­час боль­ше на ав­то­мо­би­лях, на кры­ль­ях, но баш­ма­ков – не счи­та­но… Я люб­лю раз­но­шен­ные баш­ма­ки. Ес­ли их ещё мож­но и при­лич­но оде­вать, – я их до­но­шу до по­след­не­го шнур­ка. Про­ст­ран­ст­во, из ко­то­ро­го чер­па­ет пи­са­тель за­по­вед­ное сло­во, та­кое… ко­неч­но, по­хо­же на зем­ной шар, но не боль­ше объ­ё­ма соб­ст­вен­но­го че­ре­па. Од­наж­ды про­чи­тал та­кую ве­ли­кую фра­зу: раз­ви­тие че­ло­ве­че­ст­ва из­ме­ря­ет­ся воз­мож­но­с­тя­ми жен­ско­го та­за. Ка­ко­го го­ло­ва­с­то­го мо­жет ро­дить жен­щи­на. Ес­ли не мо­жет, то этим ге­ни­ем ог­ра­ни­чит­ся че­ло­ве­че­ст­во. И у пи­са­те­ля – всё в го­ло­ве: впе­чат­ле­ния от за­мк­ну­тых про­ст­ранств, от тес­ных про­сто­ров – всё из го­ло­вы. Не­о­бя­за­тель­ны да­же креп­кие раз­но­шен­ные баш­ма­ки. И из ма­лень­ко­го серд­ца.

Анатолий ОМЕЛЬЧУК
Анатолий ОМЕЛЬЧУК

– Вы пи­са­тель в до­ро­ге или за сто­лом?

– Аль­тер­на­тив нет. В до­ро­ге, за сто­лом, где при­дёт­ся… За­пом­ни­лось, как на­чи­на­лась книж­ка «Ре­ка воз­вра­ща­ет­ся». Мы за­ст­ря­ли в Та­и­лан­де, при­чём, аэ­ро­дром Ута­нао, быв­шая во­ен­ная ба­за США. Наш чар­тер за­дер­жи­вал­ся, объ­я­ви­ли за­держ­ку на пять-шесть ча­сов. Ни­ка­ких ус­ло­вий для пи­са­ния не бы­ло, а в го­ло­ве дав­ниш­ний за­мы­сел – на­пи­сать не­сколь­ко но­велл «Род­ное». И я на­пи­сал там эти пять но­велл, и по­сле это­го книж­ка «Ре­ка воз­вра­ща­ет­ся» уже не мог­ла ос­та­но­вить­ся, по­то­му что в Ута­нао ро­жа­лись стар­то­вые но­вел­лы. Ко­рень про­рос, ко­ре­шок в зем­лю ушёл, и книж­ка долж­на бы­ла вы­ра­с­ти. Это слу­чи­лось в до­ро­ге, в за­мк­ну­том про­ст­ран­ст­ве, на аме­ри­кан­ском аэ­ро­дро­ме и свя­той тай­ской зем­ле.

– А ре­ка-то си­бир­ская?

– Да-да, реч­ка – на­ша. Но ре­ка на­шей жиз­ни… Мож­но ли счи­тать, что она ге­о­гра­фи­че­с­ки при­вя­за­на?.. Но – си­бир­ская, си­бир­ская.

– Ко­ли за­го­во­ри­ли о до­ро­гах, са­мая экс­тре­маль­ная, за­бав­ная, мо­жет быть, па­ра­док­саль­ная или опас­ная си­ту­а­ция в ва­шей пи­са­тель­ской судь­бе?

– Мно­го бы­ло вся­ко­го. И тра­ги­че­с­кие, и дра­ма­ти­че­с­кие си­ту­а­ции. Со­вер­шал дли­тель­ный мар­ш­рут, ког­да пи­сал кни­гу «Ма­ня­щий свет звез­ды По­ляр­ной», по до­ро­гам мо­е­го ге­роя Алек­сан­д­ра Ка­с­т­ре­на. До­ро­ги при­ве­ли в го­род Ле­со­си­бирск ря­дом со ста­рин­ным си­бир­ским го­ро­дом Ени­сей­ском. Зву­чит кра­си­во, но на ту по­ру это был го­род ус­лов­но ос­во­бож­дён­ных. Они ру­би­ли-ва­ли­ли крас­но­яр­скую тай­гу. Та­кой че­ст­ный го­род из быв­ших за­клю­чён­ных. Я, ви­ди­мо, не со­раз­ме­рил свои воз­мож­но­с­ти. Для ме­ня Си­бирь вез­де хо­ро­ша, си­би­ря­ки вез­де до­б­ры-от­зыв­чи­вы. Мо­жет, не ту ин­то­на­цию взял – при­шлось, дай бог, но­ги… Ме­ня ог­ра­би­ли, че­ст­но го­во­ря, и но­жич­ки за­бле­с­те­ли. Сла­ва бо­гу, на тот мо­мент бе­гал сно­ро­ви­с­то и бы­с­т­ро. Но тут же встре­тил­ся мне мо­ло­дой че­ло­век, то­же очень слож­ной судь­бы, он жил в этом го­род­ке в до­миш­ке с ма­те­рью. Бук­валь­но че­рез не­сколь­ко ча­сов я, ог­раб­лен­ный бег­лец, вновь убе­дил­ся: си­би­ря­ки – на­род за­бот­ли­вый, до­б­рый и го­ни­мо­го все­гда при­ютят.

– Вы бы­ли го­ни­мы?

– Пре­сле­ду­е­мый и ог­раб­лен­ный…

– Ана­то­лий Кон­стан­ти­но­вич, ещё один во­прос – о Се­ве­ре, ко­неч­но. Боль­шин­ст­во ва­ших книг по­свя­ще­ны Се­ве­ру. Сей­час да­же ут­верж­да­ют, что век­тор че­ло­ве­че­ст­ва по­вер­нул­ся на Се­вер. Вы со­глас­ны с этим ут­верж­де­ни­ем?

– Се­вер – осо­бая зем­ля. И бо­жень­ка не слу­чай­но со­здал этот ре­зер­ват че­ло­ве­че­с­ко­го ду­ха и фор­пост це­ло­му­д­рия. Но я бы не стал го­во­рить, что все мои кни­ги о Се­ве­ре. Во­об­ще все мои кни­ги, на мой взгляд, о не­по­нят­ном, не­рас­ши­ф­ро­ван­ном, не­объ­яс­ня­е­мом (не толь­ко не­объ­яс­ни­мом) чув­ст­ве, как лю­бовь. В том чис­ле к Се­ве­ру. Ес­ли в ка­ких-то мо­их ве­щах при­сут­ст­ву­ет жен­щи­на, то она при­сут­ст­ву­ет как транс­крип­ция люб­ви.

Тот же Се­вер… Объ­яс­нить, по­че­му это бы­ва­ет, по­че­му воз­мож­но, по­че­му это… Но не­кон­крет­но – о тер­ри­то­рии. Я ду­маю, всё-та­ки мои кни­ги о чув­ст­ве.

– А ро­ман вы не на­пи­ше­те о люб­ви? Мо­жет, трил­лер? Де­тек­тив?

– Ты пло­хо зна­ешь моё твор­че­ст­во, не по­смо­т­ре­ла мои книж­ки. Есть книж­ка – с двой­ной об­лож­кой. С од­ной сто­ро­ны – «По­след­ний в оче­ре­ди за по­це­лу­ем», с дру­гой – «Лю­бовь все­гда ошиб­ка», а в се­ре­ди­не… в се­ре­ди­не – тре­тья книж­ка, ко­то­рая так и на­зы­ва­ет­ся «Ро­ман». Ро­ман я уже на­пи­сал. Ес­те­ст­вен­но, это ро­ман о люб­ви. Он та­кой эпи­че­с­кий, стра­ниц на три­над­цать. Длин­нее ро­ман пи­сать не на­до. Че­ст­ный ро­ман о люб­ви. По­чи­тай.

Боль­шую часть жиз­ни я при­дер­жи­вал­ся дру­гой по­зи­ции. На ка­ком-то от­рез­ке пу­ти (сла­ва бо­гу, что это про­изо­ш­ло!) жёр­доч­ка или жер­ди­на с не­ба упа­ла и по го­ло­вке ме­ня по­гла­ди­ла. Пи­шу­щий не обя­зан пи­сать в ка­ких-то ка­но­нах, в жа­н­рах. В стро­го жа­н­ро­вые фор­мы то, что я пи­шу, не ук­ла­ды­ва­ет­ся. Всю жизнь по­рой стес­ня­ешь­ся, а по­том – по­ни­ма­ешь: вот как те­бе пи­шет­ся – это ты. По за­ко­ну люб­ви – лю­бишь не то­го, ко­го хо­чешь, а ко­го лю­бишь. И пи­шешь то, что пи­шет­ся. Как Бог на ду­шу по­ло­жил. А не так, как тре­бу­ют стро­гие жа­н­ры. Ве­ли­чай­шие при­ме­ры ли­те­ра­ту­ры под­ска­зы­ва­ют... На­пи­сал со­вер­шен­но не­тра­ди­ци­он­но Мар­сель Пруст, и вы­яс­ня­ет­ся – это от­кры­тие. Ес­ли не но­вая ли­те­ра­ту­ра, то со­вер­шен­но иное, пер­со­наль­ное, лич­но­ст­ное… Как Бог на ду­шу по­ло­жил – в тра­ди­ци­ях – не в тра­ди­ци­ях – долж­но быть на­пи­са­но. Пи­шу­щий вы­ра­жа­ет ис­клю­чи­тель­но соб­ст­вен­ное да­ро­ва­ние или пред­наз­на­че­ние. Толь­ко своё соб­ст­вен­ное.


Интервью взяла Людмила ГУБАНОВА,
г. ТЮМЕНЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования