Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 25.02.2011

Шоколадные угодья Мальдорора

 Те­ма дет­ст­ва в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре всё боль­ше и боль­ше ста­но­вит­ся ак­ту­аль­ной, за­ни­ма­ет од­но из ос­нов­ных мест – сна­ча­ла не­за­мет­но под­кра­ды­ва­ет­ся, по­сле за­ин­те­ре­со­вы­ва­ет чи­та­те­лей и с той же дет­ской про­сто­той на­ве­ки ос­та­ёт­ся в их па­мя­ти. Та­кой мощ­ный ме­ха­низм воз­дей­ст­вия, на са­мом де­ле, слож­но объ­яс­нить. Вро­де до­ста­точ­но про­стой сю­жет, ге­рой-ре­бё­нок с на­ив­ным ми­ро­во­с­при­я­ти­ем и ве­рой в чу­де­са. Ка­кие здесь мо­гут быть под­вод­ные кам­ни? Стран­ное де­ло, но по­доб­ная про­за на­ря­ду с не­за­мыс­ло­ва­тым кон­флик­том в ос­но­ве сво­ей не­сёт и важ­ную со­став­ля­ю­щую глу­би­ну – осо­бый взгляд на дей­ст­ви­тель­ность, по при­ро­де сво­ей пре­вос­хо­дя­щий ощу­ще­ния че­ло­ве­ка взрос­ло­го. Мал зо­лот­ник, да до­рог. Бе­рёт этим и Па­вел Са­на­ев, и Ан­д­рей Аст­ва­ца­ту­ров, рас­ска­зы­вая то о не­сча­ст­ном дет­ст­ве, то о дет­ст­ве бо­лее или ме­нее сча­ст­ли­вом, но непо­ня­том взрос­лы­ми, а зна­чит, ос­тав­лен­ном вне спра­вед­ли­во­с­ти. У каж­до­го своя ма­не­ра пись­ма, соб­ст­вен­ные при­ёмы опи­са­ния.

 

По-сво­е­му пи­шет о дет­ст­ве Ев­ге­ния До­б­ро­ва. Жен­щи­на-пи­са­тель, те­ма дет­ст­ва, ожи­да­е­мый пси­хо­ло­ги­че­с­кий кон­фликт – од­ни опа­се­ния воз­ни­ка­ют в этой це­поч­ке. А для До­б­ро­вой всё толь­ко на ру­ку. «Бой­тесь-бой­тесь, опа­сай­тесь». В сво­ей по­след­ней кни­ге «Уго­дья Маль­до­ро­ра» (М.: АСТ, 2010) она на­во­ро­ти­ла столь­ко дел, столь­ко стра­хов вы­чер­ти­ла, что без кре­с­ти­ка на шее или ва­ле­рь­ян­ки под ру­кой за­ча­с­тую про­сто не обой­тись.

До­б­ро­ва – пи­са­тель из­ве­ст­ный, ус­пев­ший за­во­е­вать по­пу­ляр­ность сре­ди чи­та­те­лей. Ко все­му про­че­му, член Со­ю­за пи­са­те­лей Моск­вы, Со­ю­за жур­на­ли­с­тов Рос­сии, по­эт, ли­те­ра­тур­ный кри­тик, ла­у­ре­ат Пуш­кин­ско­го фе­с­ти­ва­ля ис­кусств и фи­на­ли­ст­ка Бу­нин­ской пре­мии. Ин­фор­ма­ции о ней, на са­мом де­ле, не так уж мно­го. Да и нуж­на ли... От­вет на лю­бой во­прос лег­ко мож­но оты­с­кать в её кни­гах. Про­сто от­кры­ва­ешь лю­бую стра­ни­цу – и как стре­ла в го­ло­ву – «Оба-а!», вот де­ла-то… и ду­ма­ешь, а не ав­то­био­гра­фич­ны ли эти «Уго­дья Маль­до­ро­ра» со сво­и­ми не­боль­ши­ми, но жут­ко вы­зы­ва­ю­щи­ми ис­то­ри­я­ми? Про­чи­та­ешь. Ус­по­ко­ишь­ся. «Да нет, быть та­ко­го не мо­жет. Вы­дум­ка». И всё же?..

В кни­гу вклю­че­ны око­ло трид­ца­ти рас­ска­зов, объ­е­ди­нён­ных об­щей сю­жет­ной ли­ни­ей. Дей­ст­вие про­ис­хо­дит в на­уч­ном по­сёл­ке за­кры­то­го ти­па «Лес­ная до­ро­га». На­до ска­зать, До­б­ро­ва ис­поль­зу­ет ин­те­рес­ный и в то же вре­мя удоб­ный при­ём. «Лес­ная до­ро­га», с од­ной сто­ро­ны, обыч­ный на­се­лён­ный пункт, ко­то­рых в Рос­сии тьма не­бес­ная. С дру­гой, ав­тор тем са­мым со­зда­ёт не­по­хо­жий на ос­таль­ные «мир», со сво­и­ми за­ко­на­ми и пра­ви­ла­ми по­ве­де­ния. Та­кое обо­соб­ле­ние поз­во­ля­ет иг­рать, как ду­ше взду­ма­ет­ся. Ни­кто не уп­рек­нёт, мол, ис­то­рии До­б­ро­вой – вы­дум­ка. Ни­ка­кая не вы­дум­ка, смо­жет от­ве­тить она. Мой мир – что хо­чу, то и де­лаю. Вот До­б­ро­ва и де­ла­ет, иг­ра­ет и ни­как не на­и­г­ра­ет­ся. «Я пре­крас­но по­ни­маю, что я боль­шая за­сран­ка и от­ступ­ни­ца в од­ном ли­це. Де­лаю род­ст­вен­ни­ков и дру­зей ге­ро­я­ми сво­ей га­ли­ма­тьи. Бо­же мой, что я им по­том ска­жу?»

До­б­ро­ва го­во­рит са­ма за се­бя. С пер­вых стра­ниц пре­ду­преж­да­ет, что не яв­ля­ет­ся ан­ге­лом Бо­жь­им, на­ме­ре­на прав­ду-мат­ку ре­зать, и будь что бу­дет. А как ина­че? Из­держ­ки пи­са­тель­ско­го тру­да. Хо­чешь быть ус­лы­шан­ным – го­во­ри на­чи­с­то­ту. Ко­му ин­те­рес­но про­зя­бать над фан­та­зи­я­ми ро­зо­во­го сло­на, пусть и ма­с­тер­ски оформ­лен­ны­ми. До­б­ро­ва с чи­та­те­лем из­на­чаль­но дру­жит. Лю­бит её и чи­та­тель, а по­то­му как-то спо­кой­но от­но­сит­ся к ча­с­то жут­ким, из ря­да вон вы­хо­дя­щим при­зна­ни­ям.

По ду­ше при­хо­дит­ся и ге­ро­и­ня До­б­ро­вой – ма­лень­кая не­по­слуш­ная сво­е­нрав­ная де­воч­ка. При этом вос­пи­ты­ва­ет­ся она в ин­тел­ли­гент­ной се­мье. Отец чи­та­ет Ло­т­ре­а­мо­на, ма­ма пы­лин­ки сду­ва­ет, ну или, по край­ней ме­ре, ста­ра­ет­ся сду­вать; му­зы­каль­ная шко­ла, за­ня­тия, уро­ки. Да что там, в «Лес­ной до­ро­ге» каж­дый взрос­лый жи­тель по су­ти сво­ей ин­тел­ли­гент, кто-то на­уч­ный ра­бот­ник, в лю­бом слу­чае, че­ло­век мыс­ля­щий и ду­ма­ю­щий. А под­ра­с­та­ю­щее по­ко­ле­ние, как по­ла­га­ет­ся, ра­но или по­зд­но долж­но унас­ле­до­вать за­чат­ки ума и ма­нер­ной вос­пи­тан­но­с­ти. Эта­кий уто­пи­че­с­ко-на­уч­ный ос­т­ров по вы­ра­бот­ке ка­д­ров для бу­ду­щей Рос­сии. Скол­ко­во, про­сти Гос­по­ди.


Сергей КУБРИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования