Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 25.02.2011

Вадим Кожинов снова в Армавире

 В Ар­ма­вир­ской го­су­дар­ст­вен­ной пе­да­го­ги­че­с­кой ака­де­мии вы­шел сбор­ник ста­тей, вы­ступ­ле­ний, ин­тер­вью по ма­те­ри­а­лам VIII Меж­ду­на­род­ной на­уч­но-прак­ти­че­с­кой кон­фе­рен­ции «На­сле­дие В.В. Ко­жи­но­ва в кон­тек­с­те на­уч­ной мыс­ли ру­бе­жа ХХ–ХХI ве­ков». Юж­но­рус­ская шко­ла кри­ти­ки, ос­но­ван­ная Юри­ем Ми­хай­ло­ви­чем Пав­ло­вым, уже в вось­мой раз со­би­ра­ет ли­те­ра­ту­ро­ве­дов и кри­ти­ков, пуб­ли­ци­с­тов и линг­ви­с­тов, фи­ло­со­фов и ис­то­ри­ков, по­ли­то­ло­гов и со­ци­о­ло­гов, пи­са­те­лей и жур­на­ли­с­тов, сту­ден­тов и ас­пи­ран­тов, школь­ных учи­те­лей и кан­ди­да­тов и док­то­ров фи­ло­ло­ги­че­с­ких, пе­да­го­ги­че­с­ких, фи­ло­соф­ских, ис­то­ри­че­с­ких, по­ли­ти­че­с­ких на­ук.

Со­дер­жа­ние сбор­ни­ка (в нём 82 ра­бо­ты – ста­тьи, вы­ступ­ле­ния, ин­тер­вью) по­ка­зы­ва­ет, как ва­жен Ко­жи­нов для со­вре­мен­но­го гу­ма­ни­та­рия. Оче­вид­на про­дук­тив­ность его ме­то­да как ли­те­ра­ту­ро­ве­да, кри­ти­ка, об­ще­ст­вен­но­го де­я­те­ля, пуб­ли­ци­с­та. Те­мы по­рож­да­ют­ся бес­ко­неч­но, раз­го­ра­ют­ся дис­кус­сии во­круг про­блем, рас­смо­т­рен­ных Ко­жи­но­вым в его твор­че­ст­ве, не уме­щав­шем­ся в гра­ни­цы од­ной толь­ко сфе­ры де­я­тель­но­с­ти.

Сбор­ник ма­те­ри­а­лов жа­н­ро­во и те­ма­ти­че­с­ки так же син­кре­ти­чен и не­од­но­лик, как и сам Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич. Но важ­но, что кон­фе­рен­ция и сбор­ник не про­сто дань ува­же­ния Ва­ди­му Ва­ле­ри­а­но­ви­чу, но под­тверж­де­ние то­го, что ос­но­ван­ное Ко­жи­но­вым на­уч­ное, кри­ти­че­с­кое, идей­ное на­прав­ле­ние раз­ви­ва­ет­ся и на­пол­ня­ет­ся. Уча­ст­ни­ков ар­ма­вир­ско­го на­уч­но­го фо­ру­ма скреп­ля­ет не­что боль­шее, чем толь­ко ис­сле­до­ва­ние на­сле­дия Ва­ди­ма Ва­ле­ри­а­но­ви­ча, – это рус­ская идея, го­ря­чая по­ле­ми­ка о ны­неш­нем со­сто­я­нии и о воз­рож­де­нии рус­ско­го ми­ра, на­ци­о­наль­но­го са­мо­со­зна­ния.

Ма­те­ри­а­лы, опуб­ли­ко­ван­ные в кни­ге, жа­н­ро­во и те­ма­ти­че­с­ки раз­но­об­раз­ны. Пред­став­ле­ны на­уч­ные ста­тьи, те­зи­сы вы­ступ­ле­ний,  ин­тер­вью, пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кие эс­се. Те­ма­ти­ка ещё мно­го­об­раз­нее. В пуб­ли­ци­с­ти­ке и кри­ти­ке мож­но вы­де­лить не­сколь­ко идей­но-те­ма­ти­че­с­ких до­ми­нант:

1) раз­мы­ш­ле­ния в кон­тек­с­те суж­де­ний В.В. Ко­жи­но­ва о Рос­сии, рус­ско­с­ти, про­бле­мах на­ци­о­наль­но­с­ти (За­мо­ре­ев Е.Л. «О по­пыт­ках пре­одо­ле­ния ду­хов­но­го ва­ку­у­ма в со­вре­мен­ной Рос­сии», Зо­ло­ту­хи­на Н.Г. «Про­бле­ма при­об­ще­ния мо­ло­дё­жи к на­ци­о­наль­ным куль­ту­рам Рос­сии», Ка­сь­я­но­ва И.В. «Ре­ли­ги­оз­ные цен­но­с­ти в со­зна­нии рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва»; Кри­жа­нов­ский Н.И. «Рус­ский путь Ва­ди­ма Ко­жи­но­ва»; Ма­ла­хов С.Н. «Рус­ский во­прос в ра­бо­тах В.В. Ко­жи­но­ва и со­вре­мен­ность»; Ру­мян­цев В.Б. «Ре­во­лю­ция и чер­но­со­тен­цы: про­яс­не­ние смыс­лов этих по­ня­тий в на­сле­дии В.Ко­жи­но­ва и раз­мы­ва­ние в тру­дах со­вре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей»; Си­до­рен­ко Т.М. «Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка и бу­ду­щее рус­ской ху­до­же­ст­вен­ной сло­вес­но­с­ти»; Со­ло­вь­ёв Г.М. «Рус­ский мир в зер­ка­ле ис­то­ри­о­со­фии В.В. Ко­жи­но­ва»; Сте­па­ни­щен­ко О.В. «Ис­то­ри­че­с­кий путь раз­ви­тия рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва как фак­тор цен­но­ст­но­го вос­при­я­тия по­ли­ти­че­с­ко­го бы­тия»; Сы­чё­ва Л.А. «Бу­ду­щее ху­до­же­ст­вен­но­го сло­ва»; Щер­ба­ко­ва Н.И. «Кон­цепт «рус­ский мир» в кон­тек­с­те со­вре­мен­ной пуб­ли­ци­с­ти­ки»);

2) ра­бо­ты о куль­тур­ном зна­че­нии фе­но­ме­на В.Ко­жи­но­ва и его ме­с­те в со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном и ис­то­ри­че­с­ком про­цес­се (Ко­ло­дяж­ный И.В. «Зна­че­ние и ме­с­то В.В. Ко­жи­но­ва в ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке вто­рой по­ло­ви­ны ХХ ве­ка»; Ко­ло­мий­це­ва Е.Ю. «Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич Ко­жи­нов: «ве­нок» к 80-ле­тию»; Ко­ма­ров В.Д. «На­уч­но-фи­ло­соф­ский ин­тел­лект Ва­ди­ма Ко­жи­но­ва»; Ада­мян М.М. «В.В. Ко­жи­нов: пор­т­рет пуб­ли­ци­с­та»);

3) раз­мы­ш­ле­ния о рус­ском, об он­то­ло­ги­че­с­ки зна­чи­мом для рус­ско­го на­ро­да и ис­то­рии че­рез кри­ти­че­с­кий раз­бор не ко­жи­нов­ских тек­с­тов (Бон­да­рен­ко В.Г. «По­че­му ушёл Тол­стой?»; Дё­ми­на Л.И. «На­ци­о­наль­ное и ино­на­ци­о­наль­ное в про­зе Б.Еки­мо­ва»; Ко­валь­чук Д.А. «Лю­бить, зна­чит со­ст­ра­дать (о прин­ци­пи­аль­ных от­ли­чи­ях про­зы В.И. Ли­хо­но­со­ва и А.И. Со­лже­ни­цы­на)»; Ры­бак О.В. «По­весть для сво­их В.Кру­пи­на как про­дол­же­ние луч­ших тра­ди­ций твор­че­ст­ва пи­са­те­ля»; Се­мё­но­ва А.Л. «С.Н. Бул­га­ков: по­иск нрав­ст­вен­но­го иде­а­ла (на ма­те­ри­а­ле пуб­ли­ци­с­ти­ки жур­на­лов «Но­вый путь», «Во­про­сы жиз­ни» 1904–1905 гг.»);

4) ис­то­ри­ко-по­ли­ти­че­с­кая пуб­ли­ци­с­ти­ка (Шуль­жен­ко В.И. «Ди­лем­ма «рус­ская» и «рус­ско­языч­ная»: Кав­каз­ский взгляд»; Шуль­жен­ко М.В. «Ев­ро­а­зий­ст­во как се­ве­ро­кав­каз­ский кре­а­тив»; Без­ру­ков А.А., Без­ру­ков А. Анд. «О ха­рак­те­ре эпо­хи А.С. Хо­мя­ко­ва»; Пав­лов М.Ю. «А.И. Ми­ко­ян и обо­ст­ре­ние Бер­лин­ско­го кри­зи­са», «На­след­ни­ки Ста­ли­на в борь­бе за власть»).

В цен­т­ре сбор­ни­ка – по­ле­ми­ка о том, что бо­лее спа­си­тель­но для ны­неш­ней Рос­сии: ко­жи­нов­ское ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние, ко­то­рое срод­ни слу­же­нию, осо­бой ре­ли­гии, или ко­жи­нов­ская ис­то­ри­о­со­фия, на­пря­мую го­во­ря­щая о про­бле­мах на­ро­да. Со­от­вет­ст­вен­но, чьё сло­во точ­нее и силь­нее, дей­ст­вен­нее – пуб­ли­ци­с­та или ли­те­ра­ту­ро­ве­да? Обя­за­те­лен ли уход ли­те­ра­то­ра (те­о­ре­ти­ка или пи­са­те­ля) в иную сфе­ру – ис­то­ри­о­со­фию (Ко­жи­нов), про­ро­че­с­кую про­по­ведь (Тол­стой, Го­голь)?

Те­ма «ухо­да» во­об­ще очень на­стой­чи­во зву­чит в ста­ть­ях уча­ст­ни­ков кон­фе­рен­ции. Вла­ди­мир Бон­да­рен­ко (кри­тик, глав­ный ре­дак­тор га­зе­ты «День ли­те­ра­ту­ры») в до­кла­де «По­че­му ушёл Тол­стой?» ут­верж­да­ет не­из­беж­ность об­суж­да­е­мо­го «ухо­да» для лю­бо­го мыс­ли­те­ля, ко­то­рый осо­зна­ёт гиб­ну­щее по­ло­же­ние сво­ей на­ции и не­об­хо­ди­мость от­кры­то, яв­но в со­от­вет­ст­вии с этим что-то де­лать, спа­сать. Уход из пи­са­тель­ст­ва в про­по­ведь, мес­си­ан­ст­во, ду­хов­ное ли­дер­ст­во ло­ги­чен и ор­га­ни­чен, ког­да пи­са­тель не без­раз­ли­чен. «Он пре­вра­ща­ет­ся в фи­ло­со­фа уров­ня Лао-Цзы и Кон­фу­ция, Шо­пен­га­у­э­ра и Ниц­ше. Че­рез де­сять лет и да­же рань­ше в Яс­ную По­ля­ну по­льёт­ся по­ток па­лом­ни­ков со все­го ми­ра к ве­ли­ко­му стар­цу, учи­те­лю ми­ра се­го», – пи­шет Бон­да­рен­ко о Л.Н. Тол­стом. Пи­са­тель срав­ни­ва­ет­ся с лич­но­с­тью уров­ня Хри­с­та, Буд­ды, Ма­го­ме­та; его по­сле­до­ва­те­ли – с апо­с­то­ла­ми, а тол­стов­ст­во – с рус­ским лю­те­ран­ст­вом. Тол­стой не мог «не де­лить­ся» со всем ми­ром тем, что он по­ни­мал, и по­то­му пре­вра­ще­ние в про­вид­ца и про­ро­ка бы­ло ес­те­ст­вен­ным. А «пи­са­те­ли, ушед­шие с го­ло­вой в ре­во­лю­цию, пе­ре­ста­ют быть пи­са­те­ля­ми». Так бы­ло и с Го­го­лем. Так и Ко­жи­нов «ушёл» из кри­ти­ки и ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния в ис­то­ри­ко-по­ли­ти­че­с­кую пуб­ли­ци­с­ти­ку.

Зна­чи­тель­ная часть ма­те­ри­а­лов кон­фе­рен­ции по­свя­ще­на про­бле­мам со­вре­мен­ной Рос­сии, зна­че­нию Ко­жи­но­ва в об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­с­кой мыс­ли Рос­сии, а не в те­о­ре­ти­ко-ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кой. Так, на­при­мер, Е.Л. За­мо­ре­ев (пре­по­да­ва­тель из г. Но­во­ку­бан­ска) ис­сле­ду­ет ре­а­ли­за­цию про­грам­мы пре­одо­ле­ния ду­хов­но­го ва­ку­у­ма в со­вре­мен­ной Рос­сии че­рез вне­д­ре­ние го­су­дар­ст­вом в об­ра­зо­ва­тель­ный стан­дарт пред­ме­та Ос­но­вы пра­во­слав­ной куль­ту­ры, на­хо­дя фак­ти­че­с­кую ре­а­ли­за­цию этой про­грам­мы не впол­не про­ду­ман­ной и под­го­тов­лен­ной. На­ци­о­наль­но­му во­про­су и про­бле­ме при­об­ще­ния мо­ло­дё­жи к куль­ту­ре на­ро­дов Рос­сии по­свя­ще­на ра­бо­та Н.Г. Зо­ло­ту­хи­ной (кан­ди­дат фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук, до­цент ка­фе­д­ры ли­те­ра­ту­ры и МП АГ­ПА). Ува­же­ние к со­сед­ним на­ро­дам, счи­та­ет ис­сле­до­ва­тель, не­об­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать че­рез зна­ком­ст­во с твор­че­ст­вом се­ве­ро­кав­каз­ских эт­но­сов.

В сбор­ни­ке мно­го ра­бот, пря­мо го­во­ря­щих о Рос­сии, о по­ис­ке пу­тей спа­се­ния на­ции. Но есть ау­тен­тич­ные ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кие ста­тьи, ко­то­рые да­ют пре­крас­ные об­раз­цы ана­ли­за ху­до­же­ст­вен­ных тек­с­тов. И это сво­е­го ро­да по­вы­ше­ние гра­ду­са ка­че­ст­вен­но­с­ти рус­ской мыс­ли, хо­тя са­ми ра­бо­ты вро­де бы не об этом. Они – о «спря­тав­ших­ся» в сти­хо­тво­ре­ни­ях по­эта-эми­г­ран­та Юрия Одар­чен­ко Го­го­ле и хри­с­ти­ан­ст­ве (О.Н. Мо­роз); о «рож­де­ст­вен­ской» пси­хо­ло­гии Ч.Дик­кен­са (Г.А. Коз­ло­ва); о те­о­рии ро­ман­ти­че­с­ко­го ми­ро­воз­зре­ния (К.Н. Ан­ку­ди­нов); об ар­хи­тек­то­ни­че­с­ком об­ра­зе ико­ны в по­ве­с­ти В.Ли­чу­ти­на (Да­вы­до­ва Е.М.).

И глав­ный вы­вод: твор­че­ст­во Ва­ди­ма Ва­ле­ри­а­но­ви­ча Ко­жи­но­ва, как по­ка­зы­ва­ет со­дер­жа­ние сбор­ни­ка ма­те­ри­а­лов ар­ма­вир­ской кон­фе­рен­ции, ста­ло ма­я­ком, с по­мо­щью ко­то­ро­го мы, по точ­но­му за­ме­ча­нию про­фес­сора Е.Ю. Ко­ло­мий­це­вой, «в ны­неш­ней тьме пы­та­ем­ся най­ти для се­бя до­ро­гу».


На­сле­дие В.В. Ко­жи­но­ва в кон­тек­с­те на­уч­ной мыс­ли ру­бе­жа XX–XXI ве­ков: ма­те­ри­а­лы VIII Меж­ду­на­род­ной на­уч­но-прак­ти­че­с­кой кон­фе­рен­ции. Ар­ма­вир, 2010.



Ольга ИВАШКИНА,
г. АРМАВИР,
Краснодарский край




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования