Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №08. 25.02.2011

Ангел премиальной бездны

 Не­су­раз­ные ито­ги пре­мий, по­чив­шие во чре­ве пре­ний, под­толк­ну­ли на раз­ду­мья о по­ис­ке за­чат­ков тех бе­зу­мий, что не­со­мнен­но теп­ли­лись за­дол­го до скон­ча­ния «ну­ле­вых».

Мне ка­жет­ся, я смог уз­реть рож­де­нье сму­ты че­рез кон­крет­ный об­ра­зец ли­те­ра­ту­ры.

Я, бу­ду от­кро­ве­нен, из­дав­на пле­нён эзо­те­ри­че­с­кой ми­с­те­ри­ей. Мне та­ин­ст­ва и сим­во­лы за­по­ло­ни­ли ум в то вре­мя, с ко­им на­дви­гал­ся но­вый век. Но здесь, в сво­ей ре­цен­зии, ли­те­ра­тур­ный ми­с­ти­цизм рас­крою всё в том же для се­бя клю­че, как при­нял его сам сов­сем не­дав­но.

Иной ви­ток, иная жизнь в ли­те­ра­ту­ре. В Рос­сии за­рож­да­лась сму­та на эко­но­ми­че­с­ки бла­го­при­ят­ном фо­не. В раз­роз­нен­ной пи­са­тель­ской об­щи­не, где, не при­зна­вая фак­ты друг для дру­га, за­во­ди­лась са­ран­ча – фан­та­с­ти­ка в ли­те­ра­ту­ре.

До­се­ле с лёг­ко­с­тью жи­вя разъ­е­ди­нё­нно, од­на со­бою ста­ла под­ме­нять клас­си­че­с­кий мо­тив для про­зы.

И вот уж тре­тье ты­ся­че­ле­тье, в ко­то­ром обыч­ный «ре­а­лизм» по­мерк­нет на сме­ну ми­с­ти­циз­му, в ко­то­ром ва­рят­ся Пе­ле­вин и Со­ро­кин.

Один за­им­ст­во­вал из Ка­с­та­не­ды му­д­рость, что­бы за­пол­нить ею Пу­с­то­ту сло­вес­ных вы­ра­же­ний, чтоб и ге­рои не бол­та­ли глу­пость, ког­да их ав­то­ру взбре­дёт их му­чить в тек­с­тах.

Дру­гой всей му­д­ро­с­тью пре­не­бре­гал, а тек­с­ты на­пол­нял гнус­ней­шим му­со­ром сво­их воз­зре­ний, ко­им несть чис­ла чи­та­те­лей он при­об­рёл в Рос­сии.

Так вот, иные вре­ме­на на­ста­ли, и вы­шла на бе­рег кру­той с бу­маж­ной «Вол­ги» по­весть той Ма­рии Га­ли­ной, ко­то­рая ста­тьи кри­ти­че­с­кие пи­са­ла для жур­на­лов.

 

Мед­ны­ми кры­ль­я­ми гроз­но сту­ча,

Вы­шла из ды­ма с ко­ня са­ран­ча.

Льви­ные зу­бы, ко­са как у жён,

Хвост скор­пи­о­но­вым жа­лом снаб­жён.

Царь её гор­дой си­я­ет кра­сой,

То Авад­дон, ан­гел без­дны зем­ной.

 

Афа­на­сий Фет. «Авад­дон»

 

По­весть «По­кры­ва­ло для Авад­до­на» в двух­ты­сяч­ном во­шла в шорт-лист аван­гард­ной пре­мии Апол­ло­на Гри­го­рь­е­ва. О ней по­ве­даю на тот пред­мет не­со­от­вет­ст­вия в ито­гах пре­мий всем на­шим ча­я­нь­ям чи­та­тель­ским, ко­то­ры­ми жи­вёт и весь наш лит­про­цесс.

Тай­ные со­об­ще­ст­ва, биб­лей­ские про­ро­че­ст­ва и каб­ба­ла с ма­ги­че­с­ки­ми кам­ня­ми – всё бу­дет здесь в из­быт­ке, за­ра­нее, чи­та­тель, те­бя пре­ду­пре­жу.

Анек­до­тич­ны по­хож­де­ния двух не­о­рди­нар­ных де­ву­шек, ко­и­ми в ев­рей­ских клад­би­щах мо­ги­лы уби­ра­ют­ся и тща­тель­но при­во­дят­ся в тот над­ле­жа­щий вид, что ино­ст­ран­цам нра­вит­ся, и, со­от­вет­ст­вен­но, ко­то­ры­ми за это ще­д­ро пла­тит­ся тем ге­ро­и­ням-де­вуш­кам по пять­де­сят «ба­кин­ских» дол­ла­ров на ры­ло, миль пар­дон.

Спа­са­ет жен­ский юмор – он са­мый при­вле­ка­тель­ный тот эле­мент в по­ве­ст­во­ва­нии, что не да­ёт чи­та­те­лю за­кон­ней­ших со­мне­ний на счёт уп­ла­чен­ных за кни­гу всех день­жат. Всё про­из­ве­де­ние на ров­ном уров­не – сплош­ная бе­гот­ня и по­ис­ки. Ма­рия Га­ли­на ис­поль­зу­ет здесь ме­то­ды Дон­цо­вой Да­рьи: бес­смыс­лен­на це­поч­ка си­ту­а­ций, ко­то­рые из па­мя­ти по­рой ухо­дят за оче­ред­ным по­во­ро­том по сю­же­ту. Ге­ро­и­ни про­ри­со­ва­ны в ди­а­ло­гах как жи­вые вме­с­те с маль­чи­ком со скрип­кой, но в та­кой по­спеш­ной че­ре­де со­бы­тий на дру­гих ге­ро­ев не хва­та­ет слов для опи­са­ний, как тут же всё сме­ня­ет­ся – ухо­дит фон вто­ро­сте­пен­ных лич­но­с­тей, чтоб сра­зу же пу­с­тить­ся в ма­ра­фон по-но­во­му для глав­ных ге­ро­инь.

Здесь, в про­из­ве­де­нии Га­ли­ной, мир как буд­то наш, но всё в нём всё-та­ки там чу­точ­ку не так, как всё при­выч­ным ка­жет­ся чи­та­те­лю на са­мый пер­вый раз. Фе­е­рия из ми­с­ти­ки и юмо­ра – спа­са­ет по­ло­же­ние, но всё-та­ки не ве­рит­ся, что мо­жет быть и так, как всё нам здесь пред­став­ле­но по мне­нию пи­са­те­ля.

Уви­дит­ся лю­бо­му здесь и сплошь да ря­дом за­го­вор, пре­ступ­ный син­ди­кат, стрель­ба из ав­то­ма­тов и взры­вы на­угад. Ма­рия Га­ли­на об этом ска­жет в спеш­ке, и мы всё изо­би­лие не ви­дим в са­мой точ­но­с­ти, сов­сем не ус­пе­вая с ав­то­ром раз­гля­ды­вать при­сут­ст­вие столь «вто­ро­сорт­ных» лич­но­с­тей, ко­то­рые на путь вста­ют одес­ских ге­ро­инь. Ка­за­лось бы, в ка­кой-то ме­ре, стра­шен мир. Но эту вот до­гад­ку вам сей­час же оп­ро­верг­нет столь ми­лая ком­па­ния из двух чу­дес­ных да­мо­чек (одес­ских пе­да­го­гов) и маль­чи­ка со скрип­кой. Им всё, как ди­во див­ное лю­бо­му из чи­та­те­лей, лег­чай­шим об­сто­я­тель­ст­вом по­ка­жет­ся ис­то­рия, вот слов­но бы здесь речь идёт о сов­сем уж не­за­тей­ли­вом по­хо­де ма­лых де­то­чек в од­ной из груп­пок ясель­ных.

И ве­ришь до кон­ца: всё бу­дет хо­ро­шо у них, и лишь си­няк скром­ней­ший на мяг­ком ме­с­те од­ной из ге­ро­инь на­пом­нит им те не­заб­вен­ные ча­сы столь не­о­быч­ней­ших, за­бав­ных про­ис­ше­ст­вий. И в них там, кста­ти, всё на­ме­ша­но, и я пред­став­лю вкрат­це. Всплы­ва­ют име­на ев­рей­ские, за­тем упо­ми­на­нье о ма­ги­че­с­ких кам­нях, по­том уж и ска­за­ния биб­лей­ские, а сле­дом каб­ба­ла – всё впе­ре­меж­ку там, ну, в об­щем – ви­не­г­рет.

Но раз за ра­зом ве­се­ло ста­но­вит­ся к кон­цу. И стиль ху­до­же­ст­вен­ный мя­гонь­кий – ведь жен­скою ру­кой! Но па­мя­туя о вы­со­ких те­мах в лю­бой ли­те­ра­ту­ре, бу­ду от­кро­ве­нен в сво­их чув­ст­вах. А чув­ст­ва эти вы­ра­жу вот так: уз­нал ис­ход ис­то­рии, за­крыл стра­ни­цу по­ве­с­ти, и сра­зу же за­был, о чём кон­крет­но ска­за­но в про­чи­тан­ном из кни­ги.

Ко­му за­хо­чет­ся раз­влечь­ся так, моя ре­ко­мен­да­ция: чи­тать, чи­тать, чи­тать. А тем, ко­му та­кое «фэн­те­зи» из бе­гот­ни ге­ро­ев в по­ис­ках че­го по­па­ло всё же – скуч­ный жанр, по­ве­даю од­но: до­ста­точ­но имён в ли­те­ра­ту­ре, кто на верх­них пол­ках, к ко­то­рым мож­но воз­вра­щать­ся вновь и вновь, а пи­са­те­ля Ма­рию Га­ли­ну ос­тавь­те мо­ло­дё­жи. Её кри­ти­че­с­кие тек­с­ты ку­да для нас се­рь­ёз­ней, чем су­по­вой на­бор из ми­с­ти­ки, пре­ступ­но­с­ти и Биб­лии.

Лю­бой тут бу­дет удив­лён, что умо­ри­тель­ная по­весть в пре­ми­аль­ный спи­сок с не­фан­та­с­ти­че­с­ки­ми тек­с­та­ми во­шла, от­ку­да «сек­су­аль­ная контр­ре­во­лю­ци­о­нер­ка» Пав­ло­ва и пе­тер­бур­жец Ко­но­нов на пье­де­с­тал взо­шли. Воз­мож­но, вслед­ст­вие то­го был сде­лан вы­бор, что текст с кра­си­вей­шей ал­лю­зи­ей в за­нят­ных вы­ра­же­ни­ях, в ко­то­ром сам сю­жет взры­ва­ет­ся в моз­гу сно­па­ми искр из лов­ких пер­тур­ба­ций, как нын­че всё же при­ня­то у «мод­нень­ких» пи­са­те­лей.

За­ду­май­тесь не в шут­ку, кто вы­год­нее в про­зе: фан­таст иль ре­а­лист? Кто с ис­ти­ной не дру­жит: пё­с­т­рая фан­та­зия иль мрач­ный ре­а­лизм?

Есть у фан­та­с­тов пре­мии свои, а не фан­та­с­ты са­мо по се­бе. Да­вай­те все так жить, а не на­вя­зы­вать сто­рон­нее. А то, гля­дишь, на­гря­нет к нам всам­де­лиш­ный ужас­ный Авад­дон.


Алексей ЗЫРЯНОВ,
г. ТЮМЕНЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования