Архив : №09. 04.03.2011
Продажная власть
Легенды и мифы отечественной журналистики
«Журналистика – это четвёртая власть», – любят с гордостью повторять вслед за иностранными коллегами представители отечественных СМИ. Не знаю, как на Западе (однако подозреваю, что так же, как и у нас), а в России эта расхожая фраза – стопроцентный миф, внедрённый в сознание обывателя самими журналистами. Таких мифов несколько.
Например, помимо амбициозного утверждения о четвёртой власти, представители СМИ очень любят жаловаться читателям (зрителям) на нелёгкую судьбу журналиста в России. И надо сказать, это постоянное нытьё приносит свои результаты: многие неглупые, но далёкие от журналистики люди уверены в том, что представители этой опасной профессии действительно страдают за свою смелость, честность и исполнение профессионального долга. Лично меня особенно умиляет фраза о профессиональном долге. Кого из пострадавших щелкопёров ни возьми – все, оказывается, исполняли какой-то долг. Действительно, люди в России иногда погибают при исполнении профессионального долга. Например, милиционеры, задерживающие вооружённых преступников. Или пожарные, спасающие людей из горящего дома. Но какое отношение к понятию «долг» имеют иные журналисты – непонятно. Может, задолжали кому-то кругленькую сумму, а отдавать не хотели?
А ещё большинство щелкопёров считают своё мнение истиной в последней инстанции и очень удивляются, если кто-то считает иначе. До сих пор помню фразу, произнесённую лет пятнадцать назад одной моей знакомой журналисткой, которая была без ума от Познера. В ответ на моё саркастическое замечание относительно его словесных испражнений дамочка закатила кверху глазки и произнесла: «Ты ничего не понимаешь! Познер – это гений! Он специально приехал из Америки нас жизни учить!».
Таких гениев на нашем телевидении целый легион – один другого гениальнее. В 1990-е годы, например, был на НТВ такой персонаж – Киселёв, гордо именовавший себя аналитиком. Изъяснялся товарищ с большим трудом: иногда элементарную фразу, состоящую из пяти слов, Киселёв мог произносить секунд двадцать. И это при том, что каждая секунда эфирного времени, как уверяют нас телевизионщики, стоит огромных денег. Представляю, на сколько тысяч американских долларов нагрел этот горе-аналитик родную телекомпанию! Если бы ещё что-нибудь путное из себя выжимал, а то вся его аналитика сводилась к заумным разглагольствованиям о рейтингах тогдашних политиков: дескать, на этой неделе у Хакамады рейтинг повысился на два процента, а у Черномырдина упал на три – что бы это значило?
Из современных телевизионных щелкопёров особое умиление вызывает горе-историк Николай Сванидзе. В прошлом году этот потомок пламенных большевиков ленинского типа вёл на Пятом канале амбициозную передачу «Суд времени», где выступал, разумеется, судьёй. Правда, вопреки здравой логике и судейской этике, предписывающей судьям максимальную объективность и беспристрастность, Сванидзе в любом вопросе безоговорочно занимал откровенно русофобскую позицию. Неважно, шла ли речь о репрессиях 1930-х или застое 1970-х, вердикт Карлыча можно было предугадать без особого труда: история России для него – сплошная цепь мракобесия и тоталитаризма, и только с 1991 года начинается, наконец, светлая полоса демократии и либерализма.
Впрочем, удивительного тут мало: умные люди уже давно подметили очевидное сходство большевиков ленинского типа и либералов любого типа. И те, и другие ненавидят русский народ. В 1920-е годы, напомним, слово «русский» тоже было сродни ругательству. В школах одно время даже не было такого предмета, как русская история. А зачем, в самом деле, строителям светлого будущего тратить время на эту ерунду? Ведь настоящая история России, по мнению идеологов большевизма, началась с октября 1917 года…
Нынешние большевики-либералы, похоже, такого же мнения. С той лишь разницей, что для них настоящая история России началась в августе 1991. А до этого – сплошной ГУЛАГ, тоталитаризм и «тюрьма народов». Именно такую линию упорно гнёт всегда и везде Сванидзе вместе с подельниками. Правда, телезрители ему почему-то не верят. Например, когда в студии обсуждался вопрос о роли государственного планирования в экономике, за план высказались 94 процента проголосовавших телезрителей. И так по любому вопросу! Карлыч с Млечиным, брызгая слюной, пытались внушить народу, что демократия и рынок – это хорошо, а народ упорно отказывается в это верить.
В принципе за такую неуклюжую пропаганду либеральных ценностей Сванидзе нужно гнать с телевидения поганой метлой. Странно, что наша либеральная власть держит на таком ответственном посту абсолютного бездаря, да ещё платит ему немалые деньги. Вот уж воистину мы живём в эпоху, когда миром правят недоучившиеся пэтэушники, возомнившие себя гениями!
А вот ещё один гений либерального словоблудия – главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Этот даже не скрывает своей гениальности. В разговоре с одной юной наивной журналисткой Венедиктов так и заявил: «Если б я знал английский, я был бы журналистом номер один в России. А так я вхожу в пятёрку лучших. А в жанре интервью я самый лучший. После меня идут Познер и Канделаки». Как говорится, от скромности товарищ не умрёт…
Кстати, о Канделаки. С некоторых пор эта теледива решила, что уже вполне созрела для серьёзных дел, и завела свой личный блог на сайте «Эха». Читать её тексты – занятие бессмысленное: всё равно ничего умного не найдёте. А вот комментарии посетителей сайта иногда бывают весьма забавными. Лично мне особенно запомнилась такая реплика: «Тина! Брось ерундой заниматься! В ГУМе распродажа!»
В газетах и журналах гениев ничуть не меньше, хотя в силу объективных причин их гениальность выпирает не столь заметно, как с телеэкрана. Приведу в качестве примера несколько историй, коим я лично был свидетелем.
Вот в одном из октябрьских (2010 года) номеров «Новой газеты», гордо именующей себя чуть ли не единственным независимым СМИ в России, а также рупором гласности и либерализма, была опубликована статейка криминального репортёра Сергея Канева «Авторитет без границ». С интересом её прочёл – но не потому, что в заметке есть умные мысли. Как раз наоборот. Статейка представляет собой чудовищную смесь реальных фактов и нелепых домыслов, активно сдобренных громкими заявлениями и смелыми, как кажется автору, предположениями. И это, как ни странно, вызывает интерес: хочется понять, какую цель преследовал автор этого «расследования», когда сочинял свою галиматью.
Начинается заметка с интригующего заявления о том, что «на зарплате» у вора в законе Деда Хасана сидят действующие сотрудники милиции и прокуратуры. «Новая», разумеется, следит за событиями в криминальном мире, а заодно пристально (!) изучает ближайшее окружение Деда Хасана и его связи среди коррумпированных сотрудников силовых ведомств. Результатом пристального изучения явилось обнародование двух фамилий – Виталия Тулупова и Андрея Дручинина. Вот они, злостные коррупционеры, «крышующие» воров в законе и сидящие «на зарплате» у Деда Хасана! На каком основании автор «расследования» сделал такой вывод? Всё очень просто: оказывается, на автомобиле одного из воров – некоего Юськи – был приклеен «лобовик» с надписью «Бюро правовой защиты ветеранов ФСБ и МВД», а учредителями этой организации являются Дручинин и Тулупов. Кроме того, именно Дручинин как-то раз присутствовал на церемонии награждения журналистов, посетивших Южную Осетию. А ещё этот злостный коррупционер иногда бывает в Театре содружества актёров Таганки, где встречается со своими сослуживцами и – о, ужас! – с самим Николаем Губенко. Все эти чудовищные факты коррупции автор «расследования» подробно изложил в своей статейке и, явно довольный собой, сделал вывод: Дручинин с Тулуповым «крышуют» организованную преступность.
Лично знаю Андрея Михайловича Дручинина уже много лет. Однако не знал, что всё это время он просидел «на зарплате» у преступного авторитета. И уж тем более не знал, что вручение общественных наград журналистам и встречи ветеранов в театре на Таганке имеют какое-то отношение к «крышеванию» организованной преступности. Спасибо щелкопёру из «Новой» – просветил!
Технология создания таких журналистских расследований проста, как дважды два четыре. Очевидно, щелкопёр залез в учредительные документы Бюро правовой защиты ветеранов ФСБ и МВД, узрел там фамилию Дручинин и набрал заветные восемь букв в поисковике. Интернет, разумеется, выдал нашему щелкопёру несколько фактов: вручение наград, встречи на Таганке, какие-то иные общественные мероприятия, освещавшиеся в прессе, на которых присутствовал Дручинин. При чём тут Дед Хасан? Правильно, ни при чём. Но это и не требуется. Главное – накидать какие-то факты, не связанные друг с другом, а потом сделать громкий вывод, абсолютно ничем не подкреплённый. И назвать этот бред журналистским расследованием.
Именно так сегодня «работают» практически все представители «четвёртой власти». Разница лишь в том, что одни проводят свои «расследования» на заказ и за хороший гонорар, а другие, вроде Канева, занимаются этим, видимо, из любви к искусству.
Кстати, о гонорарах. Многие «представители самой опасной профессии» дюже охочи до денег. За деньги газеты и журналы напечатают любую ахинею. Но впереди всех шагает телевидение.
Такого чванства и алчности, как на телевидении, пожалуй, нет нигде. Как-то раз, лет пять назад, ко мне обратились знакомые ребята с просьбой помочь им выйти на какой-нибудь крупный российский телеканал. Суть вопроса заключалась в следующем. Ребята создали агрономическую фирму и наладили выпуск тушёнки отличного качества и по вполне доступной цене. Разумеется, возникла потребность как-то заявить о себе. Посовещавшись, решили не снимать рекламный ролик, от которых у зрителей уже давно изжога, а попросить телевизионщиков (естественно, небескорыстно) упомянуть эту самую тушёнку в какой-нибудь передаче, посвящённой кулинарии. После долгих обсуждений выбрали программу с названием что-то типа «Едим дома». Вела её некая экзальтированная (но, очевидно, гениальная) девица, которая суетливо бегала по кухне и заливала всё вокруг импортным соусом. А в перерывах между её суетой камера иногда выхватывала как бы невзначай какой-нибудь продукт: банку консервов, упаковку со специями и так далее – в общем, то, за что телевизионщикам заплатили деньги. Так вот, почему бы таким же макаром не показать банку тушёнки, подумали наивные российские производители и даже выделили на эти цели 200 тысяч американских рублей. Реакция телевизионщиков поразила даже меня, который к тому времени уже давно ничему не удивлялся. В ответ на моё коммерческое предложение гордая барышня из продюсерского центра, презрительно поджав накрашенные губки, изрекла: «Двести тысяч? Фи… Да мы меньше, чем за полмиллиона долларов даже разговаривать не будем».
Таких историй при желании могу вспомнить ещё немало. Впрочем, главное не в этом. В конце концов, журналисты тоже люди, и ничто человеческое (в основном, порочное) им не чуждо. Гораздо хуже другое. Именно щелкопёры, все как один в начале 1990-х поносившие свою Родину и воспевавшие светлое капиталистическое будущее, в немалой степени виноваты в развале великой страны и в том бардаке, в котором оказались сегодня её граждане. Разговорчики типа «Мы только показываем жизнь такой, какой она есть» – очередной миф, запускаемый в массовое сознание самими щелкопёрами. Нет, господа хорошие, вы не только показываете, вы своими статейками и сюжетиками во многом формируете эту самую реальность: жестокую, алчную, бездуховную. Стоит ли потом удивляться, что иногда жертвами этой реальности становятся и сами щелкопёры. Чего добивались двадцать лет подряд – то и получили. Так что ежели какому-нибудь гению пера на улице набили морду, это вовсе не означает, что он пострадал за свои честные, принципиальные статьи. Скорее всего, причиной конфликта стали банальная жадность, нечистоплотность или участие в каких-нибудь аферах.
Возвращаясь к мифу о четвёртой власти и независимых СМИ, хотелось бы напомнить, что за последние два десятка лет именно щелкопёры охотнее других демонстрировали свою готовность за деньги и материальные блага лечь под кого угодно, хоть под чёрта лысого. В этой связи вспоминаю лето 1996 года, когда степень прогибания щелкопёров под исполнительную власть достигла своего апогея. Для тех, кто успел подзабыть, кратко напомню суть дела.
Итак, лето 1996 года. На носу выборы президента. Почти ни у кого нет сомнений в том, что победит кандидат от левых сил – к тому времени демократы с Ельциным во главе успели достать народ по полной программе. Но тут на помощь власти пришли «независимые» СМИ. По НТВ и другим телеканалам с утра до вечера крутили документальные фильмы про ужасы ГУЛАГа, а газеты пестрели компроматом на коммунистов. Автор этих строк в середине 1990-х тесно общался с газетой «Вечерняя Москва» и прекрасно помнит, какая антикоммунистическая истерия царила тогда в редакциях печатных СМИ. Каждое утро планёрка в «Вечёрке» начиналась с того, что руководство напоминало журналистам о том, что в каждом материале, независимо от содержания и темы, обязательно должна быть критика КПРФ. Такого ушата грязи, который был вылит на недавнее советское прошлое жарким летом 1996 года, история информационных войн, пожалуй, не знает.
За такое усердие «четвёртой власти» в процессе предвыборной кампании и после неё было брошено немало жирных ломтей. «Честные, принципиальные» журналисты с НТВ во главе с аналитиком Киселёвым, например, получили внушительный кредит от Газпрома. Отлично помню, как корреспонденты информационной службы телеканала (те самые, которые любили гордо повторять: «Новости – наша профессия») хвастались своими умопомрачительными зарплатами, крутыми «тачками» и новыми квартирами. А когда через пару лет все денежки были профуканы, Киселёв со товарищи, привычно прикрываясь воплями о демократии и защите свободы слова, прибрали к рукам телеканал «ТВ-6», разогнав работавших там журналистов. Правда, и на новом месте они долго не продержались: и канал угробили, и сами разбежались кто куда.
Что касается упомянутых выше щелкопёров из «Вечёрки», те за свою продажность справили новоселье в только что отстроенном элитном доме в районе Хорошевки. Прекрасно помню, с каким остервенением гении пера делили там квартиры, попутно наживаясь друг на дружке. Впрочем, как мы уже выяснили, надуть себе подобного для щелкопёра дело привычное…
Сергей ХОЛОДОВ
Холодов Сергей Альбертович родился в 1967 году. С 1985 по 1987 год проходил службу в Советской Армии. Закончил Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. С 1992 года регулярно печатается (иногда под псевдонимами Сергей Корнилов, Сергей Теплов или Альберт Сергеев) в различных изданиях. Среди них – «Аргументы и факты», «Вечерняя Москва», «Московская правда», «Экономика и жизнь», еженедельник «Среда», журналы «Молодая гвардия», «Воинское братство», еженедельник «Подмосковье» и другие. Любимые темы: история армии и спецслужб, деятельность милиции, прокуратуры и силовых ведомств.