Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 04.03.2011

Житие строителя пирамиды

 Ред­кая пти­ца до­ле­тит до се­ре­ди­ны Дне­п­ра. Не каж­дый Ман­дель­ш­там про­чтёт вто­рую по­ло­ви­ну «спи­с­ка ко­раб­лей». И толь­ко са­мый от­важ­ный сту­дент фил­фа­ка ри­ск­нёт прой­ти че­рез дре­му­чую тол­щу «Рус­ско­го ле­са».

К со­жа­ле­нию, за­ко­но­да­те­ля­ми ли­те­ра­тур­ной мо­ды, как пра­ви­ло, ста­но­вят­ся имен­но те, кто при­вык бро­дить вдоль опуш­ки оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, не ри­с­куя за­би­рать­ся в ча­щу и труд­но­про­хо­ди­мые ме­с­та. А уж об уча­ст­ках, где рас­тут де­ре­вья, по­са­жен­ные в го­ды со­вет­ской вла­с­ти, и го­во­рить не при­хо­дит­ся. Там, с точ­ки зре­ния не­по­гре­ши­мых экс­пер­тов, в из­буш­ке на труп­ных нож­ках жи­вёт кро­ва­вый де­душ­ка Гу­лаг. Це­лым и не­вре­ди­мым он от­пу­с­ка­ет лишь то­го, кто зна­ет вол­шеб­ное сло­во «соц­ре­а­лизм» и при­но­сит ему в по­да­рок про­из­вод­ст­вен­ный ро­ман в пе­ре­плё­те из че­ло­ве­че­с­кой ко­жи. Жи­ли­ще это­го ли­хо­го упы­ря ок­ру­же­но из­го­ро­дью, на ко­лья ко­то­рой на­са­же­ны го­во­ря­щие го­ло­вы со­вет­ских клас­си­ков, из­ры­га­ю­щие не­цен­зур­ные про­кля­тия в ад­рес Па­с­тер­на­ка и Брод­ско­го. Од­на из та­ких го­лов ста­ра­ни­я­ми ли­бе­раль­ных кри­ти­ков и те­о­ре­ти­ков за­гри­ми­ро­ва­на под че­ло­ве­ка, по­хо­же­го на Ле­о­ни­да Ле­о­но­ва.

Леонид ЛЕОНОВ
Леонид ЛЕОНОВ

Во­об­ще на­до ска­зать, что про­фес­си­о­наль­ный рос­сий­ский ин­тел­ли­гент в ос­нов­ной сво­ей мас­се ма­ло чем от­ли­ча­ет­ся от бул­га­ков­ско­го Ша­ри­ко­ва. Ес­ли жерт­ва экс­пе­ри­мен­тов Фи­лип­па Фи­лип­по­ви­ча Пре­об­ра­жен­ско­го лю­би­ла по­вто­рять сло­во «Абыр­валг», то ин­фи­ци­ро­ван­ные пе­ре­ст­ро­еч­ным жур­на­лом «Ого­нёк» са­мо­дель­ные мыс­ли­те­ли склон­ны к то­му, что­бы при каж­дом удоб­ном и не­удоб­ном слу­чае кри­чать: «Со­вок, со­вок!» Да и зна­ки ок­ру­жа­ю­щей че­ло­ве­ка ре­аль­но­с­ти они обыч­но чи­та­ют за­дом на­пе­рёд, вы­да­вая это со­мни­тель­ное уме­ние за симп­том бо­же­ст­вен­ной му­д­ро­с­ти и не­зем­но­го про­ис­хож­де­ния.

Для лю­дей дан­но­го ти­па Ле­о­нид Ле­о­нов ви­но­ват уже тем, что со­вер­шил мно­же­ст­во долж­но­ст­ных пре­ступ­ле­ний про­тив утон­чён­ной ду­хов­но­с­ти: был чле­ном прав­ле­ния Со­ю­за пи­са­те­лей, де­пу­та­том Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР, ла­у­ре­а­том Ста­лин­ской и Ле­нин­ской пре­мии. Его да­же не рас­ст­ре­ля­ли в 1937-м, что, ра­зу­ме­ет­ся, не ле­зет ни в ка­кие во­ро­та и три­ум­фаль­ные ар­ки.

Би­о­гра­фия Ле­о­ни­да Ле­о­но­ва, со­здан­ная За­ха­ром При­ле­пи­ным, вы­шла в свет че­рез год по­сле то­го, как в Пе­ре­дел­ки­но по­жар унич­то­жил да­чу пи­са­те­ля. В этом, ка­за­лось бы, чи­с­то внеш­нем сцеп­ле­нии «да­ле­ко­ва­тых» со­бы­тий за­клю­чён тем не ме­нее оп­ре­де­лён­ный сим­во­ли­че­с­кий смысл. Воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что та не­ве­до­мая си­ла, ко­то­рая от­ве­ча­ет за ход не­бес­ных и зем­ных ве­щей, це­ле­на­прав­лен­но уби­ра­ет ма­те­ри­аль­ный рек­ви­зит ле­о­нов­ской жиз­ни, что­бы луч­ше бы­ла вид­на её ли­те­ра­тур­ная со­став­ля­ю­щая. Осе­да­ет пе­на про­шед­ших дней, они по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ют свою «зло­бу», и, как спра­вед­ли­во за­ме­ча­ет При­ле­пин, нам всё боль­ше де­ла­ет­ся яс­но, «что имен­но по кни­гам Ле­о­но­ва, про­чи­тан­ным спо­кой­но, вни­ма­тель­но и бес­при­с­т­ра­ст­но, мож­но изу­чать то бе­ше­ное, тра­гич­ное, по­рой жут­кое, по­рой ве­ли­че­ст­вен­ное вре­мя». В от­ли­чие от мно­гих дру­гих пас­са­жи­ров двад­ца­то­го ве­ка, Ле­о­нов «рав­но умел оце­нить и раз­мах в ре­а­ли­за­ции ве­ли­че­ст­вен­ной ком­му­ни­с­ти­че­с­кой уто­пии, и сла­бость су­е­тли­вой и же­с­то­кой че­ло­ве­че­с­кой по­ро­ды, эту уто­пию ре­а­ли­зу­ю­щей». Кро­ме то­го, Ле­о­нов ни­ког­да не стре­мил­ся к са­мо­дов­ле­ю­ще­му рас­чле­не­нию еди­ной дей­ст­ви­тель­но­с­ти на не­при­ми­ри­мые про­ти­во­по­лож­но­с­ти, и по­то­му его про­из­ве­де­ния в оди­на­ко­вой сте­пе­ни да­ле­ки «как от пря­мо­ли­ней­ной ан­ти­со­вет­чи­ны, так и от ор­то­док­саль­ных соц­ре­а­ли­с­ти­че­с­ких по­ло­тен».

По боль­шо­му счё­ту кни­га При­ле­пи­на за­клю­ча­ет в се­бе, как ми­ни­мум, три би­о­гра­фии Ле­о­но­ва. Пер­вая би­о­гра­фия – чи­с­то внеш­няя, по­слуш­но иду­щая по хро­но­ло­ги­че­с­ко­му пунк­ти­ру и со­от­вет­ст­ву­ю­щая фа­бу­ле пи­са­тель­ской жиз­ни. Вто­рая би­о­гра­фия – по­та­ён­ная, скры­тая, пред­став­ля­ю­щая со­бой сю­жет­ное оформ­ле­ние той «ог­ром­ной иг­ры», ко­то­рую Ле­о­нов по­сто­ян­но вёл с ис­то­ри­ей, вла­с­тью и судь­бой. И, на­ко­нец, тре­тья би­о­гра­фия – это ис­то­рия о том, как в мас­со­вом со­зна­нии «вме­с­то раз­но­об­раз­но­го, сво­бод­но­го, уп­ря­мо­го, се­бе на уме Ле­о­но­ва по­яв­лял­ся Ле­о­нов мо­ну­мен­таль­ный, ор­де­но­нос­ный, од­но­знач­ный».

Ука­зан­но­му пре­вра­ще­нию спо­соб­ст­во­ва­ло преж­де все­го то, что по­сле «Рус­ско­го ле­са» (1953) пи­са­тель стал по­сте­пен­но де­мон­ти­ро­вать «ма­як» сво­е­го ли­те­ра­тур­но­го при­сут­ст­вия. В те­че­ние сле­ду­ю­щих де­ся­ти лет он пуб­ли­ку­ет лишь две но­вые ве­щи («Evgenia Ivanovna» и «Бег­ст­во ми­с­те­ра Мак-Кин­ли»), а с на­ча­ла 70-х за­ни­ма­ет­ся ис­клю­чи­тель­но воз­ве­де­ни­ем «Пи­ра­ми­ды». С это­го мо­мен­та, по­жа­луй, от Ле­о­но­ва от­де­ля­ет­ся его вир­ту­аль­ная офи­ци­аль­ная «тень» и на­чи­на­ет ве­с­ти впол­не са­мо­сто­я­тель­ное су­ще­ст­во­ва­ние. При­чём тень эта об­ре­та­ет мни­мую ося­за­е­мость не толь­ко в ор­то­док­саль­ных учеб­ни­ках и мо­но­гра­фи­ях по ис­то­рии со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры, но и в мно­го­чис­лен­ных бас­нях не­ис­то­вых дис­си­ден­тов. Так, Ев­ге­ний Ев­ту­шен­ко, то ли на­слу­шав­шись ку­ли­нар­ных стра­ши­лок про Жда­но­ва, де­мон­ст­ра­тив­но по­жи­рав­ше­го гру­ды пер­си­ков на ули­цах бло­кад­но­го Ле­нин­гра­да, то ли на­чи­тав­шись ис­то­рий про Вин­ни-Пу­ха, под­верг­ше­го на­силь­ст­вен­ной кол­лек­ти­ви­за­ции все ку­лац­кие па­се­ки в Чу­дес­ном ле­су, со­чи­нил сти­хо­твор­ную ис­то­рию о том, как бес­сер­деч­ный Ле­о­нов ску­пил в го­лод­ном во­ен­ном Чи­с­то­по­ле весь мёд («Я рас­ска­жу вам быль про мед, / Пусть кой-ко­го она прой­мёт…»). Не от­ста­вал от Ев­ту­шен­ко и Со­лже­ни­цын, с дет­ст­ва при­вык­ший жить не по лжи. В зна­ме­ни­том ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­ри­че­с­ком ис­сле­до­ва­нии осо­бен­но­с­тей со­вет­ской пе­ни­тен­ци­ар­ной си­с­те­мы он не за­был ус­та­вить пы­ла­ю­щий гне­вом перст на Ле­о­но­ва, ко­то­рый буд­то бы «за­пре­тил сво­ей же­не, урож­дён­ной Са­баш­ни­ко­вой, по­се­щать се­мью её по­са­жён­но­го бра­та С.М. Са­баш­ни­ко­ва». Апо­фе­о­зом рас­ста­ва­ния Ле­о­ни­да Ле­о­но­ва с са­мим со­бой, ре­аль­ным и не­вы­ду­ман­ным, стал ви­зит к пи­са­те­лю Ми­ха­и­ла Гор­ба­чё­ва. Мут­но­ре­чи­вый ген­сек, же­лая сде­лать при­ят­ное по­след­не­му со­вет­ско­му клас­си­ку в день его де­вя­но­с­то­лет­не­го юби­лея, за­явил, что на­хо­дит­ся в ще­ня­чь­ем вос­тор­ге от ро­ма­на Ле­о­но­ва «Бру­с­ки». Мож­но, ко­неч­но, дол­го сме­ять­ся над тем, как се­рий­ный убий­ца рус­ских ор­фо­э­пи­че­с­ких норм про­ва­лил ещё и ре­пе­ти­ци­он­ный ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре, но факт ос­та­ёт­ся фак­том: рас­па­да­ю­ще­е­ся мас­со­вое со­зна­ние стре­ми­лось уп­ря­тать Ле­о­но­ва в Ба­с­ти­лию кон­до­во­го соц­ре­а­лиз­ма, для вер­но­с­ти на­пя­лив на строп­ти­во­го уз­ни­ка же­лез­ную ма­с­ку Фё­до­ра Пан­фё­ро­ва.

Дер­жать пи­са­те­ля в изо­ли­ро­ван­ной ка­ме­ре при­жиз­нен­но­го заб­ве­ния бы­ло удоб­но ещё и по­то­му, что воз­ни­ка­ла воз­мож­ность бес­пре­пят­ст­вен­но­го при­сво­е­ния при­над­ле­жа­ще­го ему ли­те­ра­тур­но­го иму­ще­ст­ва. На­при­мер, Чин­гиз Айт­ма­тов, как убе­ди­тель­но до­ка­зы­ва­ет При­ле­пин, «бес­хи­т­ро­ст­но по­за­им­ст­во­вал» у Ле­о­но­ва струк­ту­ру «До­ро­ги на оке­ан» для сво­е­го пер­во­го ро­ма­на «И доль­ше ве­ка длит­ся день…» («Бу­ран­ный по­лу­ста­нок»). Этот рей­дер­ский за­хват про­изо­шёл в 1980 го­ду, «ког­да в сре­де «вы­со­ко­ло­бой», за­да­ю­щей тон пуб­ли­ки чи­тать и по­чи­тать Ле­о­но­ва ста­ло не­сколь­ко да­же не­при­лич­ным – и, как след­ст­вие, ав­тор «И доль­ше ве­ка…» имел ос­но­ва­ния на­де­ять­ся, что ни­кто ни­че­го не уви­дит» (что, соб­ст­вен­но, и про­изо­ш­ло).

Кон­тра­банд­но­го Ле­о­но­ва При­ле­пин су­мел да­же об­на­ру­жить в твор­че­ст­ве Ни­ки­ты Ми­хал­ко­ва, чей фильм «Утом­лён­ные солн­цем» ока­зал­ся при вни­ма­тель­ном рас­смо­т­ре­нии кон­та­ми­на­ци­ей двух на­шу­мев­ших в 1930-е го­ды ле­о­нов­ских пьес – «По­лов­чан­ских са­дов» и «Вол­ка».

Пла­но­мер­но оты­с­ки­вая за­ма­с­ки­ро­ван­ное при­сут­ст­вие сво­е­го ге­роя в чьих-ли­бо про­из­ве­де­ни­ях, За­хар, ес­те­ст­вен­но, не за­бы­ва­ет и о том, что­бы рас­ши­ф­ро­вы­вать раз­но­об­раз­ные на­мё­ки и ал­лю­зии, та­я­щи­е­ся в про­за­и­че­с­ких и дра­ма­тур­ги­че­с­ких со­чи­не­ни­ях са­мо­го Ле­о­но­ва. В ка­ком-то смыс­ле он ста­но­вит­ся тем выс­шим на­да­д­ре­са­том, на «аб­со­лют­но спра­вед­ли­вое от­вет­ное по­ни­ма­ние ко­то­ро­го», по сло­вам Бах­ти­на, все­гда рас­счи­ты­ва­ет каж­дый пи­са­тель. А так как воз­ник­но­ве­ние по­доб­ной ин­стан­ции яв­ля­ет­ся ко­неч­ной це­лью лю­бо­го би­о­гра­фи­че­с­ко­го ис­сле­до­ва­ния, то сле­ду­ет при­знать, что кни­га о Ле­о­но­ве При­ле­пи­ну уда­лась. 


Алексей КОРОВАШКО,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования