Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 04.03.2011

Играем Бунина

 «Ка­тя, Со­ня, По­ля, Га­ля, Ве­ра, Оля, Та­ня…», ре­жис­сёр Дми­т­рий Кры­мов, «Шко­ла дра­ма­ти­че­с­ко­го ис­кус­ст­ва» сов­ме­ст­но с Цен­т­ром им. Вс. Мей­ер­холь­да

 

Фото Наталии ЧЕБАН
Фото Наталии ЧЕБАН

Спек­такль по рас­ска­зам, на ос­но­ве их, по мо­ти­вам – яв­ле­ние в со­вре­мен­ном рос­сий­ском те­а­т­ре не­ред­кое. За­ме­че­но, что из хо­ро­шей про­зы при из­ве­ст­ном уме­нии мож­но сде­лать при­лич­ную пье­су. А вот в об­рат­ном по­ряд­ке, из хо­ро­шей пье­сы – при­лич­ную про­зу, ещё ни­ко­му не уда­ва­лось. Вы­бор ав­то­ра рас­ска­зов, как и 50 про­цен­тов ус­пе­ха бу­ду­ще­го спек­так­ля, оп­ре­де­ля­ют­ся из­ве­ст­но­с­тью и чи­та­е­мо­с­тью (что не од­но и то же), я бы да­же ска­зал, «на­род­но­с­тью» пи­са­те­ля. Ча­ще все­го оте­че­ст­вен­ные те­а­т­раль­ные ре­жис­сё­ры в по­ис­ках све­же­го дра­ма­тур­ги­че­с­ко­го ма­те­ри­а­ла об­ра­ща­ют­ся к рас­ска­зам Че­хо­ва, Зо­щен­ко, Ба­бе­ля и Шук­ши­на.

Но­вый спек­такль Дми­т­рия Кры­мо­ва (на­зва­ние – пе­ре­чис­ле­ние жен­ских имён) по­став­лен по мо­ти­вам цик­ла рас­ска­зов Ива­на Бу­ни­на «Тём­ные ал­леи». Пре­мье­ра со­сто­я­лась в фе­в­ра­ле, и два пред­став­ле­ния прой­дут в мар­те на сце­не Цен­т­ра им. Вс. Мей­ер­холь­да. Ин­те­рес­но, что в Моск­ве в те­а­т­ре им. М.Н. Ер­мо­ло­вой уже бо­лее двух лет идёт спек­такль по рас­ска­зам Бу­ни­на, при­чём не­ко­то­рые сю­же­ты в обе­их по­ста­нов­ках сов­па­да­ют. Спек­такль «Воз­люб­лен­ная на­ми» в те­а­т­ре им. Ер­мо­ло­вой, иду­щий на ма­лой сце­не в про­ст­ран­ст­ве те­а­т­раль­но­го му­зея с пре­об­ла­да­ни­ем дек­ла­ма­ции над дей­ст­ви­ем, со­про­вож­да­е­мый му­зы­кой Скря­би­на и пе­ни­ем Вер­тин­ско­го, по жа­н­ру по­хож на ли­те­ра­тур­но-му­зы­каль­ную ком­по­зи­цию. И сов­сем дру­гое – спек­такль Д.Кры­мо­ва, но­ся­щий все при­ме­ты со­вре­мен­но­го ре­жис­сёр­ско­го втор­же­ния в клас­си­че­с­кий текст.

Этот спек­такль де­мон­ти­ру­ет са­мо по­ня­тие «клас­си­че­с­кий те­атр». Ак­тё­ров пе­ре­оде­ва­ют и гри­ми­ру­ют на сце­не пе­ред на­ча­лом пред­став­ле­ния. Вме­с­то еди­но­го и за­вер­шён­но­го сю­же­та зри­те­лю пред­ло­же­на мо­за­и­ка от­рыв­ков «из Бу­ни­на», фа­бу­лы боль­шин­ст­ва рас­ска­зов не за­вер­ше­ны, а лишь обо­зна­че­ны. Ак­т­ри­сы по­сле за­вер­ше­ния ро­ли не по­ки­да­ют сце­ну, а за­ми­ра­ют на­по­до­бие ку­кол в кар­тон­ных ко­роб­ках. Ес­ли у Бу­ни­на ге­ро­и­ня – нуж­да­ю­ща­я­ся эми­г­рант­ка в Па­ри­же, то у Кры­мо­ва она – без­но­гая ка­ле­ка, и пе­ре­дви­га­ет­ся на те­леж­ке, от­тал­ки­ва­ясь де­ре­вян­ны­ми чур­ба­ка­ми от ас­фаль­та. Пре­об­ла­да­ют гро­теск, пре­уве­ли­че­ние и па­ро­дия. По су­ти, это па­ро­дия на ли­рич­ную, чув­ст­вен­ную, от­кро­вен­ную и по­то­му уяз­ви­мую про­зу «Тём­ных ал­лей». За­вер­ша­ет­ся спек­такль впол­не ко­ме­дий­ной сце­ной, где школь­ни­ки стар­ших клас­сов с рюк­зач­ка­ми, все как один по­хо­жие на улич­ных рэ­пе­ров, при­хо­дят в му­зей и слу­ша­ют рас­сказ ста­ро­мод­но оде­той вос­тор­жен­ной экс­кур­со­вод­ши, «бу­нин­ской де­вуш­ки», о твор­че­ст­ве Бу­ни­на.

Всё вме­с­те с ими­та­ци­ей по­жа­ра за ку­ли­са­ми и ды­ма из пар­те­ра, с му­зы­кой Пья­цол­лы и ро­ман­сов «Очи чёр­ные» и «Утом­лён­ное солн­це», с ис­чез­но­ве­ни­ем при по­гас­шем све­те и вне­зап­ным по­яв­ле­ни­ем ак­т­рис, с рас­пи­ли­ва­ни­ем ма­не­ке­нов и дол­гим мо­но­ло­гом по-фран­цуз­ски на­по­ми­на­ет слож­но­со­чи­нён­ный пер­фор­манс. Че­ло­век те­а­т­ра и про­фес­си­о­нал, Д.Кры­мов зна­ет, как за­фик­си­ро­вать вни­ма­ние зри­те­ля, и – фик­си­ру­ет его. Всё вре­мя на сце­не что-то про­ис­хо­дит, кар­тин­ка бы­с­т­ро ме­ня­ет­ся, как в кли­пе. И по­ка смо­т­ришь-смо­т­ришь, за­кра­ды­ва­ет­ся кра­моль­ная мысль, что к про­зе Ива­на Бу­ни­на про­ис­хо­дя­щее име­ет ко­с­вен­ное от­но­ше­ние. На пер­вом ме­с­те здесь ре­жис­сёр­ское «са­мо­вы­ра­же­ние». То же са­мое мож­но про­де­лать с сю­же­та­ми рас­ска­зов лю­бо­го пи­са­те­ля, от Ку­при­на до Кру­пи­на.

На­пи­сав это, я ри­с­кую по­лу­чить об­ви­не­ние в кон­сер­ва­тиз­ме и не­по­ни­ма­нии со­вре­мен­но­го те­а­т­ра.

Дей­ст­ви­тель­но, нель­зя же сей­час ста­вить, как ста­ви­ли в про­шлом ве­ке.

Долж­ны быть ре­жис­сёр­ские по­ис­ки, ка­кое-то дви­же­ние, или ста­вим точ­ку в раз­ви­тии?

И что Ива­ну Бу­ни­ну от то­го, что его по­ста­ви­ли «по-но­во­му»?

Его, что на­зы­ва­ет­ся, не убу­дет от оче­ред­ной ре­жис­сёр­ской ин­тер­пре­та­ции.

Его про­за пре­бы­ва­ет на не­до­ся­га­е­мой олим­пий­ской вер­ши­не.

А кто-то, уви­дев этот от­вяз­ный спек­такль, за­ин­те­ре­су­ет­ся, сни­мет с пол­ки «Тём­ные ал­леи», а по­том и «Ми­ти­ну лю­бовь», «Сол­неч­ный удар», «Жизнь Ар­се­нь­е­ва».

Так по­сле эк­ра­ни­за­ции клас­си­ки по­яв­ля­ет­ся спрос в книж­ных ма­га­зи­нах и биб­ли­о­те­ках на эк­ра­ни­зи­ро­ван­ную кни­гу.

Это всё – ар­гу­мен­ты в поль­зу «но­во­го про­чте­ния».

Ед­ва ли не луч­шая часть спек­так­ля – иг­ра Ан­ны Си­ня­ки­ной, изо­б­ра­жа­ю­щей По­лю, де­ви­цу лёг­ко­го по­ве­де­ния из рас­ска­за «Ма­д­рид». Пре­одо­ле­вая за­дан­ную ку­коль­но-ма­не­кен­ную схе­му, и в то же вре­мя пла­с­ти­че­с­ки со­от­вет­ст­вуя ей, Ан­не Си­ня­ки­ной уда­ёт­ся вы­звать со­чув­ст­вие к сво­ей на­ив­ной ге­ро­и­не. Она по­яв­ля­ет­ся из кар­тон­ной ко­роб­ки, она, за­вер­шив роль, воз­вра­ща­ет­ся в неё и за­ми­ра­ет в сло­ман­ной по­зе, но со­ст­ра­да­ние вы­зы­ва­ет не кук­ла, а че­ло­ве­че­с­кая ис­то­рия, убе­ди­тель­но пе­ре­дан­ная ак­т­ри­сой.

В спек­так­ле за­ня­ты ак­тё­ры Ла­бо­ра­то­рии Д.Кры­мо­ва при «Шко­ле дра­ма­ти­че­с­ко­го ис­кус­ст­ва». Они со­став­ля­ют хо­ро­ший ан­самбль и впол­не со­от­вет­ст­ву­ют за­да­че, по­став­лен­ной ре­жис­сё­ром. При­гла­шён­ная звез­да, Ва­ле­рий Гар­ка­лин в ро­ли гос­по­ди­на, вспо­ми­на­ю­ще­го о про­шлом, о мо­ло­до­с­ти, об уса­деб­ной жиз­ни – не­что вро­де аль­тер-эго ав­то­ра рас­ска­зов – ко­ми­чен и се­рь­ё­зен од­но­вре­мен­но.

В за­клю­че­ние ска­жу, что ес­ли бы я, не чи­тая «Тём­ных ал­лей», уви­дел спек­такль Д.Кры­мо­ва, то по­лу­чил бы пре­врат­ное пред­став­ле­ние о Бу­ни­не, ре­шил бы, что это пи­са­тель-экс­цен­т­рик вро­де Д.Харм­са. И ско­рее все­го, не я один так ре­шил бы.

От­сю­да един­ст­вен­но воз­мож­ный вы­вод: пе­ред по­хо­дом в те­атр про­чти­те пер­во­ис­точ­ник. Хо­тя бы для то­го, что­бы уз­нать за­го­дя, а не пост­фак­тум, о чём же там речь на са­мом де­ле.


Алекс РАПОПОРТ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования