Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №11. 18.03.2011

СКРЫТЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РЕВОЛЮЦИИ

Юрий Козлов – один из самых интересных прозаиков в сегодняшней России. Каждое его произведение вызывает неподдельный интерес у читателей. Проза этого писателя, как минимум, несёт в себе несколько скрытых измерений. В издательстве «Олма медиа групп» выходит серия избранных произведений Юрия Козлова.

Первое из них – роман «Пустыня отрочества».

Роман-миф или роман-игра оказался уникальным писательским опытом в советской детской литературе, уходившей вместе с эпохой. И книгой во многом пророческой. Быть может, именно поэтому интерес к «Пустыне отрочества» не угасает и сегодня. И её первые читатели-подростки 1980-х, и современные тинэйджеры теперь уже в пространстве Интернета ищут эту книгу и обсуждают её.

В эти дни в издательстве «Поколение» выходит и новый роман Юрия Козлова «Почтовая рыба», фрагменты из которого публиковались недавно в нашей газете.

 

Юрий КОЗЛОВ
Юрий КОЗЛОВ

– Юрий Ви­ль­я­мо­вич, с чем свя­зан ин­те­рес из­да­те­лей к ва­ше­му твор­че­ст­ву? Не­уже­ли у чи­та­те­лей во­зоб­но­вила­сь по­т­ребность в се­рь­ёз­ной ли­те­ра­ту­ре?

– Хо­те­лось бы в это ве­рить, но, ду­маю, это не так. Ско­рее, это сте­че­ние об­сто­я­тельств. Судь­ба пи­са­те­ля в Рос­сии по-преж­не­му не­за­вид­на. В га­зе­тах на пол­ном се­рь­ё­зе ве­дут­ся дис­кус­сии – со­хра­нит­ся ли во­об­ще про­фес­сия пи­са­те­ля в бли­жай­шее де­ся­ти­ле­тие, или ав­то­ры «рас­тво­рят­ся» в раз­лич­ных из­да­тель­ских про­ек­тах, бу­дут кол­лек­тив­но со­чи­нять под псев­до­ни­ма­ми. В этом смыс­ле по­след­ние се­рь­ёз­ные пи­са­те­ли в на­шей стра­не и впрямь на­по­ми­на­ют «поч­то­вых рыб», ко­то­рые упор­но пы­та­ют­ся вру­чить свои «пись­ма сча­с­тья» по­гре­бён­ным под тол­щей ни­ще­ты и бес­куль­ту­рья по­след­ним чи­та­те­лям. В со­ци­аль­ном пла­не «го­ри­зон­таль­ных» свя­зей меж­ду ав­то­ра­ми и те­ми, кто чи­та­ет их кни­ги, нет. Пи­са­тель се­го­дня пре­дель­но оди­нок. Но и чи­та­тель – ка­те­го­рия ис­че­за­ю­щая.

– Но ведь са­мых раз­ных книг из­да­ёт­ся ве­ли­кое мно­же­ст­во. Книж­ные ма­га­зи­ны за­то­ва­ре­ны…

– А вы по­смо­т­ри­те на це­ны. Сей­час да­же в со­лид­ных ор­га­ни­за­ци­ях лю­ди по­ку­па­ют од­ну кни­гу на весь, до­пу­с­тим, от­дел и чи­та­ют её в оче­редь.

– Прак­ти­че­с­ки лю­бую кни­гу мож­но ска­чать в Ин­тер­не­те.

– Эле­к­трон­ная кни­га на­хо­дит­ся вне ис­кус­ст­ва, по ту сто­ро­ну эс­те­ти­ки кни­го­из­да­ния. Кни­га – это не толь­ко «сле­пой» текст, но ещё и оформ­ле­ние, об­лож­ка, шрифт, ил­лю­с­т­ра­ции и так да­лее. Су­дя по то­му, как рас­тут це­ны на кни­ги, они пре­вра­ща­ют­ся в пред­ме­ты рос­ко­ши. Во всём этом за­клю­ча­ет­ся аб­сурд на­шей жиз­ни: бед­ные лю­ди (а это ос­нов­ные чи­та­те­ли) долж­ны по­ку­пать до­ро­гие кни­ги. Так что в слу­чае из­да­ния се­рь­ёз­ной ли­те­ра­ту­ры речь идёт о «то­чеч­ном» вы­бо­ре по­тен­ци­аль­но­го чи­та­те­ля. Но и этот то­чеч­ный вы­бор «сма­зан». Се­рь­ёз­ные кни­ги – вне рек­лам­ных кам­па­ний. В ма­га­зи­нах их не ста­вят на пол­ки «бест­сел­ле­ров» и «ли­де­ров про­даж». По­это­му, увы, у се­рь­ёз­ной ли­те­ра­ту­ры шан­сов стать мас­со­вой, ка­кой она бы­ла в со­вет­ское вре­мя, нет. А это са­мым пла­чев­ным об­ра­зом ска­зы­ва­ет­ся на ум­ст­вен­ном и ду­хов­ном уров­не лю­дей.

– Но ес­ли ва­ши кни­ги из­да­ют­ся, зна­чит, из­да­те­ли рас­счи­ты­ва­ют на то, что их рас­хо­ды «ото­бьют­ся»?

– На­вер­ное. Ведь в «Пу­с­ты­не от­ро­че­ст­ва» речь идёт о со­зда­нии, рас­цве­те и рас­па­де го­су­дар­ст­ва де­тей.

Миф и иг­ра – это два «ки­та», на ко­то­рых фор­ми­ру­ет­ся со­зна­ние ре­бён­ка, под­ро­ст­ка. Но и лю­бая об­ще­ст­вен­ная кон­ст­рук­ция то­же. Со­вре­мен­ная Рос­сия то­же по­ко­ит­ся на ми­фе, что СССР был им­пе­ри­ей зла, что при­шли два бо­га­ты­ря-де­мо­кра­та Гор­ба­чёв и Ель­цин и раз­ру­ши­ли его к чёр­то­вой ма­те­ри. Ну а се­го­дняш­няя си­ту­а­ция с пред­сто­я­щи­ми вы­бо­ра­ми пре­зи­ден­та – раз­ве это не иг­ра? То же са­мое мож­но ска­зать о ро­ма­не «Поч­то­вая ры­ба», где со­дер­жит­ся не­кий эс­киз то­го бу­ду­ще­го, ко­то­рое нас ожи­да­ет. Ге­рой – по­лу­пи­са­тель-по­лу­чи­нов­ник – ви­дит это бу­ду­щее из­ну­т­ри ми­ра вла­с­ти, а этот мир, точ­но так же, как мир пре­ступ­ни­ков, про­сти­ту­ток и убийц, был все­гда ин­те­ре­сен чи­та­те­лям. Всё это от­но­сит­ся и к дру­гим ро­ма­нам, во­шед­шим в «Из­бран­ное»: «Ре­фор­ма­тор», «За­кры­тая таб­ли­ца», «Оди­но­че­ст­во ве­щей». По­жа­луй, толь­ко «Изо­б­ре­те­ние ве­ло­си­пе­да» – ис­клю­че­ние. Но это ро­ман о пер­вой люб­ви, то есть на «веч­ную» те­му.

– «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» весь­ма по­дроб­но раз­би­ра­ла все ва­ши но­вые про­из­ве­де­ния. Глав­ный ре­дак­тор Вя­че­слав Ог­рыз­ко, к при­ме­ру, очень вы­со­ко оце­ни­ва­ет ва­шу по­весть «Ге­о­по­ли­ти­че­с­кий ро­манс». По­че­му она не во­шла в «Из­бран­ное»?

– Эта по­весть бы­ла из­да­на в год рас­ст­ре­ла Вер­хов­но­го Со­ве­та, а по­том мно­го­крат­но пе­ре­из­да­ва­лась, да­же, как ни стран­но, на Ук­ра­и­не. В ней от­ра­зи­лись мыс­ли и на­ст­ро­е­ния мно­гих па­т­ри­о­ти­че­с­ки на­ст­ро­ен­ных лю­дей тех лет. Но за­гад­ка в том, что боль­шин­ст­во лю­дей точ­но так же – не­при­ми­ри­мо по от­но­ше­нию к вла­с­ти и то­му кур­су, ко­то­рым она ве­дёт стра­ну – на­ст­ро­е­но и се­го­дня. Но это аб­со­лют­но не ска­зы­ва­ет­ся ни на чём – ни на ха­рак­те­ре про­во­ди­мых ре­форм, ни на от­но­ше­нии так на­зы­ва­е­мой «эли­ты» к «ма­лым сим», к куль­ту­ре, к при­ро­де, к со­хра­не­нию на­ци­о­наль­но­го до­сто­я­ния и так да­лее.

– И с чем это, по-ва­ше­му, свя­за­но?

– У бес­пре­дель­но­го тер­пе­ния на­ро­да од­на при­чи­на: страх, что ес­ли об­ру­шит­ся ны­неш­няя «вер­ти­каль» вла­с­ти, ста­нет ещё ху­же. По край­ней ме­ре, на ка­кое-то вре­мя. Де­ло в том, что на­ше на­се­ле­ние раз­де­ли­лось на две на­ции – на­цию бо­га­тых и на­цию бед­ных. Они су­ще­ст­ву­ют в про­ти­во­ес­те­ст­вен­ном сим­би­о­зе. У них со­вер­шен­но раз­ные ус­т­рем­ле­ния. Но по­ка за гра­ни­цу ре­кой льёт­ся нефть и ле­тит по тру­бам газ, стра­на на­хо­дит­ся в от­но­си­тель­ном рав­но­ве­сии. Это по­роч­ное, ущерб­ное рав­но­ве­сие, но де­мо­ра­ли­зо­ван­ная, за­ня­тая ис­клю­чи­тель­но «вы­жи­ва­ни­ем» на­ция бед­ных дер­жит­ся за не­го из по­след­них сил. Вре­мя ге­ро­ев ещё не на­ста­ло. По­ка нет яв­но­го го­ло­да и мож­но ку­пить вод­ку, ге­рои в Рос­сии от­ды­ха­ют.

– Ва­шу се­мью мож­но на­звать пи­са­тель­ской. Рас­ска­жи­те, из­да­ёт­ся ли что-ни­будь из твор­че­ст­ва ва­ше­го от­ца – Ви­ль­я­ма Коз­ло­ва? Пи­шет ли се­го­дня дочь?

– В про­шлом го­ду в из­да­тель­ст­ве «Ам­фо­ра» вы­шел сбор­ник дет­ских по­ве­с­тей от­ца. В этом го­ду, на­вер­ное, вый­дет сбор­ник его во­ен­ных по­ве­с­тей. У до­че­ри – Ан­ны Коз­ло­вой – то­же в «Ам­фо­ре» но­вый ро­ман вый­дет этой вес­ной. Сей­час она за­ня­та сце­на­ри­ем к мно­го­се­рий­но­му те­ле­ви­зи­он­но­му филь­му.

– Вы по-преж­не­му уве­ре­ны, что бу­ду­щее на­шей ли­те­ра­ту­ры за ре­а­лиз­мом? Или всё-та­ки за но­вы­ми «се­те­вы­ми» жа­н­ра­ми? Кста­ти, в по­след­ней пе­ре­пи­си на­се­ле­ния, ес­ли ве­рить оп­ро­сам, при­мер­но сто пять­де­сят ты­сяч че­ло­век оп­ре­де­ли­ли се­бя как «пи­са­те­лей».

– За оди­ноч­ка­ми, ко­то­рые пи­шут во­пре­ки все­му, не­смо­т­ря ни на что, без на­деж­ды быть про­чи­тан­ны­ми и оце­нён­ны­ми. Что же ка­са­ет­ся «пи­са­те­лей-се­те­ви­ков», то и Ле­нин, ес­ли кто по­мнит, на­ка­ну­не ре­во­лю­ции на­зы­вал се­бя «ли­те­ра­то­ром».

 

 

 

 

 

 

 


Вопросы задавала Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования