Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №12. 25.03.2011

Изумляемся вместе с Сергеем Шаргуновым

 Ни­ко­ла­ев по­хож на кня­зя

 

Это но­вая кни­га пи­са­те­ля Вик­то­ра Ни­ко­ла­е­ва. Его кни­ги из­да­ва­лись де­сят­ка­ми, а то и сот­ня­ми ты­сяч эк­земп­ля­ров, на его не­дав­нем ве­че­ре в Боль­шом За­ле ЦДЛ бы­ло не про­толк­нуть­ся, од­на­ко Ни­ко­ла­ев об­де­лён вни­ма­ни­ем прес­сы. Из­ве­ст­но­с­тью в на­ро­де, но пре­бы­ва­ни­ем в ли­те­ра­тур­ном под­по­лье он на­по­ми­на­ет дру­го­го ав­то­ра – пре­крас­но­го ку­бан­ско­го по­эта Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва.

Ни­ко­ла­ев – офи­цер, про­шёл «го­ря­чие точ­ки»: Аф­га­ни­с­тан, Сум­га­ит, Сте­па­на­керт, Ка­ра­бах, Спи­так, Тби­ли­си. О том страш­ном опы­те бы­ла его пер­вая кни­га «Жи­вый в по­мо­щи». О бес­при­зор­ни­ках и дет­до­мов­цах бы­ла его кни­га «Бе­зот­цов­щи­на». И вот – но­вая вещь. Ни­ко­ла­ев вновь оку­нул­ся в гу­щу жиз­ни. На этот раз – кни­га о Ша­мор­дин­ской оби­те­ли, о со­вре­мен­ном вос­ста­нов­лен­ном мо­на­с­ты­ре, о лю­дях, ко­то­рые жи­вут за сте­на­ми и ко­то­рые при­ез­жа­ют сю­да в на­деж­де на по­мощь.

Ни­ко­ла­ев пи­шет про­сто. Это не ли­те­ра­ту­ра, бе­ру­щая ис­ток от ев­ро­пей­ско­го «жа­н­ра ро­ма­на». Ско­рее, его тек­с­ты на­сле­ду­ют ска­за­ни­ям и жи­ти­ям. Ав­тор, ли­ри­че­с­кий ге­рой кни­ги, на­по­ми­на­ет древ­не­рус­ско­го кня­зя, бла­го­род­но пре­ду­преж­да­ю­ще­го не­дру­гов: «Иду на вы!». Бла­го­род­ст­во ха­рак­те­ра и вос­при­я­тия ми­ра пе­ре­да­ёт­ся и сти­лю – оча­ро­вы­ва­ю­ще­му яс­но­с­тью фраз. Вот Ни­ко­ла­ев пи­шет об, увы, ти­пич­ной судь­бе рус­ской жен­щи­ны.

«Она тог­да по­се­де­ла от го­ря. Та се­ди­на, как пер­вые за­мо­роз­ки. Ушёл муж – за­мёрз­ла ду­ша. Ма­ша сми­ри­лась и го­то­ва бы­ла по­том всё про­стить, но сын… До не­го уже бы­ло, как до го­ри­зон­та: ви­дишь, а при­кос­нуть­ся не мо­жешь».

Чи­тая мо­на­с­тыр­скую кни­гу Ни­ко­ла­е­ва, вспо­ми­на­ешь ещё и Ле­с­ко­ва с «Оча­ро­ван­ным стран­ни­ком». Мно­же­ст­во ис­то­рий о стран­ни­ках по жиз­ни и не­ве­ро­ят­ные чу­де­са, с ни­ми слу­чив­ши­е­ся, при­ни­ма­ешь до­вер­чи­во. Жен­щи­на-за­бул­ды­га за­мер­за­ла в по­ле, но за ми­ну­ту до ги­бе­ли её спас ан­гел, кос­нув­шись кры­лом. Дру­гую жен­щи­ну, ос­тав­шу­ю­ся без до­ма, со­гре­ла со­ба­чья стая. Му­жик не­до­вер­чи­во оку­нул в свя­той ис­точ­ник вы­сох­шую но­гу, и вдруг но­га ожи­ла, по­теп­ле­ла, паль­цы за­ро­зо­ве­ли. Здесь же ли­ца обыч­ных уни­жен­ных и ос­кор­б­лён­ных на­ших дней – тру­же­ни­ков, во­як, ста­ри­ков. Здесь же пор­т­ре­ты ду­хо­вен­ст­ва и мо­на­хинь, от­дав­ших се­бя ве­ре. Здесь же – глу­хо­не­мая па­ра, ко­то­рая меж­ду со­бой «раз­го­ва­ри­ва­ет гла­за­ми». И здесь же яр­кий на­род­ный юмор. У во­рот мо­на­с­ты­ря по­би­ра­ет­ся ни­щий То­лян, не­ког­да ус­пеш­ный кре­с­ть­я­нин с цве­ту­щей се­мь­ёй, а те­перь спив­ший­ся оди­ноч­ка. Он бо­жит­ся «за­вя­зать», мо­лит­ся ико­не «Не­упи­ва­е­мая Ча­ша», чтоб пе­ре­стать пить, но…

«По глу­хо­те сво­ей на­зва­ние ико­ны он рас­слы­шал бук­валь­но так: «не­вы­пи­ва­е­мая ча­ша» – и ста­ра­тель­но со­блю­дал дан­ную клят­ву сле­ду­ю­щим об­ра­зом: не­до­пи­вал один гло­ток браж­ки, счи­тая, что тем са­мым че­ст­но вы­пол­нил обе­ща­ние, дан­ное им це­леб­ной ико­не».

Ни­ко­ла­ев по­дроб­но опи­сы­ва­ет мо­на­с­тыр­ское хо­зяй­ст­во, лю­бов­но пе­ре­чис­ляя име­на и ис­сле­дуя ха­рак­те­ры вся­кой тва­ри – от ко­ро­вы до ко­та, и эта неж­ность про­дол­жа­ет­ся кар­ти­на­ми при­ро­ды – зе­ле­ни и во­ды. Но кро­ме мо­на­с­тыр­ско­го бы­та по­ка­за­на жуть гни­ю­щей де­рев­ни, изо­б­ра­жён ад без­дом­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. Ни­ко­ла­ев рас­ска­зы­ва­ет о том, как не­воз­мож­но за­те­ять своё де­ло: в ма­лень­ком го­род­ке во­ен­но­го, со­здав­ше­го фонд по­мо­щи ин­ва­ли­дам, при­жа­ли чи­нов­ни­ки. Пи­шет Ни­ко­ла­ев и о зо­не – всё так же до­ку­мен­таль­но-вы­пук­ло.

Ге­рои кни­ги Ни­ко­ла­е­ва ос­тав­ля­ют ощу­ще­ние древ­них, ста­рин­ных. Ге­рои ле­то­пи­сей, ге­рои Ле­с­ко­ва, ге­рои по­лот­на «Русь Ухо­дя­щая»… И од­но­вре­мен­но ге­рои на­сущ­ные, что на­зы­ва­ет­ся – пре­дель­но ак­ту­аль­ные. Это – стра­да­ю­щая и ве­ря­щая в чу­до – все­гдаш­няя на­ша стра­на.

 

Вик­тор Ни­ко­ла­ев. По­ра за­ду­мать­ся о глав­ном. Ша­мор­дин­ские ис­то­рии. М., 2011.


 

Тра­гизм Йейт­са слов­но ра­ди­а­ция

 

Эта кни­га бу­дет по­лез­на всем, ко­му ин­те­рес­на аме­ри­кан­ская про­за. Кто на­слаж­да­ет­ся че­ло­веч­ной ли­те­ра­ту­рой, пе­ре­да­ю­щей буд­нич­ные по­лу­то­на жиз­ни и рас­ска­зы­ва­ю­щей о са­мом глав­ном и яр­ком – об оди­но­че­ст­ве.

«Ды­ха­ние судь­бы» – ро­ман в трёх ча­с­тях с про­ло­гом и эпи­ло­гом. Ри­чард Йейтс на­пи­сал ис­то­рию ма­те­ри и сы­на, как от­ме­ча­ют кри­ти­ки, во мно­гом ав­то­био­гра­фич­ную. Ис­то­рия при­вя­зан­но­с­ти и кон­флик­та, при­твор­ст­ва и раз­дра­же­ния, бес­си­лия и ам­би­ций. Али­са Прен­тис – мать-оди­ноч­ка, скульп­тор, по­ме­ша­на на сво­ём та­лан­те и ус­коль­за­ю­щем ус­пе­хе, но то­нет в мяг­кой пы­ли по­сред­ст­вен­но­го и без­ве­ст­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. Её сын Ро­берт осуж­да­ет мать, но он ещё сла­бее, чем она, за не­до­стат­ком во­ли и су­ма­с­брод­ст­ва. Уго­див в по­жар Вто­рой ми­ро­вой, он по­мы­ш­ля­ет о по­дви­ге, но стал­ки­ва­ет­ся со сплош­ной без­на­дё­гой, и ис­пы­та­ния, ко­то­рые ему вы­па­да­ют, ока­зы­ва­ют­ся со­мни­тель­ны­ми и не­ге­рой­ски­ми.

Во­об­ще, со­мне­ние по­сто­ян­но со­пут­ст­ву­ет Ро­бер­ту. Да­же у гро­ба от­ца.

«От­вер­нув­шись от по­кой­ни­ка и взяв мать под ру­ку, он с не­при­яз­нью по­смо­т­рел на её за­ли­тое сле­за­ми ли­цо. Это всё её ви­на. Она ли­ши­ла его от­ца, а от­ца ли­ши­ла сы­на, и те­перь слиш­ком по­зд­но. Но не ви­но­ват ли и он то­же, и ещё боль­ше её…».

Йейтс пи­шет без сти­ли­с­ти­че­с­ких вспле­с­ков, ров­но и тща­тель­но про­ри­со­вы­вая ре­аль­ность. Его ге­рои не бьют­ся в па­ду­чей и не за­ла­мы­ва­ют ру­ки, тра­гизм рас­про­ст­ра­ня­ет­ся по про­ст­ран­ст­ву ро­ма­на мед­лен­но, но вер­но, как ра­ди­а­ция или как су­мер­ки. Сю­жет не кру­жит го­ло­ву спец­эф­фек­та­ми, но по­ст­ро­ен проч­но и до­тош­но. Йейтс – ре­а­лист, зер­ка­ля­щий мир. От это­го ино­гда по­че­му-то под­таш­ни­ва­ет. Как объ­яс­нить, по­че­му имен­но зер­каль­ность, до­сто­вер­ность вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние не­ко­то­рой ли­те­ра­тур­но­с­ти, на­ду­ман­но­с­ти. Вот Ро­берт на вой­не про­во­дит за­чи­ст­ку – с вин­тов­кой но­чью вры­ва­ет­ся в до­ма.

«Вле­тев в по­лу­тём­ную спаль­ню, он уви­дел пе­ред со­бой сол­да­та, и лишь мгно­ве­ние спу­с­тя по­нял, что смо­т­рит на соб­ст­вен­ное от­ра­же­ние в тём­ном вы­со­ком зер­ка­ле».

Ес­ли бы он вы­ст­ре­лил в се­бя – ре­аль­но­го или зер­каль­но­го – бы­ло бы ве­се­лее и как-то жиз­нен­нее. Но он вы­бе­га­ет из до­ма. От­сут­ст­вие вы­ст­ре­ла – ме­та­фо­ра для всей кни­ги Йейт­са. Она об от­сут­ст­вии вы­ст­ре­ла, взры­ва, про­ры­ва. Ис­кус­ное опи­са­ние не­воз­мож­но­с­ти ис­кус­ст­ва. Ведь ис­кус­ст­во, по вы­ра­же­нию Лот­ма­на, дви­жет­ся взры­ва­ми.

Ри­чард Йейтс умер в 1992-м. Его под­за­бы­ли, впро­чем, и при жиз­ни он, при­знан­но ка­че­ст­вен­ный ав­тор, не поль­зо­вал­ся мощ­ной по­пу­ляр­но­с­тью. Од­на­ко бу­дет спра­вед­ли­во за­ме­тить, что ну­ле­вые го­ды в аме­ри­кан­ском лит­про­цес­се про­шли под зна­ком Йейт­са – его как буд­то от­кры­ли за­но­во. В 2008-м да­же по­явил­ся до­ро­го­сто­я­щий фильм «До­ро­га пе­ре­мен» с Кейт Уин­слет и Ле­о­нар­до Ди Ка­п­рио в глав­ных ро­лях по од­но­имён­но­му ро­ма­ну Йейт­са, за­фик­си­ро­вав­ший имя пи­са­те­ля в со­зна­нии мил­ли­о­нов.

Ин­те­рес­но, па­мять о ка­ком оте­че­ст­вен­ном пи­са­те­ле на­до вос­кре­сить, что­бы все со­гла­си­лись: «Да, на­сто­я­щий и, ах – за­бы­тый!»? Во­прос.

Ри­чард Йейтс. Ды­ха­ние судь­бы. – СПб.: Аз­бу­ка, 2011.


 

Чи­ха­чёв вла­де­ет оп­ти­кой сце­на­ри­с­та

 

Эта кни­га за­яв­ле­на как ро­ман. А по­ло­ви­на её про­хо­дит в раз­де­ле «При­ло­же­ния». Меж­ду тем, имен­но раз­ме­щён­ное в «При­ло­же­нии» пред­став­ля­ет­ся мне луч­шей, ин­те­рес­ней­шей ча­с­тью.

Кни­га Чи­ха­чё­ва пред­наз­на­че­на лю­би­те­лям лёг­ко­го чте­ния. Иро­ния, со­ци­аль­ная са­ти­ра, со­вре­мен­ные ре­а­лии, ве­сё­лый же­ст­кач. На­пи­са­но бо­д­ро и бой­ко.

Ро­ман «Кунст» о мо­ло­дом че­ло­ве­ке, ра­бо­та­ю­щем в не­боль­шой ки­но­ком­па­нии. Вдруг к не­му при­хо­дят два бы­ко­ва­тых и при этом без­ли­ких муж­чи­ны, оба, как вы­яс­ня­ет­ся, Ни­ко­лаи Ва­си­ль­е­ви­чи, и пред­ла­га­ют свои сце­на­рии. Са­ми сце­на­рии (один – бре­до­во-кро­ва­вый и ко­рот­кий, дру­гой – за­тя­ну­тый и свя­зан­ный с пи­рат­ст­вом и дис­ка­ми, тре­тий де­тек­тив­ный) за­ни­ма­ют зна­чи­тель­ное ме­с­то в ро­ма­не. В про­ме­жут­ках ге­рой ме­чет­ся по го­ро­ду, из­ны­вая от раз­ных рас­про­ст­ра­нён­ных тя­гот, впол­не лов­ко за­фик­си­ро­ван­ных. В час пик он по­те­ет в ме­т­ро, он же то­мит­ся в проб­ках, крас­не­ю­щих ог­ня­ми стоп-сиг­на­лов.

«Ле­том над крас­ной ре­кой сто­ит дро­жа­щее ма­ре­во го­ря­че­го воз­ду­ха. Зи­мой на крас­ную ре­ку ва­лит снег, пре­вра­щая в сля­кот­ную жи­жу. Вес­ной и осе­нью ре­ка об­ли­ва­ет­ся дож­дём. По­го­да ме­ня­ет­ся. Проб­ки – нет».

В кон­це кон­цов, ге­рой по­па­да­ет в зло­ве­щую кон­то­ру, где ра­бо­та­ют оба ви­зи­тё­ра, и ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся КУНСТ – Кол­ле­ги­аль­ное Уп­рав­ле­ние На­род­ной Со­вре­мен­ной Те­о­кра­ти­ей. Как сле­ду­ет из ро­ма­на, это «си­ло­вая за­ку­ли­са», тай­ный центр уп­рав­ле­ния стра­ной. Ге­роя вы­нуж­да­ют стать со­труд­ни­ком КУН­СТа и да­же по­уча­ст­во­вать в на­лё­те на по­мощ­ни­ка де­пу­та­та, пе­ре­во­зя­ще­го не­пра­вед­ные день­ги. Всё на­пи­са­но за­бав­но, бе­да в том, что ком­по­зи­ция ро­ма­на рас­сы­па­ет­ся, ло­ги­ка ис­тон­ча­ет­ся, и ста­но­вит­ся не­по­нят­но, за­чем бы­ли нуж­ны мно­гие гла­вы.

Хо­тя да­же лиш­ние от­ступ­ле­ния бе­рут за жи­вое не­о­жи­дан­ной глу­би­ной. На­при­мер, вот о дет­ст­ве:

«Мысль о том, что ум­рё­те не лич­но вы, но ма­ма или па­па, до­ве­дёт вас в тём­ной дет­ской тёп­лой по­сте­ли до слёз. У вас кар­ли­чья по­стель. Ма­лень­кая. Смерть на­вер­ня­ка как злоб­ные боль­шие хрип­ло ла­ю­щие со­ба­ки…»

Как уже бы­ло за­ме­че­но, го­раз­до удач­нее про­за, рас­по­ло­жен­ная в кни­ге под гри­фом «При­ло­же­ния». Здесь – по­весть «Ме­ха­ни­че­с­кая сю­и­та», за­хва­ты­ва­ю­щая оп­ти­кой и ре­а­ли­с­тич­ной до­сто­вер­но­с­тью. Чи­ха­чёв пи­шет, как про­фес­си­о­наль­ный сце­на­рист. Мы ви­дим од­ну тра­ги­ко­ми­че­с­кую ис­то­рию с раз­ных ра­кур­сов, че­рез судь­бы раз­ных уча­ст­ву­ю­щих в ней ге­ро­ев. Здесь же за­бав­ные рас­ска­зы «Кли­ма­ти­че­с­кий фак­тор» (ме­те­о­ро­лог на­учил­ся бла­го­да­ря ком­пью­те­ру вклю­чать лю­бую по­го­ду в лю­бой точ­ке зем­но­го ша­ра) и «Шу­рик» (про жизнь обе­зь­я­ны в де­рев­не).

Фан­та­с­тич­ность и, я бы ска­зал, за­ви­раль­ность сю­же­та до­пол­ня­ет вер­но вы­бран­ная ми­лая обы­ва­тель­ская ин­то­на­ция, ук­ра­ша­ет ав­тор­ский уют­ный стиль. Так что в ка­кой-то мо­мент вспо­ми­на­ешь по­хож­де­ния бра­во­го сол­да­та Швей­ка.

 

Сер­гей Чи­ха­чёв. Кунст (Не бы­ло ки­но). – М.: РИ­ПОЛ клас­сик, 2011.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сергей ШАРГУНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования