Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №12. 25.03.2011

На границе

Вы­шел но­вый сбор­ник сти­хов Мак­си­ма Ла­в­рен­ть­е­ва, и на­зы­ва­ет­ся он строч­кой из ста­рин­ных анек­до­тов – вре­мён Кар­те­ра и Бреж­не­ва. Там две сверх­дер­жа­вы до­ра­зо­ру­жа­лись до «фин­ско-ки­тай­ской» и «поль­ско-ки­тай­ской гра­ни­цы». Этот ко­ми­че­с­кий об­раз не один раз воз­ни­ка­ет в кни­ге.

За две ми­ну­ты в лю­бой се­те­вой по­ис­ко­вой си­с­те­ме (ку­да уж нам без это­го!) мож­но най­ти чи­та­тель­ские от­зы­вы на Ла­в­рен­ть­е­ва. Пре­ва­ли­ру­ет та­кое ком­пли­мен­тар­ное оп­ре­де­ле­ние: «ве­ли­ко­леп­ный по­эт-тра­ди­ци­о­на­лист». От­ча­с­ти это клей­мо за­слу­жен­ное, впол­не бла­го­род­ное и, во вся­ком слу­чае, не­из­беж­ное. На­зы­ва­ют Ла­в­рен­ть­е­ва и не­о­клас­си­ци­с­том – на­вер­ное, по кон­тра­с­ту с прин­ци­пи­аль­ны­ми про­тив­ни­ка­ми сил­ла­бо-то­ни­ки. Во мно­гих сти­хах Ла­в­рен­ть­е­ва мы и впрямь на­блю­да­ем на­пев­ное бла­го­зву­чие и да­же ред­кое в на­ши дни стрем­ле­ние к ос­мыс­лен­ной яс­но­с­ти об­ра­зов и мыс­лей. Но не за­бы­вай­те, что мы на­хо­дим­ся на гра­ни­це, где встре­ча­ют­ся раз­ные го­су­дар­ст­ва, раз­ные тра­ди­ции. Сте­пен­ная клас­си­че­с­кая яс­ность то и де­ло пе­ре­хо­дит в свою ху­ли­ган­скую про­ти­во­по­лож­ность – и это не ме­нее важ­но для Ла­в­рен­ть­е­ва, чем внят­ное бла­го­зву­чие. Ав­тор воль­гот­но ус­т­ро­ил­ся на гра­ни­це раз­ных тра­ди­ций.

Вот и вы­хо­дит, что на пер­вый бег­лый взгляд пе­ред на­ми кон­сер­ва­тор, но мы зна­ем – и по сти­хам, и по эс­се­и­с­ти­ке Ла­в­рен­ть­е­ва – что он влюб­лён в обэ­ри­у­тов, а глав­ным по­этом для не­го был и ос­та­ёт­ся Хлеб­ни­ков. Зна­чит, Ла­в­рен­ть­ев всё-та­ки из ХХ ве­ка. И мож­но ли най­ти в по­эзии га­лак­ти­ку, бо­лее да­лё­кую от клас­си­циз­ма, чем га­лак­ти­ка Хлеб­ни­ко­ва? Сво­их под­ра­жа­те­лей Хлеб­ни­ков унич­то­жа­ет, а це­ни­те­лей обо­га­ща­ет.

Риф­му­ет Ла­в­рен­ть­ев из­во­рот­ли­во, вла­де­ет за­мыс­ло­ва­ты­ми бор­цов­ски­ми при­ёма­ми, не бо­ит­ся ка­лам­бу­ров, он во­об­ще не бо­ит­ся в ли­ри­ке при­мет сме­хо­во­го на­ча­ла – и это, ко­неч­но, от обэ­ри­у­тов, про­ра­с­тав­ших и в при­клад­ной са­ти­ри­че­с­кой по­эзии ХХ ве­ка. И рус­ская речь не ар­та­чит­ся, ус­ту­па­ет изо­б­ре­та­тель­но­му ка­ва­ле­ру:

 

И мос­ко­вит, по­клон­ник Сар­т­ра,

Под­хлё­ст­ну­тый ело­вой вет­кой,

Вглубь ро­ман­ти­че­с­ко­го са­да

Бе­жит за пух­лень­кой ним­фет­кой.

 

Ла­в­рен­ть­ев раз­бав­ля­ет ли­ри­че­с­кий «ис­по­ве­даль­ный» си­роп лож­кой до­б­рот­но­го фе­ль­е­то­на – и по­лу­ча­ет­ся но­вая ма­не­ра, иде­аль­ная – ко­то­рую он ис­кал и ищет. Ищет, будь­те уве­ре­ны, по­то­му что мы ви­дим, как ав­тор воз­вра­ща­ет­ся на од­ни и те же мос­ков­ские пе­ре­крё­ст­ки, воз­вра­ща­ет­ся к важ­ным для се­бя те­мам – по­то­му и мыс­лит цик­ла­ми. Так, не­сколь­ко раз он воз­вра­ща­ет нас на склад за­пас­ных ча­с­тей, ко­то­ро­му по­свя­ще­ны од­ни из луч­ших сти­хов сбор­ни­ка. Тво­рит ле­ген­ду? Не толь­ко в этом де­ло. Склад, в ко­то­ром не­ма­ло лет ав­тор пре­бы­вал «в за­па­се», в за­сад­ном пол­ку, не от­пу­с­ка­ет, при­тя­ги­ва­ет Ла­в­рен­ть­е­ва. Он и в сле­ду­ю­щей кни­ге – не со­мне­ва­юсь – ес­ли и не на­зо­вёт за­вет­ный склад­ской ад­рес, то за­ши­ф­ру­ет эмо­цию, с ним свя­зан­ную. И не нуж­но ста­вить точ­ку, а тем па­че – вос­кли­ца­тель­ный знак. Толь­ко так на­сто­я­щие сти­хи и вы­ра­щи­ва­ют­ся – а не под­сеч­но-ог­не­вым спо­со­бом, ког­да, «за­крыв те­му», ав­тор сбра­сы­ва­ет ко­жу и на­всег­да уди­ра­ет в по­ис­ках но­вых при­клю­че­ний.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на апо­кри­фи­че­с­кий цикл из «ис­то­рии ми­ро­вых ре­ли­гий». В «ис­то­ри­ко-ре­ли­ги­оз­ном» кон­тек­с­те лег­че лёг­ко­го со­скольз­нуть в при­выч­ную слад­кую ба­наль­ность или в её бун­тар­скую обо­рот­ную сто­ро­ну. Ду­маю, в по­ис­ках «справ­но­го то­на» Мак­сим унич­то­жил не­ма­ло ва­ри­ан­тов это­го цик­ла…

На этот пе­ре­крё­с­ток Ла­в­рен­ть­ев воз­вра­щал­ся не­од­но­крат­но. Сти­хо­тво­ре­ние «Ар­д­жу­на и Криш­на» – по­жа­луй, са­мая убе­ди­тель­ная уда­ча сбор­ни­ка. В этих сти­хах есть эпи­че­с­кая про­хла­да и вспыш­ки ли­ри­че­с­ко­го ог­ня, ко­то­рые ав­тор рас­пре­де­ля­ет по длин­но­му, па­но­рам­но­му сти­хо­тво­ре­нию со сча­ст­ли­вым чув­ст­вом ме­ры. Го­во­рить о сти­хах без ци­тат – за­ня­тие зряш­ное. Но из двад­ца­ти трёх строф «Ар­д­жу­ны и Криш­ны» труд­но вы­рвать «ла­ко­мый ку­сок»: про­ти­вит­ся ткань цель­но­ме­тал­ли­че­с­ко­го сти­хо­тво­ре­ния. К бе­зус­лов­ным уда­чам я от­но­шу и «Ага­сфе­ра». А вот в «Ми­ра­д­же» эк­зо­ти­че­с­кая язы­ко­вая фак­ту­ра по­ка ме­ша­ет про­бить­ся к су­ти: слиш­ком мно­го имён и то­по­ни­ми­ки! Уве­рен, что по это­му вос­точ­но­му мар­ш­ру­ту Ла­в­рен­ть­ев ещё про­едет­ся, и, гля­дишь, в но­вых сти­хах по­явит­ся Му­хам­мед – и ста­нет та­кой же по­эти­че­с­кой фре­с­кой, как Ар­д­жу­на и Ага­сфер.

Но наш клас­си­цист, те­о­соф и обэ­ри­ут жи­вёт во ржа­вом ХХI ве­ке – в «не­на­сто­я­щем вре­ме­ни». Сти­хо­тво­ре­ния, «в ко­то­рых от­ра­зил­ся век и со­вре­мен­ный че­ло­век изо­б­ра­жён до­воль­но вер­но», мне пред­став­ля­ют­ся вто­рой боль­шой уда­чей сбор­ни­ка. И тут уж мож­но и нуж­но ци­ти­ро­вать:

 

В Моск­ве опу­с­те­ли дво­ры.

Ты по­мнишь, как преж­де бы­ва­ло?

Зи­мой вы­би­ва­ли ко­в­ры,

А ле­том тряс­ли по­кры­ва­ла.

Гре­ме­ли сто­лы – до­ми­но,

В ко­ля­с­ках мла­ден­цы пи­ща­ли,

И тут же – та­бак да ви­но,

Чтоб жить без то­с­ки, без пе­ча­ли.

 

Здесь ощу­ще­ние, ко­то­рое ви­сит в воз­ду­хе; мно­гие из нас уз­на­ют се­бя в этих стро­ках, по­чув­ст­ву­ют ру­ко­по­жа­тие со­бра­та, еди­но­мы­ш­лен­ни­ка:

 

К дав­но­с­ти ста­ли зор­ки.

Снов со­став­ля­ем опись.

О пи­о­нер­ской зорь­ке

Гре­зим, ша­гая в офис.

 

Ме­не­д­же­ры из фир­мы

По рас­про­да­же ра­ши,

Ста­рые смо­т­рим филь­мы,

Те, что смо­т­ре­ли рань­ше.

 

Это сти­хи эпо­хи Ин­тер­не­та, ког­да ты­ся­чи дет­ских впе­чат­ле­ний мож­но вос­кре­сить за пять ми­нут, ска­чав ста­рень­кую пла­с­тин­ку или ки­но­лен­ту. И тот же са­мый тех­ни­че­с­кий про­гресс по­рож­да­ет пласт­мас­со­вую «не­на­сто­я­щую» куль­ту­ру, от ко­то­рой мы сбе­га­ем в ре­т­ро, в ил­лю­зор­ный мир «пи­о­нер­ских зо­рек». Сти­хи Ла­в­рен­ть­е­ва ан­ти­бур­жу­аз­ны, хо­тя ав­тор воз­дер­жи­ва­ет­ся от по­ли­ти­че­с­ких дек­ла­ра­ций. К че­му ри­то­ри­че­с­кие фор­му­лы, ког­да сра­ба­ты­ва­ет сиг­наль­ная си­с­те­ма, ког­да об­раз ав­то­ра от сти­хо­тво­ре­ния к сти­хо­тво­ре­нию скла­ды­ва­ет­ся из слов и зву­ков? Он пре­бы­ва­ет на гра­ни­це, на сты­ке, на мос­ков­ском пе­ре­крё­ст­ке – и это вы­иг­рыш­ная стра­те­ги­че­с­кая по­зи­ция для по­эзии.


 Мак­сим Ла­в­рен­ть­ев. На поль­ско-ки­тай­ской гра­ни­це. – М.: Луч, 2011.



Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования