Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №12. 25.03.2011

За скобками скандалов

 В последние годы писательское сообщество регулярно потрясают всевозможные скандалы в основном финансового и имущественного характера. Не стал исключением и Дагестан. Одно из свидетельств тому – письмо четырёх писателей из Махачкалы М.Магомедовой, Б.Магомедова, М.Насруллаева и М.Османова, опубликованное 24 сентября прошлого года, которое вызвало потом целую цепную реакцию (в частности, корреспонденцию Багаудина Узунаева, вышедшую в «ЛР» уже в начале этого года). Обидно, что за финансовыми скандалами в тень отошли главные для каждого писателя вопросы – вопросы творчества. Поэтому сегодня мы сознательно беседу с крупнейшим аварским поэтом Магомедом Ахмедовым посвятили в основном литературе, оставив за бортом разговора все разборки по поводу собственности, аренды и распределения различных благ.

 

Магомед АХМЕДОВ
Магомед АХМЕДОВ

– Ма­го­мед, су­дя по фе­де­раль­ным те­ле­ка­на­лам, Да­ге­с­тан – сплош­ная тер­ри­то­рия ри­с­ка. У вас каж­дый день стре­ля­ют и уби­ва­ют. Дру­гой жиз­ни в ре­с­пуб­ли­ке, вы­хо­дит, нет.

– В Моск­ве то­же ча­с­то стре­ля­ют. Но ведь ни­кто из это­го гло­баль­ных вы­во­дов не де­ла­ет. У нас идёт нор­маль­ная че­ло­ве­че­с­кая жизнь. Лю­ди влюб­ля­ют­ся, же­нят­ся, ро­жа­ют, па­шут зем­лю, стро­ят до­ро­ги. Боль­ше то­го, кто-то пи­шет кни­ги.

– Ка­кие? И где они? Не­ко­то­рые кри­ти­ки ут­верж­да­ют, что по­сле Ра­су­ла Гам­за­то­ва ли­те­ра­ту­ра в Да­ге­с­та­не ос­та­но­ви­лась.

– Это не­вер­ное суж­де­ние. Ли­те­ра­ту­ра у нас есть. Дру­гое де­ло – она ма­ло кем про­чи­та­на.

– По­че­му?

– Во-пер­вых, прак­ти­че­с­ки все кни­ги, на­пи­сан­ные по­сле раз­ва­ла Со­вет­ско­го Со­ю­за на язы­ках на­ро­дов Да­ге­с­та­на, до сих пор не пе­ре­ве­де­ны на рус­ский язык. У нас рас­па­лась ве­ли­кая шко­ла пе­ре­во­дов, ко­то­рую при ком­му­ни­с­тах со­зда­ли Ар­се­ний Тар­ков­ский, Се­мён Лип­кин, Вла­ди­мир Со­ло­ухин, Еле­на Ни­ко­ла­ев­ская, Яков Коз­лов­ский, дру­гие по­движ­ни­ки. Во-вто­рых, рух­ну­ло кни­го­из­да­ние.

– Раз­ве? А как тог­да вос­при­ни­мать из­да­тель­ст­ва «Экс­мо», «Аст», «Аз­бу­ка», «Ам­фо­ра» – этих мон­ст­ров книж­ной от­рас­ли?

– Но у этих мон­ст­ров нет ре­дак­ций на­ци­о­наль­ных ли­те­ра­тур. Рань­ше каж­дое мос­ков­ское из­да­тель­ст­во име­ло по­доб­ную ре­дак­цию.

– Это хо­ро­шо или пло­хо? Не ра­бо­та­ло ли это на сни­же­ние твор­че­с­ко­го уров­ня? Не ве­ло к сни­же­нию кон­ку­рен­то­спо­соб­но­с­ти в пи­са­тель­ской сре­де?

– Не спо­рю, всё бы­ло: и хо­ро­шее, и пло­хое. Рань­ше мно­гим из­да­тель­ст­вам свер­ху спу­с­ка­ли пла­ны по вы­пу­с­ку книг на­ци­о­наль­ных ав­то­ров. По­это­му на­ря­ду с ин­те­рес­ны­ми ве­ща­ми не­ма­ло вы­хо­ди­ло и раз­но­го му­со­ра. А те­перь Моск­ва во­об­ще нас не пе­ча­та­ет. И кто от это­го вы­иг­рал? Я не уве­рен, что по­явись се­го­дня та­лант, рав­ный Ра­су­лу Гам­за­то­ву, он столь же мощ­но про­зву­чал бы на всю стра­ну.

– Но, мо­жет, в этом есть до­ля ви­ны и на­ших ак­са­ка­лов? У ме­ня сло­жи­лось впе­чат­ле­ние, что на­ши клас­си­ки, та­кие как Да­вид Ку­гуль­ти­нов, Вла­ди­мир Сан­ги, Кай­сын Ку­ли­ев, Юван Ше­с­та­лов, не бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны в про­дви­же­нии сво­их та­лант­ли­вых соп­ле­мен­ни­ков. Су­дя по все­му, они страш­но бо­я­лись кон­ку­рен­ции и под­дер­жи­ва­ли в ос­нов­ном се­ред­няч­ков, но ни­как не круп­ные лич­но­с­ти. Тот же Гам­за­тов, к при­ме­ру, в своё вре­мя не очень-то силь­но по­мо­гал Адал­ло, чей твор­че­с­кий по­тен­ци­ал был не ни­же гам­за­тов­ско­го, а мо­жет, да­же и пре­вос­хо­дил Гам­за­то­ва.

– Я не со­гла­сен. Один ве­ли­кий по­эт не мо­жет ме­шать дру­го­му ве­ли­ко­му по­эту. Та­лант нель­зя ос­та­но­вить. Да, по­эта мо­гут не пе­ча­тать, но это не зна­чит, что он ли­шён го­ло­са. На­род всё ви­дит. Сти­хи Адал­ло бы­ли из­ве­ст­ны в каж­дом авар­ском се­ле­нии.

По­том. Мне не нра­вит­ся, что сей­час по­яви­лась тен­ден­ция ве­шать на Гам­за­то­ва всех со­бак. По­че­му так бы­с­т­ро за­бы­ва­ет­ся всё до­б­рое, что сде­лал Гам­за­тов для пи­са­те­лей? Вы зна­е­те, что бла­го­да­ря его уси­ли­ям в цен­т­ре Ма­хач­ка­лы в своё вре­мя спе­ци­аль­но для ли­те­ра­то­ров Да­ге­с­та­на бы­ло по­ст­ро­е­но два ком­фор­та­бель­ных мно­го­квар­тир­ных до­ма?

– Ка­кие но­вые тен­ден­ции по­яви­лись се­го­дня в ли­те­ра­ту­ре Да­ге­с­та­на?

– Тен­ден­ций мно­го. Но мне да­ле­ко не всё нра­вит­ся. Я, к при­ме­ру, не мо­гу по­нять на­шу мо­ло­дёжь. Мо­ло­до­с­ти все­гда бы­ли свой­ст­вен­ны по­ис­ки че­го-то но­во­го. На­ши же ре­бя­та ста­ли упо­доб­лять­ся ста­ри­кам и уда­ри­лись в на­зи­да­ние. Кру­гом та­кая жизнь бур­лит, а они ни­как не мо­гут уло­вить со­вре­мен­ные мо­ти­вы.

– Да­же Али­са Га­ни­е­ва?

– Ну, она уже дав­но моск­вич­ка. Али­су-то я как раз очень це­ню. Она зна­ет жизнь ули­цы. Но, смо­т­ри­те, Али­са, да­же ког­да ка­са­ет­ся тём­ных сто­рон, ни­ко­го не об­ли­ча­ет. Она со­хра­ни­ла к сво­им не­ук­лю­жим ге­ро­ям лю­бовь. Ею дви­жет не зло, не месть, а со­ст­ра­да­ние. Это то, че­го так не хва­та­ет на­шим мо­ло­дым ав­то­рам. И са­мое глав­ное: Али­са не от­кре­щи­ва­ет­ся от сво­е­го на­ро­да.

– Вас не сму­тил её муж­ской псев­до­ним – Хи­ра­чев?

– Нет. Хи­рач в до­слов­ном пе­ре­во­де с авар­ско­го оз­на­ча­ет «до­ро­гая». Для рус­ско­го уха Али­син псев­до­ним, мо­жет быть, не слиш­ком бла­го­зву­чен. Но я уви­дел в этом ху­до­же­ст­вен­ный ход, эле­мент иг­ры. В но­вой ли­те­ра­ту­ре без это­го, ви­ди­мо, не обой­тись.

– Есть ли се­го­дня на Се­вер­ном Кав­ка­зе име­на, со­по­с­та­ви­мые с Ра­су­лом Гам­за­то­вым, Кай­сы­ном Ку­ли­е­вым и Али­мом Ке­шо­ко­вым?

– Мо­жет, и есть. Но я их не знаю. Мы да­же на Се­вер­ном Кав­ка­зе сей­час слиш­ком ра­зоб­ще­ны. Нас поч­ти не пе­ре­во­дят, и мы не зна­ем, что тво­рит­ся сей­час у осе­тин­ских кол­лег, что про­ис­хо­дит в ка­бар­дин­ской ли­те­ра­ту­ре, ка­ко­вы до­сти­же­ния ин­гуш­ских со­бра­ть­ев. Это ком­по­зи­то­ры и ху­дож­ни­ки – сча­ст­ли­вые лю­ди. Им пе­ре­вод­чи­ки не нуж­ны.

– Вер­нём­ся к тен­ден­ци­ям со­вре­мен­но­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са.

– Я по­ка на мно­гие ве­щи смо­т­рю пес­си­ми­с­ти­че­с­ки. Мы до­жи­ли до то­го, что в ус­ло­ви­ях хро­ни­че­с­ко­го без­де­не­жья не­ко­то­рые на­ши пи­са­те­ли по­ш­ли в ус­лу­же­ние к оли­гар­хам и ста­ли сла­гать о них оды.

– Но раз­ве не Ра­сул Гам­за­тов по­дал это­му при­мер? Вспом­ни­те од­ну из по­след­них его по­эм, ка­жет­ся, «Чёр­ный ящик», в ко­то­рой он вос­сла­вил де­пу­та­та Ма­ха­че­ва, уви­дев в нём чуть ли не бу­ду­ще­го ли­де­ра Да­ге­с­та­на.

– «Чёр­ный ящик» – это, ес­ли хо­ти­те, один из сим­во­лом ли­хих де­вя­но­с­тых го­дов. Но в этой по­эме есть всё-та­ки и мно­го лю­бо­пыт­но­го. Это – от­ра­же­ние рас­ко­ло­то­го вре­ме­ни. А я го­во­рю сей­час о дру­гих ве­щах. У нас в Да­ге­с­та­не, по су­ти, ро­дил­ся но­вый жанр: риф­мо­ван­ные жиз­не­опи­са­ния боль­ших на­чаль­ни­ков.

– И кто ли­ди­ру­ет в этом жа­н­ре?

– Я очень це­ню ли­ри­ку Ар­бе­на Кар­да­ша. Но не по­ни­маю, за­чем он пе­ре­во­дит на рус­ский язык весь этот му­сор, по­свя­щён­ный оли­гар­хам.

– Да­вай­те уточ­ним: ко­го всё-та­ки пе­ре­во­дит Кар­даш? Кто имен­но про­ме­нял свой та­лант на оды оли­гар­хам?

– По­жа­луй, я тут воз­дер­жусь. А то в на­шем пи­са­тель­ском ми­ре нач­нёт­ся но­вая вой­на. А я от всех этих скан­да­лов ус­тал. Хо­чет­ся ми­ра. Да­вай­те жить по­эзи­ей. Я, на­при­мер, сей­час под­го­то­вил к пе­ча­ти но­вую кни­гу сти­хов «Двад­цать пер­вый век». Но кто её пе­ре­ве­дёт на рус­ский язык? Вот о чём я сей­час ду­маю.


Интервью взял Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования