Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 02.04.2011

Колосс Родосский на глиняных ногах

 В многочисленных публикациях известного в определённых кругах поэта и председателя Литфонда И.И. Переверзина характеризуют как «крепкого хозяйственника». На самом деле это, конечно, не так. Я как бы два года работаю, как бы под его руководством, и мне ли не знать, какой он менеджер.

Хороший ли он поэт? Не мне судить о его даровании, ибо я в такой поэзии ничего не понимаю.

Какой Переверзин менеджер? Здесь я могу с полной ответственностью заявить: не эффективный. Не буду утомлять читателя выкладками и цифрами, скажу только, что нашего «крепкого хозяйственника» месяцами не бывает на работе. Переверзин так поставил дело, что даже незначительные вопросы решает только он (вернее, не решает). Заместителя у него нет, вышестоящей организации, куда можно было бы пожаловаться на него, тоже нет. Формально Литфонд организация демократическая, должность председателя выборная, решения должны приниматься коллегиально, существует президиум и т.п. А на самом деле это островок феодализма, где всё решает (вернее, не решает) один человек –  Переверзин.

Не буду останавливаться на такой рутине, как делопроизводство, планы и концепция развития, финансовое планирование – их в Литфонде нет и в помине. Когда я принимал дела в Доме творчества писателей «Комарово», там не было даже элементарной инвентаризационной ведомости.

 

В ап­ре­ле 2009 го­да, ког­да я при­нял де­ла, Дом твор­че­ст­ва пи­са­те­лей «Ко­ма­ро­во» на­по­ми­нал чу­дом уце­лев­шую кре­пость по­сле дли­тель­ной оса­ды и мно­го­ме­сяч­ной бом­бёж­ки: го­ры осы­пав­шей­ся шту­ка­тур­ки на по­лу, вскры­тые по­лы, сквоз­ные ды­ры в по­тол­ках и по­лах (сле­ды мон­та­жа теп­ло­се­ти). Гни­ло­ст­ный, сы­рой за­пах во всех по­ме­ще­ни­ях. Тер­ри­то­рия, за­рос­шая ку­с­тар­ни­ком, на­по­ми­на­ла не­про­лаз­ные джун­г­ли или дев­ст­вен­ную тай­гу (как угод­но). Ку­чи стро­и­тель­но­го и пи­ще­во­го му­со­ра. Кры­сы.

Это ка­ким же «ме­не­д­же­ром» на­до быть, что­бы до­ве­с­ти до та­ко­го со­сто­я­ния ког­да-то про­слав­лен­ное ме­с­то, до­ро­гое серд­цу каж­до­го ма­ло-маль­ски куль­тур­но­го че­ло­ве­ка?! Ван­да­лизм.

Де­ло в том, что Пе­ре­вер­зин зи­мой 2006 го­да рас­по­ря­дил­ся от­клю­чить Дом творчества от цен­т­раль­но­го отоп­ле­ния. Уму не­по­сти­жи­мо, ведь в Санкт-Пе­тер­бур­ге в это вре­мя сред­няя тем­пе­ра­ту­ра –15-20 гра­ду­сов! Мо­жет, в это вре­мя Пе­ре­вер­зин пре­бы­вал на Ро­до­се? И от та­мош­ней жа­ры окон­ча­тель­но го­ло­ву по­те­рял? В ито­ге Дом твор­че­ст­ва пи­са­те­лей «Ко­ма­ро­во» три зи­мы про­сто­ял без отоп­ле­ния и, как след­ст­вие, под­верг­ся се­рь­ёз­но­му раз­ру­ше­нию.

В 2008 го­ду пред­се­да­те­лю Лит­фон­да при­шла бла­гая мысль по­ст­ро­ить ав­то­ном­ную ко­тель­ную и про­ве­с­ти но­вую теп­ло­трас­су (по стран­но­му сов­па­де­нию это оза­ре­ние при­шло к Пе­ре­вер­зи­ну как раз в ка­нун от­чёт­но-пе­ре­вы­бор­ной кон­фе­рен­ции). Объ­ект сда­ли в экс­плу­а­та­цию осе­нью 2008 го­да, бы­ли про­ве­де­ны ис­пы­та­ния, по­сле че­го си­с­те­му… за­кон­сер­ви­ро­ва­ли!

По­че­му бы­ло бы не за­пу­с­тить си­с­те­му, ведь на­сту­па­ла зи­ма 2008–2009 го­да? По­да­ча теп­ла при­ос­та­но­ви­ла бы даль­ней­шее раз­ру­ше­ние До­ма, но я по­до­зре­ваю, что ни­кто не ве­рил (ни за­каз­чик, ни ис­пол­ни­тель), что эта си­с­те­ма ког­да-ни­будь бу­дет ра­бо­тать.

На стро­и­тель­ст­во си­с­те­мы теп­ло­снаб­же­ния бы­ли за­тра­че­ны не­ма­лые сред­ст­ва Лит­фон­да (по раз­ным све­де­ни­ям, то ли 7, то ли 12 мил­ли­о­нов руб­лей). Ког­да мы осе­нью 2009 го­да на­ча­ли экс­плу­а­ти­ро­вать эту си­с­те­му, ста­ло оче­вид­ным, что це­на яв­но не со­от­вет­ст­ву­ет ка­че­ст­ву. Це­на за­вы­шен­ная, а ка­че­ст­во бе­зо­б­раз­ное: в ко­тель­ной бы­ли ус­та­нов­ле­ны очень ма­ло­мощ­ные кот­лы, рас­счи­тан­ные на отоп­ле­ние не­боль­шо­го кот­те­д­жа, а не двух трё­хэ­таж­ных зда­ний. На кот­лах бы­ла ус­та­нов­ле­на са­мая де­шё­вая ком­плек­та­ция, не име­лось ни­ка­кой ав­то­ма­ти­ки, а это при­во­дит к боль­шо­му рас­хо­ду диз­топ­ли­ва.

Теп­ло­трас­са про­ло­же­на с на­ру­ше­ни­ем тех­но­ло­гии. Вме­с­то нор­ма­тив­ной глу­би­ны тран­шеи (1,6 ме­т­ра) фак­ти­че­с­кая глу­би­на со­ста­ви­ла 0,6 ме­т­ра. При про­клад­ке теп­ло­трас­сы не бы­ла сде­ла­на пол­но­цен­ная теп­ло­изо­ля­ция, а за­сып­ку тран­шеи про­из­ве­ли стро­и­тель­ным му­со­ром. Не­пра­виль­но про­ве­дён­ная теп­ло­трас­са при­во­дит к боль­шим теп­ло­по­те­рям и, как след­ст­вие, к чрез­мер­но­му не­эко­ном­но­му рас­хо­ду топ­ли­ва. Всё вы­ше­пе­ре­чис­лен­ное уве­ли­чи­ва­ет экс­плу­а­та­ци­он­ные рас­хо­ды ко­тель­ной.

Яко­бы вы­пу­ск­ни­ку эко­но­ми­че­с­кой ака­де­мии им. Пле­ха­но­ва гос­по­ди­ну Пе­ре­вер­зи­ну, по­ла­гаю, это долж­но быть из­ве­ст­но. Кро­ме то­го, все ра­бо­ты по ус­т­рой­ст­ву теп­ло­снаб­же­ния бы­ли про­ве­де­ны без про­ект­ной до­ку­мен­та­ции, что яв­ля­ет­ся гру­бей­шим на­ру­ше­ни­ем. Нет ак­та при­ём­ки этих ра­бот, вслед­ст­вие че­го ра­бо­ты не мо­гут быть по­став­ле­ны на ба­ланс пред­при­я­тия. Как во­об­ще оп­ла­чи­ва­лись эти ра­бо­ты, и ка­ким об­ра­зом эту опе­ра­цию от­ра­зи­ли в бух­гал­тер­ском от­чё­те? Или эту 7–12 мил­ли­он­ную опе­ра­цию там не от­ра­жа­ли?

Лик­ви­да­ция си­с­те­мы отоп­ле­ния в 2006 го­ду в раз­гар зим­не­го се­зо­на и про­изо­шед­шие раз­ру­ше­ния при­ве­ли к мно­го­мил­ли­он­ным убыт­кам. Ус­т­рой­ст­во но­вой ко­тель­ной при та­ком низ­ком ка­че­ст­ве мож­но ква­ли­фи­ци­ро­вать как не­ра­ци­о­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние де­неж­ных средств Лит­фон­да. В це­лом, ес­ли всё это со­во­ку­пить, по­лу­ча­ет­ся на­не­се­ние ущер­ба в осо­бо круп­ных раз­ме­рах. Од­на­ко, на­сколь­ко мне из­ве­ст­но, ни­где, ни в од­ной ин­стан­ции этот факт «раз­ба­за­ри­ва­ния средств Лит­фон­да» не по­лу­чил долж­ной оцен­ки.

По­ла­гаю, что этот пас­саж (вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные фак­ты) до­ста­точ­но крас­но­ре­чи­во ха­рак­те­ри­зу­ет И.И. Пе­ре­вер­зи­на как ме­не­д­же­ра и «креп­ко­го хо­зяй­ст­вен­ни­ка». Не бу­дем до­саж­дать чи­та­те­лю гру­ст­ны­ми фак­та­ми и су­гу­бо тех­ни­че­с­ки­ми де­фи­ни­ци­я­ми. Есть экс­перт­ные за­клю­че­ния, ес­ли ко­му ин­те­рес­но.

Два го­да мо­ей ра­бо­ты в Лит­фон­де – это те­атр аб­сур­да. Со­глас­но Ус­та­ву Лит­фон­да са­мо­сто­я­тель­но ра­бо­тать мы не мо­жем, всё не­об­хо­ди­мо со­гла­со­вы­вать, а со­гла­со­вы­вать не с кем – глав­но­го «ме­не­д­же­ра» на ра­бо­чем ме­с­те не бы­ва­ет ме­ся­ца­ми. Обе­щан­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния, о ко­то­ром я уз­на­вал из пер­ма­нент­ных пуб­ли­ка­ций в так на­зы­ва­е­мой «об­ще­пи­са­тель­ской га­зе­те», не бы­ло сов­сем (ре­ше­ние Пре­зи­ди­у­ма Лит­фон­да от 15.07.2010 го­да).

В то же вре­мя бро­сить всё сде­лан­ное и уй­ти – жал­ко. За эти два го­да на­ша коман­да всё-та­ки ус­пе­ла кое-что сде­лать: мы при­ве­ли в по­ря­док но­ме­ра, рас­чи­с­ти­ли тер­ри­то­рию, с ян­ва­ря 2010 го­да при­ни­ма­ем гос­тей. Хоть и был при­каз об от­кры­тии До­ма твор­че­ст­ва, всё это бы­ло сде­ла­но не по во­ле пред­се­да­те­ля Лит­фон­да, а во­пре­ки.

В на­сто­я­щее вре­мя ДТП (Дом твор­че­ст­ва пи­са­те­лей) – убы­точ­ное пред­при­я­тие, без до­та­ции Лит­фон­да он ра­бо­тать не мо­жет (на­ши­ми рас­чё­та­ми это эко­но­ми­че­с­ки обос­но­ва­но). Од­на­ко у нас есть биз­нес-план, при осу­ще­ств­ле­нии ко­то­ро­го мож­но до­стичь эф­фек­та рен­та­бель­но­с­ти, а в даль­ней­шем и из­вле­кать при­быль. Все на­ши рас­чё­ты мы на­прав­ля­ли гос­по­ди­ну Пе­ре­вер­зи­ну.

В те­че­ние 2010 го­да мы на­пра­ви­ли 67 пи­сем за­про­сов, но не по­лу­чи­ли ни од­но­го от­ве­та. У нас нет до­ку­мен­таль­но ут­верж­дён­но­го пла­на раз­ви­тия, по­ло­же­ния о льго­тах, пре­до­став­ля­е­мых пи­са­те­лям, у нас нет ни од­но­го цир­ку­ля­ра из Лит­фон­да, поз­во­ля­ю­ще­го нам ле­ги­тим­но ра­бо­тать. Как при­знал­ся Пе­ре­вер­зин на од­ной из встреч, он не лю­бит да­вать пись­мен­ных до­ку­мен­тов. Он ма­с­тер уст­но­го твор­че­ст­ва.

Два го­да мо­ей ра­бо­ты я раз­де­лил на два пе­ри­о­да. Пер­вый – это пе­ри­од со­мне­ния и не­до­уме­ния от то­го, что ог­ром­ную соб­ст­вен­ность до­ве­ри­ли ме­не­д­же­ру та­ко­го не­вы­со­ко­го уров­ня. Вто­рой – это пе­ри­од вос­хи­ще­ния не­за­уряд­ной лич­но­с­тью Пе­ре­вер­зи­на, его лов­ко­с­тью и та­лан­том. Ко­го-то дру­го­го при та­ких ре­зуль­та­тах вы­гна­ли бы вза­шей, а этот пра­вит боль­ше де­ся­ти лет, уму­д­ря­ясь при этом ещё на­гра­ды и по­чёт­ные зва­ния по­лу­чать.

Что же это за фе­но­мен та­кой? На по­верх­но­с­ти ни­че­го при­ме­ча­тель­но­го не про­сма­т­ри­ва­лось: ни во внеш­но­с­ти, ни в ма­не­рах, шиб­ко об­ра­зо­ван­ным ведь то­же не на­зо­вёшь.

В по­ис­ках при­чи­ны го­ло­во­кру­жи­тель­но­го ус­пе­ха я стал по­ду­мы­вать о чём-то ма­ги­че­с­ком, по­ту­с­то­рон­нем. И мои пред­по­ло­же­ния вско­ре под­твер­ди­лись.

Осе­нью 2009 го­да в До­ме твор­че­ст­ва пи­са­те­лей «Ко­ма­ро­во» бы­ло ре­ше­но про­ве­с­ти пра­зд­ник 150-ле­тия ос­но­ва­ния Лит­фон­да, а за­од­но и пре­зен­та­цию са­мо­го До­ма твор­че­ст­ва. Лит­фон­дом бы­ли ут­верж­де­ны сме­та рас­хо­дов для про­ве­де­ния пра­зд­ни­ка и со­став при­гла­шён­ных. Все­го 80–90 че­ло­век. Я очень тща­тель­но к это­му го­то­вил­ся – имен­но я, а не кол­лек­тив. По­то­му что кол­лек­ти­ва не бы­ло. На тот пе­ри­од штат все­го До­ма твор­че­ст­ва со­став­лял 4 че­ло­ве­ка: один ди­рек­тор и три сто­ро­жа. Фонд за­ра­бот­ной пла­ты 24 ты­ся­чи руб­лей. 12 ты­сяч – ок­лад ди­рек­то­ра и по 4 ты­ся­чи на трёх сто­ро­жей.

Тем не ме­нее Дом твор­че­ст­ва го­то­вил­ся к пре­зен­та­ции: мы­лись ок­на, по­лы, всё при­во­ди­лось в по­ря­док, в ос­нов­ном си­ла­ми во­лон­тё­ров. Не­сколь­ко раз мне уда­лось для убор­ки по­ме­ще­ний при­гла­сить «на суб­бот­ник» пе­тер­бург­ских пи­са­те­лей и по­этов.

Да­та про­ве­де­ния это­го пра­зд­ни­ка ме­ня­лась триж­ды. Мы рас­сы­ла­ли при­гла­ше­ния, а по­том за не­де­лю при­хо­ди­лось их ан­ну­ли­ро­вать в свя­зи с тем, что у Пе­ре­вер­зи­на по­яв­ля­лись ка­кие-то не­от­лож­ные де­ла и сроч­ные ко­ман­ди­ров­ки. В ито­ге этот пра­зд­ник мы про­ве­ли 22 де­ка­б­ря. В са­мый по­след­ний мо­мент Пе­ре­вер­зин уре­зал сме­ту рас­хо­дов на­по­ло­ви­ну. В от­вет на на­ши воз­ра­же­ния он про­из­нёс са­к­ра­мен­таль­ную фра­зу: «Не на­до раз­ба­за­ри­вать сред­ст­ва Лит­фон­да на вся­кую ерун­ду».

К то­му мо­мен­ту мы уже не мог­ли умень­шить ко­ли­че­ст­во при­гла­шён­ных или как-то ина­че оп­ти­ми­зи­ро­вать на­ши рас­хо­ды, по­это­му не­до­ста­ю­щую сум­му мне при­шлось до­стать из сво­е­го кар­ма­на. Вот это и есть ав­тор­ский стиль не­пре­взой­дён­но­го «ме­не­д­же­ра» И.И. Пе­ре­вер­зи­на.

Пра­зд­ник про­шёл ве­ли­ко­леп­но. Всем по­нра­ви­лось, а глав­ное, по­нра­ви­лось Пе­ре­вер­зи­ну. Он был бук­валь­но обес­ку­ра­жен уви­ден­ным: ещё вче­ра здесь бы­ли ру­и­ны, а се­го­дня мож­но про­во­дить пра­зд­нич­ное ме­ро­при­я­тие! По­это­му в сво­ей пле­нар­ной ре­чи Иван Ива­но­вич про­пел оду ди­рек­то­ру, то есть мне.

Даль­ше он со­об­щил, что бы­вал во всех до­мах твор­че­ст­ва, ему под­ве­дом­ст­вен­ных, про­бо­вал там пи­сать сти­хи, но ни­где не пи­шет­ся, вдох­но­ве­ние его по­се­ща­ет ис­клю­чи­тель­но на гре­че­с­ком Ро­до­се (к Лит­фон­ду от­но­ше­ния не име­ю­щем). По­это­му он ту­да и ез­дит 2–3 ра­за в го­ду. И.И. Пе­ре­вер­зин при­сты­дил не­ко­то­рых при­сут­ст­ву­ю­щих пи­са­те­лей, что они ни­ког­да не бы­ва­ли на Ро­до­се. Это на­пом­ни­ло мне из­ве­ст­ный анек­дот: «Как, вы не ели не­де­лю? Ну что вы, что вы, на­до се­бя за­став­лять!»

Итак, се­анс ма­гии и про­чие чу­де­са, гос­по­да.

Иван Ива­но­вич раз­ра­зил­ся по­лу­то­ра­ча­со­вым спи­чем. На­чал он, прав­да, вя­ло­ва­то, с при­су­щим ему кос­но­язы­чи­ем, но по­том ра­зо­шёл­ся не на шут­ку, сте­ны дро­жа­ли, по­су­да зве­не­ла. Он ска­зал, что из ДТП «Ко­ма­ро­во» по­лу­чит­ся пер­во­класс­ный ку­рорт. Бу­дут по­ст­ро­е­ны но­вые кор­пу­са, во­до­ле­чеб­ни­ца, соб­ст­вен­ный бас­сейн, спор­тив­ный зал, тен­нис­ный корт. Сред­ст­ва на все эти пре­об­ра­зо­ва­ния нач­нут по­сту­пать че­рез па­ру ме­ся­цев и бу­дут ис­чис­лять­ся де­сят­ка­ми мил­ли­о­нов руб­лей.

Могила Анны Ахматовой в Комарове
Могила Анны Ахматовой в Комарове

Ау­ди­то­рия спер­ва по­сме­и­ва­лась, за­тем впа­ла в транс. Иван Ива­но­вич, по-ви­ди­мо­му, сам на­чи­нал ве­рить в то, что го­во­рил, речь его ста­ла скан­ди­ро­ван­ная, он ин­тен­сив­но же­с­ти­ку­ли­ро­вал. Иван Ива­но­вич на­по­ми­нал Гри­го­рия Рас­пу­ти­на, а дей­ст­во – сек­ту хлы­с­тов во вре­мя ра­де­ния. По окон­ча­нии по­лу­то­ра­ча­со­во­го ра­де­ния на­сту­пи­ло по­все­ме­ст­ное ли­ко­ва­ние, ат­мо­сфе­ра все­об­щей эй­фо­рии и бла­го­ду­шия.

Ура! Бра­во! Бра­вис­си­мо! Хор за­пел: «Гло­ри, Гло­ри, Ал­ли­луйя».

Из­ве­ст­ный сво­ей экс­цен­т­рич­но­с­тью ли­те­ра­тор Да­ни­лов-Ивуш­кин из­лов­чил­ся про­бить­ся че­рез тол­пу жаж­ду­щих по­сто­ять ря­дом с Пе­ре­вер­зи­ным и со сно­ров­кой фо­кус­ни­ка из­влёк из кар­ма­на свой че­ты­рёх­том­ник с за­ра­нее за­го­тов­лен­ным ав­то­гра­фом: «На­ше­му за­ме­ча­тель­ней­ше­му Пе­ре­вер­зи­ну».

И тут я про­зрел: ко­неч­но же, это по­ту­с­то­рон­ние спо­соб­но­с­ти! Уве­рен, что Пе­ре­вер­зи­ну не­зна­ко­мы тру­ды Кар­ла Юн­га о кол­лек­тив­ном бес­соз­на­тель­ном. Но как вир­ту­оз­но он ма­ни­пу­ли­ру­ет со­зна­ни­ем! Вот он – ключ к раз­гад­ке про­ис­хож­де­ния его ус­пе­хов и не­по­топ­ля­е­мо­с­ти…

Ещё один эпи­зод во вре­мя той пре­зен­та­ции. Мы с И.И. Пе­ре­вер­зи­ным и ещё не­сколь­ко пи­са­те­лей со­бра­лись в но­ме­ре Иван Ива­но­ви­ча пе­ре­го­во­рить. Его мы по­се­ли­ли, ес­те­ст­вен­но, в са­мый луч­ший наш но­мер. Про­дол­жи­ли раз­го­вор о пер­спек­ти­вах раз­ви­тия До­ма твор­че­ст­ва. Иван Ива­но­вич дер­жал мо­но­лог, хо­дил по но­ме­ру кру­га­ми, же­с­ти­ку­ли­ро­вал. Был яв­но в уда­ре. Ос­та­па, что на­зы­ва­ет­ся, не­сло… По­том вне­зап­но ре­шил при­сесть на кро­вать, а кро­вать под ним… раз­ва­ли­лась! Иван Ива­но­вич ока­зал­ся на по­лу вверх тор­маш­ка­ми. Мгно­ве­ние он ле­жал за­мерт­во. Тя­го­ст­ное мгно­ве­ние. Кое-кто из при­сут­ст­ву­ю­щих пи­са­те­лей, на­вер­ное, уже по­ду­мал о до­сроч­ных вы­бо­рах пред­се­да­те­ля.

Но ког­да Иван Ива­но­вич вско­чил, как иг­руш­ка вань­ка-встань­ка, все при­сут­ст­ву­ю­щие с об­лег­че­ни­ем вздох­ну­ли. Пе­ре­вер­зин рас­сме­ял­ся и тут же по­обе­щал че­рез ме­сяц за­ме­нить всю ме­бель в До­ме твор­че­ст­ва.

Ко­неч­но же, он об­ма­нул нас в оче­ред­ной раз. Но всё рав­но бы­ло при­ят­но. Всё-та­ки ми­лей­ший че­ло­век этот Иван Ива­но­вич. Лёг­кость в мыс­лях не­о­бы­чай­ная.

На­до от­ме­тить, что И.Пе­ре­вер­зин пре­вос­ход­но вла­де­ет со­вре­мен­ны­ми пи­ар-тех­но­ло­ги­я­ми. Вот, на­при­мер: он уч­ре­дил пе­чат­ный ор­ган, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся «Об­ще­пи­са­тель­ская ли­те­ра­тур­ная га­зе­та». При­чём по фор­ма­ту и ло­го­ти­пу они очень по­хо­жи с ис­тин­ной «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­той». Та­кое вбра­сы­ва­ние фаль­ша­ка на рын­ке очень рас­про­ст­ра­не­но. На­при­мер, есть не­мец­кий фир­мен­ный «Adidas» и есть ки­тай­ская туф­та – «Abidas».

Эта га­зе­та из­да­ёт­ся на сред­ст­ва Лит­фон­да, то есть при­над­ле­жит всем чле­нам Лит­фон­да, а пуб­ли­ка­ции ча­ще все­го об од­ном – об Ива­не Ива­но­ви­че Пе­ре­вер­зи­не. Я эту га­зе­ту чи­таю ре­гу­ляр­но, по­лу­чаю удо­воль­ст­вие. Юмор­ная. Осо­бен­но ме­ня ве­се­лит ин­фор­ма­ция о До­ме твор­че­ст­ва пи­са­те­лей «Ко­ма­ро­во». До­воль­но ча­с­то пи­шут. И всё вра­ньё. Га­зет­ка рас­счи­та­на на пе­ри­фе­рий­но­го чи­та­те­ля-пи­са­те­ля, ко­то­рый ред­ко бы­ва­ет в Моск­ве, и тем бо­лее в Ко­ма­ро­во.

Сам я, ро­див­шись в не­боль­шом се­ле, боль­шую часть жиз­ни про­ра­бо­тал в де­рев­не и не­боль­шом про­вин­ци­аль­ном го­ро­де, по­это­му очень хо­ро­шо знаю, ка­кие мо­гут быть на­ст­ро­е­ния у про­вин­ци­а­лов к сто­лич­ным. Нуж­но к это­му от­но­сить­ся с до­б­рой улыб­кой. Так уж сло­жи­лось. И не толь­ко у нас, по­все­ме­ст­но, вспом­ни­те хо­тя бы фран­цуз­ских клас­си­ков.

И вот, имя­рек из Том­ска или Ир­кут­ска чи­та­ет в этой га­зет­ке, как свой па­рень, та­кой же про­вин­ци­ал, бо­рет­ся с мос­ков­ски­ми за­знай­ка­ми. Как «он жи­вёт по прав­де», как он всех сре­зал, как он всех уел. Пусть он «уни­вер­си­те­тов не кон­чал, но го­во­рит сти­ха­ми».

Вот он, элек­то­рат на­ше­го ге­роя. Су­мел за­пу­тать Пе­ре­вер­зин этих до­стой­ных лю­дей. Ког­да ему это очень нуж­но, он и при­го­лу­бит, и уго­с­тит, и по­мо­жет книж­ку из­дать. Для это­го воз­мож­но­с­ти у Пе­ре­вер­зи­на есть не­о­гра­ни­чен­ные.

Го­во­ря о про­вин­ци­а­лах, на­до ска­зать, что из них вы­шло очень мно­го по­ис­ти­не до­стой­ных граж­дан, про­сла­вив­ших на­ше Оте­че­ст­во. В раз­лич­ных об­ла­с­тях: и в на­уке, и в ис­кус­ст­ве. Один из них, вы­да­ю­щий­ся Ва­си­лий Ма­ка­ро­вич Шук­шин в сво­ём рас­ска­зе «Сре­зал» на­пи­сал имен­но об этом. Од­ни сво­им не­имо­вер­ным стрем­ле­ни­ем к зна­ни­ям, упор­ным тру­дом вы­ры­ва­ют­ся из сре­ды, до­сти­га­ют вер­шин. А дру­гие ки­чат­ся сво­им не­ве­же­ст­вом. Не­ко­то­рые, к то­му же, и спе­ку­ли­ру­ют сво­им трак­то­рист­ским про­шлым.

У ме­ня твёр­дое убеж­де­ние: про­вин­ци­аль­ность – по­ня­тие сов­сем не ге­о­гра­фи­че­с­кое.

Моё от­но­ше­ние ко все­му, что про­ис­хо­дит в Лит­фон­де, до­воль­но бы­с­т­ро сфор­ми­ро­ва­лось, оно не­га­тив­ное. Я это своё от­но­ше­ние ни от ко­го не скры­вал, а на­обо­рот, очень ак­тив­но и пуб­лич­но им де­лил­ся с це­лью что-то по­ме­нять, улуч­шить. Но ни­че­го не ме­ня­ет­ся.

Из тех, кто удов­ле­тво­рён де­ла­ми Лит­фон­да, мне из­ве­с­тен все­го лишь один. Это член Пре­зи­ди­у­ма Лит­фон­да Ор­лов Б.А. И ког­да он при­ез­жа­ет из Моск­вы, с ка­ко­го-ни­будь оче­ред­но­го пе­ре­вер­зин­ско­го ме­ро­при­я­тия, то на­чи­на­ет всех за­ра­жать или за­ря­жать (он же во­ен­ный) сво­им слю­но­б­рыз­жу­щим оп­ти­миз­мом. И не дай бог ко­му-ли­бо вы­ска­зать­ся о на­шем глав­ном фи­гу­ран­те или о де­лах Лит­фон­да не­ле­ст­но! В та­кие ми­ну­ты в сдер­жан­ном и кор­рект­ном Б.А. Ор­ло­ве, джентль­ме­не с изы­с­кан­ны­ми ма­не­ра­ми, – про­сы­па­ет­ся на­сто­я­щий пол­ков­ник.

Ор­лов-гро­мо­вер­жец обо­ра­чи­ва­ет­ся всам­де­лиш­ным ор­лом, то­го и гля­ди – за­клю­ёт.

В ста­тье о пи­са­тель­ских де­лах есть ис­ку­ше­ние ис­поль­зо­вать ли­те­ра­тур­ные ал­лю­зии. Срав­нил бы на­ше­го ге­роя с пер­со­на­жа­ми Н.В. Го­го­ля или ка­ко­го-ли­бо плу­тов­ско­го ро­ма­на. Но не по­лу­ча­ет­ся, те всё-та­ки по­сим­па­тич­нее бу­дут.

В за­клю­че­ние хо­чу об­ра­тить­ся к рос­сий­ским пи­са­те­лям с пред­ло­же­ни­ем. Воз­дай­те ему, Пе­ре­вер­зи­ну, по та­лан­ту. По­се­ща­ет его Му­за на Ро­до­се, ну нра­вит­ся ему там. Так и от­пра­вить ту­да его в дли­тель­ную ко­ман­ди­ров­ку. Пусть че­ло­век там тво­рит. При­чём мож­но снаб­дить всем не­об­хо­ди­мым: вил­ла, при­слу­га, ав­то, ка­тер или ях­та на вы­бор, хо­ро­шие су­точ­ные. Что­бы ни в чём се­бе не от­ка­зы­вал. Всё это ор­га­ни­зо­вать за счёт средств Лит­фон­да. Пусть че­ло­век ра­бо­та­ет на Ро­до­се, а не в Лит­фон­де. Эко­но­ми­че­с­ки для Лит­фон­да это бу­дет вы­год­но. Уве­ряю вас.


Иван ОВИНЦЕВ,
директор Дома творчества писателей «Комарово»




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования