Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 02.04.2011

Цепная реакция атеизма

В од­ном из не­дав­них но­ме­ров «ЛР» (№ 10, 11.03.2011) бы­ла опуб­ли­ко­ва­на ста­тья Ро­ма­на Сен­чи­на «Цер­ковь пра­вит Пуш­ки­на». На мой взгляд, за­яв­лен­ная в ста­тье про­бле­ма долж­на рас­сма­т­ри­вать­ся преж­де все­го как фи­ло­ло­ги­че­с­кая: дан­ное из­да­ние рас­счи­та­но на те учеб­ные за­ве­де­ния, где ни­ког­да не бу­дут пре­по­да­вать «Ма­с­те­ра и Мар­га­ри­ту» и ещё мно­гое дру­гое, и в ре­зуль­та­те про­сто об­на­ро­до­ва­на од­на из ре­дак­ций сказ­ки Пуш­ки­на, ко­то­рая ра­нее уже ста­ла фак­том ли­те­ра­ту­ры. При этом оче­вид­но, что вся­кий до­б­ро­со­ве­ст­ный учи­тель на уро­ках в пра­во­слав­ной гим­на­зии сде­ла­ет не­об­хо­ди­мые ого­вор­ки и не ста­нет за­мал­чи­вать об­ще­из­ве­ст­ный текст.

Здесь на­пра­ши­ва­ет­ся не­ко­то­рая ана­ло­гия с тре­ть­им из­да­ни­ем «Тол­ко­во­го сло­ва­ря жи­во­го ве­ли­ко­рус­ско­го язы­ка» В.И. Да­ля, ко­то­рый И.А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ до­пол­нил не­сколь­ки­ми ты­ся­ча­ми слов, в том чис­ле и вуль­гар­но-бран­ных. В дан­ном слу­чае мож­но бы­ло бы дол­го спо­рить о чи­с­то­те рус­ско­го язы­ка, про­фес­си­о­наль­ной эти­ке и ав­тор­ском пра­ве, но из­да­ние всё же пред­став­ля­ет со­бой боль­шой лек­си­ко­гра­фи­че­с­кий ин­те­рес и дав­но ста­ло биб­ли­о­гра­фи­че­с­кой ред­ко­с­тью.

По­доб­ным об­ра­зом пе­ре­нос раз­го­во­ра о «но­вой» сказ­ке Пуш­ки­на в цер­ков­но-свет­скую пло­с­кость по­вле­чёт за со­бой ужас­ные по­след­ст­вия, ведь цеп­ная ре­ак­ция ате­из­ма уже за­пу­ще­на. По­сле вы­хо­да в свет об­суж­да­е­мой кни­ги рус­скую пра­во­слав­ную цер­ковь об­ви­ни­ли в то­таль­ной кле­ри­ка­ли­за­ции со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва «на­но­тех­но­ло­гий»: в за­пре­те но­ше­ния ми­ни-юбок и «на­вя­зы­ва­нии» ос­нов пра­во­слав­ной куль­ту­ры школь­но­му об­ра­зо­ва­нию; ста­ли вы­да­вать за тен­ден­цию еди­нич­ные слу­чаи «про­фес­си­о­наль­но­го не­со­от­вет­ст­вия» ду­хо­вен­ст­ва, по­че­му-то при­пом­ни­ли пра­во­слав­ным ин­дуль­ген­ции и кре­с­то­вые по­хо­ды ка­то­ли­ков.

Алек­сандр Не­взо­ров в од­ной из те­ле­пе­ре­дач оха­рак­те­ри­зо­вал хри­с­ти­ан­ст­во как не оп­рав­дав­шую се­бя иде­о­ло­гию и за­явил, что, де­с­кать, ба­тюш­ки вы­тя­ги­ва­ют из ба­бу­шек ос­тат­ки пен­сии. Не­взо­ро­ву как че­ло­ве­ку, жи­ву­ще­му по за­ко­ну Шо­пен­га­у­э­ра «си­ла дей­ст­вия рав­на си­ле про­ти­во­дей­ст­вия», луч­ше бы­ло бы скон­цен­т­ри­ро­вать­ся на ЖКХ (вот уж кто си­с­тем­но вы­ка­чи­ва­ет день­ги из лю­дей), а не брать­ся су­дить о том, во что не по­гру­жён ни ду­хов­но, ни куль­ту­ро­ло­ги­че­с­ки. Вся­кий во­цер­ков­лён­ный че­ло­век зна­ет, что по­жерт­во­ва­ние – де­ло до­б­ро­воль­ное и не яв­ля­ет­ся ни «вход­ной по­ш­ли­ной», ни «член­ским взно­сом». Я сам не раз был сви­де­те­лем то­го, как ба­тюш­ки от­да­ва­ли при­хо­жа­нам свои лич­ные ве­щи и день­ги.

Что ка­са­ет­ся вве­де­ния в шко­ле ос­нов пра­во­слав­ной куль­ту­ры, то тут, ко­неч­но, мож­но си­с­те­ма­ти­че­с­ки апел­ли­ро­вать к то­му, что шко­ла яко­бы от­би­ва­ет ин­те­рес к по­зна­нию, но ведь всё от­но­си­тель­но: я, на­при­мер, гля­дя на сво­их учи­те­лей-по­движ­ни­ков, без вся­ких со­мне­ний по­сту­пал в пе­ду­ни­вер­си­тет. Про­бле­ма меж­кон­фес­си­о­наль­ной роз­ни на поч­ве изу­че­ния ис­то­рии той или иной кон­фес­сии то­же на­ду­ма­на. Из опы­та пре­по­да­ва­ния в ву­зе эко­ло­гии куль­ту­ры знаю, что ре­бя­та с по­лу­ме­ся­ца­ми на гру­ди с боль­шим ин­те­ре­сом рас­ска­зы­ва­ют про «рус­скую Гол­го­фу» – Бу­тов­ский по­ли­гон, ви­дя в этом преж­де все­го вне­кон­фес­си­о­наль­ный по­двиг че­ло­ве­че­с­ко­го ду­ха, срав­ни­мый с обо­ро­ной до­ма Пав­ло­ва в Ста­лин­гра­де. А ре­бя­та с кре­с­та­ми на гру­ди за­ин­те­ре­со­ван­но вни­ка­ют в араб­скую ар­хи­тек­ту­ру, пре­крас­но осо­зна­вая, что ни­кто тем са­мым не за­став­ля­ет их пре­да­вать свою ве­ру.

Ес­ли, ска­жем, уни­вер­си­тет­ский курс ре­ли­ги­о­ве­де­ния пред­по­ла­га­ет од­но­вре­мен­ное изу­че­ние хри­с­ти­ан­ст­ва, ис­ла­ма и буд­диз­ма, то это не зна­чит, что все сту­ден­ты в ито­ге долж­ны стать те­о­со­фа­ми, ведь, по вы­ра­же­нию О.И. Ге­ни­са­рет­ско­го: «Знать и по­ни­мать точ­ку зре­ния пред­ста­ви­те­ля дру­гой тра­ди­ции не зна­чит раз­де­лять её». Уве­рен­ный го­лос Пра­во­слав­ной церк­ви не­об­хо­дим со­вре­мен­ной шко­ле – мо­жет быть, хо­тя бы он су­ме­ет ос­та­но­вить раз­ру­ши­тель­ные дей­ст­вия «фур­сен­ков­щи­ны»…

Но боль­ше все­го пу­га­ет, что, ка­жет­ся, толь­ко дай от­маш­ку – и церк­ви сно­ва бу­дут пе­ре­ст­ра­и­вать в бас­сей­ны, ки­но­те­а­т­ры, ан­га­ры и скла­ды. Не­го­до­ва­ние ате­и­с­та на ве­ру­ю­ще­го срав­ни­мо со зло­бой пья­ни­цы на вра­ча, го­во­ря­ще­го о вре­де ал­ко­го­ля. И о ка­ком ду­хов­ном воз­рож­де­нии, о ка­кой на­ци­о­наль­ной идее мож­но го­во­рить, ес­ли един­ст­вен­ную опор­ную точ­ку со­вре­мен­ной Рос­сии хо­тят сде­лать под­рыв­ной точ­кой? В ито­ге все мы се­го­дня по­хо­жи на сле­пых с кар­ти­ны Пи­те­ра Брей­ге­ля Стар­ше­го, иду­щих на ощупь в ов­раг, при­чём по­во­дырь ту­да уже сва­лил­ся. 


Михаил КИЛЬДЯШОВ,
г. ОРЕНБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования