Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 02.04.2011

Конченые отморозки или последние граждане?

Роман СЕНЧИН
Роман СЕНЧИН

 В Шко­ле-сту­дии МХАТ со­сто­я­лась пре­мье­ра спек­так­ля Ки­рил­ла Се­ре­б­рен­ни­ко­ва «От­мо­роз­ки» по про­из­ве­де­ни­ям За­ха­ра При­ле­пи­на. В ос­но­ву пье­сы по­ло­жен ро­ман «Сань­кя», хо­тя глав­ный ге­рой, по ря­ду при­чин, но­сит дру­гое имя – Гри­ша.

На об­суж­де­нии ре­жис­сёр ска­зал, что идея по­ста­вить спек­такль у не­го по­яви­лась го­да че­ты­ре на­зад, тог­да же им и При­ле­пи­ным бы­ла на­пи­са­на пье­са. Но за­тем ма­те­ри­ал по­ка­зал­ся ему ус­та­рев­шим. В по­след­ние же год-два, во мно­гом из-за ак­ций «Стра­те­гии 31» на Ма­неж­ной пло­ща­ди и их раз­го­на, те­ма вне­си­с­тем­ной оп­по­зи­ции вновь ста­ла ак­ту­аль­ной. Ре­пе­ти­ро­ва­ли боль­ше по­лу­го­да, ак­тё­ры и ре­жис­сёр хо­ди­ли на ми­тин­ги, что­бы луч­ше вжить­ся в об­раз.

Пре­мье­ра про­шла в рам­ках за­чё­та по ма­с­тер­ст­ву ак­тё­ра сту­ден­тов тре­ть­е­го кур­са, но ещё до это­го – в се­ре­ди­не мар­та – «От­мо­роз­ков» по­ка­за­ли в Бер­ли­не, на фе­с­ти­ва­ле «Тер­ри­то­рия». Го­во­рят, по­ка­за­ли ус­пеш­но.

Я, на­де­юсь, не­пло­хо знаю про­зу При­ле­пи­на, со­чув­ст­вую мно­гим его ге­ро­ям, осо­бен­но тем, что вы­ве­де­ны в «Сань­ке», и на спек­так­ле изо всех сил пы­тал­ся уви­деть этих ге­ро­ев гла­за­ми не-чи­та­те­ля При­ле­пи­на, не то­го, кто сле­дит за по­ли­ти­че­с­ки­ми про­цес­са­ми в на­шей стра­не, а, так ска­зать, обыч­но­го обы­ва­те­ля, для ко­то­ро­го бес­ну­ю­щи­е­ся на ули­це па­рень­ки в пло­хой одеж­де и тя­жё­лых бо­тин­ках вос­при­ни­ма­ют­ся имен­но как от­мо­роз­ки.

По­на­ча­лу про­ис­хо­дя­щее на сце­не казалось мне пуб­ли­ци­с­ти­кой. Ак­тё­ры изо­б­ра­жа­ли ми­тинг, де­мон­ст­ри­руя от­лич­ную фи­зи­че­с­кую фор­му, пры­га­ли на ме­тал­ли­че­с­кие ог­раж­де­ния, за­ди­ра­ли ми­ли­цию. Из жи­день­кой тол­пы вы­хо­дил то один, то дру­гой под­ро­с­ток или де­вуш­ка и про­из­но­си­ли мо­но­лог, как они от­но­сят­ся к та­ко­го ро­да ак­ци­ям. Од­ни со­чув­ст­во­ва­ли, дру­гие кля­ли.

По­сте­пен­но ста­ло раз­ви­вать­ся дей­ст­вие. Из об­щей мас­сы «от­мо­роз­ков» вы­де­лил­ся глав­ный ге­рой – Гри­ша Жи­лин, – и мы уви­де­ли, по­че­му он идёт про­тив су­ще­ст­ву­ю­ще­го по­ряд­ка ве­щей, че­го он хо­чет.

Впро­чем, че­го имен­но он хо­чет, внят­но ска­за­но не бы­ло, как нет это­го и в ро­ма­не «Сань­кя». (Это да­ло в своё вре­мя мно­гим кри­ти­кам по­вод на­звать ро­ман бе­зы­дей­ным, ре­во­лю­ци­он­ность ге­роя – де­биль­ной.) Но ощу­ще­ние, что со стра­ной про­ис­хо­дит страш­ное, что она гиб­нет и её нуж­но спа­сать, в спек­так­ле при­сут­ст­ву­ет. Вы­ра­зить сло­ва­ми, чёт­ко объ­яс­нить это ощу­ще­ние спо­соб­ны не­мно­гие (да их и ма­ло кто слу­ша­ет, ещё мень­ше по­ни­ма­ет), за­то от­но­си­тель­но боль­шое ко­ли­че­ст­во лю­дей му­ча­ют­ся, на­блю­дая эту ги­бель.

Но что де­лать? Не­ма­лая часть этих му­ча­ю­щих­ся пы­та­ет­ся спа­с­тись по­оди­ноч­ке или вме­с­те с близ­ки­ми людь­ми (как один из дей­ст­ву­ю­щих лиц спек­так­ля – Мер­ца­лов), дру­гая, то­же не­ма­лая часть, при­ни­ма­ет ги­бель без­ро­пот­но (как мать глав­но­го ге­роя), и лишь сов­сем не­боль­шая часть пы­та­ет­ся бо­роть­ся за свою ро­ди­ну. Да, мо­жет быть, эта борь­ба и убо­га, ре­во­лю­ци­он­ность де­биль­на, но дру­го­го пу­ти им не ос­та­ви­ли. Для тех, кто бо­лее или ме­нее ус­т­ро­ил­ся в со­вре­мен­ной дей­ст­ви­тель­но­с­ти, эти не­мно­гие – от­мо­роз­ки, ко­то­рых хо­ро­шо бы во­все ис­тре­бить, для не­мно­гих же ус­т­ро­ив­ши­е­ся – вра­ги, ко­то­рых то­же сто­и­ло бы унич­то­жить. И эта вой­на, то раз­го­ра­ясь, то за­ту­хая, ско­рее все­го, бу­дет про­дол­жать­ся дол­го. До ка­ко­го-ни­будь взры­ва или до окон­ча­тель­ной – ти­хой и поч­ти не­за­мет­ной – ги­бе­ли то­го, что на­зы­ва­ет­ся Рос­сия.    

С тех со­бы­тий, что по­ло­же­ны в ос­но­ву «От­мо­роз­ков», про­шло не­ма­ло вре­ме­ни, за шесть по­след­них лет случилось мно­го со­бы­тий. Тех, кто яв­ля­ет­ся про­то­ти­па­ми ге­ро­ев пье­сы, ста­ло как буд­то мень­ше. Но к ним при­со­е­ди­ни­лись, точ­нее, их фор­му борь­бы пе­ре­ня­ли те, кто вро­де бы на­хо­дил­ся на дру­гом по­лю­се по­ли­ти­че­с­ких воз­зре­ний, на пло­ща­ди вы­шли и быв­шие де­пу­та­ты Гос­ду­мы, ви­це-пре­мье­ры, со­вет­ни­ки пре­зи­ден­та, чем­пи­о­ны ми­ра по шах­ма­там... Че­го они хо­тят? За­чем да­ют по­вод са­жать се­бя на пол­ме­ся­ца в тю­рем­ные ка­ме­ры?

Чёт­кий от­вет на эти во­про­сы най­ти слож­но, для это­го нуж­но по­ста­рать­ся. Аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во ста­рать­ся не хо­чет. Оно во­об­ще не хо­чет знать о су­ще­ст­во­ва­нии че­го-то, что мо­жет по­тре­во­жить их бо­лее или ме­нее ста­биль­ную жизнь. Тем бо­лее что ис­то­рия при­учи­ла лю­дей – пе­ре­ме­ны ве­дут толь­ко к худ­ше­му. По­след­ние де­сять лет пе­ре­мен не бы­ло, а еле за­мет­ный от­кос, по ко­то­ро­му все мы дви­жем­ся вниз, ма­ло кто за­ме­ча­ет или хо­чет за­ме­чать.

На днях «Ле­ва­да-центр» со­об­щил, что о су­ще­ст­во­ва­нии Люд­ми­лы Алек­се­е­вой не зна­ют боль­ше 70% рос­си­ян, об Эду­ар­де Ли­мо­но­ве – око­ло 45%, о Гар­ри Ка­с­па­ро­ве – 41%. Ци­ф­ры вро­де бы ис­чер­пы­ва­ю­ще от­ве­ча­ют на во­прос: нуж­на ли се­го­дня об­ще­ст­ву оп­по­зи­ция. Нет, не нуж­на. Ни­ка­кой ро­ли она не иг­ра­ет, раз­ве что пы­та­ет­ся ме­шать улич­но­му дви­же­нию.

Я, в об­щем-то, го­тов бы со­гла­сить­ся, что оп­по­зи­ция се­го­дня – со­вер­шен­но ни­чтож­на, и со­би­ра­ю­щих­ся раз в два ме­ся­ца на Три­ум­фаль­ной или Двор­цо­вой или ещё на ка­ких-ни­будь пло­ща­дях в не­сколь­ких го­ро­дах Рос­сии «от­мо­роз­ков» сто­ит су­дить за зло­ст­ное ху­ли­ган­ст­во и ку­да-ни­будь пря­тать на год, на два, три. Но, с дру­гой сто­ро­ны, что де­лать тем, кто не хо­чет жить по тем по­ня­ти­ям, что у нас се­го­дня ус­та­но­ви­лись? Кто не со­гла­сен?

Вот в Ан­г­лии, на­при­мер, не­боль­шая часть об­ще­ст­ва ока­за­лась не со­глас­на с бю­д­жет­ны­ми со­кра­ще­ни­я­ми и вы­шла на ули­цу. Бо­лее че­ты­рёх­сот мил­ли­о­нов че­ло­век про­те­с­то­ва­ли. Вра­чи, учи­те­ля... Бы­ли и ра­ди­ка­лы, раз­гро­мив­шие не­сколь­ко до­ро­гих ре­с­то­ра­нов и ма­га­зи­нов вро­де «Ритц» и Fortnum&Mason.  

У нас ре­с­то­ра­ны, ма­га­зи­ны, ре­дак­ции га­зет оп­по­зи­ция не гро­мит. Ино­гда бес­по­ряд­ки слу­ча­ют­ся, но их уча­ст­ни­ка­ми, как пра­ви­ло, ока­зы­ва­ют­ся во­все не оп­по­зи­ци­о­не­ры... Нет, вспом­ни­лось, как по­ко­ло­ти­ли ме­бель в при­ём­ной пре­зи­ден­та не­сколь­ко лет на­зад яв­ные оп­по­зи­ци­о­не­ры (они не пря­та­ли лиц). Но я их по­сту­пок го­тов стро­го осу­дить, ес­ли мне че­ло­ве­че­с­ким язы­ком объ­яс­нят, ка­кую поль­зу при­но­сит стра­не и на­ро­ду эта при­ём­ная.

Ак­ции улич­но­го про­те­с­та про­ис­хо­дят поч­ти во всём ми­ре. В Ев­ро­пе они вы­гля­дят ско­рее как кар­на­вал, но на­вер­ня­ка дер­жат ру­ко­во­ди­те­лей го­су­дарств в то­ну­се. У нас же лю­бая куч­ка на пло­ща­ди с кон­сти­ту­ци­ей в ру­ках (фла­ги дав­но уже не по­ло­щут­ся) вос­при­ни­ма­ет­ся как сбо­ри­ще от­мо­роз­ков. А уж ес­ли раз­даст­ся не­что вро­де: «Мир хи­жи­нам, вой­на – двор­цам!» – то сбо­ри­ще не­за­мед­ли­тель­но за­но­сят в ав­то­зак...

Ге­рои спек­так­ля, по­ка­зан­но­го на сце­не Шко­лы-сту­дии МХАТ, не хо­тят жить в том го­су­дар­ст­ве, ко­то­рое есть. Не хо­тят встра­и­вать­ся в си­с­те­му. Клю­че­вой, на­вер­ное, мо­мент: раз­го­вор Гри­ши Жи­ли­на с вли­я­тель­ным че­ло­ве­ком в ад­ми­ни­с­т­ра­ции об­ла­с­ти. Встре­чу под­го­то­вил Мер­ца­лов, друг по­кой­но­го от­ца ге­роя, ко­то­рый из пре­по­да­ва­те­лей пе­ре­шёл на ра­бо­ту в ад­ми­ни­с­т­ра­цию.

Вли­я­тель­ный че­ло­век го­во­рит вро­де бы нор­маль­ные ве­щи о по­ряд­ке, о го­су­дар­ст­ве, но он го­во­рит это так, что хо­чет­ся дать ему по ро­же. По­ря­док та­ко­му де­я­те­лю ну­жен для то­го, что­бы не ме­ша­ли ра­бо­тать на се­бя, го­су­дар­ст­во не­об­хо­ди­мо, что­бы бы­ли га­ран­тии за­щи­щён­но­с­ти. Ни до на­ро­да, ни до Рос­сии и то­му по­доб­но­го ему нет ни­ка­ко­го де­ла... Че­ло­век го­тов сде­лать ми­лость и взять Гри­шу к се­бе (за не­го по­про­си­ли), дать ме­с­то у кор­му­шеч­ки. Ес­те­ст­вен­но, Гри­ша от­ка­зы­ва­ет­ся. Един­ст­вен­но, на­би­ва­ет жи­вот пред­ло­жен­ной едой, но ско­рее не из-за го­ло­да на­би­ва­ет, а... Что-то от юро­ди­во­го есть в его по­ве­де­нии за сто­лом.

Та­кие лю­ди, как Гри­ша, существуют. Их не­мно­го, но всё же. Од­ни взрос­ле­ют и не­ред­ко при­па­да­ют к кор­му­шеч­ке, дру­гие на­хо­дят в се­бе си­лы не при­пасть; под­ра­с­та­ют но­вые не­со­глас­ные, из со­тен ко­то­рых не­сколь­ко ос­та­нут­ся че­ст­ны­ми... Нет, они граж­да­не, они на­вер­ня­ка го­то­вы ра­бо­тать для Рос­сии, толь­ко вот граж­дан в ад­ми­ни­с­т­ра­ци­ях, в це­пях ОМО­На они не ви­дят. И есть ли дей­ст­ви­тель­но там граж­да­не?

Мне вспом­ни­лась од­на, ще­д­ро по­ка­зан­ная по ТВ встре­ча ны­неш­не­го пре­зи­ден­та со сту­ден­та­ми. И вот од­на из сту­ден­ток, вол­ну­ясь, спро­си­ла пре­зи­ден­та: «Как мы можем посодействовать в решении экономических проблем?» Пре­зи­дент ус­мех­нул­ся и мах­нул ру­кой: «Вы те­ле­фон­чик ос­тавь­те где-ни­будь в де­ка­на­те».

Вот та­кой по­рыв и та­кой от­вет. Хо­ро­шее вос­пи­та­ние граж­дан...

Да и как быть со­глас­ным, ког­да ви­дишь, что на­сто­я­щее, цен­ное, с кро­вью и по­том со­здан­ное де­да­ми и от­ца­ми, раз­ру­ша­ет­ся, а по­яв­ля­ет­ся не­что вро­де «Рит­цев» и то­му по­доб­но­го? Как быть спо­кой­ным и рав­но­душ­ным?

В сен­тя­б­ре про­шло­го го­да про­изо­ш­ла уни­каль­ная по­сад­ка Ту-154 с вы­шед­шей из строя си­с­те­мой на­ви­га­ции, эле­к­тро­ни­кой, по­да­чей топ­ли­ва в дви­га­те­ли на за­бро­шен­ный аэ­ро­дром под Иж­мой в ре­с­пуб­ли­ке Ко­ми. По­сад­ку на­зва­ли чу­дом да­же спе­ци­а­ли­с­ты, пи­ло­тов на­гра­ди­ли ор­де­на­ми.

Ко­неч­но, пи­ло­ты мо­лод­цы. Но об­ще­ст­вен­ное мне­ние (точ­нее – те не­сколь­ко % лю­дей, ко­то­рые ещё ин­те­ре­су­ют­ся про­ис­хо­дя­щим в стра­не) на­сто­я­щим ге­ро­ем по­счи­та­ло Сер­гея Сот­ни­ко­ва, на­чаль­ни­ка вер­то­лёт­ной пло­щад­ки, а в про­шлом – аэ­ро­пор­та «Иж­ма».

По­лё­ты не­боль­ших са­мо­лё­тов вро­де Як-40 пре­кра­ти­лись в этом аэ­ро­пор­ту в кон­це 90-х, в 2003-м он во­все был вы­черк­нут из всех ре­е­с­т­ров, пе­ре­стал су­ще­ст­во­вать. Сот­ни­ков в ча­ст­ном по­ряд­ке не да­вал за­ни­мать взлёт­ную пло­щад­ку, да­же за­пре­щал ста­вить на ней ма­ши­ны гриб­ни­кам.

Из­ве­ст­но, что на Се­ве­ре до­рог каж­дый кло­чок су­хой зем­ли, а тут пу­с­то­ва­ло поч­ти пол­то­ра ки­ло­ме­т­ра бе­тон­ки. Сколь­ко на та­кой пло­ща­ди мож­но бы­ло все­го по­на­ст­ро­ить, по­на­ста­вить. На­чаль­ник не­су­ще­ст­ву­ю­ще­го аэ­ро­пор­та не да­вал, ве­ря, что по­ло­са при­го­дит­ся. Пря­мо как книж­ная Ас­соль, ко­то­рая то­же год за го­дом во что-то там ве­ри­ла... И на­вер­ня­ка од­но­сель­ча­не (не все, на­вер­ное) счи­та­ли Сот­ни­ко­ва от­мо­роз­ком или кем-то ти­па то­го. Ма­те­ри­ли, ско­рее все­го. Ведь ты­ся­чи та­ких же взлё­ток по Рос­сии при­спо­со­би­ли для де­ла, а тут да­же дро­ва сло­жить не да­ёт, ма­ши­ну по­ста­вить.

А по­том на по­ло­су спла­ни­ро­вал са­мо­лёт.

Ес­ли бы на ней бы­ла бро­шен­ная по­крыш­ка, брев­но или го­ра му­со­ра, «Туш­ка» на­вер­ня­ка бы спо­тк­ну­лась и взо­рва­лась. Но по­ло­са, во­пре­ки все­му, ос­та­ва­лась чи­с­той, и са­мо­лёт сел.

Сот­ни­ко­ву вру­чи­ли гра­мо­ту на ре­с­пуб­ли­кан­ском уров­не. По­сту­пок его цен­т­раль­ные ка­на­лы осо­бо не афи­ши­ро­ва­ли. С од­ной сто­ро­ны, мо­ло­дец. А с дру­гой... Сколь­ко та­ких Сот­ни­ко­вых (на­чаль­ни­ков уп­ра­зд­нён­ных аэ­ро­пор­тов, за­во­дов, фа­б­рик и ферм, со­кра­щён­ных дет­ских са­дов, пе­ре­куп­лен­ных во­до­ка­чек) или сло­ма­лось, или по­гиб­ло...

Еди­ни­цы про­дол­жа­ют про­ти­во­сто­ять ги­бе­ли. Поч­ти не­о­со­знан­но, на уров­не или ин­ту­и­тив­ной ве­ры в воз­рож­де­ние, как Сер­гей Сот­ни­ков, или поч­ти по-зве­ри­но­му, как ге­рои спек­так­ля «От­мо­роз­ки»... По­след­ние граж­да­не спол­за­ю­ще­го в про­пасть го­су­дар­ст­ва.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования