Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 08.04.2011

В поисках классиков

 В Ли­те­ра­тур­ной гос­ти­ной Бул­га­ков­ско­го До­ма со­сто­ял­ся твор­че­с­кий ве­чер Ев­ге­ния Чи­г­ри­на, си­бир­ско­го по­эта и пу­те­ше­ст­вен­ни­ка.

 

Ве­чер от­крыл Ан­д­рей Ко­ро­вин тем, что на­пом­нил о зна­ме­ни­тых по­этах, ко­то­рые чи­та­ли свои сти­хи на ка­мер­ной сце­не Бул­га­ков­ско­го До­ма со дня его ос­но­ва­ния: Юрий Куб­ла­нов­ский, Ев­ге­ний Рейн, На­ум Кор­жа­вин, Ба­хыт Кен­же­ев и дру­гие. К это­му ря­ду он при­со­во­ку­пил и твор­че­с­кий ве­чер Ев­ге­ния Чи­г­ри­на. Зал по­лон. А.Ко­ро­вин пред­ста­вил по­эта как че­ло­ве­ка, не нуж­да­ю­ще­го­ся в осо­бом пред­став­ле­нии, всем дав­но зна­ко­мо­го: «Это че­ло­век с уди­ви­тель­ной ге­о­гра­фи­ей, ко­то­рая мне на­по­ми­на­ет ге­о­гра­фию Гу­ми­лё­ва. Все его ге­о­гра­фи­че­с­кие пе­ре­ме­ще­ния от­ра­жа­ют­ся в за­ме­ча­тель­ных сти­хах. Ну, а все его пуб­ли­ка­ции есть в Ин­тер­не­те, в жур­на­ле «Но­вый мир». Уже дав­но окон­чил­ся ти­раж его пер­вой кни­ги, и я очень на­де­юсь, что её пре­зен­та­ция прой­дёт здесь же, в Бул­га­ков­ском До­ме».

За­тем ве­ду­щий пре­до­ста­вил сло­во по­эту Ев­ге­нию Чи­г­ри­ну для чте­ния сти­хов. Это бы­ли сти­хи о Даль­нем Вос­то­ке, об Ин­дии; по­свя­ще­ния Че­хо­ву, Бу­ни­ну. Мно­го при­мет даль­не­во­с­точ­ной и ин­дий­ской при­ро­ды, имён ин­дий­ских бо­жеств.

Од­на­ко в ре­чи по­эта, рав­но как и в его сти­хах, встре­ча­ют­ся вы­ра­же­ния, ре­жу­щие слух: «ос­таль­ное – му­ра и ли­па, и тэ дэ, и тэ пэ». Есть и не­бреж­но­с­ти, ба­наль­но­с­ти, да­же на­ро­чи­тая не­вы­чи­тан­ность, ко­то­рые не­уме­ст­ны в се­рь­ёз­ных сти­хах, пусть и но­ва­тор­ских. Ино­гда про­ска­ки­ва­ют та­кие стро­ки, ко­то­рые со­зда­ют впе­чат­ле­ние, что по­эту про­сто не­че­го бы­ло ска­зать для рит­ма или для риф­мы, и он вста­вил сло­ва, ко­то­рые пер­вы­ми при­шли на ум, не ут­руж­дая се­бя: «ан­ге­лы на стрё­ме бе­гу­щих строк», «дер­жал в ру­ках то ан­ге­ла, то не­чисть», «да ча­еч­ка над ни­ми се­ре­б­рит­ся», «на бе­ре­гу то кра­би­ки, то дож­дик»... Воз­мож­но, кем-то они вос­при­ни­ма­ют­ся как нов­ше­ст­во и изя­ще­ст­во. Од­на­ко до сих пор счи­та­лось, что стих, как ко­рот­кая, ём­кая фор­ма, это не­что вы­ве­рен­ное, вы­но­шен­ное и гар­мо­нич­ное. Или ес­ли не гар­мо­нич­ное, то бу­дя­щее во­об­ра­же­ние, взры­ва­ю­щее ус­тои бы­тия, эпа­ти­ру­ю­щее, удив­ля­ю­щее сво­ей сме­ло­с­тью и све­же­с­тью, дей­ст­ви­тель­ной но­виз­ной, без эпи­гон­ст­ва, как, ска­жем, сти­хи ран­не­го Ма­я­ков­ско­го, Иго­ря Се­ве­ря­ни­на, Ио­си­фа Брод­ско­го, а из со­вре­мен­ных по­этов – Сер­гея Ганд­лев­ско­го, Юрия Куб­ла­нов­ско­го…

В кон­це ве­че­ра вы­сту­па­ли Ев­ге­ний Рейн, Алек­сандр Сен­ке­вич. Бы­ли ска­за­ны тёп­лые сло­ва ди­рек­то­ром из­да­тель­ст­ва «Во­до­лей», пред­ста­ви­те­лем Даль­не­во­с­точ­но­го зем­ля­че­ст­ва.

Ев­ге­ний Рейн, ко­то­рый, кста­ти, ввёл Е.Чи­г­ри­на в ли­те­ра­тур­ные кру­ги, за­ме­тил, что этот по­эт при­шёл в по­эзию «в очень хо­ло­с­тое, пу­с­тое, поч­ти ка­та­ст­ро­фи­че­с­кое вре­мя. Кон­че­ны пу­ти клас­си­че­с­кой по­эзии, ар­ти­с­ти­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма, кон­че­ны пу­ти аван­гар­да, мо­дер­на, ко­то­рый в выс­шей ме­ре пред­ста­вил Брод­ский, и мы на­хо­дим­ся на ка­ком-то пу­с­ты­ре, где не сов­сем по­нят­но, что де­лать. И что ос­та­ёт­ся? Сти­ха ви­но­град­ное мя­со – та­кая, из­вле­ка­е­мая из са­мой глу­би­ны по­эти­че­с­ко­го су­ще­ст­ва по­лу­бес­смыс­ли­ца, по­лу­бор­мо­та­ние. Вот та­кие ка­кие-то об­ра­зы, ко­то­рые мо­гут яв­лять­ся ино­гда в боль­ном сне, а ино­гда впол­не в нор­маль­ном сне. И это и есть по­эзия из зер­на. Это луч­шее, что там есть. Ев­ге­ний Чи­г­рин – бе­зус­лов­ный по­эт… У не­го то по­яв­ля­ет­ся ин­то­на­ция Брод­ско­го, то ин­то­на­ция Ман­дель­ш­та­ма. Это воз­мож­но, но это не так су­ще­ст­вен­но…» Из этих слов вы­хо­дит, что на об­ра­зо­вав­шей­ся пу­с­то­те нуж­но с ди­о­ге­но­вым фо­на­рём вы­ис­ки­вать хоть ка­ко­го-то по­эта, ко­то­рый мог бы за­нять ме­с­то клас­си­ка в се­го­дняш­ней по­эзии. При этом все ос­таль­ные по­эты как бы ото­дви­га­ют­ся на зад­ний план…

Ан­д­рей Ко­ро­вин сра­зу при­чис­лил Е.Чи­г­ри­на к клас­си­кам. Пи­са­тель В.Ка­лаш­ни­ков ска­зал о нём: «Мы бе­зо­ши­боч­но по­ни­ма­ем, что пе­ред на­ми по­эт. На­сто­я­щий, бе­зус­лов­ный по­эт… Он сво­и­ми сти­ха­ми смо­т­рит на се­бя и в се­бя… Это по­эт, у ко­то­ро­го есть свой го­лос…» Бы­ли от­ме­че­ны в сти­хах Е.Чи­г­ри­на со­еди­не­ние не­со­вме­с­ти­мых по­ня­тий, не­о­жи­дан­ность окон­ча­ний, при­ме­ты вре­ме­ни, на­ли­чие мно­же­ст­ва имён и сло­ёв... Бы­ли от­ме­че­ны и дру­гие осо­бен­но­с­ти. Но уди­ви­тель­но бы­ло то, как лег­ко и бе­зо­го­во­роч­но по­эты ста­ли при­чис­лять­ся к клас­си­кам. При­ме­та вре­ме­ни?..


Ирина ЛОГВИНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования