Архив : №14. 08.04.2011
В поисках классиков
В Литературной гостиной Булгаковского Дома состоялся творческий вечер Евгения Чигрина, сибирского поэта и путешественника.
Вечер открыл Андрей Коровин тем, что напомнил о знаменитых поэтах, которые читали свои стихи на камерной сцене Булгаковского Дома со дня его основания: Юрий Кублановский, Евгений Рейн, Наум Коржавин, Бахыт Кенжеев и другие. К этому ряду он присовокупил и творческий вечер Евгения Чигрина. Зал полон. А.Коровин представил поэта как человека, не нуждающегося в особом представлении, всем давно знакомого: «Это человек с удивительной географией, которая мне напоминает географию Гумилёва. Все его географические перемещения отражаются в замечательных стихах. Ну, а все его публикации есть в Интернете, в журнале «Новый мир». Уже давно окончился тираж его первой книги, и я очень надеюсь, что её презентация пройдёт здесь же, в Булгаковском Доме».
Затем ведущий предоставил слово поэту Евгению Чигрину для чтения стихов. Это были стихи о Дальнем Востоке, об Индии; посвящения Чехову, Бунину. Много примет дальневосточной и индийской природы, имён индийских божеств.
Однако в речи поэта, равно как и в его стихах, встречаются выражения, режущие слух: «остальное – мура и липа, и тэ дэ, и тэ пэ». Есть и небрежности, банальности, даже нарочитая невычитанность, которые неуместны в серьёзных стихах, пусть и новаторских. Иногда проскакивают такие строки, которые создают впечатление, что поэту просто нечего было сказать для ритма или для рифмы, и он вставил слова, которые первыми пришли на ум, не утруждая себя: «ангелы на стрёме бегущих строк», «держал в руках то ангела, то нечисть», «да чаечка над ними серебрится», «на берегу то крабики, то дождик»... Возможно, кем-то они воспринимаются как новшество и изящество. Однако до сих пор считалось, что стих, как короткая, ёмкая форма, это нечто выверенное, выношенное и гармоничное. Или если не гармоничное, то будящее воображение, взрывающее устои бытия, эпатирующее, удивляющее своей смелостью и свежестью, действительной новизной, без эпигонства, как, скажем, стихи раннего Маяковского, Игоря Северянина, Иосифа Бродского, а из современных поэтов – Сергея Гандлевского, Юрия Кублановского…
В конце вечера выступали Евгений Рейн, Александр Сенкевич. Были сказаны тёплые слова директором издательства «Водолей», представителем Дальневосточного землячества.
Евгений Рейн, который, кстати, ввёл Е.Чигрина в литературные круги, заметил, что этот поэт пришёл в поэзию «в очень холостое, пустое, почти катастрофическое время. Кончены пути классической поэзии, артистического реализма, кончены пути авангарда, модерна, который в высшей мере представил Бродский, и мы находимся на каком-то пустыре, где не совсем понятно, что делать. И что остаётся? Стиха виноградное мясо – такая, извлекаемая из самой глубины поэтического существа полубессмыслица, полубормотание. Вот такие какие-то образы, которые могут являться иногда в больном сне, а иногда вполне в нормальном сне. И это и есть поэзия из зерна. Это лучшее, что там есть. Евгений Чигрин – безусловный поэт… У него то появляется интонация Бродского, то интонация Мандельштама. Это возможно, но это не так существенно…» Из этих слов выходит, что на образовавшейся пустоте нужно с диогеновым фонарём выискивать хоть какого-то поэта, который мог бы занять место классика в сегодняшней поэзии. При этом все остальные поэты как бы отодвигаются на задний план…
Андрей Коровин сразу причислил Е.Чигрина к классикам. Писатель В.Калашников сказал о нём: «Мы безошибочно понимаем, что перед нами поэт. Настоящий, безусловный поэт… Он своими стихами смотрит на себя и в себя… Это поэт, у которого есть свой голос…» Были отмечены в стихах Е.Чигрина соединение несовместимых понятий, неожиданность окончаний, приметы времени, наличие множества имён и слоёв... Были отмечены и другие особенности. Но удивительно было то, как легко и безоговорочно поэты стали причисляться к классикам. Примета времени?..
Ирина ЛОГВИНОВА