Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 08.04.2011

Когда река разливается в море

Репортаж о распотрошённой курице, от которой устали ждать золотых яиц

 

1

Егип­тя­не на­зы­ва­ют ве­ли­кую ре­ку Нил име­нем «аль-Бахр» – мо­ре. Они, как де­ти, ра­ду­ют­ся и пра­зд­ну­ют пер­вые ито­ги сво­ей ре­во­лю­ции дол­го и эмо­ци­о­наль­но, мо­жет быть, да­же че­рес­чур дол­го. Впер­вые с ре­во­лю­ции 1958 го­да про­стые лю­ди по­чув­ст­во­ва­ли свою зна­чи­мость и граж­дан­ское еди­не­ние. Тер­пе­ли­вые егип­тя­не буд­то вновь ус­лы­ша­ли ло­зунг На­се­ра к еги­пет­ско­му на­ро­ду: «Вы­ше дер­жи­те го­ло­вы. Вы не ра­бы, вы сво­бод­ные лю­ди».

Автор в центре описываемых событий
Автор в центре описываемых событий

И егип­тя­не под­ня­ли го­ло­вы. Каж­дую пят­ни­цу сот­ни ты­сяч лю­дей вы­хо­дят на ми­тинг – то ли пра­зд­но­вать по­бе­ду, то ли вы­дви­гать но­вые тре­бо­ва­ния.

– Свер­же­ние Му­ба­ра­ка – это толь­ко ма­лая часть ре­во­лю­ции, – по­яс­ня­ет мне егип­то­лог док­тор Ха­сан За­бер, ак­ти­вист дви­же­ния Ки­фая. – Впе­ре­ди са­мое слож­ное – по­ме­нять си­с­те­му, до­бить­ся сво­бод и дей­ст­вий ре­аль­ной оп­по­зи­ции.

Ещё не­сколь­ко дней на­зад Ха­сан под­но­сил кам­ни тем, кто был на пе­ре­до­вой. Ког­да си­ту­а­ция по­ш­ла враз­нос и вол­на не­из­ве­ст­но от­ку­да по­явив­ших­ся «сто­рон­ни­ков Му­ба­ра­ка» ри­ну­лась штур­мом на пло­щадь Та­х­рир, к пе­ре­оде­тым по­ли­цей­ским при­со­е­ди­ни­лись лю­ди, вы­да­ю­щие се­бя за «бе­ду­и­нов» пи­ра­мид. Один из них при­знал­ся мне в при­ват­ной бе­се­де, что ему лич­но за­пла­ти­ли по 500 фун­тов, по­обе­ща­ли жи­льё и пра­во ве­с­ти рас­коп­ки и тор­гов­лю, ес­ли они пой­дут на пло­щадь тре­бо­вать свер­же­ния ми­ни­с­т­ра по «та­ре­лоч­кам» (древ­но­с­тям) За­хи Ха­ва­са.

В са­мый тя­жё­лый мо­мент, ког­да ка­мен­ный дождь об­ру­шил­ся на го­род, ког­да Му­ба­рак вы­пу­с­тил из тюрь­мы пре­ступ­ни­ков, пе­ре­одел ак­ти­ви­с­тов пар­тии и по­ли­цей­ских в граж­дан­скую фор­му и пу­с­тил всю эту код­лу ата­ко­вать пло­щадь Та­х­рир, имен­но бра­тья-му­суль­ма­не встре­ти­ли вра­га на пе­ре­до­вой, как са­мая ор­га­ни­зо­ван­ная часть про­те­с­ту­ю­щих. Во вре­мя во­ен­ных опе­ра­ций кол­лек­тив­ный дух и ра­зум не все­гда хо­ро­ший со­вет­чик. Тут нуж­но чёт­кое и опе­ра­тив­ное уп­рав­ле­ние бо­е­вы­ми дей­ст­ви­я­ми, ты­ло­вым снаб­же­ни­ем, мо­би­ли­за­ци­ей лю­дей «на обо­ро­ну». Ес­ли бы в этот мо­мент про­те­с­ту­ю­щие дрог­ну­ли и ос­во­бо­ди­ли пло­щадь, всё бы бы­ло кон­че­но. Кол­лек­тив­ный дух и ра­зум пре­кра­сен во вре­мя мир­но­го про­ти­во­сто­я­ния, ибо Му­ба­рак не смог най­ти ли­де­ров, с ко­то­ры­ми бы ему уда­лось всту­пить в пе­ре­го­во­ры.

 

2

Для ме­ня ре­во­лю­ция в Егип­те – под­лин­но на­род­ная ре­во­лю­ция. Ког­да по­ло­ви­на стра­ны вверг­ну­та в со­ци­аль­ный ад, ког­да кру­гом ни­ще­та и кор­руп­ция, ког­да трид­цать про­цен­тов на­се­ле­ния без­гра­мот­ны, ког­да фел­ла­хи обан­кро­че­ны рос­том цен на го­рю­чее, ког­да эпи­де­мии и страш­ные бо­лез­ни вы­ка­ши­ва­ют бед­ных и нуж­да­ю­щих­ся в ку­с­ке хле­ба – что ос­та­ёт­ся де­лать мо­ло­дым лю­дям, ко­то­рым го­то­вят участь об­слу­ги на ку­рор­тах. И это ещё луч­шая участь, ко­то­рая им пред­наз­на­че­на.

«Тер­пе­ние – бла­го», «Тер­пе­ние – на­и­пре­крас­ней­шее из до­сто­инств», «Тер­пе­ли­вых лю­бит Ал­лах». Эти по­сло­ви­цы са­мые по­пу­ляр­ные в Егип­те. Они встре­ча­ют­ся на каж­дом ша­гу.

Тер­пе­ние про­по­ве­ду­ют вер­хи и ни­зы. О тер­пе­нии пи­шут в га­зе­тах и кни­гах, ло­зун­ги, при­зы­ва­ю­щие к тер­пе­нию, мож­но уви­деть в ви­т­ри­нах ма­га­зи­нов, на бор­тах гру­зо­ви­ков. Сло­во «Сабр» – «тер­пе­ние», ка­жет­ся, вы­ве­де­но араб­ской вя­зью и на ли­цах без­ро­пот­ных и тру­до­лю­би­вых егип­тян.

Что­бы это по­нять, до­ста­точ­но спу­с­тить­ся в го­род му­сор­щи­ков, где се­мьи под­час жи­вут на сто еги­пет­ских фун­тов (при­бли­зи­тель­но 20 дол­ла­ров США) в ме­сяц, или зай­ти в тот же квар­тал му­сор­щи­ков, где из скле­пов сде­ла­ли до­ма, а из мо­гиль­ных плит – сто­лы. Да что там тру­що­бы? На кра­соч­ной, пред­наз­на­чен­ной для ино­ст­ран­цев ви­т­ри­не – рын­ке Хан эль Ха­ли­ли – есть од­на зо­на, ко­то­рую не по­ка­зы­ва­ют чу­же­зем­цам.

Я не по­брез­го­вал и од­наж­ды спу­с­тил­ся – в эту вну­т­рен­нюю, под­зем­ную часть го­ро­да, и мне от­кры­лось фан­та­с­ти­че­с­кое зре­ли­ще. Юн­цы и ста­ри­ки, ору­дуя де­ре­вян­ны­ми мо­лот­ка­ми и же­лез­ны­ми ре­за­ка­ми, вы­че­ка­ни­ва­ли и вы­ре­за­ли, вы­би­ва­ли из под­руч­но­го ма­те­ри­а­ла но­ту «ля» («нет» по-араб­ски). Кто-то ка­ш­лял, кто-то пел пес­ни про лю­бовь. Здесь, на под­зем­ном уров­не, они де­ла­ли те со­кро­ви­ща, ко­то­ры­ми тор­го­ва­ли на се­ре­дин­ном уров­не для тех, кто жи­вёт на уров­не верх­нем. Зо­ло­тые по­бря­куш­ки «хенд мейд» для Зо­ло­то­го мил­ли­ар­да.

Ка­кое у бе­до­лаг с ниж­не­го уров­ня бы­ло бу­ду­щее при Му­ба­ра­ке? Так и ос­тать­ся при­слу­гой и ра­ба­ми? С этой уча­с­тью они сми­рить­ся не за­хо­те­ли и вы­шли на ули­цы, при­со­е­ди­ни­лись к бра­ть­ям му­суль­ма­нам!

Ре­во­лю­ция в Егип­те на­ча­лась сти­хий­но. Сту­ден­ты и ин­тел­ли­ген­ция, от­клик­нув­шись на рас­сыл­ку «Гуг­ла», вы­шли на ули­цы Ка­и­ра жа­ло­вать­ся на ухуд­ше­ние ус­ло­вий и ка­че­ст­ва жиз­ни. И по­ка не­сколь­ко сот че­ло­век шли к пло­ща­ди Та­х­рир, ла­воч­ни­ки и хар­чев­ни­ки за­кры­ва­ли свои лав­ки и при­со­е­ди­ня­лись к про­те­с­ту­ю­щим. Сто­ит ли в этой свя­зи го­во­рить о пра­зд­но­ша­та­ю­щих­ся и без­ра­бот­ных, ко­то­рым всё рав­но, где гу­лять и си­деть.

На пло­ща­ди Та­х­рир их ока­за­лось уже не­сколь­ко ты­сяч, и они по­чув­ст­во­ва­ли свою си­лу и за­хо­те­ли боль­ше­го. Жа­ло­бы пе­ре­рос­ли в мас­со­вые бес­по­ряд­ки, ми­тин­гу­ю­щие ста­ли тре­бо­вать сво­бод и по­ли­ти­че­с­ких пре­об­ра­зо­ва­ний. Я так и ви­жу эту тол­пу, иду­щую ми­мо ла­вок и оте­лей с вы­ве­с­ка­ми «Ту­нис», «Ал­жир», «Ма­рок­ко», «Ба­х­рейн», «Йе­мен», «Иор­да­ния», «Ли­вия». Мно­гие араб­ские стра­ны дав­но пре­вра­ти­лись в де­рев­ни по об­слу­жи­ва­нию ту­ри­с­тов, ли­бо в бен­зо­за­прав­ки для Ев­ро­пы. Кто бы мог по­ду­мать, что араб­ский мир на­столь­ко вну­т­рен­не свя­зан и что здесь сра­бо­та­ет пре­сло­ву­тый прин­цип до­ми­но?!

 

3

Пы­та­ясь про­ти­во­по­с­та­вить что-то по­пу­ляр­но­с­ти со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ких идей Га­ма­ля Аб­дель На­се­ра, иде­о­ло­ги Ан­ва­ра Са­а­да­та и Му­ба­ра­ка при­ду­ма­ли на­саж­дать иде­о­ло­гию ис­ла­ма. Но, как и в Аф­га­ни­с­та­не и Ал­жи­ре, вла­с­ти Егип­та не смог­ли удер­жать ис­ла­ми­с­тов под сво­им кон­тро­лем. Про­цесс стал не­о­бра­ти­мым и не­пред­ска­зу­е­мым. Ес­ли в 60-е го­ды в плат­ках на учё­бу и ра­бо­ту в офи­сы хо­ди­ло толь­ко двад­цать про­цен­тов жен­щин и де­ву­шек, то се­го­дня эти по­ка­за­те­ли сто­про­цент­ные. На книж­ной яр­мар­ке в Ка­и­ре в 2010 го­ду я встре­чал мно­гих рус­ских де­ву­шек в ни­ка­бе. Рев­ни­вые му­жья пря­чут их бе­лую ко­жу от солн­ца. А воз­мож­но, они са­ми бе­ре­гут­ся от го­ря­чих взгля­дов.

Я то­же бе­ре­гусь го­ря­че­го юж­но­го солн­ца и вре­мя от вре­ме­ни за­хо­жу в куль­то­вое для еги­пет­ской ин­тел­ли­ген­ции ка­фе «Гро­би». Здесь, в те­ни, я встре­чаю од­но­го из ли­де­ров мо­ло­дёж­но­го кры­ла «Бра­ть­ев му­суль­ман», ко­то­рый, со­гла­ша­ясь дать ком­мен­та­рии, про­сит не на­зы­вать его имя.

«Бра­тья му­суль­ма­не» очень ос­то­рож­ны. Дол­гие го­ды ре­прес­сий на­учи­ли их ве­с­ти се­бя сдер­жан­но. Они ус­во­и­ли фор­му­лу «По­ли­ти­ка – ис­кус­ст­во воз­мож­но­го» не ху­же луч­ших ца­ре­двор­цев и по­лит­тех­но­ло­гов.

Я об­ща­юсь с од­ним из ли­де­ров мо­ло­дёж­но­го кры­ла «Бра­ть­ев му­суль­ман» в куль­то­вом для егип­тян ка­фе «Гро­би».

– Нам не по ду­ше со­вре­мен­ный ми­ро­по­ря­док, – го­во­рит Аб­дул­ха­мид, – нам пре­тит си­о­низм и рос­тов­щи­че­с­кий ка­пи­тал. Это из-за не­го слу­чил­ся фи­нан­со­вый кри­зис, а в ре­зуль­та­те – рез­кий рост цен на про­до­воль­ст­вие и вол­на ре­во­лю­ций. Но они са­ми ро­ют се­бе яму. Ал­лах сам об­ру­шит сво­их вра­гов, ибо они в его, а не в на­шей вла­с­ти.

Ка­кие-то со­ци­аль­ные идеи «Бра­ть­ев» мне сим­па­тич­ны, ка­кие-то нет. Мне не нра­вит­ся всё боль­шее рас­про­ст­ра­не­ние ни­ка­ба. В Егип­те это, на­ря­ду с вах­ха­биз­мом и бук­ва­лиз­мом, за­си­лье са­у­дист­ской куль­ту­ры. В та­тар­ском об­ще­ст­ве жен­щи­на иг­ра­ет ак­тив­ную со­ци­аль­ную роль. Она, ес­ли на­до, и на ко­не по­мчит­ся. Я знаю, что в Кир­ги­зии кир­гиз­ки счи­та­ют не­пред­поч­ти­тель­ным вы­хо­дить за­муж за уз­бе­ков и уй­гур, и лег­ко вы­хо­дят за ка­за­хов и та­тар из-за раз­но­го от­но­ше­ния к жен­щи­нам у раз­ных му­суль­ман­ских на­ро­дов. Еги­пет то­же от­ли­ча­ет­ся от стран Пер­сид­ско­го за­ли­ва, и мо­жет дать фо­ру им в паль­ме пер­вен­ст­ва в во­про­сах бо­го­сло­вия. Ка­ир – во­ро­та араб­ско­го ми­ра, Ка­ир – круп­ней­ший об­ра­зо­ва­тель­но-ре­ли­ги­оз­ный центр. В Ка­и­ре са­мый зна­ме­ни­тый ис­лам­ский ин­сти­тут Аль-Аз­гар. И мне не­по­нят­но, по­че­му бо­го­сло­вы Аль-Аз­га­ра не ос­та­но­вят рас­про­ст­ра­не­ние ни­ка­ба, ес­ли при про­ро­ке Му­хам­ме­де та­кая фор­ма одеж­ды не бы­ла рас­про­ст­ра­не­на.

У «Бра­ть­ев му­суль­ман» боль­шая по­пу­ляр­ность сре­ди про­сто­го, ис­то­с­ко­вав­ше­го­ся по спра­вед­ли­во­с­ти на­ро­да. За вре­мя ре­во­лю­ции эта по­пу­ляр­ность воз­рос­ла. Во мно­гом бла­го­да­ря не­за­уряд­но­му му­же­ст­ву «Бра­ть­ев му­суль­ман» борь­ба пе­ре­ме­с­ти­лась в по­ли­ти­че­с­кую пло­с­кость, где они впол­не мо­гут рас­счи­ты­вать на хо­ро­шие ди­ви­ден­ды. Еги­пет­ские по­ли­то­ло­ги счи­та­ют, что на бу­ду­щих вы­бо­рах в пар­ла­мент «Бра­тья» по­лу­чат от 40 до 60 процентов го­ло­сов, ес­ли вы­бо­ры прой­дут вес­ной. Од­на­ко ес­ли вы­бо­ры прой­дут поз­же, по­сле об­суж­де­ния, то «Бра­тья» по­лу­чат в два ра­за мень­ше го­ло­сов. Ско­рее все­го, в Егип­те всё бу­дет раз­ви­вать­ся по ту­рец­ко­му ва­ри­ан­ту. Боль­шин­ст­во в пар­ла­мен­те у про­му­суль­ман, а ре­аль­ная власть у во­ен­ных, ко­то­рых кон­тро­ли­ру­ют, кор­мят и обес­пе­чи­ва­ют ору­жи­ем аме­ри­кан­цы.

Ес­ли в ло­зун­ге «Спра­вед­ли­вость и сво­бо­да» пар­тия му­суль­ман бу­дет де­лать ак­цент на сло­ве спра­вед­ли­вость, то ли­бе­раль­ные си­лы вы­бе­рут се­бе глав­ным при­ори­те­том сво­бо­ду. Ре­во­лю­ция про­бу­ди­ла жаж­ду сво­бо­ды, и зна­чи­тель­ная часть тру­до­лю­би­вых егип­тян не же­ла­ет рас­ста­вать­ся с при­зра­ком сво­бо­ды. Подъ­ём граж­дан­ско­го са­мо­со­зна­ния, ког­да на­ция объ­е­ди­ни­лась в по­ры­ве борь­бы за граж­дан­ское об­ще­ст­во со все­ми его ат­ри­бу­та­ми – пра­ва­ми и сво­бо­да­ми, силь­но во­оду­шев­ля­ет про­стой на­род.

 

4

По­сле «Гро­би» я вновь стою на ули­це Каср аль-Ай­ни, при­мы­ка­ю­щей к пло­ща­ди Ат-Та­х­рир. Стою на краю люд­ско­го мо­ря и вды­хаю аро­мат эй­фо­рии, её при­ли­вы и от­ли­вы, я буд­то за­го­раю, за­ря­жа­юсь энер­ги­ей тол­пы. А что ещё де­лать, ока­зав­шись стис­ну­тым ти­с­ка­ми ми­тин­га? Осо­бен­но во­оду­шев­ля­ет зре­ли­ще раз­ли­ва Ни­ла, его вол­не­ния впе­чат­ля­ют в пред­за­кат­ные ми­ну­ты, ког­да вся тол­па со­вер­ша­ет на­маз, сги­ба­ясь в по­яс­ном и зем­ном по­кло­не, буд­то пу­с­кая вол­ну.

Моя свет­лая ко­жа на фо­не из­му­чен­ных юж­ным солн­цем егип­тян не от­ли­ва­ет ме­дью и сра­зу бро­са­ет­ся в гла­за. Та­кой же бе­лиз­ной свер­ка­ют толь­ко све­же­вы­ст­ру­ган­ные ду­би­ны. Мно­гие ин­те­ре­су­ют­ся, от­ку­да я. От­ве­чаю, что из Рос­сии.

Те­перь уже ко мне об­ра­ща­ют­ся не ина­че, чем «мой брат Иль­дар».

К рус­ским от­но­ше­ние в Егип­те пре­вос­ход­ное. Мно­гие по­мнят, как рус­ские стро­и­ли алю­ми­ни­е­вый ком­би­нат, ме­тал­лур­ги­че­с­кие за­во­ды и ве­ли­кую Асу­ан­скую ГРЭС. Рус­ские и ара­бы ра­бо­та­ли бок о бок, как бра­тья. Мно­го ин­тел­ли­ген­ции про­шло че­рез со­вет­ские уни­вер­си­те­ты. Со­вет­ский Со­юз для них – это свет­лые вос­по­ми­на­ния. Рус­ский не вос­при­ни­ма­ет­ся егип­тя­на­ми как «бе­лый экс­плу­а­та­тор».

Симп­то­ма­тич­но, что да­же в ча­сы ос­т­ро­го про­ти­во­сто­я­ния с Му­ба­ра­ком фак­ты ма­ро­дёр­ст­ва в цен­т­ре Ка­и­ра но­си­ли еди­нич­ный ха­рак­тер. Са­мые боль­шие бес­по­ряд­ки и раз­ру­ше­ния про­изо­ш­ли в про­мы­ш­лен­ном цен­т­ре Егип­та – Су­э­це. Ма­ро­дё­ры в го­ро­де и его ок­ре­ст­но­с­тях со­жг­ли по­ли­цей­ские уча­ст­ки, по­жар­ные ча­с­ти, раз­гра­би­ли и по­до­жг­ли ав­то­са­ло­ны и круп­ные ма­га­зи­ны, про­ник­ли на вил­лу гу­бер­на­то­ра и пе­ре­ре­за­ли там всех ку­риц.

В Су­э­це очень мно­го за­пад­ных про­мы­ш­лен­ных ком­па­ний. Там вновь и вновь про­хо­дят за­ба­с­тов­ки и стач­ки с тре­бо­ва­ни­ем улуч­ше­ния ка­че­ст­ва жиз­ни. Мно­гие го­во­рят о бес­по­щад­ной экс­плу­а­та­ции их тру­да за­пад­ны­ми про­мы­ш­лен­ни­ка­ми и боль­шом раз­ры­ве уров­ня до­хо­дов меж­ду бед­ны­ми и бо­га­ты­ми. Как бы эти про­те­ст­ные на­ст­ро­е­ния не под­толк­ну­ли стра­ну к ха­о­су.

Дру­гие счи­та­ют, что все про­те­с­ты про­тив ма­лень­ких му­ба­ра­ков на ме­с­тах – ча­ст­ные слу­чаи, а уро­вень куль­ту­ры у егип­тян вы­ше, чем у со­ма­лий­цев, и они не ска­тят­ся до уров­ня меж­кла­но­вой борь­бы и вой­ны всех про­тив всех, од­на­ко раз­де­ле­ния стра­ны на две ча­с­ти, по при­ме­ру Су­да­на, опа­са­ют­ся. До сих пор мно­гие па­т­ри­о­ты-па­на­ра­би­с­ты ста­вят Аб­дель На­се­ру в уп­рёк, что он сдал бо­га­тый неф­тью и зо­ло­том Су­дан. Ан­ва­ру Са­а­да­ту при­по­ми­на­ют то, что он не су­мел объ­е­ди­нить­ся с Ли­ви­ей в еди­ное го­су­дар­ст­во.

Что ка­са­ет­ся Ли­вии, то сей­час все взо­ры ду­ма­ю­щих егип­тян об­ра­ще­ны в её сто­ро­ну. По Ка­и­ру по­полз­ли слу­хи, что все ре­во­лю­ции – и в Ту­ни­се, и в Ка­и­ре – за­те­ва­лись для сбро­са Кад­да­фи. Ли­де­ра Джа­ма­хи­рии хо­те­ли взять при по­мо­щи ре­во­лю­ций в со­сед­них стра­нах в ти­с­ки. Од­на­ко рас­чёт не оп­рав­дал­ся на сто про­цен­тов, и те­перь ре­ги­о­ну гро­зит гу­ма­ни­тар­ная ка­та­ст­ро­фа.

 

5

Ли­вия, где до не­дав­не­го вре­ме­ни за­ра­ба­ты­ва­ли се­бе на хлеб пол­то­ра мил­ли­о­на со­оте­че­ст­вен­ни­ков Стра­ны фа­ра­о­нов, гро­зит на­вод­нить со­се­дей и сво­и­ми граж­да­на­ми. Егип­тя­не и так втис­ну­ты в до­ли­ну Ни­ла, и уве­ли­чив­ше­е­ся вдвое на­се­ле­ние ско­ро бу­дет не­чем кор­мить.

Егип­тя­не меч­та­ют о тех вре­ме­нах, ког­да их бы­ло 30 мил­ли­о­нов, и о том, как бы от­пра­вить сво­их ни­щих на за­ра­бот­ки. По­ми­мо сво­е­го жиз­не­лю­бия и ра­ду­шия, егип­тя­не ещё и на­род, пре­ус­пев­ший в тор­гов­ле. Грех бы­ло не вос­поль­зо­вать­ся рос­том ин­те­ре­са к стра­не и не на­чать при­тор­го­вы­вать ре­во­лю­ци­он­ной сим­во­ли­кой. Сот­ни мо­ло­дых лю­дей в цен­т­ре Ка­и­ра пред­ла­га­ют при­об­ре­с­ти на­ци­о­наль­ные фла­ги, лен­ты, май­ки и про­чие су­ве­ни­ры.

Я гу­ляю по го­ро­ду, сно­ва и сно­ва веж­ли­во от­ка­зы­вая по­доб­ным тор­гов­цам. Но тут ко мне под­хо­дит па­ре­нёк и, поз­до­ро­вав­шись, про­сит раз­ре­ше­ния прой­тись ря­дом.

По­че­му же не по­об­щать­ся, ду­маю я, и со­гла­ша­юсь. Мо­жет, что-ни­будь но­во­го и ин­те­рес­но­го уз­наю. Ре­во­лю­ция в Егип­те на­учи­ла ме­ня од­но­му пра­ви­лу. В бу­шу­ю­щее мо­ре тол­пы нуж­но оку­нуть­ся с го­ло­вой, и тог­да тем­пе­ра­ту­ра тво­е­го те­ла бы­с­т­ро до­стиг­нет тем­пе­ра­ту­ры ок­ру­же­ния. И не бу­дет ни­ка­ких куль­тур­ных и со­ци­аль­ных ба­рь­е­ров.

Од­на­ко у па­рень­ка свои ин­те­ре­сы. Он тут же бе­рёт бы­ка за ро­га и на­чи­на­ет рас­ска­зы­вать мне, что все его род­ные по­гиб­ли во вре­мя бес­по­ряд­ков, что он те­перь си­ро­та, и, мо­жет быть, я мо­гу ему по­мочь ма­те­ри­аль­но.

Я знаю, что он врёт или, ес­ли го­во­рить мяг­че, экс­плу­а­ти­ру­ет конъ­юнк­ту­ру, но всё рав­но даю ему не­сколь­ко фун­тов. Ибо для ме­ня это ни­что, а он, воз­мож­но, из-за всех этих со­бы­тий по­те­рял ра­бо­ту на­всег­да или на вре­мя за­ба­с­то­вок.

Ре­во­лю­ция, как и вся­кое на­род­ное на­чи­на­ние, мо­жет при­ве­с­ти и к рас­ко­лу, и к кон­со­ли­да­ции об­ще­ст­ва, и к рос­ту граж­дан­ской ак­тив­но­с­ти. В Егип­те хва­та­ет и то­го, и дру­го­го, и тре­ть­е­го. Ты­ся­чи во­лон­тё­ров до­б­ро­воль­но и бес­плат­но вы­шли уби­рать и при­во­дить в по­ря­док – ме­тут ули­цы из­ряд­но по­трё­пан­но­го го­ро­да, уби­ра­ют му­сор и кра­сят всё, что мож­но по­кра­сить. По­яви­лись оче­ре­ди к ав­то­бу­сам, че­го рань­ше ни­ког­да не на­блю­да­лось в го­ро­де, где до­ро­гу при ин­тен­сив­ном дви­же­нии пе­ре­хо­дят как бог на ду­шу по­ло­жит.

Это оп­ре­де­лён­но граж­дан­ская по­зи­ция. На ули­цах до­б­ро­воль­цы каж­до­му встреч­но­му раз­да­ют ли­с­тов­ки с при­зы­ва­ми по­ме­нять­ся са­мо­му и по­ме­нять стра­ну. На те­ле­фо­ны при­хо­дят смс-рас­сыл­ки со сло­ва­ми: «Ес­ли ты егип­тя­нин, ты не дол­жен боль­ше пла­тить взят­ки».

Кор­руп­ция – страш­ный бич не толь­ко Егип­та, но и всех то­та­ли­тар­ных го­су­дарств. Ког­да один мой зна­ко­мый Мэд­хед хо­тел с ком­па­нь­о­на­ми от­крыть де­ло по сбор­ке ав­то­бу­сов, он об­ра­тил­ся в ди­рек­цию из­ве­ст­но­го про­из­во­ди­те­ля в Ук­ра­и­не. В от­вет при­шло пись­мо, в ко­то­ром го­во­ри­лось: «Мы, ко­неч­но, ра­ды со­труд­ни­че­ст­ву, но мы зна­ем, что сбор­ка ав­то­бу­сов в Егип­те за­мы­ка­ет­ся на не­сколь­ких ли­цах, име­ет ли смысл пы­тать­ся?» То есть да­же в Ук­ра­и­не зна­ли, что тот или иной биз­нес в Егип­те мож­но де­лать толь­ко оп­ре­де­лён­ным лю­дям.

«Мил­ли­о­ны – это не твой уро­вень иг­ры», – на­мек­ну­ли дру­го­му зна­ко­мо­му, ког­да он по­пы­тал­ся за­нять­ся про­из­вод­ст­вом на­уш­ни­ков – мол, не по Сень­ке шап­ка. Этот уро­вень иг­ры не для те­бя. Ког­да твой обо­рот со­став­лял не­сколь­ко сот ты­сяч, мы за­кры­ва­ли гла­за. Но те­перь ты на­чи­на­ешь нас нер­ви­ро­вать и пе­ре­хо­дить до­пу­с­ти­мые гра­ни­цы. Не бу­ди льва на его тер­ри­то­рии.

 

6

«Мил­ли­он» и прав­да не наш уро­вень. Но ког­да на ули­цы вы­хо­дят мил­ли­о­ны про­стых лю­дей, жар­ко и бо­яз­но ста­но­вит­ся да­же муль­ти­мил­ли­ар­де­рам.

Од­на из круп­ней­ших де­мон­ст­ра­ций, ко­то­рую мне до­ве­лось на­блю­дать по­сле свер­же­ния Му­ба­ра­ка, бы­ла на­прав­ле­на про­тив от­дель­ных чле­нов ка­би­не­та ми­ни­с­т­ров, ос­тав­ших­ся от преж­не­го ре­жи­ма. Ты­ся­чи лю­дей тре­бо­ва­ли от­став­ки ми­ни­с­т­ра по ча­шеч­кам и та­ре­лоч­кам За­хи Ха­ва­са.

В ночь с 28 на 29 ян­ва­ря груп­па из де­вя­ти гра­би­те­лей при уча­с­тии по­ли­цей­ских про­ник­ла в зда­ние Еги­пет­ско­го му­зея в Ка­и­ре, силь­но по­вре­ди­ла не­сколь­ко зна­ко­вых па­мят­ни­ков из со­кро­вищ гроб­ни­цы ца­ря Ту­тан­ха­мо­на (XIV в. до н.э.), в том чис­ле зна­ме­ни­тые скульп­тур­ные изо­б­ра­же­ния ца­ря из по­зо­ло­чен­но­го де­ре­ва, изо­б­ра­жа­ю­щие Ту­тан­ха­мо­на на ла­дье и ле­о­пар­де. По­вреж­де­ны уни­каль­ные по сво­ей ху­до­же­ст­вен­ной цен­но­с­ти опа­ха­ла Ту­тан­ха­мо­на, его фа­ян­со­вые оже­ре­лья и ору­жие. Так­же был на­се­нён урон уни­каль­ным пред­ме­там из гроб­ни­цы пра­де­да Ту­тан­ха­мо­на – вель­мо­жи Иуйи и его су­пру­ги Туйи, ко­то­рая бы­ла об­на­ру­же­на в 1905 го­ду в До­ли­не ца­рей не­тро­ну­той и счи­та­ет­ся са­мой бо­га­той древ­не­еги­пет­ской гроб­ни­цей по­сле Ту­тан­ха­мо­на: силь­но по­вреж­де­ны му­мии су­пру­же­с­кой че­ты, раз­би­ты ви­т­ри­ны с уни­каль­ны­ми со­су­да­ми для вну­т­рен­но­с­тей му­мий, вы­пол­нен­ные из але­ба­с­т­ра, силь­но по­вреж­де­ны по­зо­ло­чен­ные чех­лы му­мий – речь идёт не о ря­до­вых, а о зна­ко­вых па­мят­ни­ках му­зея, ше­де­в­рах на­ци­о­наль­но­го и ми­ро­во­го зна­че­ния. Все­го, со­глас­но име­ю­щей­ся ин­фор­ма­ции, раз­би­то око­ло пят­над­ца­ти ви­т­рин, из них как ми­ни­мум три – с па­мят­ни­ка­ми Ту­тан­ха­мо­на.

По сло­вам док­то­ра Ва­фаа эс-Са­дик, до 2010 го­да ис­пол­няв­шей обя­зан­но­с­ти ди­рек­то­ра Еги­пет­ско­го му­зея в Ка­и­ре, ут­ром 30 ян­ва­ря бы­ло пол­но­стью раз­граб­ле­но ар­хе­о­ло­ги­че­с­кое хра­не­ние Мит-Ра­хи­на, рас­по­ло­жен­ное в 24 ки­ло­ме­т­рах к югу от Ка­и­ра на ме­с­те од­ной из древ­них сто­лиц Егип­та – Мем­фи­са. Это хра­не­ние име­ло ста­тус на­ци­о­наль­но­го и со­дер­жа­ло не­сколь­ко ты­сяч па­мят­ни­ков, об­на­ру­жен­ных как в са­мом Мем­фи­се, так и в со­сед­них не­кро­по­лях Сак­ка­ры и Дах­шу­ра, где на­хо­дят­ся древ­ней­шие пи­ра­ми­ды Егип­та. К со­жа­ле­нию, речь идёт о не­вос­пол­ни­мой по­те­ре, ко­то­рая раз­ру­ши­ла це­лый ряд ком­плек­сов па­мят­ни­ков, име­ю­щих ог­ром­ное зна­че­ние для изу­че­ния ис­то­рии и куль­ту­ры Древ­не­го Егип­та.

Ве­с­ти, при­хо­дя­щие из Ка­ир­ско­го му­зея, на пер­вых по­ло­сах га­зет. Егип­тя­не по­ни­ма­ют не ху­же спе­ци­а­ли­с­тов, ка­кую цен­ность для стра­ны име­ют кол­лек­ции еги­пет­ско­го му­зея. Они зна­ют, что это их на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние, и бо­ят­ся, как бы ма­с­ка Ту­тан­ха­мо­на не ока­за­лась под­дель­ной. Во всех фак­тах краж они склон­ны ви­нить глав­но­го хра­ни­те­ля За­хи Ха­ва­са, ко­то­ро­му ни­че­го не ос­та­ва­лось, как по­дать в от­став­ку вслед за сво­им пре­мьер-ми­ни­с­т­ром.

 

7

Ту­ризм – вто­рая по­сле Су­эц­ко­го ка­на­ла ста­тья до­хо­да еги­пет­ской эко­но­ми­ки. Ту­ризм со­став­ля­ет 11 про­цен­тов ВВП Егип­та. По­те­ри эко­но­ми­ки Егип­та из-за пе­ре­сох­ше­го по­то­ка ту­ри­с­тов еже­днев­но со­став­ля­ют 25–27 мил­ли­о­нов дол­ла­ров. За ме­сяц по­те­ри гро­зят со­ста­вить 800 мил­ли­о­нов дол­ла­ров. Де­вя­но­с­то про­цен­тов гос­ти­нич­ных мест сей­час пу­с­ту­ет.

Да­же в са­мые тя­жё­лые ми­ну­ты про­ти­во­сто­я­ния с ре­жи­мом Хос­ни Му­ба­ра­ка на ку­рор­тах бы­ла тишь да гладь, и егип­тя­не ис­крен­не не­до­уме­ва­ют, по­че­му МИД до сих пор не раз­ре­ша­ет рос­си­я­нам от­ды­хать на ку­рор­тах Крас­но­го мо­ря, в то вре­мя как ще­пе­тиль­ные ан­г­ли­ча­не и дру­гие ев­ро­пей­цы дав­но пе­ре­ста­ли бес­по­ко­ить­ся за сво­их граж­дан и по­доб­ные ог­ра­ни­че­ния сня­ли.

Ми­нистр по ту­риз­му Егип­та Му­нир Фа­х­ри Аб­дель Нур не по­ни­ма­ет, по­че­му Рос­сия не пу­с­ка­ет сво­их ту­ри­с­тов по­сле ухо­да Му­ба­ра­ка, ког­да по ули­цам Егип­та про­гу­лял­ся пре­мьер-ми­нистр Ве­ли­ко­бри­та­нии Дэ­вид Кэ­ме­рон.

На этот счёт су­ще­ст­ву­ет два мне­ния. Пер­вое – Рос­сия ве­дёт боль­шой торг. Ког­да Вла­ди­мир Пу­тин был с го­су­дар­ст­вен­ным дру­же­ст­вен­ным ви­зи­том в гос­тях у Му­ба­ра­ка, он на­мек­нул гос­те­при­им­но­му хо­зя­и­ну, что под­дер­жи­ва­ет эко­но­ми­ку стра­ны мил­ли­ард­ны­ми до­хо­да­ми от ту­риз­ма. Так, в 2010 го­ду рос­сий­ские ту­ри­с­ты за­ня­ли в Егип­те пер­вое ме­с­то: по под­счё­там ми­ни­с­тер­ст­ва ту­риз­ма, на­ших со­оте­че­ст­вен­ни­ков при­еха­ло в Стра­ну пи­ра­мид при­мер­но 2,8 мил­ли­о­на. В от­вет на по­доб­ные вли­ва­ния Пу­тин рас­счи­ты­вал по­лу­чить пра­во на стро­и­тель­ст­во пер­вой атом­ной эле­к­т­ро­стан­ции в Егип­те и за­по­лу­чить ряд дру­гих вы­год­ных про­ек­тов и во­ен­ных за­ка­зов.

По вто­ро­му мне­нию, за­прет ку­рорт­но­го про­ст­ран­ст­ва Егип­та вы­го­ден пря­мым кон­ку­рен­там по биз­не­су – Тур­ции и осо­бен­но Из­ра­и­лю, ко­то­рые и про­лоб­би­ро­ва­ли свои ин­те­ре­сы че­рез пра­ви­тель­ст­вен­ные ин­сти­ту­ты.

Тре­тье – в Рос­сии так на­пу­га­ны цвет­ны­ми ре­во­лю­ци­я­ми, что бо­ят­ся, а не на­смо­т­рят­ся ли рос­си­я­не на то, как ли­хо егип­тя­не всем ми­ром на­учи­лись от­ста­и­вать свои ин­те­ре­сы, и пе­рей­мут опыт.

 

8

Ес­ли бы ар­мия хо­те­ла, она бы в три счё­та ра­зо­гна­ла де­мон­ст­ра­ции. Но ар­мии вы­год­но со­зда­вать ви­ди­мость уг­ро­зы и ви­ди­мость сво­ей не­об­хо­ди­мо­с­ти. Му­ба­рак вна­ча­ле то­же опи­рал­ся на вой­ска. Но по­том за­был о сво­ём во­ен­ном про­ис­хож­де­нии, и по­ток пре­фе­рен­ций и по­мо­щи за­мет­но по­ис­сяк. Му­ба­рак стал боль­ше опи­рать­ся на пар­тию и по­ли­цию. А зря.

Ло­зунг «На­род и ар­мия еди­ны» – са­мый ак­ту­аль­ный. По­ли­цию уже ни­кто не ува­жа­ет. Ког­да воз­ни­ка­ют спо­ры, мно­гие по­ли­ци­ей­ские спа­са­ют­ся бег­ст­вом, а ар­мия — един­ст­вен­ный го­су­дар­ст­вен­ный ин­сти­тут, к ко­то­ро­му егип­тя­не по-преж­не­му от­но­сят­ся с тре­пет­ным обо­жа­ни­ем. Ар­мия дол­гие го­ды по­став­ля­ет стра­не эли­ту, слу­жить в ар­мии очень пре­стиж­но, и по­то­му во­ен­ная ма­ши­на ак­ку­му­ли­ру­ет са­мых об­ра­зо­ван­ных лю­дей и са­мых боль­ших про­фес­си­о­на­лов в сво­ей об­ла­с­ти. По­след­ние три пре­зи­ден­та Егип­та — вы­ход­цы из ар­мей­ской сре­ды.

Ког­да по­ли­ция ис­чез­ла с улиц го­ро­да, имен­но ар­мия вста­ла на за­щи­ту пра­во­по­ряд­ка. Сей­час ко­мен­дант­ский час длит­ся с 12 но­чи до 6 ут­ра. И че­рез мас­су за­гра­ди­тель­ных кор­до­нов в центр го­ро­да в это вре­мя уже не про­ехать, не про­бить­ся.

Как-ни­будь я на­пи­шу рас­сказ о том, с ка­ким бо­ем мы про­би­ва­лись че­рез эти кор­до­ны и блок­по­с­ты. О том, как мо­ло­дые сол­да­ти­ки и ма­тё­рые офи­це­ры пе­ре­ли­с­ты­ва­ли мой па­с­порт с од­ной це­лью – а нет ли там из­ра­иль­ской ви­зы. О том, как мой про­вод­ник и гид по ноч­но­му Ка­и­ру – зуб­ной врач по сов­ме­с­ти­тель­ст­ву по­ка­зы­вал удо­с­то­ве­ре­ние вра­ча и твер­дил,что он ве­зёт ра­не­но­го ре­пор­тё­ра в боль­ни­цу.

Впро­чем, это уже сов­сем дру­гая ис­то­рия. Глав­ное, что­бы у тру­до­лю­би­во­го, до­б­ро­го, жиз­не­ра­до­ст­но­го еги­пет­ско­го на­ро­да по­лу­чи­лись осу­ще­ст­вить все свои меч­ты и по­ст­ро­ить сво­бод­ное рав­но­прав­ное об­ще­ст­во. Про­ве­с­ти че­ст­ные вы­бо­ры и при­нять но­вую кон­сти­ту­цию.


Ильдар АБУЗЯРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования