Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 08.04.2011

На грани возможностей

 – Ма­мед Му­шу­то­вич, рас­ска­жи­те, ког­да вы уе­ха­ли в Тур­цию и по­че­му?

– На за­ка­те гор­ба­чёв­ской пе­ре­ст­рой­ки я ре­дак­ти­ро­вал по­пу­ляр­ный в Азер­бай­д­жа­не жур­нал «Мо­ло­дость». По­том, ког­да у нас по­бе­дил на­род­ный фронт, ме­ня при­гла­си­ли стать пред­се­да­те­лем те­ле­ра­ди­о­ве­ща­тель­ной ком­па­нии Азер­бай­д­жа­на. Ви­ди­мо, мне не нуж­но бы­ло со­гла­шать­ся на эту за­тею. За­чем я сду­ру ввя­зал­ся в но­вое для се­бя де­ло? В об­щем, вско­ре ре­аль­ная власть вер­ну­лась к не­бе­зыз­ве­ст­но­му Гей­да­ру Али­е­ви­чу Али­е­ву. Но я с ним не по­ла­дил.

– По­че­му?

Мамед ИСМАИЛ
Мамед ИСМАИЛ

– По од­ной про­стой при­чи­не. Али­ев хо­тел, чтоб на те­ле­ви­де­нии его по­сто­ян­но хва­ли­ли. Я воз­ра­жал. Я счи­тал, что моя ро­ди­на пе­ре­жи­ва­ла труд­ные вре­ме­на (вспом­ни­те На­гор­ный Ка­ра­бах хо­тя бы) и на­род нуж­дал­ся сов­сем в дру­гих пе­ре­да­чах. По­это­му я в лоб ска­зал Али­е­ву, что в Моск­ве сю­же­ты про Ель­ци­на в про­грам­ме «Вре­мя» и «Ве­с­ти» длят­ся не боль­ше пя­ти ми­нут, в Тур­ции на цен­т­раль­ных ка­на­лах ин­фор­ма­ции про пре­зи­ден­та Су­лей­ма­на Де­ми­ре­ля то­же дли­лись не боль­ше чем пять ми­нут. Ка­ким же об­ра­зом я дол­жен был по пять ча­сов в день пре­воз­но­сить Али­е­ва? Но его это не вол­но­ва­ло.

Встав во гла­ве Вер­хо­во­го со­ве­та Азер­бай­д­жа­на, Али­ев за­хо­тел, что­бы мы в эфи­ре за­чи­та­ли все при­шед­шие на его имя из раз­ных стран по­з­д­ра­ви­тель­ные те­ле­грам­мы. Я от­ка­зал­ся. Ес­ли бы я со­гла­сил­ся, то в гла­зах на­ро­да вы­гля­дел бы тряп­кой: как это, че­ло­век, ко­то­рый всё вре­мя во­е­вал за прав­ду, пи­сал свои сти­хи и кри­ти­ко­вал силь­ных ми­ра се­го, вдруг стал  ли­зать власть.

Про ме­ня го­во­ри­ли (мо­жет, не­скром­но об этом вспо­ми­нать), что я со­вер­шил ре­во­лю­цию в азер­бай­д­жан­ской прес­се. И ес­ли я ра­ди со­хра­не­ния долж­но­с­ти бу­ду хва­лить это­го че­ло­ве­ка, на­род это­го не пой­мёт. И я ска­зал, что я уй­ду. И мне Али­ев ска­зал, что ес­ли я уй­ду, то но­вой долж­но­с­ти мне ни­кто не пред­ло­жит. При­мер­но три го­да я про­си­дел без ра­бо­ты. И во­круг ме­ня со­зда­ли та­кую сте­ну мол­ча­ния – как буд­то та­ко­го по­эта Ма­ме­да Ис­ма­и­ла не су­ще­ст­ву­ет. Да­же пес­ни, ко­то­рые бы­ли по мо­им сти­хам, за­пре­ти­ли пе­ре­да­вать по те­ле­ви­де­нию и ра­дио. И чет­ве­ро мо­их де­тей – до­че­ри у ме­ня – ис­пы­та­ли ре­прес­сии на се­бе. Они по­лу­чи­ли выс­шее об­ра­зо­ва­ние с от­ли­чи­ем, но ни­кто их не брал на ра­бо­ту – как вра­гов на­ро­да.

Азер­бай­д­жан – это моя ро­ди­на, моя со­весть, но мне бы­ли со­зда­ны та­кие ус­ло­вия, что я вы­нуж­ден был по­ки­нуть стра­ну. Тог­да бы­ло два пу­ти – ехать ли­бо в Рос­сию, ли­бо в Тур­цию. В Рос­сию в то вре­мя я не мог по­ехать, по­это­му по­ехал в Тур­цию. И до сих пор я там жи­ву, ме­ня там пуб­ли­ку­ют, ува­жа­ют, лю­бят.

– Сей­час вы то­же не мо­же­те вер­нуть­ся в Азер­бай­д­жан?

– Нет. Я был про­тив Али­е­ва. Но не я один. В стра­не – силь­ная оп­по­зи­ция, ко­то­рая от­кры­то мо­жет вы­ра­жать, в том чис­ле и че­рез пе­чат­ные СМИ, своё к не­му от­но­ше­ние. Но он – не про­стой че­ло­век, он це­нит по­эзию. Мо­жет, ес­ли бы я был во­ен­ным че­ло­ве­ком или об­ла­дал ка­кой дру­гой си­лой, он бы мстил мне. Но у ме­ня кро­ме слов ни­че­го не бы­ло и нет. Сло­ва­ми, к со­жа­ле­нию, ни­че­го не­воз­мож­но бы­ло сде­лать в Азер­бай­д­жа­не – бы­ло сов­сем дру­гое вре­мя. Тог­да рух­нул Со­вет­ский Со­юз, и ме­с­то пи­са­те­лей и по­этов за­нял сам Гей­дар Али­е­вич. Да­же хо­дил та­кой анек­дот – у лю­дей по­ло­мал­ся те­ле­ви­зор, они вы­зва­ли ма­с­те­ра. Он чи­нил-чи­нил – ни­че­го не вы­шло. В ито­ге по­ста­вил пе­ред эк­ра­ном пор­т­рет Али­е­ва – по­ка нуж­ных де­та­лей нет, смо­т­ри­те на пор­т­рет, раз­ни­цы не за­ме­ти­те.

Гей­дар Али­ев хо­ро­шо знал, как ру­ко­во­дить на­ро­дом. И сло­ва при этом не мог­ли ни на что по­вли­ять. Я пи­сал для ис­то­рии. И сей­час я сво­бод­но при­ез­жаю в Азер­бай­д­жан, ни­кто мне не за­пре­ща­ет. Ме­ня в на­ро­де ува­жа­ют, лю­бят. Я при­ез­жаю, даю ин­тер­вью – не важ­но, что го­во­рю, пусть да­же ру­гаю власть, всё рав­но мне ра­ды. Не­дав­но пра­зд­но­ва­ли моё 70-ле­тие. За­ка­за­ли мои то­ва­ри­щи са­лон по бла­ту в глу­хом ме­с­те – я ду­мал, на­ро­ду сов­сем ни­ко­го не бу­дет. Но в са­ло­не бы­ло око­ло ты­ся­чи че­ло­век! И я по­нял, что не­смо­т­ря на то, что я в Ба­ку не жи­ву, на­род ме­ня по­мнит и лю­бит. То­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый бо­ле­ет за на­род, на­род не за­бу­дет. Га­зе­ты и те­ле­ви­де­ние вы­нуж­де­ны бы­ли ос­ве­тить та­кое мас­штаб­ное со­бы­тие. Сей­час ко­му-то да­ют зва­ние «на­род­ный по­эт Азер­бай­д­жа­на» или «на­род­ный пи­са­тель Азер­бай­д­жа­на», да­ют пен­сии, квар­ти­ры, а мне, не­смо­т­ря на то, что я один из луч­ших по­этов, ни­че­го. Я не знаю, есть ли у Юрия Куз­не­цо­ва зва­ние на­род­но­го по­эта Рос­сии?

– Кста­ти о Юрии Куз­не­цо­ве, он в чис­ле луч­ших по­этов Рос­сии пе­ре­во­дил ва­ши сти­хи. Сей­час их кто-ни­будь пе­ре­во­дит?

– Ко­неч­но, рань­ше и Юрий Куз­не­цов пе­ре­во­дил, близ­кий мне по ду­ху, как брат, и Алек­сандр Куш­нер, Лев Озе­ров, Во­ло­дя Бо­я­ри­нов, и мно­го кто. Сей­час есть та­кой Ми­ха­ил Си­не­ль­ни­ков, ко­то­ро­му за пе­ре­во­ды ни­кто не пла­тит, но он до­б­ро­воль­но ме­ня пе­ре­во­дит, бла­го­да­ря ему мои сти­хи чи­та­ют в Рос­сии. Боль­ше, по­жа­луй, ни­кто не пе­ре­во­дит.

– Мы се­го­дня сов­сем ни­че­го не зна­ем о со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре в Азер­бай­д­жа­не. Сле­ди­те ли вы за ней?

– Это очень хо­ро­ший во­прос. Я чи­таю, ког­да на­чи­на­ет­ся но­вый век, а на­ча­ло ве­ков, как дет­ст­во раз­ных лю­дей, име­ет мно­го об­ще­го. В на­ча­ле каж­до­го ве­ка слу­ча­ют­ся уди­ви­тель­ные ве­щи. Взять зо­ло­той, XIX век в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, Се­ре­б­ря­ный век – это всё на­ча­ло ве­ка. Не­смо­т­ря на то, что пред­ста­ви­те­ли то­го же Се­ре­б­ря­но­го ве­ка та­кие раз­ные – Блок, Ма­я­ков­ский, Есе­нин, Ах­ма­то­ва, Па­с­тер­нак, Цве­та­е­ва – они все по­эты, не по­хо­жие друг на дру­га. Но все они жи­ли и пи­са­ли в од­но и то же вре­мя! В кон­це 90-х я чи­тал, что в но­вом сто­ле­тии с не­ба бу­дет ис­хо­дить ка­кая-то энер­гия, бла­го­да­ря ко­то­рой от­кро­ют­ся но­вые гра­ни че­ло­ве­че­с­ких воз­мож­но­с­тей. И в азер­бай­д­жан­ской по­эзии сей­час про­ис­хо­дят те же про­цес­сы, что и в Рос­сии сто лет на­зад. Се­го­дня у нас столь­ко мо­ло­дых 19–20-лет­них по­этов! Чи­та­ешь и удив­ля­ешь­ся!

Мне по эле­к­трон­ной поч­те из уни­вер­си­те­та при­шло пись­мо, в ко­то­ром мой друг рас­ска­зы­вал о мо­ло­дой де­вуш­ке, ко­то­рая пи­шет сти­хи и ко­то­рая бы очень хо­те­ла со мной дер­жать связь. Мой ад­рес ей не да­ли, но её – ука­за­ли, ес­ли я сам за­хо­чу с ней свя­зать­ся. Она на­пи­са­ла по­эму, по­свя­щён­ную мне. Она уча­ст­во­ва­ла в по­эти­че­с­ком кон­кур­се. Так ей ска­за­ли, что по­эма, бе­зус­лов­но, очень хо­ро­шая, но по­свя­ще­ние Ма­ме­ду Ис­ма­и­лу нуж­но уб­рать. Толь­ко в этом слу­чае ей по­обе­ща­ли пер­вое ме­с­то, но она от­ка­за­лась. Я за­ин­те­ре­со­вал­ся, мне при­сла­ли сти­хи, я был про­сто по­ра­жён. Та­кое ощу­ще­ние, что сти­хи пи­са­ла не 17-лет­няя де­вуш­ка-сту­дент­ка, а мой ро­вес­ник. И она са­ма на­пи­са­ла, что мы с ней ро­вес­ни­ки по ду­ху. Зо­вут её Лей­ла Ха­ли­ло­ва. Ма­ло то­го, что она очень мо­ло­да, к то­му же жен­щи­на та­кие сти­хи на­пи­сать, я был уве­рен, не в си­лах! И я сво­е­го дру­га про­фес­со­ра по­про­сил уз­нать – су­ще­ст­ву­ет та­кая де­вуш­ка или нет. Он ска­зал, что су­ще­ст­ву­ет и да­же бу­дет уча­ст­во­вать в мо­ём юби­лей­ном ве­че­ре. Шесть ча­сов про­длил­ся этот ве­чер. И в са­мом кон­це она так вы­сту­пи­ла. Имен­но бла­го­да­ря её вы­ступ­ле­нию я по­нял, что ве­чер про­шёл не зря.

Но это не един­ст­вен­ный при­мер. У нас есть жур­на­лы «Звез­да» и «Азер­бай­д­жан», в ко­то­рых то и де­ло по­яв­ля­ют­ся очень хо­ро­шие сти­хи мо­ло­дых по­этов. Я их срав­ни­ваю с те­ми сти­ха­ми, что сам пи­сал в мо­ло­до­с­ти, и по­ни­маю, на­сколь­ко я был не­о­пы­тен. Это на­чи­тан­ные лю­ди, они ис­поль­зу­ют опыт всей ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры, да ещё и та­кое ощу­ще­ние, что они из не­ба под­пи­ты­ва­ют­ся энер­ги­ей. Очень ин­те­рес­ные по­эты и пи­са­те­ли по­яви­лись. Есть очень сво­е­об­раз­ный по­эт Ак­шин. Он пи­шет вер­либр. В Рос­сии вер­либр и бе­лый стих ут­вер­дил­ся ге­ни­ем Ма­я­ков­ско­го, в азер­бай­д­жан­ской по­эзии та­ки­ми ге­ни­я­ми ста­но­вят­ся, это уже по­нят­но, пред­ста­ви­те­ли но­во­го по­ко­ле­ния.

Та­кое вот за­ме­ча­тель­ное вре­мя сей­час в азер­бай­д­жан­ской по­эзии. Это сов­сем не зна­чит, что мы опоз­да­ли или это не­свое­вре­мен­но. Каж­дый на­род жи­вёт в сво­ём вре­ме­ни. В Аф­ри­ке есть на­ро­ды, ко­то­рые жи­вут в XI ве­ке, есть на­ции, ко­то­рые жи­вут в XVIII ве­ке, есть на­ро­ды, ко­то­рые, мо­жет, жи­вут в XXII ве­ке.

– Над чем сей­час ра­бо­та­е­те?

– По­след­ние 15 лет я жи­ву и ра­бо­таю в ту­рец­ком го­ро­де Ча­нак­ка­ле. Он на­хо­дит­ся как раз там, где про­лив Дар­да­нел­лы. Это за­ме­ча­тель­ное ис­то­ри­че­с­кое ме­с­то. Там есть уни­вер­си­тет, в ко­то­ром я пре­по­даю рус­скую и азер­бай­д­жан­скую ли­те­ра­ту­ру. Что ка­са­ет­ся твор­че­ст­ва, у Бло­ка есть за­ме­ча­тель­ная фра­за: «У по­эта нет ка­рь­е­ры, у по­эта есть судь­ба». И я ду­маю, что каж­до­го че­ло­ве­ка, ког­да он по­яв­ля­ет­ся на бе­лый свет, Бог спра­ши­ва­ет, ка­кую про­фес­сию он хо­тел бы вы­брать. И мы вы­би­ра­ем. Ино­гда лю­ди на зем­ле за­бы­ва­ют о пу­ти, ко­то­рый они вы­бра­ли пе­ред Бо­гом, тог­да жизнь у них не скла­ды­ва­ет­ся. Те лю­ди, ко­то­рые не за­бы­ва­ют, ста­но­вят­ся очень та­лант­ли­вы­ми. Я ду­маю, я Бо­гу ска­зал, что хо­чу быть по­этом. И мне ка­жет­ся, что эта ссыл­ка на чуж­би­ну по­сла­на мне Бо­гом. Он мне го­во­рил: «Ты же хо­тел быть по­этом, за­чем те­бе те­ле­ви­де­ние?» И толь­ко тут я стал сво­бод­ным че­ло­ве­ком. Де­ти мои жи­вут во Фран­ции и Фин­лян­дии, бла­го­да­ря Али­е­ву они не смог­ли ос­тать­ся на ро­ди­не. Хо­тя Азер­бай­д­жан для ме­ня – всё! Там мо­ги­ла мо­ей ма­те­ри. Но там ни для ме­ня, ни для мо­ей се­мьи, ни для мо­их де­тей не на­шлось ме­с­та.

За по­след­ние 15 лет я сде­лал столь­ко, сколь­ко за пре­ды­ду­щие 50 не сде­лал. Я сво­бод­ный че­ло­век. Вре­мя при­над­ле­жит мне. Я жи­ву в пре­крас­ном ме­с­те, где бы­ли и Бай­рон, и Брод­ский. Че­ст­но вам ска­жу, при Со­вет­ском Со­ю­зе я че­рез ино­ст­ран­ную ко­мис­сию каж­дый год по­да­вал за­яв­ле­ние о том, что я хо­тел бы по­ехать в Тур­цию. Но мне от­ка­зы­ва­ли. По той при­чи­не, что это мой язык, мой на­род. Го­во­ри­ли, что очень боль­шая оче­редь, по­сы­ла­ли ме­ня на Ку­бу, во Вьет­нам, в Ла­ос – толь­ко что­бы я не по­пал в Тур­цию. 34 го­су­дар­ст­ва я объ­е­хал! У ме­ня есть сти­хо­тво­ре­ние, не знаю, как луч­ше пе­ре­ве­с­ти на рус­ский, при­мер­но так: «Я – Дар­да­нель­ский про­лив, вся жизнь че­рез ме­ня идёт». Я на­пи­сал эти стро­ки в 1985 го­ду, ког­да был за­прет да­же на про­из­но­ше­ние слов «Тур­ция, ту­рец­кий». По­че­му я на­пи­сал не «Бе­рин­гов про­лив», не «Кон­стан­ти­но­поль­ский про­лив». По­че­му «Дар­да­нел­лы»? Я вдруг оч­нул­ся – я иду по бе­ре­гу Дар­да­нел­л. Че­рез 19 лет по­сле на­пи­са­ния сти­хо­тво­ре­ния я по­пал ту­да. Как буд­то мне кто-то шё­по­том ска­зал: «Пи­ши Дар­да­нель­ский, всё рав­но ты там жить бу­дешь».

Кро­ме сти­хов у ме­ня ни­че­го нет. Я очень мно­го пи­шу. Вы­сту­паю на ме­ст­ном ту­рец­ком те­ле­ви­де­нии, пе­ча­та­юсь в ме­ст­ной прес­се. Ме­ня спра­ши­ва­ют: «При­знай­ся, сти­хи, ко­то­рые ты сей­час пуб­ли­ку­ешь, ты ведь дав­ным-дав­но на­пи­сал?» И спра­ши­ва­ют се­рь­ёз­но. Я сме­юсь – как же я мог их рань­ше на­пи­сать, всё сей­час пи­шу. А мне не ве­рят, что я в 70 лет та­кую лю­бов­ную ли­ри­ку пи­шу. Сла­ва Бо­гу, Бог не по­ки­нул ме­ня, и вдох­но­ве­ние не по­ки­ну­ло ме­ня, и я сей­час пи­шу сти­хи на гра­ни сво­их воз­мож­но­с­тей.


Беседу вела Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования