Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 08.04.2011

Оптимист пессимизма

 Бокс на­учил ме­ня ни­ког­да не ос­та­вать­ся ле­жать,

все­гда быть го­то­вым вновь ата­ко­вать…

бы­с­т­ро и жё­ст­ко, по­доб­но бы­ку.

Э.Хе­мин­гу­эй

 

Ли­те­ра­ту­ра се­го­дня по боль­шей ча­с­ти – чти­во, раз­вле­че­ние, про­чи­тан­ные кни­ги лег­ко за­бы­ва­ют­ся.

Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва лег­ко чи­тать нель­зя, по­хо­же, его со­зна­тель­ная по­зи­ция – за­труд­нить вос­при­я­тие чи­та­те­ля, с тем, что­бы тот вы­пол­нял не столь пас­сив­ную роль, ка­кую обыч­но на се­бя бе­рёт чи­та­тель. По­зи­ция пи­са­те­ля – удив­лять не сло­вом, а но­вой те­мой, ко­то­рую от не­го не ждут.

Кри­ти­ки не по­ни­ма­ют, что ком­по­зи­ци­он­ные и об­раз­ные мо­де­ли книг Са­ду­ла­е­ва ор­га­ни­че­с­ки свя­за­ны с ма­те­ри­а­лом его ро­ма­нов, с их нрав­ст­вен­ны­ми и эмо­ци­о­наль­ны­ми мо­ти­ва­ми. Гер­ман пи­шет ис­клю­чи­тель­но о том, что луч­ше все­го зна­ет – «че­чен­ская те­ма», зна­чит че­чен­ская те­ма. Об «офис­ном планк­то­не» – так ведь сам не­по­сред­ст­вен­но ра­бо­та­ет в этой сфе­ре и т.д.

В про­зе пи­са­те­ля есть что-то «хе­мин­гу­эев­ское». Я бы на­звал Гер­ма­на – оп­ти­ми­с­том пес­си­миз­ма. Его про­за очень точ­на, ре­а­ли­с­тич­на и с вну­т­рен­ним над­ры­вом, что не всем уда­ёт­ся, я уж не го­во­рю о той иро­нии и юмо­ре, ко­то­рые скво­зят в каж­дом его тек­с­те.

Ког­да я об­ра­тил­ся к Гер­ма­ну Са­ду­ла­е­ву с прось­бой от­ве­тить на ряд мо­их во­про­сов, по­лу­чил до­ста­точ­но ори­ги­наль­ный от­вет. «Я мо­гу вир­ту­аль­но по­го­во­рить, но смо­т­ря о чём. Я не даю ин­тер­вью о том ме­с­те, ко­то­рое нель­зя на­зы­вать, том на­ро­де, ко­то­рый нель­зя на­зы­вать, и том че­ло­ве­ке, име­ни ко­то­ро­го нель­зя на­зы­вать. Ведь мы не на­зы­ва­ем име­ни то­го, чье­го име­ни нель­зя на­зы­вать».

Я до­га­ды­вал­ся, на что на­ме­ка­ет Гер­ман, вспом­нил­ся не­бе­зыз­ве­ст­ный ге­рой «пот­те­ри­а­ны», чьё имя ни­как нель­зя на­зы­вать. Я от­ве­тил в са­ду­ла­ев­ском ду­хе. «Ува­жа­е­мый Гер­ман! Ваш от­вет бес­по­до­бен. Я не бу­ду спра­ши­вать о том ме­с­те, ко­то­рое нель­зя на­зы­вать, о том на­ро­де, ко­то­рый нель­зя на­зы­вать, и том че­ло­ве­ке, име­ни ко­то­ро­го нель­зя на­зы­вать. И мы не на­зо­вём име­ни то­го, чье­го име­ни нель­зя на­зы­вать». В от­вет по­лу­чил: «Тог­да пре­крас­но. При­сы­лай­те во­про­сы».

 

Герман САДУЛАЕВ
Герман САДУЛАЕВ

– Го­во­рят, о ха­рак­те­ре че­ло­ве­ка мож­но су­дить по то­му, как он об­ра­ща­ет­ся с те­ми, с кем ему не обя­за­тель­но об­ра­щать­ся хо­ро­шо. Что вы мо­же­те ска­зать о сво­ём ха­рак­те­ре?

– У ме­ня пло­хая па­мять и омер­зи­тель­ный нрав. Я не мо­гу при­нять сто­ро­ну – я не знаю ни­ко­го, кто не прав. Это ска­зал не я, а БГ. Но с воз­ра­с­том мы все ста­но­вим­ся про­свет­лён­ны­ми.

– Жить без до­стой­ной це­ли – всё рав­но что стре­лять по ми­ше­ни без яб­лоч­ка. Ка­ко­ва ва­ша цель, ра­ди ко­то­рой сто­ит жить?

– Ког­да я был мал – я знал то, что знал, и со­ба­ки не бра­ли мой след. А те­перь – я по­ве­сил ми­ше­ни на грудь, сто­ит лишь те­ти­ву на­тя­нуть. И ещё – ког­да я был млад­ше, я рас­ста­вил весь мир по ме­с­там. Это сно­ва БГ. У вас на ава­та­ре очень ми­лый маль­чик. Вот в та­ком воз­ра­с­те и ду­ма­ешь, что есть ка­кие-то це­ли и что жизнь – это стрель­ба по ми­ше­ням. А по­том по­ни­ма­ешь, что ты сам и есть своя соб­ст­вен­ная цель. В смыс­ле – ми­шень. И ты стре­ля­ешь в се­бя. И весь мир то­же стре­ля­ет в те­бя. Те­бя да­же от­кры­то на­зы­ва­ют так: тар­гет групп. По­мни­те, по­сле бом­бё­жек Сер­бии бы­ли по­пу­ляр­ны май­ки с ми­ше­нью – цель­ся в ме­ня. Весь мир толь­ко этим и за­нят. А ты ду­ма­ешь: в ко­го они стре­ля­ют? Кро­ме Бо­га здесь ни­ко­го нет…

– Гер­ман, на ава­та­ре мой лю­би­мый пле­мян­ник. Ему ско­ро пять лет, и я его обо­жаю. Смы­ш­лё­ный па­ца­нё­нок рас­тёт. Ког­да-то и я та­ким был.

– На­де­юсь, что вы имен­но та­ким и бы­ли.

– У ко­го-то вы­чи­тал ак­си­о­му: вся аме­ри­кан­ская ли­те­ра­ту­ра вы­шла из «Гекль­бер­ри Фин­на», что ска­же­те в со­от­вет­ст­вии с этой фор­му­лой о рус­ской ли­те­ра­ту­ре?

– Не знаю, из ка­ко­го со­ра вы­рос­ла аме­ри­кан­ская ли­те­ра­ту­ра, я в ней не спе­ци­а­лист. Мой друг Ан­д­рей Аст­ва­ца­ту­ров – он спе­ци­а­лист. Ну и вы, на­вер­ное, то­же, раз за­яв­ля­е­те так бе­за­пел­ля­ци­он­но. Но будь­те ос­то­рож­ны с клас­си­фи­ка­ци­я­ми, ведь на каж­до­го клас­си­фи­ка­то­ра най­дёт­ся свой тер­ми­на­тор, как го­ва­ри­вал ВП. Хо­тя Гек Финн чу­де­сен, в дет­ст­ве я за­чи­ты­вал его до дыр. Я бы сам не про­тив вый­ти из че­го-то та­ко­го. Или вой­ти. А луч­ше – пря­мо там и ос­тать­ся.

Рус­ская ли­те­ра­ту­ра – это вы­дав­ли­вать из се­бя по кап­ле Че­хо­ва, по­ка не по­те­чёт чи­с­тый Со­ро­кин.

– Твор­че­ст­во – это сво­е­го ро­да ко­о­пе­ра­ция, в ко­то­рой от Бо­га – та­лант, а от че­ло­ве­ка – труд. На­сколь­ко вы твор­че­с­ки тру­до­лю­би­вый?

– Ес­ли вер­но ва­ше сле­ду­ю­щее оп­ре­де­ле­ние (клас­си­фи­ка­ция) твор­че­ст­ва, то в мо­ём твор­че­с­ком ко­о­пе­ра­ти­ве оба пай­щи­ка – прой­до­хи. Один вло­жил та­кую мел­кую кру­пи­цу, что под ми­к­ро­ско­пом на­до рас­сма­т­ри­вать, дру­гой – лен­тяй и иж­ди­ве­нец.      

– Бу­ду­щее – это ког­да лю­ди бу­дут уми­рать не за ро­ди­ну, пар­тию или зна­мя, а про­сто по­то­му, что они – лю­ди. Вы за та­кое бу­ду­щее?

– Вы ме­ня яв­но под­са­жи­ва­е­те на из­ме­ну. Я дол­жен быть за та­кое бу­ду­щее, где лю­дей бу­дут мо­чить про­сто за то, что они лю­ди? А кто бу­дет мо­чить? Ма­т­ри­ца?

– Аме­ри­кан­ский пи­са­тель Ап­дайк дал мо­ло­дым ли­те­ра­то­рам со­вет. «Чи­тай­те клас­си­ку до тех пор, по­ка она не за­хва­тит вас це­ли­ком. Од­ним из важ­ней­ших ка­честв пи­са­те­ля яв­ля­ет­ся спо­соб­ность опи­рать­ся на чу­жие кни­ги. В пер­вую оче­редь про­из­ве­де­ния клас­си­ков». Что по­со­ве­ту­е­те вы чи­тать мо­ло­дё­жи?

– Чи­тать Ап­дай­ка я не со­ве­тую. Он пло­хо пи­шет. Луч­ше чи­тать Мар­ка Тве­на – те же «При­клю­че­ния ГФ».

– За­чем жить?

– За па­зу­хой. Же­ла­тель­но у Хри­с­та. На край­ний слу­чай – за ка­мен­ной сте­ной. То­же сой­дёт.

– Пи­са­тель как «со­весть на­ции» – это пра­виль­ное оп­ре­де­ле­ние?

– Ну, ес­ли ин­тел­ли­ген­ция – мозг на­ции, то да. А ес­ли гов­но? Мы че­ст­но ста­ра­лись быть ес­ли не со­ве­с­тью, то хо­тя бы фи­зи­о­ло­ги­че­с­ки­ми нерв­ны­ми ре­цеп­то­ра­ми, бо­ле­вы­ми клет­ка­ми. Но со­вре­мен­ное об­ще­ст­во не лю­бит бо­ли. Оно пред­по­чи­та­ет за­жи­во гнить – лишь бы не знать и не чув­ст­во­вать бо­ли. Сол­па­де­ин – бьёт точ­но в цель! У бо­ли нет ни­ка­ко­го шан­са. У пи­са­те­лей то­же.

– Есть ка­кая-то ва­ша кни­га, ко­то­рую, вы счи­та­е­те, кри­ти­ки обо­шли сво­им вни­ма­ни­ем?

– Луч­ше бы они все мои кни­ги обо­шли вни­ма­ни­ем. Кри­ти­ка – это что-то не­при­лич­ное. Хо­ро­шо, ког­да есть ум­ный чи­та­тель. Он мо­жет быть по сов­ме­с­ти­тель­ст­ву и ли­те­ра­тур­ным кри­ти­ком, а мо­жет и не быть им – это не важ­но. Вот чи­та­те­ли – важ­ны. И мои кни­ги кто-то чи­та­ет, че­му я сам удив­лён. Не­дав­но Ро­ман Баг­да­са­ров на­пи­сал та­кое эс­се про «Ша­лин­ский рейд»! Он всё про­чёл, всё уви­дел! Я ду­мал, это во­об­ще не­воз­мож­но. Я ду­мал, что я один та­кой ум­ный, ока­за­лось – мой чи­та­тель го­раз­до ум­нее ме­ня. А ещё то­же не­дав­но мне в со­ци­аль­ной се­ти чи­та­тель на­пи­сал, что про­чёл «Ра­дио Fuck», и это клё­вая кни­га. Она вы­шла в ка­ком-то лох­ма­том, не по­мню ка­ком го­ду! А кто-то чи­та­ет, от­кры­ва­ет для се­бя. Я пла­кал от гор­до­с­ти и от ра­до­с­ти.

– О кри­ти­ках не бу­ду пи­сать ху­до­го сло­ва, но был очень удив­лён, что они фак­ти­че­с­ки обо­шли вни­ма­ни­ем ваш сбор­ник «Бич Бо­жий». Счи­таю, что – это по­ка ваш выс­ший пи­са­тель­ский пи­ло­таж. Че­ло­век бес­смер­тен… по­то­му что у не­го есть ду­ша, по­то­му что он спо­со­бен к со­ст­ра­да­нию, жерт­вен­но­с­ти и стой­ко­с­ти. Кни­га ведь об этом. Ка­кие те­мы в ли­те­ра­ту­ре вы счи­та­е­те ак­ту­аль­ны­ми и ин­те­рес­ны­ми для се­бя?

– Ну, это, что­бы бы­ло ув­ле­ка­тель­но. Та­кие как бы при­клю­че­ния. Или про лю­бовь. Ещё ми­с­ти­ка. Де­тек­тив то­же ни­че­го. Или про ис­то­рию. И что­бы бы­ли та­кие фра­зы, ко­то­рые мож­но по­том ци­ти­ро­вать в Од­но­класс­ни­ках или на Фейс­бу­ке по­ста­вить в ста­тус. Ти­па – «о чём вы сей­час ду­ма­е­те?». А вот о чём: «Лю­бая до­ро­га ве­дёт к Бо­гу. Вот толь­ко хо­дить по ней мож­но в обе сто­ро­ны».

– Вы пи­ше­те по вдох­но­ве­нию, по не­об­хо­ди­мо­с­ти за­ра­ба­ты­вать или по при­нуж­де­нию?

– Ме­ня за­став­ля­ет же­на. Она у ме­ня стро­гая. Чуть на­пор­та­чил с си­нек­до­хой – она ме­ня скал­кой по паль­цам. А за рых­лость сю­же­та бьёт в жи­вот. У ме­ня уже все вну­т­рен­но­с­ти от­би­ты.

– Мно­гие зло­сло­ви­ли по по­во­ду то­го, что вы не по­лу­чи­ли ни­ка­ких пре­мий за «Ша­лин­ский рейд». Вы не чув­ст­ву­е­те се­бя зе­б­рой, ко­то­рая долж­на всем объ­яс­нять, по­че­му она по­ло­са­тая?

– Так мне же их не да­ли! Вот я и не по­лу­чил. Ес­ли бы да­ли – я бы взял, на­вер­ное. На­при­мер, жур­нал «Зна­мя» дал мне за «ШР» свою пре­мию, я по­лу­чил и пре­мно­го бла­го­да­рен. А кто зло­сло­вит? Те, кто по­лу­чил – они раз­ве зло­сло­вят? Нет, они пьют. А те, кто зло­сло­вит – они же са­ми то­же ни­че­го не по­лу­чи­ли. Так что я то­же мо­гу зло­сло­вить. Но мне не­о­хо­та. Я луч­ше вы­пью. А зе­б­ра – это та­кая ло­шадь. Чёр­ная в бе­лую по­ло­с­ку. Тут двух мне­ний быть не мо­жет.

– Хе­мин­гу­эй од­наж­ды на­пи­сал: «Мир пре­кра­сен. За не­го сто­ит бо­роть­ся!» Со вто­рой фра­зой я со­гла­сен, а вы как счи­та­е­те?

– Очень стран­но, что вы не счи­та­е­те мир пре­крас­ным, но при этом со­би­ра­е­тесь за не­го бо­роть­ся. За­чем же бо­роть­ся за то, что от­вра­ти­тель­но и ужас­но? Не на­до бо­роть­ся. Оно са­мо при­дёт и на­ста­нет. И ещё во­прос: а вы­бор есть? По­ка­жи­те мне сна­ча­ла все ми­ры, по­том я по­ду­маю.

– Веч­ный во­прос: от­ку­да бе­рёт­ся пи­са­тель? Вы ча­с­то уча­ст­ву­е­те в пи­са­тель­ских се­ми­на­рах. Это по­то­му, что вы счи­та­е­те, что пи­са­тель­ст­ву мож­но на­учить, или это дань про­фес­си­о­наль­но­му со­об­ще­ст­ву? Раз­де­ля­е­те ли вы пес­си­мизм 2000-х от­но­си­тель­но ро­ли пи­са­те­ля? Не­ко­то­рые уже на­зы­ва­ют пи­са­те­лей «поч­ти ис­че­за­ю­щим ви­дом».

– Ну, ес­ли во­прос – веч­ный, ста­ло быть, от­ве­та на не­го не­ту. Ина­че кто-ни­будь уже сфор­му­ли­ро­вал бы, за це­лую-то веч­ность! Я не ча­с­то уча­ст­вую, толь­ко ког­да по­зо­вут. Че­ло­ве­ка во­об­ще ни­че­му нель­зя на­учить, но тем не ме­нее все по­сто­ян­но че­му-то учат­ся. Пи­са­тель­ско­му со­об­ще­ст­ву я бы с удо­воль­ст­ви­ем но­сил ка­кую-ни­будь дань, толь­ко ни­ка­ко­го пи­са­тель­ско­го со­об­ще­ст­ва у нас нет. У ме­ня есть дру­зья сре­ди ли­те­ра­то­ров – вот с ни­ми я и встре­ча­юсь каж­дый раз, ког­да пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ность.

Ес­ли где-то есть ка­кой-ни­будь пес­си­мизм, то я его с удо­воль­ст­ви­ем раз­де­ляю. Пусть всё ока­жет­ся луч­ше – бу­дет при­ят­ный сюр­приз. Но дей­ст­ви­тель­ность обыч­но пре­вос­хо­дит все са­мые пес­си­ми­с­ти­че­с­кие ожи­да­ния. Я уже не по­ни­маю, до ка­кой сте­пе­ни нуж­но быть пес­си­ми­с­том, что­бы быть ре­а­ли­с­том?

Пи­са­те­ли как вид, увы, не ис­че­за­ют. В Рос­сии не­сколь­ко де­сят­ков ты­сяч толь­ко чле­нов со­ю­зов. И что? Хоть бы пи­во вы­да­ва­ли. Ис­че­за­ет чи­та­тель как вид – так мож­но ска­зать. Но и это не­прав­да. Чи­та­ют же, про­сто что-то дру­гое. Ну и ме­ня чи­та­ют – толь­ко ма­ло. А ког­да до­ста­точ­но? Не знаю. Мо­жет, до­ста­точ­но иметь од­но­го чи­та­те­ля, или двух. Но на­сто­я­щих. А у ме­ня их че­ты­ре­с­та толь­ко в Фейс­бу­ке. Не счи­тая Вкон­так­те и Од­но­класс­ни­ков. Я ме­газ­вез­да.

– Я не все­гда знаю, о чём го­во­рю, но знаю, что прав – это так или нет?

– Да, есть та­кое свой­ст­во – эмо­ци­о­наль­ная убе­ди­тель­ность, про­ис­те­ка­ю­щая от вну­т­рен­ней убеж­дён­но­с­ти в сво­ей пра­во­те. Ино­гда оно по­лез­но, ино­гда – нет. Ког­да ты – ора­тор, три­бун – ты про­сто обя­зан быть убеж­дён­ным, что­бы убе­дить дру­гих. А на­еди­не и раз­мы­ш­ляя – все­гда и во всём со­мне­ва­ешь­ся. Че­ло­век мыс­ля­щий есть че­ло­век со­мне­ва­ю­щий­ся.

– Вас по­се­ща­ет оди­но­че­ст­во, твор­че­с­кая де­прес­сия?

– Толь­ко не од­но­вре­мен­но. Уе­ди­не­ние – луч­шее ус­ло­вие для твор­че­ст­ва. Да и во­об­ще для жиз­ни. Сей­час я в де­рев­не (прав­да, в не­мец­кой). Один в до­ме. Кол­ле­га, серб Звон­ко Ка­ра­но­вич из вил­лы на­про­тив ино­гда зай­дёт в гос­ти, и всё. И, зна­е­те, я по это­му по­во­ду со­вер­шен­но не впа­даю в де­прес­сию. Ко­неч­но, ску­чаю по близ­ким. Но толь­ко что при­ез­жа­ли же­на и дочь, так что всё пре­крас­но.

– Я мно­го слы­шал о та­ком фе­но­ме­не, как рус­ское уп­рям­ст­во. Про­све­ти­те, что же та­кое рус­ское уп­рям­ст­во по Са­ду­ла­е­ву?

– А вы уве­ре­ны, что мне мож­но го­во­рить о ка­ких бы то ни бы­ло рус­ских фе­но­ме­нах? Я же фран­цуз. Вот, в про­шлом го­ду в жур­на­ле «Зна­мя» по­явил­ся мой рас­сказ «Мо­ро­зо­вы». Кто-то пря­мо не­до­уме­вал: за­чем он тро­га­ет на­шу ис­то­рию, рус­скую.

– Я ду­маю, в каж­дом из нас жи­вёт ГЕ­РОЙ! Опи­ши­те сво­е­го ге­роя.

– Да ну. Во мне ни­ка­ко­го ге­роя не жи­вёт. Во мне жи­ву толь­ко я сам. А ког­да в че­ло­ве­ке кро­ме не­го са­мо­го жи­вут ещё ка­кие-то ге­рои: че­ло­век-па­ук, на­при­мер, или бэт­ман, – то это ши­зо­фре­ния.

– Вы меч­та­е­те по­лу­чить Но­бе­лев­скую пре­мию?

– В смыс­ле мно­го де­нег? Мно­го де­нег мне бы не по­ме­ша­ло. Я да­же точ­но по­счи­тал, сколь­ко мне нуж­но: два мил­ли­о­на дол­ла­ров. Сра­зу. Я бы взял ча­с­тя­ми, но са­ми зна­е­те. Эти день­ги я раз­дал бы род­ным и близ­ким, что­бы меж­ду на­ми ос­та­лись толь­ко чи­с­тые друж­ба и лю­бовь, ни­ка­ко­го за­еда­ю­ще­го бы­та.

– Бер­нард Шоу счи­тал, что пи­са­тель дол­жен ми­ни­мум не­сколь­ко ча­сов в день по­свя­щать твор­че­ст­ву, от­сю­да его зна­ме­ни­тая фра­за: «Ни дня без строч­ки». По ка­ким пи­са­тель­ским пра­ви­лам жи­вё­те вы?

– Ко­неч­но, Бер­нард Шоу был прав в том, что ес­ли ты на­звал­ся пи­са­те­лем и по­лу­ча­ешь вот это всё обыч­ное в на­шей про­фес­сии – вос­тор­ги пуб­ли­ки, по­чёт, ав­то­ри­тет в об­ще­ст­ве, вос­хи­ще­ние юных ба­ры­шень, тол­пы по­сле­до­ва­те­лей, ар­мии по­клон­ни­ков и по­клон­ниц, че­мо­да­ны де­нег – ну, вы зна­е­те, вы же то­же пи­са­тель – или я пу­таю пи­са­те­лей с рэ­пе­ра­ми? В об­щем, ес­ли на­звал­ся – то на­до ра­бо­тать. Пи­сать. Ина­че это при­твор­ст­во. Не по­ни­маю пи­са­те­лей, ко­то­рые раз в два го­да пуб­ли­ку­ют один но­вый рас­сказ. Не ве­рю, что всё это вре­мя они его шли­фо­ва­ли. На­вер­ня­ка про­сто вод­ку пи­ли и те­ле­ви­зор смо­т­ре­ли. И, кста­ти, не я это при­ду­мал – Сти­вен Кинг вы­ра­жал не­до­уме­ние по по­во­ду сво­их фа­таль­но не­пло­до­ви­тых кол­лег, по­яв­ля­ю­щих­ся на оче­ред­ных сбо­рах и фе­с­ти­ва­лях всё с тем же сбор­нич­ком пя­ти­лет­ней дав­но­с­ти.

Дру­гое де­ло, что не все­гда обя­за­тель­но пи­сать но­вый ро­ман. Это ведь долж­но со­зреть. Но ра­бо­тать нуж­но все­гда – изу­чать что-то но­вое, чи­тать, пи­сать эс­се, ста­тьи, на­бро­с­ки – ра­бо­тать и ду­мать, а не впа­дать в ни­что­же­ст­во.

– Что вас раз­дра­жа­ет и что мо­жет при­ве­с­ти в уми­ле­ние?

– Лю­ди и кош­ки, со­от­вет­ст­вен­но.

– «Ис­то­рия жиз­ни че­ло­ве­ка, ка­кой бы жизнь ни бы­ла, есть ис­то­рия не­уда­чи», – пи­сал Жан-Поль Сартр в фи­ло­соф­ском трак­та­те «Бы­тие и ни­что». Вы с та­кой фор­му­ли­ров­кой со­глас­ны?

– Да. И по­ни­мать это – зна­чит быть фи­ло­со­фом. Лю­ди обыч­но­го, бы­то­во­го со­зна­ния ча­с­то уп­ре­ка­ют фи­ло­со­фию в пес­си­миз­ме и жиз­не­от­ри­ца­нии: вот, вас по­слу­шать – так всё пло­хо, ни­че­го не по­лу­чит­ся, все ум­рём – тог­да за­чем жить? Нет, я бу­ду оп­ти­ми­с­том, бу­ду та­кой весь по­зи­тив­ный, бу­ду ра­до­вать­ся, бу­ду ве­рить, что всё у ме­ня по­лу­чит­ся и бла-бла-бла, смо­т­ри­те лю­бой вы­пуск жур­на­ла «Ко­с­мо­по­ли­тен».

Но это по-на­сто­я­ще­му глу­по. Во что они ве­рят? Что у них по­лу­чит­ся? Они что, не ум­рут? Они все ста­нут мил­ли­о­не­ра­ми и звёз­да­ми эк­ра­на? Да­же ес­ли ста­нут – это сде­ла­ет их сча­ст­ли­вы­ми? Нет же.

А столк­нув­шись с лю­бой бе­дой или да­же про­сто не­при­ят­но­с­тью, они на­чи­на­ют ве­ре­щать: о Бо­же, по­че­му это слу­чи­лось со мной? А по­че­му не с то­бой, при­ду­рок? По­че­му это все­гда долж­но слу­чать­ся с кем-то дру­гим?

И где тог­да их Па­у­ло Ко­э­льо и «Ко­с­мо­по­ли­тен»?

Спо­кой­ная и трез­вая фи­ло­со­фия – ос­но­ва на­сто­я­ще­го жиз­не­ут­верж­де­ния и ис­точ­ник луч­шей мо­ти­ва­ции. Мы зна­ем, что об­ре­че­ны, зна­ем, что упа­дём на по­ле этой бит­вы – ра­но или по­зд­но. Зна­ем, что на­ши луч­шие меч­ты не сбу­дут­ся, а то, что сбу­дет­ся – ока­жет­ся из­де­ва­тель­ст­вом и про­фа­на­ци­ей. Мы не ждём сча­с­тья и со­вер­шен­ст­ва.

Но мы жи­вём и лю­бим, мы про­дол­жа­ем сра­жать­ся, мы на­хо­дим в бы­тии и ра­дость, и смысл, и зна­че­ние. Just do it – это не «Найк» при­ду­мал, это из древ­ней «Бха­га­вад-Ги­ты», ко­то­рая, к сло­ву, ока­за­ла боль­шое вли­я­ние на фран­цуз­ских фи­ло­со­фов-эк­зи­с­тен­ци­а­ли­с­тов.

– Вы ска­за­ли, что Ан­д­рей Аст­ва­ца­ту­ров ваш друг? За­оч­но я зна­ком с Ан­д­ре­ем, на­пи­сал не­сколь­ко ма­те­ри­а­лов о нём. Во­прос на за­сып­ку: меж­ду пи­са­те­ля­ми дей­ст­ви­тель­но мо­жет быть на­сто­я­щая муж­ская друж­ба?

– Что же тут на за­сып­ку? Или вы вкла­ды­ва­е­те в по­ня­тие «муж­ской друж­бы» ка­кой-то со­мни­тель­ный под­текст? Это сло­во­со­че­та­ние ча­с­то ис­поль­зу­ет­ся как бы иро­ни­че­с­ки.

– Нет, не вкла­ды­ваю. Для ме­ня этот во­прос очень ва­жен.

– Но без под­ко­лов и при­ко­лов – друж­ба дей­ст­ви­тель­но есть. Она все­гда бы­ла, и у пи­са­те­лей бы­ли дру­зья, и меж­ду со­бой они дру­жи­ли. В ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры не­ма­ло при­ме­ров. Не мень­ше, чем при­ме­ров враж­ды и со­пер­ни­че­ст­ва. Ко­то­рые то­же бы­ли и есть.

Что ка­са­ет­ся кон­крет­но на­ше­го кру­га, то я мо­гу ска­зать, что мы все хо­ро­шие дру­зья: Ан­д­рей Аст­ва­ца­ту­ров, Гер­ман Са­ду­ла­ев, За­хар При­ле­пин, Ро­ман Сен­чин, Сер­гей Шар­гу­нов, Ми­ха­ил Ели­за­ров, Ва­ле­рий Ай­ра­пе­тян, Дми­т­рий Оре­хов – и это не пол­ный спи­сок. У нас есть друг-ху­дож­ник, ге­ни­аль­ный Ни­ко­лай Ко­пей­кин. Друг-по­эт, ве­ли­ко­леп­ный Все­во­лод Еме­лин. Мы – ма­фия.

Хо­тя мы не учи­лись вме­с­те в шко­ле, не слу­жи­ли вме­с­те в од­ном пол­ку. Не пи­ли на ска­мей­ках – вер­нее, пи­ли, но уже по­сле то­го, как по­дру­жи­лись. Мы ча­ще все­го зна­ко­ми­лись друг с дру­гом по твор­че­ст­ву. Ни­ко­го мы не тол­ка­ем, не та­щим, и ни­ко­го не от­пи­хи­ва­ем. Нам ин­те­рес­на ли­те­ра­ту­ра, нам лю­бо­пыт­но всё но­вое, мы с вос­тор­гом при­ни­ма­ем всё на­сто­я­щее.

На­при­мер, по­яви­лась кни­га Ва­си­лия Ав­чен­ко «Пра­вый руль». Па­рень во­об­ще с Даль­не­го Вос­то­ка, мы его ни ра­зу не ви­де­ли. Но мы, все, кста­ти, по­ня­ли – это на­сто­я­щее. И за­хо­те­ли с ним дру­жить. И ста­ли дру­жить. Вот и всё!

Так что по­пасть в на­шу «ма­фию» очень про­сто. На­до на­пи­сать что-то хо­ро­шее, на­сто­я­щее. И не быть гнус­ным уб­люд­ком при этом. Тог­да: до­б­ро по­жа­ло­вать в брат­ст­во коль­ца! Хм, рус­ской ли­те­ра­ту­ры…

 

«Брат­ст­во коль­ца» – за­ман­чи­во зву­чит. И мне бы хо­те­лось со вре­ме­нем стать его чле­ном, а по­ка Ан­д­рей Аст­ва­ца­ту­ров так оха­рак­те­ри­зо­вал сво­е­го со­бра­та по коль­цу, по мо­ей прось­бе: «Гер­ман Са­ду­ла­ев – бле­с­тя­щий пи­са­тель, эс­се­ист с не­пе­ре­да­ва­е­мо ин­ди­ви­ду­аль­ной ин­то­на­ци­ей. Му­д­рый, до­стой­ный че­ло­век, ко­то­рый мо­жет быть на­сто­я­щим дру­гом».

Ему вто­рит и дру­гой до­стой­ный член брат­ст­ва – Сер­гей Шар­гу­нов: «Это силь­ный пи­са­тель и силь­ный муж­чи­на. Он по­ни­ма­ет вре­мя, че­с­тен до бес­ст­ра­шия. Кро­ме уни­каль­но­го опы­та, ко­то­рый Са­ду­ла­ев транс­ли­ру­ет, Гер­ман об­ла­да­ет от­лич­ным жи­вым чув­ст­вом юмо­ра. Ря­дом с тра­гич­ны­ми су­ро­вы­ми за­ри­сов­ка­ми его ми­ро­воз­зрен­че­с­кие от­ступ­ле­ния афо­ри­с­тич­ны, как то­с­ты».


Артур АКМИНЛАУС




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования