Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 15.04.2011

По шкале времени и пространства

 Мы в книж­ном ма­га­зи­не, и по­это­му мне при­шло в го­ло­ву, что не­пло­хо бы рас­ска­зать о На­ги­би­не-чи­та­те­ле. По­то­му что за по­след­ние два-три го­да я чи­тал мно­го о нём ста­тей. Ча­с­то, кста­ти, не­до­б­рых ста­тей. Но там речь шла о чём угод­но, толь­ко не о том, ка­ким он был за­ме­ча­тель­ным эру­ди­том, ка­ким бле­с­тя­щим ора­то­ром. Ну, та­ким за­столь­ным в ос­нов­ном ора­то­ром, за­ме­ча­тель­ным зна­то­ком во­об­ще лю­бо­го во­про­са, ко­то­рый мог воз­ник­нуть в за­столь­ной бе­се­де. Это про­сто по­ра­зи­тель­но. Он всё-та­ки че­ло­век, окон­чив­ший в 37-м го­ду со­вет­скую шко­лу. Лег­ко се­бе пред­ста­вить об­ра­зо­ва­ние тог­даш­нее. От­ку­да у не­го бы­ли эти по­тря­са­ю­щие по­зна­ния бук­валь­но в лю­бой об­ла­с­ти жиз­ни?! Я не бе­ру точ­ные на­уки, но, во вся­ком слу­чае, в лю­бой об­ла­с­ти гу­ма­ни­тар­ной сфе­ры он был аб­со­лют­но под­ко­ван.

В «Библио-глобусе» вспоминают Юрия НАГИБИНА: Денис ДРАГУНСКИЙ,  Анатолий ГЛАДИЛИН, вдова писателя, Александр ГОРЯНИН
В «Библио-глобусе» вспоминают Юрия НАГИБИНА: Денис ДРАГУНСКИЙ,
Анатолий ГЛАДИЛИН, вдова писателя, Александр ГОРЯНИН

И у не­го бы­ла ещё, ко­неч­но, ко­лос­саль­ная па­мять. Ве­ро­ят­но, и это вы­ру­ча­ло, но я знал не­ма­ло лю­дей, ко­то­рые про­чли мил­ли­он книг, всё по­мни­ли, од­на­ко это у них не скла­ды­ва­лось в си­с­те­му. Как ес­ли в ка­кой-то ме­шок ссы­пать по­зна­ния, они там брен­чат и друг с дру­гом не со­от­но­сят­ся.

У Юрия Мар­ко­ви­ча же всё бы­ло за­ме­ча­тель­но вы­ст­ро­е­но по шка­ле вре­ме­ни и про­ст­ран­ст­ва. В его про­ст­ран­ст­во вхо­дил, я ду­маю, весь хри­с­ти­ан­ский мир. (Вос­ток, по­жа­луй, он не очень знал, хо­тя пу­те­ше­ст­во­вал, и на Вос­то­ке был.) Он, кста­ти, был од­ним из ред­ких мно­го пу­те­ше­ст­во­вав­ших пи­са­те­лей со­вет­ско­го вре­ме­ни, не бу­ду­чи чле­ном пар­тии. Ему в этом смыс­ле по­вез­ло. Да­же те стран­ные лич­но­с­ти, ко­то­рые воз­глав­ля­ли Со­юз пи­са­те­лей, ви­ди­мо, чув­ст­во­ва­ли зна­че­ние На­ги­би­на и та­ким спо­со­бом от не­го не­множ­ко от­ку­па­лись.

Как бы то ни бы­ло, ко­неч­но, по­ми­мо вну­т­рен­ней си­с­те­ма­ти­за­ции, ко­то­рая да­ле­ко не у каж­до­го есть, ему по­мо­га­ла его гран­ди­оз­ная па­мять. Он мог ци­ти­ро­вать стра­ни­ца­ми, на­при­мер, Мар­се­ля Пру­с­та. При­чём толь­ко в пе­ре­во­де Фран­ков­ско­го. В этом у не­го был не то что­бы со­пер­ник, а со­юз­ник – Свя­то­слав Те­о­фи­ло­вич Рих­тер. Они, ког­да схо­ди­лись, мог­ли друг дру­гу ци­ти­ро­вать по па­мя­ти, на­при­мер, опи­са­ние со­бо­ра из пер­во­го то­ма «В сто­ро­ну Сва­на». Я не мо­гу се­бе пред­ста­вить, что­бы На­ги­бин си­дел и зу­б­рил стра­ни­цы про­зы. Про­сто это бы­ла его лю­би­мая кни­га, он её не­сколь­ко раз про­чёл, и это­го ока­за­лось до­ста­точ­но, что­бы за­пом­нить.

В 80-е го­ды Юрий Мар­ко­вич сни­мал­ся на так на­зы­ва­е­мом «Учеб­ном те­ле­ви­де­нии» (так это на­зы­ва­лось скром­но). Это бы­ло за­ме­ча­тель­ное пред­при­я­тие. Бы­ли ча­со­вые пе­ре­да­чи о Фе­те, о Лер­мон­то­ве, о Тют­че­ве, о Ба­хе, об Ин­но­кен­тии Ан­нен­ском, о Ле­с­ко­ве и т.д. Как он го­во­рил, на­при­мер, о Тют­че­ве, как он по­ми­нал лю­дей, с ко­то­ры­ми тот об­щал­ся, лю­бов­ные ис­то­рии Тют­че­ва, его по­ли­ти­че­с­кие ста­тьи! А в то вре­мя это, мо­жет быть, не очень да­же при­вет­ст­во­ва­лось, по­сколь­ку Тют­чев всё-та­ки был им­пе­ри­а­ли­с­том в ду­ше. Я по­мню, как На­ги­бин с вос­хи­ще­ни­ем од­наж­ды спро­сил у ме­ня: «А вы зна­е­те, ка­кие бы­ли по­след­ние сло­ва в жиз­ни Тют­че­ва?» Я го­во­рю: «Нет, не знаю». «Взя­та ли уже Хи­ва?!» И, ус­лы­шав, что Хи­ва, сла­ва Бо­гу, взя­та, он спо­кой­но умер. Так вот, да­же эти по­ли­ти­че­с­кие воз­зре­ния Тют­че­ва он как-то не­множ­ко умел транс­ли­ро­вать. И ког­да вы слы­ша­ли весь тот слож­ный мир, ко­то­рый он вос­соз­да­вал в сво­ей пе­ре­да­че, то вы ду­ма­ли: «Ну, это, ко­неч­но, спе­ци­а­лист по рус­ской ли­те­ра­ту­ре, су­гу­бо рус­ской!» А уж ког­да речь за­хо­ди­ла о Ле­с­ко­ве, то од­но­знач­но ка­за­лось, что это не то что­бы уз­кий, но, во вся­ком слу­чае, глу­бо­ко за­то­чен­ный на рус­скую ли­те­ра­ту­ру че­ло­век. Но! За­хо­ди­ла речь, на­при­мер, об Ита­лии его лю­би­мой, и он точ­но так же о ней рас­ска­зы­вал... Его мо­гу­ще­ст­вен­ная па­мять вос­кре­ша­ла пе­ред ва­ми ита­ль­ян­ских ху­дож­ни­ков, мир Ре­нес­сан­са! Не зря ита­ль­ян­цы, ко­то­рые всё-та­ки очень рев­ни­во от­но­сят­ся к сво­ей куль­ту­ре, за­ка­за­ли ему не­сколь­ко книг об ита­ль­ян­ских ху­дож­ни­ках. И они вы­шли, эти кни­ги. Это всё-та­ки со­вер­шен­но по­ра­зи­тель­ный фе­но­мен.

При этом лю­ди, мно­го зна­ю­щие, ча­с­то не­множ­ко тя­же­ло­ва­ты, они всё вре­мя по­мнят о сво­ём ве­ли­чии. С На­ги­би­ным это­го не бы­ло ни од­ной се­кун­ды. Он был очень лёг­кий че­ло­век и лю­бил, ког­да его, на­при­мер, по­прав­ля­ли. В ка­кой-то де­та­ли, где что-то он не­точ­но зна­ет. По­то­му что он хо­тел знать ещё точ­нее, чем он зна­ет. Ну, и по­том, во­об­ще, раз­го­вор ведь был не толь­ко на ка­кие-то ин­тел­лек­ту­аль­ные те­мы, а на лю­бые. Он был ве­сё­лый, сме­ш­ли­вый. Дей­ст­ви­тель­но, не та­кой, как в днев­ни­ке. Но, с дру­гой сто­ро­ны, ког­да чи­та­ешь его днев­ник, по­ни­ма­ешь, что поч­ти все эти ха­рак­те­ри­с­ти­ки за­слу­жен­ны, к со­жа­ле­нию.

Я слы­шал та­кие раз­го­во­ры: «Как он в се­бе та­ил та­кое!» Что зна­чит «та­ил»? Ес­ли он пи­сал, зна­чит, не та­ил! Тем бо­лее что днев­ник он яв­но хо­тел из­дать. Он его вёл да­же на Вол­хов­ском фрон­те в 1942 го­ду, ког­да за это мож­но бы­ло схло­по­тать де­сять лет без пра­ва пе­ре­пи­с­ки. Та­и­ли те, кто ни­ка­ких днев­ни­ков не ве­ли, а ес­ли и ве­ли ког­да-то ка­кие-то раз­го­во­ры, на­крыв те­ле­фон по­душ­кой, то в ос­нов­ном – в под­пи­тии. Я сам от од­но­го со­вет­ско­го пи­са­те­ля слы­шал: «Что я, ду­рак, что ли, на се­бя пись­мен­ный ма­те­ри­ал да­вать?!» Он был не «ду­рак», ко­неч­но, пись­мен­ный ма­те­ри­ал на се­бя не да­вал. Да и не­че­го ему бы­ло бы дать. По­это­му я счи­таю, что днев­ник На­ги­би­на – это аб­со­лют­но вы­да­ю­ще­е­ся про­из­ве­де­ние, ко­то­рое ещё не ос­мыс­ле­но.

Кста­ти, ещё од­на де­таль. Ког­да Юрий Мар­ко­вич ме­ня при­гла­сил по­ехать с ним в Орёл на съём­ки учеб­но­го филь­ма о Ле­с­ко­ве, на об­рат­ном пу­ти он ска­зал мне сле­ду­ю­щее: «Зна­е­те что? Вот у нас счи­та­ет­ся, что на­ши два глав­ных ге­ния – это Тол­стой и До­сто­ев­ский. Это ка­кое-то не­до­ра­зу­ме­ние. Два на­ших глав­ных ге­ния – это Ле­с­ков и Ро­за­нов». Это, мо­жет быть, для ли­те­ра­ту­ро­ве­дов бу­дет лю­бо­пыт­но...


Александр ГОРЯНИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования