Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 22.04.2011

Беспорядочный хаос моды

 Не секрет, что страна давно уже «сдала» позиции «самой читающей». Сегодня большими тиражами выпускают разве что классиков и наиболее знаковых авторов современности. Тем не менее, на полках и стеллажах книжных магазинов нет свободного места. Ежегодно (включая и недавние «кризисные» годы) в свет выходят сотни тысяч наименований книг ежегодно. Огромная книготорговая индустрия борется за внимание читателя, населяющего просторы России и в мегаполисах, и в глубинке. И не подозревающего, что именно он и является сегодня самым главным объектом книжного бизнеса, который льёт на мельницу книгоиздания сомнительной литературы «золотой дождь» инвестиций. Автор, выпустивший более 40 книг за последние 10 лет, пытается беспристрастным образом исследовать проблему качества современной литературы. В части проведения опроса ему помогали магистранты Герценовского университета Любовь Шайдулина и Елена Филиппова (Санкт-Петербург).

 

Андрей КАШКАРОВ
Андрей КАШКАРОВ

Ана­лиз от­ве­тов ре­с­пон­ден­тов, об­ра­зо­вав­ших впол­не ре­пре­зен­та­тив­ную вы­бор­ку, мо­жет по­тря­с­ти за­ин­те­ре­со­ван­но­го чи­та­те­ля. Тем не ме­нее, хо­те­лось бы не про­сто обо­зна­чить про­бле­му ма­лой со­дер­жа­тель­ной и ду­хов­ной ка­че­ст­вен­но­с­ти со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры, но и рас­смо­т­реть при­чи­ны яв­ле­ния; они же, на наш взгляд, весь­ма ве­с­ки: по­хо­же, в мас­со­вом по­ряд­ке из­да­ёт­ся то, что по­ку­па­ет­ся, то, что тре­бу­ет ге­до­ни­с­ти­че­с­кое об­ще­ст­во, ори­ен­ти­ро­ван­ное на удо­воль­ст­вия. Зна­чит ли это, что со­вре­мен­ные ав­то­ры пи­шут «на за­каз», а из­да­те­ли не пуб­ли­ку­ют не­вос­тре­бо­ван­ные ве­щи, умень­шая свои ри­с­ки? Оче­вид­но, в каж­дом пра­ви­ле есть ис­клю­че­ния, ибо элит­ная ли­те­ра­ту­ра ни­ког­да не бы­ла мас­со­вой. А что же тог­да име­ет свой­ст­ва мас­со­вой со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры и как её вос­при­ни­ма­ют со­вре­мен­ни­ки? Раз­бе­рём­ся с этим во­про­сом вме­с­те.

В оп­ро­се, ини­ци­и­ро­ван­ном на­ми в Санкт-Пе­тер­бур­ге с пер­во­го по чет­вёр­тое ап­ре­ля 2011 го­да, при­ня­ло ак­тив­ное уча­с­тие 111 че­ло­век:

* 67 муж­чин в воз­ра­с­те от 19 до 51 го­да (из них: 48 – с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем или сту­ден­ты ву­зов, из них 3 – име­ют на­уч­ную сте­пень, 2 – име­ют сред­нее спе­ци­аль­ное, 17 – сред­нее);

* 44 жен­щи­ны в воз­ра­с­те от 19 до 78 лет (об­ра­зо­ва­ние: 28 – выс­шее и не­о­кон­чен­ное выс­шее, в том чис­ле 8 с на­уч­ной сте­пе­нью, 7 – сред­нее спе­ци­аль­ное, 9 – об­щее сред­нее).

Пер­во­на­чаль­но вы­бор­ка бы­ла ещё бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ной, од­на­ко боль­шая часть ре­с­пон­ден­тов (в ос­нов­ном при оп­ро­сах на ули­цах) во­об­ще не смог­ла внят­но от­ве­тить на два про­стых во­про­са; и в ито­ге бы­ла ис­клю­че­на из ана­ли­за (см. ни­же), ко­то­рый в окон­ча­тель­ной фор­ме опи­ра­ет­ся на оп­рос имен­но 111 че­ло­век.

Окон­ча­тель­ный ана­лиз ре­зуль­та­тов оп­ро­са, на наш взгляд, пер­спек­ти­вен и мо­жет быть ин­те­ре­сен преж­де все­го тем, что ох­ва­чен боль­шой пласт на­се­ле­ния с раз­ным уров­нем об­ра­зо­ва­ния и спе­ци­аль­но­с­тей – от до­мо­хо­зя­ек, ра­бот­ни­ков сфе­ры ЖКХ (двор­ни­ков), па­рик­ма­хе­ров и во­ди­те­лей, сту­ден­тов – до пред­ста­ви­те­лей на­уч­но­го со­об­ще­ст­ва; в оп­ро­се уча­ст­во­ва­ли кан­ди­да­ты и док­то­ра на­ук Гер­це­нов­ско­го уни­вер­си­те­та и Го­су­дар­ст­вен­но­го Уни­вер­си­те­та куль­ту­ры и ис­кусств; пред­став­лен­ную чи­та­те­лю вы­бор­ку и ана­лиз от­ве­тов не стыд­но по­ка­зать за­ин­те­ре­со­ван­но­му чи­та­те­лю.

Всем за­да­ва­лись два оди­на­ко­вых во­про­са:

1. Со­вре­мен­ная ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ры это – …

2. Как имен­но вы уз­на­ё­те о но­вин­ках со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры?

От­ве­тить нуж­но бы­ло на уров­не ас­со­ци­а­ций и ко­рот­ких оп­ре­де­ле­ний. Мы не уточ­ня­ли (не ак­цен­ти­ро­ва­ли) раз­де­ле­ние на ху­до­же­ст­вен­ную, дет­скую, на­уч­но-по­пу­ляр­ную (по­зна­ва­тель­ную) или тех­ни­че­с­кую ли­те­ра­ту­ру. Для на­ших ре­с­пон­ден­тов – всё из пе­ре­чис­лен­но­го, вклю­чая и за­ру­беж­ную – со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра.

В таблице по­ме­ще­ны на­и­бо­лее яр­кие от­ве­ты-от­зы­вы на пер­вый во­прос, часть из ко­то­рых яв­ля­ют­ся ес­ли не про­ти­во­ре­чи­вы­ми, то уж ко­неч­но, по­ляр­ны­ми.

Ка­са­е­мо оп­ре­де­ле­ний со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры в от­ве­тах ре­с­пон­ден­тов раз­но­го воз­ра­с­та и ста­ту­са ча­с­то встре­ча­ют­ся сло­ва-оп­ре­де­ле­ния:

Пу­с­тая

Не­по­нят­ная

Иро­нич­ная

Раз­мы­тая

Бес­по­лез­ная

Бес­смыс­лен­ная

По­верх­но­ст­ная

Од­но­бо­кая

Од­но­тип­ная

Од­но­об­раз­ная

Бес­со­дер­жа­тель­ная

Вуль­гар­ная

Оди­на­ко­вая.

 

Ре­с­пон­ден­ты по­жи­ло­го воз­ра­с­та ча­с­то упо­ми­на­ли имя Да­рьи Дон­цо­вой с от­ри­ца­тель­ным ак­цен­том. Но тут же до­бав­ля­ли, что та­кая ли­те­ра­ту­ра нуж­на, что­бы от­влечь­ся от про­блем; как ане­с­те­зия в каж­дой боль­ни­це – что­бы от­влечь­ся от стра­да­ний.

О книж­ных но­вин­ках уз­на­ют в ос­нов­ном от кол­лег (по ра­бо­те), дру­зей, же­ны (му­жа).

Один от­вет очень зна­ко­вый и по­дроб­ный: «Для ме­ня, как пра­ви­ло, это анон­сы ан­но­та­ций и от­зы­вов (ре­цен­зий) в прес­се (ши­ро­ких СМИ, вклю­чая про­филь­ные – «Книж­ное де­ло», «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та») и в под­пис­ных рас­сыл­ках на­и­бо­лее по­пу­ляр­ных ин­тер­нет-ма­га­зи­нов. Тре­тье по зна­чи­мо­с­ти ме­с­то – от­зы­вы зна­ко­мых. К со­жа­ле­нию, по­лу­че­ние опе­ра­тив­ной ин­фор­ма­ции из биб­ли­о­тек (в ча­с­ти дан­но­го во­про­са) сто­ит на 16–20 ме­с­те. Ве­ро­ят­но, ска­зы­ва­ет­ся спе­ци­фи­ка ра­бо­ты».

Весь­ма симп­то­ма­ти­чен и та­кой от­вет – «из раз­но­об­раз­ной рек­ла­мы, в транс­пор­те, в ме­т­ро, по ТВ, из Ин­тер­не­та, из пе­ри­о­ди­че­с­кой пе­ча­ти. На при­лав­ках ма­га­зи­нов, в ЖЖ-со­об­ще­ст­ве «ru_books». В ЖЖ, на об­лож­ках книг в ме­т­ро, что чи­та­ют дру­гие лю­ди».

Са­мый не­по­пу­ляр­ный от­вет в ча­с­ти но­ви­нок – из биб­ли­о­те­ки. Так от­ве­ти­ли все­го не­сколь­ко че­ло­век, в том чис­ле про­фес­си­о­нал ста­рой шко­лы в об­ла­с­ти дет­ско­го чте­ния – кан­ди­дат пе­да­го­ги­че­с­ких на­ук, до­цент ка­фе­д­ры дет­ской ли­те­ра­ту­ры ГУ­КИ (Санкт-Пе­тер­бург) Ира­и­да Ива­нов­на Ти­хо­ми­ро­ва, у ко­то­рой не грех по­учить­ся.

Да­лее об­ра­тим­ся к ре­зуль­та­там (от­ве­там) оп­ро­са пред­ста­ви­те­лей на­уч­но­го со­об­ще­ст­ва, и по­смо­т­рим, на­сколь­ко по­ляр­ные мне­ния в ча­с­ти под­ня­тых в на­ча­ле ста­тьи во­про­сов име­ют учё­ные.

Ана­лиз в ча­с­ти от­ве­тов на во­прос – «Как вы уз­на­ё­те о но­вин­ках со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры?».

Раз­ные пред­ста­ви­те­ли на­уч­но­го со­об­ще­ст­ва двух уни­вер­си­те­тов Санкт-Пе­тер­бур­га по­ка­за­ли по су­ти те же пред­по­чте­ния в сти­ле зна­ком­ст­ва с но­вин­ка­ми ли­те­ра­ту­ры, как и пред­ста­ви­те­ли иных про­фес­сий. За по­след­нюю де­ка­ду лет по­пу­ляр­ность Ин­тер­не­та – как ог­ром­ной ин­фор­ма­ци­он­ной ко­пил­ки – сре­ди рос­сий­ско­го на­се­ле­ния за­мет­но вы­рос­ла. В то же вре­мя та­кие тра­ди­ци­он­ные ра­нее спо­со­бы по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции о но­вых кни­гах, как биб­ли­о­теч­ные ка­та­ло­ги, биб­ли­о­те­ка­ри и да­же книж­ные ма­га­зи­ны, хоть и ос­та­ют­ся по­пу­ляр­ны­ми (в ос­нов­ном для ре­с­пон­ден­тов стар­ше­го воз­ра­с­та), но «сда­ют» свои по­зи­ции. Мо­ло­дые и зре­лые вы­би­ра­ют на­и­бо­лее до­ступ­ную и удоб­ную ин­фор­ма­цию, бук­валь­но при­хо­дя­щую «са­му в дом», на дис­плей соб­ст­вен­но­го пер­со­наль­но­го ком­пью­те­ра по­сред­ст­вом эле­к­трон­ной рас­сыл­ки из вы­бран­но­го поль­зо­ва­те­лем ин­тер­нет-ма­га­зи­на.

По­тря­са­ю­ще, но в ча­с­ти но­ви­нок со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры к биб­ли­о­те­кам (биб­ли­о­те­ка­рям) и РКП (Рос­сий­ской книж­ной па­ла­те) апел­ли­ру­ют толь­ко еди­ни­цы. На мой взгляд, это яв­ле­ние в на­ча­ле ХХI ве­ка весь­ма зна­ко­вое.

А те­перь по­смо­т­рим, что тво­рит­ся в сту­ден­че­с­кой сре­де.

Я хо­ро­шо от­но­шусь к сту­ден­там всех «ма­с­тей», уров­ней, на­прав­ле­ний, про­грамм и ву­зов. Я и сам «веч­ный» сту­дент; ны­не мне – 38… И мой пле­мян­ник, от­ме­ча­ю­щий в мае 20-ле­тие, – то­же сту­дент.

Всех нас и нам по­доб­ных мож­но бы­ло бы впол­не на­звать ша­лу­ниш­ка­ми или «маль­чи­ка­ми-зай­чи­ка­ми», ес­ли бы не од­но «но»… Оче­вид­но, это со­сто­яв­ши­е­ся лич­но­с­ти и взрос­лые лю­ди, спо­соб­ные к от­вет­ст­вен­ным ре­ше­ни­ям и при­ни­ма­ю­щие их. Имен­но по­это­му от­ве­ты со­вре­мен­ных мо­ло­дых лю­дей и де­ву­шек, по­лу­чен­ные с по­мо­щью дис­тан­ци­он­но­го и поч­ти ано­ним­но­го ан­ке­ти­ро­ва­ния в Ин­тер­не­те, пред­став­ля­ют­ся на­и­бо­лее прав­ди­вы­ми, по­сколь­ку… ес­те­ст­вен­ны.

Я спе­ци­аль­но не кор­рек­ти­ро­вал грам­ма­ти­ку и син­так­сис вы­ска­зы­ва­ний, пред­по­ло­жив, что за­ин­те­ре­со­ван­но­му чи­та­те­лю бу­дет ком­форт­нее по­зна­ко­мить­ся с ори­ги­наль­ны­ми, а не «при­чё­сан­ны­ми» от­ве­та­ми со­вре­мен­но­го сту­ден­та ву­за. По­ла­гаю так­же, что по­доб­ная си­ту­а­ция впол­не име­ет ме­с­то не толь­ко в ре­ги­о­не Санкт-Пе­тер­бур­га, но и по всей стра­не – в раз­лич­ных и уда­лён­ных от Се­вер­ной сто­ли­цы го­ро­дах и ве­сях.

По су­ти же, по­став­лен­ные во гла­ву уг­ла во­про­сы: «1. Что та­кое со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра?» и «2. Как вы уз­на­ё­те о но­вин­ках ли­те­ра­ту­ры?» яв­ля­ют­ся скры­тым эм­пи­ри­че­с­ким и ло­каль­ным оп­рос­ни­ком «чи­та­е­те ли вы?». Оче­вид­но, чи­та­тель са­мо­сто­я­тель­но раз­бе­рёт­ся в ком­мен­та­ри­ях ре­с­пон­ден­тов, по­лу­чен­ных в пе­ри­од с 1 по 4 ап­ре­ля 2011 го­да (так и на­пра­ши­ва­ет­ся вы­вод, что «в Рос­сии пер­вое ап­ре­ля не пра­зд­ник-од­но­днев­ка, а стиль жиз­ни»), хо­тя, на мой взгляд, не­удов­ле­тво­ри­тель­ный для на­шей куль­ту­ры кри­ча­щий от­вет на по­став­лен­ный во­прос уже впол­не оче­ви­ден…

Тем не ме­нее сверх­све­жий и ре­а­ли­с­тич­ный со­ци­аль­ный оп­рос сре­ди сту­ден­тов пред­став­ля­ет не­со­мнен­ный ин­те­рес. Осо­бо зна­ко­вые ме­с­та в тек­с­тах от­ве­тов вы­де­ле­ны мной по­лу­жир­ным.

Итак, тер­пе­ние, до­ро­гой за­ин­те­ре­со­ван­ный чи­та­тель; по­гля­дим, что нам рас­ска­жут о со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре лю­ди впол­не ещё мо­ло­дые и, хо­чет­ся ве­рить, не по­те­рян­ные для об­ще­ст­ва… Вни­ма­ние, по­еха­ли:

1. Для ме­ня со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра – это что то за­гни­ва­ю­щее, в ос­нов­ном ори­ен­ти­ро­ван­ное на ма­те­ри­аль­ную при­быль. На­сто­я­щую ли­те­ра­ту­ру вы­тес­ня­ет чти­во ти­па дон­цо­вой, псев­до­фи­ло­со­фия ти­па ко­э­льо, поп-ме­та­фи­зи­ка ти­па пе­ле­ви­на, быд­ло-пси­хо­ло­гия ти­па зе­лан­да. Ори­ен­та­ция на мас­со­вость, по­го­ня за вни­ма­ние вся­ко­го ро­да экс­цен­т­ри­кой. Из со­вре­мен­ных пи­са­те­лей ра­ду­ет Улиц­кая и Ру­би­на. Во вся­ком слу­чае на мой вкус. Во­об­щем, со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра – это ку­ча ин­фор­ма­ци­он­но­го дерь­ма, в ко­то­ром мож­но най­ти жем­чу­жи­ны) хо­тя, так все­гда бы­ло).

2. За но­вин­ка­ми не сле­жу, так как су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ная без­дна то­го, что уже дав­но на­пи­са­но и нуж­но про­чи­тать или по со­ве­ту лю­дей, вку­су ко­то­рых я до­ве­ряю.

20 лет, аби­ту­ри­ент, не­зак. выс­шее

 

1. Для ме­ня со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра это фан­та­с­ти­ка кон­ца 20 ве­ка, вро­де Же­ляз­ны или Бра­у­на, ос­таль­ное не чи­тал, бо уны­ло и бу­каф мно­го очень… а то, что я сей­час ви­жу в ма­га­зи­нах ли­те­ра­ту­ру на­по­ми­на­ет толь­ко по фор­ме об­лож­ки – по вну­т­рен­не­му со­дер­жа­нию ку­да силь­нее на­по­ми­на­ет ещё один ба­наль­ный раз­вод на ла­вэ. На днях в ме­т­ро у ка­кой-то тёт­ки ви­дал книж­ку про тяж­кую жизнь «звёзд на руб­лёв­ке».. :)

2. В ос­нов­ном из рек­ла­мы на ули­це и в ин­тер­не­тах, с кни­го­лю­бо­ми ма­ло об­ща­юсь

20 лет, сту­дент ПО­ЛИ­ТЕ­Ха

 

1. Для ме­ня со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра – это не­что со­вер­шен­но не оди­на­ко­вое.. я мо­гу оши­бать­ся, но рань­ше кни­ги бы­ли в ос­нов­ном од­но­го ро­да и на од­ну, две, три, мак­си­мум 10 те­ма­тик, а щас мож­но най­ти кни­гу аб­со­лют­но лю­бую, с со­вер­шен­но боль­шим раз­бро­сом) но я бы ска­зал, что тот бо­га­тый язык, на ко­то­ром пи­са­ли кни­ги ког­да-то, сей­час уже не най­ти…

2. Не знаю, как от­ве­тить) ну че­ст­но))) тут как бы ес­ли ин­те­ре­су­ешь­ся, то уз­на­ешь) не ин­те­ре­су­ешь­ся – не уз­на­ешь.

Без ста­тус­ной под­пи­си

 

Для ме­ня со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра – это ин­тер­нет ре­сурс) к со­жа­ле­нию вре­ме­ни на чте­ние по­след­нее вре­мя не най­ти.. и сле­до­ва­тель­но книж­ные но­вин­ки ме­ня осо­бо не ин­те­ре­су­ют))

24 го­да, сту­дент

 

Я бо­юсь, я – при­вер­же­нец клас­си­ки. Со­вре­мен­но­го я поч­ти не чи­тал. Са­мое со­вре­мен­ное, что бы­ло – Стру­гац­кие и Со­лже­ни­цин.

По боль­шей ча­с­ти, я слы­шу толь­ко рек­ла­му про­из­ве­де­ний (и в ос­нов­ном в ме­т­ро). Счи­таю, что хо­ро­шее ред­ко рек­ла­ми­ру­ют. Слы­шу об ав­то­рах, ти­па Дон­цо­вой, Роя, ещё ко­го-то. Воз­мож­но, сре­ди это­го про­скаль­зы­ва­ют хо­ро­шие кни­ги. Не чи­тал – не знаю. На­вер­ное, есть на зад­нем пла­не что-то ка­че­ст­вен­ное и глу­бо­кое. Мне ка­жет­ся, сей­час та­кое не по­пу­ляр­но. Всем хо­чет­ся лёг­ко­го, не­на­вяз­чи­во­го, то­го, что не за­ста­вит ду­мать, про­буж­дать боль­ные те­мы..

Мне в лом, так что я чи­таю оп­ро­бо­ван­ные вре­ме­нем ве­щи :) И то, ког­да ру­ки до­хо­дят :)

21 год, за­кон­чил ПО­ЛИ­ТЕХ

 

1. Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра для ме­ня не осо­бо со­вре­мен­на, в том пла­не, что ав­то­ров -со­вре­мен­ни­ков я поч­ти не чи­таю. Из бо­лее-ме­нее «све­жей» ли­те­ра­ту­ры по­па­да­ют­ся кни­ги го­дов от 50-х до 80-х. Ав­то­ры – Ре­марк, Жорж Си­ме­нон, Ге­н­ри Мил­лер, На­бо­ков. Во­об­ще, мне ка­жет­ся, что со­вре­мен­ных ав­то­ров луч­ше об­хо­дить сто­рон­кой :) ибо там ни­че­го нет ин­те­рес­но­го, из­мель­ча­ла ли­те­ра­ту­ра. Хо­тя, есть по­до­зре­ния, что воз­мож­но кто-то из по­лу­чив­ших пу­лит­це­ров­скую пре­мию не так уж и плох, но до­сто­вер­но мне это не из­ве­ст­но. Так­же по­па­да­ют­ся ино­гда со­вре­мен­ные кни­ги по ис­то­рии, но ав­то­ров я не осо­бо за­по­ми­наю.

2. В свя­зи со сво­им по­до­зри­тель­ным от­но­ше­ни­ем к со­вре­мен­ным ав­то­рам о книж­ных но­вин­ках ни­где не уз­наю. Во­об­ще о су­ще­ст­во­ва­нии той или иной кни­ги обыч­но уз­наю ли­бо в биб­ли­о­те­ке (ти­па при­шёл и слу­чай­но на­тк­нул­ся) ли­бо от зна­ко­мых (дру­зей, пре­по­дов).

22 го­да, сту­дент ИН­ЖЕ­КО­На

 

Для ме­ня со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра ос­та­но­ви­лась на дан­ный мо­мент на пост­мо­дер­низ­ме. Боль­шая часть то­го, что сей­час из­да­ёт­ся и по­зи­ци­о­ни­ру­ет се­бя как ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра; яв­ля­ет­ся ни­чем иным, как про­фа­на­ци­ей. Хо­ро­ший при­мер со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры – рас­сказ Люд­ми­лы Пе­т­ру­шев­ской «Льви­ная ма­с­ка». Ас­со­ци­а­ции: «Ди­кие маль­чи­ки» Бе­ро­уза, «Го­лу­бое са­ло» В.Со­ро­ки­на, Т.Тол­стая «Ре­ка Ок­кер­виль», вспу­чи­ва­ние пост­мо­дер­низ­ма.

Ре­гу­ляр­но чи­таю жур­нал СНОБ и ин­те­ре­су­юсь но­вы­ми по­ступ­ле­ни­я­ми в книж­ный ма­га­зин фи­ло­ло­ги­че­с­ко­го фа­куль­те­та. От дру­зей-фи­ло­ло­гов.

21 год, сту­дент-меж­ду­на­род­ник, ма­ги­с­т­рант меж­ду­на­род­но­го фак. СПБГУ, ба­ка­лавр фи­ло­ло­гии

 

1. Ален Карр, Му­ра­ка­ми

2. Ин­тер­нет, дру­зья

21 год, агент по не­дви­жи­мо­с­ти, сту­дент

 

я не умею чи­тать – 20 лет, рол­лер

 

А те­перь, до­ро­гие мои кол­ле­ги, до­пол­ни­тель­ный «штрих к пор­т­ре­ту» оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры и оте­че­ст­вен­но­го же чте­ния – око­ло по­ло­ви­ны оп­ро­шен­ных ре­с­пон­ден­тов во­об­ще от­ка­за­лись от­ве­чать на во­прос – труд­но, не зна­ют, что ска­зать. То есть – не чи­та­ют!

На­и­бо­лее зна­ко­вый вы­вод, ко­то­рый пред­ла­га­ет один из мо­ло­дых ре­с­пон­ден­тов: «со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра это бес­по­ря­доч­ный ха­ос мо­ды, биз­не­са, про­фес­си­о­наль­ной ли­те­ра­ту­ры и книг лёг­ко­го чте­ния для от­ключ­ки моз­гов». Ему вто­рит 56-лет­няя жен­щи­на-па­рик­ма­хер: «Ку­ча ма­ку­ла­ту­ры, ко­то­рой за­би­ты ма­га­зи­ны, и очень не­боль­шое ко­ли­че­ст­во цен­ных ин­те­рес­ных про­из­ве­де­ний».

Те­перь, вни­ма­ние, во­прос к вла­с­ти и де-фак­то не сфор­ми­ро­ван­но­му граж­дан­ско­му об­ще­ст­ву Рос­сии, о ко­то­ром, впро­чем, столь мно­го го­во­рят в по­след­ние го­ды: где мы жи­вём, и что бу­дет с на­шей куль­ту­рой даль­ше?

 

Андрей КАШКАРОВ

г. САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУРГ


 

МНЕ­НИЯ ГРУП­ПЫ УЧЁ­НЫХ САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУР­ГА И НЕ ТОЛЬ­КО

 

1. Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра это – …

2. Как вы уз­на­ё­те о книж­ных но­вин­ках, где по­лу­ча­е­те ин­фор­ма­цию?

 

Это – боль­шой по­ток раз­но­об­раз­ной, мно­го­жа­н­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. Мно­го ли­те­ра­ту­ры для чте­ния «в транс­пор­те». Есть и до­стой­ные ве­щи, их непро­сто вы­чле­нить из это­го по­то­ка. Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра оли­це­тво­ря­ет пе­ре­ст­ро­еч­ный пе­ри­од: сму­та в об­ще­ст­ве – то же в ли­те­ра­ту­ре.

Ото­всю­ду уз­наю. В про­грамм­ке ТВ на по­след­ней стра­нич­ке анон­сы, из раз­но­об­раз­ной рек­ла­мы, от дру­зей, по ро­ду де­я­тель­но­с­ти от кол­лег.

 

Е.С. Фи­лип­по­ва, ма­ги­с­т­рант РГПУ, 37

 

За со­вре­мен­ной про­зой (ху­до­же­ст­вен­ной) я, к со­жа­ле­нию, не сле­жу, вре­ме­ни не хва­та­ет чи­тать… Моя же­на воз­вра­ща­ет­ся в по­не­дель­ник, я пе­ре­шлю вам её от­вет.) Она мно­го чи­та­ет.

По но­вин­кам про­ще – я под­пи­сан на рас­сыл­ку «OZON» по но­вин­кам (всем) и Subscribe.ru на тех­ни­че­с­кую ли­те­ра­ту­ру. Так­же под­пи­сан на жур­нал «Книж­ная ин­ду­с­т­рия», где так­же есть блок но­ви­нок.

 

Дми­т­рий Алек­се­е­вич Мов­чан, из­да­тель, Моск­ва, 41

Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра это – удов­ле­тво­ре­ние раз­ных по­треб­но­с­тей, ино­гда и при­лич­ных. Ес­ли сов­сем крат­ко, то это «воз­мож­ность вы­бо­ра», т.к. есть ВСЁ!

За­хо­жу в Дом кни­ги, по­лу­чаю рас­сыл­ку от не­го же и ин­тер­нет-ма­га­зи­на «OZON», там и за­ка­зы­ваю книж­ки. Ино­гда по те­ле­ви­зо­ру что-то уз­наю, но ред­ко очень. Да, ещё от кол­лег!

 

Е.Н. Глу­бо­ко­ва, к.п.н., до­цент РГПУ

 

На уров­не ас­со­ци­а­ций мне лег­че об­ра­за­ми. Это скульп­ту­ра Гул­ли­ве­ра во дво­ри­ке фил­фа­ка. Как по­ни­ма­е­те, идея в том, что всё от­но­си­тель­но…

От дру­зей.

 

Га­лак­ти­о­но­ва, д.п.н., про­фес­сор РГПУ, 47

 

Пер­вое, что при­хо­дит в го­ло­ву: со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра – это про­дукт ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Это по­ня­тие рас­тя­жи­мое: по ка­че­ст­ву 95% ше­лу­хи, 5% на­сто­я­щей ли­те­ра­ту­ры; по со­дер­жа­нию – ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра, в том чис­ле – дет­ская, на­уч­но-по­зна­ва­тель­ная, пуб­ли­ци­с­ти­ка, по­эзия.

Книж­ные но­вин­ки: га­зе­та «Книж­ное обо­зре­ние» (в каж­дом но­ме­ре но­вин­ки по всем об­ла­с­тям), «Книж­ная ле­то­пись» (но­вый но­мер каж­дую не­де­лю), но­вые по­ступ­ле­ния в книж­ные ма­га­зи­ны, ка­та­ло­ги из­да­тельств (вы­шед­шие но­вин­ки и анон­сы но­вых), в РНБ – вы­став­ки но­ви­нок, по­сту­пив­ших в биб­ли­о­те­ку (от­дель­ный зал по всем об­ла­с­тям зна­ний). Биб­ли­о­гра­фы в этом де­ле луч­шие зна­то­ки. В спра­воч­ном от­де­ле РНБ вы­став­ля­ют­ся ука­за­те­ли но­ви­нок по всем об­ла­с­тям зна­ний.

 

И.И. Ти­хо­ми­ро­ва. к.п.н., до­цент ГУ­КИ, 78

 

Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра это – «ни уму, ни серд­цу»; ин­фор­ма­ци­он­ный «по­топ» (не по­ток) без­нрав­ст­вен­но­го чти­ва, без по­тря­се­ний, как это бы­ло с «Но­че­ва­ла туч­ка зо­ло­тая» А.При­став­ки­на и «Вер­ный Рус­лан» Вла­ди­мо­ва.

«Книж­ное обо­зре­ние» и Ин­тер­нет.

 

В.А Бо­ро­ди­на, д.п.н, про­фес­сор ГУ­КИ

 

Не мо­гу су­дить.

Те­ма­ти­че­с­кий по­иск в ЭБД биб­ли­о­тек; вы­став­ки в биб­ли­о­те­ках; из­да­ния РКП (Рос­сий­ская книж­ная па­ла­та).

 

С.М. Бо­ро­дин, к.т.н., до­цент

 

Это клас­си­ка + про­из­ве­де­ния, ко­то­рые за­тро­ну­ли ду­шу, поз­во­ли­ли по­лу­чить ин­те­рес­ную и по­лез­ную ин­фор­ма­цию для раз­мы­ш­ле­ния (на­при­мер, Рэн­ди Па­уш «По­след­няя лек­ция», или Алек­санд Мень «Труд­ный путь к ди­а­ло­гу», ис­то­ри­че­с­кие ра­бо­ты «Ав­гу­с­тей­шие сё­с­т­ры ми­ло­сер­дия» и др.).

К со­жа­ле­нию, мно­го чи­таю про­фес­си­о­наль­ной ли­те­ра­ту­ры, и всё жду, ког­да бу­дет вре­мя для дру­гой ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рая да­ёт на­деж­ду, что со мно­гим мож­но спра­вить­ся, мно­гое мож­но пре­одо­леть не толь­ко в ок­ру­жа­ю­щем ми­ре, но и в се­бе.

Об­ща­юсь с те­ми, кто мно­го чи­та­ет, люб­лю по­бро­дить в книж­ном ма­га­зи­не, осо­бен­но по­смо­т­реть и по­чи­тать кни­ги об ис­кус­ст­ве, при­слу­ши­ва­юсь к ре­ко­мен­да­ци­ям и ком­мен­та­ри­ям дру­зей и тех, кто за­ни­ма­ет­ся изу­че­ни­ем, пре­по­да­ва­ни­ем ли­те­ра­ту­ры. Вот и вы по­бу­ди­ли ме­ня по­чи­тать ма­те­ри­а­лы в Ин­тер­не­те о ди­а­ло­гах по со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре.

 

Н.В. Се­до­ва, д.т.н., про­фес­сор РГПУ

 

Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра это – ...про­шлое, ко­то­рое опи­са­ли сей­час – по­это­му ча­с­то она мне не­ин­те­рес­на. Это чу­жой опыт – мне тош­но от сво­е­го. А вот всё, что вы­хо­дит за рам­ки это­го оп­ре­де­ле­ния, мне ин­те­рес­но.

От тех, кто ум­нее ме­ня. А во­об­ще рань­ше дру­жи­ла со «Снар­ком». Те­перь с «Бук­во­едом» – ря­дом с до­мом. А на про­шлой не­де­ле при по­куп­ке книг в До­ме кни­ги мне да­ли дис­конт­ную кар­ту, по­про­сив ос­та­вить свой e-mail. Те­перь до­ба­вит­ся ещё один ис­точ­ник.

 

И.Ю. Гут­ник, к.п.н., до­цент РГПУ

 

Со­вре­мен­ная ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра – это от­ра­же­ние по­пы­ток че­ло­ве­ка уй­ти от оди­но­че­ст­ва и воз­вра­ще­ния к не­му; это борь­ба с во­пло­тив­шим­ся в ре­аль­ность за­мя­ти­нов­ским «Мы».

Я уз­наю о но­вин­ках в ми­ре ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры слу­чай­ным об­ра­зом, и от крё­ст­но­го до­че­ри.

 

Юлия Иго­рев­на Ло­вы­ги­на, со­ис­ка­тель, ака­де­ми­че­с­кий кон­суль­тант РГПУ, 31





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования