Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 22.04.2011

Воскресение до и после

 Вос­кре­се­ние Хри­с­та – кра­е­уголь­ный ка­мень хри­с­ти­ан­ской ве­ры. По су­ти – путь в веч­ность, от­кры­тый Сы­ном Бо­жи­им для всех нас. Путь к Бо­гу. Это при­да­ёт жиз­ни чи­с­тый и яс­ный смысл, не ос­тав­ля­ет ме­с­та для оп­рав­да­ния гре­ха и без­нрав­ст­вен­ных по­ступ­ков. Пра­во­слав­ные ве­рят, что в кон­це вре­мён по­сле­ду­ет вос­кре­се­ние мёрт­вых в тех же те­лах, в ко­то­рых они пре­бы­ва­ли на зем­ле. Но в но­вой жиз­ни эти те­ла бу­дут об­ла­дать но­вы­ми свой­ст­ва­ми, но­вы­ми энер­ги­я­ми. И здесь, опять же, не ос­та­ёт­ся ме­с­та воз­зре­ни­ям о пе­ре­се­ле­нии душ, что са­мо по се­бе бес­смыс­лен­но. Ес­ли ду­ша умер­ше­го пе­ре­се­ля­ет­ся в дру­гое те­ло в ка­че­ст­ве на­ка­за­ния, то как это на­ка­за­ние осо­знать, ес­ли пре­ды­ду­щей сво­ей жиз­ни ты не зна­ешь? И как осо­знать на­ка­за­ние, ес­ли ду­ша, дух пе­ре­се­ли­лись в жи­вот­ное, ху­же то­го – в де­ре­во? То есть – ру­шит­ся вся ло­ги­ка о кар­ме и сан­са­ре.

В хри­с­ти­ан­ст­ве всё про­сто: од­на по­пыт­ка, од­на жизнь, ко­то­рая мо­жет стать веч­ной, и жизнь эта ба­зи­ру­ет­ся на сво­бо­де во­ли – сво­бо­де вы­бо­ра, дан­ной са­мим Бо­гом. И вся жизнь про­ни­за­на лю­бо­вью. Хри­с­ти­а­нин, по су­ти, всю жизнь учит­ся лю­бить. Лю­бить ближ­не­го, лю­бить вра­гов, лю­бить Бо­га. Апо­с­тол пи­шет: «Лю­бовь дол­го­тер­пит, ми­ло­серд­ст­ву­ет, лю­бовь не за­ви­ду­ет, лю­бовь не пре­воз­но­сит­ся, не гор­дит­ся, не бес­чин­ст­ву­ет, не ищет сво­е­го, не раз­дра­жа­ет­ся, не мыс­лит зла, не ра­ду­ет­ся не­прав­де, а со­ра­ду­ет­ся ис­ти­не; всё по­кры­ва­ет, все­му ве­рит, все­го на­де­ет­ся, всё пе­ре­но­сит. Лю­бовь ни­ког­да не пе­ре­ста­ёт, хо­тя и про­ро­че­ст­ва пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние уп­ра­зд­нит­ся». 1. Кор.13:4-8.

 

Не толь­ко Рож­де­ст­во, но и Вос­кре­се­ние Хри­с­то­во раз­де­ли­ло ис­то­рию на две ча­с­ти. До и по­сле… Но бы­ли ли фак­ты вос­кре­се­ния мёрт­вых до Вос­кре­се­ния Бо­го­че­ло­ве­ка? Пи­са­ние учит – бы­ли. Но со­вер­ше­ны они са­мим Спа­си­те­лем. О них поз­же.

 

В Вет­хом же За­ве­те на­хо­дим чёт­ко вы­ра­жен­ную ве­ру мно­гих про­ро­ков в вос­кре­се­ние мёрт­вых. Енох был жи­вым взят на не­бо. Ав­ра­ам, го­то­вый по­жерт­во­вать сво­им сы­ном, ве­рил, что Бог мо­жет вос­кре­сить его. Пра­вед­ный Иов го­во­рит о все­об­щем вос­кре­се­нии: «Для де­ре­ва есть на­деж­да, что оно, ес­ли и бу­дет сруб­ле­но, сно­ва ожи­вёт, и от­рас­ли от не­го вы­хо­дить не пе­ре­ста­нут: ес­ли и ус­та­рел в зем­ле ко­рень его, и пень его за­мер в пы­ли, но, лишь по­чу­я­ло во­ду, оно да­ёт от­пры­с­ки и пу­с­ка­ет вет­ви, как бы вновь по­са­жен­ное. А че­ло­век уми­ра­ет и рас­па­да­ет­ся; ото­шёл, и где он? Ухо­дят во­ды из озе­ра, и ре­ка ис­ся­ка­ет и вы­сы­ха­ет: так че­ло­век ля­жет и не ста­нет; до скон­ча­ния не­ба он не про­бу­дит­ся и не вос­пря­нет от сна сво­е­го (вы­де­ле­но авт.). О, ес­ли бы Ты в пре­ис­под­ней со­крыл ме­ня и ук­ры­вал ме­ня, по­ка прой­дёт гнев Твой, по­ло­жил мне срок и по­том вспом­нил обо мне! Ког­да ум­рёт че­ло­век, то бу­дет ли он опять жить? Во все дни оп­ре­де­лён­но­го мне вре­ме­ни я ожи­дал бы, по­ка при­дёт мне сме­на. Воз­звал бы Ты, и я дал бы Те­бе от­вет, и Ты явил бы бла­го­во­ле­ние тво­ре­нию рук Тво­их; ибо тог­да Ты ис­чис­лял бы ша­ги мои и не под­сте­ре­гал бы гре­ха мо­е­го; в свит­ке бы­ло бы за­пе­ча­та­но без­за­ко­ние моё, и Ты за­крыл бы ви­ну мою» (Иов. 14, 7-17).

Бо­лее то­го, он го­во­рит и о при­ше­ст­вии Хри­с­та: «А я знаю, Ис­ку­пи­тель мой жив, и Он в по­след­ний день вос­ста­вит из пра­ха рас­па­да­ю­щу­ю­ся ко­жу мою сию, и я во пло­ти мо­ей уз­рю Бо­га. Я уз­рю Его сам; мои гла­за, не гла­за дру­го­го, уви­дят Его», го­во­рит про­ка­жён­ный Иов сво­им дру­зь­ям (Иов. 19, 25-27). И Да­вид-псал­мо­пе­вец не раз го­во­рит о вос­кре­се­нии, об Ис­ку­пи­те­ле: «ибо Ты не ос­та­вишь ду­ши мо­ей в аде и не дашь свя­то­му тво­е­му уви­деть тле­ние» (Пс. 15,10). Про­рок Исайя го­во­рит од­но­знач­но: «Ожи­вут мерт­ве­цы Твои, вос­ста­нут мёрт­вые те­ла! Вос­пря­ни­те и тор­же­ст­вуй­те, по­вер­жен­ные в пра­хе: ибо ро­са Твоя – ро­са рас­те­ний, и зем­ля из­верг­нет мерт­ве­цов» (Ис. 26,19), и в по­след­ней гла­ве: «И уви­ди­те это, и воз­ра­ду­ет­ся серд­це ва­ше, и ко­с­ти ва­ши рас­цве­тут, как мо­ло­дая зе­лень, и от­кро­ет­ся ру­ка Гос­по­да ра­бам Его, а на вра­гов Сво­их Он раз­гне­ва­ет­ся» (Ис. 66,14). Кста­ти, имен­но у Исайи мож­но най­ти мно­гое о по­след­них вре­ме­нах. Но, к со­жа­ле­нию, се­го­дня биб­лей­ские тек­с­ты не изу­ча­ют­ся в шко­лах. Го­во­рят, из то­ле­рант­но­с­ти, а с мо­ей точ­ки зре­ния, как раз из-за её от­сут­ст­вия у тех, кто её про­воз­гла­ша­ет.

И вто­рят Исайе про­ро­ки Ио­на, Со­фо­ния, Ие­зе­киль… У Да­ни­и­ла чи­та­ем: «мно­гие из спя­щих в пра­хе зем­ли про­бу­дят­ся, од­ни для жиз­ни веч­ной, дру­гие на веч­ное по­ру­га­ние и по­срам­ле­ние. И ра­зум­ные бу­дут си­ять, как све­ти­ла на твер­ди, и об­ра­тив­шие мно­гих к прав­де – как звёз­ды, во­ве­ки, на­всег­да» (Дан. 12,2). Вто­рой взя­тый на не­бо про­рок Илия вос­кре­ша­ет сы­на Са­репт­ской вдо­вы. Уче­ник Илии Ели­сей вос­кре­ша­ет сы­на со­на­ми­тян­ки, а че­рез год по­сле смер­ти про­ро­ка уже от при­кос­но­ве­ния к его ос­тан­кам под­нял­ся мерт­вец (4 Цар. 13, 20-22).

И вот, слов­но мол­ния, меж­ду Вет­хим и Но­вым За­ве­том на зем­лю яв­ля­ет­ся Спа­си­тель. И сре­ди мно­гих чу­дес, со­вер­шён­ных Хри­с­том, клю­че­вы­ми яв­ля­ют­ся чу­де­са вос­кре­се­ния. Сра­зу на­до за­ме­тить, что Ии­сус не сып­лет чу­де­са на­ле­во-на­пра­во, лишь бы в Не­го по­ве­ри­ли. Он со­вер­ша­ет их там, где они дей­ст­ви­тель­но нуж­ны. Он со­вер­ша­ет их, в пер­вую оче­редь, как ак­ты ми­ло­сер­дия Бо­жия, и как дей­ст­вия по­уче­ния и на­зи­да­ния. Пер­вым та­ким чу­дом бы­ло вос­кре­ше­ние сы­на на­ин­ской вдо­вы. Тра­ур­ная про­цес­сия, пла­чу­щая, ли­шён­ная на­деж­ды мать по­па­лись на­вст­ре­чу Хри­с­ту и апо­с­то­лам у во­рот го­ро­да На­и­на. И, ви­дя го­ре и об­ре­чён­ную на ни­щен­ское су­ще­ст­во­ва­ние ста­рость жен­щи­ны, Ии­сус про­из­но­сит:

– Юно­ша, те­бе го­во­рю, встань!

И умер­ший сел на но­сил­ках.

Сле­ду­ю­щее по­доб­ное чу­до про­ис­хо­дит в Ка­пер­на­у­ме. Это бы­ла дочь на­чаль­ни­ка си­на­го­ги Иа­и­ра.

 

Я не став­лю се­бе це­лью упо­мя­нуть все еван­гель­ские чу­де­са. Для это­го у каж­до­го есть гла­за, что­бы чи­тать Но­вый За­вет. Те, ко­му текст ка­жет­ся слож­ным, мо­гут от­крыть дет­скую Биб­лию. Хо­тя по опы­ту мно­гих знаю, что биб­лей­ский текст на­чи­на­ет от­кры­вать­ся не­о­жи­дан­но, вдруг, вме­с­те с по­ни­ма­ни­ем его бо­го­вдох­но­вен­но­с­ти. Ча­с­то вме­с­те с этим при­хо­дит ве­ра.

 

Са­мым яр­ким вос­кре­ше­ни­ем яв­ля­ет­ся вос­кре­ше­ние Ла­за­ря, ко­то­ро­го мы на­зы­ва­ем «че­ты­рёх­днев­ным», ибо он к мо­мен­ту при­хо­да Ии­су­са был мёртв уже че­ты­ре дня и по­хо­ро­нен по иу­дей­ско­му обы­чаю в спе­ци­аль­ной пе­ще­ре. Хри­с­тос вос­кре­сил его…

По­до­зре­ваю, что ум со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, на­ст­ро­ен­ный скеп­ти­че­с­ки, ушиб­лен­ный ма­те­ри­а­лиз­мом и стя­жа­тель­ст­вом, бу­дет  ис­кать под­во­ха, объ­яс­не­ний, как это бы­ло под­ст­ро­е­но. Но здесь уме­ст­но за­дать са­мый глав­ный во­прос: за­чем? За­чем Ему бы­ло это нуж­но, ес­ли он не ис­кал ни зем­ной сла­вы, ни цар­ст­ва? То­го са­мо­го цар­ст­ва на зем­ле, во гла­ве ко­то­ро­го ви­де­ли иу­деи сво­е­го мес­сию. Хри­с­тос же от­кры­вал лю­дям Цар­ст­во Не­бес­ное. За­чем ему это бы­ло нуж­но, ес­ли он и все уче­ни­ки, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го Ио­ан­на Бо­го­сло­ва, пой­дут на крест, при­мут страш­ные му­че­ния? Это ны­неш­ние шар­ла­та­ны де­ла­ют всё ра­ди де­нег, как бы они не ма­с­ки­ро­ва­ли свои це­ли. Уче­ни­ки Хри­с­та по­вто­рят кре­ст­ный путь сво­е­го Учи­те­ля. А это зна­чит толь­ко од­но: они твёр­до ве­ри­ли, что Он вос­крес сам. И тут уж иу­деи по­ста­ра­лись, что­бы не бы­ло ни­ка­ких ми­с­ти­фи­ка­ций: они по­ста­ви­ли у вхо­да в пе­ще­ру стра­жу. Стра­жу из рим­ских – са­мых на­дёж­ных в то вре­мя – сол­дат. А по­том им при­шлось со­чи­нять бай­ку о том, что уче­ни­ки вы­кра­ли те­ло Хри­с­та из-под но­са у ле­ги­о­не­ров… Как ис­то­рик ска­жу про­сто: это не­воз­мож­но. Дис­цип­ли­на в рим­ской ар­мии бы­ла же­лез­ной, а на­ка­за­ния – бес­по­щад­ны­ми. Это под­твер­дит лю­бой, ма­ло-маль­ски зна­ко­мый с ор­га­ни­за­ци­ей рим­ско­го вой­ска.

За­то впос­лед­ст­вии сбы­лось дру­гое. Точ­ное пред­ска­за­ние Хри­с­та о раз­ру­ше­нии ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма. На­до за­ме­тить, что храм был раз­ру­шен два ра­за: На­ву­хо­до­но­со­ром в 596 го­ду до Рож­де­ст­ва Хри­с­то­ва, а по­том рим­ски­ми ле­ги­о­на­ми Ти­та в 70 го­ду уже но­вой эры. Но вот что за­став­ля­ет за­ду­мать­ся: оба раз­ру­ше­ния при­шлись на один день 9 ава по иу­дей­ско­му ка­лен­да­рю с раз­ни­цей в 656 лет. Как го­во­рят, у Бо­га сов­па­де­ний не бы­ва­ет. Или, как я про­чи­тал у ев­рей­ско­го пи­са­те­ля Иса­а­ка Ба­ше­ви­са Зин­ге­ра: сов­па­де­ние – не ко­шер­ное сло­во…

Но вер­нём­ся к вос­кре­се­нию по­чив­ших. Бы­ли ли они по­сле воз­не­се­ния Хри­с­та? В Де­я­ни­ях Апо­с­то­лов мы на­хо­дим вос­кре­ше­ние юно­ши Ев­ти­ха апо­с­то­лом Пав­лом (Де­ян. 20: 7-16). Из­ве­ст­но так­же ска­за­ние о се­ми юно­шах эфес­ских, «про­снув­ших­ся» че­рез 200 лет по­сле го­не­ний Де­кия жи­вы­ми и не­вре­ди­мы­ми в пе­ще­ре.

Чу­де­са вос­кре­ше­ния да­ва­лись лю­дям по ве­ре. Сре­ди рус­ских свя­тых, кто со­вер­шал это по ве­ли­кой ве­ре сво­ей, бы­ли Вар­ла­ам Ху­тын­ский, Сер­гий Ра­до­неж­ский (для тех, у ко­го про­бе­лы в ис­то­ри­че­с­ких зна­ни­ях, на­пом­ню: тот са­мый, ко­то­рый бла­го­слов­лял вой­ско Дми­т­рия Дон­ско­го на Ку­ли­ков­скую бит­ву и дал двух мо­на­хов Пе­ре­све­та и Ос­ля­бю – Алек­сан­д­ра и Ан­д­рея в по­мощь), Ио­анн Крон­штадт­ский вос­кре­сил умер­шее ди­тя во чре­ве ма­те­ри. Мер­ку­рий Смо­лен­ский (1242 г.) был усе­чён ме­чом, вы­сту­пив в оди­ноч­ку про­тив це­ло­го вой­ска, но на гла­зах изум­лён­ных вра­гов встал це­лым и не­вре­ди­мым, пре­по­доб­ный Кор­ни­лий Пско­во-Пе­чер­ский (XVI век) на гла­зах изум­лён­ных па­ла­чей взял свою от­руб­лен­ную го­ло­ву и по­шёл…

Слу­ча­ев та­ких в жи­ти­ях свя­тых и му­че­ни­ков не­ма­ло. Есть та­кие да­же в ХХ ве­ке. К при­ме­ру, зна­ме­ни­тое си­рий­ское чу­до с араб­ским (!) шей­хом, ко­то­рый по­чи­тал Бо­го­ро­ди­цу. Или чу­до вос­кре­ше­ния Клав­дии Ус­тю­жа­ни­ной в Бар­на­у­ле, сын ко­то­рой стал свя­щен­ни­ком... Я спе­ци­аль­но не пе­ре­ска­зы­ваю их по­дроб­но, по­ла­гая, что лю­бо­зна­тель­ный че­ло­век сам бу­дет ис­кать ис­точ­ни­ки, сам бу­дет ве­рить и со­мне­вать­ся, сам бу­дет со­гла­шать­ся и оп­ро­вер­гать. Од­но я за­ме­тил: в Ин­тер­не­те идёт ста­ра­тель­ное «вы­мы­ва­ние» все­го, что свя­за­но с до­ка­за­тель­ст­ва­ми вос­кре­се­ния Хри­с­та, так и с по­доб­ны­ми чу­де­са­ми до и по­сле. Буд­то це­лая бри­га­да ста­ра­ет­ся. Хо­чу пре­до­сте­речь тех, кто бу­дет ис­кать. Обыч­но нис­про­вер­га­те­ли хри­с­ти­ан­ских пре­да­ний ссы­ла­ют­ся на не­кие ис­сле­до­ва­ния или име­на, но ес­ли на­чать ко­пать вглубь, та­ких в при­ро­де нет.

 

Хри­с­ти­ан­ст­во по­яви­лось не в один день. Оно, в бук­валь­ном смыс­ле, вы­му­че­но. Ибо ко­ли­че­ст­во при­няв­ших смерть за ве­ру так ве­ли­ко, как ни в од­ной дру­гой ре­ли­гии. По­сле воз­не­се­ния Хри­с­та апо­с­то­лы не про­сто ра­зо­шлись во все сто­ро­ны све­та, но ино­гда рас­хо­ди­лись и в по­ни­ма­нии уче­ния Ии­су­са. Спо­ри­ли. От­сю­да апо­кри­фы, лож­ные по­сла­ния, ко­то­рые да­ют се­го­дня воз­мож­ность про­тив­ни­кам хри­с­ти­ан­ст­ва ис­кать не­со­от­вет­ст­вия и про­ти­во­ре­чия. Но по­беж­да­ло в спо­рах меж­ду уче­ни­ка­ми со­бор­ное – брат­ское (!) мы­ш­ле­ние, на ко­то­рое се­го­дня и опи­ра­ет­ся Цер­ковь.

 

Те же, кто ищет про­ти­во­ре­чия, пусть по­про­бу­ют най­ти их в по­ступ­ках Спа­си­те­ля. Пусть объ­яс­нят се­бе и дру­гим, по­че­му Он и Его уче­ни­ки шли на смерть? Ка­кую они по­лу­чи­ли от это­го вы­го­ду? Ведь се­го­дняш­ний мир по­ни­ма­ет толь­ко од­но сло­во – вы­го­да. Ну так най­ди­те её!

Нель­зя за­ста­вить че­ло­ве­ка ве­рить. В этом и про­яв­ля­ет­ся ве­ли­кий сво­бод­ный вы­бор, пре­до­став­лен­ный че­ло­ве­ку Бо­гом. И ес­ли кто-то вы­би­ра­ет смерть, тлен, тьму ито­гом сво­ей жиз­ни, это его пра­во. Апо­с­тол же ска­зал об этом: «по ве­ре ва­шей да бу­дет вам» (Мф. 9:29). 


Сергей КОЗЛОВ,
г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования