Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №17. 29.04.2011

Ни пэ, ни мэ

В про­кат вы­шла дол­го­ждан­ная эк­ра­ни­за­ция куль­то­во­го ро­ма­на Вик­то­ра Пе­ле­ви­на «По­ко­ле­ние П». Ре­жис­сёр Вик­тор Гинз­бург обо­шёл­ся с кни­гой так бе­реж­но, как буд­то она хру­с­таль­ная, не поз­во­лив се­бе прак­ти­че­с­ки ни­че­го лиш­не­го.

По­сколь­ку ма­те­ри­а­ла в кни­ге хва­тит на до­б­рый се­ри­ал, по­боч­ные сю­жет­ные ли­нии при­шлось со­кра­щать. Од­на­ко ав­то­ры филь­ма до­б­ро­со­ве­ст­но по­ста­ра­лись пе­ре­не­с­ти на плён­ку всё что мож­но, и сде­лать это мак­си­маль­но близ­ко к ори­ги­на­лу. В этом до­б­ро­со­ве­ст­ном пе­ре­но­се и кро­ет­ся пер­вый про­мах. Пы­тать­ся пе­ре­ска­зать лю­бую кни­гу – де­ло не­бла­го­дар­ное, ведь у каж­до­го зри­те­ля в го­ло­ве уже есть своя соб­ст­вен­ная, не­по­хо­жая ни на од­ну дру­гую, «рас­ка­д­ров­ка». И уж тем бо­лее не­бла­го­дар­ным де­лом яв­ля­ет­ся по­пыт­ка пе­ре­ска­за кни­ги вро­де «По­ко­ле­ния П», где всё стро­ит­ся не толь­ко на ди­а­ло­гах, но и на боль­шом ко­ли­че­ст­ве опи­са­ний и ав­тор­ской ре­чи. Со­зда­те­ли кар­ти­ны вы­кру­ти­лись как су­ме­ли – в лен­те есть, на­при­мер, за­ка­д­ро­вая речь Ва­ви­ле­на Та­тар­ско­го, ко­то­рый в на­ча­ле филь­ма от пер­во­го ли­ца пе­ре­ска­зы­ва­ет не­сколь­ко аб­за­цев, есть и зна­ме­ни­тая лек­ция Че Ге­ва­ры. В кни­ге она за­ни­ма­ет око­ло двад­ца­ти стра­ниц, в филь­ме её уму­д­ри­лись уло­жить в ми­ну­ту, снаб­див ви­део­ря­дом в сти­ли­с­ти­ке по­пу­ляр­ных в на­ча­ле де­вя­но­с­тых го­дов игр для ви­део­при­с­та­вок. Ко­му-то по­нра­ви­лось, ко­му-то не очень, но всё же это луч­ше, чем ни­че­го.

До про­смо­т­ра ка­за­лось, что под­бор ак­тё­ров – тор­же­ст­во конъ­юнк­ту­ры. Ре­жис­сёр за­звал к се­бе поч­ти всех из­ве­ст­ных шо­у­ме­нов и ме­дий­ных пер­сон – Ро­ма­на Трах­тен­бер­га, Сер­гея Шну­ро­ва, Ре­на­ту Лит­ви­но­ву, Ива­на Ох­ло­бы­с­ти­на, Ле­о­ни­да Пар­фё­но­ва, Алек­сан­д­ра Гор­до­на. Это, в прин­ци­пе, об­щая бо­лезнь на­ше­го ки­но по­след­них лет – про­дю­се­ры поч­ти всех рос­сий­ских филь­мов счи­та­ют, что для хо­ро­ших сбо­ров не­об­хо­ди­мо дать роль, ска­жем, Ре­на­те Лит­ви­но­вой, или вклю­чить в са­унд­трек пес­ню груп­пы «Ле­нин­град». Про­дю­се­ры «По­ко­ле­ния П», как ви­дим, по­ш­ли ещё даль­ше – тут есть и Ре­на­та Лит­ви­но­ва, и пес­ня, и да­же её ав­тор, иг­ра­ю­щий Ги­ре­е­ва.

Глав­ную роль пер­во­на­чаль­но дол­жен был иг­рать Кон­стан­тин Ха­бен­ский, ко­то­рый, од­на­ко, из-за на­чав­ших­ся про­блем дал сма­нить се­бя в «Ад­ми­ра­ла». Ав­то­ры кар­ти­ны вы­шли из по­ло­же­ния, при­гла­сив на глав­ную роль Вла­ди­ми­ра Епи­фан­це­ва (ко­му-то он из­ве­с­тен ро­лью в лен­те «Жи­вой», ко­му-то – как ре­жис­сёр трэ­шэ­во­го ро­ли­ка «ТАЙД, или От­ру­ба­ние го­ло­вы»). Увы, как ак­тёр Епи­фан­цев го­раз­до сла­бее Ха­бен­ско­го. Не по­ра­до­вал и Ан­д­рей Фо­мин (Мор­ко­вин) – на­руж­ность под­хо­дя­щая, а иг­ра ни­чем осо­бен­ным не за­по­ми­на­ет­ся. Уда­лась, на мой взгляд, толь­ко од­на глав­ная роль – Аза­дов­ско­го. Ми­ха­ил Еф­ре­мов ве­ли­ко­леп­но изо­б­ра­зил раз­вра­щён­но­го не­ждан­ной вла­с­тью ог­ра­ни­чен­но­го че­ло­ве­ка.

Уди­ви­тель­но, но «вы­тя­ну­ли» кар­ти­ну ис­пол­ни­те­ли вто­ро­го пла­на. Хо­рош и ес­те­ст­ве­нен Сер­гей Шну­ров, в сов­ме­ст­ных сце­нах за­мет­но пе­ре­иг­ры­ва­ю­щий Епи­фан­це­ва. Алек­сандр Гор­дон, ко­то­рый роль Ха­ни­на по­лу­чил, ка­за­лось бы, по ка­ко­му-то не­до­ра­зу­ме­нию, сы­г­рал пре­крас­но и пре­вра­тил сво­е­го пер­со­на­жа в эта­ко­го ци­нич­но­го, но ле­ни­во­го, вя­ло-сар­до­ни­че­с­ко­го Ме­фи­с­то­фе­ля от рек­ла­мы. Осо­бой по­хва­лы за­слу­жи­ва­ет смач­но и ве­се­ло изо­б­ра­зив­ший Са­шу Бло по­кой­ный Ро­ман Трах­тен­берг. Вла­ди­мир Мень­шов (Фар­сей­кин) – сам по се­бе знак ка­че­ст­ва. Осо­бен­но за­пом­ни­лась Ама­лия Морд­ви­но­ва – она уму­д­ри­лась так здо­ро­во изо­б­ра­зить про­жжён­ную и ци­нич­ную, все­го на­ви­дав­шу­ю­ся ба­рыш­ню (со­би­ра­тель­ный жен­ский об­раз 90-х го­дов!), что её трёх­ми­нут­ное по­яв­ле­ние на эк­ра­не за­по­ми­на­ет­ся так же хо­ро­шо, как глав­ная роль Епи­фан­це­ва или Фо­ми­на.

Ре­на­ту Лит­ви­но­ву адек­ват­но оце­нить, к со­жа­ле­нию, труд­но, так как её эпи­зо­ды из раз­ря­да – «по­хло­пать гла­за­ми и по­улы­бать­ся». Един­ст­вен­ная не­удач­ная ра­бо­та вто­ро­го пла­на – Ма­лю­та. Иг­рать это­го пер­со­на­жа, ко­то­рый в ро­ма­не опи­сы­ва­ет­ся как «здо­ро­вый жлоб в по­тёр­том джин­со­вом ко­с­тю­ме», до­ста­лось щуп­ло­му Ива­ну Ох­ло­бы­с­ти­ну. Ему за­чем-то при­кле­и­ли ок­ла­ди­с­тую ку­пе­че­с­кую бо­ро­ду, на­би­ли мно­же­ст­во та­ту­и­ро­вок и оде­ли под ка­ко­го-то ро­ке­ра 70-х го­дов. Свои реп­ли­ки Ох­ло­бы­с­тин про­из­но­сит вы­пу­чив гла­за и слег­ка под­вы­вая. В ре­зуль­та­те всех этих ме­та­мор­фоз ки­нош­ный Ма­лю­та сво­им внеш­ним ви­дом и ма­не­рой ре­чи в од­них сце­нах на­по­ми­на­ет уку­рен­но­го по­жи­ло­го бай­ке­ра, в дру­гих – при­дур­ко­ва­то­го гус­ля­ра из рек­ла­мы «Пя­тё­роч­ки».

Во­об­ще, ав­то­ры филь­ма не­мно­го не уло­ви­ли под­вод­ные те­че­ния пе­ле­вин­ско­го тек­с­та, не по­няв, что нуж­но при­ни­мать все­рьёз, а к че­му от­не­с­тись с иро­ни­ей. Мож­но дол­го спо­рить о том, есть ли во­об­ще в ро­ма­не ме­с­та без под­во­ха, но, на­при­мер, сце­на гал­лю­ци­на­ций Та­тар­ско­го, или его вос­хож­де­ние на зик­ку­рат-не­до­ст­рой, или лек­ция Че Ге­ва­ры яв­но пи­са­лись Пе­ле­ви­ным с фи­гой в кар­ма­не. И эту фи­гу ре­жис­сёр уму­д­рил­ся не за­ме­тить, эк­ра­ни­зи­ро­вав все эти эпи­зо­ды с боль­шой до­лей се­рь­ёз­но­с­ти. Вре­ме­на­ми лен­та на­по­ми­на­ет не то «Код да Вин­чи», не то Бог зна­ет что ещё.

На этой се­рь­ёз­но­с­ти и бе­реж­ном от­но­ше­нии к кни­ге со­зда­те­ли кар­ти­ны и по­го­ре­ли. Сто­и­ло бы про­явить мень­ше пи­е­те­та к ис­ход­но­му тек­с­ту и по­пы­тать­ся са­мо­сто­я­тель­но раз­вить сю­жет. Ведь в тех слу­ча­ях, ког­да ре­жис­сёр пы­та­ет­ся это де­лать, у не­го по­лу­ча­ет­ся сов­сем не­пло­хо – че­го сто­ит, к при­ме­ру, эпи­зод с шо­фё­ром Ко­лей Смир­но­вым (Ан­д­рей Па­нин), ко­то­ро­го де­ла­ют пре­мьер-ми­ни­с­т­ром вза­мен от­прав­лен­но­го в от­став­ку Ки­ри­ен­ко. Ав­то­ры про­зрач­но и до­воль­но ос­т­ро­ум­но на­ме­ка­ют на Пу­ти­на: «од­но­вре­мен­но за­пу­с­ка­ем рек­лам­ную кам­па­нию вод­ки Смир­нофф». Впро­чем, ес­ли бы ро­ман вы­шел по­сле 1999 го­да, в нём на­вер­ня­ка бы­ло бы что-то по­доб­ное от са­мо­го Пе­ле­ви­на. Дру­гой от­се­бя­ти­ны ре­жис­сёр се­бе не поз­во­ля­ет, а жаль. В ре­зуль­та­те на вы­хо­де – не­пло­хой фильм, но не пред­став­ля­ю­щий из се­бя ни­че­го боль­ше­го, чем про­сто пе­ре­сказ ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния – ме­с­та­ми удач­ный, ме­с­та­ми не очень. 


Андрей ТАРНАВСКИЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования